Статусно ролевой концепции личности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Анализ социальной и социально-психологической структуры личности показывает обусловленность деятельности личности не только внешними факторами, но и внутренними личностными установками, в связи с этим встает задача более детального анализа деятельностной сущности личности, которая проявляется прежде всего в выполнении личностью различных социальных функций. Оценка функций личности всегда дифференцирована, хотя роль уравнительных подходов к оценке деятельности личности усиливается в критические периоды жизни государств. Обеспечение равной ценности каждой личности – важнейший признак цивилизованности, гуманности и социальной справедливости общества.

В ролевой концепции личности используются понятия "социального статуса" (положения в социальной структуре) и связанные с ним требования или "ролевые предписания".

Понятие "социальная роль" было выработано в начале 20 века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее – Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и т.д. В России эту концепцию разрабатывали И.С, Кон, В.А. Ядов.

Понятия "социальная роль" и игра отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям, феномены отчуждения и конформизма. Исследуя соответствие индивидуальной мотивации общественным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предписанных им правил, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. Как у В. Шекспира:

Весь мир – театр

В нем женщины, мужчины – все актеры

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, поэтому приходится приспосабливаться, то есть играть роль. Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами. Различают два типа социальных ролей (например, Т. Шибутани) – конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга.

Роль означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требования должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. Следовательно, и понятие "Я" представляет собой структурную единицу личности, концептуализацию опыта, который получает человек, выполняя определенные роли.

Важнейшее значение имеет вопрос о механизме усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с социальной действительностью, т.е. о том, как роль формулирует "Я".

Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности и нередко порождает конформизм. Ролевая концепция многое объясняет в социологии личности, но от нее нельзя требовать целостного представления о всей совокупности социальных функций индивида.

При анализе личности и ее места в обществе часто используется понятие "социальное положение". Если это понятие соотносить с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения, что выражает лишь принадлежность личности к той или иной общности и через нее к обществу.

Социальную роль личности в единстве с ее социальным положением наиболее полно и объемно выражает понятие "социальный статус личности", которое соединяет функциональную и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и их оценка другими людьми, обществом.

Обычно социальный статус личности связывается с ее правами и даже с привилегиями, но к этому он не сводится. Социальный статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, награды, звания), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

Проблема социального статуса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если социальный статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.

В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом; такие люди пессимистичны, не уверены в себе. Высокая самооценка, наоборот, связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, оптимизмом. Исходя из этого есть смысл ввести понятие статусной самооценки как сущностной черты целостной личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:

· Индивид (как единичный представитель чего-либо целого)

· Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства).

· Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии).

Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек. )

Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.

Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.

Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.

Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2. Вторичная социализация:

· профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

· включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

· пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

1. Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

2. Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

3. Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 88202
Количество таблиц: 9
Количество изображений: 0

3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества.

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.

Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.

Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;

4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный социальный статус. Социальный статус— это позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, социальных манипуляций, которые должны быть ему представлены для осуществления деятельности. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика. Но при этом следует иметь в виду, что статус “учитель” имеет смысл только по отношению к статусу “ученик”, а не по отношению к врачу, пассажиру или продавцу.

Каждый человек может иметь множество статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Она — женщина, жена, мать, сестра, человек средних лет, врач, русская и т.д. Совокупность всех статусов, занимаемых человеком, называется статусным набором. Но чаще всего из набора только один определяет положение человека в обществе. Этот статус называют главным. Главный статус — это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Чаще всего такой статус связан с должностью по основному месту работы (депутат, юрист, врач, рабочий и т.д.).

Социологи отличают предписываемые и достигаемые статусы. Предписываемым называется статус, в котором человек рожден. Этот статус навязан обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности. К нему относятся пол, национальность, раса, место рождения, семья. Достигаемым называется статус, приобретенный усилиями самого человека в результате его свободного выбора. Таковы статусы студента, футболиста, мужа, банкира. В ряде случаев индивид может иметь статус, сочетающий черты двух указанных выше статусов. Такой статус называют смешанным. Допустим статус инвалида или безработного, если человек потерял работу не добровольно, а в результате массового сокращения. Предписываемый, достигаемый, смешанный статусы относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное количество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, участника демонстрации, читателя, телезрителя и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудноопределимы, скажем, статус телезрителя. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения. Так, статус юриста определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус обедающего в столовой или пешехода? Конечно же нет.

Не менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее сторона, как социальная роль. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий конкретный статус. Ее можно определить как наиболее шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных данному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей. Ожидания могут как-то фиксироваться, и они становятся социальными нормами. Статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры, т.е. это ожидание логических, внутренне связанных друг с другом поступков. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие.

С одним и тем же статусом обычно связано выполнение нескольких или даже многих социальных ролей. Так, статус университетского профессора предполагает выполнение таких разных ролей, как преподаватель, наставник, исследователь, автор научных статей и учебников, а в ряде случаев еще и администратор (ректор, декан, заведующий кафедрой и др.). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, прием экзаменов, проверка курсовых и т.д. Вторая является, скорее, неформальной ролью мудрого советчика.

В процессе осуществления социальных ролей личности могут возникать определенные трудности (“ролевые напряжения”) и даже конфликты (“ролевые конфликты”). Ролевое напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. В жизни не так уж редко приходится наблюдать за тем, когда бывший школьник оказывается неподготовленным к выбору профессии, выполнению роли работающего, абитуриент — к выбору вуза и к роли студента, работающий — к роли пенсионера.

Ролевые конфликты — проявление более острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одой роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Наглядным примером конфликта между ролями может служить ситуация, когда женщина приходит к выводу о несовместимости ее трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; или когда студент оказывается в положении, не позволяющем ему совмещать учебу и работу вне вуза.

Социальный статус личности Это положение человека в обществе, характеризующееся функциями, правами и обязанностями.

Все мы выполняем определенные функции в разных сферах своей жизни. Статус врача значим с позиции пациента, заведующего больницей и т.д. Обязанности существуют для того, чтобы человек надлежащим образом выполнял свои социальные функции. Социальная роль не может полностью определять модель поведения, поскольку ее реализация также тесно связана с характером индивида.

Статусный набор личности

Статусный набор личности
Это совокупность статусных позиций.

Один и тот же человек может одновременно являться сыном, мужем, россиянином и военнослужащим. В рамках статусного набора личности выделяются следующие составляющие:

  • предписанный статус – статус, получаемый нами с момента появления на свет. К нему относится все, что связано с врожденными характеристиками (пол, национальность);
  • достигаемый статус – статус, приобретаемый человеком вследствие усилий или удачного стечения обстоятельств (супруг, хирург);
  • смешанный статус – статус, имеющий признаки предписанного и достигаемого, то есть, тот, который человек получил не в момент рождения и не по собственному желанию (безработный, инвалид вследствие автомобильной аварии);
  • главный статус. В современном обществе он чаще всего определен профессиональной сферой, в которой задействован человек, или его основными занятиями (обладатель Нобелевской премии).

Представление о социальной роли

Социальная роль – это предполагаемое поведение индивида, обладающего определенным социальным статусом в обществе.

Социальная роль взаимосвязана с:

  • ролевыми ожиданиями – то, что ожидают от роли;
  • ролевым поведением – то, что индивид осуществляет в рамках своей роли.

Любую социальную роль описывают следующие характеристики (Т. Парсонс):

  • способ получения,
  • уровень эмоциональности,
  • степень формализации,
  • масштаб проявления,
  • мотивация.

Ролевые конфликты

Ситуация, при которой один и тот же человек выполняет несколько ролей, неизбежно приводит к возникновению ролевого напряжения, т.е. сложностей, возникающих вследствие неудачного выполнения роли.

Выделяются 2 вида ролевых конфликтов:

  1. Ролевой конфликт между ролями. Он возникает в том случае, когда успешное выполнение одной социальной роли приводит к снижению качества выполнения другой социальной роли. Например, мужчина, обеспечивающий семью и, вследствие загруженности на работе, мало времени проводящий с детьми, успешно справляется с ролью профессионального работника и с трудом выполняет роль мужа и отца.
  2. Ролевой конфликт в рамках одной роли. Он возникает в случае конфликта интересов. Например, честность и порядочность могут конфликтовать с желанием заработать легкие деньги. В таких ситуациях может возникнуть внутренний стресс.

Престиж и авторитет

Способы разрешения ролевых конфликтов

Существуют защитные механизмы, с помощью которых решаются межролевые и внутриролевые конфликты.

  1. Рационализация – метод, который скрывает конфликт с помощью поиска негативных сторон недостижимой социальной роли. Например, абитуриент, который не смог поступить в вуз своей мечты, объясняет это неадекватными требованиями вступительных испытаний.
  2. Разделение ролей – метод, выражающийся во временном отсутствии функционирования одной социальной роли. Например, военный врач, который находится в горячей точке, и от которого скрывают проблемы, возникшие у него в семье.
  3. Регулирование ролей – способ полного отказа от ответственности за совершенное действие, перекладывание вины на большие социальные группы.

Данные бессознательные и осознанные механизмы позволяют личности избежать неприятные последствия внутриролевых и межролевых конфликтов. Итак, человек, являясь социальным существом, выполняет разные социальные роли, взаимодействуя с различными социальными группами. В результате становятся неизбежными ситуации конфликтов, грамотное решение которых позволит успешно реализовывать сразу несколько социальных ролей.

Представление о социальном статусе

Определение 1
Социальный статус – это положение человека в обществе, предусматривающая выполнение им определенных обязанностей и предоставления конкретных прав.

Социальный статус включает в себя роли-функции, выполняемые человеком в конкретной социальной общности, связи, системе. В разных социальных группах один и тот же индивид обладает разными статусами.

Личность обладает широким набором статусов: возраст, пол, семейное положение, должность, профессия, национальность, материальное положение, религиозность, политическое влияние.

Благодаря социализации социальный статус может изменяться, могут появляться новые статусы, а, соответственно, и роли.

Иерархия статусов предусматривает конкретный социальный ранг, которому соответствуют свои социальные роли:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Противоречия внутригрупповой или межгрупповой иерархии ведет к несовпадению статусов, что возможно если:

  • личность в одной группе находится на высоком статусном ранге, а в другой – на низком;
  • права и обязанности одного статуса препятствуют выполнению или нарушают права и обязанности другого статуса.

Как написать курсовую работу по логопедии

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Читайте также: