Договор по открытому небу 1992 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Статья I. Общие положения
  • Статья II. Определения
  • Статья III. Квоты
  • Статья IV. Аппаратура наблюдения
  • Статья V. Выделение самолета
  • Статья VI. Выбор самолета наблюдения, общие положения применительно к проведению наблюдательных полетов и требования к планированию миссии
  • Статья VII. Транзитные полеты
  • Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации
  • Статья IX. Данные, полученные с аппаратуры наблюдения во время наблюдательных полетов
  • Статья Х. Консультативная комиссия по открытому небу
  • Статья XI. Уведомления и отчеты
  • Статья XII. Ответственность
  • Статья XIII. Назначение персонала. Привилегии и иммунитеты
  • Статья XIV. Бенилюкс
  • Статья XV. Срок действия и выход из Договора
  • Статья XVI. Поправки и периодическое рассмотрение Договора
  • Статья XVII. Депозитарии, вступление в силу и присоединение
  • Статья XVIII. Временное применение и поэтапное осуществление настоящего Договора
  • Статья XIX. Аутентичные тексты
  • Приложение А. Квоты и максимальные дальности полета
    • Раздел I. Выделение пассивных квот
    • Раздел II. Первое распределение активных квот для наблюдательных полетов
    • Раздел III. Максимальные дальности полета наблюдательных полетов
    • Раздел I. Техническая информация
    • Раздел II. Аннотирование данных
    • Раздел I. Общие положения
    • Раздел II. Проверка на земле
    • Раздел III. Проверка в полете
    • Раздел IV. Отчет об освидетельствовании
    • Приложение Е. Добавление 1
      • Раздел I. Назначение объектов
      • Раздел II. Пункты въезда, пункты выезда, аэродромы открытого неба, точки входа, точки выхода, аэродромы дозаправки и проверочные миры
      • Раздел I. Предполетная инспекция самолета наблюдения и аппаратуры наблюдения наблюдающей Стороны
      • Раздел II. Предполетная инспекция аппаратуры наблюдения наблюдаемой Стороны
      • Раздел III. Демонстрационные полеты
      • Раздел I. Бортконтролеры и летные представители
      • Раздел II. Представители
      • Раздел I. Информация об оборудовании для обработки фотопленки, множительном оборудовании и фотопленках
      • Раздел II. Контроль за обработкой фотопленки и изготовлением копий
      • Раздел I. Общие положения
      • Раздел II. Ежегодное рассмотрение активных квот
      • Раздел III. Чрезвычайные наблюдательные полеты
      • Раздел IV. Дополнительные области применения режима открытого неба

      Договор
      по открытому небу
      (Хельсинки, 24 марта 1992 г.)

      ГАРАНТ:

      О прекращении выполнения грузинской стороной обязательств в отношении России по настоящему Договору см. заявление МИД России от 16 апреля 2012 г.

      См. комментарий к положениям настоящего Договора

      См. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в группе государств-участников Договора по открытому небу (Минск, 21 февраля 1995 г.)

      Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно Государствами-участниками или индивидуально - Государством-участником,

      напоминая об обязательствах, которые они приняли на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в отношении содействия большей открытости и транспарентности в их военной деятельности, а также упрочения безопасности через меры укрепления доверия и безопасности,

      приветствуя исторические события в Европе, которые переменили ситуацию в области безопасности от Ванкувера до Владивостока,

      преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,

      признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

      отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

      предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды,

      стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий Государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного Государства-участника или групп Государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

      отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба Государствам, не участвующим в нем,


      Цель: Развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности путем создания режима открытого неба, применительно к наблюдению с воздуха.


      Задачи: Совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в рамках обязательств, принятых сторонами на себя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.


      В Договоре предусматривается возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль состояния окружающей среды, урегулирование кризисных ситуаций, предотвращение конфликтов и др.).

      В эти дни у всех на слуху оказался международный Договор по открытому небу 1992 года, из которого США вышли в одностороннем порядке. На своем сайте МИД России популярно объяснил, в чем суть этого международно-правового документа с огромным количеством технических параметров, который был призван повысить доверие в военной области среди стран-участниц (а их было 34) за счет наблюдательных полетов разведывательных летательных аппаратов без оружия на борту.

      Правда ли, что Договор был больше выгоден российской стороне? На Смоленской площади напоминают, что прошло девять лет, прежде чем РФ его ратифицировала, на чем как раз настаивали страны Запада. "Открытие нашей территории для наблюдения с воздуха было очень непростым решением, тем более что Россия обязана принимать значительно большее число полетов, чем любое другое государство-участник", - отмечают в МИД. За все время действия этого соглашения наша страна приняла более 500 наблюдательных миссий. При этом США проводят самостоятельно или вместе с партнерами фактически в два раза больше полетов над Россией, чем Россия над США. В год Вашингтон допускает примерно 5-6 пролетов российской авиации над своей территорией.

      Фото: AP Photo/Gene J. Puskar

      Примечательно, что договор позволяет заинтересованным странам обмениваться чувствительной информацией, в том числе полученной над российскими объектами. При этом "страны НАТО друг над другом не летают, и нам приобрести соответствующие материалы не у кого", отмечают в дипведомстве. Однако Москва всегда настаивала на пользе Договора для всех, кто его подписал и ратифицировал.

      МИД прокомментировал и заявления госсекретаря США Майка Помпео о том, что для наведения своего высокоточного оружия Россия якобы осуществляет с воздуха аэросъемку "критической инфраструктуры" США и стран ЕС. В Москве напомнили, что в свое время именно американцы настояли на том, чтобы для наблюдательных полетов была доступна целиком, без изъятий, территория каждой страны - с прицелом изначально на разведку над СССР, а затем РФ. "Что касается США, то поверьте, в ходе своих наблюдательных полетов над Россией они фотографируют не только парки и пляжи, но и немалое число других объектов, в том числе гражданской инфраструктуры. Наверное, Вашингтон мог бы поделиться соответствующим перечнем, заодно освежив его в своей памяти", - напомнили в МИД.

      В МИД рассказали о режиме полетов над Калининградской областью, к которому есть претензии у американской стороны. В министерстве напомнили, что право совершать наблюдательные полеты с аэродрома открытого неба Кубинка на дальность до 5500 километров западные партнеры использовали в 2012-2014 годах для полетов именно над Калининградской областью, которую "многократно пересекали вдоль и поперек". К слову, это создавало серьезные проблемы для функционирования международного аэропорта Храброво. Переговоры об оптимизации формата успехов не принесли, поэтому РФ была вынуждена установить максимальную дальность для полетов над своим самым западным регионом в пределах 500 километров. Однако условий договора это требование не нарушало, как и не снижало эффективности наблюдений. Кроме того, в МИД напомнили, что США первыми ввели такой режим в отношении своего полуэксклава - Аляски.

      Другие подробности о Договоре, который вызвал бурную дискуссию в среде военных и гражданских специалистов по обе стороны Атлантики, можно прочитать на сайте российского МИД.

      Самолет специального назначения Ту-214ОН Andrey 69/Shutterstock/FOTODOM

      ТАСС-ДОСЬЕ. 22 ноября 2020 года завершается процесс выхода США из Договора по открытому небу (ДОН).

      История подписания

      Договор по открытому небу (ДОН, Treaty on Open Skies) предоставляет право его участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью. И хотя он не лимитирует и не запрещает каких-либо категорий вооружений, он в значительной степени способствует прозрачности и укреплению доверия в трансатлантической системе.

      Предложение обмениваться военной информацией и проверять ее путем взаимной аэрофотосъемки территорий впервые было озвучено президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Эйзенхауэр считал, что "эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения". Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР). Весной 1989 года президент США Джордж Буш (старший) предложил руководству стран НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве (Канада) и Будапеште (Венгрия). Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

      21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован. 24 марта 1992 года в Хельсинки его подписали представители 27 стран - членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (европейские государства, а также США и Канада; с 1995 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

      Участники

      До настоящего момента участниками договора были 34 из 57 стран ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

      Основные положения

      Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников. Предусмотрена возможность расширения его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

      Маршрут полета самолета наблюдения должен проходить не ближе десяти километров от границы прилежащего государства, которое не является участником соглашения. Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

      Квоты

      Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных, когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных, когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии было по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины - по 12 полетов. Самая малая квота - два - у Португалии. При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США - более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

      Самолеты, аэродромы

      Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств ДОН, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных Договором. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Предусмотрена возможность использования самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская область), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

      Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, США - Boeing OC-135B Open Skies.

      Запрет на полеты

      Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и так далее Договором не предусмотрена. Однако, согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту. Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

      Консультативная комиссия

      С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу (ККОН) со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу. Согласно ДОН раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению выполнения этого документа. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая - в июне 2010 года, третья - в июне 2015 года, четвертая - в октябре 2020 года.

      Выполнение

      Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения Договора. Ежегодно над территориями стран-участниц совершалось около ста инспекционных полетов.

      В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии.

      Взаимные претензии США и России

      США на протяжении нескольких лет обвиняли Россию в нарушении ряда условий документа, в частности в ограничении наблюдательных полетов над Калининградской областью в 500 км и в 10-километровой зоне вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. Россия объясняет ограничение над Калининградской областью тем, что из-за длительных полетов в рамках ДОН все воздушное пространство области перекрывается для гражданской авиации. Что касается Абхазии и Южной Осетии, то РФ признает их независимыми государствами, в связи с чем, по соглашению, в 10 км от границы с ними полеты запрещены. Другие страны считают их территорией Грузии, таким образом это вопрос международных отношений, и он не может рассматриваться как нарушение ДОН. В свою очередь Москва выдвигает претензии Вашингтону в усложнении процедуры согласования полетов над территориями Соединенных Штатов в Тихом океане, ограничения для наблюдательных полетов над Алеутскими и Гавайскими островами.

      Выход США из ДОН

      21 мая 2020 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора (согласно ДОН она занимает полгода). Европейские участники ДОН выразили сожаление в связи с этим решением. В совместном заявлении от 23 мая 2020 года 11 западноевропейских стран подчеркнули, что Договор является "важнейшим элементом системы укрепления доверия, которая была создана в последние десятилетия в целях повышения прозрачности и безопасности в евро-атлантическом регионе". О приверженности документу заявили Германия, Франция, Великобритания.

      Российская сторона указывает, что после выхода США, участниками ДОН остаются страны, входящие в НАТО, что позволяет Вашингтону получать информацию от них. В то же время России будет запрещено осуществлять инспекции над территорией США. В связи с этим в МИД РФ заявили, что Россия будет определять свою линию в отношении соглашения с учетом заявлений и действий других его участников.

      Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

      К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

      Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

      В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

      Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

      34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

      Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

      преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,

      признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

      отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

      предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

      отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

      Статья I. Общие положения

      1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

      2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…




      Статья III. Квоты

      Раздел I. Общие положения

      1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

      2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

      3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

      4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

      5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

      6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

      9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

      Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

      Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

      1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

      Статья XV. Срок действия и выход из договора

      1. Настоящий Договор является бессрочным…

      (Хельсинки, 24 марта 1992 г.)

      Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

      К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

      Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

      В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

      Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

      34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

      Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

      преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,

      признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

      отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

      предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

      отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

      Статья I. Общие положения

      1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

      2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…

      Статья III. Квоты

      Раздел I. Общие положения

      1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

      2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

      3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

      4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

      5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

      6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

      9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

      Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

      Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

      1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

      Читайте также: