Нормативный подход бине кратко

Обновлено: 02.07.2024

Значительный вклад А. Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми. Для составления норм психического развития А. Гезелл ввел в детскую психологию лонгитюдный метод – продолжительное изучение одних и тех же детей на разных этапах их развития. На основе составленных норм А. Гезелл разработал систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Он проводил систематические сравнительные исследования нормы и патологии развития; одним из первых в психологии использовал метод близнецов для анализа закономерностей психического развития.

Отметим, что возрастные изменения детей А. Гезелл объяснял наследственным фактором, т. е. он оставался в рамках биологизаторского направления. Но его подход к детской психологии как нормативной дисциплине важен и для современной психологии. Проблемы нормы и патологии развития, разработки конкретных нормативов психического развития детей на разных этапах жизни имеют важное практическое значение для различных сфер социальной практики (здравоохранения, образования).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Приложение Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи

Приложение Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка – взрослыми людьми. Формирование диалогической речи – важнейшая программная

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4

Формы работы по развитию речи

Формы работы по развитию речи В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной

Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками

Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагает решение следующих задач:• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к

Педагогический подход

Педагогический подход Прошли те времена, когда нерадивые учителя, зачастую негуманными методами, пытались унифицировать ребенка, переучивая с левши на правшу, что, по сути, ломало базовую картину мира в голове человека. Ведь левша – это не просто рука, которой удобнее

Задачи и содержание работы по развитию речи с детьми раннего возраста

Задачи и содержание работы по развитию речи с детьми раннего возраста Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает

Как ношение ребенка способствует умственному развитию

Как ношение ребенка способствует умственному развитию Чтобы помочь мозгу расти и развиваться, окружающий мир заставляет нервы разветвляться, соединяясь с другими нервами. Ношение ребенка родителями помогает развивающемуся мозгу ребенка создавать правильные связи.

Как помочь речевому развитию

Как помочь речевому развитию Языку, как и чувству юмора, нельзя научить – его можно только схватить. Вы не учите ребенка говорить напрямую. Вы наполняете его уши правильными звуками, и ребенок проникается сознанием, что говорить – это интересно. Тогда овладение речью

Подход врача

Подход врача Сцена с пылающим ребенком и паникующей матерью разыгрывается в жизни врача несколько раз за день. Попробуйте посмотреть на вещи из-за стетоскопа врача и увидеть высокую температуру с его точки зрения. Высокая температура – это всего лишь симптом, который

Пошаговый подход к снижению температуры у ребенка

Пошаговый подход к снижению температуры у ребенка Снижать температуру у ребенка – все равно что охлаждать воздух в доме. Предположим, у вас в доме слишком жарко. Прежде всего вы распахиваете окна, чтобы выпустить лишнее тепло наружу. Именно так вы охлаждаете тело своего

Идеи по развитию мотивации


Вы здесь: Глава 2. Основные подходы к исследованию психики и личности человека Тема 1. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка

Тема 1. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка

1. Биогенетический принцип в возрастной психологии.

2. Нормативный подход к исследованию детского развития.

3. Отождествелие научения и развития.

4. Теория трех ступеней детского развития.

5. Концепция конвергенции двух факторов развития.

6. Концепции внутренних причин психического развития.

1. Биогенетический принцип в возрастной психологии

Попытки объяснить процесс детского развития всегда были обусловлены общим уровнем развития психологических знаний. От описательной науки, какой возрастная психология была вначале, она переходила к настоящему причинному объяснению процесса развития.

Большое влияние на возникновение первых концепций возрастного развития оказала теория Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов психического развития.

К числу ранних психологических теорий относится теория концепции рекапитуляции. Э Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Стенли Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Холл считал, что страхи, которые испытывает ребенок во сне ‑ это атавизм, что игра ребенка ‑ это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций, он также предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которое проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Эти положения С. Холла, естественно вызвали критику у многих психологов. Так, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что взрослый человек ‑ это вполне созревший индивид, который вступает с природой в совсем другие отношения, нежели ребенок. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. В концепции С. Холла впервые была сделана попытка показать, что между истерическим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Теория рекапитуляции не долго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников ‑ А. Гезелла и Л. Термена.

2. Нормативный подход к исследованию детского развития

Л. Термен в 1916 году стандартизировал тесты А. Бине на американских детях, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в возрастную психологию состоит в том, что они положили начало становлению возрастной психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснений возрастных изменений.

Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х годов (Е. Макоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже получили свое продолжение в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, Дж. Флейвелл, Б. Уайт и др.).

3. Отождествление научения и развития

Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некое элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из множества которых может быть построена сложная система нашего поведения.

Позднее всего американские ученые обратились к анализу ориентировочного рефлекса как необходимого условия выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов. В 50 – 60-е- годы значительное влияние на эти исследования оказали работы советских психологов, и особенно исследования Е.Н. Соколова и А.В. Запорожца. Большой интерес вызвало изучение таких свойств стимула, как интенсивность, сложность, новизна, цвет, неопределенность и др., выполненное канадским ученым Д. Берлайном. Однако Д. Берлайн рассматривал ориентировочный рефлекс именно как рефлекс ‑ в связи с проблемами нейрофизиологии мозга, а не с позиций организации и функционирования психической деятельности, с позиций ориентировочно-исследовательской деятельности.

4. Теория трех ступеней детского развития

Австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития, вкачестве которых выступали инстинкт, дрессура, интеллект, связав их не только с развитием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

К Бюлер никогда не причислял себе к биогенетистам. В его работах можно найти даже критику биогенетической концепции. Однако его взгляды ‑ еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. Как подчеркивал Л.С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка.

5. Концепция конвергенции двух факторов развития

Спор психологов о том, что предопределяет развитие ‑ наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. Ее автор В. Штерн считал, что психическое развитие ‑ это не просто проявление врожденных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн отдавал предпочтение факторам среды, поскольку предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях. Тем не менее, В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее осваивает среду, тем больше условий для разворачивания наследственных факторов.

Следовательно, за проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития, чаще всего скрывалось предпочтение фактора наследственной предрасположенности. Весь процесс развития характеризовался как процесс адаптации, приспособления к среде.

6. Концепции внутренних причин психического развития

Швейцарский психолог Жан Пиаже ‑ один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Как известно, психологи этого направления изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития человека является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память.

Для представителей генетического направления важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж. Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Работы Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и самому себе.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма с окружающей средой. Эта активность представляет собой необходимое условие развития, так как схема окружающего не дается в готовом виде, нет ее и в окружающем мире. Схема мира вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы ‑ ассимиляцию и аккомодацию. В качестве примера ассимиляции Пиаже приводил игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, которыми ребенок владеет, с другой, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремиться к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается только в подростковом возрасте, на уровне формальных операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того, можно говорить о деятельностной природе интеллекта. Ребенок познает окружающую реальность, объекты, существующие независимо от него. И чтобы познать объекты, он их трансформирует ‑ производит действия с ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями.

Современник Ж. Пиаже и его постоянный оппонент, французский психолог Анри Валлон высоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к описанию психики, и было предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития. А. Валлона привлекали проблемы превращения действия в сознание.

Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий, в основе которой лежит структурная перестройка психики, при этом перестраиваются не только отдельные психические процессы (например, ведущая роль переходит от движения к мышлению), но личность ребенка в целом. Развивающее воздействие внешнего мира преломляется ребенком в его переживаниях, т.е. связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями. Таким образом, с точки зрения А. Валлона, ребенок становится способен к психической жизни благодаря эмоциям.

Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка.

Другой большой переход в онтогенезе психики ‑ это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается субъектом.

На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. Реакции ребенка должны быть поняты, дополнены, объяснены взрослым. Поэтому, считает А. Валлон, человек есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

Французский психолог Рене Заззо исследовал проблемы факторов, условий, этапов психического развития ребенка. Активный сторонник лонгитюдного метода, являясь одновременно учеником и А.Валлона и А. Гезелла, он исследовал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он полагал, что эти факторы не являются противоположными друг другу: благодаря своей наследственности человек создает среду; среда же дает наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

Рене Заззо сформулировал три основных положения о взаимодействии факторов наследственности и среды. Первое положение состоит в утверждении, что человеческий род имеет одновременно самую богатую наследственность и самую большую пластичность (обучаемость). Детерминирующие влияния наследственности и среды достигают максимума у маленького ребенка; в процессе роста эти факторы не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются в единое целое.

Второе положение состоит в указании на необходимость строго отличать проблему наследственности и среды от проблемы индивидуальных различий. Отдельные индивиды и даже целые группы людей различаются между собой в отношении интеллекта, характера и других психологических черт. Какую роль играют в определении этих различий наследственность и среда? Согласно Р. Заззо, на этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как не существует универсальной формулы взаимодействия наследственности и среды; оно (взаимодействие) бесконечно изменчиво.

Третье положение касается иерархизированного разнообразия окружающих условий, которые участвуют в психологической детерминации каждого индивида. Среда осуществляет свое влияние на трех уровнях:

среда – это и общая ситуация, в которой развивается индивид (социальные, экономические, культурные условия);

среда – это ближайшее окружение ребенка, в первую очередь семья, через которую оказывает свое влияние и социальная сфера;

наконец, среда – это отношение самого ребенка к окружающему, которые формируются с раннего детства.

Р. Заззо все развитие ребенка разделяет на этапы. Первые три года жизни анализируются им на основе строгих физических и психических критериев, выделенных А. Валлоном. Он использует данные о развитии мышления, эмоциональной сферы, моторики и т.д. Вместе с тем он стремится сочетать психологическое изучение эволюции детского поведения с анализом хода органического созревания ребенка. Последующие этапы психического развития выделяются на основе критериев, заимствованных из практики школьного обучения.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии (Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга, X. Вернера и др.).

2. Дайте письменный ответ на вопросы: а) какие стадии интеллектуального развития выделил Ж. Пиаже; б) в чем суть феномена Пиаже.

3. В чем суть психоаналитических теорий детского развития. Дайте подробное описание теории детского развития З. Фрейда, развития классического психоанализа в работах А. Фрейд, а также опишите эпигенетическую теорию развития личности Эрика Эриксона.

6. Составьте таблицу современных теорий психического развития человека со следующими разделами: название теории, авторы теории, основные идеи теории, положительные стороны теории, отрицательные стороны (критика).

Список предлагаемой литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. ‑ Т.1. ‑ М., 1983.

2. Давыдов В.В.. Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. ‑ 1981. ‑ №12.

З. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. Равич-Щербо И.В. ‑ М., 1988.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‑ СПб., 1999.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. ‑ М., 1999.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. ‑ М., 1995.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

А. Бине - основатель экспериментальной психологии и первой во Франции лаборатории по исследованию мышления. Создание шкалы для измерения уровня интеллекта. Развитие педагогической психологии; разработка методики определения умственного развития ребенка.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.09.2013
Размер файла 48,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

Подход А. Бине к диагностике интеллекта

1. Показать свои глаза, нос, рот.2. Повторить предложение длиной до шести слогов.3. Повторить по памяти два числа.4. Назвать нарисованные предметы.5. Назвать свою фамилию.

1. Назвать свой пол.2. Назвать несколько показываемых предметов.3. Повторить ряд из трех однозначных чисел.4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи).

1. Сравнение (попарно) тяжести (3-12 г, 15-5 г, 3-12 г)2. Срисовать квадрат.3. Повторить слово из трех слогов.4. Решить головоломку.5. Сосчитать четыре предмета.

1. Определить время дня.2. Назвать назначение нескольких предметов обихода.3. Срисовать ромб.4. Сосчитать тридцать предметов.5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания).

1. Различить правую и левую стороны.2. Описать картинку.3. Выполнить несколько поручений.4. Назвать общую стоимость нескольких монет.5. Назвать показанные четыре основных цвета.

1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними.2. Обратный счет от 20 до 1.3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (четыре задачи).4.Назвать день, число, месяц, год.5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.

1. Назвать все месяцы.2. Назвать стоимость всех монет.3. Составить из предложенных трех слов две фразы.4. Ответить на три легких вопроса.5. Ответить на пять более трудных вопросов.

1. Ранжирование предметов.2. Воспроизведение фигур.3. Поиск несоответствий в рассказах.4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы.5. Составление предложения из трех слов.

1. Противостояние внушению при сравнении линий разной длины.2. Составление предложений из трех слов.3. В течение трех минут произнести 60 слов.4. Определение отвлеченных понятий.5. Восстановить порядок слов (3 задания).

1. Повторение однозначных чисел.2. Поиск трех рифм к слову Стакан.3. Повторение предложений длиной 26 слогов.4. Объяснение смысла картины.5. Завершение рассказа.

Подобные документы

Проблематика тестирования интеллекта. Шкала Бине. Коэффициент интеллектуальности (IQ). Наиболее распространенные тесты интеллекта, использующиеся отечественными психологами. Школьный тест умственного развития.

доклад [12,5 K], добавлен 14.06.2007

В своей книге "Современные идеи о детях" А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Задача измерения умственных способностей осуществляется на основании серии субтестов.

реферат [8,7 K], добавлен 30.04.2007

Характеристика психологии как науки. Описание основных категорий психологии. Культурно-историческая парадигма, деятельностный подход в психологии. Некоторые методы диагностики памяти, мышления, интеллекта. Виды и функции воображения. Понятие способности.

шпаргалка [141,6 K], добавлен 25.09.2011

Вербальные и невербальные тесты интеллекта. Особенности измерения интеллектуального развития индивидов с помощь шкалы Д. Векслера. Основные подходы к пониманию сущности интеллекта. Представления о его структуре. Способы измерения интеллекта в ХХ веке.

лекция [213,4 K], добавлен 09.01.2012

Проблема исследования интеллектуальных способностей и умственного развития в психологии. Психодиагностика как прикладная наука. Подходы к пониманию сущности интеллекта. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе.

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД Основатель тестологического и нормативного подхода в детской психологии А. Бине. А.Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врождённая способность) остаётся постоянным в течение жизни. Интеллектуальной нормой считался коэффициент от 70% до 130% . Умственно отсталые дети имели показатели ниже 70%, одарённые – выше 130%. А.Бине экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи определения понятий. Обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет) он обнаружил три стадии в развитии детских понятий – стадию перечислений, стадию определения, стадию интерпретации. Каждая стадия соотносилась с определённым возрастом. А. Бине сделал вывод о существовании определённых нормативов интеллектуального развития. Он разработал метод выделения детей, отстающих в развитии от нормы , создал тесты для диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет.

Читайте также: