Нормативные кризисы взрослости кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, работающие в русле возрастного подхода, – это проблема периодизации взрослости. Предлагаемые решения многообразны: критерии построения периодизации, число выделяемых периодов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (см. [Ананьев, 1980; Гамезо, Герасимова и др., 1999; Крайг, 2000; Эриксон, 2000] и др.).

Дж. Биррен, один из исследователей развития человека [Ананьев, 1980], подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет). С точки зрения Б. Г. Ананьева [1980], более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости, старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл, старение, состоит из трех стадий: удаление от дел (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды [Ананьев, 1980].

1. Средний (зрелый) возраст включает два периода:

а) 22–35 лет для мужчин и 21–35 лет для женщин;

б) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.

2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.

3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.

4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте [Крайг, 2000], обычно весь этап взрослости условно подразделяют на три периода :

1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

На эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

Как указывает Б. С. Братусь [1980], кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства:

• они не столь привязаны к возрасту;

• в большей степени зависят от социальной ситуации развития;

• проходят достаточно осознанно;

• протекают более скрыто, недемонстративно.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года, около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет (кризис середины жизни), 55–60 лет [Ливехуд, 2000; Слободчиков, Исаев, 2000; Шихи, 1999].

Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы нормативных возрастных кризисов даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами [Головаха, Кроник, 1984]. Р. А. Ахмеров [1994] называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни.

1. Кризис нереализованности : то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения.

3. Кризис бесперспективности : отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина безнадежного застоя, гарантированной скуки, человек не видит путей развития или самореализации.

Контрольные вопросы

1. Что изучает акмеология?

2. Каковы особенности развития взрослого человека?

3. Раскройте подходы к исследованию развития взрослого человека (биографический, возрастной и др.).

4. В чем отличие нормативных событий жизни от ненормативных? Приведите примеры.

5. В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости?

6. Охарактеризуйте стадии и кризисы на этапе взрослости.

7. В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?

8. В чем заключается разница между моделью кризисов и моделью переходов?

9. Каковы особенности проявления кризиса молодости? Какая основная задача данного кризиса?

10. В чем суть кризиса середины жизни? Раскройте варианты проявления кризиса середины жизни.

Тестовые задания

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 96–105.

Ананьев Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.

Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.

Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.

Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.

Глава 11

Ранняя взрослость

11.1

НЕМОВ: существуют разные представления о разных возрастных периодах в развитии человека. Период взрослости не имеет точного определения в годах, но примерно, начиная с 30 лет большинство учёных считают, что начинается период взрослости и до конца жизни. Этот период может делиться на подпериоды: ранняя взрослость (30-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет), поздняя взрослость (после 60 лет).

В каждом из этих периодов психологическое/психо-социальное развитие имеет свои особенности. Например, в ранней взрослости характеризуется тем, что человек в это время живёт активной и разнообразной жизнью, которая включает профессиональные дела, семейные дела, общение. В это время человек достигает определённых успехов в своей профессиональной работе и демонстрирует высокоразвитые способности. В период среднего возраста…

Зрелость — самая продолжительная фаза жизненного цикла.Критерием взрослости является достижение личностью психологической зрелости как способности принимать ответственность, логические решения, сопереживать другим людям, справляться с фрустрацией и принимать свою социальную роль. Психологическая зрелость характеризуется: способностью к самоактуализации (А. Мас-лоу); расширением чувства Я с включением работы, учебы, семьи, политики, религии, хобби и других видов значимой активности; эмоциональным принятием других; чувством эмоциональной безопасности; адекватным восприятием реальности и самого себя как личности; наличием жизненной философии (Г. Олпорт).
Периодизация. эпоха зрелости включает раннюю зрелость (молодость) 22-34 года, среднюю зрелость 34-60 , позднюю зрелость (старение, старость и долгожительство) 60 – 75, старше долгожительство. – По Ньюмену на основе Эриксона

С переходом к зрелым возрастам происходит изменение характера психического развития человека — от развития преимущественно в форме присвоения социально-культурного опыта к развитию в форме созидания культуры и самостроительству. Если в детстве ведущим процессом был процесс социализации, то в зрелости доминируют процессы индивидуации личности (К. Г. Юнг).

Основой деятельности человека в этот период жизни является его творческая активность, забота о семье детях, занятия философией, искусством, духовной практикой и др.
Другая проблема периодизации зрелых возрастов — признание существования нормативных возрастных кризисов.

Критериями описания возрастов выступают задачи развития, которые решает личность.
Р. Хевигхерст выделяет следующие задачи развития для молодости:
■ поиск брачного партнера и создание семьи;
■ формирование семейной системы (выработка семейных ценностей и уклада, формирование ролевой структуры семьи);
■ начало реализации родительской функции и воспитание детей;
■ принятие ответственности за семью;
■ развитие профессиональной карьеры;
■ развитие социальных отношений и принятие гражданской ответственности.

Средняя зрелость (34-60 лет) направлена на укрепление семейных отношений, организацию дома и быта; воспитание детей и развитие родительской позиции, строительство карьеры. Разрешение психосоциального кризиса как выбора между продуктивностью и стагнацией связано с центральным процессом взаимодействия личности с социальным окружением и развитием творчества.




Основная проблема зрелости — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства.

Кризисы.. Нормативные кризисы зрелости отличаются от кризисов детства и подростничества, -они возникают реже, что обусловлено снижением темпа психического развития с возрастом, они не столь явно, как кризисы детства, привязаны к хронологическому возрасту, протекание кризиса более осознанно, чем в детстве, и преимущественно во внутреннем, скрытом для внешнего наблюдения плане [14]. Подчеркнем, что отличительной особенностью кризисов зрелости является то, что по своему психологическому содержанию онипринадлежат к ценностно-смысловым кризисам.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

НЕМОВ: существуют разные представления о разных возрастных периодах в развитии человека. Период взрослости не имеет точного определения в годах, но примерно, начиная с 30 лет большинство учёных считают, что начинается период взрослости и до конца жизни. Этот период может делиться на подпериоды: ранняя взрослость (30-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет), поздняя взрослость (после 60 лет).

В каждом из этих периодов психологическое/психо-социальное развитие имеет свои особенности. Например, в ранней взрослости характеризуется тем, что человек в это время живёт активной и разнообразной жизнью, которая включает профессиональные дела, семейные дела, общение. В это время человек достигает определённых успехов в своей профессиональной работе и демонстрирует высокоразвитые способности. В период среднего возраста…

Зрелость — самая продолжительная фаза жизненного цикла.Критерием взрослости является достижение личностью психологической зрелости как способности принимать ответственность, логические решения, сопереживать другим людям, справляться с фрустрацией и принимать свою социальную роль. Психологическая зрелость характеризуется: способностью к самоактуализации (А. Мас-лоу); расширением чувства Я с включением работы, учебы, семьи, политики, религии, хобби и других видов значимой активности; эмоциональным принятием других; чувством эмоциональной безопасности; адекватным восприятием реальности и самого себя как личности; наличием жизненной философии (Г. Олпорт).
Периодизация. эпоха зрелости включает раннюю зрелость (молодость) 22-34 года, среднюю зрелость 34-60 , позднюю зрелость (старение, старость и долгожительство) 60 – 75, старше долгожительство. – По Ньюмену на основе Эриксона

С переходом к зрелым возрастам происходит изменение характера психического развития человека — от развития преимущественно в форме присвоения социально-культурного опыта к развитию в форме созидания культуры и самостроительству. Если в детстве ведущим процессом был процесс социализации, то в зрелости доминируют процессы индивидуации личности (К. Г. Юнг).

Основой деятельности человека в этот период жизни является его творческая активность, забота о семье детях, занятия философией, искусством, духовной практикой и др.
Другая проблема периодизации зрелых возрастов — признание существования нормативных возрастных кризисов.

Критериями описания возрастов выступают задачи развития, которые решает личность.
Р. Хевигхерст выделяет следующие задачи развития для молодости:
■ поиск брачного партнера и создание семьи;
■ формирование семейной системы (выработка семейных ценностей и уклада, формирование ролевой структуры семьи);
■ начало реализации родительской функции и воспитание детей;
■ принятие ответственности за семью;
■ развитие профессиональной карьеры;
■ развитие социальных отношений и принятие гражданской ответственности.

Средняя зрелость (34-60 лет) направлена на укрепление семейных отношений, организацию дома и быта; воспитание детей и развитие родительской позиции, строительство карьеры. Разрешение психосоциального кризиса как выбора между продуктивностью и стагнацией связано с центральным процессом взаимодействия личности с социальным окружением и развитием творчества.

Основная проблема зрелости — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства.

Кризисы.. Нормативные кризисы зрелости отличаются от кризисов детства и подростничества, -они возникают реже, что обусловлено снижением темпа психического развития с возрастом, они не столь явно, как кризисы детства, привязаны к хронологическому возрасту, протекание кризиса более осознанно, чем в детстве, и преимущественно во внутреннем, скрытом для внешнего наблюдения плане [14]. Подчеркнем, что отличительной особенностью кризисов зрелости является то, что по своему психологическому содержанию онипринадлежат к ценностно-смысловым кризисам.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

фото 18026_2

Возрастные кризисы происходят не только в детстве, когда ребенок взрослеет, учиться приспосабливаться к окружающему миру, выстраивать взаимоотношения. Взрослые тоже сталкиваются с ними.

Но только теперь эти периоды больше связаны не со взрослением, а с анализом прошлого и переоценкой ценностей. Во время взрослости таких кризисов всего 9.

Что это такое?

Кризисами взрослости в психологии называют закономерные переходные стадии в развитии человека. Они вызваны изменениями в психике и поведении.

На практике это выглядит так: человек живет, ставит цели, достигает или не достигает их, работает, строит семью. А после в какой-то момент он анализирует то, что с ним происходит, оглядывается назад и дает оценку достигнутому.

Она может быть и очень хорошей, и очень плохой. Независимо от нее, кризис сопровождается рядом неприятных симптомов. Даже успешные люди впадают в депрессию и утрачивают смысл жизни. Что уж говорить о тех, кто так и не смог добиться каких-то высот.

Изучением возрастных кризисов занимались многие специалисты. О тех, которые происходят во взрослом возрасте, говорил еще Карл Юнг. Он считал, что каждый из кризисных периодов связан с индивидуацией личности. По его словам, кризисы возникают только тогда, когда у человека есть возможность самостоятельно выбирать свой жизненный путь.

Дэниел Левинсон провел интересное исследование. Испытуемыми были 40 мужчин из возрастной группы 35-45 лет. Им поручили несколько месяцев внимательно наблюдать за собой, своими ощущениями в плане эмоций и чувств. Одновременно с этим ученый изучал биографии известных людей, пытаясь найти в них переход в стадию зрелости. Что ему удалось выяснить?

фото 18026_3

Жизнь каждого человека состоит из 4 этапов:

  • предвзрослость — 0-22 года;
  • ранняя взрослость — 17-45 лет;
  • средняя взрослость — 40-65;
  • поздняя взрослость — 60 лет и старше.

Между ними есть несколько переходных периодов, которые и являются возрастными кризисами.

Их всего 5:

Но были и такие ученые, кто установил свои данные относительно того, на какой период жизни приходится тот или иной кризис.

Симптомы

Во всех кризисах есть свои характерные особенности. Но психологи выделили ряд признаков, которые принадлежат к числу симптомов:

  • желание бросить все и уехать путешествовать;
  • отсутствие удовольствия от тех занятий, которые раньше его приносили;
  • раздражительность;
  • немотивированная агрессия;
  • чувство беспомощности, пустоты в душе;
  • стремление почувствовать себя свободным физически, например, во время прыжка с парашютом, при быстрой езде на автомобиле и т.д.;
  • бессонница или, наоборот, сонливость;
  • ухудшение отношений с окружающими;
  • плохой аппетит;
  • нежелание что-либо делать, развиваться.

В период кризиса многие люди в поисках новых ощущений уходят из семьи. Также они совершают импульсивные поступки, например, рискуют жизнью, занимаясь опасными видами спорта. Еще один симптом — смена имиджа, причем, часто очень кардинальная.

фото 18026_4

По словам специалистов, у мужчин и женщин кризис проходит по-разному. На его течение влияют особенности их психики.

Представительницы прекрасного пола более эмоциональные, поэтому с появлением возрастных проблем они закрываются в себе, тяжело переживают появление каждой маленькой морщинки, ограничивают общение с родными и близкими.

Мужчины становятся агрессивными. Но вместе с тем они практически не проявляют свои эмоции, в большинстве случаев считают, что ничего страшного не происходит.

Разница также в том, что женщины ориентированы на семью, а мужчины на построение карьеры. Если они не получают желаемое, стремление двигаться дальше угасает.

Чем вызваны возрастные сложности?

Если сказать кратко, развитию возрастных кризисов зрелости способствуют 3 группы факторов:

Какие бывают нормативные по годам?

Все психологи, как сказано выше, называют свои границы кризисных периодов. Если собрать эти данные воедино, таблица кризисов по годам будет выглядеть так:

Сущность кризисных периодов в жизни человека

У каждого кризиса есть свои особенности, причины развития, симптомы. Также у них есть свои задачи.

Ранняя взрослость

Г. Шихи называет этот кризис отрыванием от родительских корней, он выпадает первым среди всех кризисов. Главная задача периода — осознание необходимости в постановке целей, составлении планов на будущее, выбор профессиональной деятельности. Этот период в молодом возрасте связан с поиском себя, возможно, замужеством и рождением детей.

фото 18026_5

Чаще всего кризис ранней взрослости возникает из-за того, что человек постоянно находится перед выбором:

  1. друзья;
  2. работа;
  3. будущее и т.д.

К тому же, со всех сторон давит общественное мнение, которое указывает, когда пора заводить семью, рожать детей, строить дом.

Проявляется кризисный период в:

  1. неопределенности;
  2. замкнутости;
  3. излишней тревожности.

Большинство парней хватаются сразу за несколько дел, а в итоге ничего не доводят до конца. У девушек же снижается самооценка, появляется неуверенность в себе, ощущение внутренней пустоты.

Дополнительную информацию читайте здесь.

25 лет

Развивается в тот момент, когда действительность не совпадает с тем, как человек представлял свою жизнь. Например, не получается найти удовлетворяющую все потребности работу, построить личную жизнь. Сюда же можно добавить нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в своих силах, сомнения в правильности жизненного пути.

Симптомами этого кризисного периода считается:

  1. сравнение себя с более успешными знакомыми и незнакомыми людьми;
  2. навязчивое желание что-то изменить в себе и своей жизни;
  3. бесконтрольная борьба за идеальное тело (постоянные диеты, изнурительные тренировки в спортзале) и внешний вид в целом (пластические операции и т.д.).

Полная статья о сложном периоде по ссылке.

30 лет

Как и в предыдущем случае, развивается из-за того, что человек недоволен своей жизнью. Он оглядывается на прожитые годы и понимает, что, по сути, не добился ничего из того, что было запланировано. Или наоборот: построил карьеру и семью, родил детей и теперь не знает, куда идти дальше.

Главные проявления этого периода:

  • полнейшая апатия;
  • озабоченность внешним видом;
  • бессонница;
  • сравнение себя с другими людьми.

Также многие, пытаясь побороть нахлынувшие эмоции, совершают импульсивные и странные поступки.

Они могут внезапно уволиться и уехать путешествовать, бросить семью или кардинально сменить внешний вид.

О кризисе 30 лет подробнее.

Среднего возраста

Этот кризис с уверенностью можно назвать многогранным, поскольку он затрагивает практически все сферы жизни, начиная от семьи и заканчивая профессиональной деятельностью. Все они подвергаются тщательному анализу. Человек пересматривает ценности и приоритеты, сравнивает достижения с составленными ранее планами.

Главные симптомы этого периода — тревожность, раздражительность, частая смена настроения, упадок сил, пессимизм. Кажется, что будущего нет, жизнь проходит, а ничего хорошего в ней так и не случается.

Полная информация о кризисе среднего возраста здесь.

50 лет

Примерно до этого возраста люди живут полной жизнью. Они ходят на работу, развлекаются, воспитывают детей. Но в какой-то момент понимают, что половина жизни прожита, впереди ждет только пенсия, старость и разочарование. Это осознание вгоняет их в депрессию, следом за которой наступает кризис.

фото 18026_7

Спутниками этого периода принято считать:

  1. отсутствие жизненной энергии;
  2. апатию;
  3. мрачный взгляд в будущее;
  4. утрату интереса к жизни.

Большинство людей в этом возрасте просто плывет по течению, покорно ожидая выхода на пенсию.

Дополнительно о кризисе 50 лет в статье по ссылке.

Зрелости

Также называется предстарческим или кризисом пожилых людей. Причина его возникновения — превращение из человека, ведущего активный образ жизни, в пенсионера без перспектив и с маленькой пенсией.

Этот период сопровождается:

  • скукой и унынием;
  • сужением круга общения;
  • стремительным ухудшением здоровья.

Плюс ко всему, пожилой человек понимает, что с каждым годом ему все сложнее и сложнее справляться с бытовыми делами. Но просить помощь у родных и близких он не хочет, чтобы не стать им обузой.

Старости

Наступает из-за кардинальной смены обстановки в жизни пожилого человека. Меняется абсолютно все, начиная от круга общения и заканчивая состоянием его здоровья. Он переосмысливает все, что происходило с ним в прошлом, анализирует достижения, пытается вспомнить счастливые моменты.

Позднестарческий

фото 18026_8

Обычно связан с подготовкой к уходу из жизни. Люди уже ничего не планируют и практически не задумываются о будущем.

Они просто принимают жизнь такой, какая она есть, плывут по течению, даже не пытаясь что-то изменить.

В возрасте 80-89 лет человек сталкивается с серьезными проблемами со здоровьем. Часто это неизлечимые заболевания или необратимые связанные с возрастом изменения в работе организма. Естественно, все это вызывает апатию, уныние и грусть.

Долголетия

О здоровье здесь, наверное, и говорить не стоит. Хотя есть старики, которые чувствуют себя более, чем здоровыми. Но это большая редкость. Большая часть из них уже совсем не справляется с бытовыми делами и уходом за собой, возлагая эти обязанности на плечи детей или других родственников.

Симптомами кризиса долголетия принято считать усталость и порой гордость и эгоизм, появившиеся из-за того, что удалось прожить столько лет.

О кризисе старческого возраста подробнее здесь.

Экзистенциальный

Не привязан к конкретному возрастному периоду. Но имеет такую же природу, как и другие кризисы. Главная причина его развития — переоценка ценностей. А еще, по мнению психологов, экзистенциальный кризис может быть спровоцирован одним из кризисов взрослости.

Его симптомы:

  • проблемы со сном;
  • частое сравнение себя с более успешными людьми;
  • частая смена настроения;
  • желание бросить все и уехать и т.д.

Человеку кажется, что его никто не ценит. Он больше не мечтает, все чаще испытывает страх перед будущим и возвращается из-за этого в прошлое, вспоминая хорошие моменты.

Подробнее об экзистенциальном кризисе по ссылке.

Почему важно знать и понимать суть трудностей?

Как сказано выше, каждый кризис связан с определенными трудностями, с изменениями в эмоциональном и психологическом состоянии.

И от того, как человек с ними справится, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и то, как он переживет последующие кризисные периоды.

Ведь каждый раз он развивает в себе навыки и умения, помогающие ему бороться с их проявлениями.

И еще один момент. Чем быстрее человек осознает, с чем он столкнулся, тем быстрее начнется борьба с кризисом. Если пустить все на самотек, он может затянуться на годы, хотя обычно при правильном подходе проходит за несколько месяцев.

Ошибки

фото 18026_9

Выделяют 4 ключевые ошибки:

Самая главная ошибка — игнорировать симптомы кризиса.

Из-за этого он может растянуться на долгие годы, в течение которых ухудшится жизнь не только самого человека, но и тех, кто его окружает.

Заключение

Кризисы периода взрослости — закономерная часть развития человека. Поэтому не стоит пугаться их наступлению. Лучше последовать советам психологии и научиться принимать себя в любом возрасте, с любыми внешними и внутренними изменениями.

Согласно биографическому подходу события жизни составляют основное содержание жизненного пути человека и выступают в качестве переломных, критических моментов, обусловливающих изменения жизни человека.

В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн) принята следующая классификация событий жизни:

В зарубежной психологии выделяют нормативные и ненормативные события жизни . К нормативным относятся те, наступление которых ожидается в определенное время или переживается большинством людей, принадлежащих к тому или иному возрасту, культуре, социальной группе. При наличии социальной поддержки, времени подготовки к ним, социальной значимости этих событий они не приводят к сильному стрессу (Г. Крайг). Примерами таких событий могут служить вступление в брак, рождение детей, окончание школы, поиски первой работы, выход на пенсию и т.п.

Ненормативные события случаются неожиданно, не предвидятся, являются сугубо личными, т.е. не затрагивают широкого круга лиц, например внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, потеря работы и пр. Подобные события порождают значительное напряжение и часто требуют от человека коренной перестройки жизни.

В последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных и экстремальных обстоятельствах. Индивидуальные стили реагирования как способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в форме совладания — конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стиль реагирования обусловливает те или иные последствия поведения человека, которые могут быть выражены следующим образом (А.В. Либин).


Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с индивидуально-психологическими особенностями (типом мышления и особенностями локуса контроля, установками и переживаниями, отношением к себе и другим, структурой жизненного опыта), но зависят также и от конкретных событий, трудных ситуаций.

С точки зрения возрастного подхода разработано множество различных классификаций жизненного пути человека (Б.Г. Ананьев, Г. Крайг) . Приведем две из них в тех частях, которые касаются зрелого и позднего возрастов.

Например, согласно периодизации Д. Бромлей , жизнь человека состоит из пяти циклов. Четвертый из них — взрослость — подразделяется на четыре стадии: ранняя взрослость — 21— 25 лет, средняя взрослость — 25— 40 лет, поздняя взрослость — 40— 55 лет, предпенсионный возраст — 55— 65 лет.

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим):

  • средний (зрелый) возраст, включающий два периода: первый — 22— 35 лет для мужчин и 21— 35 лет для женщин, второй — 36— 60 лет для мужчин и 36— 55 лет для женщин;
  • пожилой возраст — 61— 74 лет для мужчин и 56— 74 лет для женщин;
  • старческий возраст — 75— 90 лет для мужчин и женщин;
  • долгожители — старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии:

  • ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
  • средняя взрослость (от 40 до 60 лет);
  • поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

Сторонники возрастного подхода , утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании кризисных периодов, которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей (П. Ниемеля) и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы взрослости отличаются от кризисов детства тем, что они не столь привязаны к возрасту; более тесно зависят от социальной ситуации развития; проходят достаточно осознанно; а также более скрыто, недемонстративно.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости, связанные со следующими периодами жизни: 17— 22 года, около 30 лет (28—32 года), 40—45 лет, 55—60 лет. Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временные границы даны достаточно условно и у разных авторов они не одинаковы.

Кризис молодости (28 — 32 года). Несмотря на то что человек относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители думают завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем все эти изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства (Г. Шихи). Лейтмотив этого кризиса — побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни.

Истоки кризиса середины жизни Е.И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70— 80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами.

Читайте также: