Николаевский вокзал в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 06.07.2024

У этого термина существуют и другие значения, см. Московский вокзал.

Моско́вский вокза́л

(до 1924 —
Николаевский, до 1930 — Октябрьский
) — пассажирский терминал железнодорожной станции
Санкт-Петербург-Главный
. Расположен по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., 85.

Станция Санкт-Петербург-Главный Октябрьской железной дороги входит в Санкт-Петербургский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Октябрьской дирекции управления движением. По значимости и важности выполняемых работ — одна из основных на полигоне ОЖД и задаёт ритм движению на всей магистрали.

История[ | ]

5 (17) мая 1847 года в 10.00 первый поезд отправился до деревни Колпино[6]. Движение поездов было открыто за четыре года до торжественного открытия нового каменного вокзала. Рядом с местом, где впоследствии был возведён Николаевский вокзал

, стояла ничем не примечательная двухэтажная деревянная станционная постройка[7].

Николаевский вокзал

1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по железной дороге, на всём протяжении от Санкт-Петербурга до Москвы. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут[14].

В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями. В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было пристроено здание Конторы Николаевской железной дороги из красного кирпича[15].

В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала

. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание уже не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.

В 1993 году бюст В. И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А. С. Чаркина и В. В. Оленева[16].

В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.

  • Дебаркадер вокзала. 1851 год
  • Под дебаркадером. 1851 год
  • Николаевский вокзал. 1851 год
  • Дебаркадер вокзала. 1844 год











Услуги вокзала

Для удобства пассажиров вокзал предоставляет множество услуг. Здесь работают:

  • справочное бюро
  • медпункт и аптека
  • операторы сотовой связи
  • кафе и магазины


Продажа билетов на официальном сайте вокзала

  • электронная регистрация на поезд без покупки билета в кассе
  • заказ билетов с доставкой по городу
  • стоимость услуги: 160 рублей

Предварительно необходимо заполнить электронную форму на официальном сайте вокзала

Сервис-центр вокзала

Помогает в различных ситуациях, когда требуется:

  • получить информацию о гостиницах города
  • подобрать оптимальный маршрут
  • узнать телефон жителя города по адресу и ФИО
  • заказать услуги:
  • носильщика: 80 рублей
  • такси: 50 рублей
  • получить справку о стоимости проезда или покупке утерянного билета


Зал ожидания круглосуточного пребывания

Часы пребыванияСтоимость, рубли
взрослыедети
08:00 — 24:0015060
00:00 — 08:0019090

За дополнительную плату можно зарядить сотовый телефон. Стоимость услуги – 40 рублей.

Зал ожидания повышенной комфортности

Воспользоваться его услугами можно круглосуточно и только за дополнительную плату.

  • компьютер с выходом в интернет: 120 рублей/час
  • Wi-Fi: 80 рублей/час
  • розетки для ноутбуков и сотовых телефонов: 50 рублей/10 минут
  • городской телефон: 70 рублей/10 минут
  • факс: 50 – 150 рублей
  • ксерокс: 10 рублей
  • сканер: 50 рублей
  • распечатка: 30 рублей
  • хранение документов: 150 рублей/час

Нахождения в зале ожидания повышенной комфортности оплачивается за каждый час пребывания

Стоимость, рублиЧасы пребывания
08:00 — 22:0022:00 — 08:00
первый часкаждый последующийпервый часкаждый последующий
взрослые19095220110
дети904011060

Комната отдыха

Нахождение в ней тарифицируется в зависимости от длительности проживания

Длительность проживанияКатегория номера, стоимость в рублях
1-местный люкс2х-местный3х-местный4х-местный
до 6 часов26001300/место780/место700/место
долговременно37001700/место1200/место900/место

В летние месяцы и дни новогодних праздников стоимость увеличивается на 200 рублей; в 4х-местных номерах – на 100 рублей

Круглосуточные камеры хранения

ручная

  • сутки – 120 рублей
  • почасовая оплата – 60 рублей/час
  • крупногабаритный багаж: первые сутки – 150 рублей; последующие – 190 рублей

автоматическая

  • 1 час – 100 рублей
  • 2 часа – 140 рублей
  • 3 часа – 180 рублей
  • 24 часа – 220 рублей
  • 48 часов – 440 рублей
  • 72 часа – 660 рублей

Платная автомобильная парковка перед зданием вокзала

  • первый час: 100 рублей
  • каждый последующий: 150 рублей

Архитектурные решения[ | ]

До 2004 года фасад был покрашен в светлый зелёно-бирюзовый цвет, затем летом 2005 года был перекрашен в жёлто-песочный цвет, что, однако, не повлияло на внешний облик вокзала и площади.

Интерьер[ | ]

Рельефы зала вестибюля — скульпторы Ж. Я. Меллуп и В. В. Исаева (середина 1950- годов). В феврале 2011 года Московский вокзал, как и все вокзалы, оснастили досмотровой аппаратурой. Эта мера была принята для предотвращения террористических актов.

Интересные факты

Одним из строителей и первым начальником Московского вокзала стал Николай Миклуха. Его сын, Николай Миклухо-Маклай известен как этнограф, биолог и путешественник

В годы Великой Отечественной войны с Московского вокзала уходили поезда с эвакуированными жителями, оборудованием заводов и ценными экспонатами ленинградских музеев

Пассажирское движение[ | ]

Поезда дальнего следования, отправляющиеся с Московского вокзала, в большинстве случаев обслуживаются локомотивами ТЧЭ-8 Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский, территория которой примыкает к Московскому вокзалу, протянувшись вдоль Днепропетровской улицы.

Перевозчики, направления и расписание[ | ]

Скоростное и ускоренное движение[ | ]

См. также: Пригородные перевозки в Российской Федерации

Контактная информация

Справочная вокзала работает круглосуточно и предоставляет информацию в том числе по вопросам наличия и стоимости билетов, расписание поездов.

Официальный сайт

Примечания[ | ]

Комментарии[ | ]

Источники[ | ]

В литературе и искусстве

Вокзал Московский пуст, Уныло, как в пещере. Под валенками хруст: Надуло снег сквозь щели. Вверху под потолком, В пробоине лиловой — Луна, как снежный ком, Обрушиться готовый…

Забудь себя и ненадолго кирпич облупленных казарм, когда поедешь втихомолку на Николаевский вокзал, когда немногое отринешь, скользя в машине вдоль реки, смотри в блестящие витрины на голубые пиджаки…

Построены оба вокзала в одно время с разницей в 2 года: Ленинградский вокзал в Москве закончили строить на 2 года позже.

Интересно , что после завершения строительства Ленинградского вокзала в Москве в 1849 году его называли Петербуржским и только в 1856 году по указу императора Александра 2 вокзал переименовали в Николаевский.

Интересно, что оба вокзала отличаются лишь небольшими деталями. Так, например, капители принадлежат одному ордеру, оконные и дверные проемы идентичны, если, конечно, не обращать внимание на то, как они расстеклованы сегодня, а посмотреть на старые фотографии:

Планировка также идентична, ведь они и были спроектированы для того, чтобы отобразить если не равнозначность, но близкую значимость великих городов Российской Империи.

На первом этаже обоих вокзалов были предусмотрены вестибюли, залы для пассажиров и императорские апартаменты, на втором — служебные квартиры железнодорожников.

Ставьте лайки, делитесь своими мыслями под этой статьей в комментариях.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и наш Инстаграм , чтобы у вас всегда был под рукой качественный и интересный материал , которым вы сможете блеснуть перед друзьями и расширить свой кругозор.

Николаевский вокзал. Фото 1900-х годов

Сооружение железных дорог, начавшееся в России в 1830 году, внесло значительные изменения в планировку городов. В их исторически сложившуюся застройку оказались включенными многочисленные новые сооружении утилитарного характера. Они располагались в полосах отчуждения, прорезавших или вклинивавшихся в городскую территорию. Первым вокзалом в стране был Царскосельский (ныне Витебский), не сохранивший первоначального облика, вторым — Николаевский (ныне Московский) вокзал, построенный в 1843–1851 годах.

Разработка проекта вокзала была возложена на одного из опытнейших петербургских архитекторов — К. А. Тона. Производителем работ был архитектор Р. А. Желязевич. Местом для вокзала был избран перекресток Невского проспекта и Лиговского канала. Сооружение монументального здания вокзала повлекло за собой создание большой городской площади. Следуя художественным вкусам 1840-1850-х годов, К. А. Тон решил фасады вокзала в формах ренессанса. Его прототипом послужили ратуши западноевропейских городов. В композицию включена высокая башня, центрирующая фасад, указывающая на местоположение главного входа и в то же время являющаяся часовой башней. Пропорции башни удачны, и она красиво рисуется на фоне неба.

Московский вокзал (Николаевский) Санкт-Петербург

Величественное здание Московского вокзала в Санкт-Петербурге - детище знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона, построившего храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату в Москве и множество церквей в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и в русской провинции.

Хотя Константин Тон более известен как приверженец русско-византийского стиля, здание Московского вокзала (первоначальное название Николаевский вокзал) в Петербурге и его брат-близнец в Москве выстроены в стиле неоренессанса - двойные арки с колоннами посередине напоминают о венецианских дворцах XVI века, квадратная башня с часами над главным входом наводит на мысль о ратушах западноевропейских городов.

Московский Вокзал был построен в 1851 году, к открытию Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, которая спустя четыре года, после смерти Николая I, получила название Николаевской, а в 1923 году — Октябрьской.

Это была третья железнодорожная ветка на территории тогдашней России. Первая соединяла Петербург с Царским Селом, а вторая, как это ни покажется странным, вела из Варшавы в Вену, - не будем забывать, что Варшава в те годы относилась к Российской империи. Эта линия в большей степени использовалась для перевозки грузов, а вот Николаевская дорога сразу же сделалась необычайно популярной у пассажиров.

Не прошло и двадцати лет с открытия Московской ветки, а нагрузка на линию так возросла, что пришлось расширять и перестраивать вокзал. В те годы он представлял из себя нечто среднее между дворцом, государственным учреждением и доходным домом, а точнее, соединял в себе все
эти функции.

Московский (сейчас Николаевский) вокзал Санкт-Петербурга.

В здании Московского вокзала были обустроены царские покои для членов императорской фамилии - на случай, если им заблагорассудится предпринять путешествие в древнюю столицу; кроме того, непосредственно в здании вокзала располагались конторы управления железной дорогой, квартиры служащих и даже квартира первого начальника вокзала Николая Ильича Миклухи.

В начале XX века было принято решение о сносе старого и строительстве нового здания Николаевского вокзала. Техническое развитие не стояло на месте, появлялись новые устройства, требовавшие новых помещений, к тому же пассажиропоток неуклонно возрастал.

После революции, когда Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, такое же название получил и вокзал, однако уже с 1930 года и по сей день он именуется Московским. В современном Петербурге здание Московского вокзала оснащено последними достижениями техники и в то же время сохраняет в себе атмосферу XIX столетия, составляя неизменную часть архитектурного ансамбля бывшей Знаменской площади, ныне площади Восстания.

Первый начальник Московского вокзала

В отличие от некоторых своих коллег, Николай Ильич отдавал делу все силы и даже жил на месте строительства, хотя как раз в год его начала женился, молодая жена и родившиеся за время строительства дети жили вместе с ним. В самые трудные моменты Миклуха ночевал в палатке на месте стройки рядом с простыми рабочими, среди которых пользовался неизменным уважением. Ему был поручен самый трудный участок дороги - Новгородский, и тамошний сырой климат подорвал здоровье инженера.

Через пять лет после открытия железной дороги и своего назначения на должность начальника вокзала Николай Ильич был уволен за то, что попытался помочь опальному украинскому поэту Тарасу Шевченко. Глубокие переживания вкупе с подорванным здоровьем привели к развитию чахотки, и в 1858 году Николай Ильич Миклуха скончался в возрасте всего лишь сорока лет.

Читайте также: