Николаевский вокзал в санкт петербурге история кратко
Обновлено: 06.07.2024
У этого термина существуют и другие значения, см. Московский вокзал.
Моско́вский вокза́л
(до 1924 —
Николаевский, до 1930 — Октябрьский
) — пассажирский терминал железнодорожной станции
Санкт-Петербург-Главный
. Расположен по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., 85.
Станция Санкт-Петербург-Главный Октябрьской железной дороги входит в Санкт-Петербургский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Октябрьской дирекции управления движением. По значимости и важности выполняемых работ — одна из основных на полигоне ОЖД и задаёт ритм движению на всей магистрали.
История[ | ]
5 (17) мая 1847 года в 10.00 первый поезд отправился до деревни Колпино[6]. Движение поездов было открыто за четыре года до торжественного открытия нового каменного вокзала. Рядом с местом, где впоследствии был возведён Николаевский вокзал
, стояла ничем не примечательная двухэтажная деревянная станционная постройка[7].
Николаевский вокзал
1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по железной дороге, на всём протяжении от Санкт-Петербурга до Москвы. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут[14].
В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями. В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было пристроено здание Конторы Николаевской железной дороги из красного кирпича[15].
В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала
. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание уже не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.
В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.
В 1993 году бюст В. И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А. С. Чаркина и В. В. Оленева[16].
В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.
- Дебаркадер вокзала. 1851 год
- Под дебаркадером. 1851 год
- Николаевский вокзал. 1851 год
- Дебаркадер вокзала. 1844 год
Услуги вокзала
Для удобства пассажиров вокзал предоставляет множество услуг. Здесь работают:
- справочное бюро
- медпункт и аптека
- операторы сотовой связи
- кафе и магазины
Продажа билетов на официальном сайте вокзала
- электронная регистрация на поезд без покупки билета в кассе
- заказ билетов с доставкой по городу
- стоимость услуги: 160 рублей
Предварительно необходимо заполнить электронную форму на официальном сайте вокзала
Сервис-центр вокзала
Помогает в различных ситуациях, когда требуется:
- получить информацию о гостиницах города
- подобрать оптимальный маршрут
- узнать телефон жителя города по адресу и ФИО
- заказать услуги:
- носильщика: 80 рублей
- такси: 50 рублей
- получить справку о стоимости проезда или покупке утерянного билета
Зал ожидания круглосуточного пребывания
Часы пребывания | Стоимость, рубли | |
взрослые | дети | |
08:00 — 24:00 | 150 | 60 |
00:00 — 08:00 | 190 | 90 |
За дополнительную плату можно зарядить сотовый телефон. Стоимость услуги – 40 рублей.
Зал ожидания повышенной комфортности
Воспользоваться его услугами можно круглосуточно и только за дополнительную плату.
- компьютер с выходом в интернет: 120 рублей/час
- Wi-Fi: 80 рублей/час
- розетки для ноутбуков и сотовых телефонов: 50 рублей/10 минут
- городской телефон: 70 рублей/10 минут
- факс: 50 – 150 рублей
- ксерокс: 10 рублей
- сканер: 50 рублей
- распечатка: 30 рублей
- хранение документов: 150 рублей/час
Нахождения в зале ожидания повышенной комфортности оплачивается за каждый час пребывания
Стоимость, рубли | Часы пребывания | |||
08:00 — 22:00 | 22:00 — 08:00 | |||
первый час | каждый последующий | первый час | каждый последующий | |
взрослые | 190 | 95 | 220 | 110 |
дети | 90 | 40 | 110 | 60 |
Комната отдыха
Нахождение в ней тарифицируется в зависимости от длительности проживания
Длительность проживания | Категория номера, стоимость в рублях | |||
1-местный люкс | 2х-местный | 3х-местный | 4х-местный | |
до 6 часов | 2600 | 1300/место | 780/место | 700/место |
долговременно | 3700 | 1700/место | 1200/место | 900/место |
В летние месяцы и дни новогодних праздников стоимость увеличивается на 200 рублей; в 4х-местных номерах – на 100 рублей
Круглосуточные камеры хранения
ручная
- сутки – 120 рублей
- почасовая оплата – 60 рублей/час
- крупногабаритный багаж: первые сутки – 150 рублей; последующие – 190 рублей
автоматическая
- 1 час – 100 рублей
- 2 часа – 140 рублей
- 3 часа – 180 рублей
- 24 часа – 220 рублей
- 48 часов – 440 рублей
- 72 часа – 660 рублей
Платная автомобильная парковка перед зданием вокзала
- первый час: 100 рублей
- каждый последующий: 150 рублей
Архитектурные решения[ | ]
До 2004 года фасад был покрашен в светлый зелёно-бирюзовый цвет, затем летом 2005 года был перекрашен в жёлто-песочный цвет, что, однако, не повлияло на внешний облик вокзала и площади.
Интерьер[ | ]
Рельефы зала вестибюля — скульпторы Ж. Я. Меллуп и В. В. Исаева (середина 1950- годов). В феврале 2011 года Московский вокзал, как и все вокзалы, оснастили досмотровой аппаратурой. Эта мера была принята для предотвращения террористических актов.
Интересные факты
Одним из строителей и первым начальником Московского вокзала стал Николай Миклуха. Его сын, Николай Миклухо-Маклай известен как этнограф, биолог и путешественник
В годы Великой Отечественной войны с Московского вокзала уходили поезда с эвакуированными жителями, оборудованием заводов и ценными экспонатами ленинградских музеев
Пассажирское движение[ | ]
Поезда дальнего следования, отправляющиеся с Московского вокзала, в большинстве случаев обслуживаются локомотивами ТЧЭ-8 Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский, территория которой примыкает к Московскому вокзалу, протянувшись вдоль Днепропетровской улицы.
Перевозчики, направления и расписание[ | ]
Скоростное и ускоренное движение[ | ]
См. также: Пригородные перевозки в Российской Федерации
Контактная информация
Справочная вокзала работает круглосуточно и предоставляет информацию в том числе по вопросам наличия и стоимости билетов, расписание поездов.
Официальный сайт
Примечания[ | ]
Комментарии[ | ]
Источники[ | ]
В литературе и искусстве
Вокзал Московский пуст, Уныло, как в пещере. Под валенками хруст: Надуло снег сквозь щели. Вверху под потолком, В пробоине лиловой — Луна, как снежный ком, Обрушиться готовый…
Забудь себя и ненадолго кирпич облупленных казарм, когда поедешь втихомолку на Николаевский вокзал, когда немногое отринешь, скользя в машине вдоль реки, смотри в блестящие витрины на голубые пиджаки…
Построены оба вокзала в одно время с разницей в 2 года: Ленинградский вокзал в Москве закончили строить на 2 года позже.
Интересно , что после завершения строительства Ленинградского вокзала в Москве в 1849 году его называли Петербуржским и только в 1856 году по указу императора Александра 2 вокзал переименовали в Николаевский.
Интересно, что оба вокзала отличаются лишь небольшими деталями. Так, например, капители принадлежат одному ордеру, оконные и дверные проемы идентичны, если, конечно, не обращать внимание на то, как они расстеклованы сегодня, а посмотреть на старые фотографии:
Планировка также идентична, ведь они и были спроектированы для того, чтобы отобразить если не равнозначность, но близкую значимость великих городов Российской Империи.
На первом этаже обоих вокзалов были предусмотрены вестибюли, залы для пассажиров и императорские апартаменты, на втором — служебные квартиры железнодорожников.
Ставьте лайки, делитесь своими мыслями под этой статьей в комментариях.
Подписывайтесь на наш канал в Дзен и наш Инстаграм , чтобы у вас всегда был под рукой качественный и интересный материал , которым вы сможете блеснуть перед друзьями и расширить свой кругозор.
Сооружение железных дорог, начавшееся в России в 1830 году, внесло значительные изменения в планировку городов. В их исторически сложившуюся застройку оказались включенными многочисленные новые сооружении утилитарного характера. Они располагались в полосах отчуждения, прорезавших или вклинивавшихся в городскую территорию. Первым вокзалом в стране был Царскосельский (ныне Витебский), не сохранивший первоначального облика, вторым — Николаевский (ныне Московский) вокзал, построенный в 1843–1851 годах.
Разработка проекта вокзала была возложена на одного из опытнейших петербургских архитекторов — К. А. Тона. Производителем работ был архитектор Р. А. Желязевич. Местом для вокзала был избран перекресток Невского проспекта и Лиговского канала. Сооружение монументального здания вокзала повлекло за собой создание большой городской площади. Следуя художественным вкусам 1840-1850-х годов, К. А. Тон решил фасады вокзала в формах ренессанса. Его прототипом послужили ратуши западноевропейских городов. В композицию включена высокая башня, центрирующая фасад, указывающая на местоположение главного входа и в то же время являющаяся часовой башней. Пропорции башни удачны, и она красиво рисуется на фоне неба.
Величественное здание Московского вокзала в Санкт-Петербурге - детище знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона, построившего храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату в Москве и множество церквей в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и в русской провинции.
Хотя Константин Тон более известен как приверженец русско-византийского стиля, здание Московского вокзала (первоначальное название Николаевский вокзал) в Петербурге и его брат-близнец в Москве выстроены в стиле неоренессанса - двойные арки с колоннами посередине напоминают о венецианских дворцах XVI века, квадратная башня с часами над главным входом наводит на мысль о ратушах западноевропейских городов.
Московский Вокзал был построен в 1851 году, к открытию Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, которая спустя четыре года, после смерти Николая I, получила название Николаевской, а в 1923 году — Октябрьской.
Это была третья железнодорожная ветка на территории тогдашней России. Первая соединяла Петербург с Царским Селом, а вторая, как это ни покажется странным, вела из Варшавы в Вену, - не будем забывать, что Варшава в те годы относилась к Российской империи. Эта линия в большей степени использовалась для перевозки грузов, а вот Николаевская дорога сразу же сделалась необычайно популярной у пассажиров.
Не прошло и двадцати лет с открытия Московской ветки, а нагрузка на линию так возросла, что пришлось расширять и перестраивать вокзал. В те годы он представлял из себя нечто среднее между дворцом, государственным учреждением и доходным домом, а точнее, соединял в себе все
эти функции.
В здании Московского вокзала были обустроены царские покои для членов императорской фамилии - на случай, если им заблагорассудится предпринять путешествие в древнюю столицу; кроме того, непосредственно в здании вокзала располагались конторы управления железной дорогой, квартиры служащих и даже квартира первого начальника вокзала Николая Ильича Миклухи.
В начале XX века было принято решение о сносе старого и строительстве нового здания Николаевского вокзала. Техническое развитие не стояло на месте, появлялись новые устройства, требовавшие новых помещений, к тому же пассажиропоток неуклонно возрастал.
После революции, когда Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, такое же название получил и вокзал, однако уже с 1930 года и по сей день он именуется Московским. В современном Петербурге здание Московского вокзала оснащено последними достижениями техники и в то же время сохраняет в себе атмосферу XIX столетия, составляя неизменную часть архитектурного ансамбля бывшей Знаменской площади, ныне площади Восстания.
Первый начальник Московского вокзала
В отличие от некоторых своих коллег, Николай Ильич отдавал делу все силы и даже жил на месте строительства, хотя как раз в год его начала женился, молодая жена и родившиеся за время строительства дети жили вместе с ним. В самые трудные моменты Миклуха ночевал в палатке на месте стройки рядом с простыми рабочими, среди которых пользовался неизменным уважением. Ему был поручен самый трудный участок дороги - Новгородский, и тамошний сырой климат подорвал здоровье инженера.
Через пять лет после открытия железной дороги и своего назначения на должность начальника вокзала Николай Ильич был уволен за то, что попытался помочь опальному украинскому поэту Тарасу Шевченко. Глубокие переживания вкупе с подорванным здоровьем привели к развитию чахотки, и в 1858 году Николай Ильич Миклуха скончался в возрасте всего лишь сорока лет.
Читайте также: