Личность и государство политический статус личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

положение лица, государственного органа или меж дународной организации.

Политический статус личности во многом определяется общим

конституционным статусом граждан государства, которые наделяются

политическими правами, позволяющими участвовать в управлении

государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть

избранным в органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях,

объединениях, право быть государственным служащим (работником

государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи,

прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления

личности в качестве субъекта политических отношений является

политическая активность — м ера политической деятельности субъектов

политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности :

1. аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и

2. пассивная личность — с ничтожным интересом к политике,

участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся

недостаточно компетентной критикой политических реалий;

3. гражданин-член общественной организации, участник общественного

движения, частично включенный в сферу политической практики;

4. гражданин-член политической орг анизации, целенаправленно и по

6. профессиональный политик, для которого политическая деятельность

является основным, единственным или главным занятием;

7. политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства

реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности

личности в политическую деятельность. Степень этого участия

обусловливается уровнем ее по литического развития, степенью

политической социализации*. В то же врем я общественное развитие,

политическая социализация личности во многом определяются их

1. Результатом действия этих процессов и факторов выступает

определенный уровень политического развития личности. Его

критериями являются, в частности:наличие систем ы политических

2. относительная стабильность политич еских мотивов;способность

ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний,

ценностей и норм , позволяющих личности стать полноправным участником

Под политическим статусом личности понимается полож ение человека в

политической системе общества, совокупность его политических прав и

обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь

"""""""" Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от

его роли в политическом процессе все граждане демократических государств

обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно

участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть

избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом

направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.

Каждый человек им еет право принимать участие в управлении

государственными делами как непосредственно, так и через своих

представителей, потенциально является активным субъектом политического

процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами

личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических

"""" Но для определения политического статуса личности важна не только

социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те

политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии

существует несколько классификаций политич еских ролей личности, под

которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные

образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает

данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в

""""" 1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на

политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно

""""" 2) человека, состоящего в общественной организации или в движении,

косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из

"""" 3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным

членом политической организации, целенаправленно и по своей воле

включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой

она отражается на внутренней жизни этой политической организации или

"""" 4) профессионального политика, для которого политическая деятельность

является не только главным занятием и источником существования, но и

"""""" 5) политического лидера — человека, способного изменять ход

политических событий и направленность политических процессов.

"""""""" Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и

с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни

человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний,

норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он

принимает на себя определенную политическую роль, называется

политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить

""""" 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок форм ирует

свои первоначальные политические взгляды и образцы политического

"""""""" 2-й этап — период обучения в старших классах школы и в вузе, когда

Почти на всём протяжении существования человечества и особенно в современный период политика играла огромную роль как в жизни отдельных людей, так и целых народов.

Термин “политика” (от греч. polis – город) в Древней Греции обозначал различные формы государственного правления. Позже он стал обозначать “искусство управления государством”, “государственные дела”.

Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать следующие:

1. поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении;

2. возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.

Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.

Политика— это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. Существует несколько трактовок термина "Политика":

Политика— это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

Политика— это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Функции политики:

1. выражение значимых интересов всех групп и слоёв общества;

2. интеграцию различных социальных слоёв;

3. обеспечение дальнейшего развития общества;

4. управление и руководство общественными процессами;

5. политическая социализация личности (т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления — текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации, которые участвуют в процессе реализации политической власти или влияние на неё.

Субъектами политики могут быть:

1. классы, нации и др.;

2. государство, партии и т.д.;

3. привилегированные группы;

4. политические лидеры.

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения политической власти внутри общества, внешняя – отношения между государствами на международной арене.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными.




Политический статус личности.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности. Каждый человек потенциально является активным субъектом политического процесса. Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те роли, функции, которые она выполняет.

Политическими ролями личности могут быть следующими:

1. рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику;

2. человек, состоящий в общественной организации или в движении;

3. гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации;

4. профессиональный политик;

5. политический лидер.

Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности.

Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.

Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).

Политическая социализация личности— это процесс политического становления личности, вхождения человека в мир политики, его подготовки и включения в отношения власти.

1. воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;

2. передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры;

3. приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.

Политическая социализация – не однолинейное, последовательное восхождение к политике. Кто-то будет активен, кто-то пассивен, а кто-то принципиально предпочитает держаться от политики подальше.

Условия и факторы политической социализации:

1. Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).

2. Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).

3. Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).

4. Биогенетические и психологические особенности индивида.

5. Природно-географические условия.

6. Социальный статус (положение индивида).

Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:

1. Органы государства — политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.

2. Средства массовой информации — не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида

3. Семья — имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.

4. Школа, сверстники — оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.

Политическая сфера.

Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.

Почти на всём протяжении существования человечества и особенно в современный период политика играла огромную роль как в жизни отдельных людей, так и целых народов.

Термин “политика” (от греч. polis – город) в Древней Греции обозначал различные формы государственного правления. Позже он стал обозначать “искусство управления государством”, “государственные дела”.

Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать следующие:

1. поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении;

2. возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.

Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.

Политика— это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. Существует несколько трактовок термина "Политика":

Политика— это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

Политика— это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Функции политики:

1. выражение значимых интересов всех групп и слоёв общества;

2. интеграцию различных социальных слоёв;

3. обеспечение дальнейшего развития общества;

4. управление и руководство общественными процессами;

5. политическая социализация личности (т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления — текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации, которые участвуют в процессе реализации политической власти или влияние на неё.

Субъектами политики могут быть:

1. классы, нации и др.;

2. государство, партии и т.д.;

3. привилегированные группы;

4. политические лидеры.

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения политической власти внутри общества, внешняя – отношения между государствами на международной арене.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными.

Политический статус личности.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности. Каждый человек потенциально является активным субъектом политического процесса. Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те роли, функции, которые она выполняет.

Политическими ролями личности могут быть следующими:

1. рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику;

2. человек, состоящий в общественной организации или в движении;

3. гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации;

4. профессиональный политик;

5. политический лидер.

Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности.

Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.

Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).

Политическая социализация личности— это процесс политического становления личности, вхождения человека в мир политики, его подготовки и включения в отношения власти.

1. воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;

2. передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры;

3. приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.

Политическая социализация – не однолинейное, последовательное восхождение к политике. Кто-то будет активен, кто-то пассивен, а кто-то принципиально предпочитает держаться от политики подальше.

Условия и факторы политической социализации:

1. Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).

2. Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).

3. Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).

4. Биогенетические и психологические особенности индивида.

5. Природно-географические условия.

6. Социальный статус (положение индивида).

Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:

1. Органы государства — политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.

2. Средства массовой информации — не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида

3. Семья — имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.

4. Школа, сверстники — оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

правом избирать и быть избранными

свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формаль­но лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, ро ли .

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими роля ми могут быть роли:

рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап — период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторич ную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политиче­ский конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;

способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Похожие страницы:

Государство и правовой статус личности

. урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями. С учетом . государством и обществом. ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ Законодательно установленные государством и взятые в .

Личность в политической системе общества

. выступает гражданское общество. 2.3. Политический статус и политическая социализация личности Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность .

Политические системы общества (1)

. ими своих политических статусов Политическая система Политическое сознание – характеризует зависимость политической жизни от . прав и свобод, политический статус личности. В соответствии с этим критерием политические системы подразделяются на тоталитарные .

Правовой статус личности (8)

. .Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического . виды, как конституционный (базовый) статус личности и отраслевой статус личности. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других .

Правовой статус личности (9)

. статуса личности…………………………………… 13 2.1.Правовой статус личности: понятие, структура, виды…………………………………………… …………………………….. 13 2.2Личные права и свободы……………………………………………….. 20 2.3. Политические . ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 2.1 Правовой статус личности: понятие .

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Читайте также: