Каково отношение юшки к людям кратко

Обновлено: 04.07.2024

1)Как относился Юшка к окружающим его людям (словами из текста)
Пример: ничего не отвечал, не гонялся и т. д.

2)Как взрослые и дети относились к нему (словами из текста)
Пример: дразнили, бежали за ним и т. д.

1."Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них", "он живой, а сам не серчает на них", "он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними", "Юшка не трогал их и не отвечал им"
2. ". дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его", "Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку", "дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали", "Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его", "От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала"

Короткий рассказ Платонова оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в тупых и опасных животных.

Нравственная и духовная деградация, о которой говорит автор, приводит к появлению подобных монстров.
На Руси всегда почитали юродивых, они воспринимались не как люди, а почти как святые. Подобное отношение к блаженным передавалось из поколения в поколение. Но в рассказе Платонова мы видим

Несчастный старик Ефим (хотя стариком его назвать нельзя, ведь ему всего лишь около сорока) живет особой, никому не понятной жизнью. Юшка не беспокоится о собственном комфорте, ему чужда забота о благополучии. Он довольствуется такой малостью, чтобы только лишь не умереть с голоду.
Юшка полон любви к окружающему миру. Он не понимает жестоких детей, которые подвергают его обидам и насмешкам. Старик думает, что дети просто любят его, но не знают, как свою любовь выразить.

У читателя дети не могут не вызывать отвращения, ведь в их детских душах уже прочно поселились и проросли такие

качества, как жестокость, презрение, высокомерие. Из них вырастут такие же нравственные чудовища, как и их родители. А о взрослых следует сказать особо.

Они полностью лишены человечности, им нет оправдания. Автор говорит о них: “У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”. Люди вымещали на Юшке свою злобу, избивали совершенно неповинного человека лишь за то, что он был на них не похож.

Юшка безропотно воспринимал все побои и унижения. “От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе”.
Подобное отношение к совершенно неповинному человеку заставляет задуматься о таких вечных ценностях, как милосердие, доброта, сопереживание. В рассказе практически ничего не говорится о том, как живут те, кто обижает и унижает Юшку. Мы знаем лишь, что они говорят своим детям: “Вот ты будешь такой же, как Юшка! – Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!” За этими словами скрывается беспокойство о собственном благополучии.

Безусловно, нельзя осуждать людей, если они думают о личном комфорте. Но кто дал им право так ненавидеть другого человека, имеющего такие же права на жизнь? Ведь сам Юшка лучше других понимает ценность жизни, в том числе и собственной. Он тяжело болен, в то время чахотка (туберкулез) была неизлечимым заболеванием.

Но, несмотря на это, Юшка любит жизнь, наслаждается красотой природы, по-доброму относится к людям. Особенного внимания заслуживает тот факт, что Юшка отказывал себе во всем, чтобы девочка-си-рота могла учиться. Этот поступок говорит о том, что нравственно Юшка намного выше людей, которые его окружали. Они думали только о себе, их жизнь была похожа на пустое и бессмысленное существование животных.

Они не сделали ни единого доброго поступка, погрязли в эгоизме и мелочности.
Юшка коренным образом от них отличается. В нем нет ни капли зла, зависти, ненависти. Даже по отношению к людям, медленно убивавшим его, у Юшки нет даже едва заметного злого чувства.

Почему же окружающие люди не осознают всей низости своего поведения? Их поступки свидетельствуют о том, что общество деградировало, духовные ценности забыты. Жизнь в городе нам представляется мрачной, серой, унылой. Все до единого жители кажутся отвратительными существами.

Если бы в рассказе говорилось о бедах и горестях, которые их подстерегают, у многих читателей это не вызвало бы ни жалости, ни сожаления. Люди, которые позволяют себе так издеваться над беспомощным и беззащитным стариком не заслуживают сочувствия. Юшке открыто желают смерти: “Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…” От таких слов становится страшно.

И эти люди считают себя нормальными. А несчастного старика они сделали заложником своего настроения.
Писатель с горечью и болью констатирует, насколько страшно, если в людях утрачена человечность и доброта. Есть ли в их душах любовь? Или о ней уже никто не вспоминает, осталась одна лишь ненависть, всепоглощающая и звериная. Создается впечатление, что окружающие Юшку люди не любят никого, даже собственных близких.

Ведь тот, в чьей душе прочно поселилась ненависть, вряд ли способен на любовь. Юшка безропотно сносит все мучения, которым его подвергают окружающие. Он и гибнет-то как раз из-за одного подлеца, который в очередной, недобрый час встретился на пути.

Этот прохожий ударил Юшку и спокойно пошел домой пить чай. А несчастный старик умер. По сути своей Юшка стал серьезным испытанием для всех окружающих. Испытанием на человечность, которого они не выдержали.

Ни у кого не возникло сожаления, когда стало известно о смерти Юшки.
Только потом, когда появилась незнакомая девушка, рассказавшая о том, что сделал для нее нищий старик, люди понемногу стали задумываться о его жизни. Но эти мысли были поверхностны и мимолетны. Как это ни парадоксально, но названая дочь Юшки, которая благодаря нему получила образование, стала в этом городе лечить несчастных от страшной болезни – туберкулеза. Заслуживают ли люди такой милости?

На этот вопрос трудно ответить, тем более что девушка сделала свой выбор сама. Она помогала людям, несмотря на то, что Юшке никто так и не протянул руку помощи. Девушка-врач очень похожа на Юшку, несмотря на то, что она очень мало знала его.

Она также добра, безответна, полна любви к окружающим. В ней нет ни капли расчетливости, она даже не берет деньги с больных. Финал рассказа внушает надежду, что хотя бы после того, как девушка появилась в городе, жители задумались о своем отношении к несчастному старику.

Ведь если этого не произошло, жертва самого Юшки и его названой дочери выглядят напрасными.

История создания

К моменту написания текста А. Платонов был уже сформировавшимся писателем. Он работал в сферах журналистики, кино, сценарного дела, но в глубине души оставался философом. В своем рассказе он поднимает вопросы жестокости и милосердия, а также равенства людей и значимости каждого отдельного человека.

Жанр, направление

В то же время неопределенность времени и места повествования, а также нравственные уроки, которые дает автор, позволяют говорить о притчевом характере текста. Каждый из героев представляет живой, но несколько обобщенный характер, характерный для притчи или назидательной истории.

Смысл названия

Суть: о чем?

Люди не любят и обижают Юшку. Дети, завидев этого странного человека, начинают дразниться и кидать в него комьями грязи. Взрослые, особенно если они чем-то расстроены или пьяны, свирепеют от его странности и кротости. Никто не понимает, почему Юшка не злится в ответ, почему лишь улыбается и радуется, словно один знает что-то важное и недоступное для остальных.

Это знание Юшки – его вера в то, что он нужен людям. Что они любят его, просто совсем не умеют правильно выразить свою любовь. Еще одна тайна помощника кузнеца открывается только после его смерти: есть осиротевшая девочка, которую он устраивает в семью, а затем отправляет учиться и тратит на это все свои сбережения. Отучившись на врача, девушка приезжает в город и узнает о смерти своего приемного отца, но все равно решает остаться, чтобы помогать людям.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа Юшка (мужчина 40 лет) на первый взгляд кажется стариком, но оказывается, что изнуренным и слабым он выглядит из-за мучившей его болезни. Особый акцент в портрете делается на глазах героя:

Проблемы

Основная идея

Почему после смерти Юшки всем стало хуже? Автор отмечает, что после ухода Юшки жизнь в городе меняется:

Чему учит?

Критика и художественные особенности

Рассказ написан А. Платоновым простым и понятным языком, в нем нет так много длинных описаний или рассуждений. Тем не менее, в отдельных емких чертах и деталях писателю удается передать трагизм судьбы своего героя и собственное отношение к происходящему. Писатель показывает, что Юшке удается не только смирять, принимая на себя, злобу других людей, но и продолжить свое дело, вырастив чуткую, отзывчивую девушку, готовую лечить людей и облегчать их страдания.

Исследователями отмечалась близость персонажа А. Платонова к образу Христа. Юшка уверен, что люди не злы, просто не умеют правильно выразить свою любовь, он как может облегчает их страдания и трагически гибнет, принимая на себя всю их злость и жестокость.

Автор: Юлия Филипская

Автор: Самый Зелёный · Published 03.02.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 16.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 20.12.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Юшка

Начало рассказа: главный герой

В кузнице одного города служил подручный. Он был слаб, видел плохо, но выполнял подсобные работы: мог раздуть горн, принести песка, воды и угля. Звали его Ефим, но люди прозвали его Юшка.

Невысокий и худой, седовласый Юшка с белыми, словно у слепца, глазами за работу получал еду и жалованье. Последнее он практически не тратил, аккуратно собирал.

Каждое утро рано он отправлялся в кузницу, и все в городе понимали, что пора приступать к работе. Когда Юшка возвращался домой, то для людей наступало время ужина и отхода ко сну.

Юшка в кузнице

Юшка в кузнице: YouTube/Краткая Биография

Нелегкая жизнь Юшки

В городе Юшка был предметом издевательств:

  • Дети бросали в него камни и ветки, когда он шел по улице.
  • Взрослые, которым случалось выпить лишнего, сильно ругали и били мужчину.

Он никогда не защищался и даже не обижался. Юшка искренне верил, что жители города его любят и относятся к нему хорошо, но не умеют эту любовь правильно выражать.

Кроме того, о герое известно следующее:

  • Мужчина страдал от чахотки, что и состарило его раньше времени.
  • Два летних месяца он проводил в деревне.
  • Зачем он уходил из города, никто точно не знал, но говорили, что там у него есть дочь, которую Юшка навещает и для которой копит деньги.

Так и проходила его жизнь — тихо, размеренно, было в ней больше страдания, чем радости, но Юшку это не расстраивало. Все, что с ним происходило, он принимал как должное, оставаясь человеком удивительной доброты и кротости.

Гибель Юшки. Неожиданная развязка

Дочь кузнеца Даша

Дочь кузнеца Даша: YouTube/Краткая Биография

Однажды летом болезнь Юшки настолько обострилась, что он не смог уйти в деревню, как делал это раньше. Он остался в городе, и произошло следующее:

На похороны Ефима собрались все, кто его мучил и обижал. После смерти героя не на ком стало людям вымещать свою злобу и глумление. Хоть они и не вспоминали Юшку, но теперь гораздо больше страдали от этих чувств.

Осенью в кузницу пришла девушка, которой нужен был Ефим Дмитриевич. Оказалось, что это сирота, которой Юшка нашел семью в Москве, а потом оплачивал учебу в школе с пансионом. Именно к ней он отправлялся каждое лето, для нее копил деньги, нажитые тяжелым трудом. Окончив университет и став врачом, девушка приехала навестить благодетеля, который не приехал летом.

История создания

Тематика и проблематика

Появление приемной дочери Юшки

Появление приемной дочери Юшки: YouTube/Краткая Биография

Русская литература в начале ХХ века активно разрабатывала мотивы революции и войн, но для некоторых писателей основной оставалась моральная проблематика. К ним относился и Андрей Платонов.

  • В центре произведения — главный герой по имени Ефим. Автор знакомит читателя с ним в начале произведения — дает детальный портрет персонажа. Юшке около 40 лет, но он выглядит, как старик, потому то изнурен чахоткой и тяжелой работой.
  • Вместе с Юшкой читатель оказывается в кузнице, знакомится с его работой, узнает, что Ефим откладывает и не тратит заработанные деньги. Так создается интрига.
  • Автор описывает местных жителей, взрослых и детей, которые сгоняют на мужчине свою злобу. Читатель видит, как издеваются над Юшкой, бьют и обижают. Только дочь кузнеца приходит ему на помощь, но и она не понимает, зачем жить такой жизнью.
  • После трагической гибели Юшки приезжает девушка — сирота, которой всю жизнь помогал Ефим, собирал деньги на ее содержание и учебу. Девушка оказалась доброй и бескорыстной, она стала врачом и готова помогать людям бескорыстно.

Идея произведения заключается в том, чтобы подчеркнуть лучшие моральные качества человека. Автор показывает, каким бы жестоким и злым был мир, если бы не было в нем таких, как Юшка.

Автор старается донести до читателя, как важно уметь видеть в человеке хорошее, даже когда эти качества скрыты за непривлекательной внешностью.

Композиция

Рассказ построен просто. Развитие сюжета происходит последовательно. Условно его разделяют на такие части:

  • описание внешности Юшки, его жизни и отношений с окружающими;
  • беседа Юшки и дочери кузнеца Даши;
  • описание ежегодных отъездов Юшки;
  • его смерть;
  • появление в финале произведения приемной дочери Ефима.

Главные проблемы постепенно раскрываются по мере развития сюжета. Ключевыми в раскрытии темы становятся портреты Юшки и сироты, о которой он заботился.

Жанровые особенности произведения указывают на то, что имеем дело с рассказом. Для него характерны такие признаки малых литературных жанров:

  • небольшой объем;
  • одна сюжетная линия;
  • неразветвленная система образов.

Произведение написано в духе реализма, так как автор дает правдивое описание человеческой жизни.

Читайте также: