Крито микенская архитектура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Критская архитектура не знает здания как единого пластического тела, самостоятельного тектонического организма. Не знает она также принципиального различи между внутренним и наружным пространством. В архитектуре преобладало сквозное пространство, а не стеновые конструкции.

  • раннеминойский (3000 – 2200 гг до нашей эры);
  • среднеминойский (2200 – 1600 гг до нашей эры);
  • позднеминойский (1600 – 1100 гг до нашей эры).

На малых островах Эгейского моря также развивалась самобытная культура. Вместе с культурой Крита и Микен её называют эгейской. Средиземноморское побережье Малой Азии в древности называли Анатолией. По одной из версий древние жители Крита – выходцы из арийских племен, пришедшие с северо-запада, принесли с собой культуру бронзовых изделий. Примерно в этот же период с востока на запад двигались этруски. Вероятно, что встреча этих двух культур стала причиной подъема крито-микенской архитектуры и искусства. Среднеминойская эпоха связана с появлением на полуострове Пелопоннес племен ахейцев.

Считается, что в 1470-м году до нашей эры в Восточном Средиземноморье произошло разрушительное землетрясение, которое привело не только к упадку, но и к гибели минойской культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Дворец в Малии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вслед за дворцом Эванса в Кноссе итальянцами был открыт дворец в Фесте и загородная вилла, недалеко от него. Считается, что после прогрессивного этапа в культуре на Крите произошел спад и приоритет перешел к материковым Микенам, которые ранее находились в подчинении у Крита. В этой связи специалисты хронологически подразделяют крито-микенское искусство на минойское (распространялось на острове) и микенское (континентальное).

Согласно древнегреческой мифологии, на острове Крит младенцем был спрятан бог Зевс. После того, как он в образе быка похитил дочь финикийского царя, он доставил её на Крит. Сын Зевса и царицы стал правителем Крита. Еще одним божеством, почитаемым на острове, была змея, покровительница дома.

Критская архитектура

Рисунок 2. Микенский акрополь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примечательно, что колонны никогда не ставились в углах здания, как следовало бы ожидать. Кольцевые базы колонн были выполнены из камня, что предотвращало гниение несущего элемента. Существуют свидетельства того, что существовали витые колонны с опорами на выпуклые ложки. Все эти признаки дополняют представления о живописности стиля критского искусства. Декоративные росписи выполнялись в желтых, красных, голубых и черных тонах. Мужские фигуры были изображались красным цветом, женские – белым.

Орнаментация во внешнем и внутреннем декоре никак не была связана с характером персонажей и их одеждой.

Микенский период

В микенский период появляется новый тип оборонительных построек – акрополь. Акрополь представляет собой городскую крепость, расположенную на возвышенности. Такие сооружения выполняли роль политического центра города. Дворцовые сооружения имели свободную планировку с обособленными осевыми композициями сооружений, которые формировали единый комплекс с учетом рельефа и пейзажа.

Микенский акрополь (предположительно, построен во второй половине XI века до нашей эры) имел дворец, множество жилых и вспомогательных построек. Благодаря большому весу каменной кладки акрополь не уширяется книзу. Одним из наиболее примечательных элементов здесь являются входные ворота в акрополь. Они имеют пролет 3,5 метра и ложный свод высотой 6 метров. Конструкция ворот украшена первым известным в мире каменным рельефом с изображением двух львов, которые как бы охраняют колонны дорического ордера.

⟶ Листайте карусели изображений ⟶

Культура Эгейского мира развивалась побережье и островах Эгейского моря, которое находится в восточной расти Средиземного и ограничивается Балканским полуостровом, Малой Азией и островом Крит. Развитие шло одновременно с культурой Древнего Египта и Двуречья . Центром эгейской культуры был остров Крит.

Островная часть

Начало культуры на Крите восходит к неолиту. Остров Крит имел очень выгодное положение в центре восточной части Средиземноморья, что создавало благоприятные условия для развития торговли и мореходства. В то время Крит был плодородным, с обильными лесами, густо населенным островом со столицей в городе Кносс.

Уже на рубеже III и IV тысячелетий до н.э на Крите были распространены прямоугольной (хотя еще неправильной) формы в плане жилища, по всей видимости, они были большесемейными.

Наиболее значимым памятником архитектуры Древнего Крита является Кносский дворец. Он занимал огромную территорию, его можно было назвать "городом в городе". Первые постройки датируются 2000 г. до н.э., комплекс окончательно сложится и достиг расцвета к 1600 г. до н.э.. Позднее он не раз претерпевал перестройки и изменения.

Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху). Освещение помещений осуществлялось через отверстия в потолке (световые колодца) до первого этажа. Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались.

У истоков искусства Древней Греции стояла крито-микенская культура.Это условное название культур племен Крита , Эгейского архипелага и материковой Греции III-II — го тыс . до н . э . Названа по наиболее известным находкам на Крите и в Микенах . Главные центры К .- м . культуры были обнаружены во время раскопок Г . Шлимана в Микенах ( в 70 — е гг . 19 в .) и А . Эванса в Кноссе ( 1900 — 20 ).

Кносский дворецодин из самых интересных и впечатляющих памятников критской архитектуры. Возраст дворца можно сравнивать с возрастом Египетских пирамид или Стоунхенджа. Он создавался во втором тысячелетии до нашей эры, и постройка его затянулась ни на одно столетие! Площадь дворца — около 20 тысяч квадратных метров, он состоит из сложной системы сотен помещений, казавшейся древним грекам очень запутанной.Согласно легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея.

Миф о Минотавре, возможно, вымысел, но как объяснить найденные в результате раскопок кости 372 человек? Останки были обнаружены в огромных сосудах. Они находились в подвале одного из зданий дворца. Ученые предполагают, что жертвам было примерно от 10 до 15 лет. Самое поразительное, что кости имеют вид, как будто их готовили для употребления в пищу. Есть мнение, что это те самые девушки и юноши, которые прыгали через быка. Но кто ел этих невинных созданий — бык или сами жители дворца, остается загадкой.

wp03e4a394_05_06[1]
wp8dfe6482_05_06[1]

Кносский дворец-лабиринт — уникальный сад блужданий — состоял из множества хаотично разбросанных помещений, расположенных на разных уровнях, местами достигая 4 этажей и включая в себя более 1300 комнат.

1505489_original

Кносский дворец (реконструкция).

Дворцовые стены украшали прекрасно сохранившиеся фрески.На них были изображены торжественные процессии с нарядными женщинами, гибкие,стройные юноши,несущие сосуды, бой с разъяренным быком.

jritsa minoyskaya

knoss_freska

Крепости Микен и Тиринфа

wpf82ab713_05_063-e1375608779453[1]

Руины дворца микенской эпохи

Акрополь (укрепленный холм) в Тиринфе дает представление о планировке такого дворца, здесь господствуют порядок и симметрия. Центр Акрополя- дворец с большим двором. В композиции дворца центральное место занимает прямоугольное в плане помещение с колоннадой и отверстием в крыше, и очагом посредине — так называемый мегарон. Здесь проводились торжественные собрания мужского населения дворца.Чтобы выйти с мегарона во двор, необходимо было пройти сени и портик с двумя колонами. В последствии мегарон явился основой для формирования традиционного типа храмовой постройки греческой архитектуры.Дворец в Тиринфе был расписан многоцветными фресками в XIII в. до н. э. По потолку шли узоры, изображавшие звёздное небо. Излюбленная тема росписи стен- охота:сцены боя,выезд на охоту богинь, преследование оленя. Полы разрисовывались цветными разводами под мрамор, также встречаются шахматные клетки, чередующиеся с рыбами и осьминогами.

История и культурные традиции Древней Греции много веков подряд были известны лишь благодаря мифам и легендам. И только в конце XIX века в Трое, Микене и Тиринфе были проведены раскопки под руководством Шлимана.

За двадцатилетний период работы археологами было сделано множество уникальных находок. Были найдены образцы древнегреческого искусства, датируемые первой половиной II тысячелетия до нашей эры. Найденные произведения принадлежат микенской культуре.

В начале XX века А. Эвансом была открыта культура еще более раннего периода — критская. В некоторых научных источниках можно встретить второе ее название — минойская, которое она получила от имени легендарного царя Миноса.

Дворец Миноса в Кноссе

Дворец Миноса в Кноссе

В составе древнегреческого государства входило множество мелких островов, а также Крит с городами Кносс, Фест, Триада и отдельные города — державы Микены, Тиринф и Троя.

Микены

Микены

Во II тысячелетии до нашей эры искусство и культура греков достигают высочайшего уровня. Формируются своеобразные и самобытные традиции искусства эгейского мира, которые в будущем станут классическими образцами для подражания многих поколения потомков. Древнюю Грецию большинство ученых считают первой зрелой европейской цивилизацией в истории человечества.

Строительное искусство Крита

В первой половине II тысячелетия до нашей эры остров Крит был одной из богатейших морских держав. На его территории были построены города с прекрасными дворцами и жилыми домами для горожан высотой в три этажа. К древнейшим из сохранившихся шедевров архитектуры можно отнести дворец царя Миноса в Кноссе.

Дворец царя Миноса в Кноссе

Дворец царя Миноса в Кноссе

На острове практически невозможно найти крепостей или фортификационных сооружений. Это объясняется тем, что Крит имел полное господство на море благодаря наличию многочисленного и сильного флота.

В 1650 году до нашей эры произошло разрушительное землетрясение. Однако с течением времени города были восстановлены из руин и отстроены заново. В этот период огромную популярность приобретают виллы — просторные и удобные дома для проживания всей семьи в сельской местности.

Дворцы были обширными в плане и сложными сооружениями высотой в несколько этажей. В центре плана располагался просторный двор, окруженный жилыми помещениями и святилищами. Подобная особенность дворцов эгейского периода объясняется тем, что самостоятельные культовые постройки в те времена не строились.

Дворцовые комплексы в плане не были симметричными, но при этом имели очень сложную внутреннюю планировку помещений, огромное количество лестниц и переходов. При этом в каждом дворце были созданы все условия для комфортного проживания правителя и его семьи. Были оборудованы роскошные ванные комнаты, имелся водовод и канализация.

Интерьер дворцов был оформлен весьма роскошно. Особенно богатым убранством отличались входные части зданий и лестницы в окружении стройных колонн. Эту особенность мы имеем возможность наблюдать на примере дворца в Кноссе.

Колонны Кносского дворца

Колонны Кносского дворца

Огромный царский дворец в Кноссе много раз перестраивали, однако изначальные особенности планировки не изменялись. Так, главным композиционным центром всегда оставался большой двор, к которому с западной стороны примыкали многочисленные помещения для приема гостей.

С культурой Крита связано дальнейшее развитие микенской культуры, которая датируется периодом с 1500 до 1200 гг. до нашей эры. В связи с нарастающим давлением со стороны греков жители острова переселяются на материк, где в дальнейшем были сооружены отлично укрепленные защитные сооружения — это крепости Тиринф и Микены.

Тиринф

Тиринф

Микенская архитектура

Микенская культура достигает своего наивысшего расцвета после 1450 года до нашей эры, то есть в период разрушения дворца в Кноссе. К этому времени Микены достигли господства над всей эгейской областью, налаживают торговые связи с другими удаленными державами Средиземноморья и создают там свои колонии.

В отличие от роскошных, свободно стоящих построек Крита, поселения Микена являются грамотно продуманными и прекрасно укрепленными крепостями. Так, Тиринф и Микены во второй половине II тысячелетия до нашей эры представляют собой грозные фортификационные сооружения, за прочными стенами которых был надежно укрыт дворец правителя. Крепостные стены сооружались из каменных блоков, пригнанных друг к другу так плотно, что создавалось полное впечатление монолитной поверхности.

Однако общие черты в архитектуре Крита и Микен все же присутствуют. Это уже известный мегарон, в центре которого был расположен очаг. Подобное внутреннее помещение выполняло функции зала для пиршеств. К нему вели многочисленные коридоры, колонные портики и пропилеи. Во внутреннем оформлении интерьера ключевую роль играли фрески — ими были расписаны стены комнат дворца.

Особого внимания заслуживают гробницы с круглыми подземными камерами, перекрытые ложным куполом, образованным за счет того, что каждый следующий ряд каменной кладки выступает над нижним.

Стены и пилоны, а также колонны трехчастного деления ( состоявшие из базы, ствола и капители) выступали в качестве несущих элементов для создания плоских перекрытий. Базовая часть колонн была плоской строгой формы, конусообразный ствол сужался книзу, а капитель имела несколько приплюснутую форму и состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним.

Оригинальное решение нашли микенские архитекторы для создания перемычки над входом. Они оставляли треугольное отверстие в стене, и таким образом нагрузка на перемычку значительно уменьшалась.

Львиные ворота в Микенах

Львиные ворота в Микенах

Впоследствии это отверстие закрывалось плитой с рельефным декором. Подобную технику мы можем наблюдать на входных Львиных воротах акрополя в Микенах. Именно там был обнаружен наиболее ранний образец монументального рельефа.

Львиные ворота акрополя в Микенах

Львиные ворота акрополя в Микенах

Архитектура Крита и Микен : 2 комментария

Архитектура Крита и Микен имеет значительные различия, но в то же время у них есть общие черты. Среди них можно назвать строительство храмов по единому образцу. Кроме того, крито — микенский период стал основой для зарождения античной архитектуры в Древней Греции.

Крито — микенская архитектура была той базой, на которой впоследствии сформировалась архитектура Античности. Некоторые элементы были забыты, но в Древней Греции также употребляли колонны, которые могли строиться по всему периметру здания, с двух противоположных сторон или с фасадной части постройки. И чаще всего колоннадой украшали именно храмы и общественно — важные здания.

Читайте также: