Неписанная конституция это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гибкие конституции – это те, для изменения которых достаточно решения парламента (простого большинства или квалифицированного). Самой гибкой является конституция Великобритании, законы, которые входят в эту конституцию, изменяются простым большинством голосов (50% + 1 голос). Гибким является Основной закон Германии 1949 года, для его изменения требуется принятие конституционного закона квалифицированным большинством (2/3 каждой палаты парламента – бундестаг (нижняя) и бундесрат (верхняя), так называются палаты парламента).

Жёсткими являются конституции, для изменения которых помимо решения парламента требуются ещё и дополнительные процедуры, например, референдум, согласие субъектов федерации в федеративных государствах, во Франции есть такая дополнительная процедура, как одобрение совместным заседанием палат парламента. Примером такой жёсткой конституции является Конституция США. Порядок её изменения: для того, чтобы поправка к конституции вступила в силу, требуется её одобрение 2/3 каждой палаты парламента – конгресса (сенат и палата представителей), после этого поправка должна быть одобрена ¾ штатов (от их имени это делают парламенты). В конституцию США было внесено 27 поправок за весь период его действия. Конгрессом при этом одобрено около 200 поправок, но штатами – только те самые 27 поправок, которые сейчас и имеются.

2. По форме конституции делятся: на писаные и неписаные.

Писаные конституции закрепляются в каком-то нормативном акте, одном или нескольких. Примерами таких писаных конституций США, Франции, Германии.

Неписаные конституции – это конституции, которые содержат помимо писаных источников законов (которые закреплены на бумаге), неписаные источники – обычаи (правило поведение, которое нигде не закреплено, носящее устный характер). Неписанными являются две конституции: Великобритании и Новой Зеландии. Неписанная конституция Великобритании состоит из следующих элементов: статуты (законы), судебные прецеденты, обычаи конституционные, правовая доктрина.

3. В зависимости от структуры конституции выделяют: консолидированные и неконсолидированные.

Консолидированные – это конституции, которые состоят из одного документа. Например, конституция США, Основной закон Германии.

Неконсолидированные – это конституции, которые состоят из нескольких документов, нескольких нормативных актов. Например, Конституция Французской республики 1958 года (+ Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Преамбула к конституции 1946 года). Неконсолидированной является Конституция Швеции.

В учебниках как вариант ещё называют кодифицированная и некодифицированная конституции.

4. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные.

Домашнее задание на первый семинар: принести Конституцию Французской республики 1958 года. Должна быть не только сама Конституция Франции, но и Декларация прав и свобод человека 1789 года и Преамбула к Конституции 1946 года (конституцию 1946 года отменили, а преамбулу оставили). Ещё принести Конституцию РФ. (Конституцию РФ носить на каждое занятие. )

Будем изучать в основном 4 конституции зарубежных стран: США, Германия, Франция и Великобритания.

В различных государствах рассматриваемая отрасль права называется либо государственным, либо конституционным правом. В данной лекции понятия совпадают.

Классификации конституции

1. В зависимости от способа изменений конституций: гибкие и жёсткие.

Гибкие конституции – это те, для изменения которых достаточно решения парламента (простого большинства или квалифицированного). Самой гибкой является конституция Великобритании, законы, которые входят в эту конституцию, изменяются простым большинством голосов (50% + 1 голос). Гибким является Основной закон Германии 1949 года, для его изменения требуется принятие конституционного закона квалифицированным большинством (2/3 каждой палаты парламента – бундестаг (нижняя) и бундесрат (верхняя), так называются палаты парламента).

Жёсткими являются конституции, для изменения которых помимо решения парламента требуются ещё и дополнительные процедуры, например, референдум, согласие субъектов федерации в федеративных государствах, во Франции есть такая дополнительная процедура, как одобрение совместным заседанием палат парламента. Примером такой жёсткой конституции является Конституция США. Порядок её изменения: для того, чтобы поправка к конституции вступила в силу, требуется её одобрение 2/3 каждой палаты парламента – конгресса (сенат и палата представителей), после этого поправка должна быть одобрена ¾ штатов (от их имени это делают парламенты). В конституцию США было внесено 27 поправок за весь период его действия. Конгрессом при этом одобрено около 200 поправок, но штатами – только те самые 27 поправок, которые сейчас и имеются.




2. По форме конституции делятся: на писаные и неписаные.

Писаные конституции закрепляются в каком-то нормативном акте, одном или нескольких. Примерами таких писаных конституций США, Франции, Германии.

Неписаные конституции – это конституции, которые содержат помимо писаных источников законов (которые закреплены на бумаге), неписаные источники – обычаи (правило поведение, которое нигде не закреплено, носящее устный характер). Неписанными являются две конституции: Великобритании и Новой Зеландии. Неписанная конституция Великобритании состоит из следующих элементов: статуты (законы), судебные прецеденты, обычаи конституционные, правовая доктрина.

3. В зависимости от структуры конституции выделяют: консолидированные и неконсолидированные.

Консолидированные – это конституции, которые состоят из одного документа. Например, конституция США, Основной закон Германии.

Неконсолидированные – это конституции, которые состоят из нескольких документов, нескольких нормативных актов. Например, Конституция Французской республики 1958 года (+ Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Преамбула к конституции 1946 года). Неконсолидированной является Конституция Швеции.

В учебниках как вариант ещё называют кодифицированная и некодифицированная конституции.

4. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные.

Домашнее задание на первый семинар: принести Конституцию Французской республики 1958 года. Должна быть не только сама Конституция Франции, но и Декларация прав и свобод человека 1789 года и Преамбула к Конституции 1946 года (конституцию 1946 года отменили, а преамбулу оставили). Ещё принести Конституцию РФ. (Конституцию РФ носить на каждое занятие. )

Будем изучать в основном 4 конституции зарубежных стран: США, Германия, Франция и Великобритания.

В различных государствах рассматриваемая отрасль права называется либо государственным, либо конституционным правом. В данной лекции понятия совпадают.

У обычного обывателя, далекого от научных и теоретических коллизий, не может не возникнуть вопрос: почему, встав на путь самостоятельного развития, государство стремится легитимировать себя через принятие нормативного акта, носящего учредительный характер (помимо декларации о суверенитете).

Как утверждает Пьер Бурдье – французский социолог и антрополог конца ХХ века, конститутивные которой они вносят вклад в образование, в акты государства, признаются обществом в качестве доксы. Докса – положительные ответ на заранее не заданный вопрос.

У современного Российского государства, учредительными, помимо Конституции, являются следующие акты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (Российской Федерации), Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991 год), Беловежские соглашения (1991 года), Федеративный Договор (1992 год). Однако, как мы видим, Конституция 1993 года нивелировала большую часть этих актов своими нормами.

Если в подобной легитимации прослеживается некая тенденция или алгоритм, то чем это может быть вызвано? Ведь есть вполне развитые и суверенные государства без конституции, например, Израиль или Великобритания. В Израиле это – конгломерат законов по разным конституционно значимым вопросам, в Великобритании – еще лучше: это и законы, статуты, обычаи, прецеденты, акты Короны, договоры, соглашения. И это все вместо конституции. Но государство живет, с государственностью все в порядке.

Первый известный истории пример принятия современной Конституции, как по виду, так и по времени действия – она действует до сей поры, является принятие Конституции США в 1787 году в Филадельфии. За всю историю США это – вторая конституция, которая, исправила ошибки старой (конфедеративной) и закрепила достижения Войны за независимость.

Как и большая часть конституций, Российская есть продукт потрясений, в том числе социально-экономических и политических.

Так или иначе, чем дальше мы находимся от событий 1993 года, тем больше возникаем желание разорвать эти абсурдные путы лжи, в которые мы, как в силки были пойманы в 1993 году. А это значит решит и многие другие спорные события того времени, которые мы ощущаем и поныне. И касается это не только и не столько политических инсинуаций, как действующего режима, так и оппозиции (в определенном смысле слова все неправы, а в определенном – правы – понимайте, как хотите), сколь ту магию, что происходит с конституционным текстом в стенах различных милых заведений, где он, о нет, не растаптывается, а понимается весьма далеко от своей изначальной, юридически примордиальной сути.

[1] Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. с. 171-174

[2] Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1993 года // Конституционный вестник. № (17). С. 122.

[3] Авакьян С. А. Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспективы// Независимая газета. 1993. 15 октября.

Копия Великой хартии вольностей.

Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства [1] . Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума. Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства (или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях), закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности [1] . Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Теория общественного договора определяет Конституцию как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон. В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения [2] .


Конституции и конституционализм — явление довольно молодое. В сравнении с историей человеческого общества и даже в сравнении с историей государства. Первая конституция (в современном понимании этого слова) была принята лишь в конце XVIII века Соединёнными Штатами Америки.

  • Эдикты — распоряжения, обязательные для всех подданных. Что-то вроде теперешних указов.
  • Декреты — судебные решения. Императоры в Древнем Риме, кроме всего прочего, выполняли роль высшей судебной инстанции, к которой могли апеллировать недовольные разбором своего дела в судах низшего уровня.
  • Рескрипты — ответы императоров на вопросы, обращённые к ним. Эти самые ответы, между прочим, тоже имели силу закона. Так что с вопросами стоило быть поосторожней.
  • И мандаты. Сейчас это слово употребляется в разных значениях. В буквальном же переводе mandatum — поручение. Вот так — буквально — римляне его и понимали. Мандат — это поручение императора чиновникам или правителям провинций, которое, разумеется, необходимо было исполнять со всей тщательностью.


Конституции определяют государственное устройство страны. То есть механизм формирования органов власти, их полномочия, принципы, на которых строятся отношения между центральными и местными органами управления (особенно это актуально для федеративных государств). Практически во всех конституциях есть разделы, посвящённые избирательной системе. Если граждане государства не имеют избирательных прав, то государство, в принципе, может обойтись и без конституции. Кроме того, конституции декларируют основные права и обязанности граждан.

Можно сказать и так: конституция — это своеобразный договор между государством и обществом. Он определяет пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельных индивидов.

Конституция обладает верховенством в системе права, имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все остальные нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

Конституция оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения. Конституционные нормы конкретизируются в других законодательных актах. Скажем, развивая конституционное положение о праве на отдых, Трудовой кодекс определяет максимальную продолжительность рабочей недели, длительность минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, обязательность еженедельных выходных дней и так далее. А Налоговый кодекс детально поясняет, как именно граждане должны выполнять свою конституционную обязанность — участвовать в финансировании государственных расходов.

В современных государствах активно утверждается идея прямого действия норм Конституции. И российская конституция также относится к документам прямого действия.


То есть гражданин, который считает, что какое-то из его конституционных прав нарушено (в том числе и каким-либо иным законодательным актом), может обратиться за защитой в суд, обращаясь непосредственно к тексту Конституции.

Устойчивость конституционного строя — важнейшая основа для успешного развития общества. Поэтому в идеале конституция должна быть стабильной. Но далеко не всем государствам этого удаётся достичь. Самая первая в мире конституция (мы помним, что это Конституция США) является и самой старой. В неё вносились поправки (дополнения), но основные статьи не изменялись с того самого 1787 года. А вот следующие две конституции, принятые в 1791 году, ждала иная судьба. Конституция Речи Посполитой была отменена под нажимом стран-соседей, а вскоре и само это государство прекратило своё существование. Конституция Франции через два года была заменена новой — якобинской. Великая революция продолжала менять французское общество. Франция в этом смысле вообще относится к числу рекордсменов: нынешняя её конституция — пятнадцатая по счёту.


В связи с этим мы можем говорить о конституциях реальных и фиктивных. Реальная конституция — та, чьи предписания воплощены в действительность. Они, разумеется, могут нарушаться, но эти нарушения не являются нормой. Существуют механизмы для борьбы с ними. Фиктивная конституция не совпадает с существующим положением дел. В стране господствует произвол исполнительной власти. Противостоять ему очень трудно, иногда невозможно.

Мы выделили один из критериев классификации конституций — с точки зрения действенности конституционных норм. Назовём и другие.

По форме выражения конституции делят на писаные и неписаные.

Писаная конституция — отдельный правовой акт. Такой, как в России, США, Германии и многих других государствах. Или несколько документов. В качестве примера приведём современную Конституцию Франции. Она была принята в сентябре 1958 года. Но кроме основного текста, в этой конституции есть преамбула — общая вводная часть. В неё включены Декларация прав человека и гражданина 1789 года, преамбула Конституции Четвёртой республики (1946 года) и Экологическая хартия 2004 года.


Начать этот перечень должна была бы Великая хартия вольностей 1215 года. Вспомним, что некоторые её статьи действуют в Британии до сих пор. Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт о престолонаследии, Акт о Союзе, принятые в течение ХХ века законы о Парламенте, о пэрах, о Палате общин, о народном представительстве, о гражданстве, о министрах Короны и многие другие.

Большую роль в англосаксонской правовой системе играют судебные прецеденты. Относится это и к сфере конституционного права. Судебные решения по вопросам защиты прав и свобод человека равны по своей значимости нормативным актам, принятым парламентом. Некоторые нормы существуют лишь в виде политических или правовых обычаев. Никаким правовым актом не закреплено правило, что британский монарх поручает формирование правительства лидеру политической партии, победившей на парламентских выборах. Тем не менее это правило действует на протяжении уже не одного столетия.


Нигде не зафиксировано право короля или королевы наложить вето на принятый парламентом закон. Но такое право у них есть. Другой вопрос, что по трёхсотлетнему обычаю монархи этим правом не пользуются…

Не позднее 1 октября 1948 года должно было собраться Учредительное собрание Израиля. Учредить оно должно было конституцию этого одновременно древнего и молодого государства. Но за чередой войн с арабскими странами до разработки и принятия конституции дело так и не дошло. И её роль в Израиле выполняют различные законодательные акты, судебные прецеденты и некоторые религиозные нормы. Но в принципе от идеи принятия конституции как единого документа большинство израильских политиков и юристов не отказывается.

По способу принятия все конституции можно разделить на две группы: октроированные и народные.


Князь Ренье III в 1962 году октроировал конституцию Монако. Пакистанская конституция этого же года была октроирована президентом страны Айюбом Ханом. А конституция Фиджи в 1990 году была принята правительством.

Народные конституции могут быть приняты тремя способами. Это может сделать парламент страны. Именно так принимались конституции РСФСР (Съездами советов и Верховным Советом Республики), ныне действующие конституции Дании, Венгрии, Польши. В США для этого созывали Конституционный конвент, в революционной Франции — Учредительное собрание. Если возникнет необходимость в принятии новой конституции в России, то разрабатывать её проект будет Конституционное собрание. Все три названых органа не регулярно действующие, а чрезвычайные. То есть граждане избирают с конкретной целью — разработки и принятия основного закона государства.

Последний из способов получает всё большее распространение в современном мире и считается наиболее демократичным. Речь идёт о референдуме — всенародном голосовании. Так, в Италии в 1946 году граждане страны решали вопрос о форме правления.


На референдумах были приняты конституции Франции 1958 и Испании 1978 годов. Большинство участников Всенародного голосования 1993 года высказалось за принятие проекта Конституции России.

По поводу демократичности принятия конституций путём референдума спорить не приходится. Каждый гражданин может поучаствовать в этом процессе — куда уж демократичней. Но существует и ряд сомнений в его целесообразности. Как вы думаете, на чём они основаны?

Конституция не может оставаться раз и навсегда данной. Она отражает общественные отношения, а общество постоянно развивается. По порядку внесения изменений выделяют гибкие и жёсткие конституции.

Гибкими называют те, для изменения которых не существует какой-то особой процедуры, отличающейся от обычного порядка принятия и изменения законов. Например, британский парламент принимает конституционные акты простым большинством (50% плюс один голос).

Изменить жёсткую конституцию не так просто: обычным большинством голосов дело не обойдётся. Скажем, чтобы вступила в силу поправка к Конституции США, нужно чтобы её одобрили две трети депутатов Палаты представителей и сенаторов (палаты Конгресса голосуют по отдельности). Затем она должна быть принята парламентами как минимум трёх четвертей штатов. Конгрессом за всю историю США было одобрено около двухсот поправок. Но в Конституцию было внесено лишь двадцать семь. Остальные этап утверждения в отдельных штатах не прошли.

Конституция России также является жёсткой, но о порядке её изменения поговорим в другой раз.


Конституционализм — это форма правления, опирающаяся на конституцию. И политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте политической власти.

Читайте также: