Неоязычники это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Роман Силантьев: Да, для начала предлагаю определиться с терминами. В России до сих пор существует традиционное язычество, то есть в той или иной степени имеющее преемственность от древних культов. Так, например, в Республике Марий Эл сохранились некоторые языческие группы, в Тыве, в небольшом количестве у некоторых коренных малочисленных народов Севера.

То есть если это традиционный шаманизм, то можно проследить преемственную цепочку шаманов, шаман может перечислить своих предшественников, как это у них положено.

Ц.: Вы сказали, что неоязычество зачастую основано на вымысле. Получается, с настоящими дохристианскими культами у него вообще нет связи?

Ц.: Существует ли статистика, сколько в нашей стране последователей различных неоязыческих культов?

Р. С.: Очень условная. По самым приблизительным оценкам, численность неоязычников не превышает ста тысяч человек. Хотя некоторые исследователи считают, что меньше. Разумеется, сюда относятся как славянские, так и неславянские неоязычники. Подавляющее большинство из них не входят в какие-либо организации, которых великое множество. Они ездят по разным фестивалям, съездам, но у каждого своё уникальное понимание, зависящее от подбора книг и статей, которые он прочитал. И это очень серьёзно затрудняет исследование темы.

Ц.: А есть ли у них что-то общее, помимо того что все они пытаются реконструировать дохристианский культ? Например, общая ненависть к той же Русской Православной Церкви?

Ц.: Получается, российских неоязычников можно классифицировать по этническому принципу происхождения их мифологии?

Р. С.: Да, при этом самое известное и распространённое — это славянское неоязычество. Особняком стоит группа якутского неоязычества. В начале этого года запретили неоязыческую группу на Алтае. Конечно, стоит выделить осетинских неоязычников, которые в последнее время сильно активизировались, в том числе в своих нападках на Русскую Православную Церковь. Есть неоязычники в Марий Эл (помимо традиционных язычников), в Мордовии и Чувашии, тюркские тенгрианцы и неотенгрианцы.

Р. С.: В том-то и дело, что у них нет единого лидера. Пока Михаил Задорнов был живой, он многими из них ценился. Есть надежда, что перед смертью он покаялся. Во всяком случае, об этом свидетельствует протоиерей Андрей Новиков, и у меня нет ни малейших оснований ему не доверять. Но факт остаётся фактом: при жизни Задорнов очень многое сделал для популяризации неоязычества.

Ц.: Помимо того, что многие неоязычники придерживаются неонацистских взглядов, есть ли другие опасные для общественной и даже национальной безопасности экстремистские тенденции этих деструктивных образований?

Более того, наша неоязыческая практика показывает, что в местах заключения неоязычники активно переходят в ваххабизм. Чтобы ваххабиты становились неоязычниками — такие случаи нам неизвестны. И это к вопросу о том, какая вера сильнее. К слову, у нас даже среди русских мусульман немало бывших неоязычников. И эта эволюция уже совсем невесёлая, поскольку и террористов среди них уже значительно больше.

Ц.: Что можно и нужно сегодня сделать для противодействия, а главное — профилактики неоязычества в России?

Р. С.: В первую очередь неоязычество необходимо более детально исследовать. К сожалению, у нас пока нет даже полноценной научной монографии с описанием и классификацией неоязычества и неоязыческих группировок. И, конечно, важно проводить просветительскую работу, в первую очередь по деромантизации неоязычества.

Один из действенных практических аргументов: если древние язычники были такими крутыми, то почему же их так легко победили христиане? У христиан есть конкретная история, наша страна стала именно христианской сверхдержавой. По сути, разгром хазар Святославом — это единственное в истории, чем они могут похвастаться. Но против всей истории христианской Руси это, мягко говоря, не работает.

Ну и другой вопрос: а где, собственно, в мире язычники добились больших успехов? Почему везде преобладают неязычники? Единственное исключение — это Индия, но это, мягко говоря, не сверхдержава. Её уровень — это воевать с Пакистаном, который почти в 10 раз меньше и представляет лишь небольшую часть исламской цивилизации.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Ритуалы русского неоязычества

Ритуалы русского неоязычества

– Сегодня, когда положение Русской Православной Церкви укрепилось и ее влияние на общество возросло, все громче раздаются голоса, призывающие вернуться к начальной религии Руси – язычеству, лишить Православную Церковь доминирования. И у многих подобные призывы вызывают отклик и сочувствие. Андрей Иванович, на ваш взгляд, почему так происходит?

Мы рассматриваем историю как возвращение человека в утерянный им рай, к потерянному им состоянию подобия, Христом возведенное в сверхъестественность. Мы говорим о тоске человечества по совершенству, к которому Бог предназначил человека изначально. Человек был создан по образу и подобию Божию. Образ – это бессмертная душа, подаренная Богом человеку. Состояние подобия – стремление к Богу. После грехопадения человек утерял возможность быть подобным Богу, но по благодати – стремление остается. Поэтому все эти искания возвратиться к своим истокам – совершенно естественны. Просто ищут не там, и направлен вектор не в ту сторону.

Еще Тертуллиан сказал, что душа по природе своей христианка, и человек без веры жить не может. Но если человек теряет веру, он начинает ее подменять сурогатами, каковым является неоязычество. Сегодняшнее неоязычество осуществляет подмену, играя на этом христианском чувстве. Используя в том числе и заложенную в человеке память о том, что прежде было лучше. Все мы знаем, как бабушки и дедушки говорят, что раньше было лучше. А их бабушки и дедушки в свое время тоже говорили, что раньше было лучше. Так что это стремление возвратиться к истокам естественно для христианской души. И неоязычество использует его. Но, повторюсь, ведет не туда.

Играет неоязычество и на чувстве национального самосознания, любви к своей Родине, на чувстве патриотизма, обвиняя христиан в непатриотичности, в общем-то, ошибочно.

Неоязычники Киева

Неоязычники Киева

– Противостояние христианства и язычества насчитывает многовековую историю. Как только появляется учение Христа, начинается колоссальное сопротивление ему. Почему могущественная Римская империя, принимавшая в свой религиозный пантеон всех божеств покоренных народов, не смогла примириться с кротким христианством? С чем это было связано?

Россия развернулась в сторону Востока, и можно ожидать, что неоязычество получит мощную подпитку от индуизма

И Римская империя не могла смириться с тем, что должен быть только один Бог. Как же так, ведь к одним богам обращаешься за победой, к другим за богатством и благополучием, к иным – за помощью в других вопросах… Она не могла понять, что Бог Всесильный, Всемогущий и Всеведущий и Он – один. Поклонение богам означало склонить их на свою сторону, поклонению Христу – совсем наоборот: изменить себя с помощью Бога. Это была беда римского самосознания того времени. Они не могли понять, зачем служить Богу, если Он не потворствует им.

А говорить о том, можно ли христианство исключить из культурной жизни, много и долго не нужно, достаточно только вспомнить, кого православная христианская культура воспитала.

Чайковский, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Лесков… Из ученых – Ломоносов, хирург Пирогов… Эти люди воспитывались в православной среде. С самого младенчества они знали, что такое Церковь, что такое Таинства Церкви. Все они были крещенными. Что могут противопоставить им язычники?

Андрей Иванович Солодков

Андрей Иванович Солодков

Ответ язычникам дает сам князь Владимир: он понял, что воедино государство язычеством не соберешь

Такой ответ своей жизнью дает неоязычникам сам князь Владимир. А ведь он каким был язычником махровым, можно сказать, но понял, что воедино государство язычеством не соберешь, тщетны такие усилия. И потому он обратился ко Христу.

– Христиан часто обвиняют в отсутствии патриотизма, любви к родине… А вот язычество – это как раз патриотично.

Недавно на Архиерейском Соборе были прославлены такие святые, как Андрей (Ослябя) и Александр (Пересвет) [1] . Мы знаем, кто эти люди. А ведь они были даже не монахи, а схимники. Но когда государству стало тяжело, они в своих схимнических одеждах, взяв в руки оружие, пошли воевать. Представление о Православии, как о религии рабской – ложно.

Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г.

Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г.

Личность, семья, нация, государство и Церковь – эти пять начал очерчены рукой Бога

– Андрей Иванович, на каком уровне продолжается сегодня борьба между христианством и язычеством? И как мимикрирует язычество?

– Языческие эпосы, которые нам представляют якобы как документы исторические, вроде Велесовой книги, – это всё мифы. Никаких книг нет, никто их никогда не видел. Каким было славянское язычество, очень сложно сказать. И никто этого не знает. Мимикрия язычества, попытка выдать собственные фантазии за историческую реальность, зачастую прибегая к синкретизму, некому собиранию мифических образов в разных языческих религиях, выдавая их за самобытность русского народа. В некоторой степени то, как неоязычники представляют себе жизнь наших предков, выдавая их порой за идиотов – это оскорбление нашего народа, хотя и не просвещенного еще тогда светом Христа, но все же нашего.

Свами Вивекананда

Свами Вивекананда

А противостояние язычества христианству сегодня, конечно, есть. И оно ведется целенаправленно популяризаторами язычества. Одним из известных проповедников неоязычества был Свами Вивекананда. Он был индусом, учился в Англии в протестантском колледже. Именно он стал популяризатором индуизма, а по сути неоязычества, в Америке и Европе. Ведь индуизм – не миссионерская религия. Человек должен родиться в индуизме, потому что по закону кармы ты не можешь переходить из одной касты в другую. Поэтому Вевиканада был неоязычником, познакомив Америку, жаждущую экзотики после рационального протестантизма, с неоинуизмом и своей интерпретацией адванта-веданты, одной из философской школ индуизма. Сегодняшние неоязычники действуют по той же схеме. Берут какое-либо оккультное еретическое учение и трансформируют его, выдавая за исконно русское. Тогда Вивекананду поддержали масоны, он состоял в масонской ложе. Нынешние неоязычники, те, которые более популярны, можно не сомневаться, находятся в поле зрения западных спецслужб, враждебно относящихся к России. Они хорошо знают историю нашего народа. Знают, что сделать для его разобщения. Разобщить с одной целью, дабы разделять и властвовать.

– Вы работаете в центре, который оказывает помощь людям, попавшим в неоязыческие сети. По вашему опыту, что это за люди?

– Да, это Центр преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве. Туда за помощью обращаются не только неоязычники, но и те, кто попал в секты неопротестантского толка. Но с ними, протестантами и их последователями, разговаривать проще, всё-таки они идентифицируют себя как христиане, читают Библию. У них есть основа, они доверяют Священному Писанию, хотя искажают его своим толкованием. С неоязычниками все сложней, в том смысле, что смысл разговора порой отсутствует. Говорить не о чем. Нет основания веры, одни лозунги и догадки, ссылки на несуществующие исторические факты. И здесь в большей степени многое зависит от родителей детей, попавших в секту.

– Что именно?

– Язычники упрекают христианство еще и в том, что многие традиции и обычаи оно переняло у язычества. Верно ли это утверждение?

Православие не уничтожало культуру народов, но привносило в нее новый смысл

Святитель Иннокентий среди алеутов

Святитель Иннокентий среди алеутов

– Когда мы читаем мученические акты ранних христиан, вызывает особое удивление, с каким мужеством, стойкостью люди принимали смерть и не шли на компромисс с язычеством, вплоть до – не вкусить идоложертвенного. Почему же современный мир идет за язычниками, активно пропагандирует язычество?

Чтобы элементы язычества не проникали в церковную среду, нужны нормальная приходская жизнь, постоянное изучение Священного Писания

Так что лучшее противодействие этому языческому влиянию – здоровая жизнь прихода. Чтобы не дать элементам язычества проникнуть в церковную среду или в светское общество – необходима нормальная приходская жизнь. Литургия, молитва, постоянное изучение Священного Писания и отцов Церкви. Это основание, это фундамент.


– А почему неоязычество пользуется такой большой популярностью у молодых людей? Что их привлекает больше всего?

– Думаю, молодых людей привлекает некий экстравагантный романтизм, который есть в неоязычестве. Играет свою роль и свойственное молодым людям антагонистическое поведение – не принимать что-то официальное, выступать против признанных обществом авторитетов. Церковь имеет в некоей степени официальный статус в обществе и авторитет. А язычество – это нечто такое маргинальное и подпольное, и у молодого человека это всегда вызывает интерес. На определенном этапе жизни – в подростковом возрасте, в период мальчишества.

Есть, на мой взгляд, одна ошибка, которую допускают миссионеры в общении с молодежью. Это некоторое заигрывание в риторике и поведении. Молодые люди, как впрочем и каждый человек, в этом случае начинают относится с некой опаской к обращающемуся к ним миссионеру. Мы в наш век привыкли: раз льстят, значит что-то хотят у нас отнять. Считаю из опыта работы с молодежью, что в общении с ней должна быть конкретика. Она выражается, в первую очередь, в отсутствии всяких сюсюканий, в четком изложении своей веры и образа жизни.

Нам, миссионерам, вообще христианам – не надо теряться, не надо опускать руки, надо рассказывать о своей вере, надо проповедовать, надо объяснять, что такое неоязычество, – в интернете, на форумах, где только можно. Используя все современные СМИ, потому что сегодняшняя молодежь – это дети смартфонов и айфонов. И не только СМИ. Надо идти к молодежи. Общаться с ними, трудиться на этом поле, где часто неоязычество и сектантство просто захлестывают. Искать новые формы, не меняя основ веры, чтобы достучаться до сердец молодых людей.

[1] Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя прославлены на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 г.

Неоязычество — одно из современных направлений религиозного движения, основанное на возрождении традиций язычества.

Неоязычество — одно из современных направлений религиозного движения, основанное на возрождении традиций язычества.


Неоязычество возникло после Крещения Руси. Князь Владимир боролся с язычниками самыми суровыми методами, но на смену старым верованиям пришли новые, основанные на шаманизме.

Что такое — неоязычество?

Язычество — явление далеко не новое. Многобожие распространилось еще в древности. Языческие боги в литературе были очень похожи на людей, обладали теми же пороками. От тех, кто в них верит, этих литературных героев отличали разве что сверхъестественные способности. Например, умение метать молнии, управлять погодой, огромная физическая сила и т.д.

Неоязычество — одно из современных направлений религиозного движения, основанное на возрождении традиций язычества, мифологии, окультных практик. В России неоязычество начало активно развиваться в 80-х годах XX века.

Что отличает неоязычество?

Неоязычество также отличает:

  • Обилие обрядов;
  • Вера в нескольких богов;
  • Человеконенавистнические взгляды, притесняющие тот или иной народ (некоторые неоязыческие верования отличаются антисемитскими настроениями);
  • Культ природы и предков;
  • Идолопоклонство;
  • Определенные социально-политические устремления;
  • Вера в магию и мистику.

Как появилось неоязычество?

Неоязычество возникло после Крещения Руси. Князь Владимир боролся с язычниками самыми суровыми методами, но на смену старым верованиям пришли новые, основанные на шаманизме.

Причины распространения неоязычества в России

  • Новая волна неоязычества в 80-х началась после долгих лет безбожия. Люди искали опору и стремились к возрождению национальной идентичности.
  • По тем же причинам неоязычество часто становилось популярным во времена угроз извне, как ответ западным и другим культурным идеологиям.
  • Одновременно с этим возросло культурное влияние стран востока: шаманизм, индуизм, разные модификации буддизма.

Восточные традиции

Христианство и неоязычество

У противостояния христианства и язычества многовековая история, начинающаяся еще со времен Римской империи. Неоязычество в своей примитивности и простоте не уступает язычеству.

Неоязычество базируется на культе многочисленных суеверий и псевдоисторических мифов.

Как Церковь относится к неоязычеству?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что дьявол являлся народам различным образом, в том числе — через языческих богов.

Неоязы́чество— новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.

Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

Содержание

Неоязыческие организации в России и СНГ

В России самый популярный вид неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским русским верованиям — родноверие. Родноверие не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Так, если одни группы родноверов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в Русских маршах. Одно из направлений неоязычества — инглиизм и несколько небольших родноверческих организаций были признаны экстремистскими [6] , их деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Среди религиозных групп, представляющих славянское неоязычество, могут быть названы:

Параллельно с родноверием в России существует не прерывавшаяся языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская мифология).

К возрожденным этническим религиям, помимо славянского родноверия, относят себя также Асатру (германское неоязычество), позиционирующая себя как имеющая кельтские корни Викка, прибалтийское неоязычество (Ромува и en:Dievturība), армянская религия солнцепоклонников. С некоторой натяжкой сюда может быть отнесён и алтайский бурханизм.

Европейский конгресс этнических религий

Мы делегаты Всемирного конгресса языческих религий, состоявшегося с 20 по 24 июня в Вильнюсе в Литве, собрались, чтобы выразить нашу солидарность с языческими, местными, исконными и/или традиционными религиями Европы и других регионов мира.

Все культуры так же как и исконные религии и веры должны одинаково оцениваться и пользоваться одинаковым уважением. В каждом краю и у всех народов есть свои отличительные местные традиции (исконная вера, мировозрение, мифология, фольклор и т.д.), которые выражают их любовь к своей родине и истории и развивают уважение к неприкосновенности жизни и божественности Природы. Так же как Природа существует в большом разнообразии видов, так и человечество должно иметь возможность свободно развиваться не сталкиваясь друг с другом в разнообразии своих культурных выражений.

Согласно нашим древним традиционным нравственным нормам, Земля и все существа должны уважаться и охраняться. Мы как люди должны найти свое место в рамках всего живого, а не вне или отдельно от остального творения.

Мы разделяем общее понимание нашего положения в мире, основанное на общем историческом опыте гнета и нетерпимости. Языческие веры в прошлом много пострадали со стороны религиий утверждающих, что только они обладают единой истиной, с их стороны испытали много обид и даже уничтожение. Нашим искренним желанием является жить в мире и согласии, стараться сотрудничать с поклонниками всех остальных религий, вер и верований.

Мы верим, что рассвет новой эры индивидуальной и интелектуальной свободы вместе с глобальным обменом мнений и информаций нам дает возможность начать снова возвращаться к нашим собственным исконным духовным корням и таким образом поднять наше религиозное наследие. Мы являемся поклонниками Природы так же как ими было почти все человечество бульшую часть своей истории.

Настоящие местные религии нас должны вдохновить любовью и уважением к всему что мы видим и чувствуем вокруг себя. Мы признаем все формы вероисповеданий, которые подчеркивают искренность сердца, чистоту мысли и благородное поведение в каждом моменте жизни и ко всему существующему.

Наши возрожденные языческие религии в нас вызывают чувство гордости. Наш новый универзализм побуждает людей не оставаться закрытыми в стенах ненависти и ревнивости ко всем, которые не находятся внутри этих стен. Давайте разрушим эти стены и разширим кругозор и зрение всего человечества.

Мы создали Всемирный конгресс языческих религий /World Congress of Ethnic Religions - WCER/ с целью помочь всем группам языческих религий уцелеть и сотрудничать между собой. Наш девиз - (Единство в разнообразии).

Oyvind SILJEHOLM ARNESEN (Норвегия), Hans BERGHMANS (Бельгия), Janis BRIKMANIS (Латвия), Denis DORNOY (Франция), Audrius DUNDZILA (США), Arwind GHOSH (Индия), Morten GROLSTED (Дания), Surrinder Paul ATTRI (Индия), Вадим КАЗАКОВ (Россия), Stefan KLUGE (Германия), Фёдор КАШКУРЕВИЧ (Беларусь), Koenraad LOGGHE (Бельгия), Giuseppe MAIELLO (Чехия), Галина ЛОЗКО (Украина), Geza von NEMENYI (Германия), Stashko POTRSHEBOVSKI (Польша), Vlasis RASSIAS (Греция), Rajinder SINGH (Индия), Николай СПЕРАНСКИЙ (Россия), Michael STRMISKA (США), Jonas TRINKUNAS (Литва), Lila WIBERG (Швеция), Catrin WILDGRUBE (Германия).

Вильнюс, Литва, 23 Июня 1998 [10] .

Критика

Отношение к неоязычеству в Российской православной церкви

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью 2009 года заявил, что дьявол являлся народам различным образом — например, через языческих богов. Также он назвал язычество заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются тёмной силе. [14]

Но что есть такое язы­че­ство и неоязы­че­ство? Часто исполь­зу­ются сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния.

Язы­че­ство – термин, исполь­зу­е­мый бого­сло­вами тра­ди­ци­он­ных миро­вых рели­гий и уче­ными и обо­зна­ча­ю­щий мно­го­чис­лен­ные рели­ги­оз­ные веро­ва­ния пер­во­быт­ных и древ­ней­ших наро­дов – тоте­мизм, магия, ани­мизм, фети­шизм и др., а также попытки их воз­рож­де­ния.

Язы­че­ство – общее назва­ние пер­во­быт­ных нете­и­сти­че­ских рели­гий, осно­ван­ных на мно­го­бо­жии.

Язы­че­ство в России – миро­воз­зрен­че­ский ком­плекс пред­став­ле­ний, кото­рый лежит в основе веро­ва­ний, риту­а­лов и обряд­но­сти дохри­сти­ан­ских племен, насе­ляв­ших про­стран­ство нынеш­ней России до при­ня­тия хри­сти­ан­ства.

Неоязы­че­ство – одно из совре­мен­ных направ­ле­ний духовно-рели­ги­оз­ных иска­ний; воз­рож­де­ние дохри­сти­ан­ских форм миро­воз­зре­ния как основы гар­мо­нич­ного вза­и­мо­дей­ствия с при­ро­дой и обще­ством.

К сла­вян­скому неоязы­че­скому культу отно­сятся рели­ги­оз­ные группы, испо­ве­ду­ю­щие мистико-расист­ские док­трины, осно­ван­ные на син­тезе сла­вян­ской древ­не­язы­че­ской мифо­ло­гии, тео­соф­ски осмыс­лен­ного инду­изма и оккульт­ных прак­тик.

Точ­ного и емкого опре­де­ле­ния, кото­рое бы устра­и­вало всех или, по край­ней мере, было бы мак­си­мально адек­ват­ным отоб­ра­жа­е­мому явле­нию, к сожа­ле­нию, пока не суще­ствует. Имеет смысл про­ци­ти­ро­вать ряд точек зрения, чтобы из мно­го­об­ра­зия мнений у чита­теля сло­жи­лась соб­ствен­ная модель этого поня­тия.

Среди причин воз­ник­но­ве­ния неоязы­че­ства в России можно выде­лить сле­ду­ю­щие:

Читайте также: