Философский тип правопонимания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности философского типа правопонимания связаны с тем, что он ориентирован на познание сущности права как объективно суще­ствующего социального явления. При этом позитивное право (законо­дательство) рассматривается как правовое явление, отражающее эту сущность и выступающее формой ее проявления.

Сущность права вы­ступает критерием правового качества и позитивного закона и есте­ственных прав человека. При этом если закон или норма естественного права не соответствуют правовой сущности, то они имеют неправовой, произвольный характер.

Философия права должна познавать идею права. Толь­ко идея является разумной, а поскольку, по Гегелю, действительно только то, что разумно, значит, только оно и существенно для явле­ния.

В своем саморазвитии идея права у Гегеля проходит три этапа: аб­страктное право, моральность и нравственность.

Следующий компонент философии права у Гегеля — моральность. Это сфера субъективной, или моральной, воли. На первое место здесь выходит внутренний мир человека, который неподвластен формаль­ному праву. Моральность личности находит свое выражение в по­ступках. В своих поступках человек ориентируется чаще всего на соб­ственные потребности. В этом случае, что есть добро и что есть зло, определяется произвольно. Значит, в моральности добро не гаранти­ровано.

В дореволюционной России традиции философского подхода к пра­ву, заложенные Кантом и Гегелем, развивались в работах представи­телей морально-нравственного учения о праве — В. С. Соловьева и Б. Н. Чичерина.

Наиболее заметной фигурой здесь являлся В. С. Соловьев (1853­1900). Оставаясь в целом в русле кантовского подхода, он в своем нрав­ственном учении о праве трактует право как предел или определенный минимум нравственности. При этом он представляет право в виде некой промежуточной области, расположенной между добром, представля­ющим собой отвлеченный идеал, и далекой от этого идеала действитель­ностью. Таким образом, философско-правовая концепция В. С. Соло­вьева основывается на трактовке права и государства как необходимого связующего звена между общественной практикой и идеей нравствен­ности (то есть идеальными требованиями нравственного сознания). Соловьев полагает, что право и нравственность не должны ни отрывать­ся друг от друга, ни противопоставляться. В этом заключается централь­ный пункт его теории права: нравственно-должное в ней трактуется как необходимый признак права, но уже не связывается исключительно с личной свободой. Поэтому несправедливые законы, идущие вразрез с нравственным понятием добра, не отвечают и существенным требо­ваниям права, не являются правовыми и подлежат отмене. В то же время Соловьев четко разграничивал право и нравственность. Нрав­ственное требование есть требование неограниченное и всеобъемлю­щее, соответствующее идеалу совершенства; правовое требование, по существу, ограничено, оно требует лишь фактической задержки извест­ных проявлений зла. В этом отношении право есть определенный ми­нимум нравственности и требует объективной реализации этого мини­мума добра или действительного устранения известной доли зла, в связи с чем право допускает принуждение.

Таким образом, понятие права (в его объективном отношении к нрав­ственности) формулируется Соловьевым как принудительное требо­вание реализации определенного минимального добра или такого по­рядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.

При этом мыслитель формулирует еще и синтетическое (интегральное) определение права, призванное подчеркнуть моменты его объектив­ности, справедливости (ценности) и процессуальности: право есть исторически подвижное определение принудительного равновесия меж­ду двумя нравственными интересами: формально-нравственным инте­ресом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага. Именно через правовую деятельность, через согласование инте­ресов достигается равновесие, которое является отличительным при­знаком права и выражается в устранении как крайнего индивидуализ­ма, так и полного подчинения личности обществу, уничтожающего свободу. Принудительность права является у Соловьева гарантом реа­лизации правовых интересов, но не тем, что определяет смысл права как такового.

Чичерин неразрывно связывал право с государством. Государство, по его мысли, воздвигается над гражданами и общественными союзами как высший порядок, который, однако, не уничтожает, а только вос­полняет частные отношения, основанные на свободе. В то же время ученый был твердо убежден, что источник права заключен все же не в законе, а в свободе. Не признавая либерального учения о неотчуж­даемых естественных правах человека, существующих помимо государ­ства, Чичерин не признавал и притязаний государства самовольно рас­поряжаться человеческими правами, имеющими основание не в прихоти законодателя, а в самой идее человеческой личности. Таким образом, как и Гегель, Б. Н. Чичерин не противопоставлял философское (или естественное) право позитивному праву, а, напротив, постоянно под­черкивал их единство.

В отличие от естественно-правового подхода, Чичерин проводил различие между правом и нравственностью. Это различие он видел в том, что право регулирует исключительно внешние действия челове­ка, а нравственность — только внутренние побуждения. Поэтому от­личительный признак права он видел в том, что право есть начало при­нудительное. Таким образом, Б. Н. Чичерин связывал отличительный признак права не с принципом формального равенства, а с принуди­тельным характером права. При этом Чичерин, по сути, отвергал осно­вополагающий принцип либерализма, в соответствии с которым каж­дый человек свободен в той мере, в какой его свобода не нарушает свободу другого человека. Любое право, считал он, может быть ограни­чено, когда того требует сохранение порядка или образ правления, уста­новленный законом и полезный для народа.

В целом Б. Н. Чичерина можно отнести к представителям либераль­ного консерватизма, основная идея которого как раз и выражалась в обосновании необходимости гармоничного сочетания интересов лич­ности и общества (государства), права и власти. К дореволюционным мыслителям-правоведам либерально-консервативного направления можно отнести также В. С. Соловьева, Н. М. Коркунова, И. А. Ильина, С. Ф. Франка, П. Б. Струве, А. С. Ященко, Н. Н. Алексеева и др.

Согласно такому подходу, право как специфическая форма обще­ственных отношений людей по принципу формального равенства — это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера (мас­штаб) свободы. Такое понимание сущности права выступает в качестве критерия для оценки позитивного права и практики его примене­ния.

Всю историю развития права либертарианцы рассматривают как прогрессирующую эволюцию масштаба и меры формального правово­го равенства, в процессе которой разным этапам исторического разви­тия соответствуют свой круг субъектов отношений, строящихся по принципу формального равенства, а также свой масштаб и своя мера свободы. Закономерной тенденцией исторического развития права, по мнению сторонников либертарной концепции, являются расширение круга субъектов правового общения и увеличение объема свободы в об­щественной жизни.

Особенности философского типа правопонимания связаны с тем, что он ориентирован на познание сущности права как объективно существующего социального явления. При этом позитивное право (законодательство) рассматривается как правовое явление, отражающее эту сущность и выступающее формой ее проявления. Сущность права выступает критерием правового качества и позитивного закона и естественных прав человека. При этом если закон или норма естественного права не соответствуют правовой сущности, то они имеют неправовой, произвольный характер.

В своем саморазвитии идея права у Гегеля проходит три этапа: абстрактное право, моральность и нравственность.

Следующий компонент философии права у Гегеля – моральность. Это сфера субъективной, или моральной, воли. На первое место здесь выходит внутренний мир человека, который неподвластен формальному праву. Моральность личности находит свое выражение в поступках. В своих поступках человек ориентируется чаще всего на собственные потребности. В этом случае, что есть добро и что есть зло, определяется произвольно. Значит, в моральности добро не гарантировано.

В дореволюционной России традиции философского подхода к праву, заложенные Кантом и Гегелем, развивались в работах представителей морально-нравственного учения о праве – В. С. Соловьева и Б. Н. Чичерина.

Наиболее заметной фигурой здесь является В. С. Соловьев (1853–1900). Оставаясь в целом в русле кантовского подхода, он в своем нравственном учении о праве трактует право как предел или определенный минимум нравственности. При этом он представляет право в виде некой промежуточной области, расположенной между добром, представляющим собой отвлеченный идеал, и далекой от этого идеала действительностью. Таким образом, философско-правовая концепция В. С. Соловьева основывается на трактовке права и государства как необходимого связующего звена между общественной практикой и идеей нравственности (то есть идеальными требованиями нравственного сознания). Соловьев полагает, что право и нравственность не должны ни отрываться друг от друга, ни противопоставляться. В этом заключается центральный пункт его теории права: нравственно-должное в ней трактуется как необходимый признак права, но уже не связывается исключительно с личной свободой. Поэтому несправедливые законы, идущие вразрез с нравственным понятием добра, не отвечают и существенным требованиям права, не являются правовыми и подлежат отмене. В то же время Соловьев четко разграничивает право и нравственность. Нравственное требование есть требование неограниченное и всеобъемлющее, соответствующее идеалу совершенства; правовое требование, по существу, ограничено, оно требует лишь фактической задержки известных проявлений зла. В этом отношении право есть определенный минимум нравственности, который требует объективной реализации, в связи с чем право допускает принуждение.

Таким образом, понятие права (в его объективном отношении к нравственности) формулируется Соловьевым как принудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла. При этом мыслитель формулирует еще и синтетическое (интегральное) определение права, призванное подчеркнуть моменты его объективности, справедливости (ценности) и процессуальности: право есть исторически подвижное определение принудительного равновесия между двумя нравственными интересами: формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага. Именно через правовую деятельность, через согласование интересов достигается равновесие, которое является отличительным признаком права и выражается в устранении как крайнего индивидуализма, так и полного подчинения личности обществу, уничтожающего свободу. Принудительность права является у Соловьева гарантом реализации правовых интересов, но не тем, что определяет смысл права как такового.

Последовательным сторонником гегелевского подхода к праву в России был также Б. Н. Чичерин (1828–1904) – выдающийся ученый, правовед, политический мыслитель и публицист. В его учении естественное право предстает не как реально действующее право, а как некий абстрактный идеал, выражающий сущность права, с которым следует соизмерять законодательство. Философское или естественное право, по его мнению, не есть собственно право; это система понятий о праве, которая становится правом только тогда, когда она осуществляется в общественной жизни через позитивное право в том случае, если законодатель соотносит свою деятельность с требованиями правового идеала.

Чичерин неразрывно связывал право с государством. Государство, по его мысли, воздвигается над гражданами и общественными союзами как высший порядок, который, однако, не уничтожает, а только восполняет частные отношения, основанные на свободе. В то же время ученый был твердо убежден, что источник права заключен все же не в законе, а в свободе. Не признавая либерального учения о неотчуждаемых естественных правах человека, существующих помимо государства, Чичерин не признавал и притязаний государства самовольно распоряжаться человеческими правами, имеющими основание в самой идее человеческой личности. Таким образом, как и Гегель, Б. Н. Чичерин не противопоставлял философское (или естественное) право позитивному праву, а, напротив, постоянно подчеркивал их единство.

В целом Б. Н. Чичерина можно отнести к представителям либерального консерватизма, основная идея которого как раз и выражалась в обосновании необходимости гармоничного сочетания интересов личности и общества (государства), права и власти. К дореволюционным мыслителям-правоведам либерально-консервативного направления можно отнести также В. С. Соловьева, Н. М. Коркунова, И. А. Ильина, С. Ф. Франка, П. Б. Струве, А. С. Ященко, Н. Н. Алексеева и др.

Согласно такому подходу, право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства – это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера (масштаб) свободы. Такое понимание сущности права выступает в качестве критерия для оценки позитивного права и практики его применения.

Всю историю развития права либертарианцы рассматривают как прогрессирующую эволюцию масштаба и меры формального правового равенства, в процессе которой разным этапам исторического развития соответствуют свой круг субъектов отношений, строящихся по принципу формального равенства, а также свой масштаб и своя мера свободы. Закономерной тенденцией исторического развития права, по мнению сторонников либертарной концепции, являются расширение круга субъектов правового общения и увеличение объема свободы в общественной жизни.

Правопонимание — это обобщенная модель, которая отражает основные представления о сущности права.

В юриспруденции представлены несколько типов правопонимания, возникших в различные исторические периоды, при этом каждое последующее пыталось преодолеть недостатки предыдущего.

Основные типы правопонимания:

Недостатком нормативистского подхода является то, что не всегда санкционированное сувереном общеобязательное требование в нормативном акте может приниматься социумом, в связи с чем обеспечивается только силой государственного принуждения.

Недостатком естественно-правового подхода является неопределенность, размытость источников права, а также самих нравственных категорий, которые не имеют точного определения.

Недостатком социологического подхода является то, что остается неясным, какие именно явления можно рассматривать в качестве социального эталона и каков реальный механизм достижения всеобщего социального согласия.

4. Интегративный тип правопонимания — представляет синтез (сочетание) классических правовых теорий в попытке совместить их достоинства и избежать недостатков. Этот тип правопонимания полностью соответствует концепции Конституции РФ, которая сочетает в себе нормы естественного и позитивного права.

В науке данный подход представлен либертарно-юридической концепцией В.С. Нерсесянца, социолого-позитивистской (коммуникативной) теорией А.В. Поляковой, естественно-позитивной концепцией В.М. Шафирова и др.

5. Постмодернистский тип правопонимания — исходит из принципиальной невозможности установления объективной истины о праве. Представители данного направления призывают глубже исследовать значение права для отдельного индивида, основываясь на философском понимании культуры, идентичности, языка и т.д. Это тип правопонимания представлен диалогической теорией права И.Л. Честнова и и герменевтической теорией А.И. Овчинникова. Учитывая, что разработка Конституция РФ происходила в начале 1990-х гг., когда постмодернистское правопонимание еще не сформировалось, поэтому оно не отражено в ее нормах.

Таким образом, в целом, различные теории правопонимания дают возможность объективно оценивать процессы и явления правового развития и совершенствовать действующие нормы.

Тип правопонимания как совокупность теоретико-методологических представлений о праве. Философское понимание права И. Кантом. Этапы развития философского типа правопонимания, его использование в международных актах и Конституции Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 14.11.2015
Размер файла 16,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

философское правопонимание кант

Философский тип правопонимания

План

1. Что такое правопонимание.

2. В чём смысл философской школы права.

3. Представители философской школы права.

4. Этапы развития.

5. Какое действие оказывает в данный момент.

1. Тип правопонимания - это совокупность теоретико-методологических представлений о праве; сложившийся в теории образ права, который определяет мировоззрение юристов и основанную на нем юридическую практику.

2. Данный подход к пониманию права строится на основе различения сущности права, т.е. главного признака, выражающего его специфику права, и правового явления, т.е. внешнего проявления данной сущности в социальной реальности. В этом состоит его принципиальное отличие как от позитивистского, так и от естественно-правового типов правопонимания. Согласно такому подходу:

сущность права является критерием оценки правового качества закона; закон, не соответствующий правовой сущности, имеет неправовой, произвольный характер;

право - объективное явление, не зависящее от произвола государства и имеющее свой сущностный признак, отличающий его от иных социальных явлений; такой признак заключается в том, что право есть равная мера свободы.

3. Иммануил Кант. Он называл правом совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чём ему надо видеть своё личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой выполнения этих предписаний.

Как философское понимание права обозначал свой подход к праву великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Полное наименование его знаменитой работы "Философии права" звучит так: "Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права". В своей работе Гегель исходит из различения сущности и явления в праве. Правопонимание у Гегеля означает постижение внутреннего разума (внутренней сущности) права, а не эмпирически и исторически случайных внешних форм его проявления и обнаружения. Согласно гегелевскому учению, право в его сущностной характеристике - это свобода.

К числу сторонников философского типа правопонимания следует отнести и основоположника историко-материалистического учения об обществе Карла Маркса. Хотя Маркс не оставил достаточно целостной правовой концепции, из ряда его высказываний очевидно, что он вовсе не был сторонником легисткого (Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон - суть одно и то же) правопонимания, отождествлявшего право с законом.

В дореволюционной России традиции философского подхода к праву, заложенные Кантом и Гегелем, развивались прежде всего в работах представителей морально-нравственного учения о праве. Наиболее заметной фигурой здесь, несомненно, являлся Владимир Сергеевич Соловьев. Оставаясь в целом в русле кантовского подхода, Соловьев в своем нравственном учении о праве трактует право как "низший предел или определенный минимум нравственности". При этом он представляет право в виде некой промежуточной области, расположенной между добром, представляющим собой отвлеченный идеал, и далекой от этого идеала действительностью. Таким образом, философско-правовая концепция В.С. Соловьева основывается на трактовке права и государства как необходимого связующего звена между общественной практикой и идеей нравственности (т.е. идеальными требованиями нравственного сознания).

Одним из наиболее последовательных сторонников гегелевского подхода к праву в России был Борис Николаевич Чичерин, который внес заметный вклад в развитие данного типа правопонимания. Прежде всего следует отметить, что в его учении естественное право предстает не как реально действующее право, а как некий абстрактный идеал, выражающий сущность права, с которым следует соизмерять законодательство. Осуществляться же в жизни, считал Б.Н. Чичерин, этот абстрактный идеал может лишь через позитивное право в том случае, если законодатель соотносит свою деятельность с требованиями правового идеала. Подчеркивая критериальное значение для законодателя "философского права", он писал: "Законодатель не должен думать, что устанавливаемые им нормы зависят исключительно от его произвола. Закон должен сообразовываться не с одними только изменяющимися практическими потребностями, но и с вечными началами, присущими человеческому духу".

К философской школе права относят также и работы российского юриста Владика Сумбатовича Нерсеянца. Анализируя соотношение сущности и явления в сфере права, В.С. Нерсесянц под сущностью права понимает формальное равенство, раскрываемое как единство трех составляющих: всеобщей равной меры регуляции общественных отношений, свободы и справедливости.

4. Развитие философского типа правопонимания можно разделить на 2 этапа:

1 этап - Этап выделения из естественной и позитивистской школы права философского типа понимания права. Сюда стоит отнести работы Гегеля, Канта, Маркса, Чичерина и других мыслителей, которые исходили из различения сущности и явления в праве.

2 этап - этап становления либертарной концепции правопонимания, которая была разработана российским юристом Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем. Данный тип правопонимания, ориентированный на различение права и закона и трактовку права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов, начал формироваться в отечественной теории права еще в советский период в острой полемике с легистским подходом, доминировавшим в науке и опиравшимся на официальную поддержку. Согласно либертарной концепции правопонимания, право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства - это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера свободы. Такое понимание сущности права выступает в качестве критерия для оценки позитивного права и практики его применения. И по-видимому, не случайно то обстоятельство, что наиболее последовательная версия философского типа правопонимания - либертарная концепция права - сложилась именно в России, где потребность в критической оценке законодательной и правоприменительной практики со стороны общества всегда стояла особенно остро.

Одним из ключевых моментов этой концепции является положение о внутренней взаимосвязи между категориями свободы и формального равенства, согласно которому "люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы”. Ведь если между людьми нет равенства, то отношения между ними строятся не по принципу их свободы и независимости друг от друга, а на началах господства и подчинения, т.е. произвола со стороны сильного против слабого. В этом смысле можно сказать, что формальное правовое равенство - это равенство в свободе, которое заключается в том, что "фактически разные (неравные) люди в правовом общении выступают как равные и независимые друг от друга, как свободные индивиды - субъекты права, а их действия измеряются и оцениваются по одинаковому масштабу". Принцип формального равенства включает в себя все многогранные проявления равенства в отношениях между субъектами права: и равенство перед законом и судом (имея в виду, что это правовой закон и справедливый суд), и надлежащую координацию прав и обязанностей субъектов права, и соразмерность вины и ответственности, и т.д.

5. Сегодня мы можем наблюдать использование философского типа правопонимания во многих международных актах и даже в Конституции РФ. Так, в рамках либертарной концепции правопонимания "золотое правило" нормативной регуляции, которое в Конституции РФ получило закрепление в ч.3 ст.17 ("Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц"), трактуется как выражение сущностного правового принципа формально-юридического равенства. Ведь то обстоятельство, что индивид может осуществлять свои права и свободы только в тех пределах, в которых не нарушаются аналогичные права и свободы других лиц, означает, что у него нет каких-либо привилегий перед другими людьми в сфере права и что он находится с ними в отношениях формального равенства. Такой подход, согласно которому правовой смысл нормы ч.3 ст.17 Конституции РФ состоит в выражении принципа формального правового равенства как сущности права, имеет важное теоретико-методологическое значение для интерпретации всех положений Конституции РФ, а особенно - норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина.

Подобные документы

Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение. Основные теории правопонимания, их плюсы и минусы. Представление о типах права, которое связано с различными концепциями правопонимания. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 20.04.2017

Основные концепции права. Социологическая концепция права по Лейсту. Типология правопонимания по Нерсесянцу. Юридический тип правопонимания. Право как особая разновидность социальных норм. Специфика правовых норм. Социальные и технические нормы.

контрольная работа [15,8 K], добавлен 03.02.2010

Общее понятие правопонимания. История становления и развития социологии права как юридической дисциплины. Cоциологическое направление в праве и различные учения этого направления. Появление юридического позитивизма и понятие о нормативном правопонимании.

курсовая работа [34,0 K], добавлен 08.03.2003

Понятие, признаки, сущность права. Основные теории права: теория естественного права, теория юридического позитивизма и теория нормативизма. Основные подходы в понимании права. Актуально- правовой аспект правопонимания. Субъектом правопонимания.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 05.03.2009

Неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права. Объективное и субъективное право: характер соотношения. Социологическая и психологическая теория правопонимания. Функции права: понятия и основные виды. Марксистская школа права.

Читайте также: