Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики кратко

Обновлено: 07.07.2024

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого использование косвенных мер воздействия на предложение.

Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи А. Смита отводят государству роль - арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

Генеральными целями государственного регулирования являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям, увязка общественных и частных интересов.

Последователи неоклассической мысли, наоборот отводят государству роль создателя условий для экономической свободы накопление капитала.

Вывод: Роль государства в экономике на протяжении многих лет интересует экономистов, рассмотрев взгляды экономических школ можно сделать следующий вывод.

Вопросы государственного регулирования экономики занимают одно из центральных мест в экономической теории, мнения о степени вмешательства в экономику, а также методы и инструменты подобного вмешательства заметно различаются. Однако, как показывает практика, рациональное зерно присутствует во всех рассмотренных теориях и направлениях, а так как экономическая система хозяйственно деятельности динамичной, то ни одну теорию нельзя отвергать как несостоятельную. По мере развития экономических отношений в мировых экономических системах будет развиваться и теория государственного упарвления экономическими процессами. Так как экономическая система хозяйственная является динамичной, то ни одну теорию нельзя отвергать как несостоятельную. По мере развития экономических отношений в мировых экономических системах будет развиваться и теория государственного управления экономическими процессами.

60. Фискальная рестрикция.

Фискальная рестрикцияв краткосрочном периоде является орудием ограничения инфляционных процессов в национальном хозяйстве, а вот в долгосрочном аспекте она через повышение налоговой нагрузки на национальную экономику, хотя и выталкивает из сферы производства слабые, нежизнеспособные предприятия (содействуя тем самым росту экономической эффективности), вполне может спровоцировать развертывание в ней механизма стагфляции. Вероятность подобного развития события, влекущего за собой разрушение производственного потенциала страны, особенно возрастает в случае, если повышение налогов сочетается с пропорциональным сокращением расходов по всем статьям бюджета без четкого определения приоритетов такого секвестирования, скажем, в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда, на котором в этом случае неминуемо нарастает напряженность.

61. Налоговые льготы.

Важнейшими инструментами стимулирования депрессивной национальной экономики в рамках экспансионистского варианта осуществления дискреционной фискальной политики являются следующие налоговые льготы:

■ налоговые изъятия и скидки;

Налоговые изъятия и скидки предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения (как прямого, так и косвенного) тех предприятий, которые участвуют в реализации целей государства и функционируют в приоритетных сферах деятельности.

Налоговые кредиты означают предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели. Использование налогового кредита тождественно направлению части средств налогоплательщиков через государственный бюджет на инвестирование частного сектора экономики.

Ускоренная амортизация Ее антикризисный эффект состоит в следующем: в фазе экономического спада государство в законодательном порядке увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ. Как следствие, возрастает спрос на современное оборудование, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.

62. Встроенные стабилизаторы недискреционной ФП.

Встроенный стабилизатор — финансовый механизм, позволяющий сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых коррективов экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны. В роли таких стабилизаторов выступают действующие в обществе правила, нормы, которые предусмотрены властью заранее и введены в законодательные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность:

1.налоговая системаПри ее грамотном построении в условиях циклического подъема экономики и роста облагаемых доходов населения в бюджетную систему (без всяких изменений ставок прямых и косвенных налогов, заранее установленных законодательной властью на длительный срок ставок) начинают более мощным потоком поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемых доходов населения и автоматического появления бюджетного излишка серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиций компаний, что неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру и предотвращает наступление инфляционного бума. Во время циклического спада налоговые поступления в бюджет, наоборот, резко сокращаются: доходы значительной части населения опускаются ниже прожиточного минимума, а экономические субъекты, оставшиеся на плаву перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Оборотной стороной автоматически возрастающего в этих условиях циклического дефицита государственного бюджета является то, что налоговый пресс в стране временно смягчается (и это при сохранении

действующих налоговых ставок) и большая часть национального дохода остается у домохозяйств и компаний. Помимо поддержания социальной стабильности в обществе это открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и тем самым выхода из кризиса.


2. повышение общего уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов(налоговых ставок, за пределами которыхналогоплательщики обязаны отдавать большую часть своего доходагосударству), которое само по себе приводит к возрастанию налоговойнагрузки на экономику и предотвращает инфляционный бум.

3. система государственных трансфертных платежей.В период подъема увеличение реального объема производства и снижение уровня безработицы автоматически — в соответствии с заранее зафиксированными парламентом правилами игры — сокращает расходы правительства на разнообразные социальные пособия. Увеличивающиеся в результате роста заработной платы социальные отчисления направляются в некий резервный фонд, формирование которого является фактором, тормозящим развертывание инфляционных процессов. В условиях спада, когда, образно говоря, на пульте управления в правительстве загорается лампочка, означающая запредельное падение уровня жизни населения, автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев. Расходование ранее сформировавшегося резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и тем самым ослабляет возможное падение ВВП.

4. в качестве мощного стабилизатора экономики наличие в ее социальной структуре так называемого праздного класса, который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей.

5. государственные программы помощи – целевые программы расходования государственного бюджета на выполнение социально значимых проектов: здравоохранение, ветхое жилье, материнский капитал.

63. Эффект Лаффера.


64. Бюджет РФ. Статьи дохода и расходов.

65. Сущность и цели ДКП.

Денежно-кредитная политика — это комплекс регулирующих мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности. При этом между фундаментальными целями роста ВВП (обеспечиваемого неуклонным нарастанием совокупного спроса) и контроля над инфляцией (в той степени, в какой она зависит от находящейся в обращении денежной массы) объективно существует определенное противоречие, разрешение которого требует неустанного поиска меры в действиях монетарных властей по регулированию параметров предложения денег. Реализуя наряду с другими направлениями экономической политики государства (фискальной, структурной, внешнеэкономической и т.п.) эти конечные целевые установки, монетарная политика параллельно преследует и свои собственные, промежуточные цели, к которым относится достижение оптимального размера денежной массы, процентных ставок и обменного курса. Но не они являются основными. ≪Денежная и финансовая политика, — отмечает В. Маневич, — должны быть направлены на достижение и поддержание оптимальных темпов роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах, например, сокращения или ограничения предложения денег≫

1. функция эмиссионного центра страны. Центральный банк несет ответственность за состояние Денежного обращения. Он выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его нарастания. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот и их изъятия из обращения. Следовательно, денежный рынок является монопольным.

2. функция банка банков. Заключается в том, что ЦБ выделяет лицензии на осуществление определенных видов деятельности КБ, кроме того он согласовывает кандидатуру управляющего КБ.

3. функция банка правительства. Председатель ЦБ назначается решением Гос. думы; бюджет РФ обслуживается в ЦБ; ЦБ отдает всю прибыль сверх определенной.

4. функция органа денежно-кредитного регулирования экономики страны. Выполняя ее, центральный банк оказывает воздействие на денежную массу, находящуюся в обращении. Необходимость такой функции обусловлена тем, что нерегулируемая деятельность частных кредитных учреждений способна усилить циклические колебания конъюнктуры.

5. орган валютного регулирования.

67. Регулирование учетной ставки.

Учетная ставка (ставка рефинансирования) — величина процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой кредитные учреждения могут заимствовать средства у центробанка под определенный залог (цен. Бум). Назначая ту или иную учетную ставку ЦБ задает низшую границу процентной ставки по кредитам КБ населению.

68. Регулирование норматива резервных требований.

Обязательные резервы — это устанавливаемое в законодательном порядке процентное отношение величины минимальных резервов к показателям пассивных (депозиты) или активных (кредиты) операций коммерческих

банков и других кредитных учреждений. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем резервном счете в центральном банке.

69. Регулирование операций на открытом рынке.

Важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается здесь в купле-продаже центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти в целях регулирования параметров денежной массы. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются в странах с емким рынком государственных облигаций. Если в условиях низкой конъюнктуры в этих странах возникает необходимость увеличения количества денег в обращении, центральный банк активно скупает государственные облигации у коммерческих банков. Поскольку спрос на ценные бумаги в этом случае становится больше предложения, их рыночная цена растет, а доходность соответственно падает. Это сильно сокращает привлекательность хранения данных активов частными субъектами, и они стремятся продать их центральному банку. Не случайно в обстановке современного посткризисного развития многие центральные банки пытаются подстегнуть экономический рост массированными закупками государственных облигаций. В результате подобных действий предложение денег в мире заметно возросло, что привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций. Продавая государственные ценные бумаги центральному банку, коммерческие банки направляют полученные от него деньги на кредитование национальной экономики, что способствует наращиванию потребительского и инвестиционного спроса и в ситуации неполной занятости обеспечивает рост ВВП.

Ученые – экономисты называют кейнсианскую модель базовой. Она направлена на поведение двух ключевых переменных для макроэкономических процессов — совокупного производства и уровня цен. Кроме этого эта модель считается классической, поскольку ее основоположниками были классики экономической политики А. Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст.Милль и Ж.Б.Сэй.

Основными положениями кейнсианской модели являются:

  • взаимосвязь и взаимозависимость реального и денежного сектора;
  • несовершенная конкуренция ведет к возникновению негибких или липких цен (не изменяющихся в течение конкретного периода времени);
  • невозможность расходов частного сектора (потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы фирм) обеспечить величину совокупного спроса;
  • описание поведения экономики в краткосрочном периоде.

Из-за несовершенной конкуренции на всех рынках устанавливается негибкая ценовая политика или липкая (по определению Кейнса По данной теме мы уже выполнили реферат Кейнс подробнее ). Цены не могут изменяться в течение определенного времени. На рынке труда липкость цен обусловлена тем, что устанавливается оговоренную номинальную ставку заработной платы, которая не может меняться в течение всего срока заключенного трудового контракта. Государство также утверждает минимальный размер заработной платы, ниже которого предприятия не имеют право принимать людей на работу.

Готовые работы на аналогичную тему

Потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы компаний не могут обеспечить величину совокупного спроса, который соответствует потенциальному объему выпуска продукции. Поэтому необходимо появление некоторого макроэкономического агента, который или сам предоставлял спрос на продукцию, или стимулировал спрос частного сектора. Это позволило бы увеличить совокупный спрос. Кейнс доказал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Так как стабилизационная политика государства влияет на экономику в краткосрочном периоде, то и классическая кейнсианская модель – это модель поведения экономики в кратковременном периоде. По мнению Кейнса, изучение экономических процессов на будущее является нецелесообразным.

Неоконсервативная модель макроэкономической политики

В начале 1970-х гг. кейнсианскую модель сменила неоконсервативная модель экономического развития.

Теоретической основой данной модели стали концепции нового неоклассического направления экономической теории, а именно монетаризм и теория рациональных ожиданий.

Ученые, основоположники этой теории, Р.Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро верили в эффективность и справедливость рыночного механизма и допускали вмешательство государства в развитие неоконсервативной модели, но в ограниченных пределах. Правительство только ухудшит ситуацию, если будет активно принимать участие в экономике.

Основные положения неоконсервативной модели заключаются в следующем:

  • принцип эффективного предложения;
  • частичная приватизация собственности;
  • снижение дефицита бюджета и укрепление денежного обращения;
  • уменьшение количества социальных государственных программ.

Сторонники данной теории отмечают необходимость вернуть классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. В этом случае рост экономики – это функция от накопления капитала. Оно осуществляется из двух источников: собственные и заемные средства.

Барьерами, которые препятствуют росту экономики, являются инфляция и высокие налоги. Налоги ограничивают вложения денежных средств, а инфляция увеличивает ставки по кредитам. В совокупности эти причины затрудняют процесс накопления. Основными путями решения могут быть антиинфляционные мероприятия и предоставление налоговых льгот.

Но сокращение налоговых ставок приведет к уменьшению государственного бюджета, увеличит его дефицит. Это будет препятствовать борьбе с инфляцией. Следовательно, следующее действие – это сокращение расходов государства, отказ от использования бюджетных средств для сохранения спроса и осуществления различных социальных проектов (политика приватизации государственной собственности).

Следующим шагом становится реализация политики дерегулирования. Это ликвидация упорядочивания цен и оплаты труда, либерализация рынка рабочей силы и антитрестового законодательства.

Теория реальных ожиданий (новая классическая макроэкономика)

Эта модель появилась в результате усиления консервативных тенденций и принципа субъективизма в экономике. Она нацелена против неправильного описания поведения людей в условиях риска и неопределенности, о сущности их запросов и желаний, которые создаются в процессе взаимодействия

Главные характеристики теории реальных ожиданий:

  • высокий уровень абстракции;
  • сознательная ориентация на создание моделей и решение математических задач;
  • готовность посредством формальных приемов вернуть идеи концепции общего равновесия.

Ключевая цель – это построение модели на основе применения идеи о специфическом характере ожиданий субъектов экономики и их умения прогнозировать.

Субъекты рыночных отношений получают необходимую информацию, систематизируют и анализируют ее, тем самым обучаются. Но в зависимости от опыта, компетенций, социального статуса они по-разному реагируют на внешние изменения и соответственно принимают разные решения.

В этом случае сторонник данной теории рекомендуют учитывать социально-психологические характеристики субъектов экономических отношений, а также отношение потребителей и производителей на реальные и ожидаемые результаты.

В 70-е г. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-

финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической тео­рии, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих на­правлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регули­рование воспроизводства путем формирования эффектив­ного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.

Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина останется некорректной, если мы не учтем следующие обстоятельства:

•амортизационные фонды предприятий были использованы на 40-45%;

•из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;

•небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);

•согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.[6]

Экономический рост действительно можно рассматри­вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео­рией экономики предложения необходимо создание благо­приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за­трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо­ходные налоги), в условиях которой поддержание расши­ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес­печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ­ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про­ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.




Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его дефицит, что ослож­няет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным яв­ляется следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержа­ния спроса, осуществления широких социальных про­грамм.

В контексте облегчения текущих бюджетных проблем можно отчасти рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

Вместе с тем приватизация государственной собственно­сти в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия рыночной экономная и повышение эффективности производства. В действитель­ности одна из особенностей государственных форм хозяй­ствования состоит в более низкой эффективности по срав­нению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран. Так, например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государствен­ных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложи­лось тяжелым бременем на госбюджет.

И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляе­мым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономиче­ской деятельности, т.е. реализация политики дерегулиро­вания. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегу­лирования, включают либерализацию антитрестовского за­конодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспорт­ных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

Таковы основные черты неоконсервативной модели го­сударственного регулирования, пришедшей на смену орто­доксальным рецептам кейнсианства. Как видно из выше­изложенного, государство не отказывается от регулирую­щих функций.

В 70-е г. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-

финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической тео­рии, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих на­правлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регули­рование воспроизводства путем формирования эффектив­ного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.

Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина останется некорректной, если мы не учтем следующие обстоятельства:

•амортизационные фонды предприятий были использованы на 40-45%;

•из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;

•небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);

•согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.[6]

Экономический рост действительно можно рассматри­вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео­рией экономики предложения необходимо создание благо­приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за­трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо­ходные налоги), в условиях которой поддержание расши­ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес­печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ­ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про­ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.

Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его дефицит, что ослож­няет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным яв­ляется следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержа­ния спроса, осуществления широких социальных про­грамм.

В контексте облегчения текущих бюджетных проблем можно отчасти рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

Вместе с тем приватизация государственной собственно­сти в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия рыночной экономная и повышение эффективности производства. В действитель­ности одна из особенностей государственных форм хозяй­ствования состоит в более низкой эффективности по срав­нению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран. Так, например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государствен­ных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложи­лось тяжелым бременем на госбюджет.

И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляе­мым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономиче­ской деятельности, т.е. реализация политики дерегулиро­вания. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегу­лирования, включают либерализацию антитрестовского за­конодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспорт­ных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

Таковы основные черты неоконсервативной модели го­сударственного регулирования, пришедшей на смену орто­доксальным рецептам кейнсианства. Как видно из выше­изложенного, государство не отказывается от регулирую­щих функций.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого использование косвенных мер воздействия на предложение.

Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи А. Смита отводят государству роль - арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

Генеральными целями государственного регулирования являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям, увязка общественных и частных интересов.

Последователи неоклассической мысли, наоборот отводят государству роль создателя условий для экономической свободы накопление капитала.

Вывод: Роль государства в экономике на протяжении многих лет интересует экономистов, рассмотрев взгляды экономических школ можно сделать следующий вывод.

Вопросы государственного регулирования экономики занимают одно из центральных мест в экономической теории, мнения о степени вмешательства в экономику, а также методы и инструменты подобного вмешательства заметно различаются. Однако, как показывает практика, рациональное зерно присутствует во всех рассмотренных теориях и направлениях, а так как экономическая система хозяйственно деятельности динамичной, то ни одну теорию нельзя отвергать как несостоятельную. По мере развития экономических отношений в мировых экономических системах будет развиваться и теория государственного упарвления экономическими процессами. Так как экономическая система хозяйственная является динамичной, то ни одну теорию нельзя отвергать как несостоятельную. По мере развития экономических отношений в мировых экономических системах будет развиваться и теория государственного управления экономическими процессами.

60. Фискальная рестрикция.

Фискальная рестрикцияв краткосрочном периоде является орудием ограничения инфляционных процессов в национальном хозяйстве, а вот в долгосрочном аспекте она через повышение налоговой нагрузки на национальную экономику, хотя и выталкивает из сферы производства слабые, нежизнеспособные предприятия (содействуя тем самым росту экономической эффективности), вполне может спровоцировать развертывание в ней механизма стагфляции. Вероятность подобного развития события, влекущего за собой разрушение производственного потенциала страны, особенно возрастает в случае, если повышение налогов сочетается с пропорциональным сокращением расходов по всем статьям бюджета без четкого определения приоритетов такого секвестирования, скажем, в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда, на котором в этом случае неминуемо нарастает напряженность.

61. Налоговые льготы.

Важнейшими инструментами стимулирования депрессивной национальной экономики в рамках экспансионистского варианта осуществления дискреционной фискальной политики являются следующие налоговые льготы:

■ налоговые изъятия и скидки;

Налоговые изъятия и скидки предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения (как прямого, так и косвенного) тех предприятий, которые участвуют в реализации целей государства и функционируют в приоритетных сферах деятельности.

Налоговые кредиты означают предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели. Использование налогового кредита тождественно направлению части средств налогоплательщиков через государственный бюджет на инвестирование частного сектора экономики.

Ускоренная амортизация Ее антикризисный эффект состоит в следующем: в фазе экономического спада государство в законодательном порядке увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ. Как следствие, возрастает спрос на современное оборудование, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.

62. Встроенные стабилизаторы недискреционной ФП.

Встроенный стабилизатор — финансовый механизм, позволяющий сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых коррективов экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны. В роли таких стабилизаторов выступают действующие в обществе правила, нормы, которые предусмотрены властью заранее и введены в законодательные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность:

1.налоговая системаПри ее грамотном построении в условиях циклического подъема экономики и роста облагаемых доходов населения в бюджетную систему (без всяких изменений ставок прямых и косвенных налогов, заранее установленных законодательной властью на длительный срок ставок) начинают более мощным потоком поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемых доходов населения и автоматического появления бюджетного излишка серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиций компаний, что неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру и предотвращает наступление инфляционного бума. Во время циклического спада налоговые поступления в бюджет, наоборот, резко сокращаются: доходы значительной части населения опускаются ниже прожиточного минимума, а экономические субъекты, оставшиеся на плаву перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Оборотной стороной автоматически возрастающего в этих условиях циклического дефицита государственного бюджета является то, что налоговый пресс в стране временно смягчается (и это при сохранении

действующих налоговых ставок) и большая часть национального дохода остается у домохозяйств и компаний. Помимо поддержания социальной стабильности в обществе это открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и тем самым выхода из кризиса.


2. повышение общего уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов(налоговых ставок, за пределами которыхналогоплательщики обязаны отдавать большую часть своего доходагосударству), которое само по себе приводит к возрастанию налоговойнагрузки на экономику и предотвращает инфляционный бум.

3. система государственных трансфертных платежей.В период подъема увеличение реального объема производства и снижение уровня безработицы автоматически — в соответствии с заранее зафиксированными парламентом правилами игры — сокращает расходы правительства на разнообразные социальные пособия. Увеличивающиеся в результате роста заработной платы социальные отчисления направляются в некий резервный фонд, формирование которого является фактором, тормозящим развертывание инфляционных процессов. В условиях спада, когда, образно говоря, на пульте управления в правительстве загорается лампочка, означающая запредельное падение уровня жизни населения, автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев. Расходование ранее сформировавшегося резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и тем самым ослабляет возможное падение ВВП.

4. в качестве мощного стабилизатора экономики наличие в ее социальной структуре так называемого праздного класса, который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей.

5. государственные программы помощи – целевые программы расходования государственного бюджета на выполнение социально значимых проектов: здравоохранение, ветхое жилье, материнский капитал.

63. Эффект Лаффера.


64. Бюджет РФ. Статьи дохода и расходов.

65. Сущность и цели ДКП.

Денежно-кредитная политика — это комплекс регулирующих мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности. При этом между фундаментальными целями роста ВВП (обеспечиваемого неуклонным нарастанием совокупного спроса) и контроля над инфляцией (в той степени, в какой она зависит от находящейся в обращении денежной массы) объективно существует определенное противоречие, разрешение которого требует неустанного поиска меры в действиях монетарных властей по регулированию параметров предложения денег. Реализуя наряду с другими направлениями экономической политики государства (фискальной, структурной, внешнеэкономической и т.п.) эти конечные целевые установки, монетарная политика параллельно преследует и свои собственные, промежуточные цели, к которым относится достижение оптимального размера денежной массы, процентных ставок и обменного курса. Но не они являются основными. ≪Денежная и финансовая политика, — отмечает В. Маневич, — должны быть направлены на достижение и поддержание оптимальных темпов роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах, например, сокращения или ограничения предложения денег≫

1. функция эмиссионного центра страны. Центральный банк несет ответственность за состояние Денежного обращения. Он выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его нарастания. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот и их изъятия из обращения. Следовательно, денежный рынок является монопольным.

2. функция банка банков. Заключается в том, что ЦБ выделяет лицензии на осуществление определенных видов деятельности КБ, кроме того он согласовывает кандидатуру управляющего КБ.

3. функция банка правительства. Председатель ЦБ назначается решением Гос. думы; бюджет РФ обслуживается в ЦБ; ЦБ отдает всю прибыль сверх определенной.

4. функция органа денежно-кредитного регулирования экономики страны. Выполняя ее, центральный банк оказывает воздействие на денежную массу, находящуюся в обращении. Необходимость такой функции обусловлена тем, что нерегулируемая деятельность частных кредитных учреждений способна усилить циклические колебания конъюнктуры.

5. орган валютного регулирования.

67. Регулирование учетной ставки.

Учетная ставка (ставка рефинансирования) — величина процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой кредитные учреждения могут заимствовать средства у центробанка под определенный залог (цен. Бум). Назначая ту или иную учетную ставку ЦБ задает низшую границу процентной ставки по кредитам КБ населению.

68. Регулирование норматива резервных требований.

Обязательные резервы — это устанавливаемое в законодательном порядке процентное отношение величины минимальных резервов к показателям пассивных (депозиты) или активных (кредиты) операций коммерческих

банков и других кредитных учреждений. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем резервном счете в центральном банке.

69. Регулирование операций на открытом рынке.

Важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается здесь в купле-продаже центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти в целях регулирования параметров денежной массы. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются в странах с емким рынком государственных облигаций. Если в условиях низкой конъюнктуры в этих странах возникает необходимость увеличения количества денег в обращении, центральный банк активно скупает государственные облигации у коммерческих банков. Поскольку спрос на ценные бумаги в этом случае становится больше предложения, их рыночная цена растет, а доходность соответственно падает. Это сильно сокращает привлекательность хранения данных активов частными субъектами, и они стремятся продать их центральному банку. Не случайно в обстановке современного посткризисного развития многие центральные банки пытаются подстегнуть экономический рост массированными закупками государственных облигаций. В результате подобных действий предложение денег в мире заметно возросло, что привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций. Продавая государственные ценные бумаги центральному банку, коммерческие банки направляют полученные от него деньги на кредитование национальной экономики, что способствует наращиванию потребительского и инвестиционного спроса и в ситуации неполной занятости обеспечивает рост ВВП.

Читайте также: