Терминология в волейболе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Итак, сразу приготовьтесь большому количеству текста.

Это всего лишь словарь с волейбольной терминологией и сленгом спортсменов, так что если вам что-то не понятно по теме этой игры – поищите здесь;

Всего не обещаю, но тут порядочное количество слов для вашего лексикона

Всё в алфавитном порядке, так что, думаю, вы быстро найдёте нужные вам понятия

– приём защиты, с помощью которого преграждается путь мячу, идущему от соперника. Осуществляется выносом любой части тела выше верхнего края сетки, но высота контакта с мячом может быть любой.

– групповой (коллективный): блок, выполняемый двумя или тремя игроками.

– уступом: игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях.

– (устар.) то же, что блок.

– действие на блоке или при атакующем ударе на сетке, во время которого происходит длительное касание руки и мяча.

Вбить кол (гвоздь)

– (разг.) совершить мощнейший нападающий удар.

– комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на нападающий удар из-за спины связующего и прыгает в метре-полутора впереди него.

(то же, что квик) – комбинация, при которой игрок совершает прыжок до момента передачи.

– комбинация, при которой к сетке на нападающий удар поочерёдно по параллельным траекториям выходят игроки первого и второго темпа.

– обратная: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в четвёртой зоне, игрок второго темпа – в третьей;

– прямая: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в третьей зоне, игрок второго темпа – в четвёртой.

– смешанная: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в третьей зоне, игрок второго темпа – во второй.

(то же, что вход в зону, отсечение) – комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на взлёт в полутора метрах от связующего, а игрок второго темпа из четвёртой зоны совершает нападающий удар с низкой передачи в интервале между связующим и игроком первого темпа.

– то же, что впрыжка, отсечение.

(об основном связующем) – переместиться после приёма с задней линии в переднюю зону. Выход

(то же, что ставить забор) – выстроить блок, создающий значительные трудности для соперника.

(то же, что тушить) – (разг.) совершать нападающий удар. Гас.

Грызть зубами пол

(то же, что землемерничать) – (разг.) очень активно выполнять защитные действия.

– действие, при котором игрок ударяет мяч два раза подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

– (разг.) игрок со слабой техникой.

– игрок, в расстановке находящийся в трёх номерах от основного связующего. Чаще всего выполняет функции нападающего: находясь в передней зоне, даёт возможность основному связующему выходить и пасовать с бóльшим количеством нападающих в передней зоне.

(то же, что пробить до пола) – совершить сильный нападающий удар, после которого мяч касается пола.

– первое касание, после которого мяч обрабатывается и направляется связующему. Плохая доводка, хорошая доводка.

– ответное атакующее действие команды при собственной подаче.

– нападающий, играющий вторым темпом.

(то же, что половинка, полупрострел) – нападающий удар, совершаемый с относительно низкого, быстрого паса игроком второго темпа.

– (разг.) отдать пас с проносом.

– комбинация, при которой игрок из третьей или четвёртой зоны совершает нападающий удар за головой связующего на краю сетки, причём передача выполняется до прыжка нападающего.

(то же, что захват) – действие во время верхней передачи, при котором мяч не отскакивает от рук игрока сразу.

– часть площадки, ограниченная боковыми линиями, лицевой линией и линией атаки; ср. передняя зона.

– действия, которыми волейболисты одной команды мешают своим соперникам видеть подающего или траекторию полёта мяча. Индивидуальный заслон, групповой заслон.

Застрелиться в блок

– (разг.) совершить нападающий удар в блок так, что мяч при этом отскакивает в поле под острым углом практически без возможности страховки.

– то же, что задержка.

– действия игроков, предотвращающие атаку соперника или позволяющие оставить мяч в игре после этого; ср. приём.

– (разг.) то же, что грызть зубами пол.

– 1) участок площадки, обозначенный условно; в классическом волейболе выделяется шесть зон по количеству игроков;

2) (то же, что стрелка) комбинация, при которой игрок первого темпа осуществляет атаку в полутора метрах от связующего, как правило, между третьей и четвёртой зонами.

Зона конфликта (конфликтная зона)

– зона между принимающими игроками, подача в которую сильно затрудняет приём.

– промежуток времени (обычно три минуты) между партиями; ср. перерыв, тайм-аут.

– то же, что взлёт.

– (разг.) отдавать пас для нападающего удара, не учитывая особенности техники игрока. Подкидывать. Ср. пасовать, разводить.

– (разг.) комбинация, осуществляемая игроком первого темпа, который демонстрирует намерение играть зону, но в последний момент делает шаг в сторону пасующего и атакует с короткой передачи.

– (разг.) мощный нападающий удар, после которого мяч приземляется недалеко от сетки. Вбить кол.

– очко, выигрыш которого решает судьбу партии или матча; ср. сетбол, матчбол, матч-пойнт.

– комбинация, при которой на нападающий удар выходят игроки первого и второго темпа так, что их пути пересекаются.

– обратный (то же, что смешанный): игрок из второй зоны идёт на взлёт в третью, игрок второго темпа идёт на нападающий удар из третьей зоны за голову пасующего;

– прямой: 1) игрок третьей зоны идёт на взлёт, игрок четвёртой зоны идёт на нападающий удар в третью; 2) игрок четвёртой зоны идёт на взлёт в третью, игрок третьей зоны следом за ним идёт на нападающий удар;

– сзади: игрок из второй зоны идёт на взлёт, игрок второго темпа из третьей зоны – во вторую;

– смешанный: то же, что обратный.

Крыть линию (ход)

– (разг.) закрывать блоком атакующий удар по линии (в ход).

– нападающий удар, при котором игрок выходит боком к мячу и бьёт по нему над головой.

– свободный защитник, имеющий право замещать любого игрока на задней линии; среди прочих правил, регулирующих действия либеро, есть такие: он не может подавать, блокировать и совершать атакующий удар, если мяч находится выше сетки; его форма должна отличаться по цвету от формы других членов команды. Либерить (разг.).

(то же, что матч-пойнт) – очко, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча; ср. контрольный мяч

– то же, что матчбол.

– (разг.) нападающий удар, при котором игрок заносит одну руку, якобы собираясь бить, зависает и резко бьёт другой.

– (разг.) мяч, оказавшийся в таком положении, что крайне трудно оставить его в игре.

– нападающий удар недалеко от связующего с паса высотой в метр.

– нападающий удар, при котором игрок разбегается якобы для выполнения взлёта, но задерживается и совершает удар с невысокого паса в то время, когда блокирующий уже приземлился.

(выиграть, проиграть и т. п.) – вариант окончания партии, при котором ни одна из команд какое-то время не может набрать необходимого для выигрыша преимущества в 2 очка и окончательный счёт оказывается больше 25 очков (или 15 – в зависимости от партии).

– (разг.) игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч попадает в атакующего.

– несильный кистевой нападающий удар. Накатить.

– передача, отдаваемая партнёру со второго касания из второй или четвёртой зоны с целью отвлечь блок противника на себя, так как вместо откидки волейболист может совершить нападающий удар.

– то же, что впрыжка, вход в зону.

Отскакивать, как от батареи

(о мяче) – (разг.) отскакивать в неожиданном направлении от игрока, обрабатывающего мяч.

Отыграться от блока

– целенаправленно совершить несильный удар в блок, рассчитывая сыграть в подстраховке.

(атаки) (то же, что темп (1)) – порядок, которому следуют игроки при нападении.

– комбинация, при которой игрок первого темпа имитирует нападающий удар, а игрок шестой зоны в это время в действительности выполняет нападающий удар.

– (разг.) мощный удар по рукам блокирующего (или блокирующих), в результате чего нападающий игрок приносит очко своей команде. Оторвать пальцы.

(то же, что свеча) – (разг.) подача, передача и другие действия игрока, приводящие к тому, что мяч летит по большой дуге. Подать парашют – то же, что сделать свечу.

(то же, что передача) – направление игроком мяча партнёру по команде.

– длинный: передача в дальнюю зону.

– короткий: передача в ближнюю зону.

(то же, что пасующий, разводящий, связка, связующий) – (разг.) игрок, чья основная функция – отдавать пасы нападающим.

– отдавать пас нападающему игроку, ориентируясь на особенность его техники; ср. подкидывать, разводить.

– то же, что пасер, разводящий, связка, связующий.

– отклонение в направлении мяча относительно удара в ход. Перевести (ход).

– отведённая: удалённая от сетки передача.

– часть площадки, ограниченная боковыми линиями, средней линией и линией атаки; ср. задняя линия.

– промежуток времени между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для последующей подачи; ср. интервал, тайм-аут.

– мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий выиграть очко атакой с первого удара. Обычно возникает при плохом приёме.

(то же, что планирующая подача) – подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце резко оборвать полёт.

– это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

– кручёная: (разг.) подача, во время которой мяч быстро крутится, что осложняет приём;

– планирующая: то же, что планер.

– силовая: подача в прыжке.

– активное действие на подстраховке.

Поджечь шнурки (носки)

(то же, что чехлануть в тапки) – (разг.) заблокировать нападающего так, что мяч отскакивает ему в ноги.

(то же, что страховка) – положение, при котором игрок готов помочь нападающему или блокирующему в том случае, если тот не сможет самостоятельно обработать мяч. Сыграть на подстраховке

(то же, что полочка) – нападающий удар недалеко от связующего с паса высотой в полметра.

– то же, что дужка, полупрострел.

– то же, что полметра.

– (разг.) нападающий удар, после которого мяч от пола отскакивает в потолок.

– то же, что дужка, половинка.

– (разг.) игровая площадка.

– первое касание мяча после подачи соперника; ср. защита.

– позитивный: качественная доводка, выполненная после подачи соперника.

Пробить до пола

– то же, что добить до пола.

(то же, что пронос) – пас с уровня груди, во время которого происходит длительное касание мяча.

– то же, что проводка.

– быстрая низкая передача.

– отдавать пас для нападающего удара так, что блок оказывается обманутым; ср. пасовать, подкидывать.

– то же, что пасер, пасующий, связка, связующий.

– (устар.) действия связующего, при которых он раздаёт передачи.

– (устар.) нападающий игрок.

– последовательность игровых действий с момента подачи до того, как мяч выйдет из игры.

– (разг.) игрок, атаку которого легко закрыть блоком.

– (разг.) ныряющее падение на грудь при защитных действиях.

– индивидуальные защитные действия атакующего игрока или блокирующего.

(то же, что скидка) – обманный удар, совершаемый при лёгком соприкосновении с мячом раскрытой кистью, при этом мяч направляется пальцами.

– то же, что парашют. Сделать свечу – то же, что подать парашют.

– то же, что пасер, пасующий, разводящий, связующий.

– то же, что пасер, пасующий, разводящий, связка.

– эффективное защитное действие в сложной ситуации.

Сесть на пятки (горшок)

– (разг.) стоять на полной стопе и не быть в состоянии принять мяч, падающий перед игроком, после нападающего удара соперника.

– очко, выигрыш которого решает судьбу партии; ср. контрольный мяч.

– (устар.) игроки, находящиеся в передней зоне.

– то же, что сброс. Жёсткая скидка. Мягкая скидка.

– 1) выиграть очко с первого розыгрыша после подачи соперника;

2) ударить по мячу при нападающем ударе. Съём, высокий съём, низкий съём.

– выиграть партию или матч в явно проигрышной ситуации.

– то же, что выстроить крышу.

– короткая передача в центре сетки, как правило, не выше полуметра.

– то же, что подстраховка.

– то же, что зона (2).

– призыв выполнять прострел в сторону игрока, говорящего это.

– рука, от которой мяч при его обработке отлетает в неожиданном направлении. Мяч попал на сучок. Подпилить (спилить) сучки.

– 1) система подсчёта очков в партии: при каждой подаче разыгрывается одно очко;

2) решающая партия.

– тридцатисекундный игровой перерыв, который тренер может запросить за партию дважды; ср. интервал, перерыв.

– технический: минутный игровой перерыв в партии. Автоматически применяется на ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях, когда лидирующая команда набирает 8 и 16 очков.

– 1) (то же, что очередь):

– первый: атака, при которой нападающий атакует с низкой передачи;

– второй: атака, при которой нападающий атакует с высокой передачи.

2) (то же, что центральный блокирующий) волейболист, играющий преимущественно первым темпом.

– (разг., устар.) то же, что гасить. Тушка (разг., устар.)

– тактика защиты, при которой игрок шестой зоны подходит ближе к передней зоне и страхует игроков, которые там находятся.

– тактика защиты, при которой игрок шестой зоны оттягивается ближе к лицевой линии.

– нападающий игрок четвёртой или второй зоны.

– в стык (то же, что удар на разрыве): нападающий удар в место соприкосновения рук двух блокирующих;

– в ход (то же, что прямой нападающий): нападающий удар по направлению разбега без кистевого движения в сторону;

– на разрыве: то же, что удар в стык;

– по линии: нападающий удар, при котором мяч направляется в район боковой линии, ближайшей к атакующему игроку;

– под кожу: (разг.) (то же, что подкожный) нападающий игрок загоняет мяч между сеткой и руками блокирующих. Загнать под кожу;

– подкожный: (разг.) то же, что удар под кожу;

– прямой нападающий: то же, что удар в ход;

(то же, что темп (2)) – амплуа волейболиста, играющего первым темпом в центре сетки, блокирующего в центре и иногда на краях сетки.

Чехлануть в тапки

– (разг.) то же, что поджечь шнурки (носки).

– (разг.) блокирование, приведшее к вертикальному отскоку вниз, который не удалось подстраховать. Чехлить, зачехлить.

– подача, после которой мяч беспрепятственно приземляется на площадку соперника или оказывается вне игры после одного касания соперника.

– комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на взлёт, а игрок второго темпа совершает нападающий удар за его спиной или демонстрирует такое намерение, возвращаясь после этого в свою зону.

– прямой: игрок первого темпа имитирует нападающий удар в третьей зоне, а игрок второго темпа идёт из четвёртой зоны и совершает нападающий удар за его спиной.

Антенна - вертикальные стержни, обычно красно-белые, возвышающиеся над внешними сторонами сетки обозначают границы корта. Если мяч задевает эти антенны, то считается, что он был подан в аут.

Волна - передача на удар вдоль сетки одному из двух нападающих (1 или 2 темпу) в одной зоне.

Взлет - удар с низких передач (нападающий прыгает на удар до передачи)

Второй темп - вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.

Диагональный - самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды, атакуют в основном с задней линии, не участвуют в приёме.

Диг (от английского dig) - защитный удар, выполняемый в броске, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороны ладони.

Добить до пола - основная цель игры в волейбол.

Доигровщик (нападающий второго темпа) - атакуют с краёв сетки.

Доигровка - продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съем. Продолжительная доигровка характерна для женского волейбола.

Дриблинг - характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.

Загнать под кожу - при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих.

Зачехлить - выиграть очко блоком.

Зона конфликта - зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет прием.

Кат шот (от английского cut shot) - сильный удар по мячу, после которого мяч летит под острым углом вдоль сетки.

Кобра (от английского cobra) - удар по мячу, совершаемый жестко зафиксированными пальцами. В этот момент движения рук игрока напоминают бросок кобры.

Либеро - специальный игрок защиты в волейболе, который не может быть капитаном команды. Либеро может заменить любого игрока на площадке, когда тот находится на задней линии неограниченное количество раз. Либеро не может ни подавать мяч, ни давать пас сверху в передней линии. Форма либеро должна отличаться от формы основной команды по дизайну и по цветовой гамме, однако номер присваивается ему в последовательном ряде как у остальной команды. Либеро должен быть оплотом команды в защите, прилагать максимальные усилия к тому, чтобы мяч не коснулся площадки. При этом он должен быть заводилой на площадке, подбадривать и поддерживать команду в процессе игры. Либеро должен иметь взрывную реакцию, быстроту движений, точность доводки мяча до связующего. Он должен предугадывать действия соперника, читать развитие игры, чтобы оказаться в нужном месте, в нужное время.

Морита - игрок 1-го темпа перед отталкиванием от опоры в последний момент задерживает движение. Передача для удара примерно на высоте 1 метр.

Надеть на уши - игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч ударяется обратно в атакующего. Неприятный для игрока исход атаки.

Обратный крест - первым на удар перед связкой выходит нападающий, находящийся сзади связки, вторым - нападающий перед связкой.

Одним темпом - выход на удар и одновременный прыжок в одной или разных зонах двух-трех нападающих.

Читателям на заметку: Если вам нужны сумки оптом из натуральной кожи и замши, то оформить свой заказ вы сможете на интернет-ресурсе Sumkov.

Организованный блок - правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему.

Отведенный пас - Атакующему удобнее всего атаковать мячом, доведённым прямо на линию сетки, что увеличивает сектор удара. Если же пас для атакующего удара неудачно отведён далеко от сетки, то это затрудняет успешный удар.

Пайп - вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьет, отталкиваясь из-за 3-х метровой линии.

Первый темп - вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны.

Переходящий мяч - мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара. Обычно возникает при плохом приеме подачи.

Планер - планирующая подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце нырнуть.

Позитивный прием - хороший прием подачи, который позволяет связующему выбрать любую задуманную им передачу и комфортно ее сыграть.

Просто - в сложной ситуации высокая передача нападающему. (прим.: некоторые термины свойственны в основном пляжному волейболу)

Прострел - удар с низкой скоростной передачи вдоль сетки, выполняемой, как правило, из зоны в зону или через зону.

Прямой крест - 1-й темп находится перед сеткой, а 2-й пересекает его путь, находясь сзади пасующего или перед ним

Связующий - определяет игру и варианты атаки, сложнейшее амплуа в волейболе.

Сняться - остановить серию успешных подач противника.

Съем - а) мощный удар по мячу в верхней точке его траектории, б) выигрыш мяча на подаче противника.

Фэйкинг (от английского faking) - разновидность игровой стратегии, когда игроки движутся в одном направлении для того, чтобы изменить движения в последний момент. Их цель — перехитрить атакующего игрока другой команды. Иногда защитники производят целую серию подобных обманных движений.

Хаммер (от английского hammer) - сильный удар по мячу, после которого он резко летит вниз.

Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) - очень высокие игроки, блокируют удары соперника, атакуют из 3-й зоны.

Чикен уинг (от английского chicken wing) - прием мяча после сильного удара различными частями рук. В такие моменты игрок будто бы расправляет крылья, чтобы принять мяч.

Эйс (от английского ace ) - очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведен до пола или произошло только одно касание и мяч ушел в аут.

Энгл (от английского angle) - сильный бросок мяча через всю площадку.

Эшелон - выход 2-х нападающих перпендикулярно сетке друг за другом (1-й темп заслоняет 2-го).

групповой (коллективный) : блок, выполняемый двумя или тремя игроками.

уступом: игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону

на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях.

Бросок – действие на блоке или при атакующем ударе на сетке, во время которого

происходит длительное касание руки и мяча.

Вдогонку – комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на нападающий

удар из-за спины связующего и прыгает в метре-полутора впереди него.

Взлёт, квик – комбинация, при которой игрок совершает прыжок до момента

Возврат – комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на взлёт, а игрок

Волна – комбинация, при которой к сетке на нападающий удар поочерёдно по

параллельным траекториям выходят игроки первого и второго темпа.

обратная: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в четвёртой зоне, игрок

второго темпа – в третьей;

– прямая: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в третьей зоне, игрок

второго темпа – в четвёртой.

смешанная: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в третьей зоне, игрок

второго темпа – во второй.

Впрыжка, отсечение, вход в зону – комбинация, при которой игрок первого

темпа идёт на взлёт в полутора метрах от связующего, а игрок второго темпа из

четвёртой зоны совершает нападающий удар с низкой передачи в интервале между

связующим и игроком первого темпа.

Выйти (об основном связующем) – переместиться после приёма с задней линии в

переднюю зону. Выход

Выстроить крышу , что ставить забор – выстроить блок, создающий

значительные трудности для соперника.

Двойное касание – действие, при котором игрок ударяет мяч два раза подряд или

Взлет. Вариант атаки, при котором связующий дает короткий быстрый пас по верти­кальной или слегка отлогой траектории, в большинстве случаев в зоне 3. При этом нападающий идет на удар и прыгает до передачи, и в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе, готовый для нанесения удара.

Второй темп. Вариант атаки, в котором могут участвовать все игроки команды (кроме либеро), подключаясь к тактической комбинации после игрока (игроков) первого темпа.

Диг (от англ. dig) - защитный удар в броске, выполняемый тыльной стороной ладони. По-русски - "рыба".

Доигровка - игровая ситуация, когда принимающая подачу команда не смогла выиграть очко с первой атаки. Продолжительная доигровка характерна для женского волейбола.

Доводка - точное и выверенное "доведение" мяча до связующего игрока после приема подачи, или нападающего удара.

Котёл - зона в середине площадки за линией нападения. Самое частое место скидок при нападении.

Одним темпом. Вариант атаки, когда два или три нападающих одновременно выходят на удар и прыгают в одной или разных зонах.

Организованный блок — правильно построенный групповой блок, закрывающий наиболее опасное направление удара и создающий максимальную сложность атакующему.

Отведённый пас — передача для нападающего удара, неудачно отведенная далеко от сетки.

Первый темп. Вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким или быстрым пасом игроку, который начинает тактическую комбинацию первым (игроку первого темпа).

Переходящий мяч — мяч, перелетающий на сторону противника на высоте, удобной для атаки, позволяющий легко выиграть очко. Обычно возникает при плохом приёме подачи.

Планер — подача, при которой мяч летит по неустойчивой, отклоняющейся траектории, как бы планирует или плавает.

Позитивный приём — качественный приём подачи, позволяющий связующему сыграть любую задуманную им комбинацию.

Полупрострел — удар с ускоренной передачи вдоль сетки на высоте не выше полутора метров. Передача может быть из зоны в зону или через зону. Скорость полета мяча ниже, чем при простреле, а траектория — несколько выше.

Просто. Этот термин означает, что в сложной ситуации пере­дающий игрок должен передавать мяч ближайшему партнеру с высокой траекторией в зону, не разыгрывая комбинации. Такие моменты возникают, когда нападающие игроки из-за различных обстоятельств не успевают принять участие в розыгрыше такти­ческой комбинации, либо когда сам передающий игрок оказался в неудобном положении, или само нахождение мяча затрудняло розыгрыш комбинации.

Прострел. Термин обозначает удар со скоростной и низкой передачи вдоль сетки, выполняемой, как правило, из зоны в зону или через зону.

Сняться — выиграть очко, после подачи соперника, после проигранных нескольких очков подряд.

Схема 4-2 - два связующих в противоположных зонах и четыре нападающих, передачу отдает тот из связующих, кто находится на передней линии.

Схема 5-1 - один связующий, выходящий на передачу с передней и с задней линии и пять нападающих.

Схема 6-2 - два связующих и четыре нападающих, передачу отдает тот из связующих, кто выходит с задней линии, в то время как связующий на передней линии играет в атаке.

Съём — удар по мячу при нападающем ударе.

Флот (от англ. float - плавающий) — подача сверху, при которой мяч летит по плоской труднопредсказуемой траектории.

Эйс (от англ. ace) — выигранное непосредственно с подачи очко, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание и мяч ушёл в аут.


Третьим по популярности видом спорта среди россиян неспроста считается волейбол. Благодаря динамичной игре, сотни тысяч фанатов пристально следят за игрой нашей сборной на всевозможных чемпионатах. Не секрет, что именно этот вид спорта оперирует очень большим количеством определений и понятий, которые рядовому человеку могут показаться достаточно непонятными и даже странными. Хочешь разобраться, почему котел, расположенный на поляне не имеет ничего общего с лесом, тогда эта статья раскроет для тебя основные термины волейбола. Подробнее о самой игре всегда можно прочитать в нашей статье.

Ключевые понятия волейбола


Если говорить о волейболе кратко, то вся игра проходит на игровом поле (поляна) ограниченном боковыми и лицевыми линиями. Команды друг от друга по воздуху отделяет волейбольная сетка, а по земле средняя линия. Визуально площадка делится на две основные зоны по линии атаки, расположенной в 3-х метрах от средней линии в каждую сторону. Прямоугольник, расположенный ближе к сетке (передняя линия), является самым эмоционально напряженным с обилием ударов и блоков. Прямоугольник, расположенный следом, называется задней линией и несет не менее важную функцию по приему подачи и молниеносных ударов (хаммер), а так же подстраховке после обманного сброса мяча пальцами руки (скидка). Фактически в передней линии расположены игроки второй, третьей и четвертой зоны, тогда как на задней линии – первой, шестой и пятой. Несогласованность действий в приеме может привести к конфликту между принимающими игроками (зона конфликта).
Каждый розыгрыш начинается с постукивания волейбольного мяча о пол (дриблинг) подающим. В современном волейболе игроки обладают настолько сильной подачей, что не каждый опытный защитник (либеро) в состоянии принять мяч, что приводит к набранному очку с подачи (эйс). Полезное действие в сложной ситуации называется сейв.
Вся игра разделена на партии, которые заполняет трехминутный перерыв (интервал). Судьба каждой партии решается при розыгрыше контрольного мяча (сетбол). Общий исход матча определяется в розыгрыше матчбола (матч-пойнт), когда набор одного очка отделяет команду от победы в матче. В случае упорной борьбы между равными по уровню соперниками партия может затянуться и столь желанное преимущество в 2 очка приведет к победе на балансе.

Термины, характерные для нападения

Термины, характерные для защиты

В полёте рождается слово

Читайте также: