Диффузионизм в антропологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Диффузиони́зм (от лат. diffusio — разливание, просачивание), культу́рный диффузиони́зм (англ. cultural diffusion), транскульту́рный диффузиони́зм (англ. Trans-cultural diffusion) — направление в социальной антропологии, культурной антропологии, культурной географии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

Связанные понятия

Эволюциони́зм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д.

Экономическая антропология (англ. Economic anthropology) — научная дисциплина, возникшая в XX в. на пересечении предметов антропологии, социологии и истории экономики. В рамках направления изучаются проблемы развития хозяйства первобытных, примитивных, докапиталистических обществ.

Лингвистическая антропология — направление антропологии, изучающеe историю изменения языков, взаимосвязь языка и культуры, а также то, как язык влияет на социальную жизнь. Объединяет в себе лингвистический, этнографический и культурологический подходы. Антрополингвисты пытаются найти связи между языком людей и другими аспектами их культуры. Другие объекты изучения включают формальную и неформальную разновидности языка, формы обращений и шутки. Особенное место занимают исследования структуры языков.

Упоминания в литературе

Еще одним направлением теории исторической динамики культуры является диффузионизм . Он возник в начале XX века в основном в недрах австро-германской научной традиции. Диффузионистские исследования посвящены главным образом проблемам пространственного распространения культуры. С их точки зрения ключевые культурные и технические новации появляются на Земле, как правило, в каком-то одном определенном месте, а затем уже распространяются по миру, будучи передаваемыми как эстафетная палочка от цивилизации к цивилизации. Диффузионисты по существу признают межкультурные коммуникации главным механизмом, способствующим прогрессивному развитию общества и культуры. Основными корифеями этого течения были: Ф. Ратцель [784], Л. Фробениус [618; 619], Ф. Гребнер [659; 640], У Риверс [789] и др. Позднее идеи диффузионистов развивали О. Розеншток-Хюсси [794] и норвежский путешественник Т. Хейердал [658].

В книге рассматриваются различные версии методологии и логики разных направлений, сложившихся в британской социальной антропологии в ходе ее исторического развития – эволюционизма, диффузионизма , функционализма, структурализма и всевозможных модификаций этих исследовательских подходов, представленных в деятельности наиболее влиятельных представителей этой научной дисциплины – Э. Б. Тайлора, Дж. Мак-Леннана, Г. Мейна, У. Риверса, Г. Элиота Смита, Э. Вестермарка, Б. Малиновского, А. Р. Рэдклифф-Брауна, Э. Эванс-Причарда, Р. Фёрса, О. Ричардс, М. Фортеса, З. Наделя, М. Вильсон, М. Глакмена, Э. Лича, В. Тэрнера, М. Дуглас и др. Освещаются соотношение и взаимодействие различных научных школ, сложившихся в этой науке. Постановка проблемы научной школы и связанных с ней вопросов об исследовательской программе, о формах организации научного сообщества позволяет вскрыть историческую динамику и логику развития социальной антропологии.

Связанные понятия (продолжение)

Физическая или биологическая антрополо́гия (греч. ἀνθρωπολογία, от ἄνθρωπος — человек) — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

Гипердиффузиони́зм — совокупность гипотез и теорий, согласно которым одна цивилизация или один народ является творцом всех выдающихся или важных вещей, которые затем были заимствованы менее развитыми цивилизациями и народами. Таким образом, все великие цивилизации, которые имеют сходные культурные достижения, вроде пирамид, происходят от одного древнего народа. Аргументами гипердиффузионизма могут служить религиозные практики, культурные технологии и забытые древние цивилизации.

Лингвистическая палеонтология (фр. paléontologie linguistique; лингвистическая археология), или метод слов и вещей (нем. Wörter und Sachen) — метод реконструкции протокультуры (материальной и духовной) и локализации прародины народов на основании лексики праязыков. Реконструируется словарный состав языка, а соответственно и реалии его носителей. На основании этого также делаются выводы о месте обитания носителей данного языка — об экологической среде, где они жили (о фауне, флоре, географическом.

Антрополингви́стика, антропологи́ческая лингви́стика — раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого мышления на основе её отражения в соответствующей эволюции языка (прежде всего его лексики). Её исходным положением является то, что практически все исторические изменения в человеческом сознании, развитии культуры и росте знаний отражаются в лексической системе языка. В истории формирования любой области научного знания можно выделить ряд основных этапов развития и, прежде всего, донаучный.

Европоцентри́зм (евроцентри́зм) — характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.

Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.

Теория палеолитической непрерывности (англ. Paleolithic Continuity Theory, итал. La teoria della continuità) — гипотеза, согласно которой гипотетический праиндоевропейский язык появился в эпоху палеолита, за несколько тысяч лет до начала медного века или неолита, рассматриваемого в современной науке как наиболее вероятный период возникновения праязыка. Основными сторонниками данной гипотезы являются итальянский лингвист Марио Алинеи, историк Марсель Отт и другие учёные, объединившиеся в «рабочую.

Глоттого́ния (от др.-греч. γλῶττα — язык + γονή — рождение), глоттогене́з (от γλῶττα — язык + γένεσις — происхождение) — исторический процесс происхождения, формирования, становления человеческого естественного звукового языка, языковой семьи, так и языков отдельных этносов.

Постколониальная теория (постколониализм) — междисциплинарное направление исследований, состоящие из анализа культурного наследия колониализма. Постколониализм включает в себя множество теорий в различных областях: философии, кино, политических науках, социально-экономической географии, социологии, феминизме, религиозных и богословских исследованиях, и литературе.

Материа́льная культу́ра — совокупность всех материальных ценностей, созданных определённой культурой, её овеществлённая составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Сравни́тельное религиове́дение — дисциплина, использующая сравнительный метод для изучения религий с целью выявления их общих форм, типов, морфологии феноменов, универсальных взаимосвязей, правил и законов:113.

Эволюционная лингвистика — научное изучение возникновения и развития языка на основе принципа эволюционности. Основной проблемой данной дисциплины является недостаток эмпирических данных: многие языки, исчезая, не оставляют следов. Это стало причиной того, что примерно до начала 1980-х гг. эволюционная лингвистика не воспринималась как дисциплина всерьёз. В конце 1980-х гг. лингвисты проявляют к эволюционной лингвистике всё больший интерес в связи с успехами таких смежных дисциплин, как психолингвистика.

Комбинационизм — это такое течение в археологии, которое рассматривает слияние (скрещение) двух или нескольких культур, как механизм возникновения совершенно новой культуры, то есть как шаг эволюции, точнее его замена.

Феноменология религии — методологический подход в религиоведении, придающий особое значение воззрениям приверженцев религий. Феноменология религии, базируясь на философской феноменологии, стремится выявить сущность религии путём исследований, свободных от искажающего влияния научных или общепринятых ценностей и предрассудков. Феноменологический подход к изучению религии предполагает личное участие учёного в исследуемой им религиозной традиции, что даёт возможность понять значение и проявления различных.

Праиндоевропейцы — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев примерно шесть тысяч лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как.

Ди́кость (англ. Savagery) — распространённый в антропологии конца XVIII — начала XX веков термин, обозначающий самую примитивную ступень развития человеческого общества. Термин имеет смысл в рамках теорий социальной эволюции, которые подразумевают последовательное и линейное развитие человеческих сообществ.

Структу́рный функционали́зм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные.

Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители.

Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50-x годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и американского антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или.

Историческая социология или социология истории — отрасль социологии, которая сосредоточивает внимание на том, как общества развиваются в истории. Она рассматривает, как социальные структуры, которые обычно воспринимаются как естественные, формируются в результате сложных и длительных социальных процессов. К главным вопросам, которые исследует современная историческая социология относятся: возникновение капитализма, революции и общественные движения, причины возникновения, существования и упадка империй.

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

Социология знания (англ. Sociology of knowledge) — теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания. В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы знания (социология знания в узком смысле); мышления, его исторического развития (социология мышления), когнитивных систем и познавательной деятельности общества (социология познания) и основания социологии (социология социологии).

Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм — европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей. Начало этому направлению заложил ещё Франц Боас, которое впоследствии продолжили его ученики.

Социа́льная антрополо́гия (иногда культурная антропология) — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.

Политическая антропология — направление исследований (субдисциплины) в социальной антропологии, занимающееся изучением политического процесса и политических институтов обществ.

Прамонотеизм (англ. Urmonotheismus), первобытный монотеизм, изначальный монотеизм, примитивный монотеизм — теория происхождения религии, согласно которой изначальной формой любой религии было единобожие, впоследствии утраченное и "выродившееся" в немонотеистические верования, такие как фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др., известные как самые ранние формы религии.

Историческая, или диахроническая (от греч. δια — через и χρόνος — время) лингвистика является научной дисциплиной, занимающейся изучением истории языка. Этот вид лингвистики направлен ​​на.

Географический детерминизм — концепция, утверждающая, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Мир-системный анализ, или мир-системная теория, исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали, прежде всего, развитие отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идёт несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации.

Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Эволюционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею уникальности возникновения культурных элементов в определенных географических регионах и последующего их распространения из центра зарождения. Одной из наиболее важных проблем диффузионизма стала проблема нахождения исходных, первичных культур. Т.е. эволюционизм рассматривал развитие во времени, а диффузионизм – в пространстве.

Поэтому важной задачей культурной антропологии считал изучение распространения культуры. Ратцель выделяет два способа перемещения элементов культур:

1. полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса

2. перемещение отдельных предметов от одного народа к другому.

Причиной появления и популярности диффузионистских школ стал методологический кризис эволюционизма, обнаружение его слабых мест, а именно невозможности объяснить автономное развитие культур. Цель же диффузионистов состояла в показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения. Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет диффузионизм как научное направление?

2. Назовите его главных представителей.

3. Как вы считаете, что стало причиной популярности диффузионизма в конце CIC - начале CC вв.? Литература

На рубеже XIX и XX вв. эволюционизм стал терять свое монопольное положение в этнологии. В это время появились так называемые диффузионистские школы, противопоставившие эволюционизму исследование локальных исторических проблем. Сторонники этого направления стремились показать пространственное распространение культур или отдельных культурных элементов, выявить области их происхождения, а также пути и способы их распространения.

В этнологии под диффузией (от лат. diffusio — распространение) понимают распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление рассматривал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, взаимодействие культур. В рамках теории диффузионизма имелись различные течения: историко-географическое, культурно-историческое, антропогеографическое, теория культурных ареалов и др.

В передвижениях народов Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Исходя из этого, он проанализировав
географическое распространение предметов материальной
культуры, т. е. этнографических предметов, в связи с распространением народов — носителей этих предметов. Различия между культурами народов, утверждал Ратцель, постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Каждый из культурных элементов имеет географическую привязку, возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по планете. Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и т. п. Это происходит через различные формы взаимодействия народов: переселение
племен, завоевание, смешение расовых типов, обмен, торговлю и т. п. Именно в процессе этих взаимодействий происходит пространственное распространение культур.

Такое понимание сущности культуры, отождествление ее с биологическим организмом Фробениус представлял как открытые им природные закономерности в области изучения культуры, а значит, этнологии. Отсюда он делает вывод, что изучение культуры должно осуществляться не историческим методом, а методом естественных наук. Вполне очевидно, что он представлял культуру как некое внесоциальное мистическое явление.

Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и его культуры
нет повторяемости, а следовательно, нет и никаких закономерностей. Каждый элемент культуры, по Гребнеру, возникает только однажды, в конкретном регионе, принадлежа с самого начала какой-то одной культуре и вместе с ней распространяясь по другим культурным мирам. Сходные явления культуры Гебнер объявляет принадлежащими к одному определенному культурному кругу и, следовательно, происходящими из одного географического центра. Повторяемость этнических процессов — кажущаяся, на самом деле все явления в культуре строго индивидуальны. Отсюда следует, что этнология имеет дело не с массовыми, не с типичными, а с единичными явлениями. У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры каждой культуры — главная задача этнологии.

В этот день:

Дни рождения 1795 Родился Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века. Дни смерти 1914 Умер Антонио Салинас — итальянский нумизмат, искусствовед и археолог. Профессор и ректор университета Палермо. 1920 Умер Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог.

Культурная антропология, основанная на диффузионизме, родилась в ответ на эволюционистские концепции. Его представители критиковали эволюционизм в социальных науках , согласно которому низшие формы культуры постепенно трансформируются в высшие [2] . Эволюция пыталась открыть такие общие законы эволюции культур, рассматривая отдельные общества как примеры этих законов. В свою очередь, диффузионизм постулировал, что социальные науки должны заниматься изучением конкретных процессов и событий, а не обнаруживать общие законы [3] . Основная цель диффузионистов состояла в том, чтобы преобразовать культурную антропологию таким образом, чтобы в ее основе лежала эмпирическая наука, то есть сосредоточение внимания на исследованиях, проводимых в этой области .

Распространители оперируют распределительным пониманием культуры. Это понималось как постоянное свойство человека, определяемое как свойство сообщества с точки зрения времени и пространства. В диффузионистском подходе культура рассматривалась как совокупность элементов, а не как взаимосвязанная система. Различия, видимые между культурами, были восприняты диффузионистами скорее качественно, чем количественно [3] . Основной проблемой диффузионистов была концепция культурных кругов и заимствований через диффузию. Все межкультурное сходство они видели не в постепенном развитии культур, а в распространении, заимствовании элементов. Культурные изобретения - редкое явление, еще реже - изобретения, сделанные независимо друг от друга в разных частях света [4] . Развитие культуры происходит не за счет изобретений, а за счет дублирования, заимствования и проникновения образцов и продуктов культуры [5] . Динамика культурных изменений в первую очередь определяется интенсивностью межкультурных контактов . Как следствие, изолированные культуры обречены на вегетацию [6] .

Школа культурных кругов (немецко-австрийский диффузионизм)

Представители германо-австрийского диффузионизма первыми в Европе подвергли критике эволюционистские предположения. Вместо этого они предложили исторический подход к конкретным культурным процессам. Его представители представляют два центра: Берлин и Вену. Исторические методы оказались единственными подходящими для изучения народов и их культур и полезными для формулирования общих законов культуры. Наиболее важными исследователями школы культурных кругов были: Фридрих Ратцель , Лео Виктор Фробениус , Бернхард Анкерманн , Фриц Гребнер , Вильгельм Шмидт , Вильгельм Куперс , Мартин Гусинде и Роберт фон Гейне-Гельдерн [7] .


    (1844–1904) [7] - зачинатель немецкого диффузионизма и предшественник школы культурных кругов. Он представил скептический подход к интеллектуальному потенциалу человека, его изобретательности и ее роли в прогрессе истории. Он считал феномен диффузии фундаментальным фактором творческих культурных процессов, отрицая, таким образом, человеческую изобретательность. Он рассматривал это как историческое и пространственное явление. Межкультурное разнообразие указывает на существование специфических процессов для разных географических регионов. Культуры имеют географические границы, в которых они адаптируются к своей естественной среде. В свою очередь, сходство культур проистекает из их мобильности и контактов, которые проявляются в подражании и заимствовании.


Британский диффузионизм


Теоретические основы британского диффузионизма были заложены Уильямом Генри Риверсом (1864–1922) [10] . В дополнение к изложению основных тезисов диффузионистов, он уделял большое внимание проведению полевых исследований, в отличие от кабинетной и музейной работы, благодаря чему он значительно разработал методологию (например, в области изучения структур родства путем построения генеалогических таблиц ). Природу британского диффузионизма определили два исследователя: Графтон Эллиот Смит (1871–1939) и Уильям Джеймс Перри (1868–1949) [11] . Их работы характеризовались крайней односторонностью предлагаемых теоретических объяснений, предполагающих, что человеческая цивилизация как специфическая комбинация свойств могла быть изобретена только один раз (моногенетическая теория культуры). Колыбелью культуры был Древний Египет (отсюда и панегипетство ). Отдельные элементы культуры распространились по всему миру (в том числе по Северной и Южной Америке), и культурный регресс ответственен за разнообразие культур и распространение элементов различных стадий развития египетской культуры: расцвета или частичного и полного вырождения . Основным импульсом для развития цивилизации была религия , и Смит и Перри привели примеры подобных культурных институтов, которые можно найти по всему миру, таких как поклонение солнцу , мумификация , пирамиды ).

Американский диффузионизм


Американский диффузионизм самый умеренный. Не бесспорно, что следующие авторы входят в это направление [12] и часто классифицируются под именем боасианского историзма .

Читайте также: