Необходимость владения психотехникой общения кратко

Обновлено: 01.07.2024

Психотехнологии общения — это психологические механизмы общения, применяющиеся для достижения оптимальных результатов в управлении.

Общение представляет собой форму деятельности, которая осуществляется между людьми в качестве равных партнеров. Оно приводит к возникновению психического контакта, который проявляется через обмен информацией, взаимовлияние, взаимопереживание и взаимопонимание.

Особенности психотипов общения

Психотехнология общения оперирует таким понятием, как механизмы общения и психотипы. Психотип представляет собой модель поведенческой структуры личности, включающую ее взаимодействие с окружающей средой. Знание психотипа другого человека позволит выстроить соответствующую стратегию и тактику поведения в ходе общения.

Для делового общения важна комплексная оценка партнера, осуществляемая в неразрывном единстве с окружающей средой. В этом случае наибольшая информативность присуща классификации психотипов. В ее основе лежит психогеометрическая теория С. Диллингера.

Среди достоинств представленной концепции необходимо выделить:

  • Мгновенное определение типа личности партнеров по общению;
  • Возможность получения достаточно подробной характеристики личных качеств каждого партнера по общению;
  • Составление сценария поведения для каждого партнера в любой типичной ситуации.

Психологическая классификация основных типов личности в соответствии с психогеометрическим подходом выглядит следующим образом:

  • квадрат,
  • треугольник,
  • прямоугольник,
  • круг,
  • зигзаг.

Квадрат обладает выносливостью и терпеливостью. Он эрудирован и трудолюбив, является хорошим аналитиком, любит порядок. Для него не свойственна суетливость, он хороший администратор и обладает отличными коммуникативными навыками.

Психотип треугольник является в общении лидером. Он энергичен, решителен и имеет большую уверенность в собственных силах. Это прагматик и хороший аналитик, который умеет определить сущность проблемы.

Готовые работы на аналогичную тему

Психотип прямоугольник является временной формой личности. Этот человек непоследователен и непредсказуем, часто внутренне возбужден. Для него свойственна низкая самооценка, отсутствие удовлетворенности статусом. Этот психотип легко впадает в состояние замешательства, ему необходимо общение для получения поддержки.

Психотип круг является руководителем-демократом. Он доброжелателен и коммуникабелен. Это прирожденный психолог, имеющий популярность у коллег. Он избегает конфликтных ситуаций, стараясь угодить всем, и не имеет решительности.

Для психотипа зигзаг характерен энтузиазм, наличие идей. Такие люди независимы, остроумны, язвительны. Они эмоционально возбудимы и являются мастерами самопрезентации. Как правило, представители этого психотипа не умеют доводить начатое дело до конца.

Психотехнологии общения

Цель общения может достигаться лишь при наличии психологического контакта и доверия между партнерами. Прежде чем пойти на контакт с предполагаемым собеседником, человеку необходимо ответить себе на простые вопросы: Что? Как? Когда? Почему?

Третий вопрос определяет возможность выяснить желательные временные параметры общения (когда с учетом всех внешних и внутренних условий будет проведена беседа, наметки о предполагаемой длительности общения). Четвертый вопрос нужен для выяснения обязательности предполагаемого общения (по какой причине именно этот человек доложен идти на это общение, есть ли кто-то, кто сможет сделать это лучше).

Последний вопрос имеет большое значение, так как эффективность общения полностью зависит от совпадения близости психологических характеристик собеседников. Например, когда предполагаемый собеседник обладает стилем мышления синтезатора, то с ним лучше проводить беседу тоже синтезатору, чем аналитику.

Лучшим образом вступают в контакт люди, близкие по типу личности, внешним параметрам, речи, языку тела, убеждениям и темпераменту. Если таких близких черт будет мало, то нужно применять соответствующие вспомогательные психотехники.

Подстройка с помощью голоса и речи происходит в случае, когда близкими являются следующие параметры:

  • Темп речи,
  • Тембр голоса,
  • Высота тона,
  • Часто используемые слова и выражения.

Подстройка под себя происходит, когда человек, сначала установив контакт с собеседником с помощью уже описанных психотехник, далее начинает постепенно изменять собственную позу, мимику или речь. В результате этих действий собеседник непроизвольно начинает ему подражать. Подобная техника требуется в случае, когда собеседник, судя по внешним признакам, находится в таком состоянии, в котором добиться достижения целей общения почти невозможно.

Кажется, что может быть проще чем, сказать, что думаешь? Но зачастую люди испытывают большие трудности в повседневном общении. Вы говорите одно, а близкие люди слышат совершенно другое, и, как следствие, возникает непонимание, обиды и ссоры на пустом месте.

Но, к счастью, существуют простые советы, которые помогут вам в общении с вашими членами семьи. И, конечно, навыки общения, универсальны. Все сегодняшние советы вы также можете использовать (с определенной коррекций) вне семейного круга и даже в своей профессиональной деятельности.

Эффективное общение в семье

Эффективное общение в семье

Общение – это не просто обмен информации. Общение предполагает, что участники коммуникации понимают эмоциональные состояния и желания друг друга, кроющиеся за формальным значением слов. Общение – это движение навстречу друг другу. Добавлю, эффективное общение – это движение навстречу друг другу. В эффективном общении партнеры не только четко передают информацию и верно ее интерпретируют, но и дают своему партнеру почувствовать принятие, уважение и понимание.

Для эффективного общения нужно

  1. Обращать внимание на невербальные послания (язык тела).
  2. Уметь слушать собеседника.
  3. Уметь отстаивать собственные принципы и нужды, одновременно не задевая достоинства собеседника.

Обо всем по порядку.

Внимание к невербальным посланиям в общении или к языку тела.

Поэтому для эффективного общения нужно, чтобы ваши вербальные и невербальные послания совпадали. Тогда собеседнику не придется гадать, какой из источников информации (вербальный или невербальный) более достоверно отражает реальное положение дел.

Другой совет заключается в том, чтобы не забывать, что люди разные, и язык тела может сильно различаться от человека к человеку. Особенно это наглядно видно на примере культурных различий, люди разных национальностей в один и тот же жест могут вкладывать различные смыслы. Поэтому с интерпретацией языка тела нужно быть достаточно аккуратным.

Полезным будет опираться не на отдельные невербальные сигналы (например, не только на позу или глазной контакт), а на всю совокупность телесных проявлений, на то, какое общее впечатление они на вас производят. Язык тела – очень древнее приобретение в плане эволюционного развития человека, поэтому не передает тонких нюансов, а скорее отражает глобальные категории – нравится или нравится, согласен собеседник с вами или нет.

Эффективное общение – это больше о том, как человек умеет слушать, нежели, чем то, как мастерски он излагает собственные мысли. Человек, который умеет слушать, понимает не только смысл сказанного, но и невысказанное послание собеседника: его переживания, надежды и ожидания. Умение слушать позволяет собеседнику почувствовать себя понятым, что, в свою очередь, укрепляет отношения и формирует близкую привязанность. Человек, который чувствует, что его слышат и понимают в семье, очень ценит эти отношения и готов чаще идти на компромиссы, чем тот, кто лишен возможности быть услышанным.

Итак, как же научиться слушать?

Уметь отстаивать собственные принципы и нужды, одновременно не задевая собеседника. В психологии это называется ассертивностью и является одним из важнейших компонентов эффективного взаимодействия.

Именно этот навык является самым сложным и многие клиенты приходят с запросом научиться общаться прямо, уверенно, научиться выражать свои эмоции и потребности, а не задвигать их на второй план в угоду потребностям близких. Подобное ассертивное поведение вовсе не означает, что человек не уважает окружающих или намеренно хочет их задеть. В конце концов, эффективное общение заключается в том, чтобы быть понятым. А человек с ассертивным поведением позволяет без труда понять, что именно он думает и хочет.

Небольшие подсказки, которые помогут вам быть более ассертивным в общении:

Внимание к языку тела, умение слушать собеседника и ассертивное поведение – ключевые навыки эффективного общения. Но существует еще ряд навыков, которые носят вспомогательную функцию, но без них общение не может считаться эффективным. Вот некоторые из них:

Все вышеперечисленные навыки вы можете развить самостоятельно. Естественно, это потребует времени и усилий. И порой будет казаться, что все приложенные старания тщетны. Но вышеприведенные принципы эффективного общения позволяет значительно уменьшить количество разногласий в семье и повысить общее качество жизни. В любом затруднительном случае вы можете обратиться за профессиональной помощью к семейному психологу, поэтому вы не остаетесь один на один со своими проблемами.

Хорошего и эффективного общения вам!

© Ирина Ушкова. Клинический психолог

Использование материалов сайта возможно только при размещении активной ссылки.

Психотехника изучения собеседника — это умелое использование наблюдателем приемов, предназначенных для постижения в процессе общения психологических особенностей людей. Недооценка этих психологических факторов равносильна движению вслепую.

Предлагаемая психотехника включает в себя шесть основных приемов, являющихся звеньями эффективного изучения лиц в процессе общения:

  1. Приемы подготовки к изучению;
  2. Приемы эффективного слушания;
  3. Приемы активного выявления диагностически значимых реакций;
  4. Приемы саморегуляции наблюдения;
  5. Приемы анализа данных изучения;
  6. Приемы контроля данных изучения.

Прием подготовки наблюдателя к психологическому изучению собеседника. Без цели, без задач наблюдение как таковое не существует. Достигается это благодаря следующим правилам.

Правило постановки задач на наблюдение. Важно не упустить из поля зрения, держать под контролем то, что необходимо выявить в собеседнике в каждом конкретном случае, предварительно уточнив, какие внешние проявления подлежат фиксации. Наблюдатель в значительной степени должен быть ознакомлен с ними, а также с системой группировки наблюдаемых признаков в отдельные блоки и с применением различного рода сокращений и символов.

Это правило задает алгоритм составления первичного психологического портрета собеседника.

Правило ориентации на поведенческо-психологические особенности собеседника. В повседневном общении становится важным гибкое и объективное понимание человека посредством изучения не только его статических (личностных) черт, но и динамических проявлений, таких как:
настроение, актуальные переживания: удивление, безразличие, интерес; неуверенность, стыд, смущение и др.;
мотивы (побудительные причины) общения: стремление показать свое превосходство, поиск продуктивных контактов, поиск покровителя, оказание помощи, стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и др.;
намерения (внутренняя подготовка совершить сиюминутные действия): желание взять слово, чтобы высказать свое мнение или критическое замечание, намерение встать и уйти, стремление защищать свою точку зрения и др.;
занимаемая позиция (предрасположенность действовать определенным образом): противодействовать, содействовать или уклоняться от предстоящего контакта и др.;
линия поведения (проявление позиции в общении): искренность — лживость, маскировочные действия, уловки и т.д.

Правило ориентации на общую структуру личности собеседника. При составлении первичного психологического портрета собеседника целесообразно мысленно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

  • направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);
  • психическое образование (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
    характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, тактичность или грубость); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность); отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость);
  • психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
  • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);
  • биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства).

Перебирая в сознании этот перечень, следует использовать то, что имеет значение для конкретной ситуации общения, а затем приступить к содержательному выявлению параметров личности собеседника.

Правила рефлексивного слушания. Здесь наблюдатель вступает с собеседником в отношения обратной связи, не исключающие элементов оценки или суждения. Это служит средством контроля собеседника со стороны наблюдателя, дает знать возбужденному и встревоженному собеседнику, что его понимают, сочувствуют, хотят помочь. Данное правило предусматривает следующие способы реагирования:

Прием активного выявления диагностически значимых реакций собеседника. Опытный наблюдатель не ждет пассивно, когда интересующий его человек разоткровенничается. Он выявляет психологические особенности собеседника с помощью данного приема и его правил. При этом важно особо учитывать первую реакцию партнера по переговорам.

Правила активизации диагностически значимых реакций собеседника при зондировании:

Следование правилам модификации (изменения) ситуации общения также может помочь наблюдателю вызвать и изучить те особенности в поведении собеседника, которые его интересуют (например, искренен он или лжив). Среди них:

  • создание ситуации дефицита чего-либо;
  • использование сообщников, которые играют различные роли;
  • создание условий хорошей освещенности лица собеседника;
  • определенная расстановка мебели в помещении, где происходит беседа, либо соответствующее расположение собеседника по отношению к наблюдателю (повышению авторитета наблюдателя будет способствовать его размещение за большим массивным столом на стуле с высокой спинкой, стул собеседника должен иметь низкую спинку и отстоять от стола наблюдателя на максимальном удалении);
  • расположение собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну).

Среди правил управления вниманием можно выделить наиболее важные:

  • отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов, эмоциональная сдержанность;
  • рациональное распределение внимания между содержанием общения и наблюдением за поведением собеседника;
  • концентрация особого внимания на незаметных, маловыразительных проявлениях собеседника;
  • сосредоточенность внимания не только на том, что предполагалось выявить в собеседнике, но и противоположном тому;
  • невыраженное наблюдение, когда интерес маскируется, не вызывая настороженности собеседника.

Необходимость следования данному правилу при наблюдении вполне объяснима. Внутреннее (волевое) противостояние эмоциональным вспышкам должно быть вызвано пониманием того, что они сужают сознание, нарушают процессы внимания, искажают восприятие и мышление, распаляют воображение, что нередко приводит к необъективности, тенденциозности.

Прием анализа данных психологического изучения собеседника. В психологии часто можно встретить термин "визуальное мышление", то есть мышление в процессе восприятия. Хорошо известна и другая истина: наблюдает лучше тот, кто понимает. Рассмотрим некоторые правила реализации этого приема.

Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия) требует осознанно воспринимать собеседника, пытаться взглянуть на ситуацию его глазами и таким образом понять его. Следование данной рекомендации позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства. Рефлексия необходима не только для оценки конкретной личности, но и для понимания трудностей или итогов переговоров.

Правило типизации собеседника рекомендует исходить из определенных типов людей, с которыми приходится сталкиваться в процессе общения. Типизация собеседника может служить исходной версией о его психологии, с которой можно начать анализ результатов наблюдения. Так, определенной психологической типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным типам личности (например, флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник). При этом использование наблюдателем различного рода типологий может быть эффективно лишь при опоре на данные психологии. Чем больше таких опор, чем тщательнее они продуманы, тем легче осмыслить данные наблюдения.

Правило индивидуализации требует, опираясь на типологические особенности собеседника, не ограничиваться ими, а конкретизировать собираемую психологическую информацию, отражать его основные личностные качества (социальные, профессиональные, индивидуальные).

Прием контроля данных изучения психологии собеседника. Следование правилам рассматриваемого приема способствует предупреждению ошибок и искажений в познании психологии собеседника.

  • оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.);
  • не доверять однократному наблюдению, а изучать собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в контрастных ситуациях, изменять условия наблюдения; сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, с данными науки и практики;
  • учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья — во избежание ошибок в трактовке некоторых жестов или актов (например, прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрением; поворот головы — стремлением приблизить к говорящему здоровое ухо, вследствие тугоухости, а не высокомерием; при общении на неродном языке наблюдается видоизменение речекинетического комплекса, усиление роли жестов и т.д.).

Разумеется, все сказанное — отнюдь не рецепт на все случаи профессионального общения. Только благодаря ситуативно-целесообразному, творческому применению этих приемов, правил их реализации возможно постижение собеседника.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам. ”.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.




Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Литература:

1. БЕДНЫЙ М.С., “Семья–здоровье–общество”, М., 1986

2. ДАВЛИЕВ И.А., “Я и моя семья”, Тат .книгоиздательство 1984

3. ОСИПОВ Г.В., КОВАЛЕНКО Ю.П. “Социология”, М., 1990

4. Сборник статей “Культура семейных отношений” М., 1985

5. ХАРЧЕВ А.Г., МАЦКОВСКИЙ М.С. “Современная семья и её проблемы М.,1978

6.МАРКОВИЧ Д. “Общая социология”, Р-на дону, 1993

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам. ”.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Читайте также: