Памятники культуры гуннов кратко

Обновлено: 16.05.2024

П роисхождение гуннов восходит к западной части тюрко-монгольских племени хунну , которое после распада их державы в Монголии и Восточном Туркестане переселилось в Западную Сибирь, Приаралье и Южное Приуралье.

Передвигаясь на Запад, гунны, находившиеся на более высокой ступени социально-культурного развития, оказали значительное влияние на различные тюркские (огурские), угорские и иранские (сармато-аланские и сако-массагетские) племена.

С середины III в. гунны начали активные военные действия, в 375 г. разгромили алан, объединения остготов короля Ерманариха и вестготов – Атанариха, вышли к границам Римской империи.

Разгром алан и готов ознаменовал начало нового этапа Великого переселения народов . На территории степной зоны Восточной и Центральной Европы (от Поволжья до Подунавья) гунны образовали этнополитическое объединение во главе с правителями, кочевавшее в Северном Причерноморье.

Держава гуннов представляла собой объединение различных племён в военный союз во главе с правящим гуннским кланом. Возможно, сами гунны продолжали оставаться тюркоязычными, как и некоторая часть племён, вытесненная из Центральной Азии и Южной Сибири, но в целом население их державы было многоязычным.

Управление

В социальном отношении гунны стояли на стадии становления государства. Во главе их державы находился вождь из правящего клана, чья власть не была наследственной и передавалась старшему в роде. Выделялась также родовая аристократия, которая, по данным античных источников, отличалась монголоидным обликом. Родовая знать гуннов имела представления о своей исключительности, что подчёркивали, в частности, обряд искусственной деформации черепа и сходные погребальные обряды.

Религия

Верования населения гуннской державы в основном были языческими, но среди них были и христиане.

Традиционные занятия

Основн ое занятие гуннов – кочевое скотоводство , охота . Кроме кочевых ставок, существовали также небольшие городки с укреплениями, где жила гуннская знать.

Большое значение в жизни державы гуннов имели набеги и военные действия с целью обложения покорённых данью. В период усиления державы правители гуннов совершали набеги на Передний Восток (398) и Римскую империю (конец IV в.).

Примерно с 412 г. державой гуннов в Причерноморье правил Доната, а после его смерти – Ругила (с 432 г.), который, вступив в союз с Западной Римской империей, нанёс поражение вестготам, за что ему была отдана Паннония.

Наивысшего могущества держава гунны достигла при его преемнике Аттиле (434–453). Он совершил несколько успешных походов на Восточную и Западную Римские империи против германских племён (вестготов, вандалов, баваров, бургундов и др.).

Распад державы гуннов

После смерти Аттилы среди его сыновей начинается междоусобная борьба, приведшая к распаду гуннской державы. Старший сын, Эллак, погибает, а два других, Денгизих и Ирник, во главе части гуннов возвращаются в Причерноморье, где главную роль начинают играть племена акациров.

Вторгшиеся в конце V в. из Волго-Уральского региона огуро-болгарские племена (сарагуры, уроги, онногуры и др.) окончательно сокрушили господство гунны в степях Евразии.

Державе гуннов принадлежит особая роль в разрушении Римской империи и в активном перемещении племён в период Великого переселения народов, открывшего тюркоязычным племенам путь в Европу.

Археологические памятники

Сохранились археологические памятники гуннского периода на территории Восточной Европы. Найдены курганные захоронения, которые заметно отличаются от предшествующих сармато-аланских и представлены погребениями с сожжениями, кострищами под курганами: умерших хоронили вместе с лошадью или с её шкурой.

Характерными элементами материальной культуры гуннов являются ритуальные бронзовые котлы, трёхлопастные наконечники стрел, жёсткие сёдла . Костюмы, оружие и предметы быта украшали золотом, инкрустировали драгоценными и полудрагоценными камнями.

Литература

Иностранцев К.И. Хунны и гунны. Л., 1926.

Толль Н.П. Скифы и гунны. Из истории кочевого мира. Прага, 1928.

Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951.

Гумилёв П.Н. Хунну. Срединная Азия в древние времена. М., 1960.

Гумилёв П.Н. Хунны в Азии и Европе // Вопросы истории. 1989. № 6/7.

Дерфер Г. О языке гуннов // Зарубежная тюркология. М., 1986.

Засецкая И.П. Культура кочевников южно-русских степей в гуннскую эпоху (конец IV – V вв.). СПб., 1994.

Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

История монгольско-тюркского племени – гуннов – берет начало за 12 веков до нашей эры. К началу тысячелетия это племя превратилось в могущественную державу Хунну и владело к тому времени уже не только землями, простиравшимися от пустыни Гоби до Южной Сибири, но и всей степной Маньчжурией.
Хунну, или гунны — древний центральноазиатский народ, территорией первоначального расселения которого были степи Центральной и Северной Монголии, Северо-Восточного Китая и Южной Бурятии. Археологические памятники ранних гуннов в России расположены в долинах р. Селенга и ее притоков Орхона, Джиды и Никоя. Еще в конце XIX в. около г. Кяхты в Ильмовой пади и Дэристуйском култуке Ю.Д. Талько-Гринцевич открыл и частично исследовал гуннские погребения (всего около 100 могил) в так называемых срубах и гробах. В 1924—1925 гг. П.К. Козлов руководил раскопками знаменитых Ноинулинских курганов в Монголии. За последние годы древнегуннские памятники были исследованы в Черемуховой и Ильмовой падях близ г. Кяхты и близ с. Дэристуй, в Дуренах на Чикое, Иволгинское городище на берегу р. Селенга около Улан-Удэ. Археологический фонд составляют около 1500 гуннских могил. В большинстве своем это невысокие насыпи из камней. Первоначальная форма надмогильной кладки имела вид четырехугольника или круга. Среди малых, или рядовых, могил выделяются крупные сооружения в виде обширных курганов. Рядовые гунны были погребены в деревянных гробах и срубах, а представители знати — в погребальных камерах с двойными срубами. Такие могилы известны в Северной Монголии по раскопкам в горах Ноин-Ула. Там было открыто кладбище, на котором гунны торжественно погребали верховных правителей — шаньюев. Роскошные золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, расшитые шелковые ткани и ковры из богатых курганов Ноин-Ула дают представление о могуществе и богатстве гуннской знати эпохи образования государства.

Об уровне развития ранних гуннов говорят предметы вооружения: трехлопастные и листовидные железные наконечники стрел, снабженные специальными свистунками в виде круглых полых насадок с отверстиями по бокам, они издавали звук при полете стрелы, костяные накладки на лук. В ходе раскопок обнаружены все упомянутые в письменных источниках виды оружия гуннов. На основании этих материалов выяснилось, что боевой лук у них был составным, с костяными и роговыми накладками, которые придавали ему большую прочность и упругость. В длину лук достигал 1,5 м и обладал, по-видимому, большой убойной силой. Лук вкладывался в футляр и крепился к поясу слева, стрелы находились справа — в колчане за спиной воина. Большую группу материалов составляют предметы одежды и конского снаряжения: удила и псалии, костяные и железные пряжки, кольца, застежки, ножи и шилья. В погребениях наряду с глиняной посудой встречаются лаковые чашки, костяные и деревянные палочки и ложечки. Из культовых предметов известны обломки так называемых бронзовых зеркал. Довольно часто находят игральные кости.

Кроме могильников, в Забайкалье обнаружены остатки гуннских поселений. Они позволяют восстановить картину быта и социальных отношений ранних гуннов. Основной отраслью хозяйства было скотоводство — в большинстве погребений обнаружены кости домашних животных. О значимости в хозяйстве лошади свидетельствуют не только археологические материалы, но и письменные источники. Железные конские удила найдены как в мужских, так и в женских и даже в детских захоронениях. Гунны занимались и земледелием. Так, при раскопках Иволгинского городища обнаружены зерна проса, каменные зернотерки и ямы для хранения зерна.

У гуннов было развито и ремесло, базой для которого служили местные месторождения медных и железных руд. На Иволгинском городище хорошо сохранился сыродутный горн для выплавки железа, найдены обломки криц и шлаков.

На гуннских поселениях и в погребениях встречаются глиняные сосуды различных размеров и форм: большие высотой более метра для хранения продуктов, котлы и горшки для приготовления пищи, низкие глиняные сосуды и миски. Посуда в большинстве случаев хорошего качества. Она изготовлена на гончарном круге, украшена орнаментом. Наиболее характерные орнаментальные мотивы — волнистые линии, сетка из косых линий и накладной валик.

Сочетание кочевой и оседлой форм хозяйства отражено в конструкции жилищ. На поселениях открыты постоянные жилища — полуземлянки. Что касается внутреннего устройства помещений, то следует отметить специфическую с учетом суровых сибирских зим систему отопления: дым из очага проходил через специальные, проложенные внизу вдоль стен дымоходы и таким образом использовался для обогревания помещения. Над дымоходом сооружались лежанки или нары, которые обогревались снизу. Но наиболее распространенным типом жилища были войлочные юрты, устланные коврами.

Рядовые гунны носили одежду из кож, меха и грубых шерстяных тканей, а представители знати одевались в дорогие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные привозные ткани.


Гунны Забайкалья:
1 — глиняный сосуд; 2 — пряжка; 3 — костяная пластина для лука; 4— черешковый железный нож

Значительная часть гуннов в самом конце I тысячелетия до н. э. продолжала продвигаться на запад, покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз и приводя в движение третьи. Это движение продолжалось более трех веков, пока, наконец, в IV в. н. э., пройдя Южную Сибирь, степи Прикаспия и Причерноморья, гуннские орды не достигли границ Римской империи. За это время гунны настолько изменились, что мы не можем поставить знак равенства между ранними гуннами (хунну) и теми, которые появились на границах Римской империи. Скорее всего, это был конгломерат кочевых народов, увлеченных общим движением на запад. Это явление евразийской истории получило название Великого переселения народов.

Великое переселение народов — это многочисленные передвижения племен в I тыс. н. э. (II— VI вв.), начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и одной группы племен хунну с территории Юго-Восточного Казахстана. Причиной их движения могло быть осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов и с III в. известны под названием гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р. Караганки на Южном Урале.

Захороненные в Большекараганском могильнике, гунны относились к европеоидному населению (среднеазиатского, иранского типов). Только в одном богатом погребении была найдена девочка 14—15 лет с монголоидными чертами лица. Гунны сражались против аланов, готов и Римской империи, а по степным просторам вслед за ними прокатились авары, савыры, печенеги, огузы и др. племена. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и даже лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано и формирование башкирского народа, определение прародины венгров, распространение тюркского языка на Южном Урале. С V в. н. э. известно племя тюркютов на Алтае и Саянах, которые в борьбе с другими племенами объединились в тюркскую конфедерацию и начали походы в Среднюю Азию, Закавказье, Иран в конце VI в.

В конце IX в. мадьяры (венгры), обойдя с юга Волжскую Булгарию (государство Среднего Поволжья), переплывают р. Итиль (р. Волга) и двигаются на р. Дунай. Язык венгров и зауральских угров сходен. Только к XII—XIII вв. приходит некоторое успокоение в евразийские степи. Кочевое население становится относительно однородным по составу и уровню культуры.

Список литературы:

1. Пшениннюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. М., 1983.

2. Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. Л., 1951.

3. Баталов С.Г., Гуцалов С.Ю. Гунно-сарматы Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 2000.

Main header > SECTION -->

Археологические памятники I тыс. н.э. Великое переселение народов. Гунны

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ I тыс. н.э.

В середине 1 тыс. до н.э. на территории Нижнего Прикамья полностью перекраивается этническая карта. Бурные события эпохи “Великого переселения народов”, начатые движением гуннов, изменили обстановку в более северных регионах. Отошли в глухие лесные районы Волго-Вятского междуречья племена азелинской культуры. На нижней Каме появляется новое население. Наиболее ярким памятником пришлых воинственных племен являются Тураевские курганы V в. н. э. вблизи г. Менделеевска на р. Каме. Под ними в глубоких ямах были погребены мужчины-воины с богатыми наборами оружия (мечи, кольчуги, шлемы, копья, стрелы). К этому же времени относятся находки гуннских котлов в районе с. Татарское Сунчелеево в Аксубаевском районе и многие другие интересные находки. Примерно в те же годы на широкой территории Среднего Поволжья и Приуралья расселяются племена именьковской культуры, названной по первому наиболее изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района. Дата культуры – IV–VII вв. н. э. На территории Татарстана зафиксированы сотни именьковских селищ и городищ. Поселения располагались группами, включающими до десятка памятников. При раскопках поселений зафиксированы остатки жилищ – землянок и полуземлянок, ям – хранилищ для продуктов питания, горнов (долмниц) для выплавки железа, мастерских для отливки украшений и принадлежностей костюмов из цветных металлов.

Основным занятием племен именьковской культуры было пашенное земледелие с использованием плугов с железными наконечниками. На второе место можно поставить скотоводство (разведение лошадей, крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота). На отдельных поселениях найдены кости верблюда, приведенного, по-видимому, с караванами с южных территорий. Имели место также охота и рыбная ловля. Основной погребальный обряд именьковских племен – трупосожжение. Остатки кремации ссыпали в небольшие ямы. Вместе с пережженными костями в могилы ставились глиняные сосуды, наполненные пищей. Во второй половине VI в. н. э. из Приуралья на территорию Нижнего Прикамья проникают полукочевые племена, оставившие памятники кушнаренковской культуры. Они, по мнению А.X.Халикова и Е.А.Халиковой, были древнейшими венграми, а по мнению Е.П.Казакова – уграми-самодийцами.


Археологические памятники I тыс. н.э.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ. ГУННЫ

Более 1600 лет тому назад, к концу IV в ., началось Великое переселение народов. Мощное движение с востока на запад покрыло всю евразийскую степную зону. Переселение захватило Восточную и Центральную Европу, вызвав новое перемещение племен. В результате всего этого возникли иные этнические массивы и объединения, изменилась этнографическая карта раннесредневековой Европы.

Великое переселение народов положило конец рабовладельческому строю античного мира. Началась новая историческая эпоха в истории Евразии – эпоха феодальных отношений. Хотя падение рабовладельческого строя привело к крушению античной цивилизации, однако новые общественные отношения постепенно вытеснили старые, уже отжившие свой век. Начался новый, раннефеодальный период.

Это изменение политического и этнического облика всего Старого Света началось с гуннов. Гунны – первые исторически ''известные тюркоязычные племена, известные с IX в. до н. э. под названием хунну, которые проживали в Центральной Азии и тогдашнем Северном Китае. Со временем у них были нарушены родоплеменные отношения, и во II в. до н. э. возникло полуфеодальное государство во главе с Модэ. Позднее этот союз разделился на две чести: южные хунну остались на своей земле, северные ушли в Семиречье – современные киргизско-казахские степи. Часть из них осталась там, а другая, самая большая, продолжила свой знаменитый поход на запад.

Вот эти гунны – именно их назвали гуннами, в, отличие от ранних, южных хунну – перешли Волгу и дошли до Жрыма. В 375 г. они разгромили царство Германариха, созданное готами – древнегерманскими племенами– и сарматами, кочевыми племенами Северного Причерноморья, прорвались в Центральную Европу, завоевали земли бывшей Римской империи. На огромной территории Европы, от Волги до Рейна, образовалась новая империя – Гуннская.

Самих гуннов постепенно поглотили другие тюркоязычные племена, а также аланы, готы, ранние славяне-венеды. Собственно гуннских археологических памятников в Восточной Европе немного. Это объясняется названной смешанностью гуннов и тем, что они постоянно кочевали. При всем этом гунны оставили заметный след в истории народов Евразии, в первую очередь тюркоязычных, в том числе и татарского.

Какая-то часть гуннов или родственных им племен в период их вторжения в Европу в IV в. появилась на Средней Волге. С ними связаны два уникальных для северной зоны бронзового котла, найденные в 1980 г. в Закамье Татарстана. Котлы, как символы власти предводителей степных племен, непосредственно связаны с кочеванием самих племен. Следовательно, Среднее Поволжье, раннесредневековый Татарстан с эпохи Великого переселения народов начинают входить в тюркский этнополитический мир.


Бронзовые гуннские котлы из деревни Татарское Сунчелеево

Читайте также: