Нейропсихология и практика кратко

Обновлено: 05.07.2024

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и регистрация электрической активности различных его отделов, в том числе при отсечении отдельных его частей. Кроме того, судить о работе мозга позволяют словесные ответы и наблюдение за невербальным поведением пациентов. Нейропсихологические исследования включают также анализ действия медикаментозных средств на работу мозга и поведение.

В клинике для выявления нарушений работы мозга часто используют электроэнцефалографию – регистрацию электрической активности мозга с помощью электродов, укрепленных на голове. Судя по экспериментальным данным, такая регистрация наиболее целесообразна в момент выполнения задания, т.е. на фоне определенной функциональной нагрузки; в этом случае полученная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) может отражать особенности работы мозга в конкретной ситуации. Однако подобные исследования проводят редко, и ЭЭГ обычно записывают в состоянии покоя, дремоты или даже сна.

Основная сфера клинической нейропсихологии – изучение особенностей психики и поведения больных, страдающих заболеваниями мозга. Для определения степени повреждения мозга после инсульта или черепно-мозговой травмы используют химические индикаторы – радиоактивные вещества, которые вводят в артерии, снабжающие мозг кровью. Распределение изотопа регистрируется методом компьютерной томографии в течение 15–30 мин, причем больного просят заняться определенной интеллектуальной деятельностью, например почитать (про себя или вслух), послушать музыку или решить математическую задачу. Результаты таких исследований показывают, что мозг состоит из многих систем, различающихся по своим функциям, а также анатомически и химически, и каждая из них оказывает определенное влияние на психическую деятельность и поведение.

Исторический аспект.

Нейропсихология является одновременно отраслью экспериментальной психологии и клинической неврологии. Психология сформировалась как наука к концу 19 в., когда было признано, что психические процессы можно исследовать, наблюдая за поведением человека. Выделяют два типа поведения: инструментальное, представляющее собой определенные действия и манипуляцию предметами, и вербальное (речевое), связанное с образованием символов, например при построении высказывания. Еще одну свойственную нашей культуре форму коммуникации – музыку – не так легко отнести к какого-либо типу, но и она может использоваться для изучения психических процессов.

Нейропсихология стала отдельной наукой во второй половине 20 в. благодаря работам ряда исследователей, определивших основное содержание и границы новой дисциплины. Главными ее творцами были Д.Хебб, Г.Гекен, А.Р.Лурия, Б.Милнер, К.Лешли, Х.-Л.Тойбер, К.Прибрам, Р.Сперри и О.Зангвилл. Все они занимались, во-первых, подробной количественной характеристикой и описанием мозговых нарушений, вызванных заболеваниями или экспериментальными манипуляциями, и, во-вторых, объективным анализом сопутствующих изменений поведения (вербального и невербального) с помощью различных тестов и исследований.

Лешли, первоначально зоолог, применял бихевиоральные методы исследования, разработанные Дж.Уотсоном. Сотрудничество Лешли с Хеббом, Сперри и Прибрамом пришлось на наиболее плодотворный период развития новой дисциплины.

В СССР клинические традиции развивал А.Р.Лурия. После Первой мировой войны Лурия совместно с Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым разработал новую психологическую теорию, согласно которой поведение ребенка по мере развития все больше попадает под контроль внутренней речи. Позднее Лурия и Тойбер показали, что развитие и осуществление такого контроля связаны с деятельностью лобных долей.

Прибрам, нейрохирург, начал заниматься исследовательской работой в период массового увлечения психохирургией, когда ежегодно тысячи больных подвергались фронтальной лоботомии. При этой операции рассекались волокна, соединяющие задние отделы лобных долей с остальным мозгом. Прибрам изучал изменения в психике и поведении людей, возникающие после лоботомии, и обнаружил, что ее эффект обусловлен тесными связями задних отделов лобной коры с гипоталамусом и лимбической системой переднего мозга. (Название лимбической системы происходит от лат. limbus – край, поскольку она расположена по медиальному краю больших полушарий.) Он исследовал (в том числе в опытах на обезьянах) и другие системы мозга, которые в то время были плохо изучены. Усилиями Прибрама и его учеников нейропсихология прочно утвердилась как экспериментальная наука.

Этот этап ее развития увенчали исследования Сперри, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии. Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к изучению природы сознания.

Сознание.

Гипноз вызывает иное, альтернативное, состояние сознания. Обычно подобное состояние возникает, когда мы засыпаем, и сновидения трудно или даже невозможно вспомнить при пробуждении. Разные состояния сознания имеют свою специфику: то, что мы испытываем в одном, часто невозможно в другом. Когда у нас депрессия, все вокруг кажется безнадежным; когда же возникает приподнятое настроение, мы можем только удивляться, что наш оптимизм что-то могло поколебать. Препараты, действующие на мозг, способны изменять состояние сознания, поэтому их называют психоактивными или психотропными. Прикладная отрасль нейропсихологии – нейропсихофармакология – достигла больших успехов в изучении связи между различными химическими процессами, протекающими в мозге, и изменением настроения, состоянием сознания.

Научение и память.

Способность запоминать присуща всему нашему телу: мышцы при тренировке становятся крепче; иммунная система обладает памятью, обеспечивающей защиту от повторных вторжений микроорганизмов; ритм дыхания и сердечной деятельности, пищеварительные циклы тоже устанавливаются в соответствии с опытом. Но для того, чтобы помнить свою бабушку или выпускной бал, таблицу умножения или первое свидание, необходим нормально функционирующий головной мозг.

Два открытия позволили нейропсихологам по крайней мере наметить путь к решению этой проблемы. Первое было сделано математиками и привело к появлению голографии. Голограмма хранит информацию своеобразным способом. В отличие от обычной фотографии, при которой изображение воссоздается на фотографической пленке, голограмма состоит из точек интерференции световых волн различной формы, отраженных от объекта. В таких точках взаимодействующие между собой волны либо усиливают, либо гасят друг друга. С математической точки зрения фотографическое изображение и голограмма представляют собой обратимую трансформацию друг друга, т.е. изображение может быть трансформировано в голограмму, а голограмма – в изображение.

Второе открытие является скорее изобретением, нежели открытием. Ученые нашли способ моделировать связи мозговых клеток с помощью компьютерных программ. Были разработаны специальные программы, способные обучаться чему угодно – от музыкальных фраз до языка. Особый интерес представляло то, что при анализе подобных программ было невозможно локализовать запоминание отдельных музыкальных фраз или слов в отдельных частях этих сетей. Хранение оказалось распределенным. Следовательно, информация, которую нужно запомнить, вначале расчленяется и хранится делокализованным способом. С математической точки зрения эти компьютерные программы основаны на таких же обратимых трансформациях, как и те, что создают голографию. Регистрируя активность единичных мозговых клеток в зрительной коре обезьян и кошек, ученые установили, что обработку информации в зрительной системе можно описать с помощью тех же самых математических формул, что и голографию, а также компьютерные программы, основанные на параллельной обработке данных.

При более обширных повреждениях мозга возникают и другие, более тяжелые типы афазии. Кроме того, существуют особые типы речевых нарушений, связанные с повреждением нервных связей и разобщением различных систем мозга, ответственных не только за саму речь, но и за ее смысл, а также за то действие, которое она должна произвести. Язык как средство общения включает в себя несколько мозговых систем, и собственно речь лишь одна из них.

Исследуя взаимоотношения между мозгом, речью и языком, нейропсихологи многое узнали и об организации мозга в целом. Тот факт, что компьютерные модели мозговых сетей, основанные на параллельной обработке данных, оказались способны обучаться речи, позволил прийти к выводу, что и мозг должен быть устроен как комбинация отдельных систем, которые, в свою очередь, состоят из сетей, осуществляющих параллельную обработку информации. Системы объединены разветвленными дистантными проводниками (нервными трактами), связывающими органы чувств с мозгом, мозг с мышцами, а отдельные части мозга друг с другом. Сами сети состоят из коротких микросвязей, образованных ответвлениями нервных волокон. На свойствах сетей базируются процессы научения и памяти, а системная организация придает функционированию мозга стабильность.

После повреждения мозга, например в результате инсульта, его организация, даже на уровне систем, может быть до определенной степени преобразована. Если в результате практики и тренировки образуется достаточное количество новых микросвязей, они могут подавлять прежнюю систему, осуществляя процесс реорганизации. Возможно, именно таким образом время от времени происходит реорганизация наших знаний и устремлений, когда накопленный опыт приходит в противоречие с системой, в рамках которой он организован. Реорганизация может быть постепенной или стремительной, например в тех случаях, когда мы неожиданно меняем свои взгляды.

Личность.

Каждый из нас осмысливает жизнь по-своему, и этот смысл опосредован процессами, которые приводят прошлый опыт в соответствие с настоящим. Такие процессы относятся к функции лимбической системы, обеспечивающей адекватность поведения. Лимбическая система тесно связана с другими системами, образованными срединными структурами мозга. Нейроны срединных и лимбических структур обладают сродством ко многим химическим веществам. Они не только связывают специфические химические вещества, но и секретируют некоторые из них.

Нейрохимия только приступила к изучению многообразных химических медиаторов, действующих в срединных и лимбических структурах. Но многое уже известно; перечислим основные функции организма, регулируемые срединными структурами (начиная с передних отделов): температура тела, половая активность (половые гормоны), стрессорная реакция (гормоны надпочечников), жажда (содержание воды в организме), аппетит (содержание сахара в крови), ощущение комфорта или боли (уровень эндорфинов), сон и спокойствие (серотонин), сновидения (норадреналин), дыхание и деятельность сердечно-сосудистой системы (содержание в крови углекислого газа). Определенные лимбические структуры модулируют подобные соматические функции, тогда как другие влияют на это модулирующее звено в зависимости от информации, поступающей по сенсорным каналам. С другой стороны, лимбические структуры воздействуют на сенсорную и моторную кору, влияя, таким образом, на наше восприятие и способ действия.

Задние отделы лобных долей особенно тесно связаны с лимбической системой. Взаимодействуя с расположенными по соседству двигательными зонами, а также с другими зонами выпуклой (конвексиальной) поверхности полушарий, задние отделы лобной коры влияют на их деятельность, определяя адекватность поведения. При повреждении этой области, в зависимости от локализации поражения, грубо нарушаются такие психические функции, как способность к планированию, логическому мышлению, выделению главного. Выявление подобных связей, преодолевающее традиционный разрыв между естественными науками, с одной стороны, и исследованием субъективной сферы – мышления, эмоций, устремлений – с другой, и составляет предмет нейропсихологии.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.

Выделяют следующие задачи нейропсихологии:

  • Определение закономерностей функционированиямозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;
  • Нейропсихологический анализ, особенно актуальный при локальных повреждениях мозга;
  • Оценка функционального состояниямозга в целом, а также отдельных его структур.

История развития

В России и Советском Союзе большую роль в развитии клинической нейропсихологии сыграли Л.С. Выготский и А.Р.Лурия.
Л.С. Выготский – начал проводить первые нейропсихологические исследования в нашей стране.
А.Р.Лурия – создатель системы отечественной нейропсихологии и комплекса методов исследования лиц с поражением мозга.

Отрасли нейропсихологии:

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

  • Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.
  • Экспериментальная нейропсихология — основной задачей которой является экспериментальное изучение различных форм и механизмов нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.
  • Реабилитационная нейропсихология — основной задачей этого направления является восстановление высших психических функций психологическими методами.
  • Детская нейропсихология – направление, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.
  • Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.
  • Психофизиологическое направление — это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).
  • Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Основные принципы строения мозга.

Головной мозг– высший орган нервной системы. Он представляет собой единую систему, состоящую из дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций. Головной мозг может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции. I уровень – кора головного мозга – осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами. II уровень – базальные ядра полушарий большого мозга – осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса. III уровень – гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро – осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию. IV уровень (низший) – ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга – осуществляет управление вегетативными процессами.

Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг. Как анатомическое образование большой мозг состоит из двух полушарий – правого и левого, в каждом из них объединяются три филогенетически и функционально различные системы:

В каждом полушарии имеется пять долей:

Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.

Воможности нейропсихологии

Опыт нейропсихологических исследований позволил перейти от работы с болезненными нарушениями психической деятельности человека к изучению психики здоровых людей. Оказалось, что в помощи специалиста, владеющего методами нейропсихологии нуждаются не только люди с локальными поражениями мозга, но и клиенты без органических патологий. Особенно наглядно это проявляется в работе с детьми. Решение некоторых профессиональных задач может быть гораздо эффективнее с применением данных нейропсихологии.

Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводят к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка.

У детей к моменту обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их звенья. Наиболее часто оказываются недостаточно сформированными динамика моторных процессов, пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, произвольная организация, программирование и контроль деятельности в целом. При этом недостаточно сформированные высшие психические функции или их звенья оказываются наиболее уязвимыми к неблагоприятным воздействиям социального или биологического характера и в этом случае подвергаются наибольшему нарушению. Нейропсихологический анализ психических функций у детей позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить неуспеваемость.

Трудности обучения у детей с минимальными мозговыми дисфункциями могут быть связаны с множеством факторов. В свою очередь эти факторы отражают несостоятельность определенных звеньев психических функций вследствие их несформированности. Основой этой несформированности выступает незрелость или искаженное формирование их мозговой организации. В зависимости от того, какая именно функция мозга недостаточно сформирована, проявляются те или иные нарушения развития.

Для успешной коррекции дефекта необходимо выявление механизма и причин имеющихся у ребенка трудностей в обучении. Для этого явно недостаточно простой констатации факта нарушения психической функции и описания особенностей этого нарушения. Необходимо системное нейропсихологическое обследование. О методах нейропсихологического обследования более подробно расскажут мои коллеги. В результате нейропсихологического обследования должен быть сделан качественный анализ полученных результатов. Он включает изучение состояния личности, эмоционально-волевой сферы ребенка, описание двигательных качеств и того вида праксиса, который нарушен более грубо, описание речи и выделение именно того фактора, который оказывает основное воздействие на речь, выявление тех психических функций, которые имеют в основе своего нарушения тот же фактор, а также описание и анализ интеллектуальной деятельности. Такой системный анализ позволяет педагогам, психологам понять дефект, выделить его психологический аспект и организовать восстановительное и формирующее обучение.

О нейропсихологических методиках коррекции развития психических функций расскажут более подробно мои коллеги. А я перечислю основные положения нейропсихологии детского возраста по А.В.Семенович:

Нейропсихологическое сопровождение ребенка опирается на следующие положения нейропсихологии детского возраста (по А.В.Семенович):

В настоящее время нейропсихология активно развивается. Ее принципы и методы широко используются в работе со взрослыми и детьми. Последние направления в нейропсихологии направлены на использование науки в других областях. Например, в педагогике.

Вопросы к междисциплинарному экзамену по программе “Нейропсихология”.

Предмет, задачи, методы нейропсихологии

Нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и их связь с системами головного мозга.

Предмет нейропсихологии – мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.

Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики и необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций.

Е.Ю. Балашова, Б.А. Архипов, Л.С. Цветкова и другие. Правомерность этого утверждения подтверждается той популярность, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки [1].

Задачи нейропсихологии

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет определить, какие мозговые структуры связаны с данной психической деятельностью.

2. Проведение нейропсихологического анализа, что позволяет выявить общие структуры, участвующие в различных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы нейропсихологии

Выделяют 2 группы методов:

I. Первая группа методов (научные) – сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.

– Сравнительно – анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.

– Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

1. Метод прямого раздражения – это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями (Н-р: в 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые применял данный метод на человеке (1945).

Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.

2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры – выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов (Н-р: метод вызванных потенциалов ВП, когда в ответ на определенное воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы; микроэлектродный метод – вживление электродов в нейроны мозга для выявления их активности при различных воздействиях).

Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры

3. Метод разрушения (или выключения) – предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.

Выделяют: необратимые нарушения (хирургическое удаление тех или других участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри), при которых полностью выподает функция и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов (Н-р: метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию особого препарата и отключение соответствующего полушария мозга).

II. Вторая группа методов (методы практической деятельности) – используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.

(В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством проф. М. Шкловского. Основной задачей нейрореабилитации является разработка методов восстановления нарушенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и отдаленного этапов заболевания. Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейрореабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психической деятельности, а также социального статуса больного.)

Во второй группе методов выделяют 3 подхода:

1️⃣. Предложенный А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России) метод синдромного анализа или “батарея Луриевских методов“.

А. Р. Лурия отобрал тесты, которые позволяют оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики оценивают мозговые структуры, обеспечивающие психические процессы, что позволяет определить зону поражения мозга. Предложенный метод основан на системном подходе и качественном анализе дефекта познавательных процессов и личностных особенностей (речи, мышления, письма, счета, памяти), произвольных движений и действий.

Луриевский метод нейропсихологического исследования

1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);

2) общее описание психического статуса больного – состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

5) исследования зрительного гнозиса (восприятия) – по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз;

9) исследования речи – через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

10) исследования письма – букв, слов и фраз;

11) исследования чтения – букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

12) исследования памяти – на слова, картинки, рассказы;

13) исследования системы счета;

14) исследования интеллектуальных процессов – понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

2️⃣. Психометрический (Северно-американский) – используется батарея тестов, результаты оцениваются по стандартной шкале. Н-р: Батарея Лурия-Небраска, Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых и др.

3️⃣. Индивидуально ориентированный (Британская школа нейропсихологов) – Первоначально проводятся скрининговые (отбор, сортировка) исследования. Затем формируется индивидуальный комплект тестов.

Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации (тесты на исследование ощущений – зрительных, слуховых, тактильных; исследование функции мозжечка, латеральной доминантности и др., на академическую успеваемость, обучаемость, интеллект и др.). С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Основные направления нейропсихологии

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.

Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Экспериментальная нейропсихология.

Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.

В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

3. Реабилитационная нейропсихология.

Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.

4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.

Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.

6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).

7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.

Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Основоположник отечественной нейропсихологии –

Александр Романович Лурия.

Лурия Александр Романович

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте) [1] .

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области философии (особенно философии разума), нейробиологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственных нейронных сетей).

На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление — клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или индустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции).

Содержание

Задачи

  1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
  2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга.
  3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Подходы

Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология — применение нейрофизиологического знания для оценки (см. нейрофизиологический тест), управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечащих учреждениях.

Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученными на реальном мозге.

Методы и инструментарий

Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности [2] .

Что касается первой группы, то здесь выделяют:

  • сравнительно-анатомический метод исследования;
  • метод раздражения;
  • метод разрушения.

Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно. Метод раздражения предполагает анализ особенностей высших психических функций (ВПФ) в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы.

Дальнейшее развитие экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу — изучению активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов, которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые разрушения (хирургическое удаление тех или иных участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри) и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга. Обратимые нарушения связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов, метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального препарата и отключение соответствующего полушария мозга.

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного — речи, мышления, письма и счета, памяти. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Читайте также: