Магическая теория происхождения искусства кратко

Обновлено: 07.07.2024

История первобытного общества - отдельный и крайне интересный раздел исторической науки. Именно в первобытную эпоху возникают первые формы искусства. Появление и развитие искусства является одной из интереснейших тем предыстории. Как было открыто первобытное искусство? Какие есть теории,объясняющие его возникновение? Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы далее.

Открытие первобытного искусства

Искусство первобытного общества весьма разнообразно. Для эпохи палеолита современной науке известны: рельефы, гравюры, пластика (скульптура), живопись.

Вскоре был сделан еще ряд открытий палеолитической живописи в пещерах Марсула, ля Мадлен, Ляско, Фон-де-Гом и др.

Среди множества палеолитических изображений, есть монохромные, т.е. нанесенные одной краской, полихромные, однофигурные и многофигурные композиции, зооморфные и антропоморфные изображения (в живописи, пластике и рельефе). Везде наблюдаются диспропорции и отсутствие перспективы.

Для возникновения искусства требовались особые биологические и нейрофизиологические предпосылки. Рассмотрим теории, объясняющие происхождение и предназначение первобытного искусства.

Теории происхождения и предназначения первобытного искусства

Все теории происхождения искусства основываются на интерпретации палеолитической живописи.

Мифологическая теория происхождения искусства. Её предложили А. Ламинь-Эмперер и А. Леруа-Гуран (1960-е гг.). Они стали рассматривать пещерную живопись не как отдельные рисунки, а как некую систему знаков. Так ученые пришли к выводу, что рисунки имеют мифологическое содержание и отражают метафизические знания. Данная теория не вполне объясняет причину появления пещерной живописи.

Компенсаторная теория. Её создали Коллинз и Оньянс в 1978 г. Это маргинальная теория, не являющаяся ведущей в науке. Теория интерпретирует скульптуры, пластику. Коллинз и Оньянс предположили, что содержание статуэтки отражает стремление подростков владеть тем, что им неподвластно (речь идет о подростках-кроманьонцах), т.е. это компенсация за то, что подростки были исключены из половой жизни.

Теория демонстрации трофеев. Это также маргинальная теория, созданная в конце XX в., не принятая официальной наукой, не объясняющая причины возникновения искусства.

Экологическая или демографическая теория . Интерпретируются в основном изображения, схожие по стилистике и имеющие широкое распространение. Теория демонстрирует изменения народонаселения, социальную коммуникацию.

Теория информационного взрыва. Её создал Пфайфер в 1982 г. Теория заключается в том, что на определенной стадии развития человечеству понадобилось преодолеть барьер границ памяти, в результате чего и появилось искусство.

Если данная статья об основных этапах антропогенеза была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт !

З дравствуйте дорогие студенты второкурсники. Сегодня мы начинаем с вами изучение важного, для любого образованного мага предмета. Мы будем с вами говорить об искусстве. В основном искусстве изобразительном. Вы спросите меня, какая связь между искусством и магией? Что в нем магического? Ответа на этот вопрос я вам не дам)). Зато, познакомлю вас с самыми важными достижениями людей в этой области, а уж потом, вы сами ответите себе на этот странный и важный вопрос.

Первоначально слово-искусство означало особое мастерство в чем либо -"искусство войны", "искусство жить". Как правило искусством мы называем такую сферу мастерства человека, в котором создаются произведения имеющие эстетическую ценность большую, чем ценность практическая. И отличаются как от творений природы, так и от продуктов ремесленной деятельности человека-орудий , предметов быта и так далее. Грань эта весьма нечеткая , но в искусстве нам чаще придется прибегать к воспириятию и интуиции, чем к четким определениям и непререкаемым аксиомам.

Сегодня мы поговорим о теориях возникновения искусства.

Основных теорий несколько и мы их рассмотрим одну за другой. Итак выделим 4 основных предположения на этот счет.

Магическая теория

Согласно магической теории, разработанной и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал-шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства --несло на себе отпечаток гораздо более важнго действа-самого магического обряда.

Теория эротического происхождения искусства.

Возникла под влиянием работ писхоаналитиков начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное тврочество--выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. Действительно, многие сюжеты первобытного творчества задевают 3 важнейшие темы человеческого эротизма-половой акт, материнство и смерть. А сами сюжеты в вариациях до сих пор воиспроизводятся маглами 5-10 лет на заборах, стенах домов и на собственных учебниках, совершенно не отдавая себе отчет, что этим они повторяют действия своих древних, более простых и малоинтеллектуальных предков)). Приверженцы этой теории усматривают в ритмичных узорах первобытности подсознательный эротизм, а практически в любом изображении-символ половых органов .Я не скажу что эта теория полностью не верна. Видимо здесь есть какая то часть истины. Самая частая ошибка теоретиков всех мастей---это сделать свою теорию всеобьемлющей, даже если она затрагивает только часть реальности.

Теория игры.

Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера. Действительно она изложена в работах по эстетике Фридриха Шиллера, известного мыслителя и писателя романтика 18 го века. В основу этой теории положены два основания.

Во первых-игра это всегда подражание. Во вторых-игрой-называют деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Шиллер называл игру--вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время--его сила начала проявляться в творчестве-эстетически. Действительно, до сих пор, для того , чтобы творить необходимы эти условия-свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную--свободного созидания.Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

Теория прагматизма.

Приверженцы этой теории считают ,что создание первых произведений искусства-- преследовало четкие социальные цели. Общение, обьединение общины , познание мира, передачу информации от взрослым детям об окружающем мире. То есть-все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.

Итак , звонок. Мы рассмотрели сегодня основные теории происхождения изобразительного искусства.

Задание будет небольшим. Напишите мини сочинение в 10-12 строк , в котором рассмотрите, какую из теорий вы считаете более всего соотвествующей представлениям магов и почему. Максимальная оценка-15 баллов.

Тема доклада---разберите подробнее любую из 4 представленных теорий. Обьем-не менее печатной страницы шрифтом 10-12

Краткая история возникновения искусства как деятельности человека, направленной на отображение действительности. Сущность биологической, магической, божественной, прагматической, эротической теорий возникновения искусства. Искусство как вопрос философии.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.06.2019
Размер файла 16,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теории возникновения искусства

философия отображение действительность искусство

Для того чтобы начать рассматривать различные теории происхождения искусства, для начала нужно ответить на два основополагающих вопроса: что есть искусство и когда именно оно возникло.

Но, не смотря на то, что эти определения разняться, можно увидеть одно общее утверждение. Искусство - это деятельность.

Когда же человек стал деятелен на творческой ниве? Что побудило его создавать образы?

Вплоть до конца XIX века все труды по истории искусств начинались с разделов об искусстве Древнего Египта и Ассирии. Т.е. хронологические рамки не выходили за пределы IV-III тыс. до. н.э. Но вместе с изобретением телефона и открытием синематографа, человечество открыло для себя мир искусства каменного века - скульптуру и живопись эпохи Палеолита.

Открытие археолога-любителя, МарселиноСанс де Саутуола и его маленькой дочери, сделанное в 1879 году, было воспринято скептически. Учёные мужи того времени не верили, что первобытные люди могли создавать подобные рисунки.

Естественно, открытие пещеры Альтамира стало резонансным событием, но к сожалению, рисунки были признаны подлинниками лишь после смерти первооткрывателя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что искусство возникло и стало развиваться вместе с человеком.

Теперь рассмотрим основные теории возникновения искусства.

Биологическая теория

Эта теория основывается на теории Чарльза Дарвина и говорит о том, что потребность в творчестве заложена в человеке природой. И способность к художественному процессу развивалась (эволюционировала) вместе с человеком. Чувство прекрасного развивалось в течении многих тысяч лет по мере того, как человек в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту окружающего мира и воплощать её в своих творениях.

Магическая теория

Магическая теория возникновения искусства была разработана французским археологом и религиоведом Соломоном Рейнаком. С. Рейнак считал, что магия является одним из основных факторов всех мировых религий, высших в том числе. Одними из важнейших магических ритуалов считались ритуалы связанные с охотой. Изображения животных проткнутых стрелами или копья, сцены охоты племенем, всё это было нацелено на привлечение удачи и часто служили оберегом для самого охотника. Кроме изображений животных и сцен охоты мы видим изображение самого шамана, совершающего ритуал.

Согласно магической теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а наскальные рисунки были частью совершенного обряда.

Божественная теория

Теория игры

Основы этой теории были изложены в трудах по эстетике Фридриха Шиллера, известного немецкого философа, поэта, теоретика искусства.

Шиллер считал, что в игре заключён идеал красоты. Посредством игры человек переходит из сферы необходимого в сферу творчества и как только у человека появились свободные силы, он направил их в эстетическое русло. И действительно, для того чтобы что-то создавать нужны свободное время и свободные силы. Наиболее ранние образцы творчества - отпечатки пальцев, неровные линии, носят явно игровой характер.

Также следует отметить, что игра всегда носит элемент подражания.

Психофизиологическая теория

Эротическая теория

Эротическая теория была сформирована под влиянием работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории считают, что творчество - это выражение и косвенное удовлетворение эротического желания, а в каждом элементе можно найти фаллическую символику. Также эротическая теория утверждает, что возникновение искусства связано с необходимостью привлечения лиц противоположного пола (украшательство, звуки, нацеленные на призыв необходимой особи и т.д.)

Прагматическая теория

Приверженцы прагматической теории считают, что первобытное искусство было актом передачи информации, накопленного коллективного опыта. Наскальная живопись затрагивала различные сферы жизни человека: охоту, материнство, смерть и др. Поэтому можно сказать, что рисунки - это способ передачи информации от поколения к поколению, это средство общения, объединения общины, предупреждение об опасности.

Стоит признать неоспоримым тот факт, что искусство возникло и стало развиваться вместе с человеком. И каждая из теорий его возникновения в чём-то по-своему права. Мы не можем знать наверняка, как и чем жили первобытные люди, мы не знаем достоверно, каким был их быт, как выстраивались социальные и личностные взаимоотношения и с какой именно целью люди наносили рисунки на стены пещер.

Очевидно одно. Искусство и человек идут рука об руку уже не одно тысячелетие, и так будет продолжаться до тех пор, пока человечество не погибнет.

Лукачевский А. Т. Происхождение религии: обзор теорий. М., 1929. С. 26 -- 27, 54 -- 78.

Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа 1978

Малиновский Б. К. Секс и вытеснение в обществе дикарей. М., 2011.

Фрейд, Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. -- М.: АСТ, 2006. -- 400 с

Юнг К.Г. Человек и его символы. -- Серебряные нити, 2017. -- 352 с.

Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

Каган М. С. Морфология искусства. -- Л.: Искусство, 1972. -- 440 с

Искусство // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. -- СПб., 1907--1909.

Искусство / С. А. Ромашко // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. -- М. : Большая российская энциклопедия, 2004--2017.

Тер Акопян Н. Шиллер как историк // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. М. 1957. т. 5.

Подобные документы

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

контрольная работа [27,3 K], добавлен 03.06.2009

Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

презентация [702,0 K], добавлен 10.02.2014

Причины возникновения искусства, его связь с традициями и ритуалами, история развития. Классификация искусства пo paзным кpитepиям, их жaнpoвaя диффepeнциaция. Видные теоретики искусства. Функции и цели искусства, диcкуccии o знaчимocти пpoизвeдeний.

реферат [54,1 K], добавлен 20.10.2010

Деятельность модернистского журнала "Мир искусства", предпосылки возникновения и роль Дягилева в его создании, а также концепция, принципы издания, анализ роли и значения в культурной жизни России. История создания объединения художников "Мир искусства".

курсовая работа [39,3 K], добавлен 24.11.2009

Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

курсовая работа [29,1 K], добавлен 11.05.2007

Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

доклад [14,7 K], добавлен 23.11.2008

Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

Искусство – это, творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.

Зарождение искусства

Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Искусство в определенной степени отражает окружающий мир, то есть является его копией.

Древнейшее искусство неразрывно связано с магией, ритуалами, мифами. Для первобытных охотников пронизанное копьем изображение зверя считалось ритуальным и приносящим успех на охоте. Древние люди создавали различные знаки, выступающие в качестве оберегов и защиты, как самих людей, так и их жилища.

Считается, что отпечаток руки является одним из первых произведений первобытного человека. Чаще всего археологи находили отпечаток левой руки. Такие изображения служили знаком обладания и власти над прилегающей территорией.

По мнению археологов, основные виды искусства начали появляться в эпоху палеолита. Памятники искусства, относящиеся к этому периоду находили в Европе, Северной Африке и южной Азии.

Рисунки древних людей были примитивны. Они изображали животных на известняковых стенах пещер, отпечатки рук, обведенные краской, сделанные пальцем по сырой глине волнообразные полосы.

Со временем в пещерной живописи происходил прогресс и на стенах пещер появлялись цветные изображения. Первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.

Рисунок 1. Наскальная живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) образы животных приобретают конкретные очертания. Животные изображаются уже не статично, а в движении. Художники начинают использовать не один цвет для раскрашивания, а несколько, что позволяло моделировать объемные формы. Такие рисунки не просто отображали облик животного, а показывали его эмоции, характер, повадки, силу.

Готовые работы на аналогичную тему

Во времена мезолита, центр интереса художников переместился с животного на человека. Постепенно он стал возвышаться над природой, в подтверждение этому служат сюжеты, связанные не только с развитием хозяйственной или военной деятельности, но и с их развлечениями.

В эпоху неолита усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, благодаря этому укрепляются родовые связи между людьми.

В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения достигали высоты до 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречались примитивные изображения людей.

Теории происхождения искусства

На протяжении длительного времени ученые, и историки пытались разгадать тайну зарождения искусства. По современным данным считается, что зарождение искусства начинается со времен палеолита, около 30-40 тысяч лет до н.э.

Насколько искусство разносторонне, настолько много существует различных точек зрения о причинах его появления:

Богословская или религиозная теория предполагает, что зарождение искусства связано с божественным началом. Красота – это имя Божье, а искусство – выражение любви и восхищения к Богу и всему, что он создал.

Теория игры исходила из положения, что человек неразрывно связан с животным миром. Так как у животных игра это биологическое явление, то и искусство считается одним из естественных природных явлений. Сторонники данной теории Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче считали искусство разновидностью игры. По их мнению, искусство возникло ради удовольствия, так как в игре человек не обременен мыслями о заботах и тревогах. В настоящее время теорию игры никто не разделяет. Если бы у древнего человека искусство было как игра, то зачем ему делать свои рисунки глубоко в пещерах, куда не попадает солнечный свет? Или для чего рисовать на потолке, чтобы потом любоваться рисунком с запрокинутой головой?

Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер придерживались теории подражания. Особенно ярко элемент подражания выражается в первобытном искусстве. Из-за слаборазвитого интеллекта первобытные люди подражали повадкам животных. Наблюдая за животными, птицами, насекомыми древние люди у паука научились ткать, а у птиц строить жилища.

Гипотеза информационного взрыва заключается в том, что с появлением и развитием искусства возникла необходимость сохранить и передать культурную информацию. Следы, которые оставлял человек на песке или мягкой земле служили средством общения. В дальнейшем люди намеренно оставляли свои следы с целью самоориентировки и ориентировки в пространстве других людей.

Гипотеза демонстрации трофеев. Предполагалось, что первобытная живопись возникла, как способ демонстрации охотничьих, военных и других успехов. Те, кто демонстрировал свою силу и ловкость, благодаря добытым трофеям, удачно проходили естественный отбор. Выставленные на всеобщее обозрение черепа убитых хищников давали их обладателям преимущество. Но трофеи были легкой добычей для завистников и недругов в отличие от изображений костей и черепов, которые невозможно украсть или испортить. Поэтому представители данной теории Итон и Конки считали, что искусство зародилось благодаря желанию человека выделиться и демонстрировать другим свое преимущество.

Наиболее полно, исторически грамотно и научно обосновано дает ответ на вопрос о происхождении искусства материалистическая теория. По мнению сторонника теории Плеханова к зарождению искусства причастна общественная жизнь и ее основа – труд. Первобытному человеку пришлось сотни лет трудится, чтобы вместо грубого рубила можно было пользоваться острым резцом и выгравировать им первые изображения на камне. Эта же деятельность помогла развить подвижность руки и способность к художественному творчеству.

В процессе трудовой деятельности совершенствовался и сам человек, развивалось его сознание. Благодаря труду произошло развитие духовных способностей, приведших к формированию эстетических чувств и потребностей.

На всем протяжении развития человека искусство играло в этом важную роль. Человек мог бы не стать человеком не будь у него возможности выражать свои мысли, чувства, эмоции в творчестве. Судя по древним произведениям первобытного человека, он обладал не меньшими творческими способностями, чем современный. Искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни и потребностью. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

Читайте также: