Легенда об электризации кратко

Обновлено: 05.07.2024

· Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД.

· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

· Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

· Учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе эксперимента.

· Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД.

· Строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей.

· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, как в группе, так и в классе.

· Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и эксперимент, ориентированные на развитие средствами физического объекта.

Коммуникативные УУД.

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

· Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.




Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского (слайд 4) пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона (картинка девушек в хитонах) и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу (слайд 5). Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов (слайд 6), он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

Ход занятия.

Компьютер, экран.

Пульверизаторы с водой на столах.

Музыкальный фрагмент.

Иллюстрации на слайдах.

Бланк-карта (для формулировки выводов)

Ребус.

Штатив с листком фольги на ниточке.

Воздушные шарики.

Пластмассовые расчески.

Кусочки фольги.

Эбонитовая и стеклянная палочки.

Оборудование урока

Формирование УДД.

Личностные УУД.

· Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД.

· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

· Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

· Учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе эксперимента.

· Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД.

· Строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей.

· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, как в группе, так и в классе.

· Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и эксперимент, ориентированные на развитие средствами физического объекта.

Коммуникативные УУД.

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

· Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского (слайд 4) пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона (картинка девушек в хитонах) и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу (слайд 5). Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов (слайд 6), он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

Каждый год в рамках Недели физики в школе мы организуем для учащихся младших классов (2–6-й классы) экскурсию в кабинет физики. Проводим ее в форме устного журнала. Целью подобного мероприятия является первое знакомство младших школьников с наукой физикой.

(Звучит тихая музыка. На ее фоне – рассказ учителя или ученика-ведущего)

Физика. Что это за наука? Что она изучает? Физика изучает различные явления природы. Зная физику, можно ответить на многие вопросы, например: “Почему идет дождь или снег? Как устроен утюг? Почему небо голубого цвета? Для чего нужны предохранители? Что такое радуга? Почему гусь выходит из воды сухим? Что такое лазер, генератор, синхрофазотрон, фотон? На многие вопросы может дать ответ физика. Сегодня мы чуть-чуть приоткроем завесу таинственности этого очень интересного предмета.

Легенда об открытии электризации

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск “электрон” – что значит “солнечный камень”. Способность янтаря электризоваться была известно давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Вот как об этом рассказывает легенда.

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного платья и заметила, что к веретену пристало насколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к своему отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Опыт 1. Проведем опыт, подобный опыту дочери Фалеса. Для этого возьмем эбонитовую палочку (вместо янтарной). Натрем ее шерстяной тканью или мехом. Поднесем натертую палочку к небольшим листочкам бумаги или к пенопластовым маленьким шарикам. Мы увидим, что к палочке они притянулись. Это значит, что палочка, потертая о шерсть, наэлектризовалась. Проверим, наэлектризуется ли стеклянная палочка, потертая о шелковую ткань или о бумагу. (Предложить это сделать кому-то из гостей)

Значит, и стеклянная, и эбонитовая, и янтарная палочки, потертые о ткань, наэлектризовываются.

Опыт 2. Зарядить электростатические султанчики с помощью заряженной палочки или электрофорной машины. Листочки приборов расходятся, так как каждый из них зарядился одинаковым зарядом.

Опыт 3. С помощью электрофорной машины продемонстрировать электрический разряд.

Какое природное явление напоминает вам этот опыт? (Молния)

Эта страница нашего устного научного журнала посвящена оптике, разделу физики, в котором изучаются световые явления.

Опыт 4. Раздать ученикам плоскопараллельные стеклянные пластинки из оргстекла. Предложить им посмотреть на свет через скошенный край пластинки. Что вы наблюдаете? Какое природное явление это напоминает? (Радуга)

Опыт 5. Демонстрация дисперсии света с помощью трехгранной призмы.

Свет проходит через стекло, меняет свое направление, причем, свет разного цвета “выбирает” свое направление. На экране мы видим цветную полоску – спектр. А как можно объяснить образование радуги? (После дождя в воздухе содержится много мельчайших капелек воды, которые, как маленькие призмочки, разделяют солнечные лучи на цветные полоски, которые можно наблюдать на небе в стороне, противоположной солнцу)

Опыт 6. Демонстрация плоского зеркала. Демонстрация отражения лучей от зеркальной поверхности. Демонстрация модели перископа. Как называется данный прибор? Где его используют? (Перископ. Используют на подводных лодках, чтобы видеть, поверхность моря, находясь внутри лодки).

Опыт 7. Демонстрация собирающей и рассеивающей линз. Что это за приборы? (Линзы)

Назовите приборы, где используют линзы.(Очки. Бинокль. Микроскоп. Телескоп)

Опыт 8. Демонстрация модели глаза. Это модель глаза. Здесь есть хрусталик, выполняющий роль собирающей линзы. С помощью его мы четко видим предметы.

Опыт 9. Демонстрация телескопа. А это что за прибор? Для чего его используют? (Телескоп. Используют для наблюдения небесных объектов).

Любая игрушка так или иначе связана с физикой. Попробуем это доказать.

Опыт 10. Калейдоскоп. Как называется эта игрушка? С помощью какого раздела физики можно объяснить ее действие? (Калейдоскоп. Действие его можно объяснить с помощью законов оптики).

Опыт 11. Неваляшка. Действие этой игрушки можно объяснить с помощью законов механики.

Опыт 12. Акробат. Демонстрация его движения. Как устроена эта игрушка? (Внутри картонного цилиндра находится металлический шарик, который может свободно там перемещаться. При наклоне плоскости шарик внутри катится, увлекая за собой сам цилиндр).

Опыт 13. Елочка. Внизу ее располагаются небольшие свечки, наверху – вертушка. За счет теплого воздуха, поднимающегося вверх, вертушка приходит в движение.

Опыт 14. Утята. За счет груза, прикрепленного к игрушке с помощью нити, утята движутся, забавно шевеля ножками.

Опыт 15. На стакан с водой положить лист бумаги. Придерживая его рукой, стакан осторожно перевернуть. Лист “прилипает” к стакану. (Снаружи на лист бумаги действует давление со стороны воздуха, оно больше давления воды в стакане).

Опыт 16. На стакан положить открытку. На нее – монету (она должна быть достаточно тяжелой). Ударить щелчком по открытке. Монета должна упасть в стакан. Объяснить это можно явлением инерции.

Опыт 17. Смешная рожица. На плоское зеркало поместить лист бумаги, предварительно на нем вырезав отверстия для глаз, носа, рта. Одного из участников попросить помочь. За головой ученика (лучше ученицы с бантиками) расположить источник света, а за ним – зеркало с наложенной рожицей. На экране получается смешное изображение: На тени головы видны смешные глаза, рот, нос.

Проверим, что вы знаете в области физики?

Успехов вам в изучении физики!

Примечание. Это только один из вариантов мероприятия для младших школьников. Можно подобрать массу других интересных и простых опытов, понятных младшим школьникам. Главное, не забывать о них при проведении Недели или Декады физики в школе.

Одной из важнейших вех в истории планеты является изобретение электричества. Именно это открытие помогает и по сей день развиваться нашей цивилизации. Электричество – один из наиболее экологичных видов энергии. Кому принадлежит открытие этого явления? Каким образом электричество получают и применяют? Можно ли самостоятельно создать гальванический элемент?

изобретение электричества

История изобретения электричества кратко

Электричество было обнаружено еще в 7 веке до нашей эры древнегреческим философом Фалесом. Он выяснил, что натертый шерстью янтарь способен притягивать меньшие по массе предметы.

Однако масштабные эксперименты с электричеством начинаются в эпоху возрождения в Европе. В 1650 г. магдебургским бургомистром фон Герике была построена электростатическая установка. В 1729 г. Стивеном Греем был поставлен опыт по передаче электроэнергии на расстояние. В 1747 Бенджамин Франклин издал очерк, где была собраны все известные факты об электричестве и выдвинуты новые теории. В 1785-м был открыт закон Кулона.

1800 год стал переломным: итальянец Вольт изобретает первый источник постоянного тока. В 1820-м датским ученым Эрстедом было обнаружено электромагнитное взаимодействие предметов. Годом позднее Ампер выяснил, что магнитное поле создается электрическим током, но не статическими зарядами.

Такие великие исследователи, как Гаусс, Джоуль, Ленц, Ом внесли неоценимый вклад в изобретение электричества. Год 1830-й также стал важным, ведь Гауссом была разработана теория электростатического поля. Явление электромагнитной индукции и разработка двигателя, работающего на токе, принадлежит Майклу Фарадею.

В конце 19 века опыты с электричеством проводились многими учеными, в их числе Пьер Кюри, Лачинов, Герц, Томсон, Резерфорд. В начале 20 века появилась теория квантовой электродинамики.

история изобретения электричества

Электричество в природе

Открытие и изобретение электричества произошло уже очень давно. Однако ранее считалось, что в природе его просто нет. Но американец Франклин выяснил, что такое явление, как молния, имеет чисто электрическую природу. Долгое время его точка зрения отвергалась научным сообществом.

Электричество имеет огромное значение в природе. Многие ученые полагают, что благодаря разрядам молний осуществился синтез аминокислот, в результате чего на Земле зародилась жизнь. Без нервных импульсов невозможно функционирование организма ни одного животного. Существуют разновидности морских организмов, которые применяют электричество как средство для обороны, нападения, ориентации в пространстве и поиска пищи.

изобретение электричества год

Получение электричества

Изобретение электричества оказало влияние на научно-технический прогресс. Для получения электроэнергии создаются вот уже на протяжении многих десятилетий электростанции. Электричество создается с помощью генераторов энергии, а затем оно передается по ЛЭП. Принцип создания тока заключается в переводе механической энергии в электрическую. Электростанции подразделяются на следующие типы:

  • атомные;
  • ветровые;
  • гидроэнергетические;
  • приливно-отличные;
  • солнечные;
  • тепловые.

Применение электричества

Изобретение электричества по праву является величайшим открытием, ведь без него становится невозможной современная жизнь. Оно имеется почти в каждом доме и применяется для освещения, обмена информацией, приготовления пищи, обогрева, функционирования бытовых приборов. Также электроэнергия необходима для движения трамваем, троллейбусов, метро, электропоездов. Работа компьютера, сотового телефона тоже невозможна без электричества.

изобретение электричества дата

Любопытный опыт

Оказывается, гальванический элемент можно изготовить самостоятельно, и делается это достаточно просто. Такой способ получил известность в начале 20 века.

Для начала необходимо пополам разрезать достаточно острым ножом лимон посередине. Крайне нежелательно снимать или срывать перегородки между дольками. После этого нужно к каждой дольке подсоединить поочередно небольшой кусок проволоки, размером около 2 сантиметров. В ячейках должны чередоваться медная и цинковая проволоки. Затем следует концы торчащих проволок последовательно соединить металлической проволокой меньшего диаметра. Таким образом можно получить элемент питания. Как проверить, работает ли он? Для этого можно замерить напряжение вольтметром.

Одним из важнейших открытий в истории человечества стало изобретение электричества. Дата открытия точно неизвестна. Однако эксперименты начал проводить еще древнегреческий ученый Фалес. Активное изучение электричества началось в эпоху возрождения. Без него невозможна деятельность ни одного живого организма. Сегодня без этого изобретения мы практически не можем представить свою жизнь. Люди уже давно научились получать, передавать и использовать электроэнергию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 8 классов. Проходит в интересной для детей форме, много дополнительного материала есть к уроку.

Урок в 8 классе по теме: “Введение в электростатику”

Тип урока: новая тема

Фесенко Татьяна Александровна, учитель физики, БОУ СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов, г Омск

Тема урока: Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Цели урока:

Образовательная:

Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.

Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.

Уметь различать проводники и непроводники электричества.

Изучить закон сохранения электрического заряда

Воспитательная:

Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.

Дальнейшее развитие групповой работы на уроке.

Выделять электрические явления в природе и технике.

Определять знак заряда наэлектризованного тела.

Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Рассмотреть положительные и отрицательные стороны электризации в быту и технике

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, интерактивная доска, султаны, палочки(эбонитовая, стеклянная), гильзы на штативах, шарики, электрометры, электроскоп, генератор.

Подготовка: учащиеся готовят выступление с презентацией по теме: “Ш. Кулон историческая справка”

План изложения нового материала:

Отрывок из фильма об электричестве и легенда древних греков о янтаре.

Поэтапное введение новых понятий об электрических зарядах основываясь на исторических справках. Краткая историческая справка о ученых.

Опыты подтверждающие определения и законы электричества

Введение закона сохранения электрического заряда.

Опыты подтверждающие деление заряда (электрометры)

Обобщение и повторение пройденного на уроке

Проверка уровня знаний (тест)

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность провести урок в лаборатории “Статического электричества”.

Слова “электричество”, “электрический ток ”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими.

История развития электричества интересна и поучительна.

Фильм - к началу урока “Электрические явления”

Легенда об открытие электризации

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря,

Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследование этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Вот как об этом рассказывает легенда.

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном , изделием финикийских мастеров. Как – то уронив веретено в воду, девушка стала отбирать его краем своего шерстеного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытерать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилось за разъяснением этого явления к отцу.

Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристане Милеты подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо

Почему это произошло? В чем суть физического явления? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

Тема нашего урока: Введение в электростатику

Мы с вами узнаем: Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Закон Кулона.

Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. Знать закон сохранения электрического заряда, формулу, различать проводники и непроводники электричества. Знать в чем заключается закон Кулона .

Сегодня мы работаем по по тетрадям Ударцевой В. М. стр 31,32,33, и в рабочих тетрадях по физике.

Мы начинаем изучение электрических явлений – это явления обусловленные взаимодействием и движением электрически заряженных частиц. (записать в тетрадь Ударцевой стр 31)

История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь.

( слайд № 3) ( показать флеш электризация воды, кнопка 3)

Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.

Опыт 1: Демонстрация учителем опыта.

Приборы и материалы:

лампа, вкрученная в патрон на подставке,

Линейку уравновешиваем на лампе. Натираем эбонитовую палочку о мех и подносим к линейке.

Результат: Линейка начинает вращаться.

Опыт 2: Воздушные шарики над классной доской, на стенах, на потолке.

Результат достигнут за счет электризаций.

Опыт 3: К кондукторам электрофорной машины подсоединяют бумажные султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках.

Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением.

Показать опыт с натиранием эбонитовой палочки и султана прикоснуться к султанчику сначало палочкой, а потом тряпочкой которой натирала палочку.

Какой вывод можно сделать? Показать флеш (2 кнопка, а потом 4 кнопка)

Говорят дети, делают свои выводы

Учитель: подводит итог

Мы сделали очень важный вывод:

1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

3) Электризуются оба тела.

Мы рассмотрели электризацию трением, но существует несколько способов электризации.

Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602—1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Это был шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом. Вращая шар и натирая его ладонями, Герике тем самым электризовал его. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. В настоящее время электрофорная машина выглядит такой, какая она стоит перед вами.

В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе, живший в 1698—1739 гг., обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное).

Следующий этап в нашей работе. Мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. Какие два рода зарядов существуют.

Учитель: подводим итог , одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом — отрицательно в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

На основании проделанных опытов и дополнительных демонстраций с другими телами учитель должен показать учащимся, что любое тело содержит два вида электрических зарядов.

Учитель: Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно, Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех.

Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.

Задание для детей.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) бабочка из золотинки на нити (1), 2) бабочка из золотинки на нити (2), 3) штатив (2шт), 4) эбонитовая палочка, 5) стеклянная палочка. 6) шерсть, шелк

Порядок выполнения работы.

1. Потрите эбонитовую палочку о шерсть и прикоснитесь одной к одной бабочке (гильзе)



2. Потрите стеклянную палочку о шелк и прикоснитесь ко второй бабочке (гильзе)

3. Аккуратно подвиньте друг к другу два штатива

Как они взаимодействуют бабочки, (гильзы)? _______________________.

(снимите заряд с бабочек,гильз дотроньтесь рукой) ( штативы поставьте на расстояние)

4. Потрите эбонитовую палочку и прикоснитесь к одной бабочке,(гильзе еще раз потрите эбонитовую палочку и прикоснитесь ко второй бабочке,(гильзе) аккуратно подвиньте штативы друг к другу.

Бабочки, (гильзы) ________________________________;

Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.

Опыт 4: с султанчиками и генератором, где четко видно взаимодействие зарядов

Задание: ребенок работает на интерактивной доске по теме: Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Дети делают выводы

(Слайд № 7) ( флеш кнопка № 6)

Существование двух видов зарядов – положительного и отрицательного – позволяет понять природу электризации тел при трении. При натирании эбонитовой палочки о шерстяную ткань эбонит приобретает отрицательный заряд, а шерсть – такой же по величине, но положительный заряд. Точно также и стеклянная палочка при соприкосновении с шелком или с кожей приобретает положительный заряд, а ткань – равный ему по величине, но отрицательный заряд. Эти заряды не возникают из ничего и не исчезают никуда. Они находятся в самих контактирующих телах. При соприкосновении двух поверхностей заряды перераспределяются между телами или частями одного тела. Будем считать, что системы тел: эбонит – шерсть, стекло – шелк не взаимодействуют с другими окружающими телами.

Система тел, которая не взаимодействует с другими окружающими её телами, называется замкнутой или изолированной. В этой системе явление электризации подчиняется закону сохранения электрического заряда.

Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохряняется: q1+q2+…..+qn=const

(заполняет таблицу в тетради Ударцевой В. М. на стр 32)

Удобный прибором для обнаружения электризации тел является электроскоп (показать маленькие электроскопы и их работу с помощью палочки)

Имеется электроскоп и другой конструкции, в котрой наблюдают поворот легкой стрелочки. Стрелочка, зарядившись от стержня одноименным зарядом, отталкивается от него на некоторый угол. Такой прибор называется электрометром.

Если к заряженному электроскопу прикоснуться рукой или соединить его с землей каким – либо металлическим предметом, то электроскоп разрядится. Это происходит вследствие того, что заряженные частицы от электроскопа через металлический стержень передаются телу человеку, а от него уходят в землю. Но если к электроскопу прикоснуться стеклянной, эбонитовой или форфоровой палочкой, то электрическое состояние его не изменится.

Опыт 5 Показать на опыте работу электрометра

По способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества

Мы с вами говорили о том, что все тела состоят из молекул. Молекулы деляться на атомы. В целом атомы и молекулы электрически нейтральны. Откуда же появляются электрические заряды при электризации?

Ответ: Атомы и молекулы любого вещества при его взаимодействии с другим веществом могут стать заряженными частицами.

Значить можно сделать вывод: электрическими зарядами обладают частицы, из которых состоят атомы и молекулы. Электрический заряд можно увеличить или уменьшить. Т.е. он может иметь разное значение.

Значит электрический заряд – это физическая величина.

Опыт № 6 (показать на опыте деление заряда с помощь электрометров)

Электрический заряд имеет предел делимости. Это значит, что существует заряженная частица, которая имеет самый малый заряд, далее уже не делимый, - электрон.

Электрический заряд электрона называется элементарным зарядом.Абсолютную величину (модуль) электрического заряда электрона обозначают буквой е и она равна:

е = -1,6 * 10 -19 Кл.

Учитель: Мы с вами познакомились с электризацией. Кто может привести примеры связанные с электризвцием из нашей повседневной жизни

Электризация трением на производстве и в быту

Технический прогрес не только расширяют возможности человека, его власть над природой, но одновременно ставит множество новых проблем. Так, например, сегодня в различных отраслях промыщленности используется сильные электрические поля, щироко внедряются в быт синтетика а синтетические материалы обладают способностью накапливать электрические заряды. И приходится решать проблемы, связанные с влиянием электрических полей на технологические процессы, на организм человека.

Вот несколько примеров.

На одном целлюлозном – бумажных комбинатов некоторое время не могли установить причину частых обрывов быстро движуеся бумажной ленты. Были

приглашены ученые. Они выяснили, что причина заключалось в электризации ленты при трение ее о валки.

Разряды электричества возникают и тогда, когда человек ходит по полимерным покрытиям полов современной квартиры, синтетическим коврам или снимает с себя нейлонавою одежду.

Есть ли способы и средства для борьбы с накоплением электрических зарядов? Безусловно есть.

На производстве – это тщательно заземление станков,машин, применение токопроводящех пластика для полов, увлажнение воздуха, использование различного

Следует заметить, что электризация синтетического белья, возникающая при носке, оказывается даже полезной. Например, известно, что поливинилхлоридное белье помогает при лечении некоторых болезней.

В электрических полях успешно и быстро сушат древесину, делают искусственный мех, сортируют пшеницу, производят холодное копчение рыбы. Электрические поля выполняют так много полезных дел, что всех их и не перечислить.

Например, копчение это пропитывание продукта древесным дымом. Частицы дыма не только придают продуктам особый вкус, но и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы коптильного дыма заряжают положительно, а к отрицательным электродам подсоединяют, например, тушки рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощаются. Весь процесс электрокопчения продолжается несколько минут.

Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

а) положительно; б) отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

а) положительно; б) отрицательно.


3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? (Рисунок)

4. К стеклянной палочке М, (рисунок) натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Какой заряд имеет палочка N?



а) Положительный; б) Отрицательный.

5. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка? (Рисунок)



а) Положительный; б) Отрицательный.


6. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе? (Рисунок )

а) Положительный; б) Отрицательный.

7. Одноименно заряженные тела. а разноименно заряженные .

а) Отталкиваются; притягиваются; б) притягиваются; отталкиваются.

8. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

а) Положительно; б) Отрицательно.


9. Какой заряд имеет большой шар? (Рисунок ).

а) Положительный; б) отрицательный.


10. Тела 1, 2 и 3 заряжены. (Рисунок ) Какие из них притягиваются друг к другу?

а)1,3 ; 3,2 б) 2,1 ; 1,3

Проверка результатов теста.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

3. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

4. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

Поведение итогов.

Домашнее задание.

Читайте также: