Независимость центрального банка кратко

Обновлено: 25.06.2024

Стабильность национальной валюты, низкие темпы инфляции, разумная денежно-кредитная политика — залог успешного экономического развития любой страны. Добиться этого удается с тем большим успехом, чем выше независимость центрального банка от правительства, — таковы выводы исследования, проведенного Павлом Труниным, Дмитрием Князевым, Александром Сатдаровым, из Института экономики переходного периода

Проблема независимости центральных банков оказалась в фокусе внимания исследователей в период выхода мировой экономики из кризиса. Собственно в кризис центральным банкам большинства стран пришлось смягчить денежно-кредитную политику. Теперь же, по мере восстановления экономики, им предстоит перейти к существенному ужесточению политики, что, понятно, проще сделать экономически и политически независимым органам.

Степень влияния властей на ЦБ, как отмечается в исследовании, определяется, среди других факторов, возможностью правительства устанавливать зарплаты членам правления ЦБ, управлять бюджетом и распределять полученную прибыль. Политическое влияние зависит от возможности правительства назначать членов правления, от присутствия в нем представителей правительства, а также возможности правительства определять конечные цели ЦБ.

Незолотая середина

На основе законов о центральных банках стран СНГ и Восточной Европы, авторы исследования рассчитали индекс независимости ЦБ. Самыми независимыми, как политически, так и экономически, оказались ЦБ стран Восточной Европы и Балтии — Венгрии, Боснии и Герцеговины, Эстонии, Латвии, Болгарии. В список наиболее независимых попали и регуляторы Киргизии и Таджикистана, что заставляет предположить, что индекс отражает лишь формальную независимость центробанков, признают авторы исследования.

Наиболее зависимыми от своих правительств оказались центральные банки Белоруссии, Украины и Узбекистана. Российский ЦБ попал в середину списка, пропустив вперед по индексу общей независимости не только большинство стран Восточной Европы и Балтии, но и Киргизию, Таджикистан, Грузию. При этом авторы исследования говорят о том, что в силу значительной степени субъективизма, неизбежной при построении подобных индексов, к интерпретации полученных результатов необходимо относиться с осторожностью.

В то же время такое положение России можно считать негативным сигналом, поскольку даже формально по сравнению с развитыми странами ЦБ в РФ не может считаться в полной мере независимым, считают исследователи ИЭПП.

Банк в подчинении

Комплексный анализ закона 2002 г. также показал, что единственным лицом, которое может осуществлять реальное влияние на деятельность ЦБ, является президент РФ, который, помимо прочего, принимает политическое решение о назначении или снятии с должности председателя Банка России, а также членов совета директоров. В то же время, Госдума, которой формально подотчетен ЦБ, никаких самостоятельных политических решений в отношении деятельности и руководства Банка России принять не может. В итоге, степень влияния представительных органов на ЦБ за последние годы снизилась, зависимость от исполнительной власти — выросла, уверены авторы.

Инфляционные качели

Независимость ЦБ особо важна для развивающихся стран, где уровень инфляции традиционно велик, а постоянный дефицит бюджета и отсутствие возможностей для значительных внутренних заимствований приводят к монетарному финансированию бюджетного дефицита. Независимый ЦБ с жесткой денежно-кредитной политикой мог бы сбалансировать политику правительства, цели которой часто ведутк росту темпов инфляции. Так, стремление повысить занятость в экономике часто выражается в повышении госрасходов,что в среднесрочном периоде разгоняет инфляцию. Еще одно искушение для правительства — возможность за счет эмиссии профинансировать часть своих обязательств, получить доход от сеньоража.

К проинфляционной политике ведет и необходимость поддержания положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Зачастую его балансировка проводится за счет девальвации национальной валюты. Удорожание импорта, как следствие, разгоняет инфляцию. Не способствуют снижению темпов роста цен и борьба с кризисом, что особенно актуально в последние годы.

Повышение уровня независимости ЦБ ограничивает возможности правительства по смягчению денежно-кредитной политики. Четкая отрицательная связь между степенью независимости регулятора и уровнем инфляции подтверждается и эмпирически — большая независимость ЦБ, как правило, соответствует более низкой инфляции, подсчитали авторы исследования. Однако, данная связь может быть и обратной. Возможна ситуация, при которой установившийся более низкий темп инфляции побуждает правительство ослаблять контроль над ЦБ, что делает его более независимым.

Возвращаясь к сдерживанию правительственных мер по стимулированию экономики в кризис, возникает вопрос: не приводит ли независимость ЦБ к снижению темпов роста ВВП? Гипотетически, такая ситуация вполне возможна, так как более независимый центральный банк может сдерживать инфляцию за счет более низкой экономической активности. Однако эмпирически это предположение не подтверждается. Авторы исследования выявили, что существует слабая отрицательная связь между независимостью ЦБ и ростом ВВП на душу населения — в странах с большей независимостью наблюдается более медленный рост ВВП на душу населения. Но объясняется это, по мнению авторов, тем, что более развитые страны (в том числе и институционально развитые) на исследуемом промежутке времени росли более медленными темпами.

Иными словами, и в случае с Россией, данные исследования свидетельствуют в пользу необходимости большей независимости ЦБ от правительства. В ближайшем будущем перед Банком России стоят важные задачи, в том числе и по переходу к режиму таргетирования инфляции, Однако при нынешнем уровне зависимости банка от правительства сделать это будет сложнее. Прозрачность и большая независимость Банка России — важный элемент достижения целей инфляционного таргетирования, отказа от существенных интервенций на валютном рынке и повышения устойчивости национальной банковской системы, уверены авторы исследования.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее формы: политическую и экономическую.

*Политическая независимость -это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

*Экономическая независимость -самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и(или) парламента.

Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию последнего.

Участие государства в капитале центрального банка. Фактическая независимость центрального банка страны является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита. [c.382]


В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов — денежно-кредитной и финансовой политики. [c.383]

Западные экономисты представили следующую шкалу независимости центральных банков, минимальная независимость — Австрия, Италия больше — Великобритания, Франция, Швеция, Канада, Бельгия еще больше — Америка, Япония, Польша, Венгрия максимально большая — Германия, Швейцария, Австрия. [c.383]

В действительности Закон о Федеральной резервной системе 1913 г. и Закон о банках 1935 г. содержат положения, касающиеся этих проблем. Как отмечалось в главе 15, срок назначения члена Совета управляющих ФРС — 14 лет, гораздо больше обычного срока пребывания политика в должности, составляющего 2—4 года. К тому же сроки пребывания в должности членов Совета управляющих частично перекрываются, так что сразу может быть смещен только один член совета (одновременное увольнение нескольких членов совета не допускается). Бюджет ФРС не контролируется напрямую ни Конгрессом, ни президентом США, поэтому ФРС в достаточной мере ограждена от прямых указаний государственных органов власти. Хотя ФРС по закону может предоставлять ссуды правительству в случаях крайней необходимости, она не обязана делать это в обычных условиях. Более того, для смещения председателя Совета управляющих ФРС с должности в Конгрессе предусмотрена длительная юридическая процедура. Из этого можно сделать вывод, что в США многие факторы свидетельствуют о значительной независимости центрального банка. [c.731]


Доказательства независимости центрального банка в различных странах мира [c.734]

Теория очень занимательна, но насколько важна независимость центрального банка при объяснений поведения инфляции в различных странах Последние экономические исследования показывают, что она может быть очень важна. [c.734]

Дальнейшим подтверждением этих теорий стали выводы авторов, считающих, что степень экономической или политической независимости центральных банков не оказывает существенного влияния на реальный объем производства стран. Этот вывод согласуется с теорией о том, что экономика имеет тенденцию возвращаться к естественному уровню производства независимо от попыток центрального банка увеличить совокупный спрос для роста объема производства. Он также показывает, что страны ничего не потеряют, в смысле роста реального объема производства, сделав свои центральные банки более независимыми. [c.734]

Большее доверие центральному банку и больший консерватизм его управляющих наилучшим образом может быть поддержаны, если обеспечить независимость центрального банка от политического давления, испытываемого другими чиновниками правительства. Это помогает объяснить сложную структуру ФРС, которая ограждает ее or сильного внешнего давления. [c.737]

В зарубежных странах в вопросах кредитно-денежной политики ведущая роль отводится Центральному банку как основному государственному институту, способному во многом независимо от политической власти осуществлять свои функции. В любом государстве Центральный банк является государственным банком или банком, обслуживающим государственную власть. Однако тесные связи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Определенная степень независимости Центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. [c.497]


Регулирование деятельности Центрального банка является одним из аспектов взаимоотношений Центрального банка с органами государственной власти. Центральные банки в странах Европы создавались с целью установить контроль за кредитно-денежной политикой, обеспечить стабильность цен. Позднее в большинстве стран стал устанавливаться контроль Центрального банка над экономикой страны, что привело к недовольству правительства. В середине XX в. многие банки, создававшиеся первоначально как частные, были национализированы, но уже в 80—90-х гг. произошел отказ от полного контроля правительства над Центральными банками, и принцип независимости Центральных банков стал одним из основополагающих принципов стабильной экономики. [c.501]

Независимость Центральных банков является не самоцелью, а средством для выполнения своих функций и задач, предписанных им законами. Наделение Центральных банков ответственностью за достижение намеченных целей предполагает обязательную и строгую их подотчетность. Так, законодательство практически всех государств предусматривает обязанность Центрального банка ежегодно публиковать свой годовой отчет и предоставлять информацию о своей деятельности правительству и (или) парламенту. [c.501]

Понятие независимость Центрального банка включает в себя независимость политическую и экономическую. Кроме того, как показывает практика, в развитых странах с федеральной структурой (США, Германия, Швейцария) Центральные банки более независимы, чем в странах с централизованной структурой (Япония, Великобритания, Франция). [c.501]

В чем заключается политическая и экономическая независимость Центральных банков [c.514]

Центральные банки. В большинстве стран действует один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Германии. В Соединенных Штатах 12 независимых центральных банков, хотя проводимую ими политику координирует Совет управляющих ФРС. Наличие 12 федеральных резервных банков отчасти служит отражением географических масштабов США, экономического разнообразия и огромного числа коммерческих банков в стране. Но, кроме того, это - результат политического компромисса между сторонниками централизации и защитниками децентрализации. [c.287]

Независимость центрального банка и инфляция, 1955-1990 гг. [c.290]

Степень независимости центрального банка (индексная оценка) [c.290]

Для установления стабильного денежного режима жизненно важны определенные принципы. Если страна имеет центральный банк, который осуществляет денежную политику, то этот банк должен быть, во-первых, независим от политических властей и, во-вторых, ответственен за поддержание стабильных цен. Самым независимым центральным банком в мире является германский Бундесбанк. Закон о Бундесбанке 1957 г. устанавливает, что банк "независим от указаний федерального правительства". Более того, Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства "только в той мере, в какой данная поддержка не противоречит его основной задаче — сохранению денежной стабильности". [c.28]

Независимость центральных банков выражается в том, что они не входят в структуру [c.50]

Идея независимости центральных банков была выдвинута в XIX веке, но в жизнь была [c.50]

Можно выделить следующие критерии независимости центральных банков [c.53]

Конституции, независимость Центрального банка от парламента, появилась [c.48]

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших [c.398]

В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка. [c.399]

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка. [c.399]

Независимость центрального банка носит относительный характер в рамках правительственных структур, так как его экономическая политика определяется приоритетами макроэкономического курса правительства и не может быть успешной без согласования ее основных элементов с правительством. Основная цель центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной стабилизации в целях экономического роста. [c.184]

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью, но независимо от принадлежности его капитала банк юридически и финансово самостоятелен. Юридическая независимость Центрального банка РФ от органов государственной власти есть необходимое условие эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и ва- [c.198]

Операции на открытом рынке — операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику Центрального банка. Независимо от принадлежности капитала Центрального банка государству, он является юридически самостоятельным органом. Чаще всего он подотчетен законодательному органу или специальной банковской комиссии, образованной парламентом. При этом управляющий банка, назначаемый парламентом, президентом или монархом, не входит в состав правительства. Существенная степень независимости Центрального банка является необходимым условием его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства (приближение очередных выборов). Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. [c.65]

В то же время независимость Центрального банка имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика государства не может быть успешной без четкого согласования и тесной связи ее основных элементов денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика Центрального банка определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой Центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. [c.65]

Является независимым центральным банком, успешно управляющим национальной валютой. Благодаря развитым экономическим отношениям между Канадой и Соединенными Штатами канадский доллар тесно привязан к доллару США. Канадский банк чаще других центральных банков Большой семерки осуществляет интервенции для поддержки своего доллара. Банк изменил свою интервенционную политику в 1999 г. после того, как обнаружил, что применявшийся им ранее механический прием интервенции в размере 50 млн по твердой цене предыдущего закрытия не дал ожидаемого результата. [c.84]

Как этого можно добиться в нашем высокополитизированном обществе Экономическая теория показывает, что решающим способом обеспечения независимости управляющих центральным банком является назначение их на длительный срок и ротация постов. Другие действия, ограждающие управляющих центральным банком от политического давления, заключаются в формальной независимости центрального банка от указаний государственных органов власти, законодательное запрещение прямых государственных займов у центрального банка и защита управляющих от смещения с должности. [c.731]

В. Грилли, Д. Масциандро и Г. Табеллини при проверке 18 стран пришли к выводу, что только центральные банки пяти из них — Канады, Нидерландов, Швейцарии, США и Германии — обладают и политической, и экономической независимостью от своих правительств. Авторы сделали вывод, что в четырех странах — Греции, Новой Зеландии, Португалии и Испании центральные банки полностью, и политически, и экономически, зависят от своих правительств. Центральные банки остальных девяти стран — Австралии, Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Японии и Великобритании — зависят от своих правительств либо политически, либо экономически и не могут быть отнесены к полностью независимым центральным банкам. [c.734]

В. Грилли, Д. Масциандро и Г. Табеляи-ни также проверили, какое воздействие оказывают различия в независимости центральных банков на инфляцию и рост реального объема производства с 1950 по 1987 г. Они пришли к выводу, что большая экономическая независимость определенно вела к снижению темпов инфляции в стране в периоды высокой всемирной инфляции. Большая политическая независимость также, казалось, приводила к тому же самому, но в основном в периоды высокой инфляции в 1970-е годы. Эти выводы, конечно, подтверждают теории, рассмотренные нами в этой главе. [c.734]

Японский банк (the Bank of Japan) начал свое развитие от исходной модели Федеральной резервной системы как независимое учреждение. Хотя его правление полностью ответственно за финансовую политику, предлагаемые им изменения подлежат утверждению министерством финансов. Банк выпускает ежеквартальные экономические обзоры (танкан) - аналог американской Коричневой книги , отражающей состояние экономики. Содержание танкана не обязательно приводит к автоматическим изменениям в финансовой политике. Вообще говоря, недостаточная независимость центрального банка поощряет инфляцию. В данном случае, это не касается Японии, однако имеются другие примеры того, как те или иные подходы при проведении финансовой или экономической политики могут приводить к противоположным результатам в различных ситуациях. [c.24]

Как бы то ни было, с момента установления единых европейских ставок они попали под огонь критики со стороны некоторых европейских министров финансов, в чем особенно усердствовал министр финансов Германии O.Lafontaine, настойчиво требовавший дальнейшего снижения ставок в качестве дополнительного стимула занятости и экономического роста в Европе. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) оказался в сложном положении с одной стороны, снижение процентных ставок действительно оправдывалось ходом экономического цикла в Европе, с другой стороны, получалось, что первое решение в своей истории Банк сделает под прямым нажимом со стороны политиков. Независимость центральных банков от своих правительств уже давно является для всего мира доказанным фактором стабильности финансов, сдерживания инфляции и общего доверия к валюте. Для ЕЦБ же доказательство его независимости стало принципиальным делом, тем более, что евро с самого начала испытывала сильное давление вниз из-за проблем в ряде европейских стран (в особенности с безработицей) и явного расхождения в темпах роста в Европе и США. [c.90]

Независимый центральный банк успешен тогда, когда занимает определенное положение в обществе. Профессиональная этика его руководителей должна делать их зависимыми от оценок признаваемых ими специалистов по денежной системе, среди которых должно быть определенное единодушие относительно того, что можно считать компетентной денежной политикой. Общественное мнение также должно ценить центральный банк и защищать его свободу от политических давлений. Вероятно, лучшим независимым центральным банком является Бундесбанк - центральный банк Германии. Высокая немецкая профессиональная этика обеспечивает качество принимаемых его руководителями решений, а народная память о двух гиперинфляциях нынешнего столетия - их политическую поддержку. Однако подобное сочетание благоприятных условий встречается реже, чем их отсутствие. К тому же, примеры последних лет, в частности навязанный канцлером обмен остмарок на дойчмарки в пропорции 1 1, осуществленный [c.9]

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве разви- [c.399]

Читайте также: