История новоиерусалимского монастыря в истре кратко и понятно самое важное

Обновлено: 03.07.2024

Русская культура и история на протяжении многих веков была неразрывно связана с православием. Можно быть верующим или неверующим, а с этим фактом спорить бесполезно.

Большинство сохранившихся исторических построек связаны с религией. Строили на Руси, как правило, из дерева, а каменными в основном были церкви. А потому дворцов и боярских палат с допетровских времен осталось крайне мало. Более или менее сохранились церкви да монастыри.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь не такой уж и древний по сравнению, например, с соборами и монастырями во Владимирской области, но, тем не менее, он очень важен для понимания истории и культуры России.

Выбрал место для монастыря и руководил строительством сам патриарх Никон. Годом основания считается 1656-й.

Патриарший престол Никон получил четырьмя годами раньше. Не без помощи царя. Молодой царь Алексей Михайлович (будущий отец Петра I) безгранично доверял патриарху. По его совету отравился на войну с поляками, оставив Никона управлять государством. Целью войны было возвращение утерянных в Смутное время территорий и объединение вокруг Москвы восточнославянских народов. Результатом войны стало возвращение в 1654 году Киева под руку русского царя.

По замыслу Никона Новоиерусалимский монастырь должен был стать центром православного мира для всех славянских народов. Он задумывался по подобию святых мест Палестины, а Воскресенский собор по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме.

При строительстве монастыря окрестные места были переименованы в соответствии с евангельскими текстами. Например, холм, на котором возводились основные сооружения, назвали Сионом, а река Истра стала Иорданом.

Первый камень Воскресенского собора был заложен в 1658 году. В том же году Никон потерял доверие царя и удалился в монастырь руководить строительством. Причиной опалы патриарха стало недовольство бояр его близостью к царю, а кроме того – проводимые Никоном церковные реформы, вызвавшие раскол церкви и появление старообрядчества. Многие так и не захотели креститься тремя перстами.

В конце 1666 года на соборе Русской церкви Никон был лишен сана и стал простым монахом. Его сослали в отдаленный Ферапонтов Белозерский монастырь, и строительные работы в Новоиерусалимском монастыре остановились. Одним из его преступлений назвали использование таких наименований, как Новый Иерусалим, Голгофа, Иордан в строящемся монастыре, считая это глумлением над святынями. Монастырь стали называть просто Воскресенским.

Строительство возобновилось после смерти Алексея Михайловича, в правление его сына Фёдора Алексеевича, ученика Никона. Он пожаловал монастырю новые земли с крестьянами. В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался. Похоронили его в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, в его детище. В 1685 году достроенный Воскресенский собор был освящён.

При Петре I средства на монастырь почти не выделялись, в 1723 году обрушился шатёр ротонды Воскресенского собора. Его восстанавливали уже при Елизавете Петровне, по проекту Растрелли. В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары, тогда деньги на ремонт жертвовала уже Екатерина II.

В 1919 году монастырь был закрыт, а с 1921 года на его территории работал музей. Во время оккупации в 1941 году фашисты взорвали Воскресенский собор и уничтожили другие архитектурные памятники.

К 1959 году постройки монастыря восстановили (кроме колокольни XVII века), и музей возобновил работу. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь вернули церкви, а музей переехал в новое здание по соседству.

К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановили уничтоженную в 1941 году немецкими войсками колокольню. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были завершены . Сейчас он стоит обновленный и красивый.

Когда заходишь в монастырь, первое, что видишь, это подземная церковь Константина и Елены, построенная по подобию аналогичной церкви, находящейся в Иерусалиме.

Константин – император Римской империи, который в 330 году перенес столицу в Константинополь и объявил христианство официальной государственной религией. А Елена – его мать. Она прославилась распространением христианства и раскопками в Иерусалиме на Голгофе. В ходе этих раскопок в пещере, где был погребен Иисус Христос, нашли его гроб, крест, на котором его распяли, и другие реликвии Страстей Господних. На месте пещеры Елена повелела построить храм Гроба Господня. В 335 году храм был освящен в присутствии императора Константина.

В период персидских завоеваний храм был разрушен. Когда новость о разрушении Храма Гроба Господня достигла Европы, там началась агитация к началу Крестовых походов. В середине XII века крестоносцы отстроили храм в величественном романском стиле. Именно этот храм и послужил прообразом собора в Новоиерусалимском монастыре. Это тот самый храм в Иерусалиме, где в канун празднования православной Пасхи появляется Благодатный огонь.

Когда на территории Новоиерусалимского монастыря рыли котлован для подземной церкви Константина и Елены, то наткнулись на водоносный слой, и там образовался родник. Святую воду из этого родника и сейчас можно набрать в церкви.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря содержит все основные места, связанные с жизнью Христа, как и его прообраз в Иерусалиме. Можно убедиться в этом, посмотрев планы и фотографии на странице храма Гроба Господня в википедии .

Кувуклия Гроба Господня. Внутри находится придел Ангела с камнем, подобным тому, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова. Из придела Ангела ведет низкий и узкий проем в пещеру Гроба Господня

Кувуклия Гроба Господня. Внутри находится придел Ангела с камнем, подобным тому, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова. Из придела Ангела ведет низкий и узкий проем в пещеру Гроба Господня

Камень миропомазания. Сняв с креста, на таком камне Иисуса Христа помазали миром, обвили плащаницей и похоронили в гробе.

Камень миропомазания. Сняв с креста, на таком камне Иисуса Христа помазали миром, обвили плащаницей и похоронили в гробе.

Основание монастыря патриархом Никоном

На северо-западе от Москвы вблизи города Истры располагается Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Также его называют Новый Иерусалим. Решение построить “Русскую Палестину” принял патриарх Никон в 1656 году. Его поддержал царь Алексей Михайлович Романов. Новый Иерусалим являет собой образ Святой Земли и величайших иерусалимских святынь, перенесенный за тысячи километров на берег реки Истры.

Новый Иерусалим

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Патриарх Никон часто останавливался в селе Воскресенское и проникся особыми чувствами к этому живописному месту. По одной из версий, царь Алексей Михайлович однажды сравнил эту местность с окрестностями Иерусалима. Так и родилась идея на Русской земле построить храм-копию Иерусалимского храма Воскресения Господня.

Патриарх Никон сравнивал строительство храма с написанием списка с чудотворной иконы. Патриарх старался максимально точно воссоздать святыни Святой Земли, что было сложно осуществить технически в реалиях XVII века. Одновременно он хотел создать резиденцию Патриархов недалеко от Москвы. Тем самым Никон подчеркивал, что власть церковная и светская, хоть и тесно связаны друг с другом, однако вмешиваться в дела друг друга не должны.

Церковный раскол, немилость царя и последовавшее отстранение от Патриаршества не позволили Никону закончить строительство. Он не смог увидеть окончание строительства своего любимого детища. В наши дни мы можем созерцать и посетить Ново-Иерусалимский монастырь.

Новый Иерусалим: этапы развития

Основание монастыря – с 1656 по 1666 годы

При непосредственном участии патриарха Никона место строительства святой обители было перепланировано. Холмистую возвышенность досыпали, она получила название Сион. На горе Сион в Иерусалиме произошла Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причастия). Также в этом месте Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы.

Лес у небольшой реки Истра выкорчевали, а водоем назвали Иорданом. На берегу “Иордана” был построен патриарший скит с двумя церквями: в честь апостолов Петра и Павла и Богоявленская.

Главный собор был заложен в 1656 году в честь Воскресения Иисуса Христа. Собор строился по образу Храма Гроба Господня. С 1658 по 1662 год в храме создаются приделы: Голгофа, Успения Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был возведен скит – Богоявленская пустынь. Неподалеку был построена небольшая женская Вифанская обитель. Вплоть до 1666 года патриарх Никон непосредственно руководил строительством монастыря. За это время возвели не только церкви, но и ограды, строились дом паломников, больничные кельи, конюшенный двор, была собрана внушительная библиотека. Монастырь насчитывал около 200 монахов и столько же послушников и трудников. Это значительно превышало численность братии в последующие века.

1666 год стал роковым для патриарха Никона. Его лишают патриаршества и отправляют в ссылку. Монастырь запретили называть Новым Иерусалимом. Строительство остановилось и монастырь подвергся разорению. Все ценности из него были вывезены, а строители и мастера отозваны в Москву.

Возобновление строительства – 1670-е годы – конец XVII века

В годы правления царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей в монастыре возобновились строительные работы. Вновь начинает действовать монастырский устав, созданный патриархом Никоном. К Воскресенскому монастырю приписываются еще 20 обителей. Возобновляются работы по возведению Воскресенского собора, который был освящен в 1685 году.

В 1681 году патриарх Никон скончался. Его тело было погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. В 1683 году возводится каменный дворец (палаты) царевны Татьяны Михайловны.

Пожары – XVIII век

В течении века несколько раз горели постройки монастыря: палаты патриарха Никона и деревянные дворцы. Также сгорели храм Рождества и Трех Святителей. На их месте возвели каменные сооружения и палаты. А в 1749 году Воскресенский монастырь получил разрешение вновь именоваться Новым Иерусалимом.

Восстановительные и ремонтные работы – до начала ХХ века

Реставрацией руководили архитекторы А. Витберг, А. Каменский, К. Тон, скульптор И. Витали. Создается музейный комплекс патриарха Никона и церковно-приходская школа.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь в советское время

С приходом советской власти Новый Иерусалим ждала участь многих других святых обителей России. В 1919 году Воскресенский монастырь был закрыт, в его зданиях открыт музей. В годы Великой Отечественной Войны был разрушен город Истра, а вместе с ним взорван Ново-Иерусалимский монастырь.

1959 год — музей воссоздан и открыл свои двери для посетителей. Постройки монастыря также восстановили. Лишь ярусная звонница XVII века осталось разрушенной.

Новый Иерусалим в наши дни. Святыни обители

В 1994 году постепенно в управление Русской Православной Церкви перешли храмы и постройки монастыря. В 2008 году Новый Иерусалим посетил президент Д.А. Медведев и патриарх Алексий II. Ввиду плачевного состояния монастырских сооружений был создан фонд по восстановлению монастыря. Были проведены полномасштабные реставрационные работы. 8 мая 2016 года патриарх Кирилл освятил восстановленный Воскресенский собор.

Воскресенский собор – главный храм “Русской Палестины”. Он условно делится на несколько составляющих частей: большая, удивительной красоты ротонда, крестово-купольный храм и церковь Константина и Елены, расположенная ниже уровня земли. Также в храме Воскресения восстановлены изначальные приделы собора: верхняя Голгофская церковь, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Богоматери. В ротонде находится кувуклия — часовня Гроба Господня.

Святыни

– Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном”. Была написана в 1657 году ко дню памяти перенесения мощей святителя Филиппа в Москву;

– Разборная модель Храма Гроба Господня. Создана в Иерусалиме по просьбе патриарха Никона для строительства Воскресенского собора. Привезена в Москву патриархом Иерусалимским Паисием;

– Фрагмент омофора Патриарха Никона;

– Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины.

Как посетить монастырь

До обители можно добраться как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте или с паломническими экскурсионными группами.

На машине из Москвы (около 45 км) следует ехать по Волоколамскому шоссе в сторону города Истры.

На электричке от Рижского вокзала – до станции Истра или Новоиерусалимская. Далее можно прогуляться по живописной местности пешком (20 минут), либо добраться на автобусе.

5,00

Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь основан в 1656 году. Он находится в небольшом уютном городе Истра Московской области. Появилась обитель благодаря Патриарху Никону, который пожелал соорудить на данном месте резиденцию патриархов. Кроме того, здесь многократно на ночлег останавливался сам Никон с целью посещения Иверского монастыря. Новая обитель строилась с целью благоустройства московского княжества.

По плану объект с высоты должно повторять силуэт гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Закладку святыни выполнили на возвышенности Сион. По соседству располагались и другие холмы Фавор, Елеонский и река Иордан (современное название – Истра).


Как добраться

Вы можете выбрать один из трех удобных способов поездки. Из Москвы до Истры регулярно ходят электрички. Вам необходимо приобрести билет на поезд, который идет до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской. Расписание электричек вы сможете уточнить на официальном сайте.

Также доехать можно на автобусе. Из Москвы ежедневно курсирует транспорт под номером 372. Длительность пути составит 60 минут. От остановки до храма идти 10-15 минут. Третий способ поездки – личный автомобиль. Недалеко от монастыря предусмотрена стоянка для автомобилей.

История Собора

Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.


Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.

Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части — Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.


В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.


Архитектура и отделка

Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.

Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.


Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.

В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель. В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета. Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.


При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.

Скит патриарха Никона

Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением. Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей. На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.


Крепостная стена и Святые врата

Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.). Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров. Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.

Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.


Гефсиманский сад и парк

Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.

Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня. До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной. Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.

Трапезная и церковь Рождества Христова

По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.

К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.


Подземная церковь Константина и Елены

С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.

Некрополь

Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм. Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.


Святыни монастыря

При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы. Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов. Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.

Воскресенский собор


Всего 17 фото


Ново-Иерусалимский монастырь богат на историю, легенды, любопытные детали его судеб и в целом сам по себе весьма удивителен. Поэтому в процессе подготовки материалов для публикации вырисовались как минимум три-четыре поста о нём. Иногда меня упрекают, что я выкладываю слишком много фотографий в статьях, однако в последнее время стал гораздо меньше публиковать тематических статей и как следствие фотографий, но с Ново-Иерусалимским монастырем всё было по-особенному - снимая на его территории и внутри Воскресенского собора зрело ясное понимание, что "дежурными постами" с небольшим количеством фотографий мне не удастся даже попытаться раскрыть, образно говоря, душу этого святого места и рассказать о его удивительных святынях. Ведь в этом монастыре практически воссозданы основные новозаветные святые места, связанные с жизнью, страданиями и вознесением Спасителя. Скептику или агностику, конечно же все это может показаться, не очень понятным и интересным, но побывав в Воскресенском соборе у меня сложилось о нём особенное впечатление каковое я и попытаюсь передать фоторядом и также съемками монастыря с высоты птичьего полета. Первый пост будет обобщающий, вводный, об истории монастыря. Итак, приступим.


Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию для того времени на Ближний Восток.

Патриарх Никон

Земли, на которых патриарх предполагал расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
02.

Патриарх Никон (1605 - 1681)

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор.

Новоиерусалимский монастырь

03.

Перспективный план Воскресенского монастыря

Был также основан небольшой женский монастырь - Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), что создан по образу и подобию Храма Гроба Господня. При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.
04.

Перспективный план Воскресенского монастыря. Металлография с тоном. 1852 год.

Новоиерусалимский монастырь - 522

05.

Скит Патриарха Никона. 2018.

Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца - Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.

Гробница патриарха Никона

В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
06.

Гробница патриарха Никона

Кувуклия. Воскресенский собор.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды (фото 08), под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
09.

Кувуклия Гроба Господня. Воскресенский собор.

Воскресенский собор. Ротонда Гроба Господня.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
10.

Ротонда Храма Гроба Господня

Новоиерусалимский монастырь - 516

11.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид с севера

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

Воскресенский собор

14.

Новоиерусалимский монастырь

15.

Новый Иерусалим. Общий вид монастыря от от Иордана. Почтовая открытка. Нач. XX века.

В 1983 году начались работы по восстановлению шатра Воскресенского собора по проекту, выпущенному в 1980 году. К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола. Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования. В 1994 году возобновлён ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были закончены.
17.

Новый Иерусалим. Общий вид монастыря от Иордана. Почтовая открытка. Начало XX века.

Воскресенские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры. / Ответственный редактор Н. А. Абакумова. Научный редактор: кандидат исторических наук Е. А. Воронцова. - М.: Лето, 2010. - 432 с.
Леонид (Кавелин). Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Июль-сентябрь 1874. - М., 1874.
Официальный сайт Воскресеyского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

Читайте также: