Становление политических партий кратко

Обновлено: 30.06.2024

3.Роль и функции политических партий в современном обществе.

Вступление

В любом современном обществе действуют разные политические силы, причем одни из них функционируют открыто, осуществляя разные политические акции, другие - скрыто, не всегда афишируя интересы, которые защищают. Среди реальных политических сил, которые открыто, выступают на политической арене, самыми влиятельными является политическими партиями. Они наиболее адекватно представляют групповые и индивидуальные интересы и могут их надежно защищать.

Политические партии занимают особенное место в политической системе общества и играют роль посредника между государством и гражданским обществом. Они могут быть субъектом власти и политики (когда находятся у власти) или не быть субъектом власти, если не осуществляют властных функций. Объясним это положение. Взаимоотношения людей в обществе происходят в двух плоскостях: вертикальной, собственно политической, и горизонтальной - социальной.

Вертикальные политические отношения осуществляются (государственная власть) сверху вниз (народная масса), определяя политические отношения политического управления и подчинения.

Горизонтальные отношения (социальные) неполитические, но при определенных условиях могут стать политическими, поскольку регулируются законами. Однако и политические отношения могут иметь социальный аспект. Например, политическая партия, которая находится в оппозиции и борется за власть, является элементом гражданского общества, но, одержав победу на очередных выборах и получив власть, такая политическая партия становится важнейшим элементом государственной структуры.

Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий

— становление буржуазных отношений и рост роли парламента, формирования других представительских органов власти;

— введение общего избирательного права и расширение возможности граждан влиять на ход и результаты выборов;

— дифференциация и поляризация социальной структуры общества и необходимость регуляции и решения социальных противоречий;

— необходимость представительства интересов определенных социальных слоев в структурах власти.

— аристократические кружки (партии выбранных);

— политические клубы (участие граждан шире);

Формирование партий электорального происхождения непосредственно связано с расширением избирательного права граждан, полномочий парламента и ростом роли института представительства. Такие партии возникают на базе парламентских групп и избирательных комитетов.

Партии внешнего происхождения не связаны с парламентскими механизмами тех организаций и институтов, которые существовали раньше и действовали на политической арене, однако не принимали участия в выборах. Да, большинство либеральных партий в Европе сформировались из философских сообществ;

— промышленные и финансовые группы способствовали созданию разных правых партий;

— из революционных группировок, которые действовали нелегально, формировались коммунистические партии и тому подобное. В современной политической литературе выделяется еще один вид происхождения партий

— путем слияния и раскола других партий.

Да, Р. Ж. Шварценберг утверждает, что в современных африканских странах лишь 1 из 13 партий имеет парламентское происхождение. Независимо от специфики формирования тех или других политических партий, истории их развития - во всех случаях эти процессы отбивают потребность привлечения масс к управлению государством, закономерную тенденцию демократического развития общества. С ростом организованности партий, активизацией их роли в политической борьбе представления о партиях как союзе единомышленников были дополнены другими аспектами. Партия приобрела признаки социального механизма, в котором и доктрина, и организационная структура служат достижению определенной политической цели.

Какие же признаки отличают политические партии от других политических сил?

Партия - это организация, то есть стойкое длительное объединение людей на разных уровнях политики, от местного до международного.

Длительность действия организации дает возможность отличать ее от фракции, клики и других временных объединений, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами. Существование стойких местных организаций, ячеек, которые поддерживают регулярные связки с центральным руководством.

Главной целью политических партий является завоевание (возобновление) политической власти или участие в ней, в отличие от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и тому подобное), которые хоть и осуществляют политическую деятельность, но ориентируются в первую очередь на защиту экономических и других интересов их членов.

Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования за нее к активному членству. Любая партия является носителем определенной идеологии или особенного виденья общества, мира и человека.

Формирование политических партий в России в начале XX в.

Разложение сословного строя и новая стратификация общества на основе развивающегося капитализма и индустриализации способствовали формированию в России политических партий. В начале XX в. было создано в общей сложности более 150 политических партий — общероссийских, региональных и национальных. Основы для их легализации возникли с изданием Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу создания союзов и проведения собраний. Росту либеральных партий способствовали избирательные кампании в Государственную Думу, а радикальных — массовые народные выступления.

Процесс формирования российской многопартийности имел специфические особенности по сравнению со странами Западной Европой.

Во-первых, политические партии возникли в России значительно позже, чем в передовых странах Западной Европы и Америки, где процесс генезиса партийных течений и организаций был связан с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодально-абсолютистской системы, начавшейся в XVII в.

Во-вторых, иной, чем на Западе, была последовательность возникновения партий. В Западной Европе ранее всего возникли консервативные партой, затем — либеральные и лишь потом — социалистические. Очередность их возникновения была обусловлена эволюцией европейского капитализма: партии консервативной ориентации выражали интересы крупных аграриев и торговцев доиндустриальной эпохи, либеральные — интересы промышленной, финансовой и торговой буржуазии, связанные с развитием индустрии, пролетарские партии появились в условиях обострения противоречий буржуазного общества. В России, где крупная капиталистическая промышленность соседствовала с пережитками феодализма, первыми возникли партии социалистической ориентации, затем появились либеральные партии и. наконец, консервативные.

В современной научной литературе отмечается, что при всем своем многообразии политические партии в России представляли три основных направления общественной мысли — консервативное, либеральное и социалистическое. Политические партии подразделяются на пять основных типов:

Представителями разных политических партий предлагались различные пути и методы модернизации страны.

Социальную опору правых организаций составляло поместное дворянство, терявшее свое привилегированное положение, а также часть беднейшего населения, напуганная разрушением привычного уклада жизни и необходимостью приспосабливаться к новым условиям. Наибольшей известностью среди лидеров черной сотни пользовались помещики В.М. Пуришкевич и Н.Е. Марков.

Исходной посылкой, объединявшей все направления и течения в русском либерализме, являлось признание в теории и на практике приоритетности эволюционного пути общественного развития. Либералы отстаивали необходимость постепенного и поэтапного реформирования политической системы, сохранение преемственности власти, высказывались за использование таких институтов старой власти, как монархия, постоянная армия, полиция, бюрократический аппарат.

Партия кадетов объединяла в своем составе представителей русской профессуры, либерально настроенных помещиков, средние городские слои. Ее лидером являлся профессор-историк П.Н. Милюков. Ведущую роль в ней играли представители титулованного дворянства — князья П.Д. Долгоруков и Д.И. Шаховской, правоведы С.А. Котляровский, В.М. Гессен, С.А. Муромцев, историки А.А. Корнилов и А.А. Кизеветтер, экономист П.Б. Струве и др.

Политическим идеалом кадетов был конституционно-парламентский строй, основанный на разделении трех ветвей власти: представительной, исполнительной и судебной, независимых друг от друга. Законодательная власть принадлежала монарху и двухпалатному парламенту, избранному на основе всеобщего избирательного права. Исполнительная власть передавалась ответственному перед парламентом министерству. Судебная власть становилась независимой и отделялась от администрации. Предполагалось расширение прав органов местного самоуправления, распространение их на всю территорию государства, избрание путем всеобщего и равного голосования.

Ориентируясь на западные образцы парламентского строя (главным образом английского), кадеты стремились к введению в России норм демократического правового государства. Их программу открывал раздел об основных правах граждан, предусматривавший отмену сословных различий и установление равенства граждан перед законом без различия пола, вероисповедания и национальности. Предусматривалось введение комплекса политических свобод (совести и вероисповедания, печати, собраний и союзов, неприкосновенности личности и жилища, передвижения).

Политическая программа октябристов носила консервативный характер. Они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии, были противниками парламентаризма и ответственного думского министерства, выступали за сохранение имущественного и образовательного цензов, ценза оседлости при выборах в Государственную думу, в органы местного самоуправления и суда.

Будучи сторонниками унитарного государственного устройства, кадеты и октябристы не признавали права наций на выход из состава Российской империи. Кадеты требовали предоставления автономии и права культурно-национального самоопределения (использование родного языка в школах, высших учебных заведениях, суде) Польше и Финляндии, допускали предоставление областной автономии. Октябристы были решительными противниками национальной автономии, за исключением Финляндии, считая, что предоставление личности гражданских и политических прав является достаточным для защиты прав национальных меньшинств.

Общим местом аграрной программы кадетов и октябристов было стремление к максимальному сохранению хозяйства капиталистического типа. Октябристы в решении аграрного вопроса делали акцент на ликвидации архаичной системы земледелия, повышении производительности труда. Вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли фактически снимался ими с повестки дня. В основе своей программа октябристов совпадала с аграрной программой П.А. Столыпина. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. При сохранении помещичьей собственности капиталистического типа они выражали готовность пожертвовать крупными помещичьими латифундиями, являвшимися экономической основой авторитарной власти и постоянным источником недовольства населения. Отчуждение помещичьей земли предполагалось провести за выкуп за счет государства и самих крестьян.

В рабочем вопросе либералы высказывались за право рабочих и служащих на забастовки, создание профсоюзов, арбитражных судов, кооперативов, страховых обществ и др. Кадеты выступали за поэтапное сокращение рабочего дня, предложили систему мер охраны труда наемных рабочих и служащих.

Политические партии социалистической ориентации распадались на социал-демократические и неонароднические (эсеровские). В отличие от либералов, они отстаивали не эволюционный, а революционный путь развития общества, связывали демократические реформы с ликвидацией самодержавия и созданием социалистического строя. Однако в понимании сущности перехода к социализму и путей его достижения у них имелись существенные отличия.

Партия социалистов-революционеров (эсеров) оформилась в 1901 —1902 гг. на основе объединения народнических кружков и групп, действовавших в XIX в., и считала себя продолжательницей дела народовольцев. Главным теоретиком и лидером партии являлся В.М. Чернов — выходец из крепостных крестьян, занимавшийся подпольной работой с гимназических лет. Видными деятелями партии были М.А. Натансон, Б.В. Савинков, Е.К. Брешко-Брешковская, Е.Ф. Азеф. В отличие от организаций социал-демократии партия эсеров не сложилась как единая, дисциплинированная и централизованная, в ней всегда было много анархии, самодеятельности отдельных лидеров и кружков.

Эсеровская политическая программа предусматривала установление демократической республики и предоставление всем гражданам всеобщего избирательного права и демократических свобод.

В национальном вопросе эсеры заявляли себя сторонниками федеративного устройства, широкой автономии областей и общин, а также национальных регионов с признанием за ними права на самоопределение вплоть до отделения (это право предусматривалось для Польши и Финляндии).

Спектр методов борьбы, используемых эсерами, включал пропаганду, агитацию, все формы внепарламентской борьбы (стачки, демонстрации и др.). В качестве эффективного средства политической работы, способа мобилизации революционных и дезорганизации правительственных сил эсеры признавали индивидуальный террор. Террористическую деятельность осуществляла Боевая организация эсеров, руководимая сначала Г.А. Гершуни, а затем Е.Ф. Азефом (являлся также агентом охранки). Жертвами эсеровского террора стали министры внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, некоторые губернаторы. В период революции 1905—1907 гг. эсерами было совершено 200 террористических актов.

И меньшевики, и большевики обосновывали необходимость создания в России революционной рабочей партии. Однако меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских социал-демократических партий с открытым доступом туда всех желающих, идеологическим плюрализмом, легализмом, большой самостоятельностью местных комитетов, слабой дисциплиной и склонностью к компромиссам с либеральной буржуазией. Большевики требовали строгого соблюдения партийной дисциплины, настаивали на широких полномочиях Центрального комитета, пополнявшегося путем кооптации, на безоговорочном подчинении ему местных организаций.

Большевики и меньшевики выделились в самостоятельные партии.

В аграрном вопросе большевики выдвигали программу национализации земли, превращение ее в государственную собственность. Меньшевики выступали за муниципализацию земли, суть которой состояла в узаконении частной собственности на имевшиеся у крестьян наделы, передачу помещичьих земель во владение органам местного самоуправления — муниципалитетам, у которых крестьяне должны были арендовать землю.

Требования РСДРП по рабочему вопросу включали установление восьмичасового рабочего дня, минимальной заработной платы, страхования рабочих за счет государства и хозяев, охрану труда и др.

Программа РСДРП по национальному вопросу включала признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав Российского государства, признание права населения на получение образования на родном языке, использование родного языка наравне с государственным в общественных и государственных учреждениях. Задачи классовой борьбы пролетариата всегда были приоритетными для социал-демократии, а решение этих задач связывалось с интернациональным сплочением рабочих всех национальностей.

Одним из важнейших институтов политической системы общества выступают политические партии. Они являются главным инструментом выражения воли отдельных социальных групп и всего народа, связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Партии активно влияют на повседневную деятельность правительств, на политическую си­туацию в стране, определяют в значительной мере содержание и характер политической жизни общества. Они в концентрированном виде в конкрет­ных программных установках формулируют интересы социальных общно­стей, защищают их в острых политических схватках, в том числе и в ходе выборов.

Данное понятие не оставалось застывшим в исторической практике и менялось вместе с изменением социального строя и социального состава в том или ином государстве.

Как политическая реальность первые партии и их определение появились на рубеже Средневековья и Нового времени в странах Запад­ной Европы.

В определении сущности политических партий, их места и роли в политической жизни общества до сих пор нет единства во взглядах. В оте­чественной и зарубежной литературе можно выделить три наиболее харак­терных подхода:

Либеральная концепция рассматривает партию как группу людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины.

Как показывает исторический опыт, идеология играет основопола­гающую и необходимую роль в начальной стадии становления партии, и только гораздо позже на первый план выдвигается организация, которая ба­зируется на дисциплине и субординации.

Марксистская концепция исходит из того, что партия является ча­стью класса, его авангардом, который выражает и защищает классовые ин­тересы. Становление и функционирование партий в этом случае безогово­рочно связываются с делением людей на классы.

Институциональный подход исходит из того, что партия представ­ляет собой организацию, функционирующую в рамках государственной системы. Она связывает собой систему: политическое общество - граждан­ское общество - глобальное (межнациональное) общество.

Во второй половине XX в. формируются два основных подхода к по­нятию партии - институциональный (М.

Дюверте, Дж. Ла Паломбара, М. Вейнер) и функциональный (Дж. Сартори, Л. Эпштайн, К. фон Бейме, С. Эльдерсфельд). Сторонники первого подхода особое внимание обращают на внутреннюю структуру партий и ее влияние на принятие решений, мо­билизацию электората и прочность устоев демократии. Приверженцы функциональной теории делают акцент на функциях партий в политиче­ской системе и на изучение самой партийной системы.

Между различными школами существует масса споров о месте, роли и значении партий в современной демократии, но все сходятся во мнениях относительно незаменимости партий в современных условиях и их пре­имуществе перед другими видами групп давления. Эти преимущества сле­дующие:

1) широта представительства интересов в рамках партии, их предва­рительное согласование;

2) профессионализм в выработке решений и в работе над политиче­ской линией;

3) квалифицированный подбор кандидатов на государственные по­сты, ведущийся гласно и при широком участии больших групп населения;

4) деятельность партий в рамках правового поля, что не только вошло в конституционные обычаи, но часто закреплено законом;

5) способность мобилизовать широкие массы населения для решения крупных проблем, что вносит стабильность в государственную жизнь.

Следует иметь в виду, что политическая партия - это многоплановое явление, в котором вопрос организации тесно связан с проблемами идеоло­гии, доктрин, программ, влияния на общественное мнение и т. д.

Политические партии являются относительно молодыми института­ми общественной жизни, которые впервые возникли в европейской цивили­зации, а затем распространились и утвердились в других культурах.

В научной литературе общепринята предложенная немецким мысли­телем М. Вебером классификация этапов возникновения, развития и ста­новления политических партий:

1) аристократические котерии (кружки);

2) политические клубы;

3) массовые партии.

Современные политические партии имеют, таким образом, свою пре­дысторию.

Еще в Древней Греции Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. В Римской республике конца II - I вв. до н. э. в политической жизни соперничали между собой партия оптиматов, представлявшая римскую аристократию, и партия популяров, выражавшая интересы римских плебеев. Представителями популяров выступали известные античные политические деятели братья Гай и Тиберий Гракхи.

В эпоху Возрождения в Италии сложились и вели борьбу между со­бой партии гвельфов (сторонники папы Римского) и гибеллинов (сторонни­ки короля в борьбе за объединение малых государств в единую Римскую монархическую республику).

Собственно политические партии стали создаваться во второй поло­вине XVII века под воздействием процессов буржуазного развития. Это были аристократические кружки. Они создавались не только в буржуазных слоях общества, но и среди малоимущих. Так, в Англии возникли как кружки вигов (сторонники конституционной буржуазной монархии - про­тивники английского короля Якова II), тори (защитники феодального абсо­лютистского строя и короля Якова II), так и кружки выразителей интересов низших слоев общества, отстаивающих идеи демократии и имущественно­го равенства (левеллеры), и упразднителей всякой собственности (диггеры). Все эти кружки были временными образованиями представителей различ­ных социальных групп, сложившимися на основе общности их интересов.

По мере развития общества, усложнения его структуры, утверждения плюрализма и конкуренции в сфере политики возникают политические клубы.

Политические клубы отличались от аристократических кружков не только социальной направленностью (земельная аристократия и буржуа­зия), но и устойчивостью идеологических связей, развитой организацией, а также более широкими масштабами общественной деятельности.

Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парла­менте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Они не были организационно оформлены, не признавали принципа членства.

В США в это же время возникли клубы консерваторов-федералистов и революционеров-демократов. Федералисты представляли интересы круп­ных собственников, а их оппоненты - устремления фермеров, мелких пред­принимателей, торговцев и т. д. Сторонники Джефферсона, объединявшие представителей революционно-демократического направления, в результа­те первых президентских выборов в 1800 г. пришли к власти.

Массовые политические партии стали формироваться в Европе во второй половине XIX столетия, когда миллионы людей получили право го­лоса.

От политических клубов они отличались прежде всего тем, что были ориентированы на поиск путей массового воздействия как в парламентской, так и во внепарламентской сферах. Эти партии были нацелены на обеспе­чение роста своих рядов, оперировали большим арсеналом средств полити­ческого воздействия - агитация, пропаганда, политическое просвещение и воспитание, культурная деятельность и т. д.

В большинстве стран Европы и Нового Света политические партии сформировались к концу XIX в. сразу как массовые и общенациональные.

Обобщая современный и исторический опыт, можно говорить о трех основных путях образования партий:

Эти пути обусловлены разнообразием конкретных условий в той или иной стране, спецификой местных традиций, обычаев, нравов и т. д.

В политической системе общества наряду с партиями действуют и общественно-политические объединения и движения (табл. 1). В их работу включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и их про­граммными целями, а также лица со спонтанными, не явно выраженными социально-политическими интересами. Социальная база общественных объ­единений и движений аморфная, пестрая и более широкая, чем у партий. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, религиозных и других групп.

Движения не нуждаются в разветвленной сети местных отделений, в постоянной работе функционеров всех уровней.

Как правило, политические объединения и движения придерживают­ся какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают свое существование, транс­формируются в другие движения или партии.

Общественные объединения и движения пытаются влиять на власть для достижения своих целей.

Кроме того, различаются и сами общественные объединения (ор­ганизации) и общественно-политические движения.

Общественная организация - устойчивое добровольное объеди­нение людей на основе общности социальных, экономических, полити­ческих или духовных интересов с целью их удовлетворения и защиты. Многообразие интересов людей породило огромное количество самых разнообразных организаций: социально-классовых (партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, дворянские собрания и т.д.); профессиональ­ных (союзы творческой интеллигенции, научные общества); духовных (клубы, культурно-просветительные общества, религиозные общины и церковные объединения и т.д.). Их статус определяется законами госу­дарства и собственными установлениями.

Одно движение отличается от другого по какому-либо одному, но наиболее существенному признаку: классовому - рабочее, крестьянское, фермерское, предпринимательское; идеологическому - либеральное, коммунистическое, социалистическое, социал-демократическое, рели­гиозное; половозрастному - женское, молодежное, детское, движение ветеранов; национальному - интернациональное, национально- патриотическое, национально-сепаратистское, этноцентристское и др.

Различия социальной базы общественно-политических движений отражается и на их типологии: революционные, реформистские, консер­вативные.

Революционные движения выступают за скорейшие изменения в политической системе общества, за качественное преобразование всех ее сторон.

Реформистские движения выступают за преобразования в обще­стве с помощью небольших реформ, эволюционным путем.

Консервативные движения ратуют за сохранение существующего строя, допуская лишь небольшие и абсолютно необходимые изменения.

Таким образом, появление политических партий, основные при­знаки которых проявляют себя и в современном политическом процес­се, следует отнести ко второй половине Х1Х столетия. Именно в этот период сложились предпосылки для становления партий как полно­правного субъекта политики, имеющего легальную возможность участ­вовать в формировании государственной власти.

Во-первых, структурировалась социально-классовая система ин­дустриального общества. Социальные группы и классы осознавали свои корпоративные интересы и нуждались в эффективных инструментах их реализации.

В-третьих, интересы социальных групп и классов стали выра­жаться в идеологических доктринах (либерализм, консерватизм, комму­низм, национализм), служащих идейным стержнем для объединения единомышленников в партийную организацию.

В-четвертых, постепенное распространение избирательного права на все более широкие социальные группы (женщины, молодежь, мало­имущие) создавало механизмы включения партийных кадров в органы власти и требовало расширения сети партийных организаций в целях установления регулярных связей со своими потенциальными сторонни­ками в обществе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите предложенную М. Вебером классификацию этапов возникновения, развития и становления политических партий

2. Определите сходство и различие между политической партией, общественной организацией и общественно-политическим движением.

3. Сопоставьте институциональный, марксистский и либеральный подходы к вопросу возникновения политических партий.

4. Определите предпосылки становления политических партий в качестве субъектов политического процесса.

5. Опишите этапы развития политических партий в демократиче­ском государстве.

Политическая партия (от лат. pars (partis) – часть, участие, доля) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Отличительные признаки политической партии

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

4. Наличие организации:

– в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
– любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;
– любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.




Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

Партийная системасовокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.




Политические (социально-политические, общественно-политические) движениядобровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

В современном мире существуют следующие демократические движения:

– за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

– за землю и социальные права крестьян;

– за новый экономический порядок (антиглобализм);

– против расовой и национальной дискриминации;

– женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений

1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).

2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

– в большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

– более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.

4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.



Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX–XX веков.




Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой – в силу необратимости исторического времени.

Образец задания

C5. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, используя в них названия любых политических партий современной России.

Ответ: Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти. Политическая партия имеет организованную структуру, детально разработанную политическую программу и является одним из компонентов политической системы общества.

Читайте также: