Делегативная демократия кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Новый вид современной демократии описал Г. О'Доннелл 1 . Он назвал ее делегативной демократией(в другой интерпретации — полномочная демократия), которую можно охарактеризовать так же, как демократию переходного периода. По мнению исследователя, становление новых типов демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических факторов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическими правительствами.

Если в достаточно короткие сроки демократическому правительству не удастся получить положительных сдвигов в экономике и социальной сфере, то поддержка демократических преобразований со стороны общества будет ослабевать, что в конечном итоге может привести к возврату авторитаризма.

Наличие демократических институтов не является гарантией демократии, так как принципиальным моментом является качество их функционирования. Если эти институты в действительности не являются Центрами принятия решений, гарантами открытости политического процесса, то перехода к представительной демократии не произойдет.

В отличие от институционализированной неинституционализированная демократия характеризуется слабостью имеющихся институтов, место которых занимают клановость и коррупция.

Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на президентских выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных

Делегативная демократия

Новый вид современной демократии описал Г. О'Доннелл 1 . Он назвал ее делегативной демократией(в другой интерпретации — полномочная демократия), которую можно охарактеризовать так же, как демократию переходного периода. По мнению исследователя, становление новых типов демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических факторов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическими правительствами.

Если в достаточно короткие сроки демократическому правительству не удастся получить положительных сдвигов в экономике и социальной сфере, то поддержка демократических преобразований со стороны общества будет ослабевать, что в конечном итоге может привести к возврату авторитаризма.

Наличие демократических институтов не является гарантией демократии, так как принципиальным моментом является качество их функционирования. Если эти институты в действительности не являются Центрами принятия решений, гарантами открытости политического процесса, то перехода к представительной демократии не произойдет.




В отличие от институционализированной неинституционализированная демократия характеризуется слабостью имеющихся институтов, место которых занимают клановость и коррупция.

Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на президентских выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных

Делегати́вная демокра́тия — полиархия, в которой исполнительная власть на практике не ограничена другими институтами, и в частности, не подотчётна другим ветвям власти. Концепцию делегативной демократии ввёл в 1994 году аргентинский политолог Гильермо О’Доннелл для описания одной из разновидностей имитационной демократии [1] [2] . Для делегативной демократии характерно сильное централизованное государство во главе с харизматичным президентом, избранным в результате честных свободных выборов и удерживающим прочный контроль над инструментами правления. Другие ветви власти не обязательно являются слабыми сами по себе, однако президент обходит или подавляет их.

О’Доннелл считал слабость правовых и институционных ограничений на произвол власти в делегативной демократии недостатком. В то же время, другие авторы [3] обращают внимание, что эти режимы способны улучшить эффективность управления. Они также могут формировать условия для дальнейшего перехода к либеральной демократии путём повышения подотчётности и представительности различных государственных органов.

Новый вид современной демократии описал Г. О'Доннелл. Он назвал ее делегативной демократией(в другой интерпретации — полномочная демократия), которую можно охарактеризовать так же, как демократию переходного периода. По мнению исследователя, становление новых типов демократии не связано с характеристиками предшествующего авторитарного правления, а зависит от исторических факторов и степени сложности социально-экономических проблем, наследуемых демократическими правительствами.

Если в достаточно короткие сроки демократическому правительству не удастся получить положительных сдвигов в экономике и социальной сфере, то поддержка демократических преобразований со стороны общества будет ослабевать, что в конечном итоге может привести к возврату авторитаризма.

Наличие демократических институтов не является гарантией демократии, так как принципиальным моментом является качество их функционирования. Если эти институты в действительности не являются Центрами принятия решений, гарантами открытости политического процесса, то перехода к представительной демократии не произойдет.

В отличие от институционализированной неинституционализированная демократия характеризуется слабостью имеющихся институтов, место которых занимают клановость и коррупция.

Делегативная демократия основывается на предпосылке, что победа на президентских выборах дает право победителю управлять страной по своему усмотрению в рамках существующих конституционных ограничений и установившихся властных отношений. Народ вверяет свою судьбу политическому лидеру и ожидает от него отеческой заботы о всей нации. В таких условиях невозможен политический плюрализм, так как он не поддерживается обществом, которое не видит в разнородных политических фракциях силы, способной удовлетворить интересы народа.

Если представительная демократия представляется в идеале системой, основанной на равенстве независимых кандидатов, способных представлять самих себя, то делегативная демократия может рассматриваться как система, основанная на неравенстве зависимых индивидов, не способных представлять самих себя.

В странах делегативной демократии существует вертикальная подотчетность — перед избирателями, что и заставляет легитимного лидера обращаться непосредственно к народу. Причем исполнительная власть предпочитает не распространять такую же подотчетность по горизонтали — перед другими политическими институтами: парламентом, судами, — считая их лишним препятствием на своем пути, блокирующим развитие этих институтов. Исключение парламента из процесса принятия политических решений влечет за собой грозные последствия, так-как в представительном органе власти притупляется ответственность за политику.

Находясь в системе властных отношений, участники политического процесса просчитывают варианты взаимной ответственности за неправомерные действия, принимая во внимание возможности наказания в сложившейся системе. Но если авторитарное государство использует насилие для урегулирования спорных вопросов, то демократизация приводит не к подавлению, а к институционализации конфликта.

Издержки делегативной демократии заключаются в преобладании исполнительной власти над законодательной. Это приводит к низкой проработанности реализуемых социально-экономических программ, к отсутствию поддержки правительства со стороны парламента, не чувствующего ответственности за проводимую политику, и в конечном итоге — к падению престижа политических партий и политиков.

Основные понятия

Делегативная демократия, динамичное плюралистичное общество, интегралистские концепции демократии, информационно-коммуникативные технологии, консоциальная (сообщественная) демократия, партиципаторная демократия, плюралистическая демократия, полиархия, представительная демократия, прямая демократия, республика, социалистическая демократия, электронное правительство, элитарная демократия.

Вопросы для контроля

1. В чем заключается разница между плюралистическими и интегралистскими концепциями демократии?

2. Какие модели демократии основаны на идеологических концепциях?

3. В чем заключается необходимость политической активности большинства граждан в партиципаторной модели демократии?

4. В чем заключается функция граждан в элитарной модели демократии?

5. Как называется модель демократии, при которой различные социальные блага рассредоточиваются между социальными группами?

6. Для каких современных обществ предложена А. Лейпхартом идея консоциальной (сообщественной) демократии?

7. Назовите главную характеристику модели плюралистической демократии.

8. Как Р. Даль называл современные общества, обладающие качествами, характерными для полиархии?

9. Каким образом информационно-коммуникативные технологии могут способствовать развитию современной демократии?

10. В чем заключаются издержки делегативной демократии?

Литература

Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., 1994.

Грачев М. Н., Мадатов А. С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М., 2004.

Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.

Даль Р. О демократии. М., 2000.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М., 1997.

Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004.

Салмин А. М. Современная демократия: очерки становления. М., 1997.

Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Вельского. М., 2005.

Эйзенштадт Ш. Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость (I) // Полис. 2002. № 2.

Делегативная демократия – это эффективная модель голосования для коллективного принятия решений в больших сообществах. Она совмещает преимущества прямой и представительной демократии, представляя собой по-настоящему демократическую систему голосования, позволяющую людям голосовать по определенному вопросу напрямую или передавать свой голос доверенному лицу.

Благодаря передаче голоса доверенному лицу, люди, обладающие знаниями по определенному вопросу, могут принимать лучшие решения, что, в свою очередь, приведет к лучшему управлению государством. По этой причине делегативная демократия естественно трансформируется в меритократию, при которой решения принимаются теми, кто обладает достаточными знаниями и опытом для принятия взвешенных решений по определенным вопросам.

Делегативная демократия обладает огромным потенциалом для того, чтобы стать принципом принятия решений не только в виртуальных сообществах, но и на уровне местного управления, а также управления целым государством. Цель этого поста – дать читателям общее представление о делегативной демократии и преимуществах, которые получают ее участники.

Что не так с современной демократией?

Несмотря на существование различных форм демократии, в настоящее время используются лишь две: прямая демократия и представительская (а также сочетания этих двух форм). Давайте их опишем.

Прямая демократия: избиратели напрямую вовлечены в принятие государственных решений. Избиратели выражают свое мнение, постоянно голосуя по определенным вопросам. Прямая демократия гарантирует гражданам полный контроль, отчетность и равенство. К сожалению, прямая демократия не масштабируется, главным образом, по причине рационального невежества и ограничений избирательных прав, а также из-за постоянно растущего списка проблем, требующих голосования, в увеличивающемся сообществе. Избирателям практически невозможно быть информированными по всем вопросам, потому что у них нет либо времени, либо желания, либо компетентности. Это, в свою очередь, приводит к низкой явке избирателей и низкому общему уровню удовлетворенности избирателей в сообществе. Прямая демократия в чистом виде просто не осуществима в больших сообществах.

Представительная демократия: Самая распространенная форма демократии заключается в передаче права голоса представителям, которые принимают решение от имени других. Представители обычно (будем надеяться, что это так) являются экспертами в соответствующей области и представляют интересы сообщества в правительственных органах (например, в парламенте). Представительная демократия хорошо масштабируется, но она не справляется с выражением интересов граждан. Что касается функционирования представительской демократии, возникает много вопросов. Давайте рассмотрим главные три:

Помимо этих очевидных недостатков прямой и представительной форм демократии, есть еще одна проблема: выборы и процесс голосования, используемые в настоящее время, полностью устарели и отстают от доступных технологий. Вместо того, чтобы отдавать голоса безопасно и удобно по интернету, избиратели должны ехать на большие расстояния в кабинку для голосования, только чтобы заполнить бумажный бюллетень [1]. Это создает избирателям неудобства, что может привести к тому, что избиратели просто не станут прилагать усилия, чтобы отдать свой голос.

Иронично, что именно это демократия и пытается предотвратить. Мнение каждого важно, и оно должно быть учтено во время коллективного принятия решения. Тем не менее, существующие при голосовании барьеры не позволяют этому произойти.

Что такое делегативная демократия?

Делегативная демократия – эта новая форма коллективного принятия решений, предоставляющая избирателям полный контроль над принятием решений. Избиратели могут голосовать по определенным вопросам напрямую или передавать свой голос делегатам (т. е. представителям), которые будут голосовать от их имени. Делегирование может происходить в определенной сфере, что означает, что избиратели смогут передавать свои голоса различным экспертам в различных сферах.

Это противопоставляется прямой демократии, где от участников требуется самим голосовать по всем вопросам, а также от представительной демократии, где избиратели выбирают представителя лишь единожды, на определенный период, и больше не участвуют в процессе принятии выбора.

На схеме ниже показано сравнение трех систем голосования.

0 Qev_LxQYu9KsNAQt

В модели прямой демократии все избиратели голосуют по всем вопросам напрямую. В модели представительной демократии избиратели выбирают представителей, которые затем голосуют от их имени. Самый большой интерес представляет модель делегативной демократии. Избиратели могут как голосовать по различным вопросам сами напрямую (как два независимых избирателя справа и слева), так и передавать свой голос представителям, которые обладают специальными знаниями или просто уделяют больше времени изучению какого-либо вопроса.

Делегирование – это знак доверия. Избиратель доверяет представителю право выражать свое мнение по определенному вопросу. Если это доверие не оправдалось (например, из-за возрастающих идеологических разногласий или подкупа делегата), избиратель может просто отозвать делегирование и проголосовать самостоятельно или передать право голоса другому представителю. Как мы увидим дальше, именно это понятие условного доверия является важным для возникновения чувства ответственности и отчетности делегатов.

Важным свойством делегативной демократии является переходность. Делегирование может быть только однократным, но оно полностью переходящее. Это значит, что делегаты могут передавать другим делегатам право голосовать за себя и за всю цепочку предыдущих избирателей (которые уже передали свои голоса). Эта переходность гарантирует то, что делегаты могут передавать набранные голоса по определенным вопросам, в которых они хуже ориентируются.

В этой диаграмме не хватает только обозначения делегирования в зависимости от определенной области. Избиратель может передать свой голос не одному делегату, а нескольким разным делегатам, которые будут голосовать за избирателя в зависимости от рассматриваемого вопроса. Благодаря такой системе, повышается вероятность того, что эксперты повлияют на положительное решение вопроса и в целом будут достигнуты лучшие результаты.

В каждом сообщество принцип категоризации вопросов для голосования решается по-своему. Пример простой категоризации для принятия решений в правительстве: фискальная политика, монетарная политика, климат и окружающая среда.

Приведем еще один пример. Возьмем политическую партию, которая использует модель делегативной демократии для принятия решений внутри партии. Тогда целесообразнее выделить следующие категории: финансы, маркетинг и агитация, политическая программа и административные решения. Все вопросы, по которым необходимо принимать решения, относятся к одной из этих 4 категорий. Члены партии могут или голосовать по этим вопросам напрямую, или передать свое право голоса людям, обладающим большими специальными знаниями, чем среднестатистический образованный человек.

0 cOXiqddcSFVUB1jg

Давайте рассмотрим схему более подробно, чтобы во всем разобраться. Давайте рассмотрим эту схему на примере правительства, пример политической партии будет аналогичным. Всего есть 6 избирателей, 3 из которых взяли на себя ответственность быть делегатами. Как было указано выше, существует 3 типа вопросов (3 экспертные области): фискальная политика, монетарная политика, климат и окружающая среда.

Как вы видите, почти все из 6 избирателей передавали свой голос по тому или иному вопросу, за исключением верхних делегатов, которые проголосовали по всем вопросам напрямую (должно быть, они настоящие эксперты). Избиратель В передал свои голоса по всем вопросам. Этот избиратель слишком занят, не заинтересован или недостаточно осведомлен по данным вопросам.

В целом, делегативная демократия лишь немного сложнее прямой или представительной. Тем не менее, преимущества делегативной демократии перевешивают сложность первоначального изучения. Давайте рассмотрим подробно преимущества.

Делегативная демократия: Зачем?

Теперь, когда мы лучше понимаем проблемы современной демократии, а также имеем представление о том, как работает делегативная демократия, мы можем попытаться ответить на важнейший вопрос: Зачем? Что еще более важно, мы должны привести убедительные аргументы, почему делегативная демократия лучше существующего положения. Надеюсь, это удастся после рассмотрения всех лучших свойств делегативной демократии и ее преимуществ над прямой и представительной формами демократии.

Делегативная демократия по-настоящему демократична. У избирателей есть право или голосовать напрямую, или передать свой голос кому-нибудь еще. Это кардинальным образом отличается от моделей демократии, используемых в настоящее время, где избиратели могут лишь постоянно голосовать за себя или раз в несколько лет выбирать представителя. В этих двух моделях избиратели либо перегружены той деятельностью, в которой должны принимать участие, либо же их просто недооценивают, и они не принимают достаточного участия в решении государственных вопросов. Делегативная демократия дает избирателям право самим определять свой уровень вовлеченности, причем избиратели могут в любой момент поменять свое решение. Это значит, что принятие решений в стране по-настоящему находится в руках всего населения.

У делегативной демократии низкий входной барьер. Минимальное требование, чтобы стать делегатом, – доверие другого человека. Практически любой человек, желающий взять на себя ответственность, может стать делегатом. Политическим партиям больше не нужно завоевывать голоса избирателей. Для победы важны не ошеломительные маркетинговые компании, где избирателей целенаправленно обманывают, а способности человека, его знания о предмете голосования. Максимальное снижение входных барьеры для участия в процессе принятия решений, включающее сбор идей, комментарии и дебаты, приведет более активному участию населения, разнообразию идей и взглядов. Благодаря этому, принятые решения с большей вероятностью будут удовлетворять большую часть населения и приведут к лучшему управлению страной в целом.

Делегативная демократия порождает ответственность. Делегирование – это знак доверия. Если доверие не оправдано, избиратель может сразу же найти себе другого делегата и передать ему право голоса. Это временное доверие гарантирует чувство ответственности и отчетность перед избирателями, потому что иначе делегаты могут просто потерять голоса в любой момент. Благодаря этому, более вероятно, что делегаты будут действовать честно и будут голосовать на пользу общества, а не из своих эгоистичных соображений.

Делегативная демократия означает прямое представление меньшинств. Благодаря низким входным барьерам, меньшинствам легче получить представительство в правительстве. Это означает, что больше нет необходимости принимать дополнительные законы, вводящие квоты на представителей определенной национальности или расы. Делегативная демократия является прямым представлением структуры общества и позволяет меньшинствам и этническим группам любого размера иметь голос в принятии решений по управлению страной.

Делегативная демократия ведет к принятию лучших решений. Представляя собой сеть экспертов, которые принимают обдуманные решения с пониманием предметной специфики, делегативная демократия приводит к принятию лучших решений в целом. Делегативная демократия в итоге трансформируется в меритократию, при которой самые квалифицированные, образованные и опытные избиратели принимают решения в своей области знаний.

Делегативная демократия масштабируема. В современном мире люди слишком заняты, чтобы постоянно следить за последними событиями, связанными с управлением государством. Количество вопросов, которые необходимо решать, постоянно растет, а время каждого – это драгоценный ресурс, который многие избиратели просто не желают тратить на принятие решений для правительства. К тому же, в нашем обществе очень развита специализация, а значит, лишь немногие разбираются в различных сферах знаний. Таким образом, благодаря делегированию, принятие решений возлагается на хорошо осведомленных экспертов, желающих посвятить свое время и знания, чтобы усовершенствовать государственное управление.

Положение делегативной демократии в настоящее время

Главная причина, почему делегативная демократия не применялась вплоть до последнего десятилетия, – это барьеры реализации. Делегативные демократии, так же как и прямые демократии, требуют соответствующей технической инфраструктуры, которая позволяла бы участникам голосовать или передавать голоса представителям. В последние десятилетия это стало возможно благодаря интернету и достижениям криптографии.

Помимо технических барьеров, существуют еще более важные образовательные барьеры. Как показал этот опрос, лишь небольшое количество людей слышало о делегативной демократии. Таким образом, для того чтобы внедрять принципы делегативной демократии в больших сообществах, необходимо направлять много усилий на информирование граждан о преимуществах, которые предлагает новая форма демократии. Реально действующим способом является создание интересного случая, на примере которого можно показать людям в сообществе и за его пределами, что такое делегативная демократия и какие у нее преимущества.

Пиратские партии вносят значительный вклад по всей Европе, используя такие программы как LiquidFeedback для принятия определенных решений и даже проведения выборов. Помимо этого, Google недавно опубликовал результаты внутреннего эксперимента внедрения делегативной демократии. Вскоре мы увидим еще больше разработок в этой сфере, и делегативная демократия будет развиваться, благодаря новым инициативам. Ведется работа по внедрению модели делегативной демократии в Ethereum, а также поиск новых способов применения делегативной демократии на практике.

Заключение

Делегативная демократия – это демократическая модель, отвечающая запросам современного общества. У нас уже есть необходимые технологии, необходимо лишь приложить больше усилий для конкретной реализации и более подробного изучения этого вопроса. Что более важно, нам нужно определить, какие именно модели применимы для фактического управления страной (директивные или административные).

Будем надеяться, что в ближайшие годы ответ на эти вопросы будет найден. Кто знает, возможно, через десять или двадцать лет небольшой город или пусть даже деревня начнут применять модель делегативной демократии? Эту возможность не следует исключать.

Читайте также: