Памятник в ознаменование 300 летия российского флота кратко

Обновлено: 02.07.2024

Замоскворечье меняется, как и вся Москва. Например, на стрелке Москвы-реки в 1997 году появился памятник 300-летию Российского флота работы Зураба Церетели.

Памятник 300-летию Российского флота, фото 2016 года

Высота монумента — 98 метров. Он стал самым высоким в России и одним из самых высоких в мире.

В техническом плане памятник Петру уникален. На несущий каркас из нержавеющей стали навешены бронзовые детали облицовки. Пьедестал, корабль и фигуру Петра собирали отдельно. Ванты корабля отлили из нержавеющей стали и сплели из нескольких тросов, чтобы уменьшить их подвижность. Железобетонный фундамент памятника образует искусственный остров. Его обрамляют фонтаны. Это создает эффект рассекающего воду корабля.

Церетели рекомендовали внести в проект некоторые изменения: изобразить Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века, разместить внутри монумента бюсты флотоводцев и убрать орла с бушприта. Но скульптор не стал ничего менять.

Памятник 300-летию Российского флота

Работа Церетели вызвала много критики. Появилась даже легенда, что изначально это был памятник Колумбу для Доминиканской республики. Но его не приняли.

Марат Гельман несколько раз предлагал снести памятник Петру работы Церетели. Тогда московская администрация объявила о возможном переносе скульптуры в другое место. В ответ о намерении принять памятник основателю российского флота заявили Азов, Приднестровье, Петрозаводск, Воронеж, Иваново, Орел, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск. Подобные письма поступили из Англии и Франции. Власти подтвердили, что Петр переезжать не будет.

Говорят, что. . так как изначально это был памятник Колумбу, по ночам тень монумента мчится в дорогую сердцу Колумбию, но голова Петра каждое утро заставляет ее вернуться .

Памятник Петру I

Памятник Петру I - "В ознаменование 300-летия российского флота" - невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 - 1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника - 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и Покорителям космоса (107 метров).

Автор скульптуры: скульптор Зураб Церетели.

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года - в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы "Реввоенсовет" заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

"Вас здесь не стояло": критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан - слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника - дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги - символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: "Пётр Христофорович", "Кинг-Конг", "Колумб с головой Петра", "Гулливер" и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики "Красный Октябрь". Добраться до него можно пешком от станций метро "Парк Культуры" Сокольнической и Кольцевой линий, "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской и "Октябрьская" Калужско-Рижской.

Памятник Петру I в Москве

tpanova" >

Окруженный множеством споров по поводу облика, эстетики, размеров, месторасположения и затрат на изготовление и установку, монумент заработал себе неоднозначную славу. После установки памятник Петру Великому в Москве упоминался в различных литературных, музыкальных и кинопроизведениях.

Панорамный вид на памятник Петру I в Москве:

Автор памятника Петру в Москве

Знаменитый российский скульптор и художник Зураб Церетели стал автором памятника Петру I в Москве. В некоторых СМИ утверждают, что история создания памятника Петру I в Москве основана на фальши, так как скульптура выполнена из образца памятника Колумбу, автором которого является Зураб Церетели.

Скульптор впоследствии столкнулся с еще большей критикой своей работы — памятника Петру Великому в Москве. Высказывалось, в первую очередь, недовольство неправильными пропорциями: фигура российского царя выглядит слишком большой на маленьком корабле. Жители города говорили также о неудачно выбранном месте и в целом, слишком огромных размерах монумента. Эксперты указывали на ряд фактических ошибок в форме царя и корабельном оснащении. Церетели и памятник Петру в Москве стали объектами разнообразных жалоб и обвинений.

Памятник Петру I в Москве

История создания

Памятник Петру I в Москве был возведен к знаменательной дате — 300-летнему юбилею нашего флота, состоявшемуся в 1996 году. Проектировка и строительство заняли около года. В научно-исследовательском институте механики Московского госуниверситета макет будущей скульптуры, подготовленный сотрудниками института, продули в аэродинамической трубе. Это помогло проверить устойчивость конструкции, как она будет реагировать на ветер и т. д. По результатам проверки были внесены необходимые корректировки.

Открытие памятника Петру Первому в Москве состоялось в сентябре 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея города. Монтажом памятника занималась команда из 120 человек. История памятника Петру на Москве-реке широко известна из-за множества негативных отзывов. Когда установили памятник Петру I в Москве, были организованы масштабные акции, устроенные СМИ и недовольными москвичами, был даже проведен сбор подписей против установки памятника. Одна подпольная радикальная организация планировала взорвать памятник Церетели Петру в Москве.

Вид на памятник из парка искусств

Характеристики

Памятник Петру I в Москве выполнен из разных материалов: нержавеющая сталь, облицованная бронзой высочайшего качества, медь для парусов, а также позолота для свитка в руке императора и Андреевских крестов на флагах. Вокруг постамента установлены фонтаны.

Высота памятника Петру в Москве — 98 метров, при этом 18 метров из них составляет фигура императора. По многим параметрам монумент является уникальным. На вопрос, сколько весит памятник Петру I в Москве, сложно дать точный ответ, общий вес составит более 2000 тонн.

Памятник Петру I в Москве

Как добраться до памятника Петру I в Москве

Дальше можно пройти пешком по набережной к Крымскому мосту, с которого открывается хороший панорамный вид на памятник Петру на Москве-реке. До моста можно также доехать на автобусах:

Вид на монумент с обратной стороны открывается с Патриаршего моста. Добраться до памятника Петру Первому в Москве можно на такси с помощью сервисов Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

98 метров над Москвой: памятник Петру I изнутри

Под строгим контролем

Памятник Петру I открыли в 1997 году, в год празднования 850-летия столицы. Многие посчитали монумент спорным, но за пару десятилетий он вжился в городской пейзаж и стал одним из знаковых пунктов на туристической карте Москвы. Сам император и корабль выполнены из нержавеющей стали и местами облицованы бронзой, а кресты Андреевских флагов и свиток в руках покрыты сусальным золотом.

Монумент состоит из нескольких частей: пьедестала, корабля и фигуры Петра Первого. В основании памятника установлено восемь стоек, они уходят в фундамент на глубину пять метров. Петр получился действительно монументальным: общий вес конструкций — две тысячи тонн. Для строительства и установки памятника разбирали часть Крымской набережной и делали временную насыпь, по которой проезжала техника.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Берегите голову

Наверх к Петру I ведут металлические лестничные марши, но только до высоты 24 метра. Кстати, уровень высоты указан на последних ступенях пролетов, чтобы рабочим было проще ориентироваться. Далее до самой палубы, которая находится на высоте 33,6 метра, можно пролезть только по вертикальным лестницам.






Сверху видно все








Впечатляют и размеры самого Петра I. Его высота — 18 метров, вес — 110 тонн. Человек едва достает до голени исполина. К такому размаху монумента специалисты Гормоста относятся спокойно. По их словам, это приходит с опытом.

Выше палубы без специальной альпинистской подготовки забираться нельзя. И только промышленные альпинисты покоряют вершину монумента и смазывают подшипники флагштоков, чтобы металлические флаги могли свободно поворачиваться под действием ветра. Такое обслуживание нужно делать ежегодно. Также их помощь требуется, когда нужно почистить и подкрасить монумент в опасных высотных местах.

Специалисты Гормоста с гордостью подчеркивают, что с таким уходом памятник гарантированно простоит 100 и более лет, отведенные ему сроком службы.

Читайте также: