История политической мысли кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ярким представитель первых систематизированных описаний политической жизни выступает древнекитайский мыслитель Конфуций (551479 гг. до н.э.).

Социальной основой должно быть распределяется равномерно, то не будет бедности, не будет опасности свержения.

Выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что Конфуций детально разработал патерналистскую концепцию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке – почти два тысячелетия.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Что же касается остальных граждан, то они делятся на старших – аристократию и чиновничество – и младших – простой люд. Из приведенного выше материала видно, что младшие должны безропотно подчиняться старшим.

Следовательно, патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя воли императора, царя.

Индивид выступает здесь не субъектом политики, не гражданином, который обладает определенными неотчужденными правами, а лишь поданным.

В современном мире идеи Конфуция на соотношение индивида и власти, в основном, преодолены. Однако некоторые из отмеченных выше идей сегодня достаточно широко распределены в развивающихся странах с преобладанием крестьянского населения, в авторитарных и диктаторских государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации.

В истории развития политической мысли ему принадлежит одна из первых попыток осуществить типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим. Платон выделяет два типа государств: совершенные или идеальные, и несовершенные. Совершенный, или идеальный тип государств, считает Платон, существовал в глубокой древности, где управляли сами Боги, а все существовавшие в его время государства он относит к типу несовершенных, где главным двигателем поведения людей являются материальные заботы.

Многообразие форм государственного устройства дало возможность Платону разработать классификацию типов политических правлений.

1) Тимократия (власть, основанная честолюбцев) – правление, сходство со спартанским. У власти находятся люди, отличившиеся в военных сражениях, жаждущие почестей и высокого по ложения. Сильнейшие и храбрейшие граждане подчиняют себе осталь­ ных;

2) олигархия - власть немногих, но далеко не лучших граждан госу-
дарства. Это власть тех, кто обладает богатством, преследует корыстные
цели. Выборы г 1;ш олигархическом правление проходят на основе имуще­ственного ценза, что на позволяет бедным получить допуск к управлению;

3> демократия - власть большинства, но не всех, В "Государстве" Платон с презрением говорит о гражданах такого государства; они густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, дово­енных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру в том и в другом. " 1

4) тирания - форма государства, при которой устанавливается власть одного над всеми. Это, по мнению Платона, наихудшая форма правления, которая неизбежно ведет к уничтожению лучших, достойных граждан.

Следует подчеркнуть, что симпатии Платона на стороне государств, близких по форме к олигархии. Однако платоновская олигархия - это правление не богатых, а способных хорошо управлять. Способности же хорошо управлять обусловлены природными задатками и долголетней предварительной подготовкой.

Таким образом, в политическом учении Платона, во-первых, получи ла системное развитие идея о необходимости подчинения морали, интере­ сов личности, интересам и благу государства;

во-вторых, Платон полагал, что государство возникает вследствие ес­ тественного разделения труда, многообразия человеческой деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей;

в-третьих, реальное многообразие форм государственного устройства Древней Греции дало возможность Платону разработать классификацию типов политических правлений в зависимости от степени отклонения от предлагаемого им "образца совершенного государства". О них мы говори­ ли выше;

в-четвертых, в проекте своего совершенного государства Платон ис­ ходит из того, что люди не равны от природы и.выполняют в обществе ' различные функции. Он называет три обособленные друг от друга группы граждан, или сословия, которые осуществляют необходимые для государ­ ства формы деятельности:

1) низшее сословие земледельцев и ремесленников, владея орудиями
труда, производят материальные блага;

2) воины - стражи не обладают никакой собственностью, лишены
права иметь семью, и проживают совместно. Не получая никакого возна­граждения за свою службу, они обеспечиваются продовольствием земле­ дельцами, которых обязаны охранять;

3) правители — философы руководят обществом, заботятся о его един­ стве. Их отбирают из наиболее одаренных воинов. Они проходят много­ступенчатый путь государственно-организованного обучения и воспита­ ния.

в-пятых, Платон предполагает полное единомыслие граждан. Он счи­ тает, что только философы - правители обладают любовью к истине и возможностью ее познания, постижения истинно вечного, идеального бы­ тия. Это очень важный момент его философской системы, объясняющий то предпочтение, которое Платон отдает философам при решении вопроса о том, кто может управлять государством.

И, наконец, в более позднем сочинении "Законы", Платон во многом пересматривает свои первоначальные представления и предлагает сме­ шанную форму правления, сочетающую в себе противоположные начала: аристократию (или олигархию) и демократию. По его мнению, в этом слу­ чае можно избежать деспотизма, присущего, например, персидской мо­ нархии, а также не допустить того, чтобы свобода перешла в необуздан­ ное своеволие.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был слушателем "Академии" Плато­ на. Он является признанным энциклопедистом политической науки ан­тичности.

В "Политике" Аристотель исходит из того, что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, — либо недо­развитое нравственном смысле существо, либо сверхчеловек" 1 . Для Аристотеля человек - это прежде всего гражданин. Он неоднократно под­черкивает, что "человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех.

Аристотель зафиксиро­ вал принцип разделения власти и указал, что от состояния этих частей за-, висит состояние государственного строя. У мыслителя четко просматри­вается идея, представляющая собой основу концепции правового государ­ ства, которая окончательно оформится уже в Новое время. В "Политике" он подчеркивает, что "Там, где отсутствует власть закона, нет государст­ венного устройства. Закон должен властвовать над всем" 1 .

Основанием для выделения правильных форм государственного уст­ройства Аристотель считает способность правящих служить делу общест­ венной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство, — это правильные формы. Там же, где в управлении преобладают личные инте­ресы, возникают неправильные формы государственного правления. Так, тиранию Аристотель характеризует как наихудшую из форм государст­венного строя, как безответственную власть монарха. Тиран лишает граж­дан политической энергии.

Как и Платон, Аристотель негативно отзывается о демократии. Демо­ кратия - это своекорыстная форма господства большинства. Всем формам государственного устройства Аристотель предпочитает политию. Так он обозначил устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы.

В целом же Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства.

Полибий (около 200-120 гг. до н.э.) – древнегреческий историк. После поражения греков в войне с Римом вместе с другими представителями ахейской знати оказался в Италии.

Как последователь Аристотеля, Полибий называл шесть форм госу­дарственной власти, три "правильных" и три "извращенных". Важно под­черкнуть, что изменения форм государства у Полибия происходили не са­ ми по себе, а в русле изменений, затрагивающих все общество. По мне­ нию Полибия, если царь в своем правлении допускает беззаконие, произ­ вол, на смену монархии приходит аристократическая форма власти. В свою очередь, аристократия вырождается в олигархию, и тогда граждане в интересах свободы и равенства, "изменяя олигархию в демократию", воз­лагают заботы. о государстве на себя". Переход "правильной" формы правления в "неправильную", по мнению Полибия, определенно наносит вред обществу, его членам. Полибий считает, что этого можно избежать благодаря соединению правильных форм государства. В Риме стабиль­ ность государства обеспечивается, согласно Полибию, наличием власти консулов, олицетворяющей монархическое, сената — аристократическое, народного собрания — демократическое начало. Идея смешанного прав­ления у Полибия, в отличие от Аристотеля, приобрела новое толкование. Смешанное государственное устройство, по мнению Полибия, - это не от­влеченная, умозрительная схема, это идеальное государственное устрой­ство, рассматриваемое им "как исторически данное, воплощенное в рим­ской конституции" 1 .

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) — выдающийся государст­ венный деятель, оратор, автор политико-философских трактатов

Власть может быть вручена одному (монархия), нескольким (ари­ стократия) или всем (демократия). Все эти формы считает Цицерон несо­ вершенными и неустойчивыми. Предпочтение. Цицерон отдает форме вла­ сти, которая как бы состоит из трех названных выше. Государство по Ци­церон>' не идеальная конструкция, а историческая реальность. Его произ­ ведения представляют собой документы общественно-политической борьбы в Риме конца республики. Цицерон стремится сохранить величие Римской республики.

Отсюда и его интерес к мо­ нархии, которая привлекает его лишь как некая форма аристократического правления. В ее рамках, по мнению Цицерона, можно осуществить необ­ ходимую реформу, призванную упрочить и сохранить государство, основа которого подрывается гражданскими войнами, попытками узурпации вла­ сти, столкновениями политических группировок.

Цицерон, в принципе, выступая за сохранение республики, считал не­ обходимым усиление монархического начала. Этим его взгляды отлича­ лись от воззрений Полибия. Однако в реальной исторической практике оказалось невозможным сочетание республиканской традиции и импера­торской власти. Проект Цицерона оказался утопичным.

1) Крупнейшим представителем средневековой теологии явился Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его сочинения "Сумма против язычников", "Сумма теологии" явились своего рода энциклопедией церковной идеоло­ гии средних веков. Он считает власть божественным установлением .

2) Существенным элементом политической и правовой доктрины Фомы Аквинского является теория государства, содержащаяся, главным обра­ зом, в работе "О правлении властителей". По мнению Фомы Аквинского, все, что существует, а следовательно, и государство, происходит от Твор­ ца.

3) В средние века в общественно-политической мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным принципом которых был теократизм, согласно которому церковь, выступала в качестве Божьего пред­ставителя на земле. Церкви и ее главе — папе римскому принадлежала вся полнота власти, а светскому государству отводилась второстепенная роль. Она получала власть из рук церкви и служила ее интересам. Приведенные тезисы в современной науке являются достаточно спорными.

4) Наилучшую форму власти, по мнению Аквинского, представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократи­ ческие и демократические. Говоря об аристократических и демократиче­ ских формах власти, следует помнить, что у Фомы речь шла не о каких-то широких правах народа, проявляющихся в его влиянии на состав правя­ щих, а о точно определенных церковных целях.

5) Марсилий Падуанский (около 1275 - 1343 гг.) возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Он считал, что церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Мыслитель выдвинул исключительно смелый для того времени тезис о том, что настоящий источник всякой власти - народ. От народа исходит власть как светская, так .и духовная. Он также высказал очень важную мысль о необходимости четкого разделения законодательной и исполнительной власти в государстве, а также о том, что власть законода­тельная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти.

Проблема личности, соотношение ее и государства занима­ ет важное место в политических учениях нового времени. Это направле­ ние общественной мысли получило название "гуманизма". Оно также из­ вестно как идеология Возрождения, т.к. использовались идеалы античного мира для создания новой, буржуазной, идеологии.

Крупнейшим представителем, основателем политической мысли эпо­ хи Возрождения с полным правом можно назвать итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1496-1527 гг.). Его работы "Государь" и другие оказали заметное влияние на развитие политической мысли. Макиавелли резко выступал против теологических представлений о политике, заменив их идеей объективной исторической необходимости, которую он назвал "фортуна" (судьба). Фортуна предопределяет половину действий челове­ ка. Другой же половиной действий, в соответствии с гуманистическим принципом эпохи Возрождения, управляет сам человек 1 . Таким образом, фортуна и личная энергия индивида выступают движущими силами поли­тики.

Плеяду выдающихся мыслителей, которые внесли крупнейший вклад в развитие политических идей, дали XVII — первая треть XIX вв. В этом ряду следует назвать Т.Гоббса с его работами "Философское начало уче­ ния о гражданине" и "Левиафан"; Дж. Локка - "Два трактата о государст­венном правлении"; Спинозу - "Политический трактат"; Монтескье - "О духе законов"; Руссо - "Об общественном договоре"; Канта - "Метафизи­ческие начала учения о праве"; Гегеля - "Философия права" и многих других.

Согласно Т.Гоббсу, возможны три формы государства: монархия, демократия (народоправст­ во) и аристократия. Симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше всего реализует абсолютный характер власти государства: в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными.

Т.Гоббс вслед за Н.Макиавелли и Г.Гроцием стал рассматривать го­ сударство не через призму теологии, а выводит- его законы из разума и опыта.

Джон Локк (1632-1704 гг.) является родоначальником консервативно­го либерализма. Он считал, что абсолютная власть — не лучшее средство Т. предотвращения анархии.

Локк в ясной, открытой форме высказывает мысль о при­ оритете суверенитета народа по отношению к государственному сувере­ нитету.

Важным моментом политического учения Локка является отделение государства от власти. Он предлагает два ряда соглашений: общественный договор, который устанавливает государство, и правительственный дого­вор, который устанавливает власть. Нарушение властью правительствен­ного договора дает людям право (и обязывает их) на революцию, что, од­ нако, не ликвидирует государство. Здесь мы имеем дело с идеей разделе ния государства и власти с указанием на сменяемость последней.

Значительное внимание, как уже отмечалось., уделяют мыслители нового времени проблемам свободы и прав человека, гарантиям свободы и безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал Монтескье (1680-1775 гг.). Анализ функционирования различных государственных устройств привел его к выводу о том, что для преодоления возможности злоупотреб­ ления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Если власть законода­ тельная и исполнительная будут соединены в одном лице или учрежде­нии, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тира­нически применять их. Не будет свободы и в том случае, по Монтескье, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполни­ тельной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и сво­бода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодате­ лем. Если судв'5м.ая власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). Его взгляды были более радикальны­ми, чем политические идеи Монтескье .

Лучшей, по мнению Руссо, формой правления является республика, когда должностные лица избираются народом.

Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн - представители крити­ческого утопического социализма. Все они резко критиковали капитализм, его порядки, нравы, Сен-Симон возлагал все надежды на разум, считал ум человека полновластным руководителем исторического процесса. Он пер­ вым высказал мысль о возможности такого общественного устройства, при котором каждый работает по способностям и получает по груду.

Критика капитализма - наиболее сильная сторона учения Фурье. Вместе с тем он отрицательно относился к классовой борьбе и революции, полагая, что сможет осуществить свои цели пропагандой социалистиче­ ских идей, в том числе и среди капиталистов.

По мнению Оуэна, одним, из главных препятствий на-пути к преобра­ зованию общества является частная собственность, и она должна быть уничтожена. Оя веркл, что новый общественный строй неизбежно побе- , дат, Оуэн полагал, что это произойдет без классовой борьбы.

Приступая к изучению политологии, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с историей ее возникновения и развития.

Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые социально-политические проблемы и по-своему их решала. Развитие политической мысли представляет собой поступательный процесс, в котором были взлеты и падения, были гениальные идеи, опережающие свое время, были и повороты вспять. Ставились и такие проблемы, для решения которых требовалось не одно поколение мыслителей.

История политологии может многое дать для решения и современных политических проблем.

Примерно в середине I тысячелетия до н.э. появляются первые политические категории и понятия, а затем и политические концепции. Они носили философско-этическую форму. Отход от мифологических воззрений связан с именами Заратустры и Будды. Заратустра считал, что в мире борются два начала - добра и зла, соответственно есть два бога. Человек создан богом добра, но доступен и силам зла, и поэтому дол­жен своими делами и мыслями бороться против сил зла.

Будда же считал, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей, т.е. дается установка на индивидуальный путь спасения.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественное происхождение власти императора, но отказался от божественного происхождения государства, которое согласно его учения, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Фактически это концепция гуманного управления государством.

В IV в. до н.э. в Китае зародилось новое политическое течение. Его идеолог, Шан Ян, считал нравственное воспитание людей недостаточным и делал упор на строгие законы (именно отсюда наименование этого направления - легизм, от lex – закон). Легисты считали, что целью государственного правления является укрепление власти правителя и осуществление завоеваний. Народ, подданные есть не более чем средство для достижения указанной цели.

Платон рассматривал существовавшие тогда формы правления и резко критиковал демократию (власть народа), тиранию (власть одного), олигархию (власть немногих, богатых), тимократию (власть честолюбцев). Платон противопоставлял им собственный проект совершенного государства основанного на разделении труда. Управлять государством должны философы, защищать - воины или стражи, и третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязаны добросовестно трудиться на благо государства. Вмешательство в дела друг друга, переход из одного сословия в другое - запрещается.

Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Аристотель во многом заложил основы политологии как отдельной самостоятельной науки. Поэтому его называют отцом этой науки. Он выдвинул предположение о естественном, патриархальном происхождении государства, назвав человека политическим су­ществом или животным.




Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количеству правящих и цели правления. В результате получаются три неправильные формы правления (тирания, олигархия и демократия), где цель - личное благо правителей, и три правильных (монархия, аристократия, полития) - цель - общая польза.

Аристотель считал политию наилучшей формой, т.к. она сочетает с себе олигархию и демократию, т.е. объединяет интересы зажиточных и большинства.

Фома Аквинский жил в период позднего средневековья и являлся видным теоретиком церкви в Западной Европе того времени. Он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного божественного порядка. То есть государство является божественным установлением. По его мнению, церковь должна обеспечивать потустороннее блаженство людей, а государство заниматься телесно-чувственной жизнью человека. Лучшей и наиболее естественной формой власти Фома считал монархию. Аквинского также считают теоретиком католической инквизиции.

Великий арабский мыслитель Ибн-Хальдун подчеркивал особое влияние на государство условий географической среды. Характеризуя процесс развития государства, Ибн-Хальдун отмечает, что оно возникает как орган всего населения, но позднее превращается в орган над наро­дом.

Следующий период истории политических идей связан с формирова­нием капитализма в Западной Европе.

Основные вопросы

1. Политическая мысль античности и средневековья.

2. Политические идеи Нового времени.

3. Современные политические теории и политологические школы.

Приступая к изучению политологии, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с историей ее возникновения и развития.

Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые социально-политические проблемы и по-своему их решала. Развитие политической мысли представляет собой поступательный процесс, в котором были взлеты и падения, были гениальные идеи, опережающие свое время, были и повороты вспять. Ставились и такие проблемы, для решения которых требовалось не одно поколение мыслителей.

История политологии может многое дать для решения и современных политических проблем.

Примерно в середине I тысячелетия до н.э. появляются первые политические категории и понятия, а затем и политические концепции. Они носили философско-этическую форму. Отход от мифологических воззрений связан с именами Заратустры и Будды. Заратустра считал, что в мире борются два начала - добра и зла, соответственно есть два бога. Человек создан богом добра, но доступен и силам зла, и поэтому дол­жен своими делами и мыслями бороться против сил зла.

Будда же считал, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей, т.е. дается установка на индивидуальный путь спасения.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественное происхождение власти императора, но отказался от божественного происхождения государства, которое согласно его учения, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Фактически это концепция гуманного управления государством.

В IV в. до н.э. в Китае зародилось новое политическое течение. Его идеолог, Шан Ян, считал нравственное воспитание людей недостаточным и делал упор на строгие законы (именно отсюда наименование этого направления - легизм, от lex – закон). Легисты считали, что целью государственного правления является укрепление власти правителя и осуществление завоеваний. Народ, подданные есть не более чем средство для достижения указанной цели.

Платон рассматривал существовавшие тогда формы правления и резко критиковал демократию (власть народа), тиранию (власть одного), олигархию (власть немногих, богатых), тимократию (власть честолюбцев). Платон противопоставлял им собственный проект совершенного государства основанного на разделении труда. Управлять государством должны философы, защищать - воины или стражи, и третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязаны добросовестно трудиться на благо государства. Вмешательство в дела друг друга, переход из одного сословия в другое - запрещается.

Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Аристотель во многом заложил основы политологии как отдельной самостоятельной науки. Поэтому его называют отцом этой науки. Он выдвинул предположение о естественном, патриархальном происхождении государства, назвав человека политическим су­ществом или животным.

Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количеству правящих и цели правления. В результате получаются три неправильные формы правления (тирания, олигархия и демократия), где цель - личное благо правителей, и три правильных (монархия, аристократия, полития) - цель - общая польза.

Аристотель считал политию наилучшей формой, т.к. она сочетает с себе олигархию и демократию, т.е. объединяет интересы зажиточных и большинства.

Фома Аквинский жил в период позднего средневековья и являлся видным теоретиком церкви в Западной Европе того времени. Он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного божественного порядка. То есть государство является божественным установлением. По его мнению, церковь должна обеспечивать потустороннее блаженство людей, а государство заниматься телесно-чувственной жизнью человека. Лучшей и наиболее естественной формой власти Фома считал монархию. Аквинского также считают теоретиком католической инквизиции.

Великий арабский мыслитель Ибн-Хальдун подчеркивал особое влияние на государство условий географической среды. Характеризуя процесс развития государства, Ибн-Хальдун отмечает, что оно возникает как орган всего населения, но позднее превращается в орган над наро­дом.

Следующий период истории политических идей связан с формирова­нием капитализма в Западной Европе.


Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремится находить наилучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) вошел в историю как преуспевающий политик, полководец и составитель одного из древнейших сводов законов (Законов Хаммурапи).

Израильско-иудейский царь Соломон (965-928 гг. до н. э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как необычайно мудрый правитель. Афинский архонт Солон (640-559 гг. до н. э.) также вошел в историю как умелый правитель-реформатор.

Однако приведенные примеры — всего лишь отдельные дошедшие до нас эпизоды из богатой политической истории древних государств. Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с VI — IV вв. до н. э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития. Рассмотрим наиболее важные из них.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира

Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) — знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики. В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

Успешное управление государством Конфуций связывал не с официальным обезличенным законодательством, а с мудростью добродетельного правителя и его достойных помощников. Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных и что нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями. Конфуций считал, что государство является не самоцелью, а средством обеспечения блага народа.

Сократ (469-347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Он первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.

Сократ подразделял политические режимы на следующие типы.

Царство — власть, основанная на воле народа и государственных законах; тирания — власть, основанная на воле правителя; аристократия — правление лиц, исполняющих законы; демократия — власть, основанная на воле всех.

Тиранию Сократ считал режимом беззакония, насилия и произвола. Главный недостаток демократии он видел в некомпетентности избранных ее должностных лиц. Наиболее рациональным способом государственного управления он считал аристократию, которая управляет на основе хороших законов.

По его мнению, гражданин — не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная отличительная черта гражданина — добродетель, но ею не могут обладать люди, занимающиеся физическим трудом и торговлей.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира внесла значительный вклад в развитие учения о государстве, о политике, о законах. Детально были изучены (описаны) различные формы устройства государства, типы политических режимов, определены некоторые методы рационального управления государством, значительный вклад был сделан в разработку нормативно-правовой базы государственного устройства.

Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что мыслители в своих трудах описывали идеальные формы государства (каким оно должно быть, а не какое оно есть в реальности). Государство рассматривалось ими как первооснова всей жизни людей. Человек, общество и право вне государства как бы ничего не значат. Только государство способно обеспечить человеку добродетель и справедливость. Лишь Цицерон попытался разграничить государство и общество, государство и право.

Религиозная концепция политической мысли (Средние века)

В Средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычества религия, по сути, сливалась с государством и их функции непросто было разграничить, то в эпоху Средневековья (V-XV вв.) христианство стало претендовать на некую особую роль в обществе и государстве. По отношению к обществу оно берег на себя целый ряд социальных функций, которые не просто предлагаются, а навязываются людям, и от них нельзя отказаться.

Рассмотрим взгляды некоторых наиболее ярких представителей религиозной концепции политической мысли.

Государство рассматривалось Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагал идеи обновления града земного в русле христианской добродетели и гуманизма. Тем самым подчеркивалась особая роль церкви в решении общественных и политических проблем.

Более реалистическую концепцию государственного и общественного управления разрабатывал другой известный религиозный деятель и мыслитель, Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Он значительно обогатил религиозную концепцию государства. По мнению этого мыслителя, государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.

  • Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
  • Божественное право (заповеди) — дополнительное руководство к естественному праву.
  • Естественное право — это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.
  • Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Ф. Аквинский, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.

Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному нраву и разуму, то оно незаконно и является искажением права. Только в данном случае Ф. Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом.

Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли. В частности, она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.

Гражданская концепция политической мысли

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных (XVI — XVII вв.) способствовали освобождению социально-политических идей от влияния религии. В наиболее развитых странах Западной Европы постепенно формируется и утверждается гражданская концепция политической мысли. В результате Реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина. Осознание того, что люди сами создают социальные и политические институты и решают возникающие проблемы, было поистине революционным. Политическая мысль приобретает светский характер.

По мнению Н. Макиавелли, государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско, а сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрость лисицы.

Из всех форм государственного правления Н. Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и об общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

Н. Макиавелли одним из первых предпринял попытку теоретического обоснования целесообразности применения в политике для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринципной политики.

Развивая теорию светского происхождения власти, философ пришел к выводу о том, что государство возникает в результате общественного договора. Он описывал хаос (войну всех против всех), в котором пребывали люди в догосударственном состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Т. Гоббс называл соперничество, недоверие и жажду славы.

По мнению Т. Гоббса, верховная власть государства абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договоры, продавать и приобретать собственность и т. д.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По мнению философа, если будут защищены права каждого отдельного человека, то и в обществе в целом будет соблюдаться законность и порядок. Личности создают общество, а общество создает государство. Общество и государство — не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.

Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии, считая, что абсолютная монархия хуже, чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, считал Дж. Локк, — это защита прав личности.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический философ, историк, правовед, социолог, внесший большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли.

Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

Анализируя труды своих именитых предшественников, Ш. Монтескье пришел к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Социальная концепция политической мысли

Гражданская концепция политической мысли, казалось бы, подготовила достаточно солидную базу для дальнейшего развития индивида, общества и государства. Однако в реальности все оказалось гораздо сложней.

Осознавая явные изъяны в гражданской концепции государства, многие политические мыслители, стремясь найти выход из затруднительного положения, постепенно вырабатывают новую социальную концепцию политической мысли. В основе ее, по их мнению, должны быть гуманизм и социальная справедливость.

Алексис Токвиль (1085-1859) — французский политик, социолог и историк, считал, что представительная система выборов и декларируемое политическое равенство людей не избавляют их от эгоизма и нищеты. Для того чтобы избежать социального подчинения, граждане должны добровольно кооперироваться в свободные учреждения местного самоуправления и добровольные политические и гражданские ассоциации. Таким образом они смогут защищать свои интересы и непосредственно участвовать в управлении обществом.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий политический экономист и социолог, утверждал, что общество является ареной постоянной политической борьбы между различными социальными группами и общественными классами. Причинами социальных конфликтов являются не только экономические интересы (как считал К. Маркс), но и социокультурные, политические и другие факторы. Существующие в обществе отношения господства и подчинения придают социальным конфликтам характер политической борьбы — борьбы за власть и властные полномочия. С точки зрения М. Вебера, для того чтобы эффективно отстаивать свои права и свободы, отдельные индивиды должны консолидироваться в группы по интересам. А для того чтобы власть пользовалась доверием своего народа и могла эффективно управлять — она должна быть легитимной.

В XX в. либеральная концепция (неолиберализм) политической мысли стала больше ориентироваться на социальные проблемы общества. Принимаются антимонопольные законы, увеличиваются налоги на сверхприбыли. Перераспределение доходов через государственные органы и благотворительные организации позволяет уменьшать разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения.

Многопартийная политическая система и отлаженная структура разделения властей в значительной степени позволяет осуществлять контроль за деятельностью властных структур. Отлаженная система выборов предоставляет возможность участвовать в формировании властных органов широким слоям населения.

Социальная концепция политической мысли, выдвинувшая идею создания социального государства, сумела ответить на целый ряд актуальных вопросов. Однако в ходе дальнейшего развития общества появляются новые проблемы, для решения которых необходимы новые концепции.

Власть, весь круг проблем, связанных с ее завоеванием и использованием, привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Люди пытались понять смысл своего бытия, искали цивилизованные формы совместного сосуществования. Многие мечтали об идеальном, справедливом устройстве жизни, мудрых правителях. Первые представления о власти, государстве, политике органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Первые политические воззрения составили фундамент последующей, в том числе и современной политической науки и практики. Ведь сами люди, отношения между ними, если рассматривать основные модели, не очень изменились за несколько тысячелетий.

Политическая мысль Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай) исходила из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка.

Последователи Шан Яна (400–338 гг. до н. э.) — легисты или законники, напротив, идеальным типом высшего руководителя считали правителя-деспота, который с помощью жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства, жестких законов, регламентов воспитывает в подданных истинную добродетель.

Преобладание деспотических форм правления в государствах Древнего Востока современные исследователи связывают с необходимостью принудительной организации больших масс людей для создания и поддержания ирригационных систем земледелия.

Античная политическая мысль обобщала опыт возникновения и развития полисной организации общества. Полис составляли частные собственники небольших участков земли. Древнегреческое общество делилось на богатых и бедных, рабов и рабовладельцев, полноправных граждан и лиц с ограниченными правами.

Таблица 5. Политический строй государств от древности до Нового времени


Таблица 6. Становление мировой политической мысли



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Политические теории, изменившие мир. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв

6. Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г

6. Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г Политическая мысль в России возникла в Древней Руси. Владимир I (правил в 980–1015 гг.) принял в 988 г. христианство в византийском варианте, использовал христианскую религию для обоснования божественного

Глава 13. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли в России

Глава 14. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем Китае

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Предпосылками возникновения утопических и радикальных течений в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. были революции в Европе в конце XVIII в., а

78. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XIX В

3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм

3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм Таким образом, с возникновением капитализма открытие экономических отношений стало неизбежным. Однако процесс научного осознания их существование, причем существования объективного, был далеко не прост. С началом

8.3. Эволюция политической системы

8.3. Эволюция политической системы Одна из сложных и до сих пор нерешенных проблем — установление происхождения славян, история их расселения, разделение на восточных, западных и южных.Славяне становятся значительной политической силой с конца V в., когда на Дунае с ними

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи У подавляющего большинства народов ячейка частной собственности возникла на базе семьи. В принципе элементарная, или нуклеарная семья, т.е. состоящая из мужа, жены и детей, вполне могла стать

Возникновение и эволюция казачества в Украине

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Каждая из

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской

Измерители времени в древности

Измерители времени в древности Пока человек достиг выделки таких часов, которые идут с точностью до секунды, успели пройти тысячелетия. Посмотрим какими путями шло развитие часового искусства.Уже в древнейшие времена люди умели измерять день, хотя не с точностью до

Развитие политической мысли на Востоке и Западе. Представления о власти, государстве. Политические учения Античности. Политические учения Средневековья: религиозная концепция. Гражданская и социальная концепция в политических учениях Нового Времени.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.10.2008
Размер файла 119,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1. Развитие политической мысли на Востоке и Западе

а) Политическая мысль Востока

б) Политические учения Античности: философско-этическая концепция

2. Политические учения Средневековья: религиозная концепция

3. Гражданская и социальная концепция в политических учениях Нового Времени

Основная литература

1. Развитие политической мысли на Западе и на Востоке

Следуя принципу историзма, рассмотрим идеи наиболее ярких представителей политической мысли.

а) Политическая мысль Востока

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке при некоторых особенностях и различиях исходили из тезиса о божественном характере власти и положения о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Ирригационная система земледелия обусловила господство деспотических форм правления, которые только и были в состоянии обеспечить эффективность аграрного производства, для чего постоянно требовалось сгонять массы людей на рытье каналов, посевные и уборочные работы. Поэтому размышления об устройстве общества имели, как правило, характер наставлений для повседневной жизни, которые больше акцентиро-вали внимание на обязанностях подданных государства.

Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный монарх, одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Он опирался на наследственную земельную аристократию, составлявшую государственный аппарат. Большую часть населения составляли бесправные, подневольные общинники (простолюдины). Отношения между этими сословиями были напряженные: в стране часто вспыхивали восстания общинников, аристократия устраивала заговоры и перевороты. На таком социальном фоне развивалась политическая мысль. Она была прагматична и пыталась реагировать на потребности практики.

Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было конфуцианство. Конфуций (Кун Фу-цзы, 551--479 до н. э.) был родоначальником философской и политической мысли Китая.

Прямо противоположная система организации государства была предложена представителями другой философской школы Древнего Китая, доминировавшей в середине IV в. до н. э., -- школы легистов (законников).

Сохранение Богом установленного на земле порядка, по его мнению, возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заста-вить их исполнять свои обязанности, поощряя их пра-ведные действия. Но правитель жестоко подавляет не-повиновение царской власти, которая должна быть сильной, поскольку рассматривается в качестве главного средства приобретения новых территорий и приумножения богатства.

б) Политические учения Античности: философско-этическая концепция

Особый интерес к политической мысли западной традиции объясняется ее богатым содержанием и силой анализа, относительной гармонией между теорией и практикой политики, характерной для развития демократических западных стран, а также стремлением России изучать и использовать опыт Запада в процессе модернизации собственной политической системы.

В политическом учении Платона нетрудно увидеть истоки тоталитаризма. Но за существенными недостатками нельзя не увидеть разумных основ гражданственности, высокого морального духа.

Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правильных" формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три "неправильных" (тирания, олигархия и демократия), где имеется в виду только личное благо правителей. В "Политике" Аристотель называет политию наилучшей из "правильных" форм, хотя монархия представляется ему "первоначальной и самой божественной", но в настоящее время, по его мнению, не имеющей шансов на успех. Форму государственного устройства Аристотель связывает с их "принципами": "принципом аристократии служит добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода". Полития должна объединить три этих элемента, поэтому и должна считаться подлинной аристократией -- правлением лучших, объединяя интересы зажиточных и неимущих.

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима имела определенные недостатки. Идея неумолимой судьбы, требующей смирения пронизывала всю политическую мысль этого периода. Ее рационализм был очень ограниченным и присущ только небольшой элите античного общества.

2. Политические учения Средневековья: религиозная концепция

В Средние века в европейской политической мысли господствующим было христианство. Влияние его было противоречивым, как и само христианское учение. Оно санкционировало существующий строй, способствовало торжеству мистики, иррационального в сознании людей. Но христианство также выдвинуло ряд новых идей, главная из которых -- отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит всецело государству, как это свойственно греко-римской традиции, где полис, империя полностью поглощали человека. Христианство также способствовало гуманизации политической мысли, пропитало ее идеями нравственной ответственности.

Политические учения Средневековья основывались на религиозной концепции. Виднейшими представителями христианской политической теории являлись Аврелий Aвгустин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274). В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм сочетались с реализмом и умеренностью. Аврелий Августин, в отличие от Платона и Аристотеля, соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека.

Созданной системе идеологического обоснования могущества церкви была суждена долгая жизнь. Названный по имени Фомы Аквинского томизм (Фома по латыни -- Тома) стал официальной философией католицизма. С окончанием средневекового периода религиозная концепция политики перестает быть господствующей. Христианство преобразило западную традицию в интеллектуальном и социальном смыслах. Но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии.

3. Гражданская и социальная концепция в политических учениях нового времени

Подобно Гоббсу, Локк полагал, что государству предшествует естественное состояние. Но в отличие от Гоббса, оно представлялось Локку довольно упорядоченным и благополучным. Хотя время от времени люди могли наносить ущерб друг другу, отстаивая свои, как им казалось, справедливые требования. Механизма, способного обеспечить справедливое пользование естественными правами, не было. Будучи разумными, писал Локк, люди пришли к выводу о необходимости иметь орган, который бы вершил правосудие. Это привело их к заключению общественного договора, т. е. учреждению гражданского общества. И Гоббс, и Локк подчеркивали, что король не имеет отношения к общественному договору, который заключало общество. Если Гоббс утверждал, что в результате этого власть короля не может быть ограничена обществом, и ставил короля над личностью и государством, то Локк делал совершенно противоположный вывод: государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Так как государство и общество - это не одно и то же, то падение государственной власти - это не конец общества. Общество может создать новую государственную власть, если настоящая его не удовлетворяет. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности. Оно не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство. Локк выступал за разделение законодательной и исполнительной властей. Наиболее значимой он считал законодательную власть, которая определяла политику государства. Исполнительная же власть призвана выполнять решения парламента

Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей Монтескье. У Монтескье нет равновесия властей, он подчеркивал верховенство законодательной власти. Мэдисон изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей является относительно равной. Этот механизм до сих пор действует в политической системе США.

Для эффективного действия общей воли, кроме готовности индивидуумов к идентификации с обществом, Руссо считал необходимыми также три внешних условия. Во-первых, он настаивал на социальном равенстве. Не поддерживая идею ликвидации частной собственности, Руссо в то же время протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Во-вторых, он настаивал на фундаментальном политическом единстве: ''Важно. дабы получить выражение именно общей воли, чтобы в Государстве не было ни одного частичного сообщества и чтобы каждый гражданин высказывал только свое собственное мнение. Если же имеются частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними". В-третьих, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена; представитель-ная власть - это рабство. Руссо поддерживал прямую форму демократии.

Подобно Мэдисону, Токвиль считал, что представительная власть во многом корректирует отрицательные тенденции демократии. Вместе с тем он полагал, что одной представительной формы власти недостаточно для противостояния отрицательным последствиям демократии. И все же, благодаря своим уникальным преимуществам, демократия в состоянии нейтрализовать их. Токвиль выделял два основных преимущества демократии над другими формами правления: она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. В интересах предотвращения деспотизма, люди, утверждал Токвиль, должны сознательно культивировать искусство добровольной политики и социальной кооперации, создавать свободные учреждения местного самоуправления, а также добровольные политические и гражданские ассоциации. С их помощью, полагал он, люди могут непосредственно участвовать в управлении обществом, генерировать политическую культуру и гражданский дух.

Милля преследовала идея защиты индивидуальной свободы. Будучи утилитаристом, он подчеркивал, что счастье - это принципиальная цель общества. В отличие от ранних утилитаристов, которые отводили свободе важное, но не главное место, Милль заявлял, что основной вклад в счастье - это совершенная личность, основной потребностью которой является свобода: свобода - часть счастья, она необходима для поиска новых форм счастливого существования.

Социальный характер политических воззрений Милля особенно заметен в его рассуждениях о целях государства. Милль, в отличие от таких мыслителей, как Локк, Монтескье, Мэдисон, не был удовлетворен пассивной "защитной" функцией государства в обществе. Добродетель государства, отмечал он, заключается в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными. Государство должно, с одной стороны, способствовать всеобщему ментальному развитию общества, а с другой - оно должно "организовать" уже существующее моральное и интеллектуальное богатство. Эту позитивную роль, указывает Милль, лучше всех может выполнить представительная система, (потому что, во-первых, она основана на индивидуальном эгоизме и, во-вторых, она в состоянии заручиться поддержкой своих граждан). Очевидно, пишет Милль, что единственное правление, которое может полностью удовлетворить все острые потребности социального государства - это правление, в котором участвуют все люди; что любое участие, даже малейшая общественная функция, полезно; что участие должно быть увеличено настолько, насколько позволяет общество.

Известны симпатии Милля к социализму. Капитализм он отвергал, потому что рабочие не имели доступа к управлению, а деление общества на собственников и наемников не способствовало политической демократии. Будущее он представлял как общество кооперативов-производителей, сохраняющее частную собственность, но без ее вредных качеств. Под влиянием идей Милля либеральные демократы начали движение влево, в результате чего многие из них отдали предпочтение социализму, а не капитализму.

Основная литература

1. Общая и прикладная политология // Под ред. Жукова В. И., Краснова Б. Н. - М., 1997. С. 40 - 44.

2. Политология. Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. - М., 1999. Гл. 2.

3. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1997.

Читайте также: