Конфликт герой нашего времени кратко

Обновлено: 30.06.2024

Григорий Александрович с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Окружающие так ничтожны, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на них, поступать вопреки им, делать наоборот. Общество же, чувствуя отличие героя, стремится оградить от него себя и свои устои, оно не хочет принимать тех, кто хоть немного умнее, образованнее его представителей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.
Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подражать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже ненавидя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть "в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания", чем страшен и опасен. Тонкий все сочинения на a l l soch © 2005 психолог человеческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внутреннюю сущность Грушницкого: он "не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою". Однако это упрек не за недостаток самоотверженности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а
за игнорирование объективной правды реальности. Грушницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним "беседует". Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую te может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситуациях.

Суть конфликта в том, что Печорин отбил у Грушницкого княжну, просто так, чтоб позлить его.

Роман "Герой нашего времени" был задуман в конце 1837 года и завершен в 1839 году. Главной темой романа стала демонстрация социально-типической личности дворянского круга. Отчасти идея романа строилась на событиях 25 декабря, когда на Сенатскую площадь вышла прогрессивная дворянская молодежь, самая передовая ее часть. Восстание декабристов потерпело поражение.

Файлы: 1 файл

лермонтов.docx

Лермонтов

"Сюжет, композиция и конфликт романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Роман "Герой нашего времени" был задуман в конце 1837 года и завершен в 1839 году. Главной темой романа стала демонстрация социально-типической личности дворянского круга. Отчасти идея романа строилась на событиях 25 декабря, когда на Сенатскую площадь вышла прогрессивная дворянская молодежь, самая передовая ее часть. Восстание декабристов потерпело поражение. В России наступило время реакции, время ярых гонений на прогрессивную мысль. Наступило время политического затишья.

Главной для Лермонтова стала задача показать личность, типическую для этого трудного для России времени, осудить личность, порожденную этой мертвой средой, странную, мятущуюся, противоречивую.

Сюжетообразующим персонажем романа, помимо рассказчика, является Григорий Печорин. Он проходит через все произведение и является связующим звеном между его частями. Пожалуй, его можно назвать преемником Онегина, "лишним человеком" для своей эпохи. Романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающего ума и сильной воли, он необычайно одинок. Лермонтов - романтик, романтические черты столь же свойственны и его герою. Главное его стремление - свобода. "Я готов, - говорит Печорин, - на все жертвы. но свободы своей не продам". Обрисовка социально-психологического портрета Печорина и его спутников искусно довершается архитектоникой всего романа.

Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением.

В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.

Причем к каждой части романа автор подходит по-разному. Например, глава "Тамань" поэтична и лирична, "Княжна Мери" проникнута иронико-сатирическим пафосом, особенно в изображении "водяного общества", мрачная по настроению глава "Фаталист".

Романтическое воплощение конфликта нашло отражение в общем построении сюжета и форме произведения. "Тамань" построена по романтическим законам: исключительные характеры (Ундина, Янко, слепой мальчик); романтический пейзаж (море, ночь, шторм); история встреч Печорина с Ундиной носит явно романтический характер (присутствует момент тайны, неожиданности, страсти); приключение - также весьма романтическое - делает сюжет интригующим. Однако начало, и конец этой части нарушают романтические каноны. Авторское отношение к Тамани, как "самому скверному городишке из всех приморских городков России", где он "чуть не умер с голоду" и где его "вдобавок хотели утопить", снимает романтический налет с новеллы. Да, по жанру "Тамань" можно отнести к новелле. Здесь присутствуют и неожиданные повороты сюжета, которые предполагает этот жанр, и приключения, и некая тайна, а концовка противоречит всему развитию основного сюжета.

Хронологически "Тамань" должна быть первой частью романа, так как она открывает дневник Печорина. Печорин едет на Кавказ по казенной надобности. Следующим рассказом по хронологии событий должен быть "Княжна Мери". Действие начинается с момента приезда героя в Пятигорск, затем в Кисловодск, дуэль и ее последствия происходят в крепости N после знакомства Печорина с Максим Максимычем.

Развитие хронологического сюжета следует в повести "Бэла", когда Печорин начинает службу в крепости. Максим Максимыч описывает его приезд: "Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек, лет двадцати пяти". В следующей по хронологии повести "Фаталист" разворачиваются события, когда во время службы в крепости Печорин едет в казачью станицу "на левом фланге". После смерти Бэлы герой переезжает в Грузию, в другой полк. В главе "Максим Максимыч" пути героя лежат в Персию. И завершает повествование "Предисловие к журналу Печорина", из которого мы узнаем о смерти героя: "Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя под чужим произведением".

Композиция романа обратная. Все части ее переставлены. На самом деле главы строятся так: "Бэла", "Максим Максимыч", "Предисловие к журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". И это построение романа не случайно. Именно благодаря этому приему автор показывает героя в развитии, а конфликт личности с окружающим миром решается при помощи разнообразных средств, характерных для позднего Лермонтова: романтических в сочетании с явно антиромантическими приемами; романтической иронии и реалистических средств изображения характеров персонажей. По определению В.Г.Белинского, "части романа расположены сообразно с внутренней необходимостью. ". Композиция романа обусловлена наличием тайны в характере героя, которая раскрывается отчасти к части.

Возвращаясь к определению жанра каждой главы, по поводу части "Максим Максимыч" можно сказать, что это - рассказ. Характеры обрисованы кратко, композиционный центр - портрет Печорина, причем автор продемонстрировал его психологические черты, соответствие внешнего и внутреннего мира Печорина - противоречия героя, внутренний конфликт. В "Журнале Печорина" характер героя показан изнутри.

"Княжна Мери" - психологическая повесть. Образная система помогает раскрытию характера главного героя. Здесь не скрывается отношение героя к "водяному обществу", к женщине, к любви. Он уже не такая загадка для читателя: "Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими". Его откровения звучат с горечью, он понимает, что "стал неспособен к благородным порывам", он не знает, "зачем. жил", осознает, что его "любовь никому не принесла счастья", что "любил для себя, для собственного удовольствия". Пелена "тайны" упала - характер Печорина раскрыт, и в "Фаталисте" происходит осмысление, философская трактовка образа героя. Рок, судьба, в которую не верит Печорин, существуют, и безверие - наказание, причина сомнений, колебаний, сознание собственной ненужности.

В раскрытии конфликта "Героя нашего времени" большую роль играют рассказчики, причем их три: Максим Максимыч, автор и сам Печорин. С "трех сторон" образ героя и его конфликт становятся ярче, рельефнее и многограннее.

Конфликтом произведения является конфликт личности и общества, причем более болезненный, чем в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Ведь Печорин "бешено гоняется за жизнью", но ничего от нее не получает, а Онегин и не стремится ничего получить. Печорин так объясняет свое состояние: ". во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать".

Вообще мотив путешествия - характерный прием для романтического произведения и элемент биографии "лишних людей". Здесь мы наблюдаем прямые реминисценции с жизнью и судьбой Онегина.

Конфликт общества и личности воплотился не только в типическом показе личности, но и в изображении* представителей "водяного общества", их жизни и развлечений. Глубокой иронией пропитано отношение героя к "семействам степных помещиков", к женам местных начальников - "хозяйкам вод", к "водяной молодежи", к их миру сплетен, нарядов и балов.

Именно благодаря иронии, выступающей средством раскрытия конфликта романа, воплощены проблемы личности. Раскрывается конфликт и в названии произведения - 'Герой нашего времени". Ирония звучит явно, - какой Печорин герой? В предисловии к роману автор сетует, что русская публика "не угадывает шутки, не чувствует иронии": "Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

"Герой нашего времени" - сложное произведение. Это и роман-путешествие, и роман- исповедь, и роман-очерк. Но в своей общей тенденции - это социально-психологический и философский роман. Бурные споры о нем не затихают и в наши дни. Но хочу завершить сочинение словами Гоголя: "Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой".

Печорин Герой нашего времени

Роман имеет нелинейную структуру повествования. Понять произведение можно, изучив его краткое содержание:

Однажды Максим Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Бэлу — младшую дочь-красавицу хозяина. Среди приглашенных был Казбич — черкес, которого сын хозяина уговаривал продать коня за любые деньги. Даже предлагал помощь в краже сестры.

Казбич наотрез отказался расставаться с конем. Тогда Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик мог выкрасть коня. Взамен на свои услуги потребовал Бэлу.

Мальчик привез сестру в крепость, украл коня и исчез навсегда, опасаясь мести Казбича. Печорин держал девушку взаперти, пытался добиться ее внимания подарками и приятными словами.

Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.

Однажды Казбич похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и убежал. Бэла умерла на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.

Действие происходит в придорожной гостинице, где рассказчик вновь встречает Максима Максимыча. Они узнают, что здесь же по пути в Персию остановился Печорин. Максим Максимыч с радостью ожидает встречи со старым приятелем, но тот не приходит ни вечером, ни ночью.

Когда же Печорин появился, он вел себя холодно:

  • Вначале сказал, что торопится уезжать.
  • На предложение Максима Максимыча остаться подольше ответил отказом.
  • На вопрос, что делать с дневником, который тот хранил много лет, Печорин ответил, что ему все равно.

Огорченный таким поведением героя, Максим Максимыч отдал дневник рассказчику.

Глава повествует о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался во время служебной поездки. Он остановился на берегу в доме, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, как мальчик отправляется на берег, и последовал за ним.

Он увидел, как мальчик и незнакомая девушка помогают выгрузить груз с лодки на берег. Утром Печорин познакомился с девушкой и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она вечером пригласила его на свидание и попыталась столкнуть с лодки в море. Герой удержался и столкнул девушку.

Позже он вернулся на место, где встретил контрабандистов впервые, и увидел, как девушка с мужчиной отплывают на лодке, оставив на берегу слепого мальчика. Печорин впоследствии жалел, что нарушил привычный уклад контрабандистов.

Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Также в Пятигорске находится юнкер Грушницкий — старый знакомый героя. Последний старается добиться внимания Мери. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, чем вызывает интерес у семейства.

Далее события развиваются быстро:

  • Однажды Печорин узнает, что у Лиговских гостит дальняя родственница. Ею оказывается Вера — его бывшая возлюбленная.
  • После встречи между ними вновь пробегает искра.
  • По предложению Веры Печорин чаще бывает у Лиговских, ухаживая для отвода глаз за Мери. Этим он вызывает ревность Грушницкого.

Последний начал распускать слухи о Печорине и Мери, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого в пистолете Печорина не должно было быть патронов. Но герой узнал о задумке и изменил правила дуэли, предложив стреляться на краю пропасти, чтобы не осталось шансов выжить.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Начальство, получив информацию о происшествии, перевело его на Кавказ в крепость, где герой познакомился с Максимом Максимычем.

Действие главы происходит в одной из казачьих станиц, куда судьба забросила Печорина. Во время одного из вечеров зашел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел у него маску смерти на лице. Вулич взял первый попавшийся пистолет и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии курка пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.

Офицеры разошлись, а на утро Печорин узнал, что одного из офицеров зарубил пьяный казак. Покойным оказался Вулич. Казак заперся в хате и угрожал. Только Печорину хватило смелости проникнуть в дом. Он хотел, как и Вулич, испытать судьбу. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.

Этот случай заставил Печорина долго размышлять, является ли он фаталистом.

Вот какие особенности произведения выделяют литературоведы:

Исследователи творчества Лермонтова полагают, что замысел у писателя родился еще в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного тому, что изобразил Пушкин. Не удивительно, что фамилию персонажу он выбрал по названию бурной реки Печоры. Этим он хотел подчеркнуть и преемственность, и отличие персонажа от пушкинского Онегина. Онега — спокойная равнинная река, которая географически южнее, чем Печора. После смерти Пушкина Лермонтов поехал служить на Кавказ, где определился с образами и локациями, которые описаны в произведении.

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого типа литературных героев, которые сформировались в 40–50-х годах XIX века. Это люди дворянского происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, устраивая дуэли или бросая вызов нормам общественной морали.

Так, Печорин без зазрения совести разрушает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя сбежал, а младшую дочь Бэлу обесчестил Печорин, а затем убил Казбич.

Повествование романа построено так, что читатель узнает героя как из рассказов людей, которые с ним знакомы, так и по материалам его записей. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Поэтому читатель вначале узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Бэлы, а затем о том, в результате каких перипетий судьбы он оказался на Кавказе.

Критики называют роман лирико-психологическим. Он сочетает в себе тему лишнего человека, характерную для русской литературы, с элементами западноевропейского романтизма.

После публикации романа критики разошлись во мнениях. Те, кто придерживался славянофильской ориентации, заявляли, что герои нашего времени, подобные Печорину, не характерны для русского общества. Они лишь порождение вредных влияний Запада.

  • Молодые люди выросли в эпоху серьезных ограничений.
  • Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали общественные нормы и вели себя вызывающе.

Печорин — спорная личность. Ему не нравятся общественные устои и своим вызывающим поведением он всячески показывает это. Он не в состоянии построить нормальные отношения. Холоден с Максимом Максимычем, Мери и Бэлой, которые проявляли к нему теплые чувства. Вызывает ревность Грушницкого, точно зная, что тот влюблен в Мери.

Интересно, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он, не задумываясь, участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом. Герой также легко нарушает социальные нормы, принятые на Кавказе. Его не волнует судьба мальчика, который ради коня вынужден скрываться, чувства отца, который лишился сына и дочери, и Казбича, который остался без верного друга.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: