Назовите достижения и противоречия в отношениях россии со странами снг 1990 е гг кратко

Обновлено: 06.07.2024

Внешняя политика России в 1990-х годах была направлена на адаптацию российского государства в новых международных реалиях и упрочение своих позиций в системе международных отношений. Важнейшими направлениями на этом этапе были определение приоритетов во взаимоотношениях со странами Запада, а также с независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР, утверждение России в качестве ядерной державы.

Общие тенденции во внешней политике

3 января 1993 года президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), который предусматривал взаимное сокращение ядерного потенциала обоих государств к 2003 году до уровня 3500 ядерных боеголовок. Российское общество неоднозначно отреагировало на договор, поскольку число боеголовок, которые страны обязывались уничтожить, было разным: у СССР на момент распада их было более 33 тысяч, тогда как у США – более 23 тысяч. Верховный Совет России счёл договор плохо проработанным и не ратифицировал его. Позднее, в октябре 1996 года, против ратификации договора выступила и Государственная Дума.

Серьёзный удар по международному имиджу России нанесла начавшаяся в 1994 году война в Чечне. Запад применил экономические санкции по отношению России. Под давлением со стороны США и НАТО российская дипломатия ослабила свои позиции в связи с югославским конфликтом. К середине 1990-х годов главным для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО в восточном направлении. Руководители стран НАТО, некогда обещавшие Горбачёву не распространять влияние блока на Восток, слов не сдержали. В конце 1994 году, несмотря на решительные возражения со стороны России, власти США приняли решение принять в НАТО бывшие страны Соцлагеря. 27 мая 1997 года в Париже был подписан Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Стороны перестали рассматривать друг друга как противников, и НАТО официально заверило Россию, что не будет размещать на постоянной основе вооружённые контингенты на территории новых стран-членов блока.

После распада СССР в отношениях России с традиционными союзниками на Азиатском континенте – КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком – наступил период стагнации. Контакты были заморожены и практически не развивались. Не было прогресса во внешней политике на ближневосточном и африканском направлении. В конце 1992 года восточный вектор стал активнее разрабатываться российской дипломатией: в ноябре Б. Н. Ельцин посетил Южную Корею, в декабре – Китай. В конце 1995 года А. В. Козырев посетил Иран. Лишь ко второй половине 1990-х годов России удалось добиться определённого прогресса в отношениях с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Развивались двусторонние отношения с Индией, Вьетнамом, Монголией. В апреле 1996 года в Пекине Б. Н. Ельцин и глава КНР Цзян Цземинь сформулировали курс на развитие равноправного доверительного партнёрства. Через год, уже во время визита китайского лидера в Москву, стороны подписали совместную Декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка. Этот документ продемонстрировал, что в сфере международных отношений концептуальные подходы России и Китая совпадают.

Взаимоотношения на постсоветском пространстве

Курс на максимальную дезинтеграцию связей с Россией сразу же взяли Литва, Латвия и Эстония, устремившие свои взгляды в сторону Европы. Остальные бывшие советские республики оказались вместе с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цели этого объединения не были чётко регламентированы, в рамках СНГ предполагалось заключить двусторонние договоры между суверенными государствами, а также проводить встречи и консультации по тем или иным вопросам. Позднее было установлено поочерёдное председательство стран-членов СНГ, введён пост Исполнительного секретаря, создана Межпарламентская ассамблея, выработан Устав Содружества.

Ещё в 1991 году Россия заявила о том, что намерена остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. США, заинтересованные в сохранении надёжного контроля за ядерным оружием, высказались в поддержку этой инициативы. На Алма-Атинской встрече глав постсоветских государств 21 декабря 1991 года было принято решение, что ядерные силы не будут разделяться и останутся под контролем и охраной командования Объединённых вооружённых сил СНГ, но базироваться будут на территории России. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о статусе неядерных держав, но четвёртая страна, на территории которой располагались советские ядерные боеголовки, Украина, не спешила этого делать. В июле 1993 года она объявила две тысячи боеголовок – примерно 20 % стратегического арсенала бывшего СССР – своей собственностью. В ситуацию вмешался президент США Б. Клинтон. Он выступил в качестве международного гаранта притязаний Украины, выторгованных в обмен на передачу боеголовок России: в начале 1994 года США, Украина и Россия подписали трёхстороннее соглашение, по которому последняя обязывалась поставлять обогащённый уран для украинских АЭС. В том же году Б. Н. Ельцин и глава МИД А. В. Козырев заявили, что всё постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России, и та, как великая держава, будет всеми способами отстаивать свои интересы в пределах границ бывшего СССР.

В 1997 году, уже в бытность главой МИД Е. М. Примакова, Россия подписала двусторонние договоры с Белоруссией и Украиной. С Украиной удалось найти компромисс по вопросам статуса Севастополя, главной базы Черноморского флота РФ, и о разделе самого флота. В 1992–1993 годах между государствами фактически возник территориальный спор, поскольку в России многие настаивали на незаконности передачи Крыма в состав УССР в 1954 году. Окончательно вопросы в отношениях между странами были решены весной 1997 года во время визита на Украину президента Ельцина.

В начале 1992 года российские вооружённые силы вмешались в межнациональный конфликт в Приднестровье, пожелавшем выйти из состава Молдавии и провозгласившем свою независимость. Приказ остановить противостояние молдавских войск и приднестровских сил получила дислоцировавшаяся в этом регионе 14-я армия под командованием генерала А. Лебедя. В апреле 1992 года она перешла под юрисдикцию России. В 1994 году Россия также выступила в роли посредника в армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха.

Итоги и оценки внешнеполитического курса России в 1990-х годах

В целом к концу 1990-х годов внешняя политика России стала более прагматичной, в большей степени учитывающей национальные интересы и приоритеты страны.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако её военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооружённых сил в первую очередь на западном направлении.

К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. стало 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

Россия и Запад

У российского руководства в начале 90-х гг. не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Из курса Новейшей истории вспомните о причинах и истории Балканского кризиса, роли России в его разрешении.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнёров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после её принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско- Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило её политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнёрство, обеспечить многополярность современного мира.

Россия — СНГ

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооружённые конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привёл здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье. Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объёмы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1998 г. образовался политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдавии (ГУУАМ). Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1997 г. был подписан договор России и Белоруссии о создании единого союзного государства.

Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик. Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

Геополитическое положение и внешняя политика России

Новое место России в мире

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако её военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооружённых сил в первую очередь на западном направлении.

К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. стало 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

Россия и Запад

У российского руководства в начале 90-х гг. не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Из курса Новейшей истории вспомните о причинах и истории Балканского кризиса, роли России в его разрешении.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнёров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после её принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско- Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило её политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнёрство, обеспечить многополярность современного мира.

Россия — СНГ

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооружённые конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привёл здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье. Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объёмы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1998 г. образовался политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдавии (ГУУАМ). Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1997 г. был подписан договор России и Белоруссии о создании единого союзного государства.

Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик. Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. В разных направлениях развивались политические и правовые системы. Новые государства активно устанавливали самостоятельные экономические, политические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование национальных Вооруженных сил.
Российская политика в отношении стран СНГ в 1990-е годы СНГ определялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали необходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассматривалось в качестве главного направления российской политики. Другой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приоритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономические процессы. В середине 1990-х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ “Стратегический курс России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств”.
В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секретариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 1990-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реализована.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в “политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе”. Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 1990-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила “экономизация” связей. С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эффективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Формирование внешнеполитической доктрины – важнейший этап становления любого государства. В последние годы ХХ века происходило формирование основ внешней политики Российской Федерации как восстановленного после распада СССР независимого государства. Процесс шел непросто, ибо пораженная экономическим и политическим кризисом держава не могла позволить себе твердую позицию на международной арене. Однако к концу указанного периода Россия в основном определилась со своим местом в международной системе и начала действовать как самостоятельный субъект международных отношений.

Общие задачи российской внешней политики 1990-х годов

Поскольку Российская Федерация после 1991 года оказалась полностью новой фигурой в системе международных отношений, ее дипломатам предстояло решить множество непростых задач. Среди них можно выделить несколько главных направлений.

  1. Обеспечение официального признания государственности РФ и права страны на надлежащую часть наследия СССР.
  2. Сохранение по возможности статуса великой державы в новой системе международных отношений.
  3. Перестройка на новой основе отношений с бывшими республиками СССР и странами советского блока.
  4. Установление нового формата отношений с США и западным блоком.
  5. Определение приоритетных направлений своей международной политики и заключение соответствующих договоренностей.

Каждое из названных направлений требовало множества дипломатических шагов и решений, причем успех зависел не только от российских дипломатов. Общепринятым считается мнение, что все российские достижения и просчеты в этой сфере в это время связаны более с деятельностью МИДа, нежели Президента. Хотя Б.Н. Ельцин проявлял большую международную активность, он слабо разбирался как в проблематике международных отношений, так и в приемах дипломатии.

Основные приоритеты внешней политики РФ 1990-х годов

Со значительной долей условности историю внешней политики России 1990-х гг. делят на 2 периода, выделяя их по личности руководителей МИДа: А.В. Козырева (1991-1996 гг.) и Е.М. Примакова (1996-1998 гг.). Преемники Примакова склонны были продолжать именно его линию.

Приоритеты первого периода

Важнейшей задачей первого периода было обеспечение международной легализации Российской Федерации. Также кризисное положение экономики делало необходимым создание условий для прихода в страну зарубежных инвесторов – их деньги могли бы помочь создать рабочие места, повысить уровень жизни и запустить экономику, уже на рыночной основе. Наконец, следовало определиться с отношением к договорам, заключенным ранее на международной арене СССР – многие из них нуждались в корректировке.

А.В. Козырев и Президент США Б. Клинтон

При этом объявлялось и о переходе на новую основу в строительстве международных отношений. МИД заявлял, что ныне РФ ни одно государство не считает своим потенциальным противником, и намерена защищать свои интересы исключительно через доверие и сотрудничество. Страна заявляла о своей готовности ограничивать вооружения и присоединяться к различным кампаниям за их нераспространение. РФ также прекратила поддержку любых государств и режимов, чья политика вызывала неодобрение США.

Главной проблемой данного периода стал тот факт, что США и их союзники вовсе не были намерены оставлять за Россией статус великой державы и регионального лидера. Соответственно, они стремились навязать стране неравноправные договора и чрезмерные обязательства. Эта ситуация не способствовала международному престижу РФ и доверию к власти внутри страны.

Приоритеты второго периода

Различия между первым и вторым периодом не являются кардинальными. Тенденции на сближение с Западом, установление близких контактов с США и НАТО, оставались ведущими.

Министр иностранных дел Е.М. Примаков

Однако одновременно Россия начала уделять больше внимания традиционным связям на Востоке, а также укреплению отношений с бывшими союзными республиками в рамках Содружества Независимых Государств. Были заложены основы новых перспективных союзов вне рамок западного мира (например, с Индией и Китаем).

Основные шаги российской дипломатии 1990-х годов

Первой и самой важной задачей российской дипломатии после распада СССР было оформить международный статус страны. Это было сделано не без некоторых проблем, но быстро. Международное признание Российская Федерация получила до конца 1991 года; 24 декабря этого же года страна подтвердила членство в ООН (которое уже имела как РСФСР, по решениям Ялтинской конференции 1945 года).

До 1993 года включительно были решены все вопросы, связанные с правопреемственностью от СССР по международным договорам и обязательствам. В частности, для РФ был подтвержден статус постоянного члена Совета Безопасности.

Отношения с западными государствами

Согласно новой доктрине ориентации на США и их союзников, Россия в 1990-е годы заключила немало двусторонних и многосторонних договоров с западными странами.

Отношения России и Запада при Б.Н. Ельцине

Значение этих соглашений для РФ уменьшалось из-за того, что многие из них были неравноправными – страны и блоки Запада получали больше, чем давали взамен. Так, по договору 1993 года РФ следовало уничтожить значительно больше вооружений, чем это брались сделать США. Договор о партнерстве с ЕС давал преференции торговле этих государств в РФ, но не наоборот.

Также в 1994 году, вопреки данным еще М.С. Горбачеву устным обещаниям насчет нерасширения блока, начался процесс приема в Альянс бывших членов Организации Варшавского договора в Восточной Европе. Тем не менее, российская сторона и в 1997 году была вынуждена принять лишь устные заявления насчет того, что на территории новых стран НАТО не будет постоянных американских контингентов. Это обещание было нарушено практически сразу.

Восточная и Юго-Восточная политика

Этому направлению в первой половине 90-х уделялось гораздо меньше внимания. Однако уже в конце 1992 года Б.Н. Ельцин посетил Южную Корею и Китай, в 1995 году А.В. Козырев нанес визит в Иран. В 1993 году была подписана Токийская декларация, поднимавшая вопрос о территориальных разногласиях и мирном договоре между РФ и Японией.

Перед подписанием Декларации о многополярном мире

Отношения с бывшими республиками и странами Варшавского договора

Несмотря на создание в начале 1990-х Содружества Независимых Государств, в которое вошли большинство бывших союзных республик, в начале 1990-х центробежные силы в отношениях между ними и РФ преобладали над центростремительными. В отношениях с бывшими странами советского блока эта тенденция была еще более выраженной.

В первой половине 1990-х РФ была участником переговоров по установлению безъядерного статуса бывших союзных республик, в первую очередь Украины. В 1992 году страна была вовлечена в конфликт в Приднестровье. Были определенные проблемы и с демаркацией границ.

Б.Н. Ельцин и Е.Т. Гайдар на заседании глав СНГ

С середины 1990-х интеграционные процессы в рамках СНГ усилились. С 1995 года началось формирование таможенного союза с Казахстаном, Киргизией и Белоруссией. С рядом стран СНГ были начаты переговоры об установлении зоны свободной торговли.

В 1997 году был решен важнейший вопрос с Украиной – о статусе Севастополя и разделе Черноморского флота. Договоренность позволила РФ и далее использовать Севастополь в качестве военно-морской базы. В этом же году заключение договора с Белоруссией фактически положило начало будущему Союзному государству.

С бывшими странами советского блока такого сближения не происходило. Их экономики не были столь тесно интегрированы с советской; эти государства переориентировались на Запад, и влияние на них России стало незначительным. Во время войны в Югославии Россия сочла возможным пойти на уступки Западу, что привело к ее дипломатическому проигрышу в этом регионе.

Итоги внешнеполитических мероприятий РФ в 1990-х годах

Внешней политике РФ на начальном этапе существования независимого государства нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, страна смогла решить многочисленные и сложные международные проблемы. С другой – она шла на многочисленные уступки странам Запада, и эти уступки часто не окупались и вредили международному имиджу.

Важнейшим достижением российской дипломатии 90-х стало оформление статуса РФ как субъекта международной политики. Страна заняла место в важнейших международных организациях, утвердила свои права в качестве преемницы СССР, получила всеобщее признание. Президент Б.Н. Ельцин весьма активно разъезжал по миру и принимал лидеров других государств в Москве, что также влияло на интеграцию РФ в международное сообщество.

Б.Н. Ельцин и Президент США Билл Клинтон

Приоритеты внешней политики радикально изменились. Страна теперь стремилась к максимально тесному союзу с западными государствами. Было провозглашено, что Россия более не видит для себя в мире противников. Хотя лидеры государства заявляли, что рассматривают всю территорию бывшего СССР в качестве сферы своих интересов, на деле в международной повестке РФ этот регион отошел на второй план. То же относится к странам Восточной Европы.

Однако вскоре практика показала, что сотрудничество с ЕС, НАТО и США не столь выгодно, как казалось. Помощь России эти страны предоставляли только при условии выполнения множества навязанных ими условий. Заключенные с ними договора были более выгодны западным участникам. Обещания нерасширения НАТО на восток были нарушены совершенно откровенно, и то же случилось с гарантиями безопасности при этом расширении.

Познакомившись с реалиями западной жизни непосредственно благодаря расширению возможности путешествовать (эта возможность – еще одно достижение российской дипломатии), россияне изменили свое отношение к западной системе и ее ценностям. Оказалось, что эти ценности часто вступают в противоречие с теми, что свойственны русскому менталитету. Россияне не так, как граждане западных стран, понимали свои жизненные интересы, и желали иметь совсем не те права, что считались фундаментальными там.

Читайте также: