Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня кратко
Обновлено: 02.07.2024
Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1. статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 № 565-п, Департамент осуществляет следующие полномочия в области экологической экспертизы:
- Выступает специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы регионального уровня.
- Принимает нормативные правовые акты в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Ивановской области.
- Организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня.
- Осуществляет контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому исполнительными органами государственной власти Ивановской области.
- Информирует население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.
- Получает от соответствующих органов информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Ивановской области.
- Делегирует экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Ивановской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Ивановской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе в д. Микшино (подробнее).
О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).
О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).
О результатах государственной экологической экспертизы (подробнее).
О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).
О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее).
Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (подробнее)
О результатах государственной экологической экспертизы (подробнее)
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее)
О проводимых государственных экологических экспертизах (подробнее)
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее)
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее)
Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2018 до 01.08.2019) (подробнее)
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2019 до 01.08.2020) (подробнее)
Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2019 до 01.08.2020) (подробнее)
О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2019 до 01.08.2020) (подробнее)
О планируемой санитарной рубке зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы Ивановской области "Сосновый бор "Сокольники" (подробнее)
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)
Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)
О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)
О планируемой санитарной рубке зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы Ивановской области "Парк Харинка", расположенной в г. Иваново, ул. Павла Большевикова, д. 29 (подробнее)
О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)
Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)
О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)
1. Органы, уполномоченные на проведение экологической экспертизы
Напомним, что объекты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) делятся на объекты федерального и регионального уровня. В отношении первой категории объектов ГЭЭ проводит Росприроднадзор и его территориальные органы, в отношении второй категории – уполномоченные органы субъектов РФ. Порядок проведения ГЭЭ в указанной части не изменится со вступлением в силу Постановления[1].
Уполномоченные органы образуют комиссии по каждому конкретному объекту ГЭЭ. Помимо штатных сотрудников уполномоченных органов, в состав комиссии должны входить внештатные эксперты, а число членов комиссии должно быть нечетным[2].
2. Подача документов на ГЭЭ
3. Промежуточные сроки ГЭЭ
Постановление внесло большую определенность в порядок проведения ГЭЭ, установив для государственного органа конкретные сроки совершения отдельных действий в рамках ГЭЭ.
Если на ГЭЭ представлен неполный комплект документов, в указанном уведомлении должны быть перечислены недостающие документы[5].
Уполномоченный орган обязан начать проведение ГЭЭ не позднее чем через 15 дней (а в отдельных случаях – не позднее 3-х дней) со дня ее оплаты заказчиком и приемки материалов в полном объеме. Ранее указанный срок составлял 30 дней[6].
4. Срок проведения ГЭЭ
Нововведения также затронули срок проведения экологической экспертизы: он сократился с 4 до 2 месяцев с возможностью продления данного срока на 1 месяц по заявлению заказчика ГЭЭ (если иное не предусмотрено федеральными законами)[7].
5. Публичная доступность информации о проводимой ГЭЭ
Порядок проведения ГЭЭ был дополнен рядом новых положений, предусматривающих необходимость размещения информации о ГЭЭ в открытых источниках.
Так, Постановление предусматривает обязанность уполномоченного органа разместить на своем официальном сайте уведомление о начале работы экспертной комиссии ГЭЭ, содержащее информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии[8].
Если при проведении ГЭЭ объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ[9], заинтересованные органы государственной власти субъекта РФ вправе делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях соответствующей экспертной комиссии[10].
Сведения о заключении ГЭЭ размещаются на официальном сайте проводившего эту экспертизу органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства РФ о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне[11].
Росприроднадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ будут обязаны вести реестр выданных заключений ГЭЭ и предоставлять содержащиеся в нем сведения[12].
Кроме того, согласно Постановлению, ответственный секретарь экспертной комиссии обязан уведомить заказчика ГЭЭ о заседаниях экспертной комиссии, включая форму, дату, время и место проведения данных заседаний[13].
Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы[14].
6. Решение экспертной комиссии
Проект сводного заключения экспертной комиссии готовится ее руководителем и ответственным секретарем. Данный проект должен быть одобрен простым большинством (ранее – квалифицированным большинством не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной комиссии[15].
Если комиссией вынесено отрицательное заключение, то оно должно содержать конкретные замечания и предложения по доработке представленных материалов[16].
При этом, согласно новому порядку, экспертная комиссия не может прийти к выводу о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, как это допускает действующее Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 [17].
7. Срок действия заключения ГЭЭ
Постановление установило, что сроки действия заключений ГЭЭ устанавливаются с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не могут составлять менее пяти лет[18].
При этом заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, которые могут поступать в природную среду, действуют бессрочно[19].
О чем подумать, что сделать
Принятое Постановление упорядочило ряд аспектов проведения ГЭЭ. Организациям, планирующим проведение ГЭЭ, необходимо учитывать перспективу изменения правового регулирования данной процедуры, описанную в настоящем алерте.
Помощь консультанта
[1] Пункт 1 Положения о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденного Постановлением (Положение).
[2] Пункт 3 Положения.
Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).
Объекты государственной экологической экспертизы
Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
- в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
- проектная документация:
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
- искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
- проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
- проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:
- Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).
Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:
Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.
Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.
Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.
Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).
Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).
Объекты государственной экологической экспертизы
Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
- в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
- проектная документация:
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
- искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
- проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
- проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:
- Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).
Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:
Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.
Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.
Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.
Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).
Читайте также: