Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1. статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 № 565-п, Департамент осуществляет следующие полномочия в области экологической экспертизы:

  1. Выступает специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы регионального уровня.
  2. Принимает нормативные правовые акты в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Ивановской области.
  3. Организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня.
  4. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому исполнительными органами государственной власти Ивановской области.
  5. Информирует население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.
  6. Получает от соответствующих органов информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Ивановской области.
  7. Делегирует экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Ивановской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Ивановской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе в д. Микшино (подробнее).

О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).

О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).

О результатах государственной экологической экспертизы (подробнее).

О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).

О намечаемых к проведению государственных экологических экспертизах (подробнее).

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее).

Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (подробнее)

О результатах государственной экологической экспертизы (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее)

О проводимых государственных экологических экспертизах (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (подробнее)

Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2018 до 01.08.2019) (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2019 до 01.08.2020) (подробнее)

Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2019 до 01.08.2020) (подробнее)

О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2019 до 01.08.2020) (подробнее)

О планируемой санитарной рубке зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы Ивановской области "Сосновый бор "Сокольники" (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

О планируемой санитарной рубке зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы Ивановской области "Парк Харинка", расположенной в г. Иваново, ул. Павла Большевикова, д. 29 (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

Об организации и проведении государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2021 до 01.08.2022, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

1. Органы, уполномоченные на проведение экологической экспертизы

Напомним, что объекты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) делятся на объекты федерального и регионального уровня. В отношении первой категории объектов ГЭЭ проводит Росприроднадзор и его территориальные органы, в отношении второй категории – уполномоченные органы субъектов РФ. Порядок проведения ГЭЭ в указанной части не изменится со вступлением в силу Постановления[1].


Уполномоченные органы образуют комиссии по каждому конкретному объекту ГЭЭ. Помимо штатных сотрудников уполномоченных органов, в состав комиссии должны входить внештатные эксперты, а число членов комиссии должно быть нечетным[2].

2. Подача документов на ГЭЭ

3. Промежуточные сроки ГЭЭ

Постановление внесло большую определенность в порядок проведения ГЭЭ, установив для государственного органа конкретные сроки совершения отдельных действий в рамках ГЭЭ.


Если на ГЭЭ представлен неполный комплект документов, в указанном уведомлении должны быть перечислены недостающие документы[5].


Уполномоченный орган обязан начать проведение ГЭЭ не позднее чем через 15 дней (а в отдельных случаях – не позднее 3-х дней) со дня ее оплаты заказчиком и приемки материалов в полном объеме. Ранее указанный срок составлял 30 дней[6].

4. Срок проведения ГЭЭ

Нововведения также затронули срок проведения экологической экспертизы: он сократился с 4 до 2 месяцев с возможностью продления данного срока на 1 месяц по заявлению заказчика ГЭЭ (если иное не предусмотрено федеральными законами)[7].

5. Публичная доступность информации о проводимой ГЭЭ

Порядок проведения ГЭЭ был дополнен рядом новых положений, предусматривающих необходимость размещения информации о ГЭЭ в открытых источниках.


Так, Постановление предусматривает обязанность уполномоченного органа разместить на своем официальном сайте уведомление о начале работы экспертной комиссии ГЭЭ, содержащее информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии[8].


Если при проведении ГЭЭ объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ[9], заинтересованные органы государственной власти субъекта РФ вправе делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях соответствующей экспертной комиссии[10].


Сведения о заключении ГЭЭ размещаются на официальном сайте проводившего эту экспертизу органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства РФ о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне[11].


Росприроднадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ будут обязаны вести реестр выданных заключений ГЭЭ и предоставлять содержащиеся в нем сведения[12].


Кроме того, согласно Постановлению, ответственный секретарь экспертной комиссии обязан уведомить заказчика ГЭЭ о заседаниях экспертной комиссии, включая форму, дату, время и место проведения данных заседаний[13].


Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы[14].

6. Решение экспертной комиссии

Проект сводного заключения экспертной комиссии готовится ее руководителем и ответственным секретарем. Данный проект должен быть одобрен простым большинством (ранее – квалифицированным большинством не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной комиссии[15].


Если комиссией вынесено отрицательное заключение, то оно должно содержать конкретные замечания и предложения по доработке представленных материалов[16].


При этом, согласно новому порядку, экспертная комиссия не может прийти к выводу о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, как это допускает действующее Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 [17].

7. Срок действия заключения ГЭЭ

Постановление установило, что сроки действия заключений ГЭЭ устанавливаются с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не могут составлять менее пяти лет[18].


При этом заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, которые могут поступать в природную среду, действуют бессрочно[19].

О чем подумать, что сделать

Принятое Постановление упорядочило ряд аспектов проведения ГЭЭ. Организациям, планирующим проведение ГЭЭ, необходимо учитывать перспективу изменения правового регулирования данной процедуры, описанную в настоящем алерте.

Помощь консультанта

[1] Пункт 1 Положения о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденного Постановлением (Положение).
[2] Пункт 3 Положения.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
    • в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
    • в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
    • в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  8. проектная документация:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
    • искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
    • объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
  9. проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
  10. материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
  11. объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
  2. проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  4. объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:

  1. Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
  2. Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
  3. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:

Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.

Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).

Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
    • в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
    • в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
    • в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  8. проектная документация:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
    • искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
    • объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
  9. проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
  10. материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
  11. объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
  2. проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  4. объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:

  1. Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
  2. Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
  3. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:

Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.

Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).

Читайте также: