Проблема бытия в экзистенциализме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его "Я";
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

  • "В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?"
  • "Какова цель моей жизни?"
  • "Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?"
  • "Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?"

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное "Я". Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть "Я", которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть "Я", которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему "Я" человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего "Я", они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского "Братья Карамазовы", затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Søren Kierkegaard

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее "Я", которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Friedrich Nietzsche

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее "Я" человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — "ничто") философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Husserl Edmund

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о "чистом сознании" человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к "идеальному бытию", которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Sartre Jean Paul

Жан-Поль Сартр

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

"Позитивный" экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — "позитивный" экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей "позитивного" экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — "переступать") — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова "трансценденция". По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Экзистенциализм – это направление в философии, главной темой изучения которого является человек, его насущные проблемы и смысл жизни. Экзистенциализм – слово латинского происхождения, в переводе означает “существование”.

Философия Кьеркегора

  • Неподлинное существование – бездумная жизнь, когда человек не задумывается зачем он рожден и живет по инерции, так же как все, беря за пример жизнь других людей.
  • Подлинное существование – экзистенция, когда человек ищет свой собственный путь в жизни, не подчиняясь обществу, становясь хозяином своей судьбы.

Рис. 1. Карл Теодор Ясперс

  1. Эстетическая. Когда человек живет ради получения сиюминутных удовольствий, основывая свою жизнь на несущественном, и просто “плывет по течению” вместе со всеми. Вследствие пресыщения, итогом этой стадии всегда являются разочарование, тоска и отчаяние.
  2. Этическая. Человек делает обдуманный выбор и ставит в основу своей жизни выполнение долга. Нравственность и добродетель становятся основными спутниками личности на данной стадии развития, а чувство устойчивости и уверенности сопровождают человека на протяжении жизни.
  3. Религиозная. Внешний мир с его страстями перестает управлять человеком. Он сделал осознанный выбор, нашел смысл жизни и живет, согласно своим убеждениям и принципам.

Важно! Сторонники экзистенциализма считают, что настоящая свобода человека – это свобода от общества.

Коротко о понимании идеи

Экзистенциализм рассматривает суть бытия с онтологической точки зрения и считает, что жизнь - это что-то, что не должно быть постигнуто ни путем опыта, ни путем рационалистических и логических размышлений и выводов, а быть чем-то трансцендентным. Иными словами, философия экзистенциализма предполагает наличие иррационального взгляда на вещи, где человек и его жизнь будут рассматриваться как нечто выходящее за рамки логического объяснения. Рационализм рассматривает человека и все существующее как объект. Экзистенциализм же считает правильным рассматривать реальность как единство субъекта и объекта. Еще одно философское течение, называемое “философией жизни”, имеет иррационалистическую идею. Но экзистенциализм, в отличие от философии жизни, стремится к познанию мира не через “переживания”, а через нечто выходящее за его рамки и среднее между “чувственным” и “рациональным”.

Рис. 2. Мартин Хайдеггер

Причины и проблемы

  • Обесценивание личности и жестокое обращение с человеком (рабство, концлагеря, массовая гибель на войнах);
  • Страх уничтожения человечества (экологические катастрофы, создание оружия массового поражения);
  • Стремительное развитие науки и техники и их использование против человечества (военная техника, отравляющие вещества);
  • Жесткий тоталитарный режим , обесценивающий человека как личность;
  • Беспомощность человека перед силами природы (стихийные бедствия, катаклизмы);
  • Экономические, политические, нравственные, социальные кризисы (войны, революции, резкая смена времен и власти, быстрый рост технического прогресса).

Направления

  1. Религиозный. Носит символический, мифопоэтический характер. Основные представители этого направления: К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Достоевский и др.
  2. Атеистический. Носит критический и нигилистический характер. Основные представители этого философского течения: Ж-П Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, С. Де Бовуар и др.

Рис. 3. Жан-Поль Сартр. Фото 1967 года

Философия Ясперса

Немецкий философ впервые ввел понятие “пограничной ситуации”. С экзистенциалистской точки зрения, человек может понять и “найти” себя только в “пограничной ситуации”. Например, в каких-либо смертельно-опасных условиях, когда осознание приближающейся смерти заставляет человека по-иному посмотреть на мир и жизнь в целом, и наступает “озарение”. Ясперс считал, что люди живут неосознанной, бессмысленной жизнью. Решение проблемы он видит в приспособлении человека к миру, во всеобщем гуманизме и в осознанном созидании мира на Земле.

Важно! Экзистенциалисты придают особое значение страху в жизни человека, а Кьеркегор утверждал: “Страх есть головокружение свободы”.

Философия Хайдеггера

  • “Бытия с другими” - обезличивает человека, делает его таким же, как все.
  • “Бытия самого себя” - возможно лишь при осознании собственного я. Человеку, чтобы не потерять себя среди “бытия с другими”, нужно противопоставлять себя другим, отстаивая свою идентичность. Это и есть истинная свобода человека.

Рис. 4. Альбер Камю в 1957 году

Философия Ж-П Сартра

Философ из Франции Жан-Поль Сартр является ярким представителем атеистического экзистенциализма. В своих работах он выделял проблему выбора как основную проблему экзистенциальной философии. Основной тематикой во всей философии Сартра является тема свободы выбора человека. Философ считал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу. Такой выбор мыслитель называет экзистенциальным. Исходя из учений Сартра, можно сделать вывод, что свобода человека абсолютна и зависит лишь от его желаний. Иными словами, человек свободен до тех пор, пока у него есть желания, которые станут причиной сделанного им выбора и принятых им решений. Но свобода означает ответственность: за себя, свою жизнь, свои решения и действия. Основной идеей философии Сартра является приоритетность внутреннего мира для человека. Но полное осознание себя возможно лишь через общение и взаимоотношения с другими людьми. В своем основном труде под названием “Тошнота” писатель указывает на то, что человек изначально не имеет цели, а жизнь его пуста и бессмысленна, но лишь через осознание и выбор он приходит к осмыслению, придавая жизни значимость и ценность.

Философия Камю

  • Смерть. Смерть неизбежна, и с ее приходом вся пройденная человеком жизнь перестает иметь значение, все прожитое кажется несущественным и теряет смысл.
  • Ничтожность человека относительно природы . Смертный человек – ничто по сравнению с природой, существующей много лет.
Потому писатель приходит к выводу, что смысл жизни человека заключен не в окружающей его действительности, а просто в существовании как таковом. Изучая взгляды сторонников экзистенциализма, можно сделать вывод, что они едины в главном, хотя каждый привнес в эту философию что-то свое. Труды всех основных представителей этого философского направления в значительной степени повлияли на литературу, культуру, искусство и философию в целом. В нынешней философии прослеживается смещение внимания в сторону человека, его проблем и смысла его существования. Еще больше полезной информации по этой теме вы найдете в предложенном видео.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема бытия в философии экзистенциализма

Понятие экзистенциализма

История из чего-то прочного, которое обладало внятным для ratiо направлением, превратилась в дело рискованное, в что-то не дающее никаких гарантий, а потому – непредсказуемое.

Стоит отметить, что только философ Ж.П. Сартр признал данный термин совершенно своим. Не смотря на это, его концепция основательно видоизменилась в процессе творческой эволюции.

Однако, в любом случае в учениях перечисленных нами, а также ряде других, близких к ним мыслителей, фигурируют схожие темы, понятия, настроения. Поэтому одним из ключевых определений данного рода и стала экзистенция , мыслимая как какой-либо мост к бытию, как специфически человеческая форма самопроявления и самообнаружения истинной реальности.

Экзистенциализм как философское направление возник в 1920-х годах, хотя аналогичное ему мироощущение, как и терминологическая близость, обнаруживается в творчестве С. Кьеркегора, обоснованно считающегося его предшественником. Стоит отметить, что идеи Къеркегора не обрели европейского отклика, оказавшись востребованными лишь в следующем веке.

К основным публикациям о экзистенциализм е стоит отнести следующие 6 :

После окончания Второй мировой войны экзистенциализм, особенно во французской его версии, приобрел мировой размах, завоевал себе сторонников даже в тех государствах, где философские традиции были другими (прежде всего, к таким странам относятся англосаксонские госадарства), для которых экзистенциализм представлял род литературы.

Постклассическая модель философии, которая реализующаяся в экзистенциализме , отвергает идеал истины Нового времени: взгляд sub speciе aetеrnitatis , т.е. взгляд бесстрастного мудреца, совершенного наблюдателя. В экзистенциальном философствовании бесстрастную, не заинтересованную мысль признают бесплодной. Разрыва между бытием мысли и самим бытием быть не должно. Они — события. Экзистенциальное сознание делает возможным описания человеком своих состояний при помощи прямого дополнения: Я есть моя боль , Я есть моя надежда.

Переходность экзистенции вызвана ее временностью. Классическая философия Европы была озабочена тем, чтобы соотнести становящееся, временное бытие с бытием вечным, совершенным. Вечное бытие оказалось бытующим, испытываемым лишь в связи с совершенным. Экзистенциальное философствование, наоборот, уходит от вечного. Экзистенциализм принципиально ориентируется на временное, становящееся, нецелое. Временность же экзистенции говорит о ее незавершенности, что предполагает ее острое несовершенство, которое обнаруживается в проективности, обусловленности будущим. В экзистенции нет тональности единого , поскольку ей всегда чего-либо не хватает.

Социально-политические взгляды различных представителей Э. неоднородны и образуют широкий спектр от левых (и крайне левых, анархистских, маоистских) воззрений, выразителем которых в определенные моменты своей эволюции был Сартр, до взглядов праволиберальных и консервативных, к которым тяготели Марсель, Ясперс и Хайдеггер (который короткое время одобрительно интерпретировал нацистскую идеологию).

Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, так как недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью (Ю. М. Лотман). Поэтому столь противоположные направления одинаково служили культуре в самые тяжелые ее годы.

Идейные истоки экзистенциализма

Мыслитель выделил три этапа восхождения личности к истинному существованию:

эстетический, правящий ориентацией на удовольствие;

этический, правящий ориентацией на долг;

религиозный, правящий ориентацией на высшее страдание, которое отождествляет человека со Спасителем.

При жизни идеи Кьеркегора не приобрели признания и не вызвали какого-либо существенного интереса ни в Дании, ни тем более за ее пределами. Однако необходимо отметить, что мыслитель оставил после себя довольно значительное наследие, насчитывающее 12 томов сочинений и 20 томов дневников. Отметим, что наследие Кьеркегора довольно своеобразно.

Философ, по сути, создал новейший тип философских идей. У него не было стройных, логически последовательных трактатов. В основном, его наследие представлено литературно-философскими эссе, которые следовало бы ообозначить как художественные. Это не удивительно. Литература, искусство в целом имеют дело с теми же проблемами, что и экзистенциалистская философия: сущность человека, конфликтный характер бытия.

У Кьеркегора человек превращается в сложнейшую проблему, его существование или экзистенция – в загадку, тайну.

Что же порождает философию экзистенциализма? Кьеркегор дает довольно оригинальный ответ.

Это своего рода парадокс, но, если подумать, то чисто внешний парадокс. Внимание к человеку в регулярно усложняющемся мире, который становится все менее понятным и все более враждебным, закономерен (фикция легкости жизни только вуалирует данное обстоятельство). Подобного рода интерес обыкновенно реализовывался, опираясь на возрастающую мощность интеллекта. Вера в разум сохраняла доминирующие позиции в философии.

Религиозный и атеистический экзистенциализм

Существуют религиозный и атеистический экзистенциализм. Представителями наиболее раннего религиозного направления экзистенциализма являются Карл Ясперс, Габриель Марсель, Л. Шестов, Н.А. Бердяев, М. Бубер . Представителями атеистического экзистенциализма, который расцвел в период Второй мировой войны – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Необходимо учитывать, что такое разделение довольно условно, поскольку даже те мыслители, каких обыкновенно относят к представителям атеистического направления философии существования, того же Хайдеггера или Камю, говорят о неосуществимости и абсурдности жизни без Бога.

Самостоятельным философским направлением экзистенциализм стал в науке XX столетия в таких странах, как Россия, Германия и Франция. А уже в 1940-1960-х годах он становится одним из самых влиятельных направлений в духовной жизни европейцев.

Важное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических заключается в метафизической откровенности бытия человека.

Представители разных христианских конфессий стараются доказать, что все экзистенциалистские мотивы являются трагизмом существования человека, чувством одиночества, отвращением к себе и к миру, постоянным осознанием неизбежности смерти. Это все – определенный результат потери веры в Бога, следствие восприятия атеистического предписания.

На самом деле, мы можем назвать множество последователей Августина и Паскаля, сознательно соединявших свое экзистенциалистское видение мира с разными христианскими концессиями. К ним относятся протестанты С. Кьеркегор и К. Барт; православные Н. Бердяев и Л. Шестов (при чем, последний внес в философскую науку существенную дозу мистического учения восточной Церкви); наконец, католический экзистенциалист Г. Марсель, католические спиритуалисты М. Шакку, А. Карлини и др.

Бесспорно, святые Августин и Паскаль представляют собой двух инспираторов всего экзистенциализма; современный же христианский эсхатологизм является ничем иным, как сугубо религиозным вариантом экзистенциализма.

Философия АБСУРДА

Какой же вывод из этих рассуждений об ограниченности разума?

Так мы приходим к идее, что абсурд предполагает равновесие. Если же экзистенциализм пытается перенести акцент на один из компонентов триады, тем самым нарушается равновесие. Рассматривание с такой искаженной позиции остальных компонент приводит к выводу о немощи разума. Абсурд – это ясный разум, осознающий свои пределы.

Искусство является знаком смерти и в то же время приумножением опыта. Творить – значит жить вдвойне. Произведение искусства впервые выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с другим. Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прекращается и на поверхность вырываются абсурдные страсти. В абсурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью и раскрывает ее.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Проблема бытия человека в философии экзистенциализма - пример

Экзистенциализм - философское течение XX ст.

, Которая выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, что нет адекватного выражения на языке понятий. Истоки современного экзистенциализма связаны с именем датского философа С. Кьеркегора. Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понятий. Отсюда вывод, что научные методы непригодны для самопознания человека и наука не может предложить адекватных средств. Екзистенциализм стремится понять бытия, преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания.

Основное определение бытия, то есть нашего собственного бытия (так называемой экзистенции) является замкнутость, открытость. По экзистенциализмом, задача философии - заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей воли упадет в этот мир, в свою судьбу, и она живет в чужом ему мире, ее бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональное, страдания в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Под маской "друг для друга" люди действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде эмоциями: на все окружающее он реагирует не только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально. Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Свобода трактуется в экзистенциализме (например, у Сартра) в духе полного индетерминизма, т.е. вне всякой закономерностью и причинной зависимости. Она не терпит ни причины, ни основания. Вследствие этого свобода предполагает независимость настоящего времени от прошлого, а будущего от настоящего.

Современный экзистенциализм как система мировоззрения независимо от религиозной или атеистической ориентации отдельных его представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом "духовной аристократии". Религиозное крыло экзистенциалистов ищет преодоления трагизма индивидуального существования в мистическом общении с богом.

Экзистенциализм все бытие сущего приводит к его осмыслению вокруг бытия личности, а ее жизнь - к переживанию этого бытия. "Экзистенция" (существование) выражает единичность, уникальность жизни каждого человека: его индивидуальную судьбу, тайные глубины ее "я". Вопрос о том, "быть или не быть самим собой", непременно встает перед каждым интеллектуально и нравственно развитым человеком, что свидетельствует о высоком уровне самосознания.

Читайте также: