Назови особенности волшебной сказки которые ты встретил в произведении о царе салтане кратко
Обновлено: 03.07.2024
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;
-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
- расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка проблемного вопроса.
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
- Есть волшебство
- Странствия, приключения героев
- Кто-то мешает или помогает
- Герой воюет с нечистой силой
- Эпизоды повторяются по 3раза
- Есть зачин, концовка
- Добро побеждает зло
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_tema_analiz_skazki_a_s_pushkina_skazka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы : анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;
-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
- расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
1. Актуализация полученных ранее знаний и умений .
Постановка проблемного вопроса.
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
- Есть волшебство
- Странствия, приключения героев
- Кто-то мешает или помогает
- Герой воюет с нечистой силой
- Эпизоды повторяются по 3раза
- Есть зачин, концовка
- Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
- Повторы
- Общие места
- Строй сказки плавный, напевный
- Сказочник рисует словами образы, как красками
Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки
Приведите примеры героев, где был бы показан его характер
В кухне злится повариха (злость)
Плачет у станка ткачиха,
Государевой жене (зависть)
С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)
Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир…
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила б богатыря
А какие человеческие чувства вы знаете?
Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…
А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)
(Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)
Век тебя я не забуду:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом!
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю плывет…
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится, злится
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы можете сказать о времени и месте действия?
Что общим является для сказки литературной и народной?
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
Докажите, что в сказке есть жизненная правда
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Чему учит сказка?
Учит справедливости , добру, правде
Что такое сюжет?
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем приводить примеры
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
Что такое композиция?
Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
В сказке есть концовка:
Я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил.
В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки .
Перечислим их (см.план на ИД)
- Синонимы
- Сравнения
- Эпитеты
- Противопоставления
- Ондокоренные слова
- Сложные слова
- Славянизмы
- Определение после определяемого слова стоит
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Усилительные частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Бог вас, дети, наградит
Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Найдите в тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь
VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина на ИД)
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?
В те поры война была
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)
3. Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод … (что сделать?)
Тайно бросить в бездну вод
4. Какую песенку пела белка?
Во саду ли, в огороде
5.Разом пушки запалили,
В колокольнях зазвонили,
К морю сам идет Гвидон…
Кого он встречает?
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.
А теперь подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения
На этом урок закончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива".
Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. ) (проблемный метод)
Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России".
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане присутствует несколько признаков сказки.
1. Чудеса и волшебные явления
В этой сказке постоянно происходит какое-либо волшебство:
2. Зачин
В сказках обычно присутствует зачин. В данном случае он выглядит так:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
3. Счастливый конец (победа добра)
Отличительной чертой всех сказок является счастливый и справедливый конец, а также победа добра над злом. В сказке о царе Салтане все заканчивается благополучно: отец воссоединился с женой и сыном.
4. Присказка
Не всегда, но часто в сказках бывают присказки. Здесь она расположена в конце произведения:
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
5. Нескрываемая вымышленность сюжета
С самого начала произведения понятно, что все происходящие события являются вымышленными и не имеют ничего общего с реальными историческими событиями.
6. Преодоление потери
Для волшебных сказок характерно преодоление какой-либо потери или препятствия. В данном случае речь идет о разлуке царя Гвидона со своей женой и сыном.
7. Два поколения
В экспозиции сказки традиционно присутствуют два поколения. В данном случае речь идет о царе Салтане с его женой и о князе Гвидоне с царевной Лебедью.
8. Троекратные повторы
В сказках часто используется троекратный повтор какого-либо события.
В данном случае мы видим, что князь Гвидон трижды обращается в насекомое, трижды летает к своему отцу, и трижды царевна Лебедь исполняет его просьбу (белочка, богатыри и ее превращение в царевну).
Кроме того, в сказке было три сестры, а потом три бабы, которые отговаривали царя Салтана.
Признаков, которые указывают на то, что эта сказка волшебная, довольно много. В первую очередь, это тот момент, когда мать с сыном плыли по океану в бочке и смогли выжить. Во-вторых, это то, что мальчик (сын царицы) рос в бочке очень быстро и стремительно, а когда бочка оказалась на берегу, он смог выбить дно без особых затруднений. Сама лебедь является девицей, а не птицей, то есть она заколдована. Также лебедь обладала способностью к волшебству (она много раз исполняла желания Гвидона, а также наградила его городом, где он царствовал). Все эти признаки говорят о том, что эта сказка волшебная. В сказке много волшебства.
Какие признаки волшебной сказки есть в сказке "О царе Салтане"?
Признаки волшебной сказки "О царе Салтане", какие?
Сказка "о Царе Салтане" - это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка "о Царе Салтане" волшебная.
Признаки волшебной сказки в сказке "О царе Салтане":
- Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
- Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
- Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
- Главный герой проходит испытание.
- В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
- В конце сказки добро побеждает зло.
Если написать совсем краткое содержание данной сказки, то получится примерно вот что:
Если же говорить о волшебстве в этой сказке, то в ней его предостаточно. Она буквально пронизана волшебством. Сами подарки, заказанные сестрами уже являются волшебными:
Далее купец попадает во дворец к чудищу, там с ними происходят чудеса:
К волшебным предметам можно отнести и перстень, который получает купец от хозяина дворца, способный переносить человека куда он только захочет:
Такие же чудеса происходят и с младшей дочерью купца, когда она попадает во дворец чудища: ей прислуживают невидимые слуги, она разговаривает с чудищем своим голосом, а он ей отвечает огненными надписями на стене, затем невидимым голосом.
Наконец, самое главное волшебство в сказке:
Произведение А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" является волшебной авторской (или литературной) сказкой:
- известен конкретный автор,
- в сказке много волшебства, в частности - волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).
"Морозко" - это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка "Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: "Тепло ли тебе, девица" и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.
Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.
Признаки волшебной сказки в сказке "Морозко":
1) Зачин - начало сказки:
2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке - Морозко, говорящая собака.
Читайте также: