Назови особенности волшебной сказки которые ты встретил в произведении о царе салтане кратко

Обновлено: 03.07.2024

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Планируемые результаты

Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

Познавательные

- расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло
ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_tema_analiz_skazki_a_s_pushkina_skazka.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Методы : анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

- расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

1. Актуализация полученных ранее знаний и умений .

Постановка проблемного вопроса.

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Что общим является для сказки литературной и народной?

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки .

Перечислим их (см.план на ИД)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране следующие цифры:

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива".




Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. ) (проблемный метод)

Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России".


В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане присутствует несколько признаков сказки.

1. Чудеса и волшебные явления

В этой сказке постоянно происходит какое-либо волшебство:

2. Зачин

В сказках обычно присутствует зачин. В данном случае он выглядит так:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

3. Счастливый конец (победа добра)

Отличительной чертой всех сказок является счастливый и справедливый конец, а также победа добра над злом. В сказке о царе Салтане все заканчивается благополучно: отец воссоединился с женой и сыном.

4. Присказка

Не всегда, но часто в сказках бывают присказки. Здесь она расположена в конце произведения:

Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

5. Нескрываемая вымышленность сюжета

С самого начала произведения понятно, что все происходящие события являются вымышленными и не имеют ничего общего с реальными историческими событиями.

6. Преодоление потери

Для волшебных сказок характерно преодоление какой-либо потери или препятствия. В данном случае речь идет о разлуке царя Гвидона со своей женой и сыном.

7. Два поколения

В экспозиции сказки традиционно присутствуют два поколения. В данном случае речь идет о царе Салтане с его женой и о князе Гвидоне с царевной Лебедью.

8. Троекратные повторы

В сказках часто используется троекратный повтор какого-либо события.

В данном случае мы видим, что князь Гвидон трижды обращается в насекомое, трижды летает к своему отцу, и трижды царевна Лебедь исполняет его просьбу (белочка, богатыри и ее превращение в царевну).

Кроме того, в сказке было три сестры, а потом три бабы, которые отговаривали царя Салтана.

Признаков, которые указывают на то, что эта сказка волшебная, довольно много. В первую очередь, это тот момент, когда мать с сыном плыли по океану в бочке и смогли выжить. Во-вторых, это то, что мальчик (сын царицы) рос в бочке очень быстро и стремительно, а когда бочка оказалась на берегу, он смог выбить дно без особых затруднений. Сама лебедь является девицей, а не птицей, то есть она заколдована. Также лебедь обладала способностью к волшебству (она много раз исполняла желания Гвидона, а также наградила его городом, где он царствовал). Все эти признаки говорят о том, что эта сказка волшебная. В сказке много волшебства.

Какие признаки волшебной сказки есть в сказке "О царе Салтане"?

Признаки волшебной сказки "О царе Салтане", какие?

Сказка "о Царе Салтане" - это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка "о Царе Салтане" волшебная.

Признаки волшебной сказки в сказке "О царе Салтане":

  1. Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
  2. Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
  3. Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
  4. Главный герой проходит испытание.
  5. В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
  6. В конце сказки добро побеждает зло.


Если написать совсем краткое содержание данной сказки, то получится примерно вот что:

hcxEInNYrJXt45wnI2ZRx0qNHcQ3flPu.jpg

Если же говорить о волшебстве в этой сказке, то в ней его предостаточно. Она буквально пронизана волшебством. Сами подарки, заказанные сестрами уже являются волшебными:

ZpbjBlkUAT7jhr5gmLTqDkwl8Sn0XqUI.jpg

Далее купец попадает во дворец к чудищу, там с ними происходят чудеса:

5lwnjDuNALe3pUTys8ZtSGTmwp5gXAnJ.jpg

К волшебным предметам можно отнести и перстень, который получает купец от хозяина дворца, способный переносить человека куда он только захочет:

0bdWhjyzKMc2DPbEDOcVe2kBk4xL7R2p.jpg

Такие же чудеса происходят и с младшей дочерью купца, когда она попадает во дворец чудища: ей прислуживают невидимые слуги, она разговаривает с чудищем своим голосом, а он ей отвечает огненными надписями на стене, затем невидимым голосом.

Наконец, самое главное волшебство в сказке:

6Nj9AH3tLJ348wBru9WbwkIPcVntLag.jpg

Произведение А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" является волшебной авторской (или литературной) сказкой:

  • известен конкретный автор,
  • в сказке много волшебства, в частности - волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).

"Морозко" - это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка "Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: "Тепло ли тебе, девица" и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.

Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.

Признаки волшебной сказки в сказке "Морозко":

1) Зачин - начало сказки:

g9oLmPiHwY5pJaLgfWFzYTfLKAwAPpA.jpg

2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке - Морозко, говорящая собака.

Читайте также: