Гигиена древнего китая кратко

Обновлено: 15.05.2024

На территории Китая человек жил уже в эпоху палеолита. Скелет человека, откопанный к югу от Пекина (пекинский синантроп), принадлежит к самым давним выявленным на земле останкам человека.

Древними китайцами были изобретены также порох, компас (магнитная игла), кисть для письма. А изделия китайских промыслов – шелка, фаянс и фарфор – пользовались известностью во всем мире в течение тысячелетий.

Казалось бы, на таком фоне и китайская медицина должна быть какой-то особенной. Истоки ее сплошь окутаны легендами. И что здесь правда, а что вымысел, разобраться бывает не так уж легко. Во всяком случае, основателем местной медицинской науки считается не кто иной, как сам император Шэнь-нун (ок. 2700 г. до н. э.). Именно он, согласно преданию, в свободное от административных забот время составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры.

Самый древний китайский труд по медицине – трактат Нэйцзин (Канон медицины) – опять-таки приписывается императору, но уже другому. Говорят, трактат составил Хуан-ди, правивший в 2698–2599 гг. до н. э.; Однако на самом деле подлинное время создания Канона медицины неизвестно.

Поначалу китайская медицина основывалась сплошь на магии. Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, подобный тому, что люди наблюдают вокруг. И в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами – огнем, землей, водой, деревом и металлом.

Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах – полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (ян) и считалось активным, светлым, второе – как женское (инь) – пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала ян, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь – с признаками притеснения всех функций.

В диагностике заболеваний большое значение придавали анамнезу, общему виду больного. Пристально исследовали глаза, ноздри, рот и другие отверстия тела, рассматривая их как окна, сквозь которые входят болезни. Особенное внимание уделяли исследованию пульса, которое длилось нередко часами. Думали, что по пульсу можно узнать, как функционирует не только сердце, но и все органы, а также состояние психики больного. Обращали внимание на характер выделений больного. Мочу исследовали на вид и вкус в разные часы дня и ночи.

Со временем китайские медики накопили около 2000 рецептов, многие из которых были действительно полезными, не потеряли своей ценности до сих пор. Так, соли железа применялись при лечении анемии (малокровия), мышьяк – при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство.

Китайская империя в период ее наибольшего расцвета имела специальное государственное учреждение – медицинский приказ. Основным его назначением было обслуживание потребностей императорского двора и прежде всего лично императора. Но в функции его входили также некоторые аспекты медицинского дела, которые были в компетенции государственной власти (например, при эпидемиях).

Подготовка врачей в Древнем Китае носила кастово-фамильный характер; медицинские знания передавались из поколения в поколение внутри одной семьи. С образованием царства, усилением влияния религии началась и школьная подготовка врачей при храмах; руководящая роль в медицине перешла к жрецам. В эпоху Чжоуськой династии (XI–III в. до н. э.) квалификацию врачей стала определять соответствующая комиссия, присваивая кандидатам высшие и низшие разряды.

Врач Цан Гунн (III в. до н. э.) первым начал вести истории болезней того или иного пациента, что позволяло в случае необходимости обращаться к опыту прошлых лет.

Особую трудность для китайских врачей представляло лечение женщин, которых они не могли исследовать непосредственно, освободив от одежды. Врач, идя к больной женщине, всегда имел при себе куклу женского пола, на которой женщина показывала врачу больные места. Этим, да еще определением пульса и обзором мочи ограничивалось все объективное исследование.

Тем не менее древняя медицина Китая имела и свои достижения. Она знала немало средств для лечения ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы ампутированных конечностей. Уже в V в н. э. в военных частях были штатные врачи. Из древних хирургов особенно известен был Хуа Ту, который делал полостные операции с обезболиванием, используя для этого опий, сок конопли.

В Китае применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сухие струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей.

Врачи придавали больше значение общей гигиене, советовали обмывать все тело через каждые 5 дней, голову мыть через день, а руки 3–5 раз на день.


Несмотря на то, что медицина в Древнем Китае отличалась догматизмом и косностью, развита она была достаточно хорошо. Было известно большое количество заболеваний и способов их лечения. Некоторые медикаментозные препараты, открытые в Древнем Китае, используются и по настоящее время. На высоком уровне была диагностика и хирургия. Методы эксперимента и непосредственного наблюдения развиты не были, поэтому в течение многих веков медицинское знание оставалось практически на том же уровне.

Зарождение медицины в Китае

Возникновение медицины в Древнем Китае легенды связывают с императором Шэнь-нун, жившем около 2700 года до н.э. Ему приписывается создание первого травника, содержащего описание более 100 лечебных растений, и изобретение техники акупунктуры.

На начальных этапах медицина была неразрывно связана с религией и магией. Основой ее служило учение о противоположностях инь и ян и о пяти элементах. Китайцы верили, что при нарушении равновесия между этими началами возникают различные заболевания.

Представления о строении тела и диагностике заболеваний

Вскрытия умерших в Древнем Китае не практиковались, поэтому представления о строении тела были достаточно фантастичными.

Китайцы имели представление о кровообращении. Основную роль в диагностике многих состояний играло определение пульса. Он измерялся в 11 различных точках, каждый раз использовались три надавливания различной силы. Описано было 200 различных разновидностей пульса, 26 из которых значили скорую смерть.

Терапия в Древнем Китае

Лечение включало большое количество магических средств и ритуалов. Наиболее популярным являлось учение о сигнатурах (знаках). По этой методике подобное должно лечиться подобным. Например, желтое применялось для лечения желтухи, а бобы, которые напоминают по форме почку, применялись при болезнях мочевыводящих путей.

Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень применялись как слабительное, а опий – как наркотик.

Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев.

Активно использовались хирургические вмешательства. Но в последующем этот раздел медицины перестал развиваться.

Медицина древнего Китая

Медицина древнего Китая ведет свое исчисление начиная с 14-15 веков до н. э. История самого Китая насчитывает около четырех тысяч лет, об этом свидетельствуют письменные памятники. Медицина древнего Китая

Древнейший текст

Человечеству известен один древнейший текст, который датируется 2059 годом до н. э. И уже в то время на территории Китая существует высоко развитая цивилизация. Текст гласит:

«Юй повел реку Хуанхэ на юг Цин-чжоу через ущелье Лун-мэнь до горы Хуа. Затем он заставил ее течь на восток по притоку Мэнцин. На северо-западе почва желтая и рыхлая. Земля — самая плодородная. Жители приносят императору в дань яшму и другие редкие минералы. Чтобы привезти их в столицу, они пускают свои лодки по течению реки. Кочевые племена в той стороне подчинены им.

Становление медицины древнего Китая

Становление медицины древнего Китая происходило в неразрывной связи и на основе развития и смены общественно-экономических формаций, культуры китайского народа. Но буржуазная наука, игнорируя и принижая роль народных масс, истинного творца истории, рассматривала исторический процесс как результат деятельности отдельных личностей.

Поэтому и данные истории китайской народной медицины излагались в отрыве от истории последовательного развития способа производства, материальных благ и производственных отношений основных классов общества, по периодам отдельных императорских династий. Не показывая не только роли народа в создании национальной медицины, но и роли бесчисленного количества народных врачей, буржуазные исследователи в лучшем случае фиксировали свое внимание на деятельности отдельных ученых-медиков, ставя ее в зависимость от правящих династий.

Несостоятельность такой периодизации истории медицины очевидна. Разложение первобытно-общинного строя и зарождение классов привело к тому, что в сложившемся на территории Китая во втором тысячелетии до н. э. раннерабовладельческом государстве Инь, или Шан, наряду с земледелием, игравшим основную роль, скотоводством, охотой и рыболовством, начало быстро развиваться и ремесленное производство.

После того, как иньцы около 1400 года до н. э. обосновались в долине среднего течения реки Хуанхэ, здесь были построены многочисленные города. В одном из них, расположенном в нынешнем уезде Аньян, более ста лет назад (1899) археологи нашли панцири черепах с надписями на них. Расшифровка выявила очень интересные данные, в частности медицинского характера. Оказалось, что в те времена уже были описаны болезни языка, зубов, глаз, ушей и некоторые эпидемические — всего 22 вида заболеваний.

Носители медицинских знаний

Разпостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей

А к концу иньского периода (13 в. до н.э.) появляются медики-знахари уже из среды свободных людей, ими становятся даже именитые лица. Распостраненное применение знахарских лекарств медиков-знахарей. Так, одним из десяти известных историй знаменитых знахарей того времени упоминается некий У Сян — крупный императорский сановник.

Первые врачи

К этому времени относятся описания около 50 форм этих заболеваний и средств их лечения). Вместо заклинаний и молитв они уже применяют медикаментозное и оперативное лечение, некоторые виды диеты.

Описание медицинских знаний

Среди них числились два диетолога, восемь терапевтов, столько же хирургов, четыре ветеринара и два аптекаря).

Государство Чжоу

Он ознаменовался не только войнами. В этом периоде начали применять железные изделия, в связи с чем улучшились способы ведения земледельческих работ, повысилась урожайность, стали возводиться крупные ирригационные сооружения; новый толчок получило развитие ремесла и торговли. Сбыт продуктов производства способствовал обмену опытом и культурой, что не замедлило сказаться и на состоянии медицины.

Если до 8—7 вв. до н. э. каменные иглы применялись только на востоке Китая (провинции Шаньдун и Цзяньсу), лекарства — на Западе (провинции Хэбей и Шаньси), металлические иглы — на Юге (провинции Хубей и Хунань), а массаж — в Центре (провинции Хэнань), то в середине периода Чжоу эти инструменты и методы стали известны всем медикам Китая и начали применяться комплексно.

Медицина конкурирует со знахарством

Медицина не только получает возможность успешно конкурировать со знахарством, но и наносит ему решительное поражение. История зафиксировала такой интересный факт. В 576 г. до н. э. заболел император Цзинь Гун. К нему был призван знахарь Тянь У. Молитвы и заговоры не помогли. Тогда пригласили врача И Хуаня, который вылечил больного.

Медицинские организации

После этого случая правители не только стали официально поддерживать медицину, но и начали создавать при своих дворах особые медицинские организации. Призванные обслуживать императора и его ближайших сановников, эти организации располагали довольно большим штатом — до 52 человек, в числе которых были 21 врач и два специалиста по изготовлению лекарств.

Врачи такого медицинского учреждения уже делились по основным отраслям медицины (терапевты, хирурги, диетологи) и на пять категорий по своей квалификации.

Квалификация врача

Критерием определения квалификации врача было число выздоровевших из ста лечившихся у него больных. Если благополучный исход наступал во всех ста случаях, врача относили к первой категории, излечение половины больных давало право получить пятую категорию (По некоторым источникам, для получения пятой категории требовалось добиться выздоровления 60 процентов больных).

Присуждение категорий производилось на основании специальных квалификационных проверок — традиция, сохранявшаяся затем в китайской медицине на протяжении многих веков.

Странствующие целители

Наряду с придворными медиками и врачами, имеющими постоянное местожительство, в исторических сочинениях упоминаются и странствующие целители. В поисках медицинской практики они бродили по стране и имели возможность наблюдать самые разнообразные болезни. Странствующие медики постоянно общались с другими народными врачами, знакомились с их опытом и обогащали свои знания в эмпирической медицине.

Крупнейший медик древнего Китая Бянь Цюэ

Бянь Цюэ - крупнейший медик древнего Китая

Бянь Цюэ - крупнейший медик древнего Китая

До Бянь Цюэ в Китае уже было известно свыше ста видов лекарств, существовали и такие методы лечения, сохранившие свое значение до наших дней, как иглотерапия, прижигание, массаж и пр., но никто до Бянь Цюэ этого опыта не обобщал, никто его так хорошо не осмыслил и не обосновал.

Имея широкие по тому времени медицинские познания, полученные от своего учителя — известного медика Чан Сан-цзюня, у которого он обучался свыше 10 лет, и богатый опыт медицинской практики, Бянь Цюэ странствовал по всему Китаю, устанавливал связи с известными медиками разных княжеств, усваивая все ценное из их обширной практики и разнообразных знаний.

Посетив главные города всех княжеств Китая, он, наряду с собиранием ценных сведений по медицине, сам широко практиковал и передавал свои знания местным медикам. Оставаясь весьма доступным и тогда, когда Бянь Цюэ приобрел широкую известность и стал самым популярным медиком страны, он был близким народу, никогда не отказывал людям в медицинской помощи.

Именуя себя то специалистом по внутренним болезням, то хирургом или гинекологом, офтальмологом-отологом или педиатром, он одновременно применял лекарства, иглоукалывания, прижигания, массаж и другие средства. Вот некоторые примеры, иллюстрирующие его популярность, как повествует о них Сым Цянь:

Второй случай таков: Бянь Цюэ был приглашен к высокопоставленной особе. Больной в течение пяти дней находился в коматозном состоянии и умирал. Применением декоктов и других лечебных средств знаменитый лекарь поднял больного на ноги.

В области изучения пульса и предсказания тяжести заболевания по пульсу в последующие века никто из медиков не сделал больше. Поэтому Бянь Цюэ по праву считается родоначальником изучения пульса в китайской медицине. Для диагностических целей Бянь Цюэ пользовался также методом опроса, выслушивания, наблюдением за дыханием, окраской кожи, характером голоса больного и запахом, исходящим от него.

В памяти народных масс Китая Бянь Цюэ оставил глубокий след как ученый высокой эрудиции, много сделавший в области медицины, и в то же время проявивший себя как выдающийся общественный деятель. Сведения о его деятельности передавались устно из поколения в поколение. Но осталось и много письменных памятников — произведений его учеников.


Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Первобытная медицина
  • Глава 2. Медицина Древнего Египта
  • Глава 3. Медицина Древнего Китая

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не жилец! История медицины в увлекательных заметках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Медицина Древнего Китая

За свои заслуги, касающиеся не одного только врачевания, Шэнь Нун был обожествлен. Мы сравнили его с Имхотепом, но есть один нюанс — Шэнь Нун никогда не занимался врачеванием. Он изучал свойства лекарственного сырья и способы приготовления препаратов, то есть по сути дела был не врачом, а аптекарем. Об аптекарской специализации говорит и один из титулов Шэнь Нуна — Яован, Князь лекарств. Но зато Шэнь Нун стал божеством, а вот самый знаменитый китайский врач Бянь Цяо, живший в VI веке до нашей эры, такой чести не удостоился, несмотря на то что он создал учение о свойствах пульса и пульсовой диагностике. Так что удачу в лечебных делах и скорейшего исцеления надо испрашивать у Шэнь Нуна, а вот если хочется сделать высший комплимент врачу, его сравнивают с Бянь Цяо.

В Древнем Китае все было примерно так же, как и в Древнем Египте, да не совсем. И медицине здесь покровительствовал бог-аптекарь, а не бог-врач, и концепция, лежащая в основе лечебного дела, была не столько мистической, сколько философской, основанной на мировой гармонии, на единстве двух противоположных начал — Инь и Ян, Земли и Неба — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Инь — это женское начало, символ Земли, холода и покоя. Мужское начало Ян олицетворяет Небо, движение, жар.


Гармонию Инь и Ян олицетворяет известное графическое изображение темного и светлого начал в круге, которое называется Тай Цзи — Великое единое

Добродетели и эмоции упомянуты не случайно. В традиционном китайском представлении излечиться от тяжелого заболевания могут только добродетельные люди, а эмоции обладают лечебным действием.

Вот исторический анекдот, демонстрирующий силу эмоций и самоотверженность китайских врачей. В китайском царстве Сун в IV веке до нашей эры жил знаменитый врач по имени Вэнь Чжи. Однажды его призвал к себе правитель царства Ци, страдавший кожной болезнью, которую не могли вылечить придворные врачи. Осмотрев правителя, Вэнь Чжи сказал его сыну, что болезнь излечима, но для этого придется умертвить врача.

— Почему? — удивился сын правителя. — Ведь того, кто вылечил, положено награждать.

— Эту болезнь можно излечить только сильным гневом, — ответил Вэнь Чжи, — а тот, кто вызовет гнев правителя, должен быть предан казни, так велит закон.

Сын правителя заверил Вэнь Чжи в том, что в случае исцеления он вместе со своей матерью уговорит правителя пощадить врача, действовавшего из благих побуждений.

Вэнь Чжи исполнил задуманное. Приступ сильного гнева, спровоцированный врачом, исцелил правителя, но тот не внял мольбам жены и сына и приказал сварить Вэнь Чжи в кипятке. Казнь продолжалась трое суток, в течение которых Вэнь Чжи оставался жив, надеясь на то, что правитель изменит свое решение. Когда же он понял, что пощады не будет, то велел накрыть котел крышкой, после чего умер [9] .

Учение о Инь и Ян создал великий мудрец-император Фу Си, живший в первой половине III тысячелетия до нашей эры, то есть примерно в одно время с императором Шэнь Нуном. Скорее всего (и да простят автору китайцы эти слова) Фу Си был таким же мифическим персонажем, что и его коллега Шэнь Нун. Оба императора дополняют друг друга как врач и фармацевт. Фу Си изучал строение человеческого тела, но на своеобразный манер — его интересовали жизненные каналы, по которым энергия ци перемещалась по организму, и расположенные на поверхности тела активные точки, позволяющие управлять этими перемещениями. Согласно легенде, наличие таких точек было открыто случайно. Некий крестьянин, страдавший постоянной головной болью, во время работы в поле ударил себя по ноге мотыгой и тут же ощутил облегчение — головная боль исчезла. Он поделился этим открытием с односельчанами. Так в деревне появился обычай лечить головную боль ударами камней по ногам. Мудрый Фу Си заинтересовался этим и в результате появились техники иглоукалывания и прижигания активных точек…

Давайте представим визит китайского врача, да хотя бы и самого Сунь Сымяо, к пациенту.

Взаимодействие врача с больным всегда и везде начинается с жалоб, разве что за исключением тех случаев, когда больной пребывает в бессознательном состоянии. Выслушав жалобы, врач спрашивал, в какой год и в какое время года родился пациент. Астрология имеет огромное значение в традиционной китайской медицине. Человека, родившегося в год Огненной лошади, нужно лечить совсем не так, как человека, родившегося в год Водяной змеи. Двенадцать животных (мышь, вол, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и свинья) в сочетании с пятью стихиями (вода, огонь, дерево, металл и земля) определяют шестидесятилетний цикл традиционного китайского календаря. Знак, под которым рожден человек, определяет наиболее благоприятное состояние его тела. Лекарство, подходящее для Огненной лошади, может оказаться ядом для Водяной змеи.


После расспросов врач приступал к осмотру пациента. Прежде всего он внимательно, словно путешественник карту, рассматривал кожные покровы пациента, обращая внимание на то, как меняется цвет на различных участках. При этом работали не только глаза, но и нос — врач в прямом смысле слова принюхивался к пациенту. Язык изучался не менее тщательно, чем кожа. После осмотра врач прикасался рукой к некоторым участкам, проверяя их температуру, а затем долго, примерно в течение четверти часа, прощупывал пульс в разных местах. При этом он не смотрел на часы, которые в Древнем Китае были водяными — в чаше с водой плавал сосуд в виде половины шара, постепенно наполнявшийся водой через отверстие в нижней части. Часы врачу были не нужны, потому что он отсчитывал нужный интервал времени по дыхательным движениям — своим или пациента. Оцените сложность задачи, ведь нужно было одновременно следить и за пульсом, и за дыханием!

После оценки пульса наступала очередь пальпации, то есть прощупывания. При помощи обеих рук врач исследовал тело пациента, причем пальпация проводилась не только в положении лежа, но и в сидячем. Врач мог надавить на какие-то активные точки, чтобы посмотреть, как отреагирует на это пациент.

Закончив осмотр, врач просил пациента помочиться в чашу и приступал к исследованию мочи — оценивал цвет и запах, а затем пробовал ее на вкус. Да — на вкус. Эта часть исследования напоминала дегустацию вина — мочу некоторое время держали во рту, прислушиваясь к ощущениям, затем выплевывали и отпивали следующую порцию для того, чтобы составить полное впечатление о ее вкусе. По завершении дегустации рот прополаскивали чаем.

Занимаясь пациентом, китайский врач непременно составлял представление не только о его физическом состоянии, но и о психическом. Даже если речь шла о банальной простуде, лечение флегматичного и раздражительного пациентов было разным.


Если сравнить развитие терапевтического направления в Древнем Китае с хирургическим, то результат сильно удивит. На фоне замечательно развитой терапии, включавшей в себя даже диетологию и вакцинацию против натуральной оспы, хирургия выглядит, мягко говоря, бледно. Можно сказать, что дальше безопасной кастрации, то есть такой, после которой подавляющее большинство прооперированных выживали, китайские хирурги не продвинулись. Причиной стало распространение конфуцианства, которое неодобрительно относилось к хирургическим методам лечения. Согласно конфуцианским представлениям, человек должен быть похоронен таким же, как и родился, в целом, неповрежденном, виде. Например, ради этого евнухи всю жизнь хранили свои отсеченные яички, которые клались в гроб при погребении.

Читайте также: