Культурная революция в казахстане кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель истории СШ имени В.И. Пацаева

Успанова Марьям Жукесовна

Культура в Казахстане в 20-30-е гг. ХХ века

Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.

Цели изучения темы: создать условия для понимания общего развития культуры в Казахстане, учитывая негативные и позитивные тенденции развития.

Развивающая:. – отработать навыки выделения главного от косвенного, составления методов наглядной конкретизации мыслительных операций.

Обучающая: создать условия для формиро­вания знаний о развитии культуры в Казахстане в пери­од 1920-1930 гг., а также условий для запоминания дат и названий, относящихся к вопросам культуры.

Воспитательная: создание условий для воспита­ния потребности в самостоятельном мышлении.

Наглядные пособия: карта Республики Казахстан, схемы-классификаторы по вопросам: Термины, даты. Глоссарий

Тип урока: можно провести занятие в форме лекции или в виде комбинированного занятия.

Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности.

Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи.

Однако большая часть школ

работала в неприспособленных Единых учебных

помещениях, программ не было,

99% казахских школ вообще не практически не было учебников

имело своих зданий

Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты.

Количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования

В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению

в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование.

Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников.

В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую.

начала развиваться система высших учебных заведений.

В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет.

В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева.

В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт

в 1930 - сельскохозяйственный.

В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби).

В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

На­ука Ка­захс­та­на

1920–1930-е гг — пе­ри­од ста­нов­ле­ния на­уки Ка­захс­та­не. В 1932 г. соз­да­на Ка­захс­тан­ская ба­за Ака­демии на­ук СССР, ко­торая пер­во­началь­но име­ла в сво­ем сос­та­ве два сек­то­ра — зо­оло­гичес­кий, бо­тани­чес­кий и Бо­тани­чес­кий сад в Ал­ма-Ате.

В 1936 г. с ба­зой слил­ся Ка­захс­кий на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ский инс­ти­тут на­ци­ональ­ной куль­ту­ры, вклю­чав­ший сек­то­ры ка­захс­ко­го язы­ка и ли­тера­туры, на­род­но­го твор­чест­ва.

На­уч­ное изу­чение Ка­захс­та­на.

Боль­шой вклад в изу­чение зем­ных недр и по­лез­ных ис­ко­па­емых внес­ли ге­оло­гичес­кие экс­пе­диции АН СССР с учас­ти­ем та­ких вы­да­ющих­ся со­ветс­ких уче­ных, как А. Е. Ферс­ман, Н. Г. Кас­син, М. П. Ру­саков, С. С. Не­уст­ро­ев, И. М. Кра­шен­ни­ков, Р. А. Бо­рука­ев, А. А. Га­пе­ев. Изу­чалисьАчи­сай­ское свин­цо­вое мес­то­рож­де­ние, Ка­раган­динс­кое и Эки­бас­тузс­кое уголь­ные мес­то­рож­де­ния, Эм­бенс­кий неф­тя­ной ре­ги­он. В 1926–1927 гг. комп­лек­сная экс­пе­диция АН СССР осу­щест­ви­ла ста­тис­ти­ко-эко­номи­чес­кое, поч­венно-бо­тани­чес­кое, ге­оло­гичес­кое, гид­ро­ге­оло­гичес­кое обс­ле­дова­ние все­го Ка­захс­та­на.

В 1926 г. М. Е. Мас­сон про­из­во­дил рас­копки в Аулие-Ате, на мес­те древ­не­го го­рода Та­раз. На­уч­ные сес­сии Уче­ного Со­вета

Ка­захс­тан­ской ба­зы АН СССР, пос­вя­щен­ные комп­лек­сно­му ис­поль­зо­ванию при­род­ных бо­гатств Ал­тай-Ир­тышс­ко­го, Джез­казга­но-Улу­та­ус­ко­го районов.

В но­яб­ре 1935 г. — про­ходи­ла на­уч­ная сес­сия АН СССР, пос­вя­щен­ная проб­ле­мам раз­ведки Ура­ло-Эм­бенс­ко­го района. Вы­воды уче­ных по за­пасам ре­сур­сов Ка­захс­та­на:

Пер­вое мес­то — по за­пасам цвет­ных ме­тал­лов, ба­ритов и сурь­мы;

Вто­рое мес­то — по неф­ти;

Третье мес­то — по уг­лю. В пос­ле­ду­ющие го­ды бы­ли отк­ры­ты ми­ровые за­пасы хро­митов, мощ­ное мес­то­рож­де­ние фос­фо­ритов.

На­уч­ные исс­ле­дова­ния уче­ных Ка­захс­та­на:

Обоб­ща­ющие тру­ды по проб­ле­мам ка­захс­ко­го язы­коз­на­ния и ли­тера­туро­веде­ния в 20-ЗО-е гг. бы­ли соз­да­ны С. Сей­фул­ли­ным, С. Му­кано­вым, А. Бай­тур­сы­новым, K. Жу­бано­вым;

На­кану­не Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны в 57 на­уч­ных уч­режде­ни­ях Ка­захс­та­на (вклю­чая ву­зы) тру­дились бо­лее 1700 уче­ных;

Рас­хо­ды по го­сударс­твен­но­му бюд­же­ту на на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ские уч­режде­ния по рес­публи­ке вы­рос­ли в 12 раз: с 1,2 млн. руб­лей в 1933 г. до 14,4 млн. руб. в 1939 г.;

Предп­ри­нима­лись ме­ры по соз­да­нию на­уч­ных уч­режде­ний.


Так, еще при Кир­ревко­ме (Каз­ревко­ме) бы­ла об­ра­зова­на Уче­ная ко­мис­сия, пре­об­ра­зован­ная за­тем в на­уч­ный от­дел. Поз­же на­уч­ный от­дел стал функ­ци­они­ровать при Нар­комп­ро­се. Бы­ли соз­да­ны кра­евой ар­хив, му­зей. По­яви­лись на­уч­ные уч­режде­ния: стан­ция за­щиты рас­те­ний, ве­тери­нар­но-бак­те­ри­оло­гичес­кий инс­ти­тут, инс­ти­тут удоб­ре­ний и аг­ро­поч­во­веде­ния.

В 1932 г. в Ал­ма-Ате бы­ла соз­да­на ста­ци­онар­ная ба­за Ака­демии на­ук СССР.

Ка­захс­кое со­ветс­кое ис­кусс­тво

5) В 1936 г. отк­ры­лась фи­лар­мо­ния име­ни Джам­бу­ла.


7) Цент­ром ка­захс­кой про­фес­си­ональ­ной жи­вопи­си ста­ла мас­терс­кая П . Г Хлу­дова. Од­ним из его уче­ников был пер­вый ху­дож­ник-ка­зах Абыл­ханКас­те­ев, впос­ледс­твии на­род­ный ху­дож­ник Ка­захс­та­на.

Ка­захс­кая со­ветс­кая ли­тера­тура

Осо­бое мес­то в куль­тур­ном нас­ле­дии этих лет за­нима­ет ка­захс­кая ли­тера­тура. Она скла­дыва­лась как часть мно­гона­ци­ональ­ной со­ветс­кой ли­тера­туры. У ее ис­то­ков сто­яли С. Сей­фул­лин, А. Бай­тур­сы­нов, Ж. Ай­ма­уытов, М. Ду­латов, М. Жу­маба­ев, Б. Май­лин, И. Жан­су­гуров, С. Му­канов, Г. Мус­ре­пов и дру­гие.

В кон­це 1920-х и в 1930-е гг. в ка­захс­кую ли­тера­туру приш­ла та­лант­ли­вая твор­ческая мо­лодежь: Г. Ор­ма­нов, А. Та­жиба­ев, Ж. Сыз­ды­ков, Ж. Са­ин, А. Сар­сенба­ев, К. Аман­жо­лов, Т. Жа­роков. А. Джу­мага­ли­ев, Д. Аби­лев, Х. Бек­хо­жин.

Обо­гати­лась яр­ки­ми про­из­ве­дени­ями по­эзия ка­захс­ких акы­нов. Вол­ну­ющие пес­ни и по­эмы о ре­волю­ции, со­ветс­кой От­чизне, сво­боде, гу­маниз­ме, люб­ви соз­да­ли вы­да­ющиеся ка­захс­кие акы­ны Нур­пе­исБай­га­нин, Ша­шубайКош­карба­ев, ИсаБай­за­ков, Жам­был Жа­ба­ев.

Ис­кусным пе­ревод­чи­ком про­явил се­бя А. Бу­кей­ха­нов, ли­дер ка­захс­кой до­рево­люци­он­ной ин­телли­ген­ции.

Од­на­ко про­цесс раз­ви­тия ка­захс­кой ли­тера­туры был бы пол­нее, ес­ли бы не ста­линс­кие реп­рессии 1930-х гг. Им под­верг­лись Ж. Ай­ма­уытов, М. Ду­латов, А. Бай­тур­сы­нов яко­бы за учас­тие в под­поль­ной ор­га­низа­ции, ру­ково­димой М. Ду­лато­вым. 4 ап­ре­ля 1930 г. кол­ле­гия ОГ­ПУ Ка­захс­кой АССР при­гово­рила к расс­тре­лу од­но­го из ос­но­вопо­лож­ни­ков ка­захс­кой со­ветс­кой ли­тера­туры Жу­суп­бе­каАй­ма­уыто­ва. В ап­ре­ле 1930 го­да М. Ду­латов ре­шени­ем кол­ле­гии ОГ­ПУ был осуж­ден к расс­тре­лу с за­меной на 10 лет зак­лю­чения по ст. 58 УК РСФСР, скон­чался в Со­ловец­ком ла­гере 5 ок­тября 1935 го­да. А. Бай­тур­сы­нов был выс­лан в Ар­хангель­скую об­ласть. В 1934 г. по хо­датай­ству Е. Пеш­ко­вой, ра­ботав­шей тог­да в ко­мис­сии Крас­но­го Крес­та, А. Бай­тур­сы­нов был ос­во­бож­ден, но 8 ок­тября 1937 г. был вновь арес­то­ван по лож­но­му об­ви­нению и расс­тре­лян.

Но нес­мотря на де­фор­ма­цию идей со­ци­ализ­ма, ка­захс­кая со­ветс­кая ли­тера­тура рос­ла и му­жала, обо­гаща­ясь луч­ши­ми тра­дици­ями ми­ровой, в том чис­ле ка­захс­кой ли­тера­туры.

Рос­ла сеть куль­тур­но-прос­ве­титель­ных уч­режде­ний и мас­со­вых биб­ли­отек, клуб­ных уч­режде­ний.

Ши­роко прак­ти­кова­лись куль­тэ­шело­ны, куль­тбри­гады. В 1934 г. в Ал­ма-Ате был отк­рыт биб­ли­отеч­ный тех­ни­кум. При пе­даго­гичес­ких тех­ни­кумах в Ураль­ске и Се­мипа­латинс­ке отк­ры­ты — биб­ли­отеч­ные от­де­ления, в Усть-Ка­мено­горс­ке — та­кое же от­де­ление при по­литп­рос­веттех­ни­куме.

В 1930 г. в рес­публи­ке бы­ло 290 мас­со­вых биб­ли­отек, а в 1939 г. — 3304. В 1939 г. в Ал­ма-Ате бы­ла отк­ры­та Го­сударс­твен­ная пуб­личная биб­ли­оте­ка им. А. С. Пуш­ки­на (ны­не На­ци­ональ­ная биб­ли­оте­ка Рес­публи­ки Ка­захъ­стан). В рес­публи­ке дей­ство­вало 5237 до­мов куль­ту­ры и клу­бов, из них 4908 на­ходи­лись в аулах и се­лах. В 1939 г. име­лось 38 те­ат­ров, в том чис­ле свы­ше 20 кол­хозно-сов­хозных и 1104 ки­но­ус­та­нов­ки.

В то же вре­мя 1920–1930-е гг. — это слож­ный пе­ри­од в ис­то­рии куль­ту­ры Ка­захс­та­на, пос­коль­ку по­мимо дос­ти­жений в об­ласти об­ра­зова­ния и на­уки, а так­же ус­пе­хов в ли­тера­туре, ис­кусс­тве, он имел не­гатив­ные пос­ледс­твия. В 1939 г. гра­мот­ность на­селе­ния всей рес­публи­ки дос­тигла 65 %, сре­ди ка­захс­ко­го на­селе­ния — 40 %. А к 1940 г. лик­ви­дация нег­ра­мот­ности сре­ди тру­дос­по­соб­но­го на­селе­ния в ос­новном бы­ла за­вер­ше­на. Но, с дру­гой сто­роны, это бы­ли го­ды, ког­да вы­хола­щива­лась на­ци­ональ­ная куль­ту­ра, она от­ры­валась от сво­их ис­то­ричес­ких кор­ней, дос­ти­жений ми­ровой ци­вили­зации. Это бы­ло вре­мя, ког­да вол­ны реп­рессий то­тали­тар­но­го ре­жима од­на за дру­гой унич­то­жали мно­гих предс­та­вите­лей ка­захс­кой ин­телли­ген­ции.

По­ложи­тель­ные ас­пекты в об­ласти куль­тур­но­го стро­итель­ства:

Вы­сокий темп лик­ви­дации нег­ра­мот­ности;

Осу­щест­вле­ние все­об­ще­го обя­затель­но­го на­чаль­но­го об­ра­зова­ния;

Сфор­ми­рова­ние про­фес­си­ональ­ной сис­те­мы об­ра­зова­ния;

Фор­ми­рова­ние но­вых от­ря­дов ин­телли­ген­ции;

Ста­нов­ле­ние куль­тур­ных оча­гов.

От­ри­цатель­ные ас­пекты в об­ласти куль­тур­но­го стро­итель­ства:

Тер­рор и ист­реб­ле­ние на­ци­ональ­ной ин­телли­ген­ции;

То­тали­тар­ноеиде­оло­гизи­рова­ние куль­ту­ры на­рода;

Закрепление. Устный фронтальный опрос..

1. Каков вклад дореволюционной интеллигенции в культурное строительство республики?

2. Каковы были достижения в сфере народного образования?

3. Дайте краткую характеристику процесса становления и развития науки Казахстана.

* 4. Назовите основные тенденции в развитии культуры в рас­сматриваемый период.

Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что интересного было на уроке?

Домашнее задание: параграф 14 внимательно читать. Выучить даты, глоссарий

С первых дней советской власти в Казахстане решались задачи культурной революции. Наша страна значительно отставала в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования. Типографии в стране были предназначены в основном для печати периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осуществления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи: с одной стороны, это преодоление культурной отсталости, с другой – формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры. История создания социалистической культуры сопровождалась постоянным идеологическим контролем. Культурная политика представляла собой определенный аспект целостной политики партии, конечной целью которой должно было стать построение социалистического общества в СССР.

В процессе борьбы за ликбез был поставлен вопрос о замене арабской графики на латинскую. Против латинизации выступали А. Байтурсынов и А. Бокейханов, которые предлагали лишь упростить некоторые знаки арабской письменности. Сторонники сохранения арабского алфавита заявляли, что введение латиницы приведет к краху национальной культуры и в Казахстане не созрели условия для перехода к новому алфавиту. Однако эти мнения были проигнорированы. В 1929 году был осуществлен переход на латиницу. К 1940 году был подготовлен новый проект казахского алфавита на основе кириллицы. 10 ноября 1940 года был осуществлен перевод казахской письменности на новый алфавит на основе русской графики.

В целях создания в Казахстане советской школьной системы принимался ряд мер: в городах проводилась национализация зданий, пригодных для школ; шло строительство новых школ; готовились учебники и программы. К середине 20-х гг. прошлого века в стране сформировалась следующая система образования: развернулось обучение учительских кадров на педкурсах; создавались школы-интернаты для решения проблем обучения аульной бедноты; действовали передвижные, сезонные школы с сокращенным учебным годом и упрощенной программой обучения в казахских аулах. В 1934 году для всего СССР вводился единый тип общеобразовательной школы. Начальная школа предполагала 4 года обучения, неполная средняя школа – 7 лет, средняя школа – 10 лет обучения. Единая школьная система предполагала также единую программу обучения, единую методическую систему и единые учебники.

В ускорении процесса культурного строительства важную роль сыграла национальная интеллигенция. Он принимала активное участие в создании учебников и учебных пособий. Так, составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии – А. Бокейханов, учебника по истории Казахстана – С. Асфендияров.

В годы индустриализации и коллективизации встал вопрос о подготовке значительного количества специалистов для народного хозяйства Казахстана. Существовала необходимость в средних специальных учебных заведениях. К концу 30-х гг. ХХ века в Казахстане сложилась единая система среднего специального образования. Ведущим типом средних специальных учебных заведений становится техникум.

В 1928 году в Казахстане было открыто первое высшее учебное заведение – педагогический институт. Руководителем института стал профессор С. Асфендияров. Среди преподавателей были М. Ауэзов, С. Сейфуллин и др. В 1929 году был открыт Казахский зооветеринарный институт. В 1930 году в стране был открыт сельскохозяйственный институт. Первый медицинский вуз республики начал работу в 1931 году. Его директором был назначен профессор С. Асфендияров. 15 января 1934 года состоялось открытие первого университета Казахстана – КазГУ. Все учебные заведения действовали в г. Алматы, который на тот период являлся столицей КазССР. Со временем количество вузов в стране увеличивалось.

Для объединения всей научно-исследовательской работы под единым управлением в марте 1932 года была создана Казахстанская база Академии наук СССР. В 1938 года она была реорганизована в Казахский филиал АН СССР. Накануне Великой Отечественной войны он представлял собой самое крупное научное учреждение в республике. 1 июня 1946 года была открыта Академия наук Казахстана. Ее первым президентом стал видный ученый Каныш Сатпаев.

В первые годы советской власти страна нуждалась в наглядной агитации. Первые художественные мастерские открывались в Казахстане для создания политических плакатов. Широкую известность получило творчество Н. Хлудова, А. Пономарева. К концу 20-х гг. ХХ века относится начало творческого пути художника Абылхана Кастеева. Первые профессиональные навыки он получил в период учебы у Н. Хлудова. С его именем связано становление и развитие казахского изобразительного искусства. В 1933 году в Казахстане был открыт Союз художников. Художники Казахстана в своем творчестве стремились отразить картины прошлого. Со временем целью творчества художников становится изображение образа советского человека, верного коммунистическим идеалам.

В начале 1931 года в Алматы начала работать мощная радиовещательная станция. В радиоцентре был организован первый профессиональный казахский хор. В 1933 году был создан оркестр народных инструментов, дирижером которого стал Ахмет Жубанов. Позже оркестру было присвоено имя Курмангазы. В 1935 году на базе оркестра была создана Казахская государственная филармония. Филармония стала организующим центром музыкально-концертной работы в нашей стране.

В Казахстане осуществляли деятельность и другие национальные театры. Так, в 1933 году были открыты русский и уйгурский театры драмы, в 1937 году – корейский театр. Таким образом, к концу 30-х гг. ХХ века в Казахстане действовали несколько театральных коллективов, различных по профилю и национальной самобытности.

В мае 1936 года в Москве с большим успехом прошла декада литературы и искусства Казахстана.

Таким образом, советская власть оказала большое влияние на развитие культуры Казахстана. С одной стороны, в нашей стране развилась система школьного образования, в течение первых двух пятилеток была сформирована сеть средних специальных и высших учебных заведений, получили развитие новые виды искусства – театр, кино, изобразительное искусство. Сформировалось профессиональное музыкальное искусство. С другой стороны, формировалась единая советская социалистическая культура. Поле деятельности для развития национальной культуры было сужено. В эти годы проявлялось идеологическое давление партии на творчество поэтов и писателей, художников. Советская литература, музыкальные учреждения, радио и телевидение превратились в мощное средство распространения советской идеологии.

1. Развитие образования в 20-30-х гг. ХХ века.

2. Развитие литературы. Изобразительное искусство.

3. Музыкальное искусство. Развитие театра и кино.

Ликбез – ликвидация безграмотности.

ЦИК – Центральный исполнительный комитет.

СНК – Совет народных комиссаров.

В 1931 году было введено всеобщее обучение (всеобуч) неграмотного населения Казахстана в возрасте от 15 до 50 лет.

К 1939 году общая грамотность населения составляла 76,3%.

В 1929 году был осуществлен переход на латиницу.

Против латинизации выступали А. Байтурсынов и А. Бокейханов.

10 ноября 1940 года был осуществлен перевод казахской письменности на кириллицу.

В 1934 году для всего СССР вводился единый тип общеобразовательной школы.

Начальная школа предполагала 4 года обучения, неполная средняя школа – 7 лет, средняя школа – 10 лет обучения.

Составители учебников: по алгебре – К. Сатпаев, географии – А. Бокейханов, учебника по истории Казахстана – С. Асфендияров.

Ведущим типом средних специальных учебных заведений становится техникум.

В 1928 году в Казахстане было открыто первое высшее учебное заведение – педагогический институт (носит имя Абая).

В 1929 году был открыт Казахский зооветеринарный институт.

В 1930 году в стране был открыт сельскохозяйственный институт.

Первый медицинский вуз республики начал работу в 1931 году.

15 января 1934 года состоялось открытие первого университета Казахстана – КазГУ им. С. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби).

В марте 1932 года была создана Казахстанская база Академии наук СССР.

В 1938 года Казахстанская база АН СССР была реорганизована в Казахский филиал АН СССР.

1 июня 1946 года была открыта Академия наук Казахстана.

Первым президентом АН КазССР стал видный ученый Каныш Сатпаев.

Абылхан Кастеев – первый профессиональный казахский художник.

Первые профессиональные навыки А. Кастеев получил в период учебы у Н. Хлудова.

В 1933 году в Казахстане был открыт Союз художников.

Большую роль в деле изучения и пропаганды казахской музыкальной культуры сыграл этнограф А. Затаевич.

В 1925 году в Париже в составе делегации советских артистов на зарубежной сцене выступал певец Амре Кашаубаев.

В июле 1927 года Амре дал концертное выступление во Франкфурте-на-Майне.

В начале 1931 года в Алматы начала работать мощная радиовещательная станция.

В 1933 году был создан оркестр народных инструментов им. Курмангазы, дирижером которого стал Ахмет Жубанов.

В 1935 году на базе оркестра народных инструментов была создана Казахская государственная филармония.

В январе 1926 года в Кызылорде открылся Казахский национальный театр драмы

Первый режиссер казахского национального театра – Жумат Шанин.

В 1933 году в Алматы была открыта музыкальная студия.

Шара Жиенкулова – казахская танцовщица.

В 1933 году в Казахстане были открыты русский и уйгурский театры драмы, в 1937 году – корейский театр.

В мае 1936 года в Москве прошла декада литературы и искусства Казахстана.

Декларация о единой трудовой школе

Декрет о ликвидации неграмотности

Создание Казграмчека (Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности)

Переход на латинскую графику

Введение всеобщего начального образования

Обязательное всеобщее 7-летнее образование; всеобуч для неграмотного населения от 15 до 50 лет

Об этом было заявлено на специально созванной пресс-конференции в Алматы в среду, 23 октября

Плакат времён культурной революции в Китае

- Это манифест-призыв к культурной, образовательной, интеллектуальной революции, - уточнил модератор пресс-конференции политолог Досым Сатпаев.

Простыми словами выразил идею инициаторов предприниматель Ерлан Стамбеков:

- Через два года будем отмечать 30-летие нашей страны, независимости республики, и в пору зрелости приходит переосмысление ценностей, когда мы говорим о том, что мало только экономики, мало только развития инфраструктуры, необходимо подумать ещё и о душе, о том, кого мы воспитываем. Мне 52 года, у меня четверо детей, и для меня важно, какой мы оставим нашу страну, великую богатую землю, будущим поколениям.

Канат Нуров

- Ваш манифест - это форма национальной идеи? - прямо спросил Досым Сатпаев.

Айгуль Тасболат

- Именно к сегодняшнему моменту многие общественные деятели, лидеры общественного мнения, яркие представители науки, бизнеса, искусства по личному посылу начинают деятельность, которая фактически является общественным просвещением. Они пропагандируют здоровый образ жизни, превалирование общечеловеческих ценностей, значимость науки, критического мышления, способствуют формированию свободного правосознания. Возникла идея призвать этих людей объединить свои усилия, получить какую-то синергию, для чего сформулировать и публиковать эти мысли, - отметила она.

Образцом для манифеста послужили европейские документы: манифест зеленых городов, манифест нового сознания и т. д.

- Здесь манифест больше как изложение идей и призыв объединиться вокруг этих идей, это предложение создать движение, которое свободно от политики, нацелено на внутренние изменения, потому что когда изменится наше внутреннее состояние, изменится и внешняя среда, - подчеркнула Тасболат.

Как казахстанские бизнесмены помогают развивать общество

Как казахстанские бизнесмены помогают развивать общество

- Если вы манифест представляете как национальную идею, это уже политика, - разочаровал исполнительного директора Сатпаев. - Ничего бояться не надо, сейчас все интересуются политикой и вносят предложения. Вы культуру поставили первичной перед политикой и экономикой. Я думаю, если это будет развиваться как новая форма политической деятельности с точки зрения культурной, образовательной революции, это будет хорошо. Ведь и власть имущих просвещать надо!

- Абсолютно правы, Досым, - согласился Канат Нуров. - Мы считаем, что именно культура лежит в основе политики, а политика - в основе экономики. И без изменения сознания общества характер власти не изменится.

Когда слово перешло к следующему спикеру - правоведу Арману Шайкенову, он осветил другую сторону идеи.

Арман Шайкенов

- Я совершенно согласен, что культура лежит в основе остальных социальных процессов, включая политические, но для меня культура в первую очередь - правовая культура. Законы — это не право, и суд — это не право. Культура правоприменения, нашего ежедневного поведения в правовом поле - это и есть право, и с этим большая проблема, - заявил он и разъяснил свою мысль: - Мы молодое государство. Мы боролись за независимость, но мы никогда не боролись за право, боролись за свободу, но никогда не боролись за демократию. И эти идеи права и демократии для нас пока, к сожалению, являются внешними формальными атрибутами. Проблема в том, что сколько бы мы ни меняли законы и сколько бы тасовали игроков на политическом поле, сколько бы ни говорили халва — во рту слаще не станет. Потому что без твёрдой опоры, без конкретного культурного наполнения всё это останется пустым звуком. А твёрдой опорой для всех этих политических и экономических институтов является гражданское общество, которое состоит из образованных, политически активных и обеспеченных людей. И я хочу, чтобы мы все стали образованными, политически активными, обеспеченными. Давайте на это опираться!

Актуальные задачи, вытекающие из цели манифеста, назвал Канат Нуров. Помимо восстановления воспитательной функции образования, это, во-первых, необходимость восстановить светский и всеобщий характер морали, потому что ценности должны быть всеобщими и объективными и не зависеть от религиозной окраски и социальной обусловленности. Второе — развитие в образовании объективной системы ценностей, что и есть мораль нового информационного общества. Третье — общегражданская идея личностной открытости как основы для строительства национального государства, которое строится как правовое государство, а не этническое, тем не менее под эгидой титульной национальности. Четвёртое - свободное правосознание, когда мы пытаемся изменить правовое сознание людей, внушить, что законодательство — не источник права, а всего лишь форма выражения права.

- Если в наших душах будет идея права, ценность права, не зависящая от мировоззрения людей, принимающих законы, тогда и законы будут правовыми. Это важно для нашей страны, где есть закон - есть право, нет закона — нет права, - повторил Нуров.

Канат Нуров: Счастье — это побочный продукт познания

Канат Нуров: Счастье — это побочный продукт познания

На вопрос Forbes.kz, предполагается ли лоббирование идей манифеста на государственном уровне, с целью, например, включения в программы университетов или школ, Канат Нуров ответил так:

- Конечно, предполагается. Манифест разослан членам Национального совета общественного доверия, в Министерстве образования и науки, в госучреждениях есть информация о разработанной нами политике. Но мой опыт показывает, что если этими идеями не заразится все общество, если они не станут фактом общественного сознания, никакие инициативы сверху не будут реализованы. Поверьте мне, пока внизу мы не изменимся сами, сверху ничего не изменится.

Дополняя президента фонда, Айгуль Тасболат уточнила:

- Когда мы говорим о госучастии, это не означает, что распространение идей будет идти через госучастие, наоборот, мы обращаемся к общественным просветителям, к людям, которые уже имеют влияние и авторитет у аудитории, для того чтобы они эти идеи транслировали, разъясняли. Здесь будет подход от количества к качеству, учитывая, что многие лидеры общественного мнения состоят в государственных или общественных организациях.

Кстати, манифест уже поддержали не только члены научного сообщество и лидеры мнений, но и вполне прагматичные бизнесмены, в частности Союз предприятий обрабатывающей промышленности.

- Я студентов стараюсь учить тому, что государство - не заботливый родитель, который придёт осушить ваши слёзы. Государство - слуга, призванный заботиться о наших интересах, - вслед за коллегами взял слово для ответа на вопрос Forbes.kz Арман Шайкенов. - То есть государственное участие будет приветствоваться, но это наша задача — давать нашему слуге правильные инструкции и быть в состоянии контролировать их выполнение.


Как отметила в заключение встречи Айгуль Тасболат, в фонде разработали типовой меморандум присоединения к просветительской работе.

- Предлагаем в свободной форме, без всяких отсечений, заходить на сайт и вписывать себя, если есть желание в этом направлении двигаться, - призвала она.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг. Цель урока: раскрыть сущность культурной революции в Казахстане, и почему возникла необходимость в ее проведении, ее задачи, как создавалось система образования в Советском государстве. Объяснить по какому основному профилю создавались в Казахстане среднеспециальные и высшие учебные заведенияв подготовке каких с пециалистова была заинтересована республика в эти годы. рассказать об основных этапах развития науки в Казахстане, каким образом могли повысить свой теоретический опыт научные работники. как происходило образование Академии наук в Казахстане. Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная. Тип урока: объяснение новой темы Оборудование: карта, схемы, рисунки, дополнительная литература. Ход урока: 1 Организация класса 2 Целевая установка 3 Опрос домашнего задания. Новая тема План 1. Цели культурной революции. Ликвидация неграмотности. 2.Среднеспециальное образование и высшие учебные заведения. 3. Первые научные учреждения в Советском Казахстане. Академия наук. Объяснение новой тема по плану. 1.Цель культурной революции. Осуществление культурной рево¬люции представляло собой один из пунктов ленинского плана построения социалистического общества. Культурная революция должна была охватить все стороны общественной жизни, чтобы способствовать созданию нового типа культуры и воспитанию нового человека. Намеченные задачи культурной революции осу¬ществлялись в различных регионах Советского государства разны¬ми путями и методами. В Казахстане в этот период наблюдается значительное отстава¬ние в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования на рус¬ском языке. Типографии в Казахстане были предназначены в основ¬ном для печатания периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осущест¬вления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи : с одной стороны, это преодоление культурной отсталости, с другой — формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры. 3.Общее руководство и контроль за работой идеологических уч¬реждений осуществлял секретариат партии, а на местах — партий¬ные комитеты и ячейки, их коллегии по пропаганде и агитации. В августе 1920 г. в ЦК партии образован агитационно-пропаган¬дистский отдел. 6 ноября этого же года при Наркомпросе РСФСР начал действовать главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет). Эти два органа — партийный и государствен-ный — осуществляли практическое повседневное руководство

Тема: Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг.

Цель урока: раскрыть сущность культурной революции в Казахстане, и почему возникла необходимость в ее проведении, ее задачи, как создавалось система образования в Советском государстве. Объяснить по какому основному профилю создавались в Казахстане среднеспециальные и высшие учебные заведенияв подготовке каких

с пециалистова была заинтересована республика в эти годы.

рассказать об основных этапах развития науки в Казахстане, каким образом могли повысить свой теоретический опыт научные работники. как происходило образование Академии наук в Казахстане.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый,

Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: объяснение новой темы

Оборудование: карта, схемы, рисунки, дополнительная литература.

Опрос домашнего задания.

1. Цели культурной революции. Ликвидация неграмотности.

2.Среднеспециальное образование и высшие учебные заведения.

3. Первые научные учреждения в Советском Казахстане. Академия наук.

Объяснение новой тема по плану.

1.Цель культурной революции. Осуществление культурной рево­люции представляло собой один из пунктов ленинского плана построения социалистического общества. Культурная революция должна была охватить все стороны общественной жизни, чтобы способствовать созданию нового типа культуры и воспитанию нового человека. Намеченные задачи культурной революции осу­ществлялись в различных регионах Советского государства разны­ми путями и методами.

В Казахстане в этот период наблюдается значительное отстава­ние в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования на рус­ском языке. Типографии в Казахстане были предназначены в основ­ном для печатания периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осущест­вления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи : с одной стороны , это преодоление культурной отсталости , с другойформирование новой советской системы учреждений образования , науки и культуры .

3.Общее руководство и контроль за работой идеологических уч­реждений осуществлял секретариат партии, а на местах — партий­ные комитеты и ячейки, их коллегии по пропаганде и агитации. В августе 1920 г. в ЦК партии образован агитационно-пропаган­дистский отдел. 6 ноября этого же года при Наркомпросе РСФСР начал действовать главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет). Эти два органа — партийный и государствен­ный — осуществляли практическое повседневное руководство культурной революцией. Таким образом, история создания со­циалистической культуры сопровождалась постоянным идеологи­ческим контролем со стороны партии.

Задачи культурной революции. Для осуществления культурной революции в Казахстане предстояло решить ряд задач:

с целью создания определенной культурной базы у местного населения провести мероприятия по распространению грамоты и политических знаний (ликбез);

привести в единую систему учебные и просветительные за­ведения в Казахстане, осуществлять обучение по единой учебной программе.

В 1920-1930-е гг. в сфере культуры Казахстана происходили сложные, противоречивые процессы, шли процессы и созидания и уничтожения. Огромный ущерб культуре наносило тотальное идеологизирование.

В 1928 г. было 10 % грамотных казахов. В дек 1931 г. введено всеобщее обязательное обучение от 15 до 50 лет. Весной 1931 г. всеобуч был введен кочевых районах. Особое внимание охвату школой уделяли девушкам-казашкам. После голода 1931-1932 гг. выросло число интернатов для детей-сирот.

К 1939 г. го­родами сплошной грамотности становятся: Аулие-Ата, Чимкент, Риддер. К 1939 г. уровень грамотности в Казахстане достиг 83.6 % (у казахов – 40 %). А полностью искоренить безграмотность удалось к концу 1950-ых гг.

Накануне войны в Казахстане было 44 тыс.учителей.

Система образования в 1920-1930-ые гг. готовила советскую интеллигенцию.

В 1928 г. открыт 1-й ВУЗ/ Алматы (директор Б.Алманов) – Казахский педагогический институт им.Абая. В 1929 г. открылся ветеринарный, в 1930 г. – сельскохозяйственный, в 1931 г. в Алматы открылся медицинский институт. В 1934 г. открыт КазГУ. Открытие Казахского Горно-металлургического института положило начало подготовке инженеров. Нака­нуне воины в Казахстане было 20 ВУЗов.

3.В июне 1946 г. открыта АН КазССР. 1-й президент АН КазССР основатель казахстанской советской науки академик, геолог К.Сатпаев. Он и его группа со­ставили металлогеническую карту. В Казахстане действовало 55 научно-исследовательских институтов. В конце 1960-х гг. Казахстан – крупный научный центр СССР.

12 апреля 1961 г. полетел Ю.Гагарин. Это был символ научного прорыва и это подвело экономику к необходимости перехода к научно-индустриальному производству.

21 октября 1966 г. противоселевая плотина Алматы сооружена методом направленного взрыва.

Группа Айтхожина (удостоен Ленинской премии в 1976 г.) добилась успехов в генетике и микробиологии.

Особенно в сложных условиях, под контролем партии, развивались общественные науки. Их кризис был вызван господством коммунистической идеологии.

В 1952 г. Бекмаханова изгнали из Академии Наук и приговорили к 25 годам тюрьмы. В 1954 г. его реабили­тировали и он вернулся в Казахстан. Взгляды другого историка и архео­лога Маргулана были объявлены лженаучными.

Государственный ансамбль песни и танца КазССР стал лауреатом IV-гo Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В 1946-1980 гг. в области культуры наиболее успешно развивались связи Казахстана с зарубежными странами (Индия, Непал, КНР, Индонезия, Бирма).

1.В чем сущность культурной революции в Казахстане?

2.Почему нельзя было обойтись без нее?

3.Для чего советская власть проводила мероприятия по ликвидации неграмотности?

Читайте также: