Наука в период перестройки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование. С середины 80-х проблемы школы стали предметом пристального внимания общественности.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы.

Наука. Самые заметные перемены произошли в философии, истории, экономике. Над ними перестали довлеть марксистско-ленинские догмы. Тон всему задавали историки. Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике.

Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизации ядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество окончательно и без сожаления расстается с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

Развитие культуры в годы перестройки

Новые тенденции культурной жизни

Быстро росли тиражи журналов и газет. Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание. Постепенно процесс расширения гласности стал выходить из берегов, заданных партийными реформаторами. Антисталинский критический заряд публицистики перерастал в антикоммунистический.

Идеологии перестройки был нанесен серьезный удар. [3, с. 444]

Произошел поворот в политике в области литературы и искусства. В этом отношении заметным событием стал V съезд Союза кинематографистов, состоявшийся в мае 1986г., на котором впервые прозвучала публичная критика государственного вмешательства в творческий процесс и благодаря которому была отменена практика утверждения сценариев и получения санкции Госкино на выпуск фильмов в прокат, а в последующие два года государственное управление кинопроизводством и кинопрокатом было почти полностью свернуто.

Расширялся культурный обмен.

Идейные и политические разногласия раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии.

Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси.

Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Образование в 1980-1990-е годы

На практике реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям. [3, с. 447]

В 1988г. был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее.

Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла.

Как отмечалось выше, в 90-е гг. происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство – искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей.

Несмотря на все трудности, на достаточно высоком уровне находится российская система образования. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома).

Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения.

[2, с. 728] Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась.

Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией конца 1980-х гг.

начался и продолжался массовый отток педагогических кадров из школ. Уходят, как правило, наиболее талантливые учителя среднего возраста. Молодые выпускники педагогических вузов также не стремятся пойти в школу.

В итоге российская школа в начале XXI в. испытывает огромный кадровый голод, который особенно ощутим в глубинке и регионах, где местные власти не могут доплачивать работникам образования. Несмотря на тяжелое положение в системе образования в конце 1990-х гг. вырос престиж высшего образования, увеличились конкурсы в вузы, старшие классы престижных школ.

Во многих средних учебных заведениях появились профильные классы, с углубленным изучением отдельных дисциплин. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желающих получить второе высшее образование, аспирантура частично так же стала платной.

В вузах в качестве вступительных экзаменов проводится эксперимент с единым государственным экзаменом, который предусматривает засчитывать выпускные экзамены в школах в качестве вступительных в вузы.

В этом случае потенциальный абитуриент может подавать свои документы сразу в несколько учебных заведений и быть зачисленным в тот, где его документы прошли конкурсную комиссию. [2, с. 729] В России в 1990-е гг. появилось большое количество частных учебных заведений, рассчитанных на достаточно состоятельных людей.

Частные средние учебные заведения отличаются небольшой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов, но не всегда отличаются высоким качеством образования. С августа 1996г.

для частных вузов предусмотрена система государственной аккредитации. Частные вузы, не имеющие ее, закрываются. Кроме того, в конце 90-х гг. началась разработка 12-летнего школьного обучения, у которого есть были свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объема знаний и одновременно увеличения нагрузки на учащихся, существовала необходимость в 12-летнем образовании.

Кроме того, в последние годы в России получает широкое распространение дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Интернет.[1, с. 735]

Наука

Для естественных и точных наук годы перестройки стали временем больших кадровых потерь.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование.

Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х гг. обусловлен двумя причинами.

Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки – примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми гг.

В среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6 – 2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Очевидна тенденция к свертыванию инновационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, прежде всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических новинок или находя покупателей за границей.

Во-вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе ее организации. Появилась масса академий, в том числе и на общественных началах, которые присуждают звания академиков за установленный ими денежный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии получить звания академика своего отделения РАН (прежде всего это руководящий состав региональных вузов).[2, с. 730]

Число работающих ученых в сфере науки сократилось за 1990-е гг. с 4,2% до 2,5% от общего числа занятых в национальной экономике. Исследовательская и приборная база российской науки, которая соответствует по оснащенности 26% от оснащения мировых научных учреждений. В итоге только примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы

За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом.

В отечественную культуру возвращались ранее запрещенные произведения.

Художественная литература перестала быть единственным средством для выражения гражданской позиции, единственным источником слов правды.

Обострение политической борьбы, ухудшение экономической ситуации, конкуренция с телевидением переключали общественное внимание с книжных новинок на текущие события.

Эти процессы влияли и на театральную аудиторию. Театр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором общественных идей, вынужден был уступить драме жизни.

По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве все более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией.

В искусстве 1990-е гг. породили несколько новых тенденций.

Во-первых, российская культура оказалась свободной для творчества, открыта для мира. Итогом стало включение в нее всех художественных форм и стилей.

Во-вторых, распались творческие союзы (кроме Союза театральных деятелей). Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществлялось в 1990-е гг. в ходе организованных на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок.

В-третьих, непосредственно в сфере художественной культуры наиболее полно заработали рыночные механизмы регулирования.

Следуя за массовым потребителем, российское искусство резко снизило свой художественный уровень, переориентировавшись на наиболее низкие в эстетическом уровне западные стандарты: сериалы, разнообразные шоу, боевики, мистику, насилие, порнографию. Особенно в этом преуспело телевидение. Это также широкой волной охватило и книжный рынок. В бедственном положении оказались музеи, особенно провинциальные, финансирование которых было прекращено.

Государство поддерживает искусство в основном тогда, когда речь идет об организации массовых, юбилейных торжеств (50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 300-летие города Санкт-Петербурга).

К. Жукову на Манежной площади и монумент Николаю II в подмосковном селе Тайнинское (взорван 1 апреля 1977года неизвестными). Однако, художественные достоинства ряда скульптурных композиций, в частности таких известных и финансируемых авторов как М. Шемякин и З. Церетелли вызывают у большинства ценителей скульптуры сомнения.

Отрадным фактором в 1990-е гг. стала деятельность Русской православной церкви по восстановлению храмов и монастырей-оплотов духовности в стране. Особенно в небольших городах и селениях, где в целом больше потеряли, чем получили что-либо в годы реформ. С 1996 года в администрации Президента работает инициативная специальная группа по разработке новой общенациональной идеологии, которая бы объединила всех россиян и культура играет здесь не последнюю роль.

Культура и гласность

Начавшаяся перестройка в СССР вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима. Это привело, в частности, к отказу органов руководства культурой в центре и на местах от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М.С. Горбачева. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе известных ученых и литераторов Союз духовного возрождения России.

Образование и наука. В годы перестройки появились первые ростки альтернативной образовательной системы: наряду с государственными учебными заведениями стали создаваться негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

В этот период Министерством образования предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования профессиональной подготовкой. В учебных комбинатах, созданных на базе средних школ, в середине 80-х гг. организовывались курсы водителей, слесарей, столяров, механизаторов, где школьники могли освоить рабочие профессии.

Кризис фундаментальной и прикладной науки был обусловлен в годы перестройки резким сокращением государственного финансирования науки. Значительно сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Исследовательская и приборная база советской науки уступала оснащению мировых научных учреждений. Уменьшилось количество научных работ, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

Стартовавший в годы перестройки процесс "утечки умов" имел тяжелые последствия для естественных и точных наук. Большие кадровые потери в физике, математике, химии и биологии были связаны с низкой оплатой научно-исследовательского труда в СССР и открывшимися перед советскими учеными легальными возможностями получить работу в зарубежных университетах и научных институтах.

Несмотря на финансирование науки по остаточному принципу продолжилось освоение космоса. В 1984 г. в Институте биофизики Красноярского Академгородка организовали исследовательский наземный комплекс "БИОС–3". В крупнейших научных центрах: Арзамас–16 и Челябинск–70 проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах.

Всемирную известность приобрел С. Н. Федоров, создавший межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургии глаза", в котором проводились сложнейшие реконструктивные операции глаза.


В системе общественных наук ослабление цензуры, частичное открытие архивов привело к оживлению в обществоведении, научному поиску, интересу к запрещенным ранее темам. Осенью 1997 г. в докладе Горбачева, посвященному празднованию 70-летию Октября, прозвучали новые оценки истории и политики. Он призвал к переосмыслению советского прошлого, указал на необходимость научной оценки сталинизма, отметил заслуги перед страной репрессированных руководителей партии. Огромный интерес вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой Отечественной войне (В. П. Данилов "Коллективизация: как это было", Н. Г. Павленко "На первом этапе войны").

Огромными тиражами переиздавались труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Источниковедческая база пополнилась опубликованными мемуарами видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Были опубликованы работы Л. В. Гумилева: "Энтогенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и великая Степь", "От Руси к России" , в которых развита пассионарная концепции этногенеза.

Под влиянием политического курса "ускорение" были внесены коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. Была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. На практике же реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям.

В 1988 г. была поставлена задача всесторонней демократизации и гуманизации образования. Для улучшения качества обучения предполагалось снижение обязательного образовательного минимума до девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование стало не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии); ослабла регламентация школьной жизни; новые подходы стали использоваться в преподавании предметов гуманитарного цикла.


Учащиеся школы № 444 с углубленным изучением математики во время подготовки перфокарт. 1985 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие науки в годы перестройки.

Для науки и науки годы перестройки стали временем больших потерь персонала. Перед учеными открываются легальные возможности устроиться на работу в зарубежные университеты и научно-исследовательские институты. Высокий авторитет советской научной школы и низкая оплата научно-исследовательской работы в СССР привели к значительным "утечкам мозгов", особенно в физике, математике, химии и биологии.

Произошли значительные изменения в социальных науках. Идеологизация сменилась возрождением социальных наук, научным поиском, частичным открытием архивов. В этих условиях определялось значение исторического образования. В современных условиях важным фактором в общественной жизни стал интерес к "белым пятнам" отечественной истории. Переизданы труды исследователей исторической науки - Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. опубликован в 1989-1997 годах в работах преемника Г. В. Вернадского, историка, гуманиста и философа Л. Н. Гумилева: "Онкогены и биосфера", "Древняя Русь и Великая степь", "Из России в Россию" и другие обосновывают его теорию, он, как и Н. В. Рерих, подтверждает единство человека и природы и призывает к национальной и духовной терпимости. В научном и техническом отношении Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальных исследований и прикладной науки 1990-х годов по двум причинам. Во-первых, резкое сокращение государственного финансирования науки - примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми годами. В среднем расходы на науку предусматриваются в размере 2,6 – 2,7% от расходной части бюджета. Объем государственных заказов на военные исследования и разработки снизился в среднем в 14 раз. Тенденция к снижению инновационной силы. Очень немногим научным командам удалось адаптироваться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических инноваций или ища покупателей за рубежом. Во-вторых, отсутствие государственной стратегии развития науки, ведущей к сохранению прежней системы ее организации. Существует ряд академий, в том числе добровольцы, которые получают звание академика для набора своих денег вклад почти каждого человека, а также старшеклассники, которые не могут получить звание академика для своих отделов РАН.

Отсутствие управления и контроля над наукой привело к серьезным расходам научного потенциала "утечки мозгов" за границу и в коммерческие структуры. Число ученых , работающих в науке, сократилось с 4,2% до 2,5% от общей занятости в национальной экономике в 1990 - х годах. Научно-исследовательская и приборная база российской науки, оснащенность которой составляет 26% от оснащенности научных учреждений в мире. Ведь только около 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

Прогресс в лечении ряда наследственных заболеваний нервной системы, которые считались неизлечимыми. Полученные препараты, оказывающие хороший терапевтический эффект при таких тяжелых заболеваниях, как болезнь Г — Ш, торсионная дистония и др. Большое внимание уделялось диагностике гетерозиготных носителей патологических генов некоторых начальных классов и стертой формы ряда наследственных заболеваний нервной системы.

На основе генетических исследований были усовершенствованы методы диагностики и лечения многих наследственных заболеваний. Разработана и рекомендована к внедрению диагностическая программа массового скрининга на наследственные метаболические заболевания, биохимическая диагностика эритроцитарных состояний, комплексная диагностика, кистозный фиброз, цитогенетическая и патологическая диагностика хромосомных заболеваний. Предложены методы дифференциальной диагностики различных форм мышечной дистрофии и системных скелетных расстройств, экстрапирамидных заболеваний, раннего выявления глаукомы. Патогенетические методы лечения наследственных метаболических заболеваний, двигательных расстройств, пароксизмальной миоплегии и миотонии и т. Д. используются.

Повышенное внимание к исследованиям в области молекулярной биологии привело к выяснению основных физико-химических основ жизни клеток, к поиску общих принципов, лежащих в основе всех основных процессов жизнедеятельности. Уже общеизвестны механизмы синтеза ДНК, РНК, простых и сложных белков, коферментов, кофакторов и других веществ, необходимых для нормального существования клетки. В процессе реализации биомедицинских исследований на молекулярном уровне и предоставления важных данных в области онкологии. В различных аспектах были изучены основы молекулярной биологии канцерогенеза, иммунологии рака, метаболизма в раковых клетках. РНК-содержащие вирусы из трансплантированных клеток человека были выделены, были установлены и идентифицированы внутриклеточные предшественники некоторых из них.

Российские ученые впервые показали, что онкогенные вирусы имеют активную вставку своего генома в генетический аппарат клетки, ключевой фермент этой системы, кодируемый вирусным белком, Т-антигеном, может привести к разрыву молекулы ДНК. Эти данные имеют большое значение для раскрытия механизмов возможного развития рака вирусного происхождения. Благодаря признанию некоторых молекулярных механизмов клеточного возрождения под влиянием различных факторов были разработаны новые методы иммунологической диагностики. Эта тенденция получила всеобщее признание, и ее дальнейшее развитие позволило создать принципиально новые лекарства для лечения ряда заболеваний, в том числе рака.

Физиологическое направление также выражалось в разработке и широком применении экспериментальных моделей заболеваний. Одним из наиболее ярких примеров метода создания экспериментальных моделей заболевания является исследование Н. Н. Аничкова и С. С. Халатова вопроса о сущности атеросклероза, которое началось до революции. Создание экспериментальных моделей атеросклероза продемонстрировало роль жирового обмена, особенно метаболизма холестерина. Н. Н. Аничков показал, что атеросклероз является особой нозологической формой, основанной на возникновении основной липидной инфильтрации стенок сосудов. Н. Н. Аничков и его ученики прошли широкую экспериментальную проверку обоснованности теории проникновения атеросклероза, обнаружили обратимость этого патологического процесса.

Большой вклад в развитие идей нервизма в патологии внес А. Д. Сперанский и его сторонники. Он доказал важность нервной системы и ее органов в возникновении и развитии различных патологических процессов, особенно дегенеративных изменений. В лаборатории В.С. Галкина удалось выявить изменения в силе и характере патологических процессов при отключении воздействий коры головного мозга путем анестезии; Были продемонстрированы рефлекторные механизмы и их значение в функциональном состоянии коры головного мозга во время лихорадки; определена роль нервной системы в кислородном голодании, различия в чувствительности к различным частям мозга, что напрямую связано с изучением проблемы восстановления организмов и комплексного лечения кислородного голодания головного мозга.

Прикладные отрасли научного знания в 1985-1991 годах несколько эволюционировали, потому что спрос на конкретные технологические разработки, как в государственном, так и в частном секторах экономики, а также фундаментальные науки, которые всегда были гордостью нашего Отечества, оказались в очень сложном положении. Вторая половина 80-х годов была временем больших потерь личного состава в научных коллективах страны. Перед учеными открылись легальные возможности устроиться на работу за границу, где авторитет советской научной школы был очень высок. Во время перестройки была зафиксирована значительная "потеря мозга" на запад.

Потеря научного потенциала также связана с оттоком ученых в другие, часто не связанные с наукой сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления происходят на фоне общего экономического кризиса и резкого сокращения финансирования перспективных исследовательских разработок, что привело к свертыванию фундаментальных исследований в СССР.

Попытки перестроить общество на основе "ленинской традиции научных исследований" не увенчались успехом. Однако общественная политика вызвала бурные дискуссии о путях развития советского общества.

Перестройка вызвала крах ценностей и социальных мифов "реального социализма", в рамках которого сформировалось мировоззрение трех поколений наших соотечественников. Это сформировало в обществе типичное для авторитарных властных структур социальное явление - идеологическую зависимость: однако на смену одному из мифов пришли другие, нужные социологам, новая парадигма (система взглядов), необходимая для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В философии, социологии, политологии, стадии интенсивного обсуждения и исследования путей дальнейшего развития научной мысли.

Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей экономики. В научных организациях работало 0,3% населения СССР (1 млн человек).

Больше всего развивались технические науки и естественные науки, были значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали в Академии наук СССР, в промышленных и республиканских академиях, на различных предприятиях министерств. Благодаря высокоразвитой науке (6-7 место в мире нобелевских лауреатов, 1/4 часть всех ученых мира), на довольно высоком уровне находились образование и здравоохранение.

Отрасли промышленности, созданные наукой в СССР, - атомная энергетика, авиастроение, космонавтика, вычислительная техника.

В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью…

Сходные проблемы переживала и советская наука. Если прикладные отрасли научных знаний в 1985-1991 гг. получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках…

В области образования изменения стали происходить не ранее 1987 г. До этого времени многие начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались на…

Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства…

Годы перестройки - слишком короткий исторический период, чтобы оценить научный вклад, сделанный за это время. Тем не менее они оставили весьма заметный след в науке. Для есте­ственных и точных наук эти годы стали временем больших кад­ровых потерь. Перед учеными открылись легальные возможнос­ти получить работу в зарубежных университетах и научных ин­ститутах. Высокий авторитет советской научной школы и низкая оплата научно-исследовательского труда в стране привели к за­метной утечке мозгов, особенно в физике, математике, химии, биологии.

Сокращение научного потенциала происходило также за счет перехода некоторых ученых в другие сферы деятельности, кото­рые выдвинулись на первый план в годы перестройки, - в пред­принимательство и политику.

В отличие от естественных и точных общественные науки практически не пострадали от утечки мозгов (если не считать, что из обществоведов вышли многие политические деятели но­вого поколения, что, разумеется, не носило массового характе­ра). Сохранив свой кадровый потенциал, общественные науки, базировавшиеся на "единственно верной" методологии марксиз­ма-ленинизма, оказались в кризисе. Попытка перестроить их на основе "восстановления ленинской традиции научного поиска" внесла раскол в ряды обществоведов. Часть ученых с энтузиазмом восприняла призыв к гласности, к преодолению догматизма и начетничества. Другие увидели в этом угрозу. В годы хрущев­ских реформ подобное противостояние закончилось победой кон­серваторов, поддержанных сверху партийным руководством. Пе­рестройка, закончившаяся падением коммунистического режима, привела марксистское обществоведение к краху.

Знаменательным фактором духовной жизни перестроечных лет был громадный общественный интерес к отечественной исто­рии. Массовыми тиражами переиздавались труды русских доре­волюционных историков - С.Соловьева, В.Ключевского, Н.Карам­зина. В течение двух лет журнал "Москва" печатал с продолже­нием "Историю Государства Российского" Карамзина, обеспечи­вая себе стойкую популярность у читателей. Широкий резонанс получила борьба, развернувшаяся в исторической науке по про­блемам советской истории. Общество, долгие годы лишенное правдивой информации о собственном прошлом, с жадностью ловило каждое слово правды. Историческая тема заняла гро­мадное место в художественной прозе и в публицистике. В газетах и журналах появились постоянные рубрики на истори­ческие темы. Публичные лекции по советской истории собирали больше слушателей, чем могли вместить аудитории. Мифологи­зированная залакированная советская история разрушалась под напором новых фактов и данных. Но на смену одним мифам при­ходили другие. Процесс перестройки исторического сознания общества, как и исторической науки, был чрезвычайно сложным.

Читайте также: