Судостроение значение для экономики кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях возможность масштабного выхода продукции российской СП на мировой рынок связана с необходимостью решения ряда проблем.

Суть их сводится к следующему:

1. Судостроение - весьма специфическая область. Аккумулируя в своей продукции достижения большого числа смежных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.).

2. СП одновременно стимулирует развитие этих отраслей, достижение ими высокого научно-технического уровня. Можно сказать, что, с одной стороны - судостроение является индикатором уровня развития экономики государства, с другой стороны - стимулирующим звеном экономического развития.

3. Создание одного рабочего места в судостроении влечет за собой появление 4-5 рабочих мест в смежных отраслях.

4. Характерными особенностями отрасли являются:

- высокая наукоемкость кораблей и судов;

- длительность циклов разработки и постройки;

- высокая капиталоемкость продукции отрасли;

- необходимость закупки значительной доли комплектующего оборудования за рубежом; [13]

- длительный срок окупаемости;

- длительный срок эксплуатации;

- нестабильная конъюнктура мирового рынка;

- недостаточность оборотных средств судовладельцев для самостоятельной закупки судов;

- необходимость широкой кооперации исполнителей,

- сложность кооперирования и обслуживания контрагентами вследствие многообразия номенклатуры применяемых на предприятии машин и оборудования, обширности ассортимента объектов материально-технического снабжения, используемого при постройке судов.

5. Особенности российской СП сложились исторически. Так повелось еще со времен Петра Великого и особенно получило дальнейшее развитие в советское время, когда все судостроительные заводы создавались исключительно для выполнения военных заказов. Коммерческое же судостроение в России никогда не было развито, более того, до 1917 года государственного сектора в гражданском судостроении вообще не существовало. Гражданская продукция размещалась исходя из оптимальной загрузки верфей.

Характерные черты СП в России:

5.1. Отечественное судостроение, являясь частью машиностроительной индустрии РФ, зависит от развития нашей экономики в целом.

5.2. Покупка в России судов коммерческими организациями требует от них больших капиталовложений.

5.3. Капитализация судостроительных предприятий нередко гораздо меньше даже их годового объема выручки.

5.5. Кредиты в России короткие и необоснованно дорогие.

5.6. По этой причине российские судоходные компании вынуждены кредитоваться за рубежом, тем более что зарубежные банки особенно охотно дают кредиты под залог строящихся судов или других морских технических сооружений. Однако использование кредитов зарубежных банков кредиторы часто связывают с обязательным заказом на Западе комплектующего оборудования (не всегда совершенного, экономичного, безопасного и надежного) и с регистрацией построенных за этот кредит судов под иностранным флагом.

5.7. Поскольку российская банковская система в ближайшие годы не сможет обеспечить экономику длинными и дешевыми кредитами, кредитование постройки особенно крупнотоннажного, дорогостоящего национального флота будет ещё длительный период оставаться в руках иностранных банков с вытекающими из этого последствиями.

5.8. Наши судостроители проигрывают в конкуренции по целому ряду существенных показателей и, прежде всего: [14]

- в производительности труда (в целом трудозатраты в российском судостроении в три-пять раз выше, чем у иностранных партнеров),

- организации самого производства,

- темпах внедрения инноваций.

Такое положение снижает возможности заводов по привлечению заемных средств и не способствует их самостоятельному динамичному развитию. Это объективный факт.
Для преодоления данной проблемы на мировом рынке сложилась следующая практика осуществления платежей судовладельцами: 20% стоимости судна выплачивается в течение срока его строительства; 80% - из доходов от его эксплуатации в течение 10 и более лет. Такие условия оплаты судов могут предоставляться судовладельцам только при соответствующей государственной поддержке отрасли и такая поддержка в странах - лидерах мирового судостроения отработана и юридически закреплена. Так, например, США выпускают гарантии на возврат судовладельцами кредитов, использованных на финансирование покупки или ремонта судна в размере до 87,5% от его стоимости на срок до 25 лет за 0,5-1% годовых. Корейским судовладельцам предоставляется аналогичное финансирование на сумму до 90% от стоимости судна.




В современных условиях возможность масштабного выхода продукции российской СП на мировой рынок связана с необходимостью решения ряда проблем.

Суть их сводится к следующему:

1. Судостроение - весьма специфическая область. Аккумулируя в своей продукции достижения большого числа смежных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.).

2. СП одновременно стимулирует развитие этих отраслей, достижение ими высокого научно-технического уровня. Можно сказать, что, с одной стороны - судостроение является индикатором уровня развития экономики государства, с другой стороны - стимулирующим звеном экономического развития.

3. Создание одного рабочего места в судостроении влечет за собой появление 4-5 рабочих мест в смежных отраслях.

4. Характерными особенностями отрасли являются:

- высокая наукоемкость кораблей и судов;

- длительность циклов разработки и постройки;

- высокая капиталоемкость продукции отрасли;

- необходимость закупки значительной доли комплектующего оборудования за рубежом; [13]

- длительный срок окупаемости;

- длительный срок эксплуатации;

- нестабильная конъюнктура мирового рынка;

- недостаточность оборотных средств судовладельцев для самостоятельной закупки судов;

- необходимость широкой кооперации исполнителей,

- сложность кооперирования и обслуживания контрагентами вследствие многообразия номенклатуры применяемых на предприятии машин и оборудования, обширности ассортимента объектов материально-технического снабжения, используемого при постройке судов.

5. Особенности российской СП сложились исторически. Так повелось еще со времен Петра Великого и особенно получило дальнейшее развитие в советское время, когда все судостроительные заводы создавались исключительно для выполнения военных заказов. Коммерческое же судостроение в России никогда не было развито, более того, до 1917 года государственного сектора в гражданском судостроении вообще не существовало. Гражданская продукция размещалась исходя из оптимальной загрузки верфей.

Характерные черты СП в России:

5.1. Отечественное судостроение, являясь частью машиностроительной индустрии РФ, зависит от развития нашей экономики в целом.

5.2. Покупка в России судов коммерческими организациями требует от них больших капиталовложений.

5.3. Капитализация судостроительных предприятий нередко гораздо меньше даже их годового объема выручки.

5.5. Кредиты в России короткие и необоснованно дорогие.

5.6. По этой причине российские судоходные компании вынуждены кредитоваться за рубежом, тем более что зарубежные банки особенно охотно дают кредиты под залог строящихся судов или других морских технических сооружений. Однако использование кредитов зарубежных банков кредиторы часто связывают с обязательным заказом на Западе комплектующего оборудования (не всегда совершенного, экономичного, безопасного и надежного) и с регистрацией построенных за этот кредит судов под иностранным флагом.

5.7. Поскольку российская банковская система в ближайшие годы не сможет обеспечить экономику длинными и дешевыми кредитами, кредитование постройки особенно крупнотоннажного, дорогостоящего национального флота будет ещё длительный период оставаться в руках иностранных банков с вытекающими из этого последствиями.

5.8. Наши судостроители проигрывают в конкуренции по целому ряду существенных показателей и, прежде всего: [14]

- в производительности труда (в целом трудозатраты в российском судостроении в три-пять раз выше, чем у иностранных партнеров),

- организации самого производства,

- темпах внедрения инноваций.

Такое положение снижает возможности заводов по привлечению заемных средств и не способствует их самостоятельному динамичному развитию. Это объективный факт.
Для преодоления данной проблемы на мировом рынке сложилась следующая практика осуществления платежей судовладельцами: 20% стоимости судна выплачивается в течение срока его строительства; 80% - из доходов от его эксплуатации в течение 10 и более лет. Такие условия оплаты судов могут предоставляться судовладельцам только при соответствующей государственной поддержке отрасли и такая поддержка в странах - лидерах мирового судостроения отработана и юридически закреплена. Так, например, США выпускают гарантии на возврат судовладельцами кредитов, использованных на финансирование покупки или ремонта судна в размере до 87,5% от его стоимости на срок до 25 лет за 0,5-1% годовых. Корейским судовладельцам предоставляется аналогичное финансирование на сумму до 90% от стоимости судна.

Судостроительная промышленность

Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

  • закладка судна;
  • заготовительный;
  • блочный;
  • стапельный;
  • достроечный;
  • сдаточный.

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

Судостроительная промышленность

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Перспективы развития

Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.

Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.

Задачей сварочной операции является получение механически неразъемного соединения, схожего по свойствам свариваемому материалу. Это может быть достигнуто, когда по своей природе сварное соединение будет максимально приближаться к свариваемому металлу.
В зависимости от габаритов сварной конструкции, ее материала, толщины свариваемого металла и других особенностей изделия применения находят различные виды электрической дуговой сварки.
Сварка является широко распространенным, эффективным технологическим процессом и используется во всех сферах производства. От технического уровня применяемых сварочных процессов в значительной степени зависит качество выпускаемой продукции.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экономика(курсовой).docx

Задачей сварочной операции является получение механически неразъемного соединения, схожего по свойствам свариваемому материалу. Это может быть достигнуто, когда по своей природе сварное соединение будет максимально приближаться к свариваемому металлу.

В зависимости от габаритов сварной конструкции, ее материала, толщины свариваемого металла и других особенностей изделия применения находят различные виды электрической дуговой сварки.

Сварка является широко распространенным, эффективным технологическим процессом и используется во всех сферах производства. От технического уровня применяемых сварочных процессов в значительной степени зависит качество выпускаемой продукции.

Сварке подвергаются самые различные материалы: углеродистые и нержавеющие стали, алюминиевые сплавы, никелевые и бронзовые сплавы, пластмассы. Толщина свариваемых изделий расходится от десятков микрон до сотен миллиметров. Но прогресс не стоит на месте и поэтому постоянно происходит совершенствование известных способов сварки и создание новых.

В последнее время стали широко применяться методы плазменной и лазерной сварки, резки, наплавки и напыления, что позволяет значительно повысить производительность труда и сократить расход материалов.

Надежность и экономичность, быстрота и универсальность – это все делает сварку незаменимым технологическим процессом. Невозможно преувеличить значение сварки в производстве и ремонте. Реально стало применение сварки и в медицине – сварка сетчатки глаза, сварка и резка костей и прочих органических тканей.

Таким образом, следует отметить, что использование сварки, ее дальнейшее изучение и разработка позволяет человеку поднимать уровень изготовляемых изделий, а значит и уровень жизни намного выше.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Значение судостроения для экономики России

Водный транспорт имеет огромное значение для нашей страны с её обширной речной системой и морским побережьем громадной протяженности. В связи с этим возрастает и значимость судостроительной промышленности. А ведь судостроение производит не только транспортные суда.

Количественные и качественные характеристики строительства промысловых судов напрямую влияют на пищевую промышленность и в конечном итоге на наши желудки, ведь уловом с шаланды страну не накормишь. От постройки комфортабельных и надежных лайнеров и теплоходов зависит развитие отечественной индустрии туризма. От строительства современных научно- исследовательских судов зависит научный прогресс нашей страны, открытие новых залежей полезных ископаемых, других ресурсов, своевременное предупреждение экологических катастроф и оповещение о надвигающихся стихийных бедствиях.

Отдельной статьей стоит военное судостроение. От него зависит обороноспособность страны. Мощный военный флот - это гарант неприкосновенности нашей территории. В XX веке оружием, на которое делают основные ставки, стало ядерное оружие. Каждая подводная лодка несет около 20 ракет с ядерными боеголовками и благодаря своей мобильности и невидимости для противника может держать под ядерным прицелом всю вражескую территорию. Однако не только оборона нашей страны зависит от строительства качественных военных судов. Боезапаса одной подлодки хватит, чтобы уничтожить все живое на Земле, таким образом, от надежности судостроения зависит безопасность всей планеты.

Судостроение является материало- и энергоемкой отраслью и требует обширного кооперирования с предприятиями других отраслей. За счет этого судостроение образует некое подобие целого экономического сектора, в который входят металлургические, машиностроительные, деревообрабатывающие, химические предприятия, электростанции, порты, строительные предприятия, страховые компании. Деятельность всех их завязана на судостроении, причем предполагается движение огромных капиталов в этой сфере, что должно приносить доход как государству, так и частным фирмам.

Кроме высоких доходов, эта инфраструктура обеспечивает создание миллионов рабочих мест, что при нашем текущем уровне безработицы в 9,1% от экономически активного населения (6,7 млн. безработных) чрезвычайно важно.

С судостроением очень тесно связан и судоремонт, тоже входящий в "судостроительный" сектор экономики. При продаже судна за границу его техническое обслуживание и ремонт всегда осуществляется на заводах страны-производителя, и это приносит существенный дополнительный доход.

Должно упомянуть и о доходах, связанных с продажей российских судов за рубеж. В мире они считаются одними из самых качественных, современных и надежных и пользуются хорошим спросом. Достаточно сказать, что только Государственная Компания "Росвооружение" благодаря продаже за рубеж военных кораблей и подводных лодок российского производства принесла экономике России более 3 млрд. долларов.

Таким образом, судостроение стимулирует производство и экономический рост в очень многих отраслях промышленности, является неотъемлемой частью российской экономики и вследствие важности своей продукции имеет общегосударственное значение.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Расчет нормируемой трудоемкости технологического процесса сборки и сварки секции

Взять детали, уложить на стенд, выровнять и подогнать. Состыковать листы между собой и закрепить на электроприхватки, выдерживая зазор под сварку, установить выводные планки и обжать к стенду скобами и клиньями. Проверить геометрию полотна. Сдать работу.

Время на укладку листов определяем по формуле (1):

Тукл. = 0.6*4=2.4 н/час.

Время на стыкование:

Тст =0,49 * 4 = 1.96 н/ч

Сварка полотнища автоматом под флюсом

При автоматической сварке под флюсом на флюсовой подушке (с обратным формированием шва) без разделки кромок при толщине до 16 мм для II группы конструкций время на 1 м шва составляет 8,8 мин.

Общая длина соединений – 48 м.

Время на сварку полотнища:

Сборка тавровых балок на стенде:

Сварка тавровых балок полуавтоматической сваркой в углекислом газе:

Приварка таврового набора к полотну полуавтоматической сваркой в углекислом газе:

Установка ребер жесткости на полотно:

Приварка ребер жесткости к полотну полуавтоматической сваркой в углекислом газе:

Тн = 35,38*0,05=7 н/час.

Итого сборочные работы:

Итого сварочные работы:

Сводная нормируемая трудоемкость технологического процесса приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Сводная нормируемая трудоемкость технологического процесса сборки и сварки поперечной переборки в районе 79-102 шп.

Внедрение инноваций в судостроительной отрасли, создание современных верфей и высокотехнологичных судов, в том числе для освоения и транспортировки ресурсов арктического шельфа, могут дать России конкурентные преимущества на мировом рынке судостроения. Правда, без поддержки государства развить эти начинания было бы сложно, рассказал замдиректора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Олег Карасев

Прогресс судостроения влияет на научно-технологическую и социально-экономическую сферы и стимулирует межотраслевое взаимодействие. Особенно в том случае, когда судостроительная отрасль оказывается флагманом инноваций. Однако производство современных судов, на которые делают ставки ведущие морские державы, весьма капиталоемко.

Определить перспективы российского судостроения позволил анализ свыше 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей, среди которых – конструкции и механизмы судов, энергетика, экология, навигация, телекоммуникации и связь и пр.

Судостроению нужны инвестиции

Общий знаменатель большинства внутренних проблем судостроения – недостаточное финансирование отрасли и технологическое отставание. Эксперты отметили низкую производительность труда в судостроении и отсутствие конкурентоспособности у многих видов продукции на фоне высокой стоимости строительства судов.

Среди других проблем отрасли – дефицит квалифицированных кадров и пробуксовка технологий в области строительства гражданских судов (отсюда и не то качество конструкционных материалов, несоответствие судов ряду требований международных экологических стандартов). Значительно изношена и инфраструктура внутренних водных путей.

С учетом всех этих обстоятельств не удивительно, что отрасль мало привлекательна для инвесторов. Между тем, им стоило бы присмотреться к наиболее перспективным направлениям развития судостроения, среди которых – создание высокотехнологичных типов морской техники, в том числе предназначенных для работы в Арктике.

К успеху может привести Северный морской путь

Конкурентные преимущества российского судостроения во многом связаны с сохранением части технологического потенциала со времен СССР, в частности, с высокотехнологичным судостроением, отметил Олег Карасев.

Наиболее качественной продукцией отрасли были и остаются ледоколы – дизельные и атомные, буксиры, научно-исследовательские суда. Тут у России, по оценке экспертов, существует значительный технологический задел. Однако его необходимо развивать.

Эксперты связывают большие надежды с эффективной эксплуатацией Северного морского пути, с работами на континентальном шельфе России: разведкой и добычей углеводородов и биоресурсов и их транспортировкой.

Но, как бы то ни было, для наиболее успешного освоения Северного морского пути нужно активнее развивать технологии ледовой эксплуатации. И здесь у России есть преимущества хотя бы в силу того, что число сильных конкурентов в этом сегменте очень невелико.

В этой нише оказываются наиболее высокотехнологичные и наукоемкие суда и морская техника: буровые платформы, танкеры, газовозы, отгрузочные терминалы, буксиры и научно-исследовательские суда. Причем последние не только изучают природные богатства шельфа, но и ведут экологический мониторинг и участвуют в гидрометеорологических проектах.

Если Россия не разовьет свой задел в этой нише, конкурентные преимущества отечественного судостроения могут быть безвозвратно потеряны, прогнозируют авторы доклада. Особенно если учесть, насколько активизировались зарубежные судостроители, которые настойчиво добиваются участия в проектах освоения российской Арктики.

Судостроение остается приоритетом государств

Другие сильные стороны российского судостроения связаны с низкой себестоимостью перевозок внутреннего водного транспорта и заинтересованностью государства в развитии отрасли.

Государство старается поддерживать отрасль как напрямую – с помощью программ развития, так и косвенно, с помощью новых инструментов инновационной политики – например, кластеров и технологических платформ.

Пора развивать перевозки, добычу ресурсов и исследования

Резервы развития рынка, по мнению авторов доклада, связаны с несколькими сегментами судостроения. Среди них – грузовые и пассажирские перевозки, добыча и переработка морских биоресурсов, научные исследования.

Следует также сфокусироваться на исследованиях – изучении океана и разработке морских биотехнологий.

В промысловом сегменте отрасли надо осваивать новые районы добычи и новые технологии переработки биоресурсов.

Так или иначе, работы в судостроении предстоит много. Авторы доклада осветили четыре возможных ее сценария – два инерционных (пессимистический и оптимистический) и два инновационных.

Инерция в отрасли чревата утратой технологий

По пессимистическому инерционному сценарию, в России до 2030 года не будут построены современные верфи, а внедрение инновационных технологий в строительство судов отложится. Немалая часть средств пойдет на закупку оборудования с применением импортных комплектующих. Серьезные последствия повлечет за собой отсутствие инвестиций в исследования и разработки новых методов производства судов.

Инерционная жизнь отрасли будет означать следование за удовлетворением потребностей таких сегментов рынка, как грузовые перевозки, добыча и переработка морских биоресурсов, эксплуатация месторождений полезных ископаемых, отмечают авторы доклада. Будут востребованы малые скоростные суда, плавсредства для внутренних водных путей, научно-исследовательские суда, ледоколы.

Потребности внутреннего водного транспорта, по расчетам научной группы, могут быть удовлетворены на 70-80% от необходимого объема, а спрос на сложные гражданские суда – на 50-60%.

В целом при развитии инерционных сценариев российское судостроение может утратить не только отдельные технологии, но и свое место на мировом рынке судостроения, подчеркивают авторы доклада.

Инновационные сценарии помогут развитию смежных отраслей

Пессимистический инновационный сценарий предполагает активную государственную поддержку судостроения и формирование эффективной финансовой инфраструктуры. Эти усилия позволят построить современную верфь для производства гражданских судов. Прогнозируется и рост числа новых научно-исследовательских проектов.

В этом сценарии ожидается, что российским производителям удастся удовлетворить потребности в судах для внутренних водных путей на 70-80%. В строительстве сложных гражданских судов (научно-исследовательских, ледоколов и пр.) этот показатель достигнет 100% от нужного объема.

При оптимистическом инновационном сценарии российское судостроение выйдет на новый виток развития. Повысится его инвестиционная привлекательность и технологическая оснащенность. Такое развитие событий даст возможность возвести сразу несколько современных верфей для выпуска гражданских судов, интенсивного внедрения инноваций в их производство, увеличения объемов исследований.

Вместо поддержки строительства всей номенклатуры судов такой сценарий подразумевает точечные инициативы по мелкосерийному производству. Драйверами роста отрасли здесь будут кластеры для нишевого производства.

Переход к инновационным сценариям в судостроении потребует активной поддержки конкуренции в смежных отраслях. Множественные эффекты производства высокотехнологичных судов укрепят конкурентные позиции компаний во всех звеньях производственной цепочки. Производители могут ориентироваться на самые разные сегменты спроса.

При этом, несомненно, предполагается активная позиция государства в области гражданского судостроения, заключают эксперты.

Читайте также: