Наука в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

Добрый день! Эта публикация завершает цикл, посвященный культуре древнего Китая . В ней речь пойдет о том, какой была наука, и о том, что они тогда ели.

Научные знания древних китайцев активно развивались в математике, астрономии и медицине.

Во II в до н.э. в работе "Математика в девяти книгах" были собраны математические знания древних китайцев, накопленные к этому времени. В книге описаны правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, алгоритм Евклида, теорема Пифагора и др.

В древнем Китае занимались астрономией, которая, конечно, была основана и на математических расчетах. Наблюдали и описывали небесные светила. Уже упоминавшийся мной , автор Сыма Цянь в своих “Исторических записках” посвятил этой теме целую главу.

В сочинении II в. Чжан Хэна - астронома, математика и литератора рассказывается о 124 созвездиях, состоящих из 2500 звезд.

Уже во II в. до н.э. китайцы вычислили, что в году 365,25 дня. В связи с чем ввели календарь из 12 месяцев, с одним дополнительным, который добавлялся раз в три года.

В Китае развивалась медицина. С IV в. до н.э. стали применять иглоукалывание или акупунктуру. Когда в тело человека, в специальные точки, находящиеся на меридианах по которым циркулирует жизненная энергия ци, вводятся тоненькие иглы. Учеными была найдена фигурка, датируемая II в. до н.э. с обозначением этих меридианов, которая, возможно, служила своеобразным пособием.

Кроме того, они знали диетологию, лечебную гимнастику, лечение прижиганием и, даже, местную анестезию.

Как и в Индии, в Китае выделяли пять вкусовых ощущений: острое, кислое, соленое, горькое и сладкое. Для того чтобы их получить, в большом ходу были приправы, такие как: имбирь, уксус, соль, патока и вино.

Алкоголь древние китайцы очень уважали, хотя поговорка гласила, что летом нужно пить горячее, а зимой воду. Спиртных напитков было очень много. В основном их готовили из зерна, а отличали по выдержке.

Мы с Вами уверены, что китайцы выращивают и едят рис, но так было не всегда. В древности он был пищей для богатых. Простым людям оставалась пшеница, ячмень, просо, гаолян (злак, вид сорго) и чумиза (ее очень любят волнистые попугайчики).

Гостей угощали последней, об этом свидетельствует древняя поговорка: “резать кур и варить чумизу”.

А еще китайцы с глубокой древности привыкли кушать палочками. Научиться ими владеть может любой, если немного потренируется. В следующей публикации , я расскажу как постигала эту науку сама и помогала друзьям.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Видео-версию о литературе, искусстве и науке древнего Китая можете посмотреть на моем ютуб-канале:

Развитие науки в Древнем Китае. Научные достижения китайского народа. Становление систем образования и медицины. Изучение истории четырех великих изобретений Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта).

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.03.2014
Размер файла 43,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

по дисциплине: Концепция современного естествознания

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1 Научные достижения китайского народа

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров [6, c.125].

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь, прежде всего, нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска.

Особенностями китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная крыша. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки - пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.

Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы - как Центра страны. В Иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица - Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а земля - в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.

Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) - Центр; сине-зеленый цвет (цин) - Восток; красный (хунчи) - Юг; белый (бай) - Запад; черный (хэй) - Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.

Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал - Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 - Инь; 3 - мироздание (Небо - человек - Земля); 4 - хронотоп (пространство-время); 5 - стороны света; 6 - начала мира; 9 - мироздание по горизонтали; 10 - солнце; 12 - знаки зодиака.

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао - путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности - добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. - М.: Молодая гвардия, 1992.].

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой - бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.

1.2 Медицина Китая

Истоки традиционной системы врачевания в Китае относятся к глубочайшей древности. Европа еще находилась в состоянии первобытного варварства, когда в Китайской империи уже вполне была развита культура.

Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.

Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.

По оценкам специалистов, китайская традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных за несколько тысячелетий. Она имеет ценный опыт лечения самых разнообразных заболеваний и сыграла огромную роль в борьбе многих поколений против тяжелых недугов. В Китае были сделаны открытия, которые на много столетий опередили открытия врачей Европы. Например, о важнейшем значении пульса говорится еще в древнем трактате "Хуанди Нэй-цзин": "Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам. Именно пульс обуславливает круговорот крови и пневмы". Далее в этом же труде есть указание на круговое движение крови: "Сосуды сообщаются между собой по кругу". В этом круге нет ни начала, ни конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно. а сердце хозяйничает над кровью".

Интереснейшее замечание, особенно если учесть то, что Уильям Гарвей выдвинул свое экспериментальное обоснование теории кругового кровообращения только в 1628 году, т.е. почти на 3500 лет позже написания в Китае трактата "Хуанди Нэй-цзин"!

Уже 4 тысячи лет назад при определении болезней китайские врачи придавали огромное значение исследованию пульса, различая более 500 его видов. Они проводили многообразнейшие наблюдения над действием целебных сил Природы, глубоко знали целебное действие многих минералов, применяли в качестве лечебных средств различные органы животных и насекомых, не говоря уже об обширнейшей, даже по современным масштабам, фармакопее лекарственных растений.

Китайские медики в древние времена, познав существование взаимной обусловленности всех явлений Природы, считали, что человек - это Космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе.

С целью обоснования и организации опыта лечения в теоретической системе китайские врачеватели разработали учение о противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали учение о всепроникающей Животворящей Энергии - "Ци" - источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.

Ян - Мужское Начало. Инь - Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.

Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя.

Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в определенных соотношениях и по вполне определенным законам.

Болезнь китайскими врачами рассматривалась как естественный процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей его средой. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа неизбежно и вполне закономерно изменяются функции и всех других органов и систем. Вообще, теоретические положения системы китайской медицины весьма своеобразны и в корне отличны от принятых в современной европейской науке взглядов, как, впрочем, и методы, и приемы лечения, используемые китайскими врачевателями издревле.

В Китае народные врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет, а то и более. Их учителями были старые опытные медики и древние манускрипты. Таким образом, шло обучение народных врачей в древности. Так же оно идет в Китае и сейчас. Передача исторически накопленного опыта шла из поколение в поколение путем непосредственного обучения у постели больного.

Китайская традиционная медицина, как одна из древнейших медицинских систем прошлого, значительно повлияла на формирование медицинских воззрений других цивилизаций Древнего Мира, которые находились в тесном контакте с Китайской Империей.

1.3 Четыре великих изобретения древнего Китая

китай книгопечатанье компас образование

Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта).

Фрагменты упаковочной бумаги из пеньки, датированные периодом правления У-ди (141-87 гг. до н. э.)

Иллюстрация, опубликованная в книге Ван Чжэня в 1313 году, показывающая литеры наборной печати, расположенные в строгом порядке по секторам круглого стола Хотя в истории зафиксирован факт, что во времена династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) придворный евнух Цай Лунь изобрёл процесс производства бумаги с применением новых сырьевых материалов, но в Китае найдены такие артефакты как древний набивочный материал и упаковочная бумага, датируемые вторым веком до нашей эры. Самым старым образцом бумаги является карта из Фанматаня вблизи г. Тяньшуй. В третьем веке бумага стала широко применяться для письма, заменяя традиционные, но более дорогие материалы, такие как полоски из бамбука, скрученные в свитки, свитки и полоски из шёлка, глиняные таблички, обжигаемые затем в печи, и деревянные таблички. Самый ранний известный фрагмент бумаги с надписью на нём был обнаружен в развалинах китайский башни Цахартай в Алашани, где армия династии Хань покинули свои позиции в 110 г. н. э. после нападения хунну. В процессе производства бумаги, разработанного в 105 г. Цай Лунем, кипящая смесь из коры тутового дерева, пеньки, старых тканей и старых рыболовных сетей превращается в пульпу, растирается до пастообразного состояния и затем смешивается с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускают в смесь, вытаскивают и встряхивают. Образовавшиеся листы бумаги сушат, а затем отбеливают под воздействием солнечных лучей. К. С. Том говорит, что этот процесс постепенно улучшался применением выщелачивания, полировки и глянцевания для получения гладкой, прочной бумаги.

Подобные документы

Становление и развитие биофизики как биологической науки. Изучение энергетики живых систем (H. Hemholz), исследование фотосинтеза (К.А. Тимирязев). Теоретическое построение биофизики, ее задачи как фундаментальной и прикладной науки на современном этапе.

Китай — страна на востоке Азии. Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии.

  • Развитие культуры
  • Философские течения
  • Письменность и литература
  • Наука в Древнем Китае
  • Изобразительное искусство
  • Обычаи и традиции

Культура Древнего Китая

Развитие культуры

Китай — это государство, которое существует многие тысячелетия. За это время китайский народ построил богатую культуру и внес большой вклад в развитие человечества. Именно в Китае изобрели фарфор, бумагу, шелк, компас, порох, сейсмограф и многое другое.

Развитие культуры Древнего Китая

Началом становления культуры Древнего Китая считается III век до нашей эры. Она отличается крепостью своих идеалов, ведь, несмотря ни на что, все культурные ценности сохранились до сих пор. Из-за того, что Китай раньше был в изоляции, культура его получила особенные черты.

Особенности:

  1. Практичность (ценность — предметы реальной жизни).
  2. Традиционность (приверженность обычаям, традициям).
  3. Главное — природа (божеством считались природные явления — небо, горы, воды).

Философские течения

Так как Китай — одна из тех стран, где обожествлялись и поклонялись силам природы, то и философия имеет свои черты.

Философия Китая получила свое начало в V веке до н. э. Тогда в Китае началось расслаивание на социальные классы — богатых, бедных и чиновников. Философия Китая объединяет в себя три объекта Вселенной — Земля, Небо и Человек. Считалось, создание Вселенной проходило через деление хаоса на Землю и Небо.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство — это философская школа, которая была создана мыслителем Конфуцием в VI—V вв. до н. э. В конфуцианские годы в Китае боролись чиновники и император, поэтому основной идеей было отношение между людьми разных социальных слоев. Это направление в философии выражало идею, что человек должен стремиться к гармонии (в себе и с окружающими) и соблюдать моральные правила, для того чтобы прекратить общественные беспорядки.

Мыслитель Конфуций в VI—V вв. до н. э.

Жизнь человека — это главное в конфуцианстве. Человек должен всегда думать о душе и воспитывать ее. Конфуций также считал, что нужно выстраивать гармоничные отношения между собой. Благодаря такому воспитанию и гармоничному состоянию в стране не будет общественных конфликтов.

Даосизм — философское течение, которое основал Лао-цзы в V веке до н. э., а представителями школы были даосы. Дао — закон природы, путь, которому подчиняются все.

Для того чтобы обрести гармонию с природой китайцы использовали специальные практики: фэншуй, цигун, иглоукалывание.

Моизм и легизм

Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э

Моизм — еще одна философская школа, основанная Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э. Главный принцип этой школы — единомыслие всех живущих на земле. Если большинство людей считает полезным какое-либо действие, то остальные (несогласные) должны подчиниться мнению большинства, чтобы принести пользу обществу в целом. Поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и поощрений.

Легизм — течение, основоположником которого был государственный деятель Шан Ян. Главная мысль, которую выражал Шан Ян, заключалась в том, что человек переполнен злом и плохими умыслами и должен держать под контролем свою сущность. После него эту тему развивал Хань Фэй, который выдвигал принцип тоталитарной политической философии. Он считал, что идея порядка должна определять общественную структуру.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая имеет свои особенные черты. Вместо букв в Китае используют иероглифы, отдельные знаки, каждый из которых имеет свое значение. Число иероглифов достигает десятков тысяч.

Письменность Древнего Китая

В древние времена китайцы писали на деревянных дощечках палочками из бамбука. Потом появились мягкие кисти, которыми писали на ткани из шелка, а уже позже появилась бумага (интересный факт, что бумагу изобрели именно в Китае).

В литературе Китая главное место занимала поэзия, почти не изменившаяся в течение веков. Поэзия имеет свои правила — размер и ритм. Стихи рассчитаны только для чтения, так как книжный язык тяжело воспринимается на слух и отличается от разговорного языка.

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

Наука в Древнем Китае

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Древний храм Китая

Все изображенные предметы несут свой определенный смысл (сосна — долголетие, бамбук — стойкость, аист — одиночество).

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Музыкальные инструменты делали из камня, металла, шелка, дерева, кожи, глины и даже тыквы.

Обычаи и традиции

На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.

Кухня и еда

В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.

Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.

Земледелие в Древнем китае

Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.

Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.

Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.

Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.

Поведение и этикет

Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.

Этикет в традиции Китая

В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.

Параллельно с обучением в средней школе второй, т. е. высшей, ступени молодые китайцы могут получить обучение в профессионально-технических училищах или в средних специальных учебных заведениях. На базе среднего и среднего специального образования в Китае строится система высших учебных заведений, которых в стране имеется несколько тысяч – по всем отраслям знаний. Немалое число китайцев получают высшее образование за границей – главным образом за счет государства, а также за счет разного рода предприятий и учреждений.

Свою систему образования Китай создавал не с нуля. Еще до революции в Китае существовала система начального и среднего образования.

В 1925 году в Китае имелось около 200 вузов, и студенчество являлось важным источником для пополнения актива революционных партий – Гоминдана и КПК. Однако китайское гимназическое образование в прошлом имело почти исключительно гуманитарный характер – с опорой на изучение языка, литературы и истории. Изучение точных наук в школе было поставлено плохо. Не имелось в дореволюционном Китае и системы научных учреждений.

Китайское руководство придает очень большое значение повышению уровня образования в стране и поощряет обучение молодых людей из Китая во всех развитых странах мира, но главным образом в США. Россия в последние 20 лет не слишком привлекала китайскую молодежь; у нас в стране наблюдался затянувшийся кризис всей системы образования. Но в США кое-где можно было слышать шутку, что Соединенные Штаты – это та страна, где русские преподаватели учат китайских студентов.

В высшей школе Китая преобладает техническое образование. Китай ежегодно выпускает из стен своих вузов гораздо больше технических специалистов, чем США и ЕС, вместе взятые. Высшее образование в Китае состоит из двух ступеней – 3 и 6 лет. Этой структуре соответствует и система степеней: бакалавр, магистр, доктор наук.

Явное отставание России в создании новых суперкомпьютерных технологий моделирования стало предметом обсуждения на заседании Совета Безопасности России еще летом 2009 года. Было решено развернуть производство суперкомпьютеров и стимулировать их внедрение в промышленность и науку. В Китае такое решение было принято несколько лет назад.

Большой популярностью в Китае пользуется Интернет, в том числе и для развития многих форм бизнеса. Еще в 2008 году во Всемирной сети произошла смена лидера – Китай занял первое место в мире по общему числу интернет-пользователей. В 2009–2010 годах этот разрыв увеличился.

До революции науки в современном смысле слова в Китае вообще не было, хотя отдельными исследованиями в области медицины, географии, астрономии и математики занимались примерно 500–600 человек. Несколько сотен ученых занимались в Китае проблемами языка, литературы и истории.

Решение о создании в Китае Академии наук Китая было принято вскоре после провозглашения КНР. К работе в академии были привлечены выдающиеся ученые, которые вернулись в Китай из-за границы. В 1956 году был составлен и затем успешно реализован 12-летний план развития науки, создана база для новейших изысканий и разработок, сформированы общекитайские органы науки и образования. На этом фундаменте шло развитие китайской науки в последующие десятилетия. До середины 1970-х годов АН Китая объединяла как естественно-технические, так и общественные науки. С середины 70-х годов общественные науки стали развиваться в рамках Академии общественных наук (Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999. M., 1999. С. 475–476). В 2003 году в Китае была создана и Академия инженерно-технических наук Китая. В системе этих академий работают несколько десятков специализированных НИИ. Разнообразные научные центры создаются и при китайских университетах. Автономно от столичных научных центров в Китае были созданы также академии наук, академии общественных и инженерно-технических наук в самых крупных провинциальных центрах Китая.

Общие расходы Китая на науку пока еще меньше, чем в США и в ЕС, но много больше, чем в России. Однако если расходы на научные исследования росли в США, в Европе и Японии на 4–5 % в год, в Китае этот рост составлял 15–17 % в год (Д. Арриги. Адам Смит в Пекине. М., 2009. С. 404).

Подводя итоги сказанному выше, мы должны отметить, что на некоторых направлениях общественной и государственной жизни Китай уже в настоящее время вышел в лидеры. Нет никаких сомнений в том, что во многих областях жизни общества, а также по масштабу своего влияния на положение дел в мировой экономике и политике Китай существенно расширит свое лидерство уже к 2020–2025 годам. В 2030—2040-е годы Китай станет безусловным лидером, но не гегемоном.

Я могу только присоединиться к этому прогнозу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Наука и образование

Наука и образование Недобросовестные историки внушили нам мысль, что Николай I только и делал, что душил таланты. На самом деле, ввиду финансовой слабости предпринимательского сословия, николаевское правительство почти на 100 % финансировало исследования и разработки.В

Наука и образование

Наука и образование Вклад Германии в общее развитие науки в XVII в. оставался относительно небольшим. Сказывалось экономическое и культурное отставание после Тридцатилетней войны. В ней еще долго господствовал обстоятельный стиль позднегуманистической учености, а дух и

Наука и образование

Наука и образование Вклад Германии в общее развитие науки в XVII в. оставался относительно небольшим. Сказывалось экономическое и культурное отставание после Тридцатилетней войны. В ней еще долго господствовал обстоятельный стиль позднегуманистической учености, а дух и

2. Наука и образование

2. Наука и образование

2. Наука и образование Намечая реформу средней школы, нарком просвещения А.В. Луначарский и его заместители, Н.К. Крупская и М.Н. Покровский, преследовали две основные цели: 1) демократизировать образование, сделать его всеобщим, ликвидировать безграмотность; 2) превратить

2. Наука и образование

2. Наука и образование Приоритетными научными направлениями в первой половине 1940-х гг. стали те, которые непосредственно были связаны с нуждами войны.Важнейшие среди них — совершенствование вооружений, поиски новых источников сырья, создание эффективных медицинских

2. Наука и образование

2. Наука и образование Научно-техническая революция существенно обнажила технологическое отставание Советского Союза от развитых стран Запада.Это сказалось прежде всего в космонавтике, первенство в которой ранее безраздельно принадлежало советским ученым. У

2. Наука и образование

2. Наука и образование Фундаментальная наука оказалась в 1990-х гг. в очень сложной ситуации. Еще ощутимее, чем в прошлые годы, сократилось ее финансирование, и заработная плата квалифицированных ученых, даже докторов наук, редко поднималась выше прожиточного минимума.

2. Образование, наука

2. Образование, наука Создание регулярной армии и флота, формирование бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петр I заставил

2. Образование и наука

2. Образование и наука Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот

2. Образование и наука

2. Образование и наука Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а

2. Образование и наука

2. Образование и наука В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года). Тогда же были восстановлены Академии наук

2. Образование и наука

2. Образование и наука В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание

2. Образование и наука

2. Образование и наука

2. Образование и наука В современном мире существуют разные системы образования – от традиционных (с широким спектром изучаемых дисциплин и классическими методами преподавания) до специализированных (с определенным набором предметов и новаторскими методами). Большой

Параллельно с обучением в средней школе второй, т. е. высшей, ступени молодые китайцы могут получить обучение в профессионально-технических училищах или в средних специальных учебных заведениях. На базе среднего и среднего специального образования в Китае строится система высших учебных заведений, которых в стране имеется несколько тысяч – по всем отраслям знаний. Немалое число китайцев получают высшее образование за границей – главным образом за счет государства, а также за счет разного рода предприятий и учреждений.

Свою систему образования Китай создавал не с нуля. Еще до революции в Китае существовала система начального и среднего образования.

В 1925 году в Китае имелось около 200 вузов, и студенчество являлось важным источником для пополнения актива революционных партий – Гоминдана и КПК. Однако китайское гимназическое образование в прошлом имело почти исключительно гуманитарный характер – с опорой на изучение языка, литературы и истории. Изучение точных наук в школе было поставлено плохо. Не имелось в дореволюционном Китае и системы научных учреждений.

Китайское руководство придает очень большое значение повышению уровня образования в стране и поощряет обучение молодых людей из Китая во всех развитых странах мира, но главным образом в США. Россия в последние 20 лет не слишком привлекала китайскую молодежь; у нас в стране наблюдался затянувшийся кризис всей системы образования. Но в США кое-где можно было слышать шутку, что Соединенные Штаты – это та страна, где русские преподаватели учат китайских студентов.

В высшей школе Китая преобладает техническое образование. Китай ежегодно выпускает из стен своих вузов гораздо больше технических специалистов, чем США и ЕС, вместе взятые. Высшее образование в Китае состоит из двух ступеней – 3 и 6 лет. Этой структуре соответствует и система степеней: бакалавр, магистр, доктор наук.

Явное отставание России в создании новых суперкомпьютерных технологий моделирования стало предметом обсуждения на заседании Совета Безопасности России еще летом 2009 года. Было решено развернуть производство суперкомпьютеров и стимулировать их внедрение в промышленность и науку. В Китае такое решение было принято несколько лет назад.

Большой популярностью в Китае пользуется Интернет, в том числе и для развития многих форм бизнеса. Еще в 2008 году во Всемирной сети произошла смена лидера – Китай занял первое место в мире по общему числу интернет-пользователей. В 2009–2010 годах этот разрыв увеличился.

До революции науки в современном смысле слова в Китае вообще не было, хотя отдельными исследованиями в области медицины, географии, астрономии и математики занимались примерно 500–600 человек. Несколько сотен ученых занимались в Китае проблемами языка, литературы и истории.

Решение о создании в Китае Академии наук Китая было принято вскоре после провозглашения КНР. К работе в академии были привлечены выдающиеся ученые, которые вернулись в Китай из-за границы. В 1956 году был составлен и затем успешно реализован 12-летний план развития науки, создана база для новейших изысканий и разработок, сформированы общекитайские органы науки и образования. На этом фундаменте шло развитие китайской науки в последующие десятилетия. До середины 1970-х годов АН Китая объединяла как естественно-технические, так и общественные науки. С середины 70-х годов общественные науки стали развиваться в рамках Академии общественных наук (Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999. M., 1999. С. 475–476). В 2003 году в Китае была создана и Академия инженерно-технических наук Китая. В системе этих академий работают несколько десятков специализированных НИИ. Разнообразные научные центры создаются и при китайских университетах. Автономно от столичных научных центров в Китае были созданы также академии наук, академии общественных и инженерно-технических наук в самых крупных провинциальных центрах Китая.

Общие расходы Китая на науку пока еще меньше, чем в США и в ЕС, но много больше, чем в России. Однако если расходы на научные исследования росли в США, в Европе и Японии на 4–5 % в год, в Китае этот рост составлял 15–17 % в год (Д. Арриги. Адам Смит в Пекине. М., 2009. С. 404).

Подводя итоги сказанному выше, мы должны отметить, что на некоторых направлениях общественной и государственной жизни Китай уже в настоящее время вышел в лидеры. Нет никаких сомнений в том, что во многих областях жизни общества, а также по масштабу своего влияния на положение дел в мировой экономике и политике Китай существенно расширит свое лидерство уже к 2020–2025 годам. В 2030—2040-е годы Китай станет безусловным лидером, но не гегемоном.

Я могу только присоединиться к этому прогнозу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Наука и образование

Наука и образование Недобросовестные историки внушили нам мысль, что Николай I только и делал, что душил таланты. На самом деле, ввиду финансовой слабости предпринимательского сословия, николаевское правительство почти на 100 % финансировало исследования и разработки.В

Наука и образование

Наука и образование Вклад Германии в общее развитие науки в XVII в. оставался относительно небольшим. Сказывалось экономическое и культурное отставание после Тридцатилетней войны. В ней еще долго господствовал обстоятельный стиль позднегуманистической учености, а дух и

Наука и образование

Наука и образование Вклад Германии в общее развитие науки в XVII в. оставался относительно небольшим. Сказывалось экономическое и культурное отставание после Тридцатилетней войны. В ней еще долго господствовал обстоятельный стиль позднегуманистической учености, а дух и

2. Наука и образование

2. Наука и образование

2. Наука и образование Намечая реформу средней школы, нарком просвещения А.В. Луначарский и его заместители, Н.К. Крупская и М.Н. Покровский, преследовали две основные цели: 1) демократизировать образование, сделать его всеобщим, ликвидировать безграмотность; 2) превратить

2. Наука и образование

2. Наука и образование Приоритетными научными направлениями в первой половине 1940-х гг. стали те, которые непосредственно были связаны с нуждами войны.Важнейшие среди них — совершенствование вооружений, поиски новых источников сырья, создание эффективных медицинских

2. Наука и образование

2. Наука и образование Научно-техническая революция существенно обнажила технологическое отставание Советского Союза от развитых стран Запада.Это сказалось прежде всего в космонавтике, первенство в которой ранее безраздельно принадлежало советским ученым. У

2. Наука и образование

2. Наука и образование Фундаментальная наука оказалась в 1990-х гг. в очень сложной ситуации. Еще ощутимее, чем в прошлые годы, сократилось ее финансирование, и заработная плата квалифицированных ученых, даже докторов наук, редко поднималась выше прожиточного минимума.

2. Образование, наука

2. Образование, наука Создание регулярной армии и флота, формирование бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петр I заставил

2. Образование и наука

2. Образование и наука Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот

2. Образование и наука

2. Образование и наука Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а

2. Образование и наука

2. Образование и наука В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года). Тогда же были восстановлены Академии наук

2. Образование и наука

2. Образование и наука В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание

2. Образование и наука

2. Образование и наука

2. Образование и наука В современном мире существуют разные системы образования – от традиционных (с широким спектром изучаемых дисциплин и классическими методами преподавания) до специализированных (с определенным набором предметов и новаторскими методами). Большой

Читайте также: