Технологические нормативы и технические нормативы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением.

Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ оформляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по оформлению комплексного экологического разрешения (КЭР).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе разработать технологические нормативы выбросов и представлять их в составе заявки на получение КЭР.

Технологические нормативы выброса

Технологический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.

Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаются для соответствующих или аналогичных по своему назначению и техническим характеристикам технологий, технологических процессов, технологических операций и оборудования, указанных в соответствующих отраслевых информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям.

При подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, готовят предложения по установлению технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ , которые содержат значения технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также расчеты технологических нормативов и технологических показателей выбросов загрязняющих веществ, пояснения к расчетам и иную информацию, которую Заявитель считает необходимым представить.

Разработка Предложений осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, предоставляющих услуги в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, при подготовке заявки на КЭР, могут разработать предложения по установлению технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Для разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ проектируемых, реконструируемых, построенных, строящихся объектов негативного воздействия на окружающую среду используются данные из соответствующих разделов разрабатываемой проектной документации.

Для разработки технологических нормативов действующих объектов негативного воздействия используются результаты инвентаризации выбросов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух , результаты производственного экологического контроля и результаты инструментальных измерений, выполненных в ходе разработки технологических нормативов выбросов при недостатке исходной информации.

Технологические нормативы сброса

Технологические нормативы сбросов загрязняющих веществ разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории осуществляющими сбросы сточных вод. Технологические нормативы сбросов загрязняющих веществ устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по оформлению КЭР.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих вертикальных ИТС НДТ вправе разработать технологические нормативы сбросов и представлять их в составе заявки на получение КЭР.

Технологические нормативы сбросов загрязняющих веществ устанавливаются для соответствующих или аналогичных по своему назначению и техническим характеристикам технологий, технологических процессов, технологических операций и оборудования, указанных в соответствующих отраслевых ИТС НДТ.

При подготовке заявки на получение КЭР юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, готовят предложения по установлению технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ , которые содержат значения технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ, а также расчеты технологических нормативов и технологических показателей сбросов загрязняющих веществ, пояснения к расчетам и иную информацию, которую Заявитель считает необходимым представить.

Разработка Предложений осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, предоставляющих услуги в области охраны окружающей среды.

Разработка технологических нормативов сбросов загрязняющих веществ для проектируемых, реконструируемых, строящихся и построенных объектов негативного воздействия на окружающую среду ведется с использованием данных из соответствующих разделов проектной документации.

При разработке технологических нормативов для действующих объектов используются также результаты производственного экологического контроля и инструментальные измерения, выполненные в ходе разработки технологических нормативов сбросов, отражающие фактическое воздействие объекта на окружающую среду. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы

В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23

1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.

4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Ст. 23 Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 1 января 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы

1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьёй 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьёй 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьёй 28.1 настоящего Федерального закона.

4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учётом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 14.02.2019 N 89 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ"

Комментарий ЭКОТИМ на опубликованный 11 апреля в телеграм канале "Зеленый змий" greenserpent отзыв на утвержденный приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89 "Об утверждении Правил разработки технологических нормативов", на наш взгляд, в отдельных местах трактует изменения в сфере нормирования, не уделяя должного внимания сути перехода на НДТ и новое нормирование, и несколько преувеличивает изъяны нового законодательства. Хотя, безусловно, в этом новом законодательстве и присутствуют определенные пробелы.


В отношении технологических нормативов Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ определяет в общем, что представляют из себя технологические нормативы и как они устанавливаются. Речь идет о том, что в отличии от существующих (санитарно-гигиенических, рыбохозяйственных) нормативов технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом в качестве наилучшей доступной на данный период времени, к единице выпускаемой продукции по такой технологии. Но 7-ФЗ не определяет на какие конкретно вещества (все или только определенные) эти нормативы устанавливаются. В законе идет отсылка к Правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. п. 4 ст. 23), т.е. к обсуждаемому приказу.

Остальные же вещества неприоритетны или из-за их незначительного количества, или из-за их непрофильности для данного вида производства, или из-за их низкой токсичности.

Другой вопрос - качество разработки справочников НДТ. В части уже утвержденных справочников НДТ имеются существенные пробелы. Зачастую в них отсутствуют значения технологических показателей, необходимых для установления технологических нормативов и обеспечения работоспособности новой системы нормирования.

Кроме того остается регулирование в сфере санитарно-защитных зон (СЗЗ), установление которой, при необходимости, ни для какой категории объектов никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ. Действующие объекты (в том числе и объекты I категории) должны удостовериться в отсутствии превышения нормативов химического (в том числе) воздействия за контуром по всем выбрасываемым загрязняющим веществам (Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018), новые объекты НВОС делают это на этапе проектирования.

Остается также вопрос, что делать предприятиям I категории, для которых не утверждены перечни маркерных веществ в рамках справочников НДТ.

Согласимся, что технологический норматив действительно устанавливается для совокупности источников (по объекту в целом). Но наравне с этим в комплексном экологическом разрешении (КЭР) устанавливаются показатели для контроля технологических нормативов (см. табл. 1.2.2 и 1.3.2 формы КЭР). Они как раз устанавливаются по каждому источнику, исходя из максимально-разового значения.

Кроме того, по веществам I, II класса опасности в части нормирования выбросов остается все как было. Т.е. нормативы как максимальный, так и годовой, устанавливаются по источникам.

Читайте также: