Наука в 15 веке в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Князь Василий 1-й был женат на дочери литовского князя Витовта, но, несмотря на это, отношения с Великим Литовским княжеством были напряженные, брак лишь смягчил обстановку.

Литовские правители старались закрепить за собой бывшие земли Киевской Руси, они способствовали разделению православного населения: в 15-м в. в Киеве появился второй митрополит всея Руси, независимый от Москвы.

Хронология основных событий 15-го в. в истории России

В 1408 г. – набег ордынцев под предводительством военачальника Едигея. Москва откупилась, но некоторые русские территории подверглись разорению, г. Владимир был разграблен.

Но силы Орды таяли, способствовал этому и продолжительный военный конфликт обособившегося Крымского ханства с Ордой.

В 1425 г. после смерти Василия 1-го княжеский престол перешел к его сыну — Василию 2-му (1425-1462).

С его правлением наступили княжеские усобицы. Родственники Василия 2-го отказывались признавать его своим правителем. Почти четверть века велась жестокая борьба. Василий получил прозвище Темный, так как был ослеплен. В итоге Василий Темный сохранил за собой престол, но значимым политическим деятелем не стал.

1462 г. — великим князем московским становится Иван 3-й (1462-1505). В отличие от своего предшественника он считался выдающимся правителем России. Иван 3-й активно продолжал объединение русских земель.

При нем к российским границам был присоединен Новгород Великий с его огромными территориями. В начале июля 1471 г. произошла битва между новгородскими ополченцами и московской ратью. Ополченцы потерпели жестокое поражение, несмотря на большую численность, так как подготовка и организация рати московского князя Холмского была лучше. Был составлен договор, по которому Новгород заверил в своем послушании Ивана 3-го и отказе от перехода под власть Литвы.

А в 1478 г. Иван 3-й послал в поход на Новгород свое войско, город сдался на милость победителя. По заключенному соглашению Новгород Великий с его громадными владениями полностью объединялся с Московским княжеством.

Вскоре были присоединены Вятская земля, Пермь Великая, Коми край. Подданными великого князя признали себя некоторые народности Сибири.

Конец 15-го в. на Руси был знаменателен падением ордынского ига.

Осенью 1480 г. на берегах р. Угры сошлись войска хана Ахмата и Ивана 3-го.

Победа Руси была одержана малой кровью. 12 ноября 1480 г. — первый день освобождения государства от ига.

Культура Руси 15-го в.

Благодаря расширению границ России в 15-м в. за счет присоединения новых территорий увеличился интерес к географическим наукам.

Освобождение от ига Золотой Орды положительно повлияло на другие отрасли русской культуры 15-го в. Развивается образованность жителей.

Появляются притчи, послания и другие произведения духовной литературы. Увеличивается количество различных законов.

Развивалось кузнечное дело, изготовление оружия, чеканка монет, создание известкового грунта для настенной живописи. Достижения в этих областях возникли благодаря притоку знаний в прикладном искусстве. Развивалась и область техники. Известно, что русские мастера использовали систему зубчатых колес.

Архитектура Руси 15-го в.

Архитектура Древней Руси 14-15-го вв. была на подъеме. Активно велось строительство крепостей, новых храмов и дворцов. Приглашались каменщики и зодчие из других городов, архитекторы Италии и инженеры.

Доступ к Москве защищали каменный Кремль, Красная площадь, монастыри-крепости. Были воздвигнуты Успенский и Архангельский соборы.

С XIV века начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы и в конце XV ─ начале XVI вв. этот процесс завершился. Было создано российское централизованное государство. Но, его отставание от Запада было значительным. В тогда уже Европе действовали университеты, развивался рынок, появились мануфактуры, буржуазия была организованным сословием, европейцы активно осваивали новые земли и континенты.

Научно – технические знания в XIV – XVI вв. в русских землях в большинстве случаев были на уровне практическом, теоретических разработок не было. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык.

К XIV – XVI вв. особое развитие получила математика, прежде всего, в практическом аспекте. Стимулом явились потребности церкви и государства. Однако, интерес церкви ограничивался только областью церковного календаря, вопросами хронологического определения праздников и церковных служб. В частности, переведенные с латинского, специальные работы по математике позволили рассчитать пасхальные таблицы, которые были доведены только до 1492 года. Нужды государства в области фискальной политики также формировали более пристальное внимание к математике. Проводились различные землемерные работы, и, соответственно, необходимы были знания по геометрии.

В области естественнонаучных познаний особое место занимала астрономия. Её развитие происходило в нескольких направлениях: воспроизведение и систематизация старых астрономических представлений, дополнение их новыми знаниями; разработка практической астрономии, связанная с вычислением календарно-астрономических таблиц; попытки представить систему мира в математическом ракурсе.

В контексте астрономии рассматривались проблемы естествознания. В частности, предпринимались попытки исследовать природу грома и молнии, объяснить цветовую гамму радуги и почему планеты издалека кажутся маленькими. Однако, осмысление этих вопросов носило скорее практический или даже религиозный характер. Так, полагали, что планеты маленькие из-за особенностей зрительного восприятия, радугу связывали с входившими в неё элементами, а происхождение грома и молнии объясняли столкновением облаков.

В рассматриваемый период формируются представления об органической и неорганической химии. Особенностью химических знаний являлось их четкое практическое назначение. Если в астрономии и физике было место теории, то в химии она полностью отсутствовала. Химическая наука данного периода развивалась не как изучение отдельных химических элементов, а как разработка различных соединений, смесей, растворов и сплавов. Примером известной смеси может служить порох, массовое изготовление которого пришлось на первую половину XVI века. Из растворов необходимо было выделить соляной раствор, который активно применялся при приготовлении пищи. В области органической химии были известны процессы брожения, связанные с обогащением почвы калийными солями путем унавоживания.




К XIV-XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний, производились даже математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 метров, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском Кремле. Из-за границы в Московское царство доставлялись многие технические новинки.

Возрождение русской земли, становление единого государства нашло отражение, прежде всего, в строительстве. Каменное строительство возобновилось уже в конце XIII в. В 1364 г. был построен в Москве белокаменный Кремль, первая неприступная крепость в русских землях. В XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал ─ кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успенский Собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянских архитекторов (тогда лучших в Европе), приглашенных Иваном III, русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Для торжественных приемов М. Руффо и П. Солари построили в Кремле Грановитую палату, которая снаружи была выложена гранеными камнями.

Вершиной русского зодчества стал возведенный русскими мастерами Бармой и Постником в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани Покровского Собора на Красной площади (его чаще называют собором Василия Блаженного). В XVI в. в строительстве стали производиться технические расчеты. Например, при возведении церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Василия Блаженного в Москве строители специально делали нижнюю часть стены максимально толстой. Снизу стены достигали 3 метра в толщину и постепенно утончались кверху. Необходимо отметить, что высота сооружений поражала. Церковь Вознесения уходила ввысь на 58 метра, храм Василия Блаженного - на 47 метров. При такой высоте конструкторские решения не могут не удивлять.

С конца XV века по инициативе Фиорованти начали производить крупные литейные работы для изготовления медных пушек. С XVI века активно работали в этой области и русские мастера. Например, Андрей Чохов, Семен Дубинин. Литые пушки достигали весом несколько сотен пудов, а знаменитая царь-пушка, отлитая А. Чоховым в 1586 году, весила 2400 пудов.

Таким образом, к концу XVI в. завершились процессы объединения и централизации в Московском государстве. Но, наука не возникла. Научные знания, представления об окружающем мире, конечно, распространялись через переводную литературу, но они были слишком разрозненны и востребованы только в ряде случаев (вычисление церковных праздников, налоговая политика государства и т.п.), имели исключительно практическую направленность. Для распространения и систематизации научных знаний нужны были школы, университеты, поддержка государства, потребность общества. Но государство тогда было обеспокоено вопросами обороны, укреплением самодержавной власти. А общество, практически, поголовно безграмотное, забитое и невежественное не видело в обучении возможности улучшить свое положение. В техническом развитии ситуация была немного лучше, настоящим строительным бумом отмечено первое столетие существования единого государства. Однако строительство было государственной отраслью экономики, все крупные строительные работы проводились под руководством Приказа каменных дел.

С XIV века начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы и в конце XV ─ начале XVI вв. этот процесс завершился. Было создано российское централизованное государство. Но, его отставание от Запада было значительным. В тогда уже Европе действовали университеты, развивался рынок, появились мануфактуры, буржуазия была организованным сословием, европейцы активно осваивали новые земли и континенты.

Научно – технические знания в XIV – XVI вв. в русских землях в большинстве случаев были на уровне практическом, теоретических разработок не было. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык.

К XIV – XVI вв. особое развитие получила математика, прежде всего, в практическом аспекте. Стимулом явились потребности церкви и государства. Однако, интерес церкви ограничивался только областью церковного календаря, вопросами хронологического определения праздников и церковных служб. В частности, переведенные с латинского, специальные работы по математике позволили рассчитать пасхальные таблицы, которые были доведены только до 1492 года. Нужды государства в области фискальной политики также формировали более пристальное внимание к математике. Проводились различные землемерные работы, и, соответственно, необходимы были знания по геометрии.

В области естественнонаучных познаний особое место занимала астрономия. Её развитие происходило в нескольких направлениях: воспроизведение и систематизация старых астрономических представлений, дополнение их новыми знаниями; разработка практической астрономии, связанная с вычислением календарно-астрономических таблиц; попытки представить систему мира в математическом ракурсе.

В контексте астрономии рассматривались проблемы естествознания. В частности, предпринимались попытки исследовать природу грома и молнии, объяснить цветовую гамму радуги и почему планеты издалека кажутся маленькими. Однако, осмысление этих вопросов носило скорее практический или даже религиозный характер. Так, полагали, что планеты маленькие из-за особенностей зрительного восприятия, радугу связывали с входившими в неё элементами, а происхождение грома и молнии объясняли столкновением облаков.

В рассматриваемый период формируются представления об органической и неорганической химии. Особенностью химических знаний являлось их четкое практическое назначение. Если в астрономии и физике было место теории, то в химии она полностью отсутствовала. Химическая наука данного периода развивалась не как изучение отдельных химических элементов, а как разработка различных соединений, смесей, растворов и сплавов. Примером известной смеси может служить порох, массовое изготовление которого пришлось на первую половину XVI века. Из растворов необходимо было выделить соляной раствор, который активно применялся при приготовлении пищи. В области органической химии были известны процессы брожения, связанные с обогащением почвы калийными солями путем унавоживания.

К XIV-XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний, производились даже математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 метров, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском Кремле. Из-за границы в Московское царство доставлялись многие технические новинки.

Возрождение русской земли, становление единого государства нашло отражение, прежде всего, в строительстве. Каменное строительство возобновилось уже в конце XIII в. В 1364 г. был построен в Москве белокаменный Кремль, первая неприступная крепость в русских землях. В XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал ─ кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успенский Собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянских архитекторов (тогда лучших в Европе), приглашенных Иваном III, русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Для торжественных приемов М. Руффо и П. Солари построили в Кремле Грановитую палату, которая снаружи была выложена гранеными камнями.

Вершиной русского зодчества стал возведенный русскими мастерами Бармой и Постником в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани Покровского Собора на Красной площади (его чаще называют собором Василия Блаженного). В XVI в. в строительстве стали производиться технические расчеты. Например, при возведении церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Василия Блаженного в Москве строители специально делали нижнюю часть стены максимально толстой. Снизу стены достигали 3 метра в толщину и постепенно утончались кверху. Необходимо отметить, что высота сооружений поражала. Церковь Вознесения уходила ввысь на 58 метра, храм Василия Блаженного - на 47 метров. При такой высоте конструкторские решения не могут не удивлять.

С конца XV века по инициативе Фиорованти начали производить крупные литейные работы для изготовления медных пушек. С XVI века активно работали в этой области и русские мастера. Например, Андрей Чохов, Семен Дубинин. Литые пушки достигали весом несколько сотен пудов, а знаменитая царь-пушка, отлитая А. Чоховым в 1586 году, весила 2400 пудов.

Таким образом, к концу XVI в. завершились процессы объединения и централизации в Московском государстве. Но, наука не возникла. Научные знания, представления об окружающем мире, конечно, распространялись через переводную литературу, но они были слишком разрозненны и востребованы только в ряде случаев (вычисление церковных праздников, налоговая политика государства и т.п.), имели исключительно практическую направленность. Для распространения и систематизации научных знаний нужны были школы, университеты, поддержка государства, потребность общества. Но государство тогда было обеспокоено вопросами обороны, укреплением самодержавной власти. А общество, практически, поголовно безграмотное, забитое и невежественное не видело в обучении возможности улучшить свое положение. В техническом развитии ситуация была немного лучше, настоящим строительным бумом отмечено первое столетие существования единого государства. Однако строительство было государственной отраслью экономики, все крупные строительные работы проводились под руководством Приказа каменных дел.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Научные знания в России в XVI веке

Царь-пушка в Московском Кремле. Мастер Андрей Чохов. 1586 год.

Царь-пушка в Московском Кремле. Мастер Андрей Чохов. 1586 год.

В это время наблюдалось стремление привести в определённую систему накопленный опыт в области измерительного и строительного дела, математики, географии, химии, медицины и других отраслей знания. Развитие научных знаний способствовало постепенному освобождению мысли от мистических представлений. Однако это происходило крайне медленно в силу господства церковно-схоластического мировоззрения, поддерживаемого укреплявшейся самодержавной властью.

Потребность в развитии математических знаний увеличивалась в связи с усложнением строительного и военного дела, в частности артиллерии, где в XVI в. решались задачи на определение расстояний от далёких предметов.

Развитие научно-технических знаний выразилось в увеличении технических механизмов и расширении сферы их применения. Особенно высокого уровня достигает строительная техника. Примером этому может служить сооружение деревянных и каменных зданий высотою в 50—60 метров или постройка в течение одного месяца во время войны с Казанью в 1551 г. города Свияжска.

Накопление научных знаний на Руси совпало с формированием Русского единого государства. Именно в это время зарождались первые представления естественно-научного характера о природе. При этом неизменным оставалось теологическое сознание, что объясняет сохранение различных ложных убеждений.

Развитию знаний по астрономии мешало отсутствие необходимых приборов, однако, судя по летописям, на Руси были хорошо осведомлены о причинах ряда небесных явлений. Кроме того, в сравнении с западно-европейскими изобретениями, в России подзорная труба появилась лишь на несколько лет позднее, в начале $XVII$ в.

Развитию астрономии способствовала необходимость составления новых Пасхалий. Византийские таблицы были доведены до $1492$ г.

Пасхалия – собрание правил, на основании которых вычисляется день празднования Пасхи.

После $1492$ г. пришлось переосмысливать идею о конце света, так как он не наступил в указанный срок, и устанавливать точные даты религиозных праздников. Новый труд был составлен в Новгороде иереем Агафонником, окончен в $1540$ г. и рассчитывал Пасху на $532$ года.

Математика

Знания по арифметике и геометрии были достаточно глубокими и в предшествующие века, так как их применение тесно связано с повседневной жизнью. Проведение множества важных действий требовало упорядоченности в математических знаниях: сбор налогов, торговля, конструирование зданий и приборов, крупное производство, составление писцовых книг, определение расстояний на суше и воде и т.д.

С $XV$ в. проектирование фортификационных сооружений начинают проводить на основе математического планирования. Ранее города строили по линиям естественных возвышенностей, с укреплениями в виде рвов и валов. По-новому крепости начали строить по строгому геометрическому плану, а первым сооружением такого типа стали укрепления Иван-города.

Готовые работы на аналогичную тему

Несомненно, сложные постройки требовали предварительных расчетов, и вообще возможность проведения подобных работ показывает наличие необходимых учебных материалов. К сожалению, учебники того времени до нас не дошли.

Определенную помощь в оценке уровня математических знаний дают ереси.

Например, еретики $XV$ в. из Новгорода могли определять сферу по Евклиду, знали о градусном делении зодиака, могли вычислять углы.

Физика. Химия

Раздел физики механика как и математика был необходим в повседневной жизни. Глубокие знания этого раздела позволяли строить очень высокие для своего времени сооружения: Покровский собор $1561$ г., церковь Вознесения в Коломенском $1532$ г., высотой в $58$ м., в $1600$ г. надстроенный столп церкви Ивана Великого, достигший $81$ м.

Развитию физики способствовало появление баллистики. Таким образом, появление артиллерийских орудий требовало четкого расчета полета ядра.

Также появление огнестрельного оружия сильно повлияло на знания в химии. Производство пороха возможно только при необходимом уровне знаний об изготовлении селитры, древесного угля, горючей серы. Специалисты в этой отрасли могли добавлять специальные дополнительные вещества, улучшающие состав пороха.

Например, шумовой эффект создавали добавленные в порох сулема и сернистая сурьма.

Помимо военного дела химия была полезна в производстве красителей (чернил, красок, лаков, туши). Способов и типов изготовляемых веществ было множество. Не стояла на месте и бытовая химия, путем опытов получая полезные вещества и свойства.

Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов.

Наука и техника в допетровской России

Аполлинарий Васнецов, "Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке"

В католической Европе, в определённой мере унаследовавшей культуру Римской империи, научные знания поначалу развивались благодаря изучению сочинений античных авторов. Большую роль сыграл латинский язык, ставший универсальным в западном мире. Основными носителями римского наследия стали монастыри, известно немало научных работ VII–X веков, созданных западноевропейскими монахами. Первые университеты в Западной Европе появились ещё в XI–XIII веках.

[1] Юшкевич А.П. История математики с древнейших времён до начала XIX столетия. М., 1970. Т.1, С. 205, 253.

[2] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. М., 2007.

[3] Иванова И.И. Изучение логики и философии в России как начало и начала российского образования.

[4] Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1978. С. 63–73, 113–132.

Читайте также: