Наука и мифология кратко

Обновлено: 04.07.2024

В связи с этим я категорически протестую против второго лженаучного предрассудка, заставляющего утверждать, что мифология предшествует науке, что наука появляется из мифа, что некоторым историческим эпохам, в особенности современной нам, совершенно не свойственно мифическое сознание, что наука побеждает миф.

Прежде всего, что значит, что мифология предшествует науке? Если это значит, что миф проще для восприятия, что он наивнее и непосредственнее науки, то спорить об этом совершенно не приходится. Также трудно спорить и о том, что мифология дает для науки тот первоначальный материал, над которым она будет в дальнейшем производить свои абстракции и из которого она должна выводить свои закономерности. Но если указанное утверждение имеет тот смысл, что сначала существует мифология, а потом наука, то оно требует полного отвержения и критики.

Именно, во-вторых, если брать реальную науку, т. е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из нее свои исходные интуиции.

Итак: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична.

Мифология , или митология ‒ это соединение мифов, произведений, рассказов, где в наивно персонифицированной, неоднообразной, бессознательно-художественной форме изображались феномены природы и общественной жизни.

Не стоить принимать миф за сказку. Главное различие мифа от сказки состоит в том, что миф не демонстрирует разницу между добром и злом.

Главными персонажами мифов, в основном, являются боги, сверхъестественные существа, герои и люди.

На раннем этапе человеческой истории в мифах соединялись элементы реалистических знаний о действительности, художественных образах, моральные предписания и нормы, религиозные представления. Самыми распространенными были рассказы о возникновении и эволюции мира, Луны и Солнца, звезд, появления животных, происхождения человека, о всемирном потопе.

Совмещение мифов создает почву мифологического мировоззрения, свойственного первобытному обществу. На смену мифологическому мировоззрению прибывают религиозное, философское и научное.

Поэтому, принято различать высшую мифология, которая является результатом целенаправленного мифосотворения служителей культа, и низшая, широко распространенная среди народных масс.

Главные особенности мифологического мировоззрения:

синкретизм (человек с таким мировоззрением воспринимает мир, как первоначально неразличимым);

тотемизм (происхождение от животных);

символизм (мифы имеют глубокое и опосредованное значение);

анимизм (вера в то, что духи правят миром);

генетизм (время трактовалось циклично, а главным вопрос ‒ кто кого родил);

фетишизм (вещи имеют магические силы);

магия (влияние на человека действия и слова одновременно).

Изучение мифологии

Мифология всегда была важным явлением в культурной истории человечества. Первые попытки систематизировать изучение мифов сделали античные ученые. Только в XIX веке появилось 2 направления в изучении и толковании мифов:

  1. Натуралистическое: миф ‒ это результат наблюдения первобытных людей за природой и ее обожествления, из-за неразвитости мышления.
  2. Антропологическое : миф ‒ как объяснение появления мира, что происходит на определенных этапах развития культуры, а позже ‒ как обязательную составляющую любой эпохи.

В XX веке появилась теория палеоконтактов, согласно которой мифы ‒ истории о событиях, что реально происходили, и сохраняют информацию о деятельности на нашей планете инопланетян.

Разновидность мифов

В зависимости от основного смысла или мотива, мифы делят на определенные группы. Самая распространенная классификация мифов предложенная Е.Мелетинским. Он выделил такие классы мифов:

космогонические ‒ о появлении мира, Космоса;

астральные ‒ о происхождении небесных светил;

этиологические: объясняют природу возникновения некоторых природных и культурных явлений;

антропогонические ‒ о происхождении человека;

мифы о близнецах;

мифы об умирающем и воскресающем боге;

‒ героические мифы;

‒ мифы о всемирном потопе ;

тотемные (о предках-покровителях);

эсхатологические: о конце света.

Русские мифы характеризуются тем, что они очень натуралистичные, связанные с хлеборобским циклом, бытом пастухом, что присущий нашим предкам. Их персонажи, в основном, отец-домохозяин, мать-содержательница. Мифологические сюжеты таят семейный быт княжеского периода.

Развитие русской мифологии оборвалось, когда христианские проповедники извели массу языческой литературы. К нашему времени дошли лишь отрывки древних мифов, засоренные поздними христианскими наслоениями.

Характерной особенностью нашей мифологии является пантеизм, когда бог отождествляется с природой. Позже образовалась мифология с основой монотеизма. Хотя христианство сложно назвать монотеистичным. Здесь можно долго дискуссировать.

В общем, мифология ‒ это самое древнее, архаическое, идеологическое образование, что имеет единый и нераздельный характер. В мифе переплетаются зачаточные элементы религии, философии, науки и искусства.

Отличную особенность собственного научного знания ученые видят в его согласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Предполагается, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем формируют научное положение и теории.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.07.2008
Размер файла 16,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОУ СПО Кунгурское педагогическое училище

По предмету Человек и общество

Тема: Наука и мифология

Наука - это теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследованиях.

Как мы уже видели, длительный период истории человечества располагало в основном лишь предположительными знаниями о мире, - через магию, мифологию и религию, полагаясь на них при принятии значимых решений. Лишь к новому времени успехи европейской науки в познании мира и технической ассоциации, практической деятельности обеспечили ей признание в обществе и высокий статус. Хорошо известно, что религия или астрология располагает своими доказательствами, своими правдоподобия, подлинности своих знаний об объективном мире, что делать их столь устойчивыми и распространенными формами познания окружающей действительности и жизненных ситуации. Приятно под наукой понимать прежде всего сферу человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности.

Отличную особенность собственного научного знания обычно видят в его согласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Предполагается, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научное положение и теории, которые, в свою очередь, проверяются на фактах. Однако этот критерий далеко не всегда позволяет отделить науку от не науки. Длительное время, казалось бы , бесспорные факты подтверждали астрологические наблюдения и теорию Птолемея, алхимические опыты. Астрология и магия пользуются не малым спросом и в наше время, а к ним следует присоединить уфологию, т.е. науку о неопознанных летающих объектов, эзотерическое знание о духовных сущностях и т.д. Требуется введение дополнительного критерия для того, чтобы отделять подлинное научное знание от других форм знания.

Наука в высокой оттепели представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя, именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками, лириками и т.д. Хотя в научных разработках принято подчеркивать, что наука имеет дело именно с фактами, т.е. с действительными явлениями и процессами, исходное понятие и принципы, которыми оперирует наука, относятся непосредственно к реальному объекту, а к идеальным конструктам, в которых обобщаются эмпирические данные и формируются рационально-логические умозаключения.

Не существует общество вообще, чистой духовности или идеально справедливого правления. Однако, вводя в научное мышление такого рода принципов, ученые отвлекаются от второстепенных и вторичных, несущественных свойств и связей реального мира и выделяют наиболее важные стороны. Это означает, что нельзя прямо соотносит научные конструкты с реальными явлениями и процессами, необходимы те или иные ограничения и допущения, введение промежуточных критериев и дополнительных факторов.

Содержание этих процессов заслуживает более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в главе XVII, где рассматривается культура постиндустриального общества.

Важная проблема в науке - выработка социализированного понятного языка, в максимальной степени фиксирующего свойство, объектов изучения, воспринимаемые как независимые от субъекта. Наука высокой степени представляет собой отделение субъекта от объекта и мышление этого объекта какого-либо ценного значения для наблюдателя. Понятие биологических наук сильно отличается от понятий социологии и социальной психологии.

Именно поэтому, чтобы встать специалистом или просто знающим специалистом, в которой области науки, студент вынужден затратить и мало времени на освоение языка и понятийного состава той или иной дисциплины. Необходимы совместные усилия ученого сообщества для того, чтобы выявить статус науки в дальнейшем эволюции нашего мира. Вопрос об истинной науке важное значение приобретает реализуемость тех или иных научных положений и гипотез. Некоторые научные гипотезы ждут своего подтверждения многие годы, а научная теория высокого уровня подлежат верификации лишь на основе фундаментальных, концептуальных разработок.

Наука представляет собой не только компонент культурного освоения человека внешнего мира, но и части общественного сознания. Она является также и формой производственной деятельности, в силу чего она становится частью совокупностью общественного производства.

История науки Востока свидетельствует, что в определенные периоды в каждом из регионов были значительные достижения в математике, медицине, химии, физике, астрологии, географии, оптики, философии, литературе, искусстве и т.д. Научное познание: в науке выделяет эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело, прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с эмпирическими знаниями, которые устанавливаются в результатов объединений и эксперимента.

Теоретическое познание имеет дело более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также тайные объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру, электроны, гены. Среди этих законов - закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д.

Познавательное значение теории очень велико. Они позволяют описывать объяснять изучаемые явления и процессы, высказывать их развития будущего. Например: теория Ньютона или как его называли небесная механика, включающая закон всемирного тяготения.

Научное мышление и современный человек: каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуются плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Важнейшие социальные функции науки являются: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в) прогностическая (прогнозировать следствия таких изменений).

Мифология

Шелин делил различные способы изображения на три вида схематическая (общее обозначает особенная), аллегорическая (общее) и символическая (общего и особенного). Мифологию он понимал именно символически, т.е. неиносказательно, не историко-психологически, когда в мифах пытаются найти персонификации и одушевления. Миф для Шелина если что-то и знает, то именно то, о чем в нем идет речь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Но из подобного понимания следует, что мифотворчество может быть только явлением прошлого. В будущем полагал Шелин, возникает симбиоз науки и мифологии, которая будет создана эпоха в целом. Из сказанного должно быть ясно, что мифология как определение состояния сознание - это не только далекое прошлое духовной культуры.

Мифологию не возможно ограничить рамками первобытного мышления также, как нельзя провести резкие грани между мифом и научным мышлением, в общем. Ведь и то, и другое - мышление, как известно, в марксизме действительности мышления доказывается практикой. Но особенности мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается в доказательствах или в практическом обосновании. Мифология - это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм. В состоянии искренней и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей веры. Так, верующие в судьбу склонен видеть предопределенность даже в попытках разубедить его и объяснить случившиеся простым стечением обстоятельств.

Мифологическое сознание по-своему организует противоречивую действительность.

Мифологические сюжеты строятся на противопоставленном оппозиционном: вверх - низ, левый - правый, близкий - далекий, внутренний - внешний, большой - маленький, теплый - холодный, сухой - мокрый, светлый - темный и т.д. Эти оппозиции объективируются пространственно-временных элементов (небо - земля, земля - подземный мир, север - юг, запад - восток, день - ночь, зима - лето, солнце - луна), в социальных отношениях (свой - чужой, мужской - женский, старший - младший, низкий - высокий), в соотношении социального и природного (человек - космос, дом - лес, селение - пустыня), в жизненных антиномиях (жизнь - смерть, счастье - несчастье, удовольствие - страдание). Миф возникает через непосредственное внимание человека в мир, дополняемое субъективным воображением. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства. Миф актуализирует мир значений, предавая их соучастника человеческой деятельности. Мифологические боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает в контаминациях (смешение).

Сравнительная мифология

Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньше мифотворчество существует в науке XX в.

Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются.

Идеология - это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступало мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова.

Заключение

На материале первой главы я познакомилась с зарождением общественной науки, а на материале второй главы - она представляется, как мифологии отражались древнейшие представления.

В данном случае я имею возможность опираться на получение мной в сведение о своеобразии мифа как способа, отражения реальности, не совпадающего с наукой и вместе с тем, содержащего как бы сведения, не противоречащие науки.

Наука начинает доказывать все возрастающие влияния на жизнь общества.

В Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. На рубеже XIX -XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории, исследовательские центры.

Роль мифологии для человека: мифы повествуют о событиях, которые когда-то были, когда-то произошли. Мифы обладали свойством диахронии, смены времени, о которой повествовалось. Но миф - не история, которая когда-то произошла и стала всего лишь прошлым. Для мифологического сознания, события мифа - настоящая, действительная события, которые происходят и существуют всегда. Миф обладал свойством синхронии, т.е события в мифе происходят сейчас, поскольку они являются содержанием мифотворческого сознания. Поэтому события в мифе переживались как реальные, происходившие с самим человеком. Человек жил событиями мифа, и они были его прошлым, настоящим и будущим одновременно. В жизни древних людей не только сами обряды, песни или танцы были посвящены мифическим событиям, но и изобретение обрядов, песен или музыкальных инструментов приписывалось героям мифов.

Является характерным свойство именно мифологического мышления.

Ведь есть ответственная свобода, и есть принципиально отличная от нее свобода безответственности, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

1. Бэкон Ф. Энциклопедия. - М. 1987

2. Иванов В.В. Философский энциклопедический словарь. - Санкт-П.,1882

3. Иванов В.В. Культура антропологии и история культуры.- М.,1883

4. Малитинский Е.М. Энциклопедия. - М. 1990

5. Топоров В.Н. Семиотика и общая теория мифа.- Минск, 1881

6. ТокаревС.А. Энциклопедический словарь. - М.,1886

Подобные документы

Понятие веры и знания. Гносеологический элемент веры, ее психологическая сторона. Особенности религиозной веры. Наука и религия: проблемы взаимопонимания. Знание как проверенный практикой результат познания действительности. Рост научного знания.

реферат [54,0 K], добавлен 19.10.2012

Ученые, изучающие жизнь снежного человека. Домовые как единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Народные приметы, связанные с Домовыми. Уфология как очень интересная и познавательная, а главное мистическая наука.

презентация [579,8 K], добавлен 20.01.2014

Мифология - ранняя форма сознания, выражающая отношение народа к миру; уровни, знания, предположения и догадки. Окружающий мир и земное устроение в представлении наших предков. Древняя религия и обычаи славян как источник мировоззрения современников.

реферат [350,4 K], добавлен 28.11.2010

Важнейшие этапы развития науки в средние века. Рассмотрение теории зрения Альхазена. Христианство и наука в Западной Европе. Магические знания Древнего мира. Народная вера в ведьм и в их способность околдовывать людей. Деятельность инквизиции в России.

реферат [47,7 K], добавлен 28.03.2012

Наиболее распространенные истолкования понятия "миф". Первые попытки подлинно научного понимания мифа. Поэтические метафоры первобытного образа мышления. Сходство мифологии и религии. Мифологическое осмысление человеком духовного и практического опыта.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 05.07.2011

Предпосылки возникновения и распространения ислама. Проповедь Мухаммеда. Сущность Аллаха. Основные отличительные черты суннитов, хариджитов. Развитие философии, научного знания и религиозно-правовых школ. Изучение теории равенства, отношение к рабству.

курсовая работа [31,1 K], добавлен 06.12.2014

Миф и мифология как способ освоения действительности. Различие между мифом и искусством. Главная функция мифа. Наиболее известные памятники древней мифологии. Миф в исторической ретроспективе. Кризис мифологического сознания, причины возникновения.

Мифы, безусловно, не научные трактаты, основывающиеся на логике, а посему полны ряда логических и семантических недостатков, анализ, выявление, преодоление и искоренение которых способствовали развитию методов творческого, аналитического научного мышления.

Во-вторых, столь же важно, как на недостаток, указать на символичность мифа. Миф оперирует с символом, знаком, как с реальной сущностью, не отличает объект от его знака, не желая сопоставлять ни размеры, ни какие-либо другие характеристики объектов, ни соответствие следствия причине. Например, Геракл — символ несокрушимой силы, поэтому он может бороться с гигантом и победить, хотя сам не гигант, ничем не выделяется среди обычных людей. Также другой пример: произвольно меняются размеры в пещере циклопа Полифема, приютившего у себя Одиссея и его команду; его овец Одиссей хочет взять на свой небольшой корабль, т. е., как будто, размеры их обычны, но затем воины прячутся у них в шерсти под брюхом, т. е. овцы вырастают до слоновьих размеров.

В-четвертых, миф моделирует реальность вместо ее анализа: сходство путает с тождеством, любой конфликт трактует как смертную борьбу (гипертрофирует ситуацию).

В-пятых, логику выявления признаков миф подменяет расчленением объекта (например, Гефест разрубает голову Зевсу, чтобы тот родил мудрость — Афину).




В-шестых, миф ставит выше мифическое (сакральное) время, чем текущее (профанное): все важное для судеб мира миф помещает в прошлое, обеспечивая тем самым вторичную сакрализацию времени — сказанное давно умершими авторами рассматривается как нечто особо важное, как опровержение новых данных.

И наконец, в-седьмых, миф выражает безусловную (заранее предопределенную, предрешенную) систему ценностей: враг героя заслуживает любой кары, он, можно сказать, генетически, не может быть прав. Следует указать, что список недостатков мифов можно продолжать и продолжать, но уже отмеченного вполне достаточно, чтобы развивать на критике мифов новую логику и стиль мышления.

Естествознание, выросшее в процессе переработки древней мифологии, является продуктом человеческой цивилизации (цивилизаций). Оно несет в себе черты единства происхождения как самого мира (Вселенной), так и самого человека (независимо от того, где человек жил и. живет, какой имел и имеет сейчас цвет кожи или к какой расе относится, на каком языке говорил и говорит), но имеет, хотим мы этого или не хотим, определенные национальные и культурные корни и особенности.

Английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) выделял в человеческой истории 13 самостоятельных цивилизаций, русский социолог и философ Николай Данилевский (1822-1885) — 11 цивилизаций, немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936) — всего 8 цивилизаций: вавилонскую, египетскую, народа майя, античную, индийскую, китайскую, арабскую, западную. Мы выделяем здесь только те цивилизации и те периоды в истории человечества, которые сыграли наиболее выдающуюся роль в возникновении, становлении и развитии натурфилософии и естествознания. В основном это, конечно, античная греко-римская и западная цивилизации и главные их периоды — античное время, средневековье, Возрождение (Ренессанс), Новое время и Новейшее время.

Так, в античное время, в которое начинается формирование будущей европейской философии и науки, наблюдается тенденция обращения мудрецов, мыслителей к природе, космосу. Но эта нарождающаяся философская тенденция коренным образом отличается от предшествующей мифологической направленности описания. Возникновение новой тенденции связано с определенным уровнем абстрактного (рационального) мышления, которое способно отразить действительность иным образом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Возникает стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом, началом мира (космоса) и какие принципы, начала или силы определяют его развитие.

Вопрос о первоначале мира (бытия, сущего) являлся основополагающим в древнегреческой онтологии и остался ей в наследие от мировоззренческой проблематики мифологии. Но если мифология решала этот вопрос по принципу — кто родил сущее?, то новые мыслители и мудрецы ставили вопрос по принципу поиска субстанционального начала мира — из чего и от кого все произошло? Так в греческой философии и лексике появились два новых термина для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное: первый, stoicheion (стойхейон), термин, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и второй, arche (архэ, архе), термин, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. Впервые сознательно вопрос о первоосновах всего сущего — стойхейоне, стихиях, элементе и архе, праматерии, был поставлен Фалесом Милетским, основателем милетской (ионийской) школы. Позднее в Элладе возникли и сформировались и другие научные школы, о которых речь пойдет ниже.

Мифы, безусловно, не научные трактаты, основывающиеся на логике, а посему полны ряда логических и семантических недостатков, анализ, выявление, преодоление и искоренение которых способствовали развитию методов творческого, аналитического научного мышления.

Во-вторых, столь же важно, как на недостаток, указать на символичность мифа. Миф оперирует с символом, знаком, как с реальной сущностью, не отличает объект от его знака, не желая сопоставлять ни размеры, ни какие-либо другие характеристики объектов, ни соответствие следствия причине. Например, Геракл — символ несокрушимой силы, поэтому он может бороться с гигантом и победить, хотя сам не гигант, ничем не выделяется среди обычных людей. Также другой пример: произвольно меняются размеры в пещере циклопа Полифема, приютившего у себя Одиссея и его команду; его овец Одиссей хочет взять на свой небольшой корабль, т. е., как будто, размеры их обычны, но затем воины прячутся у них в шерсти под брюхом, т. е. овцы вырастают до слоновьих размеров.

В-четвертых, миф моделирует реальность вместо ее анализа: сходство путает с тождеством, любой конфликт трактует как смертную борьбу (гипертрофирует ситуацию).

В-пятых, логику выявления признаков миф подменяет расчленением объекта (например, Гефест разрубает голову Зевсу, чтобы тот родил мудрость — Афину).

В-шестых, миф ставит выше мифическое (сакральное) время, чем текущее (профанное): все важное для судеб мира миф помещает в прошлое, обеспечивая тем самым вторичную сакрализацию времени — сказанное давно умершими авторами рассматривается как нечто особо важное, как опровержение новых данных.

И наконец, в-седьмых, миф выражает безусловную (заранее предопределенную, предрешенную) систему ценностей: враг героя заслуживает любой кары, он, можно сказать, генетически, не может быть прав. Следует указать, что список недостатков мифов можно продолжать и продолжать, но уже отмеченного вполне достаточно, чтобы развивать на критике мифов новую логику и стиль мышления.

Естествознание, выросшее в процессе переработки древней мифологии, является продуктом человеческой цивилизации (цивилизаций). Оно несет в себе черты единства происхождения как самого мира (Вселенной), так и самого человека (независимо от того, где человек жил и. живет, какой имел и имеет сейчас цвет кожи или к какой расе относится, на каком языке говорил и говорит), но имеет, хотим мы этого или не хотим, определенные национальные и культурные корни и особенности.

Английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) выделял в человеческой истории 13 самостоятельных цивилизаций, русский социолог и философ Николай Данилевский (1822-1885) — 11 цивилизаций, немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936) — всего 8 цивилизаций: вавилонскую, египетскую, народа майя, античную, индийскую, китайскую, арабскую, западную. Мы выделяем здесь только те цивилизации и те периоды в истории человечества, которые сыграли наиболее выдающуюся роль в возникновении, становлении и развитии натурфилософии и естествознания. В основном это, конечно, античная греко-римская и западная цивилизации и главные их периоды — античное время, средневековье, Возрождение (Ренессанс), Новое время и Новейшее время.

Так, в античное время, в которое начинается формирование будущей европейской философии и науки, наблюдается тенденция обращения мудрецов, мыслителей к природе, космосу. Но эта нарождающаяся философская тенденция коренным образом отличается от предшествующей мифологической направленности описания. Возникновение новой тенденции связано с определенным уровнем абстрактного (рационального) мышления, которое способно отразить действительность иным образом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Возникает стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом, началом мира (космоса) и какие принципы, начала или силы определяют его развитие.

Вопрос о первоначале мира (бытия, сущего) являлся основополагающим в древнегреческой онтологии и остался ей в наследие от мировоззренческой проблематики мифологии. Но если мифология решала этот вопрос по принципу — кто родил сущее?, то новые мыслители и мудрецы ставили вопрос по принципу поиска субстанционального начала мира — из чего и от кого все произошло? Так в греческой философии и лексике появились два новых термина для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное: первый, stoicheion (стойхейон), термин, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и второй, arche (архэ, архе), термин, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. Впервые сознательно вопрос о первоосновах всего сущего — стойхейоне, стихиях, элементе и архе, праматерии, был поставлен Фалесом Милетским, основателем милетской (ионийской) школы. Позднее в Элладе возникли и сформировались и другие научные школы, о которых речь пойдет ниже.

Читайте также: