Наташа в эпилоге романа кратко

Обновлено: 02.07.2024

С моей точки зрения, логично. Совсем другой вопрос, нравится нам Наташа в эпилоге или нет. В романе мы встречались с Наташей-девочкой, веселой, жизнерадостной, жизнелюбивой, потом с Наташей-девушкой, которая делает ошибки, любит, страдает.

Толстой тонко прослеживает диалектику души Наташи, которая не кончается в собственно романе и продолжается в эпилоге. Конечно, за прошедшие семь лет она изменилась внешне: “пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую и подвижную Наташу. Черты лица ее определились

и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В лице ее не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть”.

Но по своей сути Наташа осталась той же.

Она стала спокойнее, серьезнее. И это вполне понятно и вполне естественно, потому что Наташа в эпилоге – мать четырех детей, и отдает себя всю без остатка воспитанию детей.

Логика поведения Наташи состоит, с одной стороны, уже только в том, что Наташа в эпилоге – это продолжение раскрытия образа.

Образ в романе не был закончен, он требовал своего окончания в эпилоге. То, что вскользь намечалось в романе,

развилось и оформилось в эпилоге: “Все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа (как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном). Одна старая графиня удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”.

С другой стороны, Толстой воплотил в образе Наташи свой идеал женщины (я так считаю). Идеал женщины для Толстого – женщина-мать (делаю такой вывод потому, что одна из лучших героинь романа княжна Марья в эпилоге также показана матерью). Толстой считает, что “цель супружества – семья”.

Если так, то Наташа, вышедшая замуж за Пьера, должна непременно стать матерью. Но Роман кончается на замужестве Наташи. Где же можно будет рассказать о семье Наташи и Пьера?

В эпилоге, что и делает Толстой. “Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью”, – пишет Толстой.

Значит, Толстой в эпилоге говорит о Наташе самое главное. По моим рассуждениям (не знаю, насколько они правильны и убедительны), получается, что так.

У Толстого женщина – это создание природы, предназначенное для того, чтобы давать жизнь себе подобным. Как раз эту миссию Наташа и выполняет в эпилоге. У Толстого все необычайно естественно, реально, как должно быть на самом деле, все так, как хочет неограниченно-властная природа.

Многим Наташа в эпилоге не нравится, многие, читая эпилог, разочаровываются в ней. Я думаю, что происходит все это только потому, что Толстой изображает в эпилоге Наташу естественной, ничего не преувеличивая и ничего не умаляя в ней. Естественность состояния героя в изображении Толстого всегда сильно действует на читателя. Но оно может действовать в сторону хорошую и плохую.

Такой, какой мы видим Наташу в эпилоге, она была всегда, просто в эпилоге изменяется внешняя обстановка действия, условия существования семьи Пьера и Наташи, поэтому она вынуждена была измениться внешне применительно к другим условиям жизни, новым интересам, новым заботам, а изменилась она чисто по-ростовски. Ведь в эпилоге еще больше заметна ее ростовская порода, порода безмерного жизнелюбия и любви.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Наташи Ростовой в романе "Война и мир": описание внешности и характера героини, портрет в цитатах.

Описание биографии Наташи Ростовой разбито на 3 этапа: детство, юность и замужество героини.

Смотрите:
- Краткое содержание романа "Война и мир"
- Все материалы по роману "Война и мир"

Характеристика Наташи Ростовой в романе "Война и мир", образ, описание внешности и характера в цитатах

". к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве. " (том 1 часть 1 глава VII)

". к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. " (том 1 часть 1 глава VII)


Наташа Ростова в детстве

"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. " (том 1 часть 1 глава VIII)

"И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок. " (том 1 часть 1 глава XVII)

"Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. " (том 2 часть 1 глава I)

"Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше. " (том 1 часть 1 глава IX)

". не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. " (том 1 часть 1 глава VIII)

"— Ну, что́, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) — говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. — Знаю, что зелье девка, а люблю." (том 1 часть 1 глава XV)

"Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…" (Наташа о себе и матери, том 2 часть 3 глава XIII)

"Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа. " (том 2 часть 3 глава XXIV)

Наташа Ростова в юности (16-20 лет)

". Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год. " (к середине 1809 г. Наташе исполняется 17 лет, том 2 часть 3 глава XII)

". она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами. " (на балу Йогеля 31 декабря 1809 г., том 2 часть 1 глава XII)

". глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню. " (том 2 часть 4 глава VII)

". Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю. " (том часть глава)

". перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. " (том часть глава)

". бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что‑то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз. " (Наташа после смерти Андрея Болконского и Пети Ростова в 1812 г.) (том часть глава)

"Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека. " (Пьер Безухов о Наташе, том 2 часть 3 глава XXII)

". эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость. " (Андрей Болконский о Наташе) (том 2 часть 3 глава VII)

". да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее. " (том 2 часть 3 глава XVIII)

". Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши. " (том 1 часть 3 глава VI)

". Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. " (том 2 часть 1 глава XV)

Наташа Ростова разбирается в людях. Она чувствует, кто плохой, а кто хороший человек. В частности она чувствует, что Долохов является плохим, злым человеком, а Денисов - хорошим:

". Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек. что он неприятен и неестествен. " (том 2 часть 1 глава X)

"Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я все-таки его люблю, стало быть, я понимаю. " (том 2 часть 1 глава X)

". она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. " (том 3 часть 3 глава XIV)

". доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым. " (том 3 часть 3 глава XXXII)

". Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь. Наташа. " (том 1 часть 1 глава XVII)

". Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне. " (том 2 часть 4 глава VII)

"И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить. " (том 1 часть 1 глава IX)

"Иногда танцовывали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью. " (том 2 часть 1 глава XII)

". Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верною рукой, без усилия, осадила его. " (том 2 часть 4 глава IV)

". умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. " (том 2 часть 4 глава VII)

". но душа ее не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать что‑нибудь не от всей души, не изо всех своих сил. " (том 3 часть 3 глава XIII)

". Наташа, с свойственною ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. " (том 3 часть 3 глава XIV)

Наташа Ростова после замужества

". Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. " (эпилог часть 1 глава X)

". когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде. " (эпилог часть 1 глава X)

Выйдя замуж за Пьера Безухова, Наташа сильно меняется. Она опускается и больше не следит за собой как раньше:

"Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному. " (эпилог часть 1 глава X)

"Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете. " (эпилог часть 1 глава X)

". она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов. . ей было совершенно некогда заниматься этим. " (эпилог часть 1 глава X)

"В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна. " (эпилог часть 1 глава X)

"Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, – и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. " (эпилог часть 1 глава X)

"Мать. повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью. " (эпилог часть 1 глава X)

"Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, – говорила графиня, – так что это даже глупо. " (эпилог часть 1 глава X)

". очень редко, когда что‑нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества. " (эпилог часть 1 глава X)

". Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное – пение. " (эпилог часть 1 глава X)

"Ему странно показалось в первое время своей женитьбы это требование жены – исполнить и не забыть всего того, что он взялся купить. " (эпилог часть 1 глава XII)

"Ежели он заслуживал упреки от Наташи, то только за то, что покупал лишнее и слишком дорого. Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость. " (эпилог часть 1 глава XII)

Это был цитатный образ и характеристика Наташи Ростовой в романе "Война и мир" Толстого: описание внешности и характера героини, портрет в цитатах и т.д.

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

война и мир герои

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

кутузов война и мир

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

война и мир характеристика

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

образы война и мир

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его семейную жизнь, а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

наполеон война и мир

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в исторический процесс. Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как роль личности в истории, семья.

Мысль семейная

эпилог романа

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В Лысых Горах в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

война и мир эпилог краткое содержание

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.

Хорошо бы прочитать эпилог - он не так велик (часть первая, с подглавки 10).
Итак.. . "Свадьба Наташи, вышедшей в 13-м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых". Старый граф Ростов умер, а вместе с его смертью распалось все семейство.
"Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года", а 1820 году у Безуховых было уже три дочери и сын, "которого она страстно желала и теперь сама кормила".
Теперь Наташа больше не "тонкая, подвижная" девочка, а солидная мать большого семейства: "Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее (с мужем она, предполагая, что он ревнует ее к памяти князя Андрея, никогда не говорила о нем) , и очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества. И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде". Наташа редко появляется в свете, где "она не была ни мила, ни любезна" - все ее потребности удовлетворяются "участием в каждой минуте жизни мужа" и детей, все ее заботы о семье.

Пьер - по-прежнему рассеянный чудак, добряк, но и отец, который удовлетворяет все потребности детей и жены. Взять хотя бы милый эпизод, когда он покупал подарки по списку. Сын Андрея Болконского (от жены Лизы) считает Пьера своим кумиром: отец для него почти Бог, Пьер - пример для подражания.

Итак, в эпилоге Пьер и Наташа предстают семейными людьми, которые нашли в любви и гармонии свое счастье. Они изменились: больше нет авантюр, резких суждений, легкомысленных поступков. Жизнь их размеренная, скучная, НО! невероятно гармоничная.
Это очень кратко и в общих чертах. Лучше посмотреть текст.

Читайте также: