Ленин и религия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отношение Ленина к религии часто оценивалось как негативное. В период СССР речи вождя использовали для обоснования борьбы против религиозных организаций. Однако не стоит рассматривать позицию Ленина как тотально антирелигиозную , и вот почему.

В работе "Социализм и религия" 1905 г. Ленин повторяет представления о религии в марксистском духе:

"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".

Из отрывка понятно, что Ленин рассматривает религию как негативный пласт культуры , религия работает как средство порабощения в угоду капиталистических элит.

Но в той же работе встречаем следующее:

" Религия должна быть объявлена частным делом. Государству не должно быть дела до религии , религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью".

Здесь религия не представлена как нечто, что подлежит ликвидации в социалистическом обществе. Религия отдельно, светская жизнь отдельно . В следующей цитате Ленина можно углядеть оправдательные моменты в пользу религии:

"Мы, социалисты, должны поддержать это движение (за свободу), доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства , ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией".

В "Проекте речи по аграрному вопросу во второй Государственной Думе" Ленин вообще призывает с уважением относится к любой вере, которая не приводится в жизнь путем насилия и обмана.

". мы, социал-демократы, относимся отрицательно к христианскому учению . Но, заявляя это, я считаю своим долгом сейчас же, прямо и открыто сказать, что социал-демократия борется за полную свободу совести и относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры" .

В работе "Либералы и клерикалы" 1912 г. он высказал очень прогрессивную, даже на сегодняшний момент, идею:

В "Честном голосе французского социалиста" Ленин цитирует мыслителя Голэя о христианстве:

" Когда христианство потеряло свою ценность? Не тогда ли, когда Константин (император Римской Империи) обещал ему доходы и предложил ему, вместо преследований и казней, обшитое галунами платье придворных лакеев?"

Это не обоснование ничтожности христианства, это критика христианства, которое из религии свободы стало религией порабощения.

Проблема Ленина была в том, что его речи чаще всего были направлены против религии. Во всем потоке слов оправдывающие религию элементы казались крупицами, поэтому в СССР вместо мирного сосуществования была настоящая борьба с религиозными организациями.

Ленин стремился не допустить серьезного влияния религии на социально-политическую обстановку, ведь она могла затмить социалистические преобразования. В этом есть внутреннее противоречие идей Ленина.

Об авторе: Валерий Викторович Вяткин – кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Особая тема – отношение Ленина к православной церкви, да и религии в целом. Здесь он порой непримирим и суров в своих высказываниях. Но не нужно спешить с выводами. Высказывания вождя мирового пролетариата на эту тему были единичными. Не следует забывать про обстоятельства Гражданской войны, в которых делались многие из его радикальных заявлений. Наконец, вспомним о дерзких и утопических планах воспитать нового человека с мировоззрением, основанным на позитивном знании, чему церковь была реальным и потенциальным противником.

Ленин имел в виду и масштабное отторжение народа от церкви и веры, что началось еще до прихода к власти революционеров. Большевикам предстояло, взяв процесс под свой контроль, лишь существенно ускорить его. Учитывали новые властители России и массовое безбожие тех лет, весьма низкий авторитет служителей алтаря.

Все это, конечно, не оправдывает тех жестокостей, которые испытала на себе Русская церковь в послереволюционные десятилетия. Но к каким из этих репрессивных мер был лично причастен основатель СССР, жизнь которого завершилась все-таки на заре советской власти?

Школа принуждения

Крещение Ленина в младенческом возрасте – непреложный факт. Высокопоставленный чиновник, трудившийся на ниве народного образования, Илья Николаевич Ульянов крещением своих детей пренебречь просто не мог. Но атеистические взгляды Володи Ульянова сформировались уже в школьные годы. В симбирской гимназии, где он учился, преподавался, разумеется, закон Божий, без чего школы Российской империи представить нельзя. Ульянов изучал и этот предмет.

Принуждение к официальной церковности Ленин испытал и в более позднюю пору своей жизни. 22 июля 1898 года в селе Шушенском Енисейской губернии в возрасте 28 лет он венчался в местной Петропавловской церкви с Надеждой Крупской (согласно другому источнику, венчание состоялось в селе Ермаковском, что в 35 км от Шушенского). Оба в Шушенское были сосланы как марксисты. Для венчания использовали кольца, изготовленные из медных пятикопеечных монет. Носить их ни он, ни она явно не собирались, но кольца – неизбежный атрибут обряда. Некоторые авторы утверждают, что на венчании настояла мать Крупской. Другая версия кажется более убедительной: обряда потребовала полиция, под чьим надзором состояли молодые люди. Нужен был законный брак, в противном случае Крупской грозила высылка из Шушенского.

До прихода к власти

Но Ленин утверждал, что религия уйдет сама по себе в ходе отдаления общества от несправедливости. Предполагался эволюционный процесс, при этом требовались компромиссы и определенная осмотрительность.

Даже обстоятельства ожесточенной Гражданской войны не лишили вождя способности трезво и практично мыслить. Историк Валерий Алексеев установил: осенью 1919 года благодаря личному вмешательству Ленина был отпущен на свободу епископ Михей (Алексеев).

К каким же последствиям привело это эмоциональное ленинское письмо? Исследователь Георгий Хмуркин установил: в Шуе расстреляли троих. Что до числа жертв по всей стране в связи с изъятием ценностей, то оно, находят специалисты, составляет несколько десятков человек. Впрочем, и это потери.

Итак, мало оснований для утверждения, что два рассмотренных ленинских документа (исключая фальшивку) обернулись всероссийскими кампаниями против церкви и духовенства. Хотя на последующую политику (после смерти Ленина) они могли повлиять. Но здесь только предположение.

Подтверждений того, что Ленин настаивал на расстрелах верующих и служителей алтаря только за убеждения или принадлежность к церкви, историки не нашли, хотя архивные фонды давно уже открыты.

Настоящий разгром церкви осуществлялся уже при Сталине. Но и со Сталиным не все так просто, ведь именно он инициировал возрождение церкви в годы Великий Отечественной войны.

Чтобы коснуться тайны отношения Ленина к религии, необходимо вспомнить гениального провидца Достоевского, который сумел вскрыть богоборческую интенцию в европейской культуре. Как художник, Достоевский не формулировал свои представления в законченных понятиях, но в "философии в образах" он предельно точен. Достоевский борется с материалистическими взглядами своих оппонентов, но при этом не считает их собственно материалистами. Сознание атеистов – персонажей его романов – двойственно: они нуждаются в Боге, чтобы Его отрицать.

Ленин в работе "Детская болезнь левизны в коммунизме" учил, что на компромисс нужно идти везде и во всем, кроме коммунистических целей. Он издевался над теми, кто не был способен на это. Но сам Ленин никогда не допускал компромисса с религией, ему никогда не приходило в голову хитрить с Богом, с Церковью, с религией. Сталин, будучи верным ленинцем во всем другом, все же допускал во время войны использование религии для сохранения власти на первом коммунистическом плацдарме. Маркс, хотя и любил говорить всякие гнусности о религии, все же делал попытки исторического подхода. Ленин же скатывался даже ниже уровня марксизма и был в восторге от самых пошлых антирелигиозных брошюрок и вульгарных критиков религии, вроде ядовитого и ернического Гельвеция.

Ленин боялся не только религиозной реальности, но и религиозных символов. Он не мог выносить самого упоминания Бога. Например, к "богоискательству" и "богостроительству" он был непримирим, хотя в этих учениях представления о реальном Боге отсутствовали, и можно было бы из них извлечь "революционную" пользу в атеистической пропаганде. То, что Ленин органически не мог заигрывать с религией и относился ко всему, с нею связанному, более чем серьезно, показывает, что для него уничтожение религии являлось главной целью коммунистического режима. При Ленине начались самые кровавые и массовые религиозные гонения за всю мировую историю.

Подобный людоедский пафос объясняется тем, что Церковь Ленин ненавидел еще больше, чем религиозную идеологию, так как Церковь – это жизнь в Боге. В ленинском отношении к Церкви чувствуется личная сатанинская злоба, инфернальная ненависть, которую он не способен удержать. Как только представилась возможность разгромить Церковь, Ленин забыл все свои теории о строгих законах истории, в утверждении которых Ленин-марксист противопоставлял себя народничеству. В практике своего отношения к религии Ленин впадает в полный волюнтаризм. Это не только плод лицемерия, а скорее результат двоемыслия, в котором скрывается двойственная природа марксизма-ленинизма. Ленин всегда объявлял себя законченным материалистом и атеистом, но является ли он действительно таковым?

Нет сомнений, что идеология ленинизма материалистична: первичность материи, представление о мире как о механизме, а о человеке как социально-биологической машине – части мировой саморазвивающейся машины. Но по своим задачам и по глубинной ориентированности ленинизм не мог быть материализмом. Логика законченного материализма не допускает каких-либо нормативов поведения, не содержит представлений о должном, так как человек как социально-биологическая машина не может иметь обязанностей перед мировой машиной. К идее Бога такой материализм должен был бы относиться, как к вредной ошибке, но она не может вызывать пафос маниакального отрицания или безудержную жажду хулы. Только обязанность богоборчества заставляет Ленина вести себя по отношению к миру так, будто в его основе лежит нематериальное начало. Отрицая существование Бога, Ленин боролся с Богом и Божественным, как с наиреальнейшей сущностью. Фанатический атеизм ленинского типа возможен только тогда, когда религию отрицают как вредное суеверие, но с Богом борются, как с абсолютно враждебной реальностью.

Однако есть и глубокая закономерность в том, что именно материализм является идеологией ленинизма. Ленинизм не материалистичен по мотивам и задачам, но идеологией ленинизма может быть только материализм. Хотя материализм по своей логике не может обосновать воинственности атеизма, а тем более пафоса богоборчества, он необходим как средство и конечная цель богоборчества. Такая позиция не может быть последовательной, ибо основана на самообмане, игре с самим собой, которая позволяет избежать прямого отрицания принципов, что логически неизбежно при материалистическом мировоззрении. Ленинизм не способен к критическому самоанализу, так как является философским и психологическим двоемыслием, описанным Оруэллом. Глубинной основой всякого двоемыслия является двоемыслие по отношению к Богу.

Если в христианстве человек – участник обожения мира, достижения Божественного бытия, то скрытая цель ленинского атеизма – превращение человека в агента развоплощения, в источник небытия. Но это не просто воля "не быть", а стремление впасть в состояние, противоположное бытию, созданному Богом, и увлечь за собой весь мир. Чтобы человек был сотворцом Божиим, он должен обладать свободой и способностью к творчеству, ибо только путем творчества в Боге можно обожить мир. Чтобы быть проводником небытия, человеку нужно отказаться от свободы и способности творчества и детерминировать себя по отношению к внешним обстоятельствам. Противоположно тому, как христианин хочет жить в Боге - источнике свободы ("там, где Дух Господень, там свобода"), марксист-ленинист стремится жить в безличной необходимости, снимающей всякую ответственность за богоотступничество.

Достоевский страстно боролся с материалистическими теориями о том, что человека "заедает среда", но он не считал своих героев-революционеров материалистами. И не случайно назвал свой роман "Бесы". На материализме, не содержащем никакой этики, паразитирует бесовское богоборчество, которое не может выступить открыто, ибо самим фактом богоборчества признает Того, против Кого борется, – Бога.

Таким образом, ленинизм – диалектическое сочетание предельного атеизма с особого рода религиозным пафосом. Это - одержимость сатанизмом как тотальным богоборчеством. Ленинизм материалистичен по идеологии, но не по онтологии. Материализм и атеизм – это орудие борьбы с тем, что само по себе может существовать только за пределами этого мировоззрения. Цель и замысел ленинизма – построение предельно антихристианского общества, а скрытая конечная цель – небытие. Богоборчество – стержень и доминанта ленинизма. Но богоборчество требует разрушения мироздания как Божьего творения и уничтожения образа и подобия Божьего в человеке. Отсюда беспрецедентные в мировой истории разрушения и геноцид при режиме марксизма-ленинизма. Таким образом, все без исключения части марксистско-ленинского учения подчинены главной цели - достижения адского царства на земле, описывают различные этапы на пути к ней и методологию борьбы во имя ее.

За что боролся Ленин и почему он сейчас лежит на Красной Площади. Его так почитают или наказывают?, фото № 1

За что боролся Ленин и почему он сейчас лежит на Красной Площади. Его так почитают или наказывают?, фото № 4

Как Ленин относился к религии

"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь."

Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом.

"Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников.

Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом."

"Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса."

Том 37 ПСС. Речь на 1 Всероссийском съезде работниц, 1918 г. –

"Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться.".

За что боролся Ленин и почему он сейчас лежит на Красной Площади. Его так почитают или наказывают?, фото № 5

Как Ленин относился к Богу и Церкви

Религия по Ленину — всего лишь способ обмануть трудящихся и возможность для богатых держать в покорности бедных. Не случайно на полях Гегеля Владимир Ульянов оставляет почти неприличные надписи, касающиеся Бога, которые сравнимы с разочарованием болельщика от неверного действия игрока любимой команды.

Обозначив православных как политический оплот режима, Владимир Ульянов в своих статьях последовательно проводит мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции.

Отношение Ленина к представителям Церкви было как к приспособленцам — сущность его представления о любой Церкви и религии. Фанатично преданный революции, Владимир Ульянов нашел свою веру и своих богов, а потому все остальные проявления религиозных чувств казались ему лукавством.

Что вы думаете обо всем этом? Мне, если честно, не совсем понятны эти течения и их последствия.

Следите за комментариями, подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить. Ставьте лайк, если для вас эта тема актуальна.

Читайте также: