Арабо мусульманская цивилизация в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исламская цивилизация – общность людей, объединенных культурными и религиозными традициями. Религия ислам возникла в VII веке.

На Аравийском полуострове проживало большое количество разных племен. Они занимались разведением скота, торговлей, обслуживали караваны. Разнообразие религиозных верований и культур часто приводило к кратковременным войнам и конфликтам.

Религий было несколько:
• христианство;
• иудаизм;
• фетишизм;
• мусульманство;
• тотемизм.

Религия Ислам

Исламская цивилизация

Почти сразу после появления Религии ислама началось зарождение исламской цивилизации.

Мекка признала пророка. Постепенно все племена аравийского полуострова приняли исламскую веру. В результате завоевательных походов частью исламского мира стали страны Ближнего Востока и Средней Азии. Очень быстро государство Халифат раскинулось от Атлантики до Китая. Дамаск стал его столицей. Халифы, стоящие во главе государства, были умелыми политиками и мудрыми руководителями. Они считались преемниками пророка Мухаммеда. В их руках была сосредоточена вся власть: военная, судебная, религиозная, светская, законодательная. На золотых монетах чеканили их имена, воспевали в богослужениях.

Угасание Арабского халифата

Во время правления Али, произошел распад ислама на 3 направления: сунниты, шииты, хариджиты. Причиной стал вопрос о власти. С X века халиф имел только духовную, религиозную власть. Светская власть теперь была в руках Султана. Главой правительства был визирь. Империя распадалась на множество султанатов и эмиратов.

Золотой век Ислама

Однако распад государства отрицательно не повлиял на развитие исламской цивилизации. В XI веке сформировалось исламское право, появилось большое количество целителей, ученых, просветителей, философов. Они были необходимы государству и всячески поощрялись правителями. Труды по медицине, философии, астрономии писались на арабском языке. Открытия мусульманских ученых в некоторых областях были сделаны раньше европейских на несколько столетий. Имена ибн Сина, Авиценны, Джессара, Рислера и других ученых-мусульман и сегодня известны широкому населению разных стран.

Влияние культуры Халифата на развитие мировой культуры трудно переоценить. Поэты и художники восточного мира были известны далеко за его пределами. Такой взлет стал возможен благодаря присоединению к исламской цивилизации мировых культурных центров, признанию чужих традиций и философии.

Но культурное воздействие на страны Европы сочеталось военной угрозой. Ислам и сегодня отличается наиболее агрессивной и наступательной позицией.

Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба.

Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г ., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г . бежать из Мекки в (Медину.

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман-

Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

После смерти пророка ( 632 г .) арабы вышли правителей из числа его сподвижников и родственников. )ни получали титул халифов — заместителей или посланников плаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско).

Первый поход начался в 633 г . на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г . они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. 13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г . было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г ., но дальше не пошли.

После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены.

В 750 г . власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г . Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана.

Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г . Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г . из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

Задание№1. Расставьте в последовательности отрывки, повествующие о жизни пророка, в этом вам поможет карта:

1. Вскоре после вступления в Мекку и уничтожения идолов в Каабе Мухаммед получил новое откровение. Аллах требовал начать джихад – священную войну против не мусульман, неверных. Цель войны – обращение неверных в истинную веру.

2. Когда Мухаммед был ребенком, гласит одна известная легенда, он играл вместе со своим молочным братом. Внезапно к мальчикам подошли двое незнакомых мужчин в белых одеяниях. Они положили Мухаммеда на спину, вынули его сердце, извлекли из сердца каплю черного цвета и отбросив ее прочь, вычистили сердце снегом. Затем они вложили сердце на место и удалились. Считается, что это ангелы очистили сердце Мухаммеда от скверны.

3. Мухаммед умирал, будучи главой нового государства. Вся Аравия была в его власти! Он не назвал преемника, но оставил тысячи ревностных последователей, которые продолжали его дело.

4. Однажды в горной пещере около Мекки, где Мухаммед предавался благочестивым размышлениям, к нему явился некто могучий, страшный, произнёс несколько фраз и заставил Мухаммеда повторить их. Это, считают мусульмане, был архангел Джебраил (Гавриил). ПО повелению Бога он призвал Мухаммеда нести людям свет. Сначала Мухаммед рассказал об этом случае только своей жене Хадидже.

5. Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери на окраине Мекки. Его отец принадлежал к могущественному роду. Он умер через два месяца после рождения сына, оставив ему в наследство 5 верблюдов, несколько овец и рабыню из Африки.

7. После нового откровения последовали и другие. Бог требовал от Мухаммеда начать проповедь единобожия среди мекканцев. Сначала пророк доверился только самым близким людям, а потом выступил перед горожанами. Мекканцы сочли его отступником, покусившимся на веру предков.

8. Борьба с мекканцами длилась много лет. Наконец, войска пророк вступили в Мекку. Мухаммед приказал очистить Каабу от ненавистных идолов: каменных идолов разбивали на мельчайшие кусочки, деревянных сжигали. Только черный камень оставил Мухаммед, объявив его священным даром Аллаха Адаму.

9. Жизнь пророка и его последователей (мусульман) в Мекке становилась все тяжелее. Умерла Хадиджа. Враги замыслили даже убить Мухаммеда. Наконец, пророк принял решение переселиться в город Ясриб, к северу от Мекки. Это было событие, именуемое Хиджрой (переселением). От года Хиджры (622г.) ведется мусульманское летоисчисление.

10. В юности Мухаммед долго бедствовал. Но в 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже и стал вести её торговые дела. Хадиджа была немного старше Мухаммеда, но стала его близким другом и единомышленником.

Мировая религия – религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов

Шииты – общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама, признающих право только потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину


В предложенных схемах над стрелками указана причина, которая привела к изменениям. Дополните схемы, указав в прямоугольниках исходный компонент, а в прямоугольниках справа – результат


Задание № 3: Столпы ислама. Прочитайте текст. На схеме найдите символы данных ниже понятий и подпишите их. Понятия: Джихад, Исповедание веры, Коран, Милостыня, Мулла, Намаз, Пост, Хадж, Халиф, Умма


Мусульманин должен также верить в пророков, из которых Мухаммед наиглавнейший, Посланник Аллаха. Мусульмане признают так же и других пророков – Моисея (Муссу), Иисуса (Ису) и прочих, но ставят их несравненно ниже Мухаммеда. Исповедание включает веру в ангелов, демонов, Сатану (Шайтана), Страшный суд, рай, ад, бессмертие души.

…Он запретил рискованную продажу, продажу того, чего у тебя нет; выставлений двух условий на продаже. Он запретил… мужчине рассказывать о секрете брата, быть расточительным, скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей.

Он запретил потакать жене своей, желающей ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в страстях,… потакать ей в непослушании родителям мужа, в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он запретил причинять женщине вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними.

Он запретил обижать соседа, злословить, клеветать; ругать рабов, бить их. Он велел кормить их тем, что ест их хозяин, и одевать в то, что носит сам, не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если бы они совершали 70 проступков за день.

…Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Арабо-мусульманская цивилизация.

История государства Арабский Халифат.

Возникновение и распространение ислама.

Направления в исламе и особенности ислама.

Арабская цивилизация одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться в VII в. н.э. на территории Аравийского полуострова.

К VII веку Аравия в культурном смысле, социально-экономическом и политическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб. Кочевые арабы – степняки, или бедуины- занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами- пленными.

появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1.Прекращение вражды племён между собой.

2.Борьба с внешними врагами.

4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединение арабов и распространение ислама.

Процесс формирования государственности у арабских племен связан со становлением новой мировой религии – ислама . Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет он осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане(по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Основные положения ислама:

Разделение общества на богатых и бедных общинников;

Терпение и покорность властям и знати;

Власть мужчин над женщинами;

Отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

Идея бессилия человека перед могуществом Аллаха.

Обязанности мусульман:

Мусульманин должен быть добродетельным

В установленное время совершать молитву

Поститься в течение одного месяца

Совершать паломничество (хадж) в Мекку и Медину.

Подавать милостыню (закят).

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников). Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз .Его начали преследовать купцы.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Арабские племена объединились с целью противостояния внешним завоеваниям и признали новую религию.

После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Первый выборный халиф (преемник пророка Мухаммеда) Абу Бекр начал завоевания вне Аравии. При его приемнике Омаре арабы захватили Сирию, Палестину, Египет, Ливию, Ирак. При третьем Халифе Османе Арабы захватили Иран. Так возникла новая ближневосточная империя, получившая название Арабского халифата. Столицами поочередно были Мекка, Дамаск, Багдад.

Во время правления четвертого выборного халифа Али произошел религиозный раскол. Часть мусульман отказалась признать священной, наряду с Кораном, книгу жизнеописаний Мухаммеда – Сунну. Эти мусульмане стали именоваться - шиитами. Шиизм утвердился в Иране. На мусульманском западе возобладал суннизм.

Направления в исламе

Шиизм (от ар. шиа – партия) – это

В широком значении: религиозно-политическое направление в исламе, приверженцы которого признают право потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину – умму, быть имамом.

В узком значении: религиозно-политическое направление в исламе, приверженцы которого признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.

Хариджизм ( от ар. хаваридж – выступившие, покинувшие) – одна из первых в истории ислама религиозно-политических группировок, обособившаяся после Сиффинской битвы 657 г., в период борьбы за власть между халифами Али и Муавией.

Суннизм (от ар.Ахль ас.Сунна – люди Сунны) – это наиболее многочисленное течение в исламе, выделившееся как противопоставление шиитскому исламу.

Особенности государственного управления:

Халиф сосредоточил в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Такой тип государства назывался теократия . Его признаки:

Разветвленный бюрократический аппарат

Центральная власть опиралась на армию

Право государственной собственности на землю

Частное землевладение не имело крупных размеров

Арабский халифат и его распад

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

750 год - воцарение династии Аббасидов.

Распад халифата

К IX веку халифат стал распадаться на части. Причинами этого были следующие:

1. Различия между народами, входившими в Арабский халифат.

2. Раскол на шиитов и суннитов.

3. Восстание покоренных народов.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование. Но ислам, религия некогда объединившая арабов, существует и по сей день. Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком.

Вопросы и задания:

1.Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

2.Объяснить объединяющую роль ислама.

3.Выявить причины распада Арабского Халифата.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какую роль сыграл ислам в жизни арабских племен?

Каковы причины распада Арабского Халифата?

Используя полученные знания, выполните задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

Исламская цивилизация

Летопись ислама – свидетельство того, что исламская цивилизация – это один из ярчайших периодов в истории человечества, хотя и является одной из самых молодых цивилизаций Востока. Начало формирования ее приходится на седьмой век нашей эры. Зародилась она на Аравийском полуострове, который состоит из пустынь, и лишь вдоль побережья тянется полоса плодородных земель, подходящих для выращивания зерна, фиников и винограда, а также пряностей, для разведения верблюдов и овец. Жители древних городов Аравии активно торговали со средиземноморскими странами, африканскими и индийскими странами. Пустыни Аравийского полуострова населяли племена бедуинов-кочевников, они занимались скотоводством, обслуживали торговые караваны, сопровождали их по пустыне, снабжали верблюдами, а также водой и продовольствием. Между собой бедуины враждовали, часто совершались набеги соседних племен друг на друга.

Мир ислама не поддается делению на Запад и Восток, потому и не принято его называть ни западом, ни востоком – это уникальный новый мир, созданный в результате достижений и побед мусульман, у которых получилось создать совершенно новую культуру.

Не военной силой происходило распространение ислама, хотя немалых побед достигли мусульмане в сражениях.

Появление новой религии сильно изменило облик Аравии: Ислам стал судьбоносным и объединяющим фактором в судьбе арабов, и на его основе был зарожден исламский мир, который впоследствии разросся до гигантских размеров. До появления Ислама в арабском мире преобладающими были языческие верования, но иноземные религии также оказывали на арабов большое влияние. Иудейские и христианские общины мирно уживались вместе с арабами.

Фундамент и истоки

Идеи единобожия проповедовались некоторыми арабскими проповедниками еще до того, как появился ислам. Основы исламской цивилизации заложил Пророк Мухаммад ﷺ , который был лучшим её проповедником.

Священной Книгой Ислама является Коран, в котором содержатся Откровения, ниспосланные Мухаммеду ﷺ Аллахом.

Догматика, представленная в Коране, отличается простотой и ясностью. Существует пять столпов веры Ислама, которые должен соблюдать верующий мусульманин:

  1. верить в Единого Бога Аллаха, в его Посланника Мухаммеда ﷺ ,
  2. читать намаз пять раз в день в определенное время,
  3. соблюдать пост в месяц Рамадан (Ураза),
  4. раздавать обязательную милостыню с имущества и денег (Закят),
  5. хоть раз в жизни совершить паломничество к храму Кааба в Мекке (Хадж), если будет иметь возможность.

Исламская цивилизация основана на идеях, пронизанных верой в предопределение.

История зарождения

Арабский религиозный центр, город Мекка, был завоеван в 630 году войском мусульман под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ . Мухаммад ﷺ умер через два года после этого сражения, но с того момента началось активное объединение арабов под знаменем Ислама, и с тех пор началась череда успешных военных походов, которые принесли мусульманам много побед.

Всего трех десятилетий хватило, чтобы к Халифату примкнули земли Византии, Египта, Палестины, Сирии, Ливии, Магриба и Персии. Позже завоевания продолжились, но уже не имели настолько интенсивный характер. Испания сдалась мусульманам в период с 711 по 718 годы, и представители мусульманского Халифата арабы, берберы и другие принявшие Ислам народы Магриба, предпринимали даже ряд попыток преодолеть Пиренеи, однако франкские войска отразили их атаки. На Востоке успехи арабской исламской цивилизации простирались до самого Кавказа, до Средней Азии и до реки Инд.

Преемники исламской цивилизации

Арабское государство называлось Халифатом, во главе его находились халифы, которые представляли собой духовных и светских правителей, вели умелую экономическую политику, которая во многом способствовала быстрой исламизации населения, проживающего на захваченных территориях. Арабская цивилизация, которая стала правоприемницей и продолжателем исламской цивилизации, славилась своей высокой культурой, ведь в состав Халифата входили самые крупные культурные центры, и не только ближневосточной цивилизации, но и мира.

Империя Халифата возникла быстро, быстро разрослась до огромных размеров, но империя была непрочной, а потому на государственном уровне была поставлена задача сплотить разнородные обширные регионы, отличающиеся и своими культурными особенностями. Распад Халифата не сказался отрицательно на развитии мусульманской цивилизации – ее наивысший взлет пришелся на десятый – одиннадцатый века. В это время были сформированы как исламская догматика, так и исламское право, в это время были написаны важнейшие труды по истории, философии, астрономии и медицине, а также по химии и физике.

Распад начался в девятом веке, когда единое государство разделилось на эмираты и султанаты, из которых позже образовалось несколько государственных образований, ставших достаточно мощными. Одним из таких образований стала Османская империя (государство Османов), которая со временем превратилась в могущественное государство, а начало ее формирования приходится на пятнадцатый век. Именно Османская империя стала позже преемницей Халифата и наследницей исламской цивилизации, наряду с арабскими, персидскими, африканскими, среднеазиатскими и юго-восточно азиатскими государствами, культурами и субкультурами.

Недаром, говоря об исламской цивилизации, имеют в виду именно культурный аспект мусульманского мира, который нашел отражение и оказал свое влияние на самые разные культуры и народы. Это вполне объяснимо, ведь, включая в свой состав самые различные государства и культурные центры, мусульмане славились своим терпимым отношением к чужой вере и чужой культуре.

Аббасидский халифат

Возможно вам будет интересно прочитать о мусульманских государствах Кордовы, Фатимидах и Омейядах, и их развитии

Развитие науки

Влияние, которое оказала духовная культура Халифата и мусульманской уммы на мировую культуру, невозможно переоценить – она пустила свои корни во многих странах и Востока, и Запада. Медицина Европы и мировая география развивались во многом благодаря влиянию исследований арабских ученых. Философы из мусульманского мира большой толчок развитию рационализма в европейской науке. Светская поэзия также многим обязана поэтам восточного мира.

Связаны ли Ислам и наука?

Учатся ли мусульмане? История медресе.

С тех пор, как в 610 году Пророку Мухаммаду ﷺ было ниспослано Откровение Аллаха, и по сей день цивилизация Ислама остается одной из самых значительных в мире, оказывая влияние на все остальные культуры и религии.

Читайте также: