Понятийный аппарат конфликтологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект

Совокупность понятий конфликтологии условно можно подраз­делить на следующие группы:

1) структура конфликта,

2) динамика конфликта,

3) разрешение конфликта (управление конфликтом),

4) типология конфликтов,

Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так и предмет науки о конфликте. Рассмотрим указанные четы­ре группы понятий.

Структура конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1 Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту по­требность и из-за овладения которой возникает конфликт, и явля­ется его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности-

2 Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, со­циальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конф­ликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конф­ликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности проти­востоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекс­пировским Гамлетом;

4) и наконец, конфликт группагруппа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психо­логической точки зрения; в этом отношении она может быть возвы­шенной, даже героической, а может быть и низменной, непригляд­ной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

3 Но кроме участников конфликта, совокупность которых со­ставляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-историчес­кие социально-психологические условия, в которых он развертыва­ется. Понятием социальной среды определяется та почва, на кото­рой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к кото­рым они принадлежат, национальные или классовые, а также об­щество в целом.

4 Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъек­тивного восприятия или образа конфликта, который создается у дей­ствующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному по­ложению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развер­тывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуа­ции, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объек­тивной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но вклю­чает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между на­шими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, кон­фликт все же не начнется пока они не реализуются в соответству­ющих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причи­ны конфликта, возникающие как на его ближних, так и на даль­них подступах, а также состав участников определяют и набор

возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каж­дое действие одного из участников конфликта вызывает соответ­ствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимо­действуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирова­ния, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конф­ликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотре­ние его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

1-я группа понятий, обеспечивающая понимание структуры конфликта. Эта группа является главной. Структура- совокупность частей объекта и отношений между ними. Причина конфликта оказывает влияние на весь процесс становления и развития конфликта, это те изменения, которые привели к конфликту. Причины конфликта всегда многослойны:

Среди множества причин выделяются причины 2 видов:

объективные – связанные с нехваткой ресурсов (материальных, властных, нехватка престижа и т.д.);

субъективные – психологические (восприятие, образы дефицита ресурсов, представления о дефиците в психике и т.д.).

Социальные конфликты – результат не только Т.о. социальные конфликты - результат не только объективных причин, но и психологии людей (следствие воли, сознания людей). Наиболее общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое). Следует также отличать причину и повод конфликта, т.к. повод - конкретный инцидент, послуживший толчком к началу конфликтных действий.

2-я группа понятий - состав участников конфликта

Состав участников конфликта - это отдельные люди, организации, государства и т.д.

Другие участники играют второстепенные роли:

Роль участников конфликта неодинакова с социальной и психологической точки зрения. Социальная точка зрения - участники могут различаться по своему социальному статусу, силе, влиянию (личность и государство).

Порядок участников конфликта:

Значимость не всегда соответствует порядку участников, иногда роль отдельной личности выше (напр., Наполеон). С психологической точки зрения роль участников неодинакова. Истинная значимость участников выявляется в момент развития конфликта.

3 группа - социально-психологические условия (среда).

Л. Козар считал, что в демократическом и недемократическом обществе конфликты протекают по-разному.

4 группа - субъективное восприятие конфликта его участниками (образ конфликта).

Иммануил Кант (немецкий филосиф): "Наше познание отражает не только объкетивную природу, но и нашу собственную". Объективная реальность и наши образы могут расходиться порой весьма существенно.

5-я группа - действия участников (обоюдные) - результат всех предыдущих групп. Действия - внешне выраженные акции. Истинная природа конфликта, его причины, состав его участников, проявляется в действиях. Целью конфликтных действий является получение того или иного результата, разрешение каких-либо задач, функций, достижение изменений.

6- я группа понятий - результат конфликта

Результат конфликта - конечный пункт в развитии конфликта, позиции сторон могут уточняться, корректироваться, но все результаты могут быть только двух родов: 0конструктивный результат (позитивный) - успешный выход из конфликта; 1деструктивный результат (негативный) - ведет к разложению коллектива, группы, общества.

7-я группа понятий – границы конфликта.

Каждый конфликт имеет начало и конец, т.е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта - перерастание конфликта из возможности к действительности. Окончание конфликта - прекращение враждебных действий, независимо от результата. Пространственные границы конфликта - территории. Система конфликта - совокупность участников. Наличие в конфликте множества элементов приводит к выводу, что конфликт не единовременный, а длительный процесс. Анализ конфликта - рассмотрение тактики и динамики стадий конфликта.

Понятийная схема динамики конфликта.

3 стадии развития конфликта:

1) латентная (скрытая);

2) открытого конфликта;

На латентной стадии возникают все основные элементы конфликта (причины, участники, объекты), предпринимаются попытки решить вопрос бесконфликтно, но при отсутствии положительной реакции конфликт может перейти в открытую стадию. Признак перехода в открытую стадию - начало конфликтного поведения, выраженных внешне действий, включение в эти действия все большего числа участников, увеличение, числа причин, изменение эмоциональной окраски конфликта (неприязнь, ненависть, преобладание негативных эмоций). Для характеристики открытой стадии конфликта используется понятие "эскалация конфликта", т.е. объем, развитие по нарастающей, генерализация. Последствия эскалации зависят от позиции сторон, особенно той, которая имеет наибольший статус, наибольшие ресурсы. Последствия конфликтов могут быть катастрофичны, могут привести даже к уничтожению одной из сторон. При обоюдном стремлении к взаимным уступкам, компромиссам, наступает стадия разрешения конфликта.

Понятийная модель разрешения конфликта.

Цель конфликтологии - создать модель разрешения конфликта, стратегии, методы управления конфликтом, изучить границу конфликта. найти почву для согласия и т.д.

Стратегия разрешения конфликта.

2 способа разрешения конфликта: 1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт; 2) преобразование субъективной, психологической стороны идеальным образом. Эффективность применения этих методов может быть разной: использование этих методов может привести или к полному разрешению конфликта или к частичному. Частичное разрешение конфликта - прекращение внешне выраженного противоборства сторон. Полное разрешение конфликта достигается тогда, когда преобразуются все компоненты конфликтной ситуации и на внешнем и на внутреннем уровне. При управлении конфликтом на его разрешительной стадии с целью его полного улаживания, следует иметь в виду, что наиболее сложной задачей является преобразование психологического, внутреннего образа конфликта, идеальной картины у конфликтных сторон. Решение этой задачи требует от руководителя высокого уровня психологической подготовки. Конфликт не обязательно проходит все стадии. Сложившаяся конфликтная ситуация может быть не осознана теми, чьи интересы она ущемляет, тогда конфликт не начинается (объективные причины устранятся на латентной стадии). Удерживание конфликта на латентной стадии - задача предупреждения конфликта.

1) критерий масштаба;

2) по характеру потребностей, которые оказались блокированы и вызвали конфликт: 0материальные; 1статусно-ролевые; 2духовные;

К-я- наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также управление ими.

Универсальная понятийная схема описания конфликтов:

1)сущность к-та 2)классификация 3)структура к-та 4)ф-ии к-та 5)генезис к-та (причина к-та) 6)эволюция к-та 7)динамика к-та 8)системно- информ. описание к-та 9)предупреждение к-та 10)завершение к-та 11)исследование и диагностика к-тов.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат.

Объект конфликтологии — сама соц. жизнь, все разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

Конфликт – это сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые разл. стороны: индивиды, соц. группы, нац.- этнические общности, гос-ва, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым разл. причинам: психологич., эконом. полит., ценност., религ. и т.д.

Конфликт – есть кач-во взаимодействия между людьми (или элементами внутр. структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Типологии конфликтов: потребность и критерии.

К-ты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: 1) к-ты из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; 2) из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Исследование к-та в сфере удовлетворения потребностей людей предполагает пересмотр нормативистского подхода. Суть этого подхода состоит в определении среднедушевого показателя обеспечения жизн. потребностей и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления. Этот подход исходит из уравнительной трактовки потребностей.

Типология полит. конфликтов- критерии:

· по сфере распростр.: внутриполит. и внешнеполит. межгос. к-ты;

· по типу полит. системы: к-ты тоталитарных, командно-бюрократич. и демократич. полит. систем;

· по х-ру предмета к-та: к-ты полит. интересов, статусно-ролевые к-ты, к-ты полит. ценностей и полит. идентификации.

К-ты в соц.-эконом. сфере косаются осн. соц. Это к-ты в сфере образования, мед. обслуживания, ЖКХ, жил. стр-ва, галопирующего роста цен, , занятости, оплаты труда, пенсион. обеспечения и др.

Объект, предмет конфликта и субъекты конфликта.

Каждый конфликт имеет свой объект и свой предмет.

Под предметом к-та понимается объективно существующая или мыслимая проблема, служащая основой и причиной разбора между сторонами. Каждая сторона заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то осн. противоречие, из-за которого и ради разрешения которого, субъекты вступают в противоборство, это сама сущность конфликта.

Под объектом к-та подразумевают конкр. ценность, к обладанию или пользованию кот. стремятся обе стороны конфликта, по поводу которой возникает противоборство сторон. Данной ценностью может быть любой элемент матер. мира и соц. реальности, способный служить предметом притязаний.

Чтобы какая-то вещь стала объектом конфликта нужно, чтобы к ней проявляли интерес неск. участников, должна быть дефицитной, носить релятивистский х-р (к ней разл. т.зр.).

Субъекты-участники, стороны к-та, это взаимно активно противоборствующие стороны соц. взаимодействия, находящиеся в состоянии к-та, или же скрытно и явно поддерживающие к-кт. Совр. конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Осн. участники к-та - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее актив. роль в его возникновении и развитии. Их именуют субъектами,или оппонентами к-та.

К неосн. участникам конфликтаотн-ся все ост. участники к-та. Их часто именуют косвенными участниками к-та. Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии к-та. Их называют третьей стороной.

Виды социальных конфликтов.

Соц. к-кт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, кот. характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов соц. общностей и индивидов.

Виды соц. к-тов:
• По длительности - долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему - глобальные; нац.; локальные; регион.; групповые; личн..
• По источнику возникновения – объектив.; субъектив.; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутр.; внеш.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общ. жизни — эконом. (производств.); полит.; этнич.; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологич.) уровни; внутри- и межгрупповой (соц.-психолог.) уровни; внутринац. и международный (соц.) уровни.

Стили поведения в конфликте.

Стили поведения в конф. ситуации связаны с гл. источником к-та — различием интересов и ценно­стных ориентаций взаимодействующих субъектов.

Стиль поведения любого человека в к-те опред-­ся: мерой удовл. собств. интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовл. интересов др. стороны; индивид. или совместными дейст­виями.

Спо­собы регулирования к-тов:

конфронтация (соревнование) как стремление, активно и индивид. действуя, добиться удовл. своих инте­ресов в ущерб интересам др. стороны;

приспособление, означающее в противоположность сопер­ничеству принесение в жертву собств. интересов ради ин­тересов др. стороны;

уклонение (избегание), для кот. характерно отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собств. целей;

конкуренция- соревноват. взаимодействие, не ори­ентируемое на обязат. ущерб др. стороне;

компромисс как метод взаимных уступок;

сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетв. интересы обеих сторон.

Основные стадии конфликта

Первая - возникновение конфликтной ситуации На этой стадии зарождается противоречие, которое может еще не осознаваться участниками и свидетелями. Если конфликт имеет намеренно характер, то противоречие, что было в скрытой форме, обостряется по инициативе одной из сторон.

Вторая - осознание конфликта. Конфликтующие стороны начинают понимать, находящихся в конфликтных, соперников отношениях с соответствующим эмоциональной окраской. Формируется оценка ситуации как конфликтной - определяются причина, повод, состав участников, перебираются варианты действий и определяется оптимальный из них, принимается решение в действие. Решение может быть двух видов: Всячески предупреждать развитие конфликта, искать компромисс, избегать конфликта или, наоборот, активизировать конфликт, придать ему более острой форме и добиться победы.

Третья - внешнее проявление конфликта, его апогей. Происходит открытое столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых действует согласно своим намерениям и принятых решений. Вместе делаются попытки блокировать действия соперника. Стороны могут согласиться на компромисс, и тогда столкновение примет форму переговоров (непосредственно или через третье лицо), причем наиболее эффективный результат таких переговоров - взаимные уступки.
Четвертая - решения, завершение конфликта. На этой стадии конфликта участники оценивают последствия своих действий, сопоставляют достигнутый результат с ранее намеченной целью. В зависимости от выводов конфликт прекращается (затухает) или же развивается дальше; в последнем случае он заново проходит через вторую, третью и четвертую стадии, но уже на новом уровне.

16) Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.

Исследования позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной ситуации:

1. Конструктивная модельвыражается в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение. При этом проявляются доброжелательное отношение к сопернику, открытость, искренность, выдержка и самообладание.

2. Деструктивная модельпроявляется в стремлении к расширению и обострению конфликта, основанном на принижении соперника. Проявляются подозрительность, недоверие, негативные оценки соперника, иногда переходящие в нарушение этики общения;

3. Конформистская модельпредполагает пассивность и склонность к уступкам. Здесь проявляются непоследовательность в оценках и суждениях, уход от обсуждения, соглашательство.

Видно, что каждая модель обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Кратко характеризуя описанные модели поведения, можно отметить, что наиболее желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель несет в себе опасность неконтролируемого развития конфликта. Конформистская модель занимает промежуточное положение, но при определенных условиях она может способствовать и даже провоцировать агрессивность соперника. Если противоречия, разрешаемые в ходе конфликта, имеют незначительный характер, то конформистская модель может обеспечить быстрое разрешение такого конфликта.

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться
контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные
цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

Различают 2 модели переговоров:

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­
диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска
возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

Аккомодация - такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.

Ассимиляция - специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.

межгрупповой конфликт причина управление

Подавление -вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.

Переговоры -специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.

Компромисс -такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.

Согласие -своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.

Сотрудничество -такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

Значительный вклад в изучение механизмов возникновения межгрупповых конфликтов и враждебности внесли психологи. Представители различных школ обосновывали обычно один из механизмов межгруппового конфликта, придавая ему наибольшую значимость. Поэтому при рассмотрении в целом механизмов возникновения этих конфликтов надо учитывать следующие обстоятельства:

 в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения;

 межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия.

Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют такие, как: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм.

Объективный конфликт интересов. Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующему:

 конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

 угроза обуславливает внутригрупповую солидарность;

 угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

 угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;

 угроза уменьшает отклонение индивида от групповых норм;

 угроза увеличивает степень наказания и степень ответственности нарушивших верность своей группе.

Когда статусные различия между двумя группами (высокостатусной и низкостатусной) признаются справедливыми, эффекты внутригруппового фаворитизма выражены незначительно. Как только возникает сомнение в справедливости статусных различий, внутригрупповой фаворитизм возрастает, причем в большей степени у членов группы, обладающей более высоким статусом. Осознание незаконности (нестабильности) статусных различий порождает стремление их изменить, увеличивает внутригрупповую поддержку и межгрупповое соперничество.

Данный механизм является психологическим. Однако на фоне глубоких объективных противоречий между группами (классовых, этнических, региональных, возрастных) высокая степень внутригруппового фаворитизма чревата деструктивными социальными последствиями. Конфликты между группами усиливают степень внутригруппового фаворитизма и межгрупповой враждебности.

Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект.

К-я- наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также управление ими.

Универсальная понятийная схема описания конфликтов:

1)сущность к-та 2)классификация 3)структура к-та 4)ф-ии к-та 5)генезис к-та (причина к-та) 6)эволюция к-та 7)динамика к-та 8)системно- информ. описание к-та 9)предупреждение к-та 10)завершение к-та 11)исследование и диагностика к-тов.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат.

Объект конфликтологии — сама соц. жизнь, все разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн.

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки
Конфликтология и правоведение

1.2. Развитие отечественной конфликтологии

Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования

2.1. Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект

Совокупность понятий конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:
1) структура конфликта;
2) динамика конфликта;
3) разрешение конфликта (управление конфликтом);
4) типология конфликтов.
Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так и предмет науки о конфликте. Рассмотрим указанные четыре группы понятий.

Структура конфликта

Менеджер – наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!
Денис Шевчук

Динамика конфликта
Разрешение конфликта

В другом случае, при обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. Теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования, конфликта – важнейшая цель конфликтологии.
Различные стратегии, методы, приемы управления конфликтом, сужения его границ, нахождения почвы для согласия составляют содержание особого раздела пособия. Здесь же укажем на два возможных способа разрешения конфликта:

Читайте также: