Наталья абрамцева биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

АБРАМЦЕВА НАТАЛЬЯ КОРНЕЛЬЕВНА - советская, российская детская писательница. В 1990 году была принята в Союз писателей СССР.

Наталья Абрамцева родилась в Москве в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вскоре отец был откомандирован на Украину в маленький городок Белокоровичи, где будущая писательница прожила с родителями два года. По окончании этого срока в семью пришла беда - стал очевиден тяжкий недуг девочки, вскоре приковавший ее к постели. Наталья страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 42 года, считается в медицине уникальным и…

АБРАМЦЕВА НАТАЛЬЯ КОРНЕЛЬЕВНА - советская, российская детская писательница. В 1990 году была принята в Союз писателей СССР.

Наталья Абрамцева родилась в Москве в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вскоре отец был откомандирован на Украину в маленький городок Белокоровичи, где будущая писательница прожила с родителями два года. По окончании этого срока в семью пришла беда - стал очевиден тяжкий недуг девочки, вскоре приковавший ее к постели. Наталья страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 42 года, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым - возможно, отгадка его в невероятной насыщенности ее духовной жизни. Родители были вынуждены перебраться поближе к медицинским центрам - так семья оказалась в подмосковном городке ракетчиков Болшево, где прошли детские годы Натальи.

В семье Абрамцевых отношение к литературе и писательскому труду было всегда исключительно серьезным - отец будущей писательницы в возрасте 33 лет написал первую пьесу, через два года прошел по конкурсу в Литературный институт им. Горького, успешно окончил его, и сегодня является автором ряда идущих на сценах страны пьес, мать помимо преподавания русского языка и литературы, закончила курс психологии, увлекалась деятельностью сценариста научно-популярного кинематографа. Тем не менее первоначально желания писать Наталья не высказывала: после школы она закончила четырехгодичные курсы испанского и английского языка и собиралась работать переводчиком (в институт поступать она не захотела), но найти интересную работу оказалось сложнее, чем предполагалось вначале. Тогда мать посоветовала писать хоть что-то, "чтобы не утратить навык письменной речи".

К сожалению, первые заметки и наброски писательницы не сохранились, как не сохранились и ее письма-ответы, когда Наталья попыталась работать в отделе писем "Комсомольской правды". Эти серьезные, сложные письма шли вразрез с традицией "отписок" отдела, а на компромисс Абрамцева оказалась не согласна, и сотрудничество прекратилось.

В 1974 году семья перебралась в Москву. Наталья в это время активно пыталась лечиться по восточным методикам, занималась йогой, но спустя некоторое время стала очевидной тщетность этих упражнений - так наступил момент глубокой депрессии, едва не приведший к непоправимым последствиям. А через три дня после случившегося родилось первое произведение писательницы - заметка-очерк "Может быть еще не все?". Последовавшие за ним рассказы о кошке Насте и первые сказки никуда вначале не пробовали послать, никому не показывали. Однако постепенно стало понятно, что Наталья нашла дело своей жизни.

В 1978 году в газете "Ленинское знамя" была опубликована сказка "Ласточка", и с нее начинается триумфальное шествие сказок Наталья по страницам печати, на радио, на сценарных площадках страны. С 1980 года произведения писательницы публикуются регулярно; в 1984 году она одновременно становится лауреатом премии года журналов "Огонек" и "Советская женщина"; в 1985 году выходит ее первая книга "Сказка о веселой пчеле", в `1988 - сборник "Что такое зима", в 1989 - сразу три сборника в разных издательствах, в 1990 - сборник "День рождения"; в 1992 - отрывной календарь для женщин со сказками писательницы; переводы ее произведений появляются в Венгрии, Бельгии, Японии; по сказкам делают три мультфильма - один из них - в Германии - и два диафильма. В газете "Вечерняя Москва" рубрику "Бабушка, прочти" переименовывают в "Наташины сказки", и Абрамцева надолго становится постоянным автором "Вечерки", а затем - "Сударушки". В 90-ые годы большую известность получают сценарии Абрамцевой новогодних сказок-представлений, произведения писательницы обретают широкую международную известность (что явствует из переписки, хранящейся в семейном архиве). В 1995 г. в период большой творческой активности Абрамцевой, интересных планов и начинаний, болезнь во время одного из приступов одержала над писательницей верх.

Творчество Наталья Абрамцевой самобытно и неповторимо мифологизмом мироощущения автора и его остротой - все в сказках писательницы увиденно как бы в первый и, одновременно, последний раз с потрясением прозрения. Для Абрапмцевой характерно удивительное чувство причастности всему сущему - в сказках оживают и обретают язык не только птицы и звери, но и времена года, деревья, окно, мячик, зонтик, заброшенный дом, туман, дождик, серая скука и даже Закон Природы - многие из ее произведений даже начинаются со слов "Жил-был" "ветер", "кактус", "дом", "голубой зонтик. Голубой-голубой" или "окно". Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках Абрамцевой один живой мир, полный взаимопонимания и добрых чувств - в нем дружат сад и дом, рыжая кошка и солнце, щенок и тапочка, и ничто не может помешать радости их общения. Большинство животных в сказках Натальи Абрамцевой имеют имена, и это не случайно. Для автора весь мир, включая Космос, наделен личностными свойствами и требует к себе внимательного и уважительного отношения.

Обращает на себя внимание, что в сказках писательницы мало чудесных персонажей - гном Скрипаленок, кикимора, фея, Струмышка в них редкие гости, зато "вечер - старый колдун с седой бородой", туман, озеро, солнечный луч, тропинка, "косматый, длинноволосый дождь" живут в них активно и насыщенно. Нередко встречаются в сказках Абрамцевой образы старых, честно отслуживших свое предметов - заброшенный дом и сад, старая вазочка, сахарница: к ним автор относится с особой теплотой и благодарностью, ведь они много сделали для людей, а главное - в них живет душа, потому нельзя их рассматривать с точки зрения утилитарной ценности и значимости: "Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. В старых сахарницах любят жить Струмышки. А Струмышки. больше всего на свете любят устраивать людям приятные неожиданности".

Один из любимых сюжетов Абрамцевой - встреча героев, которая что-то изменяет в каждом из них. Так в сказке "Лужица" сталкиваются воробей, задумавшийся над загадкой природы, и "тощий, облезлый, бродячий кот". Увлеченный воробей и не думает спасаться, ставя кота этим в тупик: - "Съем ведь, - как-то нерешительно сказал он" и заинтересовался в свою очередь, что это рассматривает воробей? Воробей объясняет и улетает, а кот, забыв о голоде, остается у лужи, думая: "Упала снежинка на асфальт - лежит, сверкает. Упала в лужу - исчезла. Почему же так?" Внешне - непритязательная, шутливая сказка "о животных", на деле же - лирико-философское повествование о том, что поэзия и тайна могут объединять даже злейших врагов, о способности одного существа передать другому эстафету красоты и добра, творческого отношения к жизни. Пафос открытия красоты мира, важности быть кому-то нужным, тайны взаимопонимания и др. - ведущий в творчестве сказочницы.

Аналогичным образом построены многие из сказок Наталья Абрамцевой: простые сюжеты, нередко организованные кольцевой композицией, и глубокий смысл, открывающийся за ними. Философская и психологическая насыщенность ее сказок - среди важнейших свойств, делающих их популярными у читателей разных возрастов и национальной культуры. Ведущая авторская интонация - доверительный разговор с читателем любого возраста, при этом мудрость рассказчика не мешает увлекательности, а фантазия и приключенческое начало не препятствуют глубине осмысления, - в сказках Абрамцевой непосредственность восприятия органично соединяется с глубиной осознания, продуманностью и прочувствованостью мыслей о жизни, о людях, о себе.

Сказки писательницы органично, естественно педагогичны и нравственны; в них никогда не декларируется мораль, тем не менее все они - об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии. Ссорятся в сказке "Одно остается - ждать. " Осень с Зимой, сражаются - "а может ли быть кто-то сильнее?" Уходят обе, обиженные друг на друга, оставив за собой в безвременье "дождь холодный, деревья с голыми, гнущимися от ветра ветками, лужи, по которым уже не плавают лодочки-листочки. Серое все, серое" - ни разноцветья Осени, ни сверкающей белизны Зимы - "Что же вы наделали, Осень и Зима? Что же вы наделали, Зима и Осень?" При этом Абрамцева не любит, когда мораль приобретает характер очевидного - нередко ее сказки имеют "открытый конец" (домыслить который передоверяется читателю), иногда мораль находится на перефирии и почти не ощутима, случается, что сказка носит характер эссе, неспешного размышления без выраженной доминанты.

Далеко не все сказки писательницы - веселые, многие из них - грустные, отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование. Оригинальные по форме и содержанию, они тем не менее неуловимо напоминают по духу андерсеновские - любимые сказки писательницы, и образуют столь же целостный самобытный ментально-эмоциональный художественный мир.

Изображения автора

Библиография

1978 год
"Ласточка" сказка газета "ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ"
1979 год
"Ёжинка и волшебный одуванчик"сказка Всесоюзное Радио
"Осенняя игра" сказка Всесоюзное Радио
1980 год
"Сказка о старых сахарницах" сказка Всесоюзное Радио
"Кто лучше прыгает" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о задумчивом воробье" сказка Всесоюзное Радио
"Дождик" сказка журнал "ОГОНЕК" и Всесоюзное Радио
"А звездочки падают?" сказка Всесоюзное Радио
"Доброе дело" вороны Эрики" сказка Всесоюзное Радио
"Снежок" сказка Всесоюзное Радио
"Просто хороший вечер" рассказ журнал "ОГОНЕК"
"Златоустовская гравюра по стали" cценарий науч-поп. фильма киностудия:"Молдова-фильм"
1981 год
"Ёжинка…

1978 год
"Ласточка" сказка газета "ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ"
1979 год
"Ёжинка и волшебный одуванчик"сказка Всесоюзное Радио
"Осенняя игра" сказка Всесоюзное Радио
1980 год
"Сказка о старых сахарницах" сказка Всесоюзное Радио
"Кто лучше прыгает" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о задумчивом воробье" сказка Всесоюзное Радио
"Дождик" сказка журнал "ОГОНЕК" и Всесоюзное Радио
"А звездочки падают?" сказка Всесоюзное Радио
"Доброе дело" вороны Эрики" сказка Всесоюзное Радио
"Снежок" сказка Всесоюзное Радио
"Просто хороший вечер" рассказ журнал "ОГОНЕК"
"Златоустовская гравюра по стали" cценарий науч-поп. фильма киностудия:"Молдова-фильм"
1981 год
"Ёжинка и волшебный одуванчик" пьеса для театра кукол в 2-х действиях министерство культуры СССР"
"Каблучки" сказка Всесоюзное Радио
"Ну, что же ты, кошка!" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о щенке и старой тапочке" сказка Всесоюзное Радио
"О чем думал котенок" сказка Всесоюзное Радио
"Странная история" сказка Всесоюзное Радио
"Эх, ты, котенок" сказка Всесоюзное Радио
"Как у зайчонка зуб болел" сказка Всесоюзное Радио
"Поговорили" сказка Всесоюзное Радио
"Отчего бывает весело" сказка Всесоюзное Радио
1982 год
"Ласточка" сценарий диафильма студия "Диафильм"
"Просто взрослая кошка" рассказ журнал "ОГОНЕК"
"Толстопузик" рассказ еженедельник "НЕДЕЛЯ"
"Сказка о старой вазе" сказка Всесоюзное Радио
"Шелковая сказка" сказка Всесоюзное Радио
"А я кто?" сказка Всесоюзное Радио
"Сказки гнома Скрипаленка" сказка Всесоюзное Радио
"Очень простая сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Тропинка" сказка Всесоюзное Радио
"День рождения старой ёлки" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о старом доме" сказка Всесоюзное Радио
"Кто собирал грибы" сказка Всесоюзное Радио
"Очень страшная сказка" сказка Всесоюзное Радио
1983 год
"Сказка о ветре" сказка Всесоюзное Радио
"Здравствуй!" сказка Всесоюзное Радио
"Разноцветная сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка про старый пень" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о веселой пчеле" сказка Всесоюзное Радио
"А зайцы плавают?" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о двух снах" сказка Всесоюзное Радио
"Волшебная сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Гвоздики и зеркало" сказка Всесоюзное Радио
"Как розочка заболела" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка про сову" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о вечере" сказка Всесоюзное Радио
"Спокойной ночи, малыши" сценарии телепередач 9 шт, Центральное ТВ
1984 год
"Мои друзья" сценарий учебного фильма киностудия "Молдова-фильм"
"Котенок в чашке" пьеса-сказка Издательство "ИСКУССТВО"
"Сказка о тумане" сказка Всесоюзное Радио
"Про колючки" сказка Всесоюзное Радио
"Сказка о садовнике" сказка Всесоюзное Радио
"Самая хорошая вазочка" сказка Всесоюзное Радио
"Художник и струмышки" сказка Всесоюзное Радио
"Ночная сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Что такое зима?" сказка Всесоюзное Радио
"Ну, что ты, кошка?" сказка Журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"Тише пожалуйста" рассказ Журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"Звездочки всё-таки падают" сказка Журнал "МИША"
"Очень простая сказка" сказка Журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"Шелковая сказка " сказка журнал "ОГОНЕК"
"Разноцветная сказка" сказка Журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"Снежок" сценарий диафильма студия "Диафильм"
"Спокойной ночи, малыши" сценарии телепередач 4 шт. Центральное ТВ
1985 год
"Сказка о веселой пчеле" Книжка сказок. Издательство "Детская литература'
"Лужица" сказка Журнал "МИША"
"Волшебные каблуки" сценарий диафильма студия "Диафильм"
"Волшебная мельница"/Лиса охотница/ пьеса-сказка, перевод с черкесского
"День рождения старой ели" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Спокойной ночи, малыши" сценарии телепередач 5 шт. Центральное ТВ
1986 год
"Новогодние подарки" пьеса" сказка в 2-х действиях" Московский: облдрамтеатр
"Котенок и мудрое окошко" сказка Всесоюзное Радио
"Пестрая сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Голубая сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Рыжая сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Ночная сказка" сказка газета "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА"
"Зачарованная избушка" сказка газета "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА"
"О чем думал котенок" сказка Журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"Сказка о двух снах" сказка Журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"Сказка об осеннем ветре" сказка Журнал "СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
"Тише, пожалуйста сказка Журнал "СПУТНИК"
"Старая тапочка" сказка Журнал "СПУТНИК"
"Шелковая сказка" сказка Журнал "СПУТНИК"
"Голубая сказка" сказка Журнал "СПУТНИК"
"Кто собирал грибы" сказка Журнал "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
"Ночная сказка" сказка Журнал "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
"Сказка о зимнем ветре" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Наряд для неба" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Старый пень" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Цветы и зеркало" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Кто лучше прыгает" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Подружилось озеро с туманом" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Трудно быть добрым" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Ночная сказка" сказка журнал "Патриот", Бельгия, общество Родина.
"Самая хорошая вазочка" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Чудеса да и только" сказка газета "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА"
"Настоящий Дед Мороз" пьеса-сказка Министерство культуры РСФСР и "ВААП-ИНФОРМ"
"Отчего бывает весело" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
1987 год
"Щенок и старая тапочка" Мультипликационный фильм. Москва. "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
"Небесно-голубая сказка" Мультипликационный фильм. Берлин. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
"Кто лучше прыгает" Диафильм Москва. Студия "ДИАФИЛЬМ"
"Спокойной ночи, малыши" 4 сценария передач. Центральное Телевидение
"Заветное желание" сказка Всесоюзное Радио
"Жила-была песенка" сказка Всесоюзное Радио
"Рыжая сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Серая кошка" сказка газета "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА"
1988 год
"Осенняя игра" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"День рожденья" Пьеса в 2-х действ. Черкесский театр-студия "ЭРИРЕЙ"
"Почти весенняя сказка" сказка Всесоюзное Радио
"Новогодние подарки вороны Эрики" сказка Всесоюзное Радио
"Девочка и тучка" сказка Всесоюзное Радио
"Таинственные следы" пьеса-сказка в 2х депств. Московский т/с "БУФФ"
"Чудо-хозяюшка" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"С Новым Годом" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Что такое зима" книжка сказок Издательство "Детская литература"
1989 год
"Приглашает Снегурочка" пьеса-сказка в 2х деств. Горно-Алтайский облдрам театр. Альманах "Молодежная эстрада". Мин. Культуры
"Чудесный подарок" пьеса-сказка в 2х действ. Бугуруслано кий Драмтеатр.
"А я кто?" книжка сказок Издательство "МАЛЫШ"
"Зачарованная избушка" книжка сказок Издательство "МАЛЫШ"
"Пестрая сказка" книжка сказок Издательство "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
"Как кошка собиралась на дачу" сказка Всесоюзное Радио
"Зеленая сказка сказка Всесоюзное Радио
"Чему радовалось солнце" сказка Всесоюзное Радио
"Старый дом" сказка Журнал "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
"Дождик" сказка Всесоюзное Радио за заграницу
"Самая хорошая вазочка" сказка Всесоюзное Радио за заграницу
"Шелковая сказка" сказка Всесоюзное Радио за заграницу
"Три сказки" коллективный сборник сказок "ИВАНУШКА" ЯПОНИЯ.
"Осенняя сказка" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Как кошка на дачу собиралась" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
"Стеклышко" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
1990 год
"Приключение Струмышки" радиопьеса Всесоюзное Радио
"Второе приключение Струмышки" радиопьеса Всесоюзное Радио
"Снегурочка и Белоснежка"пьеса-сказка в 2х действ, г. Тверь, Облдрамтеатр и Мин. Культ РСФСР, ВААП-ИНФОРМ.
"Как розочка заболела" радиопьеса Всесоюзное Радио
"С днём рождения" книжка сказок и пьес Издательство "ИСКУССТВО"
"Ну что же ты кошка" сказка Москва. Еженедельник "СУДАРУШКА"
"Новогоднее лекарство" сказка газета "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА"
1991 год
"Новые приключения Струмышки" радиопьеса Всесоюзное Радио
"Зеленая сказка" сказка Москва. Еженедельник "НАДЕЖДА"
"Радуга" сказка Москва. Еженедельник "НАДЕЖДА"
"О чем думал Котенок" сказка Москва. Еженедельник "НАДЕЖДА"
"Солнечная сказка" сказка Москва. Еженедельник "СУДАРУШКА"
"Заветное желание" сказка Москва. Еженедельник "СУДАРУШКА"
"Каблучки" сказка журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА"
"12 сказок" "Женский календарь" на 1992 год. "ГОСПОЛИТИЗДАТ"


АБРАМЦЕВА НАТАЛЬЯ КОРНЕЛЬЕВНА (1954-1995)
Н.Абрамцева родилась в Москве в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вскоре отец был откомандирован на Украину в маленький городок Белокоровичи, где будущая писательница прожила с родителями два года. По окончании этого срока в семью пришла беда - стал очевиден тяжкий недуг девочки, вскоре приковавший ее к постели (А. страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 42 года, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым - возможно, отгадка его в невероятной насыщенности духовной жизни А.). Родители были вынуждены перебраться ближе к медицинским центрам - так семья оказалась в подмосковном городке ракетчиков Болшево, где прошли детские годы А.
В семье А. отношение к литературе и писательскому труду было всегда исключительно серьезным - отец будущей писательницы в возрасте 33 лет написал первую пьесу, через два года прошел по конкурсу в Литературный институт им. Горького, успешно окончил его, и сегодня является автором ряда идущих на сценах страны пьес, мать помимо преподавания русского языка и литературы, закончила курс психологии, увлекалась деятельностью сценариста научно-популярного кинематографа. Тем не менее первоначально желания писать А. не высказывала: после школы она закончила четырехгодичные курсы испанского и английского языка и собиралась работать переводчиком (в институт поступать она не захотела), но найти интересную работу оказалось сложнее, чем предполагалось вначале. Тогда мать посоветовала писать хоть что-то, "чтобы не утратить навык письменной речи".
К сожалению, первые заметки и наброски писательницы не сохранились, как не сохранились и ее письма-ответы, когда А. попыталась работать в отделе писем "Комсомольской правды". Эти серьезные, сложные письма шли вразрез с традицией "отписок" отдела, а на компромисс А. оказалась не согласна, и сотрудничество прекратилось.
В 1974 г. семья перебралась в Москву. А. в это время активно пыталась лечиться по восточным методикам, занималась йогой, но спустя некоторое время стала очевидной тщетность этих упражнений - так наступил момент глубокой депрессии, едва не приведший к непоправимым последствиям. А через три дня после случившегося родилось первое произведение писательницы - заметка-очерк "Может быть еще не все?". Последовавшие за ним рассказы о кошке Насте и первые сказки никуда вначале не пробовали послать, никому не показывали. Однако постепенно стало понятно, что А. нашла дело своей жизни.
В 1978 г. в г."Ленинское знамя" была опубликована сказка "Ласточка", и с нее начинается триумфальное шествие сказок А. по страницам печати, на радио, на сценарных площадках страны. С 1980 г. произведения писательницы публикуются регулярно; в 1984 г. она одновременно становится лауреатом премии года ж."Огонек" и "Советская женщина"; в 1985 г. выходит ее первая книга "Сказка о веселой пчеле", в `1988 - сборник "Что такое зима", в 1989 - сразу три сборника в разных издательствах, в 1990 - сборник "День рождения"; в 1992 - отрывной календарь для женщин со сказками писательницы; переводы ее произведений появляются в Венгрии, Бельгии, Японии; по сказкам делают три мультфильма - один из них - в Германии - и два диафильма. В г. "Вечерняя Москва" рубрику "Бабушка, прочти" переименовывают в "Наташины сказки", и А. надолго становится постоянным автором "Вечерки", а затем - "Сударушки". В 90-ые гг. большую известность получают сценарии А. новогодних сказок-представлений, произведения писательницы обретают широкую международную известность (что явствует из переписки, хранящейся в семейном архиве). В 1995 г. в период большой творческой активности А., интересных планов и начинаний, болезнь во время одного из приступов одержала над писательницей верх.
Творчество А. самобытно и неповторимо мифологизмом мироощущения автора и его остротой - все в сказках писательницы увиденно как бы в первый и, одновременно, последний раз с потрясением прозрения. Для А. характерно удивительное чувство причастности всему сущему - в сказках оживают и обретают язык не только птицы и звери, но и времена года, деревья, окно, мячик, зонтик, заброшенный дом, туман, дождик, серая скука и даже Закон Природы - многие из ее произведений даже начинаются со слов "Жил-был" "ветер", "кактус", "дом", "голубой зонтик. Голубой-голубой" или "окно". Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках А. один живой мир, полный взаимопонимания и добрых чувств - в нем дружат сад и дом, рыжая кошка и солнце, щенок и тапочка, и ничто не может помешать радости их общения. Большинство животных в сказках А. имеют имена, и это не случайно. Для автора весь мир, включая Космос, наделен личностными свойствами и требует к себе внимательного и уважительного отношения.
Обращает на себя внимание, что в сказках А. мало чудесных персонажей - гном Скрипаленок, кикимора, фея, Струмышка в них редкие гости, зато "вечер - старый колдун с седой бородой", туман, озеро, солнечный луч, тропинка, "косматый, длинноволосый дождь" живут в них активно и насыщенно. Нередко встречаются в сказках А. образы старых, честно отслуживших свое предметов - заброшенный дом и сад, старая вазочка, сахарница: к ним автор относится с особой теплотой и благодарностью, ведь они много сделали для людей, а главное - в них живет душа, потому нельзя их рассматривать с точки зрения утилитарной ценности и значимости: "Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. В старых сахарницах любят жить Струмышки. А Струмышки. больше всего на свете любят устраивать людям приятные неожиданности".
Один из любимых сюжетов А. - встреча героев, которая что-то изменяет в каждом из них. Так в сказке "Лужица" сталкиваются воробей, задумавшийся над загадкой природы, и "тощий, облезлый, бродячий кот". Увлеченный воробей и не думает спасаться, ставя кота этим в тупик: - "Съем ведь, - как-то нерешительно сказал он" и заинтересовался в свою очередь, что это рассматривает воробей? Воробей объясняет и улетает, а кот, забыв о голоде, остается у лужи, думая: "Упала снежинка на асфальт - лежит, сверкает. Упала в лужу - исчезла. Почему же так?" Внешне - непритязательная, шутливая сказка "о животных", на деле же - лирико-философское повествование о том, что поэзия и тайна могут объединять даже злейших врагов, о способности одного существа передать другому эстафету красоты и добра, творческого отношения к жизни. Пафос открытия красоты мира, важности быть кому-то нужным, тайны взаимопонимания и др. - ведущий в творчестве сказочницы.
Аналогичным образом построены многие из сказок А.: простые сюжеты, нередко организованные кольцевой композицией, и глубокий смысл, открывающийся за ними. Философская и психологическая насыщенность сказок А. - среди важнейших свойств, делающих их популярными у читателей разных возрастов и национальной культуры. Ведущая авторская интонация - доверительный разговор с читателем любого возраста, при этом мудрость рассказчика не мешает увлекательности, а фантазия и приключенческое начало не препятствуют глубине осмысления, - в сказках А. непосредственность восприятия органично соединяется с глубиной осознания, продуманностью и прочувствованостью мыслей о жизни, о людях, о себе.
Сказки А. органично, естественно педагогичны и нравственны; в них никогда не декларируется мораль, тем не менее все они - об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии. Ссорятся в сказке "Одно остается - ждать. " Осень с Зимой, сражаются - "а может ли быть кто-то сильнее?" Уходят обе, обиженные друг на друга, оставив за собой в безвременье "дождь холодный, деревья с голыми, гнущимися от ветра ветками, лужи, по которым уже не плавают лодочки-листочки. Серое все, серое" - ни разноцветья Осени, ни сверкающей белизны Зимы - "Что же вы наделали, Осень и Зима? Что же вы наделали, Зима и Осень?" При этом А. не любит, когда мораль приобретает характер очевидного - нередко ее сказки имеют "открытый конец" (домыслить который передоверяется читателю), иногда мораль находится на перефирии и почти не ощутима, случается, что сказка носит характер эссе, неспешного размышления без выраженной доминанты.
Далеко не все сказки А. - веселые, многие из них - грустные, отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование. Оригинальные по форме и содержанию, они тем не менее неуловимо напоминают по духу андерсеновские - любимые сказки писательницы, и образуют столь же целостный самобытный ментально-эмоциональный художественный мир.
Мещерякова М.И.

Шла с внуком на автобусную остановку.Увидала,что валяется белая книжка,а может кто документ обронил.Подняла и прочла "Рождественские грёзы" Наталья Абрамцева.Мы ехали в больницу,сына Тимофея оперировали.В метро читала и было ощущение,что меня овевает теплом,губы улыбались,от того,что в сердце была радость.Вернулась домой и нашла по компу Наташу.Царство Небесное этой певуньи!4о лет подвига и оставлен след красоты и добра.ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Пишите письма — Абрамцева Н.К.

Автор этого рас­сказа, Ната­лья Абрам­цева, первую поло­вину своей жизни – до два­дцати лет, могла сидеть, а вот уже вто­рую – только лежать. И еще писать. Писала она рас­сказы и сказки.

Рождественские грезы — Абрамцева Н.К.

Каж­дая сказка Ната­льи Абрам­це­вой — малень­кое чудо, пол­ное доб­рой улыбки и лег­кой гру­сти. Эта необык­но­венно кра­си­вая книга о свет­лом празд­нике Рож­де­ства обя­за­тельно сде­лает ваших детей доб­рее и вни­ма­тель­нее друг к другу.

С кем разговаривают собаки — Абрамцева Н.К.

…А теперь, давайте поду­маем: кому и зачем нужны сказки. Этот жанр я счи­таю необ­хо­ди­мым. Сказка — это эпи­граф жизни. Это молитва на сон гря­ду­щий, на груст­ное настро­е­ние, на плохую погоду. И для ребят и для взрос­лых. Дети муд­реют, взрос­лые воз­вра­ща­ются к чистому род­нику детства.

Сказки для добрых сердец — Абрамцева Н.К.


Недавно мы вспоминали замечательного сказочника Леонида Куликова. Судьба Натальи Абрамцевой (1954-1995), чей день рождения отмечается сегодня, похожа на судьбу Куликова. Несмотря на тяжёлые заболевания, они не пали духом, сохранили позитивный взгляд на жизнь и создавали чудесные добрые сказки, делясь теплом души с окружающими. За свою короткую жизнь они успели оставить нам очень много. Жизнь Натальи была подвигом, а литературное наследие стало достоянием отечественной литературы.

В Наталье Абрамцевой обнаружился удивительный и уникальный талант сказочника. Наташа Абрамцева нашла себя в сказках для других людей. Таких сказок еще никто до нее не писал. В этих сказках тепло и доброта, бескорыстие и готовность прийти на помощь другу. И еще обязательно – чудо. Чудо — это душа. А если душа у человека щедрая, он делится ею с другими. И тогда появляются прекрасная музыка, книга, картина… Сказка.





6 февраля 1995 года в период большой творческой активности, интересных планов и начинаний, болезнь во время одного из приступов одержала над писательницей верх и оборвала её жизнь. Прожила она 40 с половиной лет… Нет с нами Наташи, этого удивительного, солнечного и доброго человека. Но остался след её краткой жизни — книги, полные добра, удивительно светлые сказки, наполненные доброй энергией тепла и лучезарной любви. Каждая сказка Натальи Абрамцевой — это маленькое чудо, полное доброй улыбки и легкой грусти. А еще в них есть вера и надежда. Они о любви и верности, благородстве и милосердии, терпимости и умении жить рядом друг с другом. Сейчас, когда люди подчас теряют доброту, нежность, чуткость или прячут их, боясь показаться смешными, эти сказки особенно необходимы!

В сказках Наташи важные темы – одиночество и его преодоление, поиск друга и радости, стремление научить других счастью. Есть у нее сказки для совсем маленьких, есть для детей постарше – с духами воздуха, феями, радугой, жизнью, которая идет в небе. Философские, задумчивые, очень добрые сказки написаны ярким, красочным, богатым языком. Могут оказать терапевтическое воздействие на душевное здоровье детей как противоядие от агрессии, жестокости, грубости современного общества. Её не зря рекомендуют для семейного чтения.

Её сказки чисты и нравственны. Все отмечают, что после чтения Наташиных сказок дети чудесным образом преображаются. Её сказки воспитывают доброту и благородство, достоинство и смелость, милосердие и терпение, умение жить друг с другом. Они учат замечать необыкновенное в самых обычных вещах, фантазировать и мечтать. Небольшие по объёму, сказки рассказывают о главном: как важно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми и внимательными к тем, кто нас окружает.

Сказки Наташи естественно педагогичны и нравственны; в них никогда не декларируется мораль, тем не менее все они — об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии. В своих произведениях Наталья Абрамцева не сюсюкается с юными читателями, она обращается к ним, как к равным и не любит, когда мораль приобретает характер очевидного. Нередко сказки заканчиваются многоточием – юному читателю даётся возможность подумать, поразмышлять над прочитанным. А иногда и самому придумать конец сказки. Далеко не все сказки веселые, многие из них — грустные, отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование. Оригинальные по форме и содержанию, они тем не менее неуловимо напоминают по духу андерсеновские — любимые сказки писательницы. Много сказок о рождестве и новом годе.

Читайте также: