Население и трудовые ресурсы уральского экономического района кратко
Обновлено: 03.07.2024
Население Урала составляет более 20 млн. человек (13,7 % населения России). По территории района население размещено неравномерно. При средней плотности 27,7 человек в Челябинской области на 1 км2 приходится 39,6 человек, в Удмутрии - 15,4 человек, в Курганской области - 15,3 человек.
Городское население преобладает над сельским и составляет около 70 %.
В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 70 % населения - это один из самых высоких показателей по стране.
В отличие от других районов страны для Урала характерна большая доля занятости трудовых ресурсов в промышленном производстве и более низкая в сельском хозяйстве.
По национальному составу население Урала в основном русское. Из других национальностей здесь живут башкиры, удмурты, коми (на севере), татары, казахи (на юге). В Оренбургской, Челябинской и Курганской областях значителен процент украинцев.
Численность населения составляет 20 225,7 тыс.человек[2, с.499]. В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения – это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь. Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации, сосредотачивающие 34 % населения Урала и занимающие около 10 % его территории. Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживают соответственно 87 и 83 % населения. Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область ( 41,4 чел./ кв.км.) и Удмуртия (38,7 чел. / кв.км.), наименее – Курганская и Оренбургская области ( 15,6 и 17,7 чел./ кв.км. соответственно ), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.
Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. В районе преобладает население, занятое в промышленности. В переходный период чрезвычайно обострились проблемы занятости в индустриальных, с высокой концентрацией предприятий ВПК областях Урала. В настоящее время преобладает скрытая безработица (особенно высок ее уровень в Челябинской и Свердловской областях), но велика угроза перехода ее массовую безработицу. Ситуация осложняется с притоком мигрантов из регионов Севера, из государств – бывших союзных республик. Основные пути решения этих проблем: структурная перестройка хозяйственного комплекса Уральского района, развитие предпринимательства.
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РАЙОНА
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой, - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).
В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газопроводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж.
Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛЬСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Численность населения составляет 20 225,7 тыс.человек[2, с.499]. В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения – это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь. Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации, сосредотачивающие 34 % населения Урала и занимающие около 10 % его территории. Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживают соответственно 87 и 83 % населения. Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область ( 41,4 чел./ кв.км.) и Удмуртия (38,7 чел. / кв.км.), наименее – Курганская и Оренбургская области ( 15,6 и 17,7 чел./ кв.км. соответственно ), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.
Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. В районе преобладает население, занятое в промышленности. В переходный период чрезвычайно обострились проблемы занятости в индустриальных, с высокой концентрацией предприятий ВПК областях Урала. В настоящее время преобладает скрытая безработица (особенно высок ее уровень в Челябинской и Свердловской областях), но велика угроза перехода ее массовую безработицу. Ситуация осложняется с притоком мигрантов из регионов Севера, из государств – бывших союзных республик. Основные пути решения этих проблем: структурная перестройка хозяйственного комплекса Уральского района, развитие предпринимательства.
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РАЙОНА
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой, - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).
В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газопроводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж.
Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛЬСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Освоение целинных и залежных земель, вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и лесных богатств повлекли за собой некоторый сдвиг населения в окраинные районы. В послевоенный период выше среднеуральских темпы прироста населения имели юго-восточные и северо- восточные районы Урала. В последние годы поток новоселов значительно сократился. Рост численности населения Урала происходит сейчас почти исключительно за счет естественного прироста. В отдельные годы наблюдался даже некоторый отток населения в другие районы страны.
Особенности заселения Урала, его положение на путях движения древних народов на запад, а в более позднее время – на путях переселений на восток, чрезвычайно разнообразные природные условия и ресурсы определили частично пестроту национального состава местного населения. Здесь находили привычные для себя условия жизни и хозяйственной деятельности жители тайги и степных районов, выходцы их сурового севера и знойного юга, земледельцы центральных районов и кочевники среднеазиатских пустынь. Наиболее смешанное население – в Предуралье.
На Урале живут представители нескольких десятков национальностей. Ареалы их расселения переплетены между собой и образуют пеструю мозаику. Очень смешанное в этническом отношении население уральских городов и многих сельских населенных пунктов. Наиболее многочисленны на Урале русские, татары, башкиры, удмурты, комиско – животноводческие сельские населенные пункты. Размеры сел при движении к югу увеличиваются. Число жителей в некоторых из них достигает нескольких тысяч человек. Одновременно уменьшается густота селений. Множество поселений сложилось вдоль старинных трактов, особенно вдоль Сибирского тракта. В прошлом их население было занято извозом. Ныне это преимущественно земледельческие деревни и села, отличающиеся от соседних поселений лишь тем, что они вытянулись.
Основные черты размещения населения Урала определяется географией промышленности. Самую высокую плотность населения имеет горнозаводской Урал – наиболее развитая в промышленном отношении часть Урала. Предуралье, и особенно равнинное Зауралье, населено значительно реже. Сильно варьирует плотность населения и между северными и южными районами. Особенно плотно заселена Удмуртия и Челябинская область, и значительно меньше – Оренбургская и Курганская области. В горнозаводской части Урала почти все население сосредоточено вдоль восточных и западных предгорий, а групповое расположение городов привело к чрезвычайно высокой плотности населения в промышленных узлах. Здесь он достигает нескольких сот человек на квадратный километр. В то же время основная часть, за исключением территорий около железнодорожных полос, имеет очень редкое население – до 3 – 4 человек на 1 км2, а в северных районах и того меньше.
В равнинных районах Урала плотность населения приближается к среднеуральской. Она более высокая в Предуралье и ниже в Зауралье. Существенные различия в плотности населения имеются также между лесными, лесостепными и степными районами Предуралья и Зауралья. Она колеблется от 5 человек на юге степной полосы до 50 человек в лесостепи и на юге лесной зоны. В связи с преобладанием сельского населения, доля которого в этих районах достигает 60 – 70%, здесь не наблюдается таких скачков в плотности населения, как в горнозаводской части. Плотность населения повышается лишь вдоль рек и старинных трактов и достигает местами 50 – 60 человек на 1 км2.
География
В Российской Федерации находится 12 крупных регионов, поддерживающих между собой промышленные и торговые взаимоотношения. Одним из них является Уральский экономический район. Его состав, население, выгодное географическое положение на границе Европы и Азии способствовало успешному хозяйственному развитию региона. Кроме того, округ довольно эффективно использует природные ресурсы, которыми богата эта территория.
Экономико-географическое положение и население
По статистике 2018 года площадь Урала составляет почти 823,3 тыс. км², где проживает 18841008 человек. Плотность населения составляет 22,88 чел./км², центр экономического округа — город Екатеринбург. Если смотреть по карте России, то Уральский регион окружают следующие экономические районы:
- Западно-Сибирский;
- Поволжский;
- Волго-Вятский;
- Северный.
Особенностью характеристики Уральского экономического района считается обеспечение транзитных связей между западными и восточными регионами. Это обусловлено разными уровнями развития и специализации экономических округов.
В таблице отображены субъекты, входящие в Уральский район.
Субъект | Центр | Площадь, км² | Население в 2002 г., тыс. человек |
Республика Башкирия | Уфа | 143600 | 4104,3 |
Республика Удмуртия | Ижевск | 42100 | 1570,3 |
Свердловская область | Екатеринбург | 194800 | 4486,2 |
Челябинская область | Челябинск | 87900 | 3603,3 |
Курганская область | Курган | 71000 | 1019,5 |
Пермский край | Пермь | 160600 | 2819,4 |
Оренбургская область | Оренбург | 124000 | 2179,6 |
На территории Урала расположено несколько городов-миллионеров: Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа. Высок в регионе и уровень урбанизации, который составляет около 75%. Обусловлено это тем, что около 2/5 городов находятся рядом с месторождениями природных ресурсов. Вся жизнь и трудовая деятельность горожан тесно связана с горнодобывающей промышленностью.
Кроме русского народа, в районе проживают:
- удмурты;
- коми-пермяки;
- башкиры;
- татары.
Столицы республик и областные центры обладают многофункциональностью. Они одновременно считаются крупными индустриальными городами и транспортными узлами. В этих городах живет около 40% населения Уральского региона. Как и в других экономических районах, на Урале вокруг крупных центров формируются агломерации.
Периодически в округе происходит процесс миграции трудового населения. На этом фоне численность сельского населения постепенно снижается. Наблюдаются некоторые различия распределения жителей сельских районов в разных областях Уральского региона.
В северных и горных местностях в основном расположены небольшие поселения, которые расположены вдоль рек и где проживает в основном несельскохозяйственное население. При смещении к югу, где наблюдается благоприятный климат, растет и число сельских населенных пунктов.
Природные ресурсы
Уральский район знаменит своими сырьевыми ресурсами, которые составляют основу развития отраслей хозяйства региона. В общей сложности здесь найдено около 1 тыс. минералов и более 12 тыс. залежей полезных ископаемых. Почти вся таблица Менделеева добывается на месторождениях Урала.
При описании водных ресурсов стоит упомянуть три бассейна:
- Волжско-Камский;
- Обь-Иртышский;
- Уральский.
Уральский регион отличается слабым водообеспечением, которое составляет 6,6 тыс. м³/год на человека, что в четыре раза меньше среднероссийского показателя. Поэтому в индустриальных округах и сельскохозяйственных районах ощущается нехватка воды. По объему лесных ресурсов Урал уступает только Северному экономическому району.
Больше половины запасов леса расположены на севере Пермского края и Свердловской области. В регионе находится более 15% пахотных земель, большая часть которых расположена в Оренбургской области и Башкирии. В районе есть небольшие залежи угля, который используется в основном по месту.
В Свердловской и Челябинской области расположены месторождения железной и медной руды. Для местных предприятий цветной металлургии вполне хватает своих запасов, но некоторый объем железной руды приходится импортировать из Казахстана.
В северной части Урала находятся залежи марганцевой руды. В регионе довольно внушительные запасы бокситов, никеля и цинка. Недалеко от Соликамска в Пермской области ведется разработка месторождения калийной и поваренной соли. Причем залежи калийной соли составляют значительную часть от общих мировых запасов.
Развитие промышленности региона
Урал в истории страны всегда был и остается промышленным регионом. Основу промышленности составляет машиностроительное производство, а старейшей отраслью считается металлургия. Еще в середине XVIII века регион стал крупнейшим в мире по производству металла.
До сих пор металлургическое производство на Урале занимает ведущее место для экономики страны. В XX веке произошел значительный рост в регионе по выпуску машиностроительной продукции. Сегодня в этой отрасли Урал занимает четвертое место в РФ.
Уральский район хорошо известен продукцией для военного комплекса страны. Еще во время войны здесь производили вооружение, которое сразу шло на фронт. На военно-промышленный комплекс работали города:
- Пермь — артиллерийские орудия.
- Челябинск и Нижний Тагил — танки.
- Ижевск — стрелковое оружие.
По развитию сельского хозяйства регион делит второе и третье место с Поволжским экономическим районом. На полях выращивают около 1/6 объема российского зерна и 1/7 овощной продукции.
Основной специализацией Урала считается выращивание яровой пшеницы в южных и степных областях. Кроме того, округ считается основным поставщиком минеральных удобрений, в том числе калийных. Здесь же расположены основные предприятия пищевой промышленности.
Читайте также: