Классификация наук аль фараби кратко

Обновлено: 06.07.2024

состоянии, и, следовательно, не может осуществить выбор между добрым и злым действием,

ороде, рассчитанная на долгое время. За ней следуют мыслительные добродетели, которые

распространяются на каждое искусство, на каждый дом, на индивида в его повседневной жизни. По Фараби, совершенство человека, становление его добродетелей — это процесс, длящийся всю его жизнь и прекращающийся со смертью. К нравственным качествам философ причисляет темперамент, мужество, великодушие, справедливость. Но Фараби утверждает, что полного совершенства можно достичь при присутствии рациональных добродетелей. Таким образом, мыслитель подчеркивает связь этического и рационального, нравственности и разума, критикуя тех, кто ее не признает.

3. Оцените вклад Аль - Фараби в развитие современной мировой науки.

Особенное место в философии аль Фараби занимает натурфилософия.По мнению аль-Фараби, в мире кроме многообразия единичных субстанций и акциденций (от лат. accidentia — случайно появляющееся; случайное, почти всегда несущественное свойство вещи) и творца этих субстанций и акциденций, нет ничего. В онтологической картине мира аль-Фараби абсолютный дух и материя занимают взаимно - противоположные полюса мироздания; положительный полюс – это Первосущее: абсолютно совершенное, актуальное, порождающая Первопричина, т.е. – это бесконечно-активный дух; отрицательный полюс – это первичная материя как, потенциальный, безформенный, пассивный субстрат. Все конечные формы бытия мироздания, которые формируется в результате эмонационного механизма порождения из Первосущего является опосредствующими звениями этих взаимно-противоположных полюсов.

В монистической натурфилософии аль-Фараби всё многообразие единичных субстанции Природы рассматриваются как эволюционный процесс порождения высшей реальности – Первосущего (Абсолютной субстанции), которая находится в центре Вселенной. Эволюционный процесс (стрела времени) в небесной сфере идет в нисходящем направлении от максимально упорядоченного состояния к менее упорядоченному состоянию, а в подлунном мире наоборот – от менее совершенной формы к более совершенной форме.

Душа, согласно аль-Фараби, – это любая субстанциальная форма с воля – стремительными способностями: питания, роста, пространственного движения, чувствования и разума. Материя – это только потенция

(возможность); а тело как единство материи и субстанциальной формы – результат формообразовательного процесса. Душа человека едина. Аффективная часть души расположена в сердце; чувственная часть души в пяти органах чувств; возделеющая и моторная часть души – в печени и мускулах, разумная часть души – в мозге человека.

5. Раскройте учение Аль - Фараби о " четырех интеллектах ".

Отметим,что интеллект в философии понимается как определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельнос

ти, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности – при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Для иллюстрации этого умозаключения аль-Фараби приводит следующий пример. Если ты представишь себе некую телесную материю, например, кусок воска, на котором сделан отпечаток так, что этот отпечаток и его форма займут поверхность и глубину воска, и форма охватит субстанцию. При этом субстанция всецело станет этой формой, распространяясь в ней, то тогда ты приблизишься к постижению того, как образовались формы вещей в этой сущности. Последняя является как бы субстанцией и вместилищем для формы, но отличается от телесной материи тем, что воспринимает форму одной поверхностью, но не глубиной.

Приведенный пример поясняет реализацию форм существующими вещами в той сущности, которую Аристотель назвал потенциальным интеллектом: пока он не приобрел формы существующих вещей, он является потенциальным интеллектом, но коль скоро эти формы в нем реализовались, тогда, – как мы это показали выше, – он становится интеллектом актуальным.

7. Оцените значение учения учения Аль - Фараби о разуме в жизни современного челоека.

По свидетельству современников, аль-Фараби говорил, что образы предметов формируются тремя способами, один из них – это возникновение образов предмета в ощущении; второй – в мышлении; третий – в предмете. Что касается возникновения образа предмета в разуме, (он) образуется независимо от связи с состоянием и материей предмета, следовательно, возникает, отвлекаясь, абстрагируясь от предмета и всех относящихся к нему вещей.

8. Определите месо логики в класификации наук аль-фараби.

10. Перечислите основные идеи работы "Логика" Абу Наср Аль - Фараби.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика средневековой мусульманской философии, в особенности в логическом учении Абу Насра аль-Фараби.

15. Приведите основные положения книги Абу Наср Аль - Фараби "Метафизика" или "Божественная наука".

Глубинный смысл метафизики в средневековую эпоху заключен в развертывании идеи Бога, его трансцендентного бытия как непостижимого с помощью человеческих способностей, но внутренне присущего всему человеческому.

Отметим, что бытие – в самом широком смысле существование, а также категория, фиксирующая основу существования для мира в целом или для любой разновидности существующего. Бытие является предметом онтологии в структуре философского знания. В теории познания рассматривается как базисная категория для любой картины мира и всех категорий.

Такое понимание философии и роли знания актуально в современном мировом культурно-цивилизационном развитии в целом, и казахстанском в частности. Современная эпоха характеризуется кризисом ценностей. В ней существует разрыв между поступками и мыслями людей, нередко непродуманные действия человека становятся источником бедствий и техногенных катастроф. Призыв аль-Фараби к совершенствованию души через знание, добродетельные поступки и красоту становится знаковым посылом во имя будущего человечества. Аль-Фараби настаивает на том, чтобы знание было одухотворенным и служило совершенству.

18. Укажите место науки о языке в классификации наук второго учителя.

Освоение богатого научного наследия древности, с од ­ ной стороны, и интенсивное накопление эмпирического знания о природе с другой, и в то же время большая работа, проводимая, прежде всего духовенством, по дальнейшему углублению и расширению теологических основ ислама, по системати ­ зации его догматов, нравственных и правовых принципов, привели к накоплению огромного запаса разнообразных знаний.

В истории известны теории классификации наук, выд ­ винутые в древности Аристотелем, в новое время Ф. Бэ ­ коном, Сен-Симоном, О. Контом и др. К наименее изученным страницам истории науки относятся классификации наук, предло ­ женные мыслителями стран средневекового Востока, в том числе и Средней Азии. В рассматриваемый период на Ближнем и Среднем Востоке наиболее распространенной была теория класси ­ фикации наук, выдвинутая Аристотелем. Философию, которая объединяла тогда все отрасли человеческого зна ­ ния, он разделял на три части: теоретическую (логика, физика, математика и метафизика), практическую (этика, экономика, политика) и творческую (поэтика, риторика и искусство).

19. Оцените роль "установителей имен" по книге букв аль фараби.

Абу Наср аль-Фараби, будучи последовате ­ лем Аристотеля и комментатором его философ ­ ских трудов, при написании своих трактатов всегда использовал методы своего Учителя, это касалось и названий сочинений, и их структуры, и проблем, рассматриваемых в этих сочинениях, и способов аргументации и доказательства спорных вопросов.

30. Раскройте основные идеи "Трактате о музыке" Абу Наср Аль - Фараби.

Освоение богатого научного наследия древности, с од­ной стороны, и интенсивное накопление эмпирического знания о природе с другой, и в то же время большая работа, проводимая, прежде всего духовенством, по дальнейшему углублению и расширению теологических основ ислама, по системати­зации его догматов, нравственных и правовых принципов, привели к накоплению огромного запаса разнообразных знаний.

В истории известны теории классификации наук, выд­винутые в древности Аристотелем, в новое время Ф. Бэ­коном, Сен-Симоном, О. Контом и др. К наименее изученным страницам истории науки относятся классификации наук, предло­женные мыслителями стран средневекового Востока, в том числе и Средней Азии. В рассматриваемый период на Ближнем и Среднем Востоке наиболее распространенной была теория класси­фикации наук, выдвинутая Аристотелем. Философию, которая объединяла тогда все отрасли человеческого зна­ния, он разделял на три части: теоретическую (логика, физика, математика и метафизика), практическую (этика, экономика, политика) и творческую (поэтика, риторика и искусство).

Рассмотрим подробнее классификацию наук, предло­женную Фараби:


  1. наука о простых словах;

  2. наука о словосочетаниях и предложениях;

  3. наука о законах простых слов, о звуках речи;

  4. наука о законах словосочетаний и предложений;

  5. наука о законах правописания;

  6. правила правильного чтения;

  7. наука стихосложения, которая состоит из трех составных частей.

Науку о звездах Фараби разделяет на астрологию и астрономию и, отдавая предпочтение последней, характе­ризует ее как науку, вооружающую человека знанием о небесных телах. Астрономия, или математическая наука о звездах, изучает три группы вопросов.

1) о форме и положении небесных тел;

2) о движении их;


  1. Наука музыки состоит из практической и теорети­ческой дисциплин. Первая, по определению Фараби, от­носится к искусству исполнения музыкальных произведе­ний при помощи инструментов. Вторая — познает законы и правила происхождения мелодии и создания музы­кальных произведений.

а) о принципах и началах музыческой науки;

б) об осно­вах музыкального искусства и извлечении тонов;

в) о разных видах музыкальных инструментов;

г) о видах ес­тественных ритмов, представляющих собой размеры то­нов;


  1. Наука о тяжестях (о взвешивании) изучает вопро­сы о мерах определения веса и способах перенесения тя­жестей с одного места на другое.

  2. Наука об искусных приемах (механика) — это нау­ка об изучении естественного состояния вещей и их со­противляемости с целью создания искусственных вещей и предметов, соответствующих состояниям естественного взаимоотношения различных частей предметов. Знание этой науки необходимо для практики — строительства зда­ний, изготовления различных приборов. 38

а) изучение начал всех простых и сложных тел,
т. е. вопросов, общих для всей природы;

б) изучение простых тел и тех частей и элементов, из
которых образуются сложные тела;

в) изучение существования природных тел, их возникновения и уничтожения;

г) изучение свойств, акциденций и взаимовлияний
составных частей сложных тел;

Бог является предметом метафизики, так как его бытие — категория наиболее общая, абстрактная, а изу­чение подобных категорий как раз и составляет задачу метафизики.

Метафизика состоит из трех частей:

а)изучение принципов существующих предметов;

б)изучение начал и положений, служащих исходными принципами и доказательствами в конкретных теоретических науках, например в логике и геометрии. Изучается, в частности, природа аксиом и постулатов, а также
категории: точка, поверхность, единичность, частное, общее, множество и др.

в)изучение существ бестелесных и находящихся вне
тела. Исследуется, прежде всего, существуют ли вообще
подобные существа, оторванные от материи и находящиеся вне ее. Здесь речь идет о боге как существе бестелесном, надприродном и его деятельности. Несмотря на то что Фараби в понимании этого вопроса стоял на иной
позиции, чем господствующая мусульманская теология,
все же он несколько отступает здесь от тех естественно-
научных и материалистических взглядов, которых придерживался в предыдущих разделах своего труда.

Как уже отмечалось, учение Фараби о предмете, со­держании и классификации наук явилось одним из круп­нейших достижений средневековой мысли и сыграло боль­шую роль в развитии и систематизации научного знания. Огромное значение учения Абу Насра состоит не толь­ко в том, что оно дает исчерпывающие и всесторонние сведения о всех существующих на средневековом Востоке отраслях знаний и представляет своего рода энциклопедию наук, но и в следующем:

е) изучение того, что объединяет сложные тела с однородными частями (например, минералы);

ж) изучение растений, их общих свойств, разновидностей и характерных особенностей каждого из них;

з) изучение животных, их общих свойств, разновидностей, душевных сил и характерных особенностей каждого из них.

VI. Божественная наука, или метафизика. Эту науку, занимавшую важное место в философской системе Фара­би, многие исследователи считают теологией. Фараби в отличие от Аристотеля метафизику как науку о сущности ставит на одно из последних мест — после педагогических (наука о языке и логика), матема­тических и естественных наук и рассматривает ее пред­мет как общее, абстрактное, отвлеченное от конкретного, единичного (т. е. от предмета конкретных наук).

Согласно Фараби, науки и вообще знания, являясь вторичными по отношению к бытию, производ­ными от него, возникали не вдруг и не одновременно, а постепенно, в процессе обнаружения объективных по­требностей в них.

В классификации Фараби различные науки не взаимоисключают друг друга, а рассматриваются в их взаимосвязи. Каждая наука изучает определенную сторо­ну субстанции, а в совокупности науки всесторонне отра­жают бытие в целом.

Ко времени формирования философской деятельности Фараби уже имелось огромное количество переводной литературы с греческого и сирийского, значительная часть которой касалась философской проблематики. Не­сомненно, среди греческих авторов, произведения кото­рых были переведены на арабский язык, ведущее место принадлежало Аристотелю. И, как уже было отмечено, содержание философской системы Фараби определили идеи, содержащиеся в сочинениях Стагирита. Фараби является «отправной точкой новой эры и основателем арабоязычной школы перипатетизма. Философская систе­ма, которую он основал, с течением времени претерпела только развитие и подверглась анализу, но не измене­нию. Фараби также в своих трактатах уделяет огромное внима­ние определению терминов, уточнению и выявлению их смысла и содержания. Таким образом, Абу Наср высту­пает как философ широкого диапазона, как мыслитель, внесший определяющий вклад в разработку истории фи­лософии, философской системы арабоязычного перипате­тизма и арабской философской терминологии.

Вывод: В данном параграфе проанализированы и широко раскрыты классификация наук ал-Фараби. Сопоставлены классификация наук Ибн Сино, Ф.Бэкона. В классификации Фараби различные науки не взаимоисключают друг друга, а рассматриваются в их взаимосвязи. Каждая наука изучает определенную сторо­ну субстанции, а в совокупности науки всесторонне отра­жают бытие в целом.

Содержание

1. введение
2. классификация наук
3. список литературы

Работа содержит 1 файл

классификация наук Аль-Фараби.doc

  1. введение
  2. классификация наук
  3. список литературы

Знание он разделял на практическое, которое называет ремеслом и искусством, имея ввиду обладание техникой какого-либо вида работы, и на теоретическое, охватывающее все виды науки (Фараби, О достижение счастья, Ташкент, 1963, с. 252…281; Аль Фараби, Социально – этические трактаты, Алма-Ата, 1973). Объектом последнего являются реально существующее бытие и его различные свойства и качества. Он пытался выяснить характер, задачи и общественную пользу конкретных наук в общей системе теоретического знания и предъявлял большие требования к ним, разделяя их на группы. В сфере теоретического знания главное место у него занимает философия.

В сфере теоретического знания философию ал-Фараби определял как науку об общих свойствах и законах бытия и характеризовал ее отношение к конкретным наукам, как отношение общего и частного (Очерки по истории общественно – философской мысли в Узбекистане, с. 67).

В его введении ал-Фараби указывал, что цель книги заключалась в последовательном перечислении общепринятых наук, рассмотрение содержания разделов и частей каждой из них в отдельности, чтобы тем самым дать возможность читателю сопоставить эти науки и определить, какая из них более полезна, убедительна и аргументирована. Ал-Фараби не ограничивается простым перечнем различных отраслей наук, а подробно останавливается на предмете и задачах каждой из рассматриваемых областей знания.

Деля все науки на пять крупных групп (сравни в индуизме с пятью пределами разума личности – Махабхарата, Мокшадхарма – Основа Освобождения), он выражает свое отношение к каждой из них.

I. Наука о языке (языкознание).

Правила слов (морфология):

1. Наука простых слов;

2. Наука сложных слов;

3. Наука правил простых слов;

4. Наука правил сложных слов;

5. Наука правил правописания;

6. Наука правил правильного чтения;

7. Наука правил стихосложения.

Правила (элементы синтаксиса):

1. имя существительное и глагол, находясь в составе одного предложения в определенном порядке, (означают) выражают данное понятие;

2. правила, предназначенные для выражения состояния сочета ний и порядка слов, т.е. правила, которые означают порядок словосочетаний и их состояние в том или ином языке.

II. Наука логики

Логика, по ал-Фараби, - это наука о законах и правилах мышления, при помощи которых человек может воспитывать мышление, сделать свою речь ясной, последовательной, не допускать логических ошибок в процессе суждений (В индуизме этому вопросу уделяется место, например, в Махабхарате, Мокшадхарма). Затем он рассматривал все части и разделы логики, описывал разнообразные средства выражения мысли и дал подробную характеристику сочинениям Аристотеля по логике.

III. Умозрительные науки

Математика, изучающая количественные, пространственные и другие отношения предметов, разделяется на семь самостоятельных наук. Выделяя математику ал-Фараби подчеркивает ее связь с логикой, состоящую в абстрактности той или иной науки. Внутренняя архитектоника математики – от арифметики к геометрии, от геометрии к оптике, затем к наукам о звездах, музыке (как уделяющей внимание гармонии звуков), науке о тяжестях и науке о искусных предметах – представлял собой движение мысли от абстрактного к конкретному.

3. Оптика (наука наблюдений)

4. Астрономия (наука о звездах)

5. Музыка (наука о музыке, гармонии)

6. Наука о тяжестях (взвешивании)

Она изучает вопросы о мерах определения и взвешивания тяжестей и способах перенесения их с одного места на другое по необходимости. Поэтому ал-Фараби вносит понятие о существовании также науки о рычагах.

7. Механика (наука о искусственных приемах)

Чистая физика объемлет дисциплины, исследующие вопросы о существующих предметах вообще, о материи, форме, движении и перводвигателе; о простых телах надлунного и подлунного миров и о присущих им формах движения; о возникновении и уничтожении; о влиянии небесных тел и явлений на земную жизнь; о минералах; о растениях; о животных; о растительной, животной и человеческой душе. В прикладную физику входят медицина, астрология, физиогномика, толкование снов, наука о талисманах, наука о волшебстве и алхимия. Чистая математика включает в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. К чистой арифметике в качестве ее прикладных дисциплин примыкают индийское десятеричное счисление и алгебра; к геометрии — наука об определении площадей, механика, искусства, связанные с изготовлением гирь и весов, градуированных инструментов, оптических приборов и зеркал, а также гидравлика; к астрономии — наука составления астрономических и географических карт; к теории музыки — искусство изготовления музыкальных инструментов.

Взаимосвязь теоретических наук Ибн-Сина прослеживает с точки зрения их общности по исходным принципам, по предмету исследования и по рассматриваемым в них вопросам. Так, относительно их взаимосвязи с точки зрения предмета исследования он указывает на случай, когда одна из двух каких-то наук рассматривает объект в общей форме, а другая — в специальной (например, если физика изучает человека в безотносительном смысле, то медицина — в отношении состояния его здоровья), и на случай, когда один и тот же объект исследуется двумя науками в двух разных аспектах (тело Вселенной, к примеру, изучается физикой как объект, имеющий в себе самом начало движения и покоя, а астрономией — с точки зрения его количественных характеристик).

Новая классификация сайтов

Глава 5. АКАДЕМИЯ НАУК

Глава 5. АКАДЕМИЯ НАУК С радостью и невольным волнением шел Кулибин в Академию наук. Здесь был центр научной мысли страны. Здесь ещё совсем недавно трудился великий Ломоносов.Кулибин не раз проходил мимо Академии наук, но тогда он ещё не знал, что ему доведется тут

4.0.0. Классификация познания

4.0.0. Классификация познания 4.1.0. Открытие людьми межэлементных отношений — это открытие науки; открытие ими отношений элементов (прежде всего самого человека) к системе Мира — это открытие религии; открытие отношений системы Мира к своим элементам — это

Глава 7 АКАДЕМИЯ НАУК

Глава 7 АКАДЕМИЯ НАУК Гость на улице Гей-Люссака Грузный пожилой человек тяжело поднимается по узкой крутой лестнице, которой, казалось, не будет конца. Несмотря на те усилия, которые ему приходится прикладывать, он, не останавливаясь, преодолевает несколько пролетов и,

ГЛАВА ВТОРАЯ. НАУКА НАУК

ГЛАВА ВТОРАЯ. НАУКА НАУК Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Гегель Иена была выбрана не случайно. Среди университетских городов тогдашней Германии не было другого места со столь интенсивной

3.2.1. Классификация специальных действий

Глава шестая. Петербургская Академия Наук

Глава первая АКАДЕМИЯ НАУК

Глава первая АКАДЕМИЯ НАУК Дашкова не могла даже представить себе, насколько улучшилось ее положение при дворе, однако ее благоразумное поведение за границей начало приносить плоды. Вернувшись в Петербург, она поселилась в своем загородном доме на Петергофской дороге,

Глава VI. ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАУК

Глава VI. ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАУК Аш-Шейх ар-Раис, конечно, не мог возвести суфийские принципы в ранг социальной нормы; они способны были обладать лишь ценностью нравственного ориентира. В отличие от аль-Фараби он вообще не рассматривал свою божественную науку и

Классификация фитохимических средств

Классификация фитохимических средств ТерпеныВыполняют важную роль антиоксидантов. КАРОТИНОИДЫК этой семье принадлежат более шестисот соединений. Они являются натуральными пигментами, придающими цвет растительности. Чем ярче продукт, тем больше фитохимических

Глава 15 Социетет наук и художеств

Глава 15 Социетет наук и художеств Когда в 1886 году сорокалетний директор Геолкома был избран в академию, он встретил там немало знакомых, с которыми прежде приходилось сталкиваться или по делам Геолкома, или на заседаниях Минералогического общества, Общества

Глава десятая АКАДЕМИЯ НАУК АРМЕНИИ

Глава десятая АКАДЕМИЯ НАУК АРМЕНИИ Открытие Академии наук АрменииВ 1942 году произошёл конфликт между Амбарцумяном и ректором Ленинградского университета А. А. Вознесенским. Ректор требовал покинуть Елабугу и переехать в Саратов. По его мнению, проректор по научной

Классификация приемов бесконтактного массажа

Классификация тюменщиков

Классификация тюменщиков А как же! всякое хоть сколько-нибудь претендующее на научность описание чего-либо среди прочего обязательно должно базироваться на какой-либо классификации объектов этого чего-либо. В данной работе используется следующая классификация

Читайте также: