Практический менеджмент это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Практический менеджмент представляет собой область практической деятельности большого количества специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Трансформация экономики и управленческой парадигмы в России требует от менеджеров всех уровней и сфер деятельности высокой профессиональной эрудиции, базирующейся на глубоких знаниях в области техники и технологии производства, экологии и экономики, социологии и организации процессов, хозяйственного права и управления персоналом.

Формирование новой управленческой парадигмы в практическом менеджменте в России происходит под влиянием ряда существенных факторов: формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием; изменение структуры потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребности в предметах потребления; обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукцию и услуги; интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам; усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организации; возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций; профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

Трансформация организационно-экономических условий функционирования современных предприятий под действием перечисленных факторов обеспечивает достаточно интенсивное развитие и распространение в отечественной практике ситуационной концепции менеджмента.

Ситуационная концепция синтезирует достоинства и возможности всех других известных концепций менеджмента — факторной, функциональной, системной, предполагает возможность глубокого анализа внешних и внутренних факторов развития предприятия, систематизации возможных вариантов организационного поведения людей и синтеза оптимальных в сложившейся ситуации управленческих решений.

Значительным вкладом этой концепции менеджмента в теорию управленческих решений является то, что она ориентирует специалистов на ситуационное мышление с учетом объективных условий функционирования, содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях. Ситуационная концепция представляет менеджерам значительные возможности для творческого использования разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, возлагая при этом на них большую ответственность за выбор адекватных хозяйственной ситуации приемов управления, вырабатывает в практическом менеджменте устойчивые навыки и умения глубокого анализа, объективной оценки хозяйственных ситуаций и синтеза адекватных решений, обеспечивающих оптимальный результат. Ситуационный подход в практическом менеджменте — это определенный тип динамического мышления и гибкого организационного поведения специалиста, возникший в специальным образом построенных образовательных программах и активно поддерживаемый каждодневной практикой управленческой деятельности менеджера. В международной и отечественной практике эта концепция наиболее ярко отражена в образовательных программах типа MBA (Master of Business Administration), для которых характерны интерактивная форма изучения элементов практического менеджмента, блочная схема организации учебного процесса, активные технологии преподавания, ориентированные на обучение различным формам и инструментам практического менеджмента. В качестве основных инструментов обучения и привития практических навыков менеджмента используются:

деловые (управленческие) игры; анализ хозяйственных ситуаций; решение практических задач менеджмента; контрольное тестирование и организация тестовых мониторингов.

Перечисленные инструменты могут использоваться как для обучения практическому менеджменту, так и для обеспечения его эффективного функционирования. Обучение практическому менеджменту представляет собой чаще всего составную часть целостного образовательного процесса базовой подготовки профессионального специалиста в качестве менеджера или экономиста-менеджера, а также образовательного процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов.

В этом случае использование методов практического менеджмента направлено на приобретение обучающимися устойчивых навыков и умений в подготовке и принятии управленческих решений. Как составная часть целостного образовательного процесса практический менеджмент реализуется на фоне фундаментальных курсов по теории управления, основам экономики, маркетинга, управлению персоналом, теории организации, организационного поведения и других дисциплин. В краткосрочных образовательных программах повышения квалификации менеджеров практический менеджмент может применяться как самостоятельный курс, ориентированный на освоение передового опыта и прогрессивных методов управления предприятиями.

Использование перечисленных методов в практике деятельности предприятий обеспечивает их эффективное функционирование и поддерживает конкурентоспособность менеджмента на предприятии.

Можно выделить три основных направления использования перечисленных инструментов практического менеджмента в деятельности предприятий: принятие управленческих решений в конкретных хозяйственных ситуациях с учетом разнообразных факторов; проектирование новых и реконструкция действующих производственных систем в рамках разрабатываемых организационных проектов; научное исследование проблем управления, анализ поведения производственных систем и прогнозы развития отдельных направлений деятельности предприятия.

Читайте также: