Государственная служба в германии кратко

Обновлено: 06.07.2024

В Германии сегодня нет понятия "государственная служба". После первой мировой войны появился термин "публичная служба", и это понятие прочно вошло в словарь немецких политологов. В функциональном плане "публичная служба" понимается как деятельность в целях выполнения общественных задач управления.

Согласно исконно германской доктрине, чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства, его идеи. На этом постулате основывается вся система подготовки чиновников и их последующего продвижения по службе.

Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем, далее, лицо, претендующее на должность чиновника, должно предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституционного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.

К службе на низшем уровне (А1-А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу, службе на среднем уровне (А6-А9) - лица, успешно кончившие народную школу, проходившие служебную подготовку в течение года и сдавшие специальный экзамен для поступления на должность среднего уровня.

Значительно более строгие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уровне 1 ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня. Наконец, к службе на высшем уровне 2 ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен.

Дополнительно к этим требованиям устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней: от 16 до 30 лет - низшие ступени; от 16 до 32 лет на средние ступени; от 18 до 30 лет - на высшие должности. Постановлением 1968 года для многих видов службы возрастной "потолок" для приема поднят до 50 лет.

Среди сфер, из которых рекрутируется персонал министерства бюрократии, на первом месте стоит юстиция, потом - экономика и социальные науки. Профессия юриста в Германии традиционно представляла наилучшие возможности для поступления на государственную службу.

Что касается социального происхождения руководящих чинов, то более чем на 2/3 они рекрутируются из "верхнего среднего слоя" (свободные профессии, руководящие служащие и высшие чиновники, состоятельные коммерсанты) и почти на 1/4 из "нижнего слоя" (чиновники средней и низшей категорий, служащие, ремесленники, крестьяне).

Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения. Исключения из двух правил допускается лишь по специальному разрешению Федеральной комиссии по кадрам. В низших должностных группах при оценке "хорошо" повышение производится через 6 лет, а при оценке "вполне удовлетворительно" - через 8 лет. При назначении на высшую должность в этой группе, если претенденту нет 40 лет, требуется специальное разрешение министра. В средних и высших группах продвижение регламентируется для каждой должности отдельно. Отступление от этих правил может произойти, если служебная деятельность оценивается как "очень хорошая". Если государство в лице начальника не выполнит своих обязательств по продвижению, оплате или другим меркам заботы о чиновнике, он вправе добиваться возмещения убытков.

  1. Основные формы контроля за деятельностью государственных служащих в западных странах.

Франия

n В 1959 г. Ордонанс внес незначительное число поправок в основной закон, но все они направлены на то, чтобы усилить иерархическое подчинение чиновников власти.

n Во Франции существует кадр директоров, куда входят директора всех департаментов, кадр контроля, который объединяет всех инспекторов

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 г.

n Критерием различения выступает правовая форма назначения: для чиновника - издаваемый в особом порядке компетентными властями акт назначения; для служащего и рабочего - заключаемый сторонами договор о поступлении на службу.

Деятельность института гос. службы регулируется не трудовым , а публичным правом, в котором наряду с обычными гражданскими правами есть особые запреты.

Во многих странах создан единый орган управления государственной службой:

- Во Франции- Высший совет публичной службы

- В Великобритании- Министерство по делам государственной службы

n устанавливается принцип разделения политических должностей и должностей государственных (муниципальных) служащих.

n Все служащие делятся на чиновников и собственно государственных служащих

n Чиновники- ответственные должностные лица, руководители крупных подразделений государственной службы.

n Служащие- замещающие исполнительные должности люди, компетенции которых ограничены

Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им добиваться значительного продвижения в партиях. В отличие от многих европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников, является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 года. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1-А5 - низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9 - средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13 - высшие чины 1 ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14-А16 - высшие чины 2 ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание чиновников составляется из основного оклада, территориальной надбавки, надбавки на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, динамика и структура выплат определяются специальным законом об оплате.

Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Политические чиновники – это наиболее близкие сотрудники к политической программе правительства или отдельного чиновника, они приходят и уходят с поста вместе с правительством. К ним относятся: статс-секретари в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента; руководители отделов в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата; руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).

Почетные чиновники – это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.




Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца (например, в качестве преподавателя высшего учебного заведения Германии); такое назначение, однако, не ведет автоматически к приобретению гражданства. Далее, лицо, претендующее на должность чиновника, должно предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституционного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.

К службе на низшем уровне (А1-А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу (§ 16 ФЗоЧ), службе на среднем уровне (А6-А9) – лица, успешно кончившие народную школу, проходившие служебную подготовку в течение года и сдавшие специальный экзамен для поступления на должность среднего уровня (§ 17 ФЗоЧ).

Значительно более строгие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уровне 1 ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§ 18 ФЗоЧ). Наконец, к службе на высшем уровне 2 ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен (§ 19 ФЗоЧ).

Правовое положение федеральных чиновников регулируется двумя важнейшими законами: Федеральным законом о государственных служащих (в ред. от 27.02.1985 г.) и Федеральным законом о правовом положении чиновников (в ред. от 27.02.1985 г.). Землями Германии приняты собственные законы, устанавливающие правовое положение чиновников земли; при этом требуется строгое соответствие этих законов положениям федерального закона.

Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им добиваться значительного продвижения в партиях. В отличие от многих европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников, является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 года. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1-А5 - низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9 - средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13 - высшие чины 1 ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14-А16 - высшие чины 2 ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание чиновников составляется из основного оклада, территориальной надбавки, надбавки на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, динамика и структура выплат определяются специальным законом об оплате.

Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Политические чиновники – это наиболее близкие сотрудники к политической программе правительства или отдельного чиновника, они приходят и уходят с поста вместе с правительством. К ним относятся: статс-секретари в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента; руководители отделов в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата; руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).

Почетные чиновники – это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.

Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца (например, в качестве преподавателя высшего учебного заведения Германии); такое назначение, однако, не ведет автоматически к приобретению гражданства. Далее, лицо, претендующее на должность чиновника, должно предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституционного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.

К службе на низшем уровне (А1-А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу (§ 16 ФЗоЧ), службе на среднем уровне (А6-А9) – лица, успешно кончившие народную школу, проходившие служебную подготовку в течение года и сдавшие специальный экзамен для поступления на должность среднего уровня (§ 17 ФЗоЧ).

Значительно более строгие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уровне 1 ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§ 18 ФЗоЧ). Наконец, к службе на высшем уровне 2 ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен (§ 19 ФЗоЧ).

Правовое положение федеральных чиновников регулируется двумя важнейшими законами: Федеральным законом о государственных служащих (в ред. от 27.02.1985 г.) и Федеральным законом о правовом положении чиновников (в ред. от 27.02.1985 г.). Землями Германии приняты собственные законы, устанавливающие правовое положение чиновников земли; при этом требуется строгое соответствие этих законов положениям федерального закона.

В Германии (Пруссии) профессиональная государственная служба появилась одной из первых в Европе. Она строилась на основе принципов верности службе, законности, единства профессионализма стабильности.

Государственными гражданскими служащими в Германии являются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, а также преподаватели высших учебных заведений, учителя, врачи, работники почт, железной дороги, государственных банков и др.

Законодательство классифицирует государственных служащих на две большие группы: чиновников и лиц наемного труда (служащих и рабочих). Государственные чиновники как элита государственной службы обязаны соблюдать традиционные правила профессиональной бюрократии.

Условия прохождения службы чиновников существенно отличаются от условий трудовой деятельности наемных работников:

  • для первых они определяются назначением: для служащих и рабочих государственной службы они основываются на договоре частного права;
  • права и обязанности чиновников регулируются законом о государственной службе. Заработная плата и оклады работающих по найму, как и прочие условия их труда, определяются тарифным соглашением;
  • оклады чиновников определяются в зависимости от должности и стажа службы. Жалованье служащих устанавливается тарифом с учетом их возраста и особенностей выполняемой работы:
  • чиновник имеет пожизненное назначение; служащих могут уволить;
  • в отличие от чиновников рабочие и служащие не несут дисциплинарной ответственности; на них распространяется общее административное право;
  • для чиновников действует безусловный запрет на организацию забастовок; за работающими по найму право на забастовку сохраняется;
  • государство несет все расходы по содержанию чиновничества. Чиновники получают особую пенсию. Рабочие и служащие получают пенсию, как все, из пенсионного страхового фонда.

На практике существуют также категории чиновников, наделенные особыми полномочиями, обладающие специфическим правовым и политическим статусом, так называемые политические чиновники. Существует группа служащих — почетных чиновников, которые имеют преимущественно гражданскую профессию и которые назначаются на специальные должности при особом социальном обеспечении. К почетным чиновникам относятся присяжные, выборные консулы и др.

Общий закон о правовом положении государственных служащих ФРГ устанавливает четыре вида должностей государственных служащих:

  • нижний уровень службы (простая служба);
  • средний уровень службы (средняя служба);
  • повышенный уровень службы (ответственная служба);
  • высший уровень службы (высшая служба).

В пределах каждой группы государственным служащим присваиваются ранги. Всего их 16:

  • А1-А5 низшие ранги (вспомогательно-технический персонал);
  • А6-А9 - средние ранги (правительственные секретари);
  • A10-A13 — высшие ранги первой ступени (правительственные инспекторы);
  • A14-A16 — высшие ранги второй ступени (высшие правительственные советники).

По принципу подчинения они подразделяются на федеральных, состоящих в непосредственном подчинении федерации, чиновников земли и чиновников общины. Другим основанием классификации может служить срок нахождения на службе. Выделяются также четыре основные категории служащих: назначенные на испытательный срок, назначенные на неопределенный срок (их могут уволить в любой момент), назначенные временно (бургомистры), назначенные пожизненно.

Государственная служба Германии как федеративного государства основывается на принципе единства, который обеспечивается общей для всех уровней системой званий и чинов, едиными правилами прохождения службы, перечнями прав, обязанностей, ограничений и гарантий, пенсионного обеспечения и оплаты труда.

Для Германии характерно единство прав и обязанностей государственных служащих при регламентации служебно-правовых отношений. Государственные служащие имеют право на государственное обеспечение и защиту, на служебные наименования, которые устанавливаются президентом или уполномоченными лицами, на присвоение государством званий и ученых степеней.

Законодательством предусматривается право государственных служащих на должностной оклад. Размер окладов приведен в Федеральном законе об оплате и состоит из основного оклада, местной доплаты, должностных надбавок, а также прочих дополнительных выплат. Все вопросы, связанные с должностными окладами, регулируются на единой правовой основе и действительны для служащих федерации, земель и общин.

Государственным служащим гарантируются выплаты по социальному обеспечению, включающие пенсионное обеспечение, материальную помощь, обеспечение семье в случае потери кормильца, компенсации в особых возрастных и служебных случаях. Служащие получают компенсации в случае переезда с одного места жительства на другое. Каждый работник имеет право на отпуск с сохранением полной заработной платы. Характерно, что чиновникам предоставлено право сохранения оплаты в случае, если они баллотируются на выборные давности, или исполняют почетные обязанности, или для работы в местных представительных органах.

Служащий имеет право на доступ к своему личному делу. Ему обязаны сообщать обо всех жалобах на него или отрицательных заключениях на его деятельность, при этом мнение работника заносится в его личное дело. Немецкие государственные служащие имеют право на объединение в профсоюзы. Применение каких-либо санкций за эту деятельность не допускается. В силу действия принципа служебной верности чиновник не имеет права участвовать в забастовках. Отметим, что закон открыто не запрещает этого, но и не предоставляет чиновнику права на забастовку.

Спецификой немецкого законодательства является закрепленное право государственных служащих на иную оплачиваемую деятельность: деятельность в объединениях, учреждениях, на предприятиях, капитал которых принадлежит публичному собственнику, пли деятельность в межгосударственных объединениях. На то чтобы заниматься такой деятельностью, требуется специальное разрешение руководителя государственного органа.

Основные обязанности государственных служащих определяются принципами публично-правовых служебных отношений. Чиновник обязан выполнять все распоряжения своего руководителя; он несет личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению должностных обязанностей. Если служащий сомневается в законности распоряжений своего начальства, он обязан немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Если его сомнения не развеяны, чиновник имеет право обращения к вышестоящему руководителю. При этом подтверждение распоряжения для чиновника должно быть дано в письменном виде.

Каждый гражданский служащий при поступлении на службу обязан дать присягу. Чиновник обязан строю соблюдать государственную и служебную тайну. По истечении срока служебных отношений обязанность держать в тайне сведения, ставшие известными ему в процессе работы, сохраняется. Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права давать показания в суде или делать публичные заявления в СМИ по поводу государственной службы. Сведения для прессы вправе давать только руководитель учреждения и пресс-служба.

В законодательстве Германии четко оговорены последствия невыполнения или ненадлежащего исполнения служащими своих обязанностей. Они изложены в Уставе федерального дисциплинарного права. Государственный служащий, виновный в нарушении своих обязанностей, считается совершившим служебный проступок. Каждое нарушение обязанностей влечет за собой применение меры ответственности. В Уставе определяются процедуры привлечения служащих к ответственности. Порядок увольнения со службы рассматривается в законе о правовом положении государственных служащих и в законе о федеральных служащих.

Служебные правонарушения рассматриваются по принципу благоприятствования: вопрос о мерах наказания входит в компетенцию непосредственного руководителя и вышестоящей инстанции. При этом учитываются не только сам проступок, но и служебное поведение чиновника. В случае мелких нарушений назначается денежный штраф. В качестве иных дисциплинарных мер устанавливаются следующие наказания: выговор, уменьшение оклада, перевод на другую должность с меньшим денежным окладом, увольнение со службы, сокращение пенсионного обеспечения, отказ в выплате пенсионного обеспечения и пр.

Если выговор может назначаться непосредственным начальником, то все другие меры ответственности назначаются только специальными дисциплинарными судьями в ходе официального дисциплинарного процесса. Когда против служащего проводится уголовное расследование, тогда дисциплинарное преследование откладывается до завершения уголовного дела. Сам служащий имеет право подать жалобу в Федеральный дисциплинарный суд, который находится во Франкфурте-на-Майне. Закон Германии предусматривает наказание за особый вид проступка, который связан с поведением чиновника вне службы, в случае если чиновник наносит вред престижу государственной службы и государству в целом.

Государственная служба в Германии рассматривается, прежде всего, в качестве публично-правового института. Во­обще, в странах Европейского Союза понимание института публичной службы тесно связано с представлениями о сущ­ности самого государства, определяется существующей си­стемой государственной власти и зависит от роли и значения государственно-административной деятельности в развитии общества.

Можно выделить два основных подхода к сущности пу­бличной службы.

В рамках первого публичная служба - это институт власти, элемент политической структуры; государственная служба выступает как механизм реализации властных пол­номочий государственных органов.

В рамках второго подхода подчеркивается социальная природа государственной службы, ее роль как социального института, основной функцией которого является организа­ция жизнедеятельности общества.

Государственная (публичная) служба большинства госу­дарств-членов ЕС, в том числе и Германии, характеризуется следующими признаками:

Государственная служба в Германии - это сугубо про­фессиональная деятельность, суть которой состоит в том, чтобы выполнять возложенную на нее работу согласно про­фессиональной компетентности. При этом все действия должны осуществляться в строгом соответствии с норматив­ными актами, утвержденными на законодательном уровне.

службы ФРГ влиятельных чиновников. Поэтому от их поли­тических назначений во многом может меняться стратегия развития определенных направлений во всей стране. Инсти­тут политических назначений в ФРГ процветает, тут активно действуют принципы так называемого партийного патрона­жа.

Институт публичной службы в Германии получил до­вольно детальную регламентацию благодаря принятию ряда важных с юридической точки зрения документов. Они ут­верждались в период с 1957 по 1985 год. Среди указанных до­кументов следует назвать:

  • Закон о федеральных чиновниках, принятый 14 июля 1953 года (новая его редакция утверждена 27 февраля 1985 года);
  • Закон об окладах федеральных служащих, вступив­ший в силу 27 июля 1957 года (изменения редакции к нему утверждены 3 декабря 1998 года);
  • Рамочный закон о праве чиновников, действующий с 1 июля 1957 года (новая его версия вступила в юридическую силу с 27 февраля 1985 года).

Весьма интересен по своему правовому содержанию Федеральный дисциплинарный устав. Он был принят в 1967 году и именно с тех пор на законодательном уровне были четко закреплены основные требования к государственным служащим Германии. Подобный правовой документ смог создать вместе с Положением о прохождении государствен­ной службы (действует с 1978 года) прозрачный регламент функционирования публичной службы в стране.

Современную модель германской государственной гражданской службы можно охарактеризовать следующим образом:

В Германии существуют четыре уровня государственной службы: нижний, средний, повышенный и высший. В преде­лах каждого уровня присваиваются ранги. В органах государ­ственной власти для чиновников устанавливается 16 рангов (A1 - A16). При этом в каждой должностной группе предус­матривается увеличение окладов чиновников в зависимости от служебного стажа.

Единство государственной службы в Германии обеспе­чивают:

  • общая для всех ее уровней и видов система званий, чи­нов, рангов;
  • единые правила прохождения службы;

- единые установленные права, обязанности, ограниче­ния и гарантии, пенсионное обеспечение и оплата труда.

Общее руководство госслужбой в Германии осуществля­ет Федеральный комитет по кадрам, состоящий из семи по­стоянных и семи замещаемых членов.

Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на государственную службу. При поступле­нии на государственную службу действует ряд общих требований. Основными требованиями, которые предъявляются к государственным служащим в Германии, являются: нали­чие профессионального образования и прохождение специ­альной предварительной подготовки (ее вид и длительность определяются в зависимости от уровня служебного положе­ния).

Нужно отметить, что предварительная подготовка не узкоспециализирована. Ее целью является гармоничная ин­теграция чиновника низшего звена в систему госслужбы, формирование у него навыков, которые способствуют уста­новлению межличностных контактов, позволяют адаптиро­ваться к административной среде. На данном этапе молодой специалист знакомится с основными задачами государствен­ной службы, правами и полномочиями госслужащего.

Повышение квалификации госслужащих осуществля­ется в Федеральной академии государственного управления. Образовательные программы строятся по модульному прин­ципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.

Вместе с тем, несмотря на комплексность системы под­готовки кадров для госслужбы в Германии, связь между результатами обучения и дальнейшим использованием специалистов недостаточно тесная. Принятие решения о должностном перемещении зависит от стажа работы, сдачи экзаменов, а отметка о повышении квалификации содержит­ся лишь в личных делах госслужащих.

В обучение служащих входит не только теоретическая подготовка, но и практическая часть. Организации, которые занимаются обучением государственных служащих, гибко откликаются на требования публичной службы в услугах об­разования. Построенные по модульно-блочному принципу, учебные программы способны легко изменяться в зависимо­сти от требований, которые выдвигают органы государствен­ной власти для подготовки служащих.

Следует особо отметить отдельные немецкие методы формирования и повышения квалификации государствен­ных служащих:

  1. Обязательное обучение для определенных категорий сотрудников. К ним относятся молодые сотрудники, трудо­вой опыт которых меньше двух лет. Это делается для того, чтобы интегрировать их в структуру государственной служ­бы в целом и того органа управления государством, где они работают на данный момент. Они должны получать именно те знания, которые пригодятся им в будущем для квалифи­цированного исполнения своих обязанностей. Также они должны не только научиться формировать системное виде­ние проблемы и ее решение, но и развить в себе навыки ком­муникации и работы в команде.
  2. Постоянное обучение для исполнения своих обязан­ностей и подъема по карьерной лестнице. Для этого может организовываться сдача экзаменов по обязательным и допол­нительным предметам.
  3. Гибкость учебной программы в процессе подготовки и повышения уровня подготовленности государственного служащего. Блочно-модульные программы помогают сфор­мировывать именно тот план учебы, который будет подхо­дить требованиям текущего периода и эффективно решать поставленные задачи.

Вместе с тем, на эффективность исполнения функций государства определенными гражданами в Германии влия­ют не только вышеперечисленные формальные принципы. Применяются также неформальные методы, среди которых можно выделить:

  1. Регулярное активное вмешательство общества в дея­тельность государственных служащих. Общество может спо­койно высказать свое мнение насчет приемлемой или непри­емлемой деятельности какого-либо служащего.
  2. Репутационный контроль. Статус и репутация госу­дарственного служащего играет большую роль после ухода из политики или службы. Они могут быть использованы в качестве существенного общественного капитала, который вполне может быть востребован.
  3. Существование референтных групп. Государствен­ный служащий может взять пример с действий какого-либо лица, имеющего авторитет, или же соотнести свои действия с предполагаемой оценкой подобной группы.

Госслужащие обязаны соблюдать ряд специальных ограничений, установленных для них в законодательстве. Од­ной из форм контроля над государственными служащими является подробная регламентация оснований и видов от­ветственности государственных служащих за нарушение за­конодательства о государственной службе. Государственные служащие подлежат дисциплинарной, гражданско-право­вой и уголовной ответственности.

Прекращение служебных отношений возможно: вслед­ствие увольнения; отстранения от должности согласно дис­циплинарным наказаниям; при уходе на пенсию.

Таким образом, уровень организации публичной (госу­дарственной) службы в Германии можно охарактеризовать как очень высокий. Приняты нормативные акты, детально регламентирующие порядок приема на госслужбу и предъ­являемые к госслужащим каждого уровня требования. Обе­спечен высокий уровень ответственности госслужащих. Кро­ме того, четко контролируется профессиональное развитие госслужащих.

МИШАЛЬЧЕНКО Юрий Владимирович
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

КАРАСАЕВА Лариса Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

.Правовое регулирование государственной службы в Германии основано на положениях Основного Закона Германии (Grundgesetz). Государственные служащие обладают особыми правами, закрепленными в Конституции, а также в законах о правах чиновников. Установлено, что важнейшие государственные должности занимают чиновники, т.е. лица, назначенные на определенную должность с предоставлением им соответствующих прав и возложением на них соответствующих обязанностей и получившие документ, подтверждающий назначение на должность.

В ст. 33 Основного Закона перечисляются традиционные принципы публичной службы:

1.публично­правовое служебное отношение и отношение верности чиновника государству (сюда же входит и принцип политического нейтралитета чиновников). Чиновник должен быть политически благонадежным и должен поручиться, что он в любое время готов выступить в защиту свободного общественного конституционного строя и демократического правопорядка в соответствии с Основным Законом;

2.пожизненное назначение на публичную службу (принцип пожизненной службы); 3.окончание публично­правового служебного отношения основывается только на законных основаниях; 4.защита самим государством правового положения чиновников в случае причинения им вреда и ущерба; 5.социальное обеспечение за счет государства и выплата денежного содержания, соответствующего занимаемой должности; 6.свобода мысли и свобода создания общественных объединений; 7.создание особых представительств чиновничества; 8.право на ознакомление с личным делом;

Следует отметить, что все государственные служащие находятся под особой защитой государства и со своей стороны связаны обязательством лояльного отношения к нему, признания и защиты конституционного строя.

36. Особенности организации местного самоуправления в европейских государствах (Франция, Великобритания, ФРГ, скандинавские страны, Польша)

Франция
Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы. Коммуна — наименьшая административно-территориальная единица. Во Франции насчитывается около 36 тыс. коммун, управляемых муниципальными советами, являющимися органами исполнительной власти. Департаменты Франции является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета. Регионы являются самой крупной единицей в административном делении страны. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Великобритании

Германия

Местное самоуправление в Германии — система местных общественных и государственных органов в Германии.

Административное деление Германии

Высший уровень — земли и вольные города Средний уровень — районы и свободные города Низший уровень — общины и города

Типы районного устройства

Комитетский тип устройства — имеется крейстаг, избираемый населением и коллегиальный исполнительный орган, избираемый крейстагом, имеет следующие разновидности:

имеется комитет, состоящий из непрофессиональных чиновников (Гессен)

имеется правление, состоящий как из политиков, так и из профессиональных чиновников

имеется комитет, состоящий из непрофессиональных чиновников, и правление, состоящее как из политиков, так и профессиональных чиновников (Веймарская республика, ГДР)

имеется комитет, состоящий из политиков, и правление, состоящее из профессиональных чиновников (Рейнланд-Пфальц)

Южногерманский тип устройства — имеется крейстаг и ландрат избираемые населением, имеет следующие разновидности:

в первом случае председателем крейстага является сам ландрат (Баден-Вюртемберг, Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Тюрингия),

во втором случае имеется отдельная должность председателя крейстага, а ландрат не входит в крейстаг (Мекленбург-Передняя Померания, Шлезвиг-Гольштейн). в третьем случае имеется отдельная должность председателя крейстага, при этом ландрат также является членом крейстага (Бранденбург, Нижняя Саксония,Саксония-Анхальт). в четвёртом случае имеется председателем крейстага является ландрат, но он не входит в крейстаг (Северный Рейн-Вестфалия, Саар)

Во втором и третьем случае ландрат является профессиональным чиновником избираемый населением.

Директориальный тип устройства — имеется крейстаг, избираемый населением, ландрат являющийся политиком, крейсдиректор являющийся профессиональным чиновником.

Ландратский тип устройства — имеется крейстаг, избираемый населением и ландрат избираемый крейстагом.

Типы муниципального устройства

Магистратский тип устройства — имеется городская дума или общинное представительство, избираемое населением и коллегиальный исполнительный орган

Южногерманский тип устройства — имеется совет и бургомистр

Во втором и третьем случаях бургомистр является профессиональным чиновником избираемый населением.

Северогерманский тип устройства — имеется совет, избираемый населением, бургомистр является политиком, городской или общинный директор, являющийся профессиональным чиновником. Существует на общинном уровне в Нижней Саксонии.

Бургомистерский тип устройства — имеется совет и бургомистр избираемый советом. Существует в малых общинах в Шлезвиг-Гольштейне.

Польша

Коммуны Швеции — органы местного самоуправления Швеции. На данный момент 290 коммун организовано в 21 лен (округ или губерния). Муниципальные власти несут ответственность за большую часть услуг, оказываемых на местном уровне, таких как школы, аварийно-спасательные службы и градостроительство.

Читайте также: