История появления анимации кратко

Обновлено: 05.07.2024

20 июля 1877 года — день рождения мультипликации, 142 года назад Эмиль Рейно продемонстрировал Французской академии праксиноскоп , прибора, создающего иллюзию движущихся картинок.

Я хочу подчеркнуть, что это видео сейчас мы можем смотреть с экрана, в 1982 году понятия экрана не существовало, мультфильм этот смотрели через праксиноскоп.


Умерла ли старая технология съемки? Безусловно: пленка мертва, и альтернативы компьютеру сегодня не существует. Но умерла ли плоская анимация, какой мы ее знаем? Как раз на этот вопрос однозначного ответа нет. Рисованная анимация манит независимых мультипликаторов своей доступностью и простотой, активно используется в рекламе и обучающих программах, также из нее проросли семена gif-анимации и flash-анимации (в частности, давшей жизнь таким популярным онлайн-сериалам, как Happy Tree Friends). Она положила начало компьютерным играм, половина которых по-прежнему остаются плоскими, и проросла в другие области быта – например, из недр операционной системы Windows всегда готов выпрыгнуть анимированный подсказчик в образе умной скрепки, очкастого щенка или еще какого-нибудь дружелюбного существа, облегчающего общение с бездушной машиной. Чем не мультипликация?

Кроме того, заложенные современниками Диснея анимационные традиции продолжают влиять на восприятие новых техник. Например, лишь сравнительно недавно в сгенерированных на компьютере лентах был выявлен изъян, активно мешающий зрителю: бэкграунд в таких лентах слишком яркий и детальный, и персонажи на его фоне теряются. Потому сегодня художники изменили подход и стараются задник мягко затенять, возвращая к жизни эффект классической анимации, традиционно отделявшей героя от фона.


История мультипликации берет своё начало в 20-м веке, и она стала сразу отдельной ветвью киноиндустрии. Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Старевич достаточно долго считался первым мультипликатором, но в 2009 году историки обнаружили, что первым мультипликатором является не Старевич, а Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра из Санкт-Петербурга. В 1906 году он создал на не движущихся декорациях танцующих фигурок. Этот процесс создания занял 3 месяца, мультфильм был снят на 17,5 мм пленку. Так же в его работе числятся такие кукольные мультфильмы как "Играющие в мяч клоуны", "Художники Пьеро", "Шутки Арлекина".

К сожалению, после Октябрьской революции в 1917 году, Старевич уезжает за границу и уже Советская мультипликация становится парализованной и возродится только к 1925 году. В 1924 году на студии "Культкино" появляется графическая мультипликация, создателями которой являются Борис Савинков "История одного разочарования", "Германские делишки" и Дзига Вертов "Советские игрушки", "Случай в Токио".

Так же значимой фигурой в анимации можно считать Александра Птушко, который поставил мультфильм "Новый Гулливер" в 1935 году. Птушко по образованию был архитектором и изменил свой род деятельности, когда зашел в кукольную студию Мосфильма. Именно Птушко стал первым директором новой студии "Союздетмультфильм". Но долго он на ней не пробыл, потому что решил, что нужно себя посветить игровому кино.

Сегодня мультипликация развивается уже с помощью новейших технологий, компьютерной анимации, сюжеты со временем стали развернутыми и захватывающими наравне с кино.

Веселые картинки: Главные этапы развития анимации

Выход из тени

Волшебный фонарь, в свою очередь, появился в XVII веке. Это один из первых проекторов: в деревянном или металлическом корпусе размещался источник света, а в специальное отверстие вставлялось изображение на стеклянной пластине. Позже конструкция была усовершенствована Этьеном Гаспаром Робертсоном: главной особенностью изобретенного им фантоскопа стала возможность показывать примитивную анимацию из нескольких кадров, сменявших друг друга. С помощью своего усовершенствованного волшебного фонаря он устраивал фантасмагорические шоу: в задымленных помещениях зрителям являлись призраки и скелеты, что изрядно пугало неподготовленных посетителей.

Следующим крупным шагом можно считать появление фенакистископа в 1828 году. Устройство состояло из диска с картинками, снабженного прорезями и зеркала: зритель смотрел через отверстия на отражающиеся изображения, что и создавало иллюзию движения за счет коротких промежутков между появлениями образов. Всего через пять лет Уильям Джозеф Горнер придумает новую конструкцию: вместо диска изображение наносится на внутреннюю поверхность цилиндра, что позволяло избавиться от использования зеркала.


Рождение медиума

Одним из важнейших лиц в ранней и не только мультипликации можно считать Эмиля Коля — французского художника-мультипликатора. Именно он придумал метод покадровой анимации (который сильно схож с тем, что делал вышеупомянутый Блэктон): каждый новый кадр являлся отдельным рисунком, а съемка ведется укрепленной вертикально камерой — подобный подход с небольшими изменениями используется до сих пор.

Массово мультфильмы начали производить в 1910-х: к примеру, Виндзор МакКей придумал Динозавра Герти в 1914 году. Герти стала первым персонажем, который получил экранное развитие.

Время первых

Многие из используемых на протяжении десятилетий технологий были придуманы в годы зарождения анимации. Так, к примеру, Джон Рэндольф Брэй начал использовать прозрачную целлулоидную пленку: это позволяло сильно экономить время, так как кадры не нужно было перерисовывать полностью — достаточно заменить позу персонажа или подвижный элемент.

Первым популярным анимационным персонажем можно считать кота Феликса, который появился в 1919 году. Несмотря на то, что в этом мультфильме для героя все заканчивается не очень удачно, он появляется еще во множестве лент.

Время телевидения

Второе пришествие

Вплоть до 1973 года компьютерная анимация была уделом программистов, и лишь с появлением программного обеспечения от Atlas Computer Laboratory ситуация начала меняться. В их разработке Antics аниматоры могли использовать немалое количество привычных сегодня вещей, начиная от скелетной анимации (во многом схожей с традиционной перекладкой) и заканчивая применением интерполяции и простейших графических эффектов.

Параллельно с этим начались работы над 3D-анимацией. На сегодняшний день самым ранним примером анимированного в 3D ролика считается эксперимент Эда Катмулла и Фреда Парка — они попытались воспроизвести левую руку Эда. Позже дуэт войдет в число основателей легендарной студии Pixar.

Начало революции

Альтернативные пути

Помимо упомянутых выше рисованной, кукольной и компьютерной анимации существуют и другие примеры, на которых стоит остановиться отдельно.

В 1931 году наш соотечественник Александр Алексеев придумал так называемый игольчатый экран. Вертикальная плоскость протыкается множеством игл (до миллиона), и в зависимости от того, насколько сильно они выдвинуты, картинка по-разному затеняется. Самым известным аниматором в этой технике сегодня считается ученик Алексеева Жак Друэн.

Не лишним будет вспомнить и пиксиляцию — видео собирается из отдельных кадров как бы с пропусками, что создает интересный эффект.

Технологии не стоят на месте, а мозг человека регулярно старается придумать что-то новое. В ближайшие годы стоит ожидать новейших достижений в анимации: сейчас ведутся эксперименты по детальной симуляции реалистичного света, что заменит используемые сегодня сотни источников освещения в отдельных сценах, да и о все возрастающих вычислительных мощностях забывать тоже не стоит. Сегодня каждый может найти что-то для себя: западные студии все чаще создают трехмерную анимацию, но, к примеру, известная студия Aardman продолжает работать с пластилином. В то же время Восток не торопится отказываться от привычных двумерных мультфильмов и показывает, что и они до сих пор очень интересуют зрителей. К чему это все придет и что ждет нас в будущем — вопрос открытый, но следить за развитием будет явно интересно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


В этом очерке мы попытались собрать воедино информацию из разных источников и расположить ее более или менее в хронологическом и географическом порядке. Конечно это беглый обзор технологической эволюции анимационного кинематографа и очень краткая история и география анимации, многие главы здесь отсутствуют или еще пишутся. Но все же даже из этого очерка видно, что анимация — это не детские поделки, а вполне самостоятельное искусство для всех возрастов, уникальная страна ожившей фантазии…

На протяжении XIX века шли интенсивные поиски выражения оптической иллюзии движения. Словно грибы после дождя, появлялись все более и более сложные приборы и игрушки, которые должны были достичь этой цели. Вот те из них, которые достойны внимания.

1831
Фенакистоскоп (а в последствии — фантоскоп) бельгийского физика Иозефа Антуана Плато (1801-1883) состоял из двух дисков, вращавшихся на одной оси. Через отверстия в первом из них просматривались рисунки на втором.

1832
Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. Эффект видимого движения при смене неподвижных Изображений, сделанных на внутреннем диске, стал называться стробоскопическим эффектом.

1853
Австриец барон фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые Спроецировал их на экран.

1861
Кинематоскоп американца Колмана Селлерса представлял серию наклеенных На барабан фотографий, сменявших друг друга перед глазами зрителя.


1877
Праксиноскоп — приспособление для рассматривания рисунков, нанесенных на бумажную ленту, прикрепленную к вращающемуся барабану. Изображение отражалось в зеркальце. Через два года конструктор этого прибора, француз Эмиль Рейно, усовершенствовал его так, чтобы изображение можно было проецировать на экран.

1885
Мутоскоп Германа Кастлера — прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков. Зрители садились вокруг барабана и рассматривали рисунки через специальные очки.
До момента первой публичной проекции фильмов братьями Люмьер (1895), да и после этого, появилось очень много подобных приборов. Среди их конструкторов были Рейландер, Угатиус, Гудвин, Ньепс, Дагерр, Скотт Арчер, Эдисон. К провозвестникам анимации можно с уверенностью отнести Жоржа Мельеса. Он запатентовал ряд кинематографических приборов, которые позволяли делать задержки, замедления, ускорения, накладывание изображений одно на другое.
Тем временем — главным образом в американской и французской печатной периодике — быстро развиваются жанры сатирической иллюстрации и комикса. Имен но они стали неиссякаемым источником — и тематическим, и пластическим — для анимации.

ПИОНЕРСКИЙ ПЕРИОД АНИМАЦИИ

Итальянец Арнальдо Джина создал первый абстракционистский анимаци-онный фильм, нарисованный прямо на киноленте. Джина вдохновлялся живо-писью (Сегантини), музыкой (Мендельсон) и поэзией (Малларме).

И снова Америка…

1918
В Соединенных Штатах появляются первые просветительские и инструктивные фильмы.

На студии Уолта Диснея созданы пер-вые фильмы с кроликом Освальдом. Однако Дисней вскоре потерял права на этого пер-сонажа по причине неудачно составленного контракта. Тем не менее на протяжении не
Приключения принца Ахмеда
скольких десятилетий Дисней будет некоронованным королем анимации. Его студия сыграла ключевую роль в решении многих проблем: в разработке характера героя анимационного фильма, в организации производства, технических нововведений-прежде всего в области цвета и звука — и, наконец, в дистрибуции анима-ционных фильмов, их рекламы и рыночного использования популярности филь-мов посредством торговли разными мелочами, журналами, книжками и музыкальными записями, имевшими прямое отношение к фильмам.

ЗОЛОТАЯ ЭРА АНИМАЦИИ — ЗВУК И ЦВЕТ

ЮПА (или: Ю-Пи-Эй) сыграла большую роль в развитии нового анимационного язы-ка. Сотрудничество с ней дало толчок к плодотворной самостоятельной работе многим мэтрам современной анимации.

1946
При финансовой поддержке Музея искусств Сан-Франциско был организован Фестиваль искусств кино. На нем демонстрировались наиболее интересные авангардистские фильмы, а также прошла ретроспектива Оскара Фишингера.

1950
В Массачусетсом Технологическом институте проводятся первые эксперименты с компьютерно генерированным изображением.
Оскар Фишингер изобрел лумиграф-прибор для получения световых спецэффектов.

1957
После того, как в кинотеатрах была прекращена демонстрация короткометражных фильмов, Ханна и Барбера основали в Голливуде собственную киностудию, где благодаря максимально упрощенному процессу производства создавались от-носительно дешевые фильмы — главным образом для телевидения. В последующие годы студией было выпущено 12 популярных серий.

1965
В США и Германии состоялись многочисленные выставки и демонстрации компьютерной графики (все художники — Бела Юлеш, Михаэль Ноль, Георг Неэс, Фридер Наке — были инженерами). Всё чаще компьютерную графику используют при подготовке разных художественных проектов.

1984
Появились первые фильмы интерактивного кино, в которых зритель при помощи компьютерных операций влияет на содержание произведения.

1987
В Лос-Анджелесе создается Международное общество, объединяющее студии анимационных фильмов.

Читайте также: