Критерии психического здоровья по воз кратко

Обновлено: 08.07.2024

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

Ø Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

Ø Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

Ø Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

Ø Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

Ø Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

Ø Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, и могли бы получить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания – часть любой страны, культуры, возрастной группы и не зависят от социально- экономического положения.

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других.

В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Известный психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.

1. Способность любить. Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.

2. Способность работать. Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.

3. Способность играть. Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому.

4. Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения. Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.

Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:

Ø способность выдерживать тревогу и состояние собственной эмоциональной уязвимости;

Ø готовность к эмоциональной близости в отношениях;

Ø достаточно высокий уровень доверия к миру;

Ø уверенность в своих отношениях и в партнере;

Ø способность не поддаваться страхам, а проверять их, сравнивая с объективной реальностью;

Ø чувство комфорта в близости, но и сохранение личной независимости.

5. Автономия. Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же, как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.

6. Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта). Это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.

7. Сила эго. Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.

8. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо. Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований. Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.

9. Система ценностных ориентаций. Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.

10. Толерантность к переживанию интенсивных эмоций. Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.

11. Рефлексия. Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а, следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.

12. Ментализация. Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.

13. Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания.

16. Смирение. Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.

Забота о своем психическом здоровье так же важна, как и забота о своем физическом здоровье. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать хорошее психическое состояние.

1. Выработайте хорошее мнение о себе.

По мнению специалистов в области психического здоровья, высокая самооценка является лучшим инструментом, который мы можем использовать против трудностей в жизни. Исследования показывают, что люди с высокой самооценкой имеют больше уверенности в себе и своих возможностях.

2. Хорошо питайтесь

Диета играет решающую роль в психическом здоровье. Важно иметь здоровое питание.

3. Регулярно занимайтесь спортом.

Физические упражнения играют положительную роль в вашем психическом здоровье. Они вызывают химические реакции, которые, как доказано, уменьшают беспокойство и стресс и приводят вас в хорошее настроение.

4. Научитесь справляться со стрессом.

5. Наслаждайтесь настоящим.

Научитесь концентрироваться на настоящем, а не на прошлых или будущих событиях. Это поможет вам наслаждаться маленькими радостями жизни, которые вы иначе упустили бы.

6. Найдите баланс между работой и личной жизнью.

Если вы чувствуете, что тратите слишком много времени и энергии на одну часть своей жизни, Ваш баланс между работой и личной жизнью может быть нарушен. Научитесь делать и то, и другое! Лучший способ сделать это варьируется от одного человека к другому. Найдите стратегию, которая лучше всего подходит для вас.

7. Высыпайтесь.

Недостаток сна влияет на ваше психическое здоровье, так как может вызвать эмоциональные и психологические проблемы. Ложитесь спать в разумное время и постарайтесь проспать 8 часов. Это поможет вам достичь максимального выздоровления и встретить следующий день с большей энергией.

8. Развивайте отношения.

Развитие и поддержание прочных личных отношений очень полезно для вашего психического здоровья. Поэтому работайте над установлением хороших отношений с окружающими вас людьми, дома, на работе или в вашем сообществе. Эти контакты обогатят вашу жизнь и окажут вам большую поддержку.

9. Получайте удовольствие!

Принимая время, чтобы смеяться и получать удовольствие будет иметь большое значение в сохранении психического здоровья. Смех поднимает мораль, поддерживает хорошее настроение и снимает стресс. Найдите способы посмеяться: комиксы, смешные видео или шутки с друзьями.

10. Обращайтесь за помощью к близким людям или специалистам, если ваших внутренних ресурсов недостаточно для стабилизации психического состояния.

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.

Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.

Психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимого им лечения.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

Психическое здоровье и индивидуальное развитие человека

  • От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.
  • От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.
  • От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.
  • От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.
  • Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З. Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. Включает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Что такое здоровье и что такое болезнь — эти вопросы до сих пор вызывают споры у ученых и докторов. Одни считают что здоровье это отсутствие болезней и страданий. Другие определяют здоровье как функцию, которая должна выполнять определенные задачи. Есть даже мнение, что абсолютное здоровье это абстракция, и на практике его не существует.

Психическое здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье — это состояние, при котором отсутствуют страдания, человек реализует свои возможности, адаптируется, противостоит жизненным трудностям и стрессам, осуществляет продуктивную социальную и профессиональную деятельность, развивается, вносит вклад в жизнь общества.

Психическое здоровье

Критерии психического здоровья:

Для осуществления осознанной психической деятельности и достижения душевного здоровья человеку необходима адекватная работа всех функций психики, а также основных психических познавательных процессов (память, восприятие, внимание, мышление).

Факторы, которые негативно влияют на психику человека:

  • Проблемы здоровья (тяжелые соматические заболевания, врожденные уродства, операции);
  • Проблемы в семейных отношениях (развод родителей, неадекватный выбор модели воспитания, воспитание вне родительской семьи, зависимости родителей, конфликты в семье);
  • Влияние ПАВ на формирование и осуществление необходимых критериев психического здоровья;
  • Социальные конфликты (военные действия, потеря работы, материальные трудности, религиозные конфликты);
  • Производственные конфликты (перегрузки, конфликты отношений);
  • Психоэмоциональные нагрузки (которые выражаются в невозможности человека прислушиваться к собственным ощущениям, приводящим к возникновению переутомления, психическим заболеваниям);
  • Малоподвижный образ жизни (отсутствие физических упражнений, плохое питание, сон) и т.д.;
  • Нарушенный режим сон-бодрствование.

Как сохранить психическое здоровье. Советы психолога.

  • В первую очередь, насколько это возможно отгородите себя от негативной информации (не общайтесь или сократите общение с "токсичными" людьми, не подогревайте интерес к вещам, угнетающим вас);
  • пытайтесь даже в самых неприятных событиях увидеть положительные стороны;
  • излишняя критика тоже ни к чему (ни к себе, ни к окружающим);
  • старайтесь не поддаваться отчаянию и унынию;
  • не сравнивайте себя с кем либо, все мы разные, наоборот, направьте свое внимания на заботу о себе;
  • старайтесь спокойно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях (не было бы вкуса и яркости жизни, если бы не было взлетов и падений, падать – не страшно, просто дайте себе время, не вините себя и снова поднимайтесь, и живите!).

Помимо рекомендаций, представленных выше стоит также выделить:

  1. Стремление к правильному питанию;
  2. Физическая активность;
  3. Преодоление зависимостей;
  4. Развитие навыков стрессоустойчивости;
  5. Развитие собственных способностей и интересов;
  6. Изменение образа мышления;
  7. Умение распознавать эмоции и правильно выражать их;
  8. Выражение позитивных эмоций.

Об укреплении психического здоровья можно посмотреть ЗДЕСЬ .

Если у Вас возникли вопросы по теме психического здоровья или есть жалобы на психическую сферу, пожалуйста, обращайтесь к нам. Клиника Роса — частная клиника психиатрии и психотерапии, которая занимается обследованием, диагностикой, лечением и реабилитацией всех видов психических расстройств и нарушений поведения.

Читайте также: