Естествознание в эпоху эллинизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.

Л. неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Л. и по его проекту был открыт Московский университет. Л. удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам

Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков

Вторая половина ХIХ века в развитии естествознания занимает особое место. Это - период, который представляет собой одновременно и завершение старого, классического естествознания и зарождение нового, неклассического. С одной стороны, великое научное достижение, заложенное гением Ньютона, - классическая механика - получает в это время возможность в полной мере развернуть свои потенциальные возможности. А, с другой стороны, в недрах классического естествознания уже зреют предпосылки новой научной революции; механистическая (метафизическая) методология оказывается совершенно недостаточной для объяснения сложных объектов, которые попали в поле зрения науки второй половины ХIХ века. Лидером естествознания по прежнему является физика.

Кризис дарвинизма в конце ХIХ века

Эволюционная теория возникла как сложнейший синтез самых различных биологических знаний, в том числе и опыта практической селекции. И потому процесс утверждения теории затрагивал самые разнообразные отрасли биологической науки. Не случайно процесс утверждения дарвиновой теории носил сложный, подчас драматический характер.

Особая сложность состояла в том, что против теории естественного отбора ополчились не только сторонники креационистских воззрений, но также естествоиспытатели, выдвигавшие и обосновывавшие другие эволюционные концепции, построенные на иных принципах, чем дарвиновская теория. Все это привело к тому, что картина развития биологии во второй половине XIX в. была очень пестрой, мозаичной, заполненной противоречиями, драматическими событиями, страстной борьбой мнений, школ, направлений, взаимным непониманием позиций, а часто и нежеланием понять точку зрения другой стороны, обилием поспешных, непродуманных и необоснованных выводов, опрометчивых прогнозов и замалчивания выдающихся достижений.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция. Теперь научная картина издается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора.

6. Александр Гумбольдт -это крупнейший географ первой половины XIX века, путешественник, которому принадлежит глубокое исследование природы Южной Америки, выдающийся теоретик естествознания, основоположник сравнительной физической географии. В 1789 г. Гумбольдт поступает в Геттингенский университет, где изучает естествознание, филологию и археологию. Затем Гумбольдт решил поступать в Горную академию во Фрайберге (Саксония), где преподавал знаменитый ученый А. Г. Вернер. В 1792 г. Александр Гумбольдт был назначен на административную должность. Ему хотелось и путешествовать, побывать в различных частях земного шара. Из многочисленных трудов Гумбольдта стоит особо отметить небольшую его книгу "Картины природы" В этой книге наряду с научно-художественным описанием многих явлений природы, Гумбольдт выдвинул и обосновал идеи широтной зональности и высотной поясности природы земного шара. Таким образом, Гумбольдт начал создавать учение о ландшафтах. Применив сравнительный метод, он пришел к выделению ландшафтных поясов (природных зон). Гумбольдт придавал решающее значение в формировании ландшафтов и зон (поясов) органическому миру и климату.




Книгу, названную им "Космос", Гумбольдт написал в последние годы своей жизни. "Космос" объединил в себе все самые различные сферы научных интересов и открытия того периода времени, в котором жил Гумбольдт. В первом томе дается общее представление о целостной картине Вселенной. Второй том открывается обсуждением того, как на протяжении веков изменялось восприятие облика природы в конкретных изображениях ландшафта художниками и поэтами; затем рассказывается об усилиях, предпринимавшихся людьми в целях открытия и описания Земли со времен Древнего Египта. Третий том посвящен раскрытию законов небесных сфер, то есть тоже, что мы называем астрономией. Четвертый содержит описание Земли не только с точки зрения природы, но и с точки зрения человека. Здесь Гумбольдт развил прозвучавшую в конце первого тома мысль о человеке как о части природы.

Итак, можно сделать несколько выводов:

1. Гумбольдт вместе с Риттером завершили "классический" период развития географии, период широкого рассмотрения связей природы и человека, синтеза огромного круга явлений;

2. От Гумбольдта и Риттера пошла новая география;

3. Труды Гумбольдта повели географию по пути материалистического прогрессивного направления географического синтеза и историзма;

4. Среди его работ следует особо отметить "Картины природы" и "Космос";

5. Гумбольдт создал учение о ландшафтах;

6. Среди достижений новой географии, осуществленные Гумбольдтом необходимо отметить: сравнительный метод и предложенные для его применения количественные подходы и показатели, выдвижение на первый план явлений органического мира, определение уровней "полноты жизни", ландшафтный (зональный) аспект географических исследований.

Эпоха эллинизма и главные эллинистический научные школы (аристотелизм, платонизм, скептицизм)

Античная (классическая) средиземноморская цивилизация. Закончилась в III в н.э. В этот период произошли большие географические открытия, были составлены географические карты на обширные территории. Эратосфен (276-194 г н.э.) определил размеры Земного шара. Классические труды античных географов (Аристотель, Птолемей, Страбон и т.д.) показали научное и практическое значение географии, соединили географические подходы с историческими. Для многих античных географов была характерна целостность мышления, объединившего многие стороны философии, истории, естествознания, этнографии, медицины.

Влияли ли элементы наук Востока на греческую науку.

Это очень важный и спорный вопрос истории науки о восточных влияниях и даже корнях рождающейся греческой науки, следует решить в пользу самобытности и оригинальности первых греческих астрономов, а еще более математиков. Существовала и 2-я важная причина сомневаться в глубокой содержательной стороне этого влияния: известная нелюбовь греков к изучению чужих языков и, следовательно, невозможность вникать в суть чужих учений. Даже в эпоху эллинизма неизвестен ни один греческий автор, который бы знал египетский язык и письменность, причем это касается и тех, кто действительно побывал в этой стране и оставил о ней сочинения. В целом, терминология греческой математики полностью греческого происхождения.
Заимствования вполне могли быть в области архитектуры, практической математики, астрономии, календаре, измерениях времени, веса, длины, практической механике.

Возникновение науки. Фалес – основатель естествознания и научного взгляда на мир.

Гекатей (546-480 до н.э.) основоположник географии. Создал первые описания стран. Он не был теоретиком, он добросовестно описывал окружающий мир.

Гиппократ (460-377 до н.э.) – медицинской науки

Аристотель (384-322 г до н.э.) – биологии, логики

Геродот (490-425 до н.э.) – отец исторической науки. Много путешествовал Считал, что история должна рассматриваться географически, а география – исторически. Именно от Геродота пошло изречение – география – рукотворная история. Он специально не изучал природу, но его наблюдения были вернее, чем у современников.

Геродот путешествовал по Скифии. Понт Эвксинский Геродот называл самым замечательным морем. Скифия для греков была легендарной и таинственной страной. Все собранные сведения подробны и достоверны. Описывает климат Скифии. Он описывает, что Боспор Киммерийский – т.е. Керченский пролив – покрывается льдом и скифы пешком или на повозках перебираются на другую сторону пролива в страну Синдику (Таманский п-ов).

Из всех посещенных городов Азии наибольшее впечатление на Геродота произвел Вавилон – древняя столица Ассирии на берегу Евфрата. Вдоль Евфрата тянулись стены из обожженного кирпича, игравшие роль плотин во время весеннего подъема воды. Внутри города улицы были расположены по четкому плану – одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Вдоль улиц тянулись 3-4-этажные дома. На левом берегу реку возвышался царский дворец, построенный еще Навуходоносором. Геродот отметил мост, построенный по приказу царицы Нетокриды из больших неотесанных камней, скрепленных цементом и свинцом. В стране были сооружены плотины и оросительные каналы. В отличие от Египта вода здесь в каналы поступала не за счет разлива реки, а при помощи специальных насосов.

Умер Геродот в Греции в городе Фурии, пользовался большим уважением горожан.

Исследования Ломоносова в области географии и естественных наук

Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.

Л. неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Л. и по его проекту был открыт Московский университет. Л. удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам

Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков

Вторая половина ХIХ века в развитии естествознания занимает особое место. Это - период, который представляет собой одновременно и завершение старого, классического естествознания и зарождение нового, неклассического. С одной стороны, великое научное достижение, заложенное гением Ньютона, - классическая механика - получает в это время возможность в полной мере развернуть свои потенциальные возможности. А, с другой стороны, в недрах классического естествознания уже зреют предпосылки новой научной революции; механистическая (метафизическая) методология оказывается совершенно недостаточной для объяснения сложных объектов, которые попали в поле зрения науки второй половины ХIХ века. Лидером естествознания по прежнему является физика.

Кризис дарвинизма в конце ХIХ века

Эволюционная теория возникла как сложнейший синтез самых различных биологических знаний, в том числе и опыта практической селекции. И потому процесс утверждения теории затрагивал самые разнообразные отрасли биологической науки. Не случайно процесс утверждения дарвиновой теории носил сложный, подчас драматический характер.

Особая сложность состояла в том, что против теории естественного отбора ополчились не только сторонники креационистских воззрений, но также естествоиспытатели, выдвигавшие и обосновывавшие другие эволюционные концепции, построенные на иных принципах, чем дарвиновская теория. Все это привело к тому, что картина развития биологии во второй половине XIX в. была очень пестрой, мозаичной, заполненной противоречиями, драматическими событиями, страстной борьбой мнений, школ, направлений, взаимным непониманием позиций, а часто и нежеланием понять точку зрения другой стороны, обилием поспешных, непродуманных и необоснованных выводов, опрометчивых прогнозов и замалчивания выдающихся достижений.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция. Теперь научная картина издается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора.

6. Александр Гумбольдт -это крупнейший географ первой половины XIX века, путешественник, которому принадлежит глубокое исследование природы Южной Америки, выдающийся теоретик естествознания, основоположник сравнительной физической географии. В 1789 г. Гумбольдт поступает в Геттингенский университет, где изучает естествознание, филологию и археологию. Затем Гумбольдт решил поступать в Горную академию во Фрайберге (Саксония), где преподавал знаменитый ученый А. Г. Вернер. В 1792 г. Александр Гумбольдт был назначен на административную должность. Ему хотелось и путешествовать, побывать в различных частях земного шара. Из многочисленных трудов Гумбольдта стоит особо отметить небольшую его книгу "Картины природы" В этой книге наряду с научно-художественным описанием многих явлений природы, Гумбольдт выдвинул и обосновал идеи широтной зональности и высотной поясности природы земного шара. Таким образом, Гумбольдт начал создавать учение о ландшафтах. Применив сравнительный метод, он пришел к выделению ландшафтных поясов (природных зон). Гумбольдт придавал решающее значение в формировании ландшафтов и зон (поясов) органическому миру и климату.

Книгу, названную им "Космос", Гумбольдт написал в последние годы своей жизни. "Космос" объединил в себе все самые различные сферы научных интересов и открытия того периода времени, в котором жил Гумбольдт. В первом томе дается общее представление о целостной картине Вселенной. Второй том открывается обсуждением того, как на протяжении веков изменялось восприятие облика природы в конкретных изображениях ландшафта художниками и поэтами; затем рассказывается об усилиях, предпринимавшихся людьми в целях открытия и описания Земли со времен Древнего Египта. Третий том посвящен раскрытию законов небесных сфер, то есть тоже, что мы называем астрономией. Четвертый содержит описание Земли не только с точки зрения природы, но и с точки зрения человека. Здесь Гумбольдт развил прозвучавшую в конце первого тома мысль о человеке как о части природы.

Итак, можно сделать несколько выводов:

1. Гумбольдт вместе с Риттером завершили "классический" период развития географии, период широкого рассмотрения связей природы и человека, синтеза огромного круга явлений;

2. От Гумбольдта и Риттера пошла новая география;

3. Труды Гумбольдта повели географию по пути материалистического прогрессивного направления географического синтеза и историзма;

4. Среди его работ следует особо отметить "Картины природы" и "Космос";

5. Гумбольдт создал учение о ландшафтах;

6. Среди достижений новой географии, осуществленные Гумбольдтом необходимо отметить: сравнительный метод и предложенные для его применения количественные подходы и показатели, выдвижение на первый план явлений органического мира, определение уровней "полноты жизни", ландшафтный (зональный) аспект географических исследований.

Эпоха эллинизма и главные эллинистический научные школы (аристотелизм, платонизм, скептицизм)

Античная (классическая) средиземноморская цивилизация. Закончилась в III в н.э. В этот период произошли большие географические открытия, были составлены географические карты на обширные территории. Эратосфен (276-194 г н.э.) определил размеры Земного шара. Классические труды античных географов (Аристотель, Птолемей, Страбон и т.д.) показали научное и практическое значение географии, соединили географические подходы с историческими. Для многих античных географов была характерна целостность мышления, объединившего многие стороны философии, истории, естествознания, этнографии, медицины.

Влияли ли элементы наук Востока на греческую науку.

Это очень важный и спорный вопрос истории науки о восточных влияниях и даже корнях рождающейся греческой науки, следует решить в пользу самобытности и оригинальности первых греческих астрономов, а еще более математиков. Существовала и 2-я важная причина сомневаться в глубокой содержательной стороне этого влияния: известная нелюбовь греков к изучению чужих языков и, следовательно, невозможность вникать в суть чужих учений. Даже в эпоху эллинизма неизвестен ни один греческий автор, который бы знал египетский язык и письменность, причем это касается и тех, кто действительно побывал в этой стране и оставил о ней сочинения. В целом, терминология греческой математики полностью греческого происхождения.
Заимствования вполне могли быть в области архитектуры, практической математики, астрономии, календаре, измерениях времени, веса, длины, практической механике.

Возникновение науки. Фалес – основатель естествознания и научного взгляда на мир.

Гекатей (546-480 до н.э.) основоположник географии. Создал первые описания стран. Он не был теоретиком, он добросовестно описывал окружающий мир.

Гиппократ (460-377 до н.э.) – медицинской науки

Аристотель (384-322 г до н.э.) – биологии, логики

Геродот (490-425 до н.э.) – отец исторической науки. Много путешествовал Считал, что история должна рассматриваться географически, а география – исторически. Именно от Геродота пошло изречение – география – рукотворная история. Он специально не изучал природу, но его наблюдения были вернее, чем у современников.

Геродот путешествовал по Скифии. Понт Эвксинский Геродот называл самым замечательным морем. Скифия для греков была легендарной и таинственной страной. Все собранные сведения подробны и достоверны. Описывает климат Скифии. Он описывает, что Боспор Киммерийский – т.е. Керченский пролив – покрывается льдом и скифы пешком или на повозках перебираются на другую сторону пролива в страну Синдику (Таманский п-ов).

Из всех посещенных городов Азии наибольшее впечатление на Геродота произвел Вавилон – древняя столица Ассирии на берегу Евфрата. Вдоль Евфрата тянулись стены из обожженного кирпича, игравшие роль плотин во время весеннего подъема воды. Внутри города улицы были расположены по четкому плану – одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Вдоль улиц тянулись 3-4-этажные дома. На левом берегу реку возвышался царский дворец, построенный еще Навуходоносором. Геродот отметил мост, построенный по приказу царицы Нетокриды из больших неотесанных камней, скрепленных цементом и свинцом. В стране были сооружены плотины и оросительные каналы. В отличие от Египта вода здесь в каналы поступала не за счет разлива реки, а при помощи специальных насосов.

Умер Геродот в Греции в городе Фурии, пользовался большим уважением горожан.

Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур делил философию на три части: логику, физику и этику. Эпикурейская физика — это целостный взгляд на реальность. Эпикур развил идеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. В его школе было показано, что атомы различаются весом и формой, а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первоначального толчка (первотолчка).

С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, который стал основным научным центром эллинистической эпохи, центром притяжения ученых всего средиземноморского региона.
В Александрии был создан знаменитый Музей, где были собраны необходимые инструменты для научных исследований: биологических, медицинских, астрономических. К Музею была присоединена Библиотека, которая вмещала в себя всю греческую литературу, литературу Египта и многих других стран. Объем этой Библиотеки достигал 11,7 тыс. книг, в ней нашла отражение культура всего античного мира.
В первой половине III в. до н.э. в Музее велись серьезные медицинские исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анатомию и физиологию, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу медицина обязана многими открытиями. Например, он доказал, что центральным органом живого организма является мозг, а не сердце, как думали ранее. Он изучил разновидности пульса и его диагностическое значение.

В эллинистический период начали составляться труды, объединявшие все знания в какой-либо области. Так, например, одному из крупнейших математиков того периода Евклиду принадлежит знаменитый труд "Начала", где собраны воедино все достижения математической мысли. Опираясь на аристотелевскую логику, он создал метод аксиом, на основе которого построил все здание геометрии. По сути аксиомы есть фундаментальные утверждения интуитивного характера. Часто в виде аргументации Евклид использовал метод "приведения к абсурду".

Выдающимся ученым эллинистического периода был математик-теоретик Архимед (287—212 гг. до н.э.). Он был автором многих остроумных инженерных изобретений. Его баллистические орудия и зажигательные стекла использовались при обороне Сиракуз. Среди множества работ особое значение имеют следующие: "О сфере и цилиндре", "Об измерении круга", "О спиралях", "О квадратуре параболы", "О равновесии плоскости", "О плавающих телах". Архимед заложил основы статики и гидростатики.
Систематизатором географических знаний был друг Архимеда Эрастофен. Исторической заслугой Эрастофена явилось применение математики к географии для составления первой карты с меридианами и параллелями.

Следует отметить, что в рассматриваемый период завершили свое формирование основополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всего геометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение. Все эти науки создавались жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья, мудрецами Древней Индии и Древнего Китая. Натурфилософы Древней Греции были теснейшим образом связаны с этими жрецами, а многие являлись их непосредственными учениками. Все науки того времени были тесно вплетены в философско-религиозную мысль и по существу считались знанием элиты (религиозной или философской) древнего общества.

Эпоха эллинизма начинается со дня смерти Александра Македонского - 10 июня 323 г. до н.э. (за 12,5 лет царствования и непрерывных завоевательных походов создал грандиозную монархию, протянувшуюся от Македонии до Индии и от Амударьи до нубийских пустынь). Эпоха эллинизма охватывает 1 тыс. лет (от ІV в. до н.э. до V в. н.э.) и характеризуется значительным расширением территорий.

В следствие появилась качественно новая культура - греческо-восточная, развиваются конкретные науки, прежде всего математика и астрономия. В эпоху эллинизма окончательно сложилась первая научная картина мира.

Эллинистический тип культуры сформировался как результат экспансии на Восток – колонисты переносили в новые условия, новые страны, новым народам греческий образ жизни.

Александр Македонский отрицал различие между греками и варварами и вел на завоеванных территориях интенсивное градостроительство.

Новые города строились по греческим канонам. В центре города располагалась площадь, окруженная общественными зданиями и храмами. От площади отходили широкие прямые улицы. В каждом городе существовали стадион, театр, гимназии и др. Города заселялись в основном греками (ветеранами войн, греческими переселенцами) и были опорой власти. Обычно города закладывались на реках или торговых путях, что создавало предпосылки для их постепенного превращения в крупные торговые и экономические центры.

Одним из крупных городов была Александрия (заложенная Александром Македонским в дельте Нила, на месте рыбацкой деревушки) - торговый, ремесленный, политический, культурный и научный центр Востока

Гордостью Александрии была знаменитая библиотека, основанная в середине III в. до н.э.; она насчитывала свыше 700 тыс. папирусных свитков, в которых были собраны все основные сочинения античной эпохи. Александрийская библиотека являлась частью Музея (храма муз), в котором размещались астрономическая обсерватория, зоологический и ботанический сад, помещения для жизни и работы ученых, приезжавших сюда из разных стран.

Пользовались признанием и уважением культурная интеллигенция, профессионально и творчески занимающаяся умственным, организационным трудом.

Значительно изменился духовный мир человека; ускорился процесс его дифференциации. На смену строгому индивидуализму полисной эпохи пришла интимно-личностная, эмоционально окрашенная, полная теплоты, переживания и сердечности индивидуальность эпохи эллинизма. Наряду с новеллами и романами, насыщенными трагическими мотивами, существовала утонченная любовная поэзия, комедии. Создавались грандиозные архитектурные сооружения, реалистические и совершенные живописные полотна.

В этих условиях вопросы объективного устройства мира, законов природы от философии переходят к конкретным наукам.

Наибольшего развития получила математика.

Эпоха эллинизма поставила перед математикой ряд новых задач, связанных с запросами мореплавания (равновесие и устойчивость плавающих тел), совершенствованием геодезии и картографии, разработкой точных астрономических измерений и вычислений, уточнением календаря, требованиями военной и строительной техники, в частности гидротехнических сооружений, и др. Математики эллинистической эпохи справились с этими задачами.

в 5-6 — теория отношений Евдокса;

в 7-9 — теория целых и рациональных чисел, в основе своей разработанная еще пифагорейцами;

в 10 — свойства квадратичных иррациональностей;

в 11 — основы стереометрии;

в 12 — метод исчерпывания Евдокса, в частности доказываются теоремы, относящиеся к площади круга и объему шара и др.;

в 13 книге рассматривались свойства пяти правильных многогранников, в которых Платон видел идеальные геометрические образы, выражающие структурные отношения Космоса.

Изложение математических знаний носило дедуктивный характер, теории выводились из небольшого числа аксиом.

В александрийской школе творил Никомед, известный открытием алгебраической кривой конхоиды, которую он применял для решения задач удвоения куба и трисекции угла.

Величайшим алгебраистом был Диофант Александрийский, который разработал широкое алгебраическое исчисление, в котором систематически исследовались алгебраические символы, правила решения уравнений, приемы решения некоторых квадратных и кубических уравнений, неопределенных уравнений с несколькими неизвестными, использовались правила действий с отрицательными числами и др.

Кроме математики шло активное развитие теоретической и прикладной механики (статика, кинематика, динамика). Наибольшего развития достигла статика (и гидростатика), основоположником которой был Архимед. Архимеду принадлежит установление понятия центра тяжести тел. Кроме того, он теоретически доказал закон простого рычага (на основе ряда постулатов), сформулировал правило сложения параллельных сил. В гидростатике Архимед открыл закон и теоретически его доказал.

Аристотелевское учение о движении с его идеей неподвижности Земли перечеркнуло идею относительности.

Главная проблема динамики состояла в объяснении основного закона механики Аристотеля. Согласно этому закону, скорость движения тела пропорциональна приложенной к нему силе. Но отсюда следовало, что при прекращении действия силы на тело оно должно сразу остановиться. Однако во многих случаях этого не происходило.

Наряду с теоретической механикой получила развитие и прикладная механика - создание разного рода механизмов и машин. Развитие прикладной механики определили следующие факторы:

производственная деятельность, строительство и гидростроительство (создание сложных блоков, лебедок, зубчатой передачи, архимедова винта и т.д.);

военное дело - создание метательной артиллерии и новых типов военных судов;

театральная техника, одним из элементов которой были подъемные сценические устройства.

В III в. до н.э. возникла пневматика (использование давления воздуха для создания разного рода механических устройств). Основателем этой отрасли считают Ктесибия, жившего и работавшего в Александрии. Он изобрел:

двухцилиндровый водяной насос, снабженный всасываемыми и наполнительными клапанами;

водяной орган, управление которого осуществлялось с помощью сжатого воздуха;

военные метательные машины, использовавших силу сжатого воздуха, и т.п.

Известным изобретателем механизмов был Герон Александрийский - изобретатель сифонов и автоматов: он проводил опыты с нагретым воздухом и паром. Используя реактивное действие струи пара, Герон построил прообраз реактивного двигателя. Но массового применения изобретения Герона не нашли, они остались в истории как замечательные и искусные игрушки.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Движение (с точки зрения Аристотеля) есть переход из потенциального состояния в актуалльное. Аристотель считает, что материя не может создавать движение . Поэтому движение может быть создано только другим движением. По Аристотелю, таким образом, все виды движения происходят от перводвижения, носителем которого является перводвигатель он существует как вечная реальность, где всегда-всегда всё актуально. Перводвигатель есть чистая энергия.

По Аристотелю, в центре Космоса находится Земля , но движение задаётся не с центра, а с периферии. Космос представляет собой совокупность вложенных эфирных сфер, в самом центре которых находится Земля. Каждая вложенная сфера движется под действием более внешней сферы. Самая внешняя сфера движется под действием Перводвигателя .

Аристотель считает, что Перводвигателем является Божественный Разум. В нем нет ничего потенциального, он постоянно мыслит формы, которые реализуются в мире, но мыслит без материи. Аристотель называет Божественный Разум формой форм . Так и мы, когда мыслим предметы, мыслим их формы без материи. Когда мы видим объект, мы представляем его форму. Достоверность познания обеспечивается тем, что то, что есть в нашем уме (форма) существует и в реальности. Но наше мышление форм вторично по сравнению с мышлением Божественного Разума. Формы без материи содержатся только в Божественном Разуме .

То есть, "программы" (формы) изначально есть в Божественном Разуме . Форма себя только реализует с помощью материи (как объект класса в программировании).

Отсюда Аристотель замечает: почему Природа красива? Как он говорит, "природа не похожа на плохую трагедию", где одна часть непонятно почему следует за другой. В природе , с точки зрения Аристотеля, есть гармоничная взаимосвязь частей . Аристотель проводит аналогию между живыми организамами и произведениями техники. Он говорит, что части живого организма имеют не произвольную форму, а определённое разумное основание — чтобы наиболее эффективно выполнять какую-то функцию в рамках организма . Поэтому органы так устроены. Отсюда подход к изучению живых организмов и природы в целом у Аристотеля опирается на понятие целесообразности .

Аристотель заметил, что процессы в живых организмах подчинены определённому порядку, в них проявляется логос . Если огонь ( неживой ) сжигает что-то неживое дотла, то температура в живом организме поднимается только до определённого предела. Аристотель является родоначальником билогии как науки. Аристотель пишет работы о движении, поведении, внутреннем устройстве животных. Они были подготовлены на основе наблюдений, опыта. Аристотель старается дать классификацию живых организмов, исходя из необходимых для их жизни функций. Он рассматривает такие уровни организации Жизни:

Эпоха эллинизма начинается со дня смерти Александра Македонского - 10 июня 323 г. до н.э. (за 12,5 лет царствования и непрерывных завоевательных походов создал грандиозную монархию, протянувшуюся от Македонии до Индии и от Амударьи до нубийских пустынь). Эпоха эллинизма охватывает 1 тыс. лет (от ІV в. до н.э. до V в. н.э.) и характеризуется значительным расширением территорий.

В следствие появилась качественно новая культура - греческо-восточная, развиваются конкретные науки, прежде всего математика и астрономия. В эпоху эллинизма окончательно сложилась первая научная картина мира.

Эллинистический тип культуры сформировался как результат экспансии на Восток – колонисты переносили в новые условия, новые страны, новым народам греческий образ жизни.

Александр Македонский отрицал различие между греками и варварами и вел на завоеванных территориях интенсивное градостроительство.

Новые города строились по греческим канонам. В центре города располагалась площадь, окруженная общественными зданиями и храмами. От площади отходили широкие прямые улицы. В каждом городе существовали стадион, театр, гимназии и др. Города заселялись в основном греками (ветеранами войн, греческими переселенцами) и были опорой власти. Обычно города закладывались на реках или торговых путях, что создавало предпосылки для их постепенного превращения в крупные торговые и экономические центры.

Одним из крупных городов была Александрия (заложенная Александром Македонским в дельте Нила, на месте рыбацкой деревушки) - торговый, ремесленный, политический, культурный и научный центр Востока

Гордостью Александрии была знаменитая библиотека, основанная в середине III в. до н.э.; она насчитывала свыше 700 тыс. папирусных свитков, в которых были собраны все основные сочинения античной эпохи. Александрийская библиотека являлась частью Музея (храма муз), в котором размещались астрономическая обсерватория, зоологический и ботанический сад, помещения для жизни и работы ученых, приезжавших сюда из разных стран.

Пользовались признанием и уважением культурная интеллигенция, профессионально и творчески занимающаяся умственным, организационным трудом.

Значительно изменился духовный мир человека; ускорился процесс его дифференциации. На смену строгому индивидуализму полисной эпохи пришла интимно-личностная, эмоционально окрашенная, полная теплоты, переживания и сердечности индивидуальность эпохи эллинизма. Наряду с новеллами и романами, насыщенными трагическими мотивами, существовала утонченная любовная поэзия, комедии. Создавались грандиозные архитектурные сооружения, реалистические и совершенные живописные полотна.

В этих условиях вопросы объективного устройства мира, законов природы от философии переходят к конкретным наукам.

Наибольшего развития получила математика.

Эпоха эллинизма поставила перед математикой ряд новых задач, связанных с запросами мореплавания (равновесие и устойчивость плавающих тел), совершенствованием геодезии и картографии, разработкой точных астрономических измерений и вычислений, уточнением календаря, требованиями военной и строительной техники, в частности гидротехнических сооружений, и др. Математики эллинистической эпохи справились с этими задачами.

ü в 5-6 — теория отношений Евдокса;

ü в 7-9 — теория целых и рациональных чисел, в основе своей разработанная еще пифагорейцами;

ü в 10 — свойства квадратичных иррациональностей;

ü в 11 — основы стереометрии;

ü в 12 — метод исчерпывания Евдокса, в частности доказываются теоремы, относящиеся к площади круга и объему шара и др.;

ü в 13 книге рассматривались свойства пяти правильных многогранников, в которых Платон видел идеальные геометрические образы, выражающие структурные отношения Космоса.

Изложение математических знаний носило дедуктивный характер, теории выводились из небольшого числа аксиом.

В александрийской школе творил Никомед, известный открытием алгебраической кривой конхоиды, которую он применял для решения задач удвоения куба и трисекции угла.

Величайшим алгебраистом был Диофант Александрийский, который разработал широкое алгебраическое исчисление, в котором систематически исследовались алгебраические символы, правила решения уравнений, приемы решения некоторых квадратных и кубических уравнений, неопределенных уравнений с несколькими неизвестными, использовались правила действий с отрицательными числами и др.

Кроме математики шло активное развитие теоретической и прикладной механики (статика, кинематика, динамика). Наибольшего развития достигла статика (и гидростатика), основоположником которой был Архимед. Архимеду принадлежит установление понятия центра тяжести тел. Кроме того, он теоретически доказал закон простого рычага (на основе ряда постулатов), сформулировал правило сложения параллельных сил. В гидростатике Архимед открыл закон и теоретически его доказал.

Аристотелевское учение о движении с его идеей неподвижности Земли перечеркнуло идею относительности.

Главная проблема динамики состояла в объяснении основного закона механики Аристотеля. Согласно этому закону, скорость движения тела пропорциональна приложенной к нему силе. Но отсюда следовало, что при прекращении действия силы на тело оно должно сразу остановиться. Однако во многих случаях этого не происходило.

Наряду с теоретической механикой получила развитие и прикладная механика - создание разного рода механизмов и машин. Развитие прикладной механики определили следующие факторы:

o производственная деятельность, строительство и гидростроительство (создание сложных блоков, лебедок, зубчатой передачи, архимедова винта и т.д.);

o военное дело - создание метательной артиллерии и новых типов военных судов;

o театральная техника, одним из элементов которой были подъемные сценические устройства.

В III в. до н.э. возникла пневматика (использование давления воздуха для создания разного рода механических устройств). Основателем этой отрасли считают Ктесибия, жившего и работавшего в Александрии. Он изобрел:

ü двухцилиндровый водяной насос, снабженный всасываемыми и наполнительными клапанами;

ü водяной орган, управление которого осуществлялось с помощью сжатого воздуха;

ü военные метательные машины, использовавших силу сжатого воздуха, и т.п.

Известным изобретателем механизмов был Герон Александрийский - изобретатель сифонов и автоматов: он проводил опыты с нагретым воздухом и паром. Используя реактивное действие струи пара, Герон построил прообраз реактивного двигателя. Но массового применения изобретения Герона не нашли, они остались в истории как замечательные и искусные игрушки.

Развитие астрономии

Оно шло по пути накопления эмпирических наблюдательных данных и разработки теоретическихимоделей структуры Космоса.

Натурфилософы VI—V вв. до н.э. имели приблизительные представления об организации Вселенной, оперировали недостаточными наблюдательными данными, и поэтому их модели Космоса носили умозрительный характер. Только в V в. до н.э. пифагорейцами было осознано различие между звездами и планетами и установлено существование пяти планет.

Пифагорейцу Филолаю принадлежит одна из первых моделей Вселенной. В центре Вселенной находится огонь - Гестия, вокруг которого вращается сферическая Земля. Центральный огонь невидим для нас потому, что между Землей и Гестией расположена Антиземля (Антихтон) - темное тело, подобное Земле. Солнце - шар, прозрачный, как стекло, получает свой свет и тепло от Гестии. Все остальные планеты вращаются вокруг нее.

В V в. до н.э. началось интенсивное развитие наблюдательной астрономии. Было обнаружено неравенство четырех времен года; измерен наклон эклиптики (круг, вдоль которого движутся Солнце, Луна и планеты) к небесному экватору (около 24°); создан лунно-солнечный календарь; установлено, что планеты движутся по небу по необычайно сложным траекториям, которые включают в себя нерегулярные колебательные движения, попятное петлеобразное движение и др. Одновременно в недрах математики и философии созревали теоретические предпосылки моделирования астрономических явлений, создания математических моделей Вселенной.

Метод гомоцентрических сфер. Был разработан Евдоксом Книдским. Свое полное и завершенное воплощение метод гомоцентрических сфер нашел в космологии Аристотеля. В основе этого подхода лежит представление о том, что Космос состоит из определенного количества вращающихся сфер, имеющих общий центр, совпадающий с центром земного шара. Самая дальняя сфера – это сфера неподвижных звезд, совершающая оборот вокруг мировой оси в течение суток. Для Солнца, Луны и пяти планет существуют отдельные независимые системы сфер. Каждая сфера вращается вокруг своей оси, однако направление этой оси и скорость вращения у разных сфер различны. Ось внутренней сферы жестко связана с двумя точками следующей по порядку сферы и др. Любая сфера увлекает следующую за ней сферу и участвует в движении всей системы сфер данного небесного тела. Само небесное тело крепится к экватору самой внутренней из сфер данной системы. Для Луны и Солнца Евдокс предлагал системы из трех сфер, а для каждой планеты - из четырех.

Совершенствование метода гомоцентрических сфер состояло в добавлении нескольких новых дополнительных сфер в систему каждого небесного тела.

В модели древнегреческого астронома Калиппа было 34 сферы.

Еще более усложнилась эта модель в космологии Аристотеля, поскольку он пытался создать единую систему движения всех небесных тел, единый физический Космос на основе принципа отсутствия пустоты. В его модели Вселенной сферы различных планет передают свое движение друг другу, вследствие чего теряется независимость движения каждого отдельного светила (планеты). Чтобы сохранить независимость движения каждой планеты, Аристотель вынужден был добавлять к каждой системе сфер дополнительные сферы, компенсирующие вращательный эффект первых. В результате в аристотелевской модели количество основных и компенсирующих сфер достигает 55-ти.

Концепция гомоцентрических сфер не получила развития в после аристотелевскую эпоху из-за ее принципиального недостатка. Античные астрономы зафиксировали факт изменения яркости планет при их движении по небесному своду и сделали правильный вывод, что это свидетельствует об изменении расстояний планет от Земли. В концепции же гомоцентрических сфер расстояние от любой планеты до Земли постоянно.

В результате возникла потребность в поиске новых теоретических моделей описания движений небесных тел.

Одно из направлений поиска было связано с идеями и теориями античного гелиоцентризма (Гераклид Понтийский, Аристарх Самосский), однако они вступили в противоречие с принципами античной механики (не знавшей закона инерции), с общими мировоззренческими представлениями о центральном положении Земли, человека во Вселенной (антропоцентризм) и пр.

Эпициклы и деференты. Гиппарх впервые использовал в астрономии предложенный Аполлонием Пергским геометрический метод описания неравномерных периодических движений как результата сложения более простых – равномерных круговых. Неравномерное периодическое движение можно описать с помощью кругового, используя теорию эпициклов (движение небесных тел происходит равномерно по круговой орбите - эпициклу, центр которого совершает равномерное вращение вокруг Земли по круговой орбите — деференту), и (или) теорию эксцентриков (небесные тела равномерно движутся по окружности, центр которой не совпадает с центром Земли).

В древнегреческой астрономии использовались обе эти теории. Уже Аполлоний и Гиппарх знали, что обе теории могут приводить к одинаковым результатам. Гиппарх привлекал для описания движения Солнца и Луны теорию эксцентриков. Он определил положение центров эксцентриков для Солнца и Луны, впервые в истории астрономии разработал метод и составил таблицы для предвычисления моментов затмения (с точностью до 1—2 ч).

Появившаяся в 134 г. до н.э. новая звезда в созвездии Скорпиона навела Гиппарха на мысль, что изменения происходят и в мире звезд. Чтобы в будущем легче было замечать подобные изменения, Гиппарх составил каталог положений на небесной сфере 850-ти звезд, разбив все звезды на шесть классов и назвав самые яркие звездами первой величины. Сравнивая свои результаты с измерениями координат звезд, выполненными за полтора века до него в Александрии (Аристиллом и Тимохарисом), он обнаружил, что все звезды, отмеченные в его каталоге, как бы сместились по долготе, т.е. вдоль эклиптики, к востоку от начала отсчета долгот — точки весеннего равноденствия (пересечение эклиптики и экватора). Иначе говоря, долготы звезд возросли.

Читайте также: